Основные виды движений. Ходьба и Бег 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные виды движений. Ходьба и Бег



 

Основные движения – это жизненно необходимые для человека движения, которыми он пользуется в своей многообразной деятельности: ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье; постоянным, необходимым компонентом этих движений является чувство равновесия.

Основные движения имеют динамический характер. Они вовлекают в работу большое количество мышц и повышают жизнедеятельность всего организма, активизируя все физиологические процессы. Развитие основных видов движений связано с воспитанием психических процессов: познавательных – внимания, памяти, восприятия, представлений, воображения, мышления; волевых – собранности, внимания, целенаправленности осознанных ребёнком действий, умения согласовывать свои действия в коллективе и т.д. Также основные движения способствуют воспитанию у детей эстетических чувств и развитию ориентировки в пространстве.

Основные движения делятся на циклические и ациклические. Характерной особенностью первых является постоянное выполнение однообразных циклов (круг), когда всё тело и его отдельные части непрерывно возвращаются в исходное положение (например ходьба, бег).

Движения циклического типа быстрее усваиваются и автоматизируются. Это объясняется регулярным повторением циклов, закрепляющим в систему последовательность двигательных элементов данного цикла

Движения ациклического типа не имеют повторных циклов (метание, прыжки). Каждое такое движение заключает в себе определённую последовательность двигательных фаз, имеет определённый ритм отдельных фаз.

Ходьба – основной, естественный способ передвижения человека, относящихся к типу циклических движений. Задачей упражнений, формирующих правильный навык ходьбы, является воспитание у ребёнка правильной осанки, легкого, устремлённого шага вперёд, согласованности движений рук и ног, содействующей уравновешиванию всего тела, формированию свода стопы.

Бег – движение циклического типа. Как и ходьба, он характерен повторностью циклов, чередованием моментов опоры на плоскость, поочерёдным вынесением ног вперёд, согласованностью движений рук. Во время бега есть фаза полёта, когда обе ноги бегущего находятся в отрыве от почвы. Момент полёта усиливает быстроту передвижения человека, увеличивает длину шага, придав возможность двигаться вперёд по инерции с расслабленными мышцами. Задачей упражнений при обучении бегу является выработка лёгкого, быстрого, свободного, устремлённого вперёд движения с хорошей координацией рук и ног.

 

 

Ходьба

 

Ходьба – основной способ передвижения человека. Она относится к циклическим движениям. Цикл движений при ходьбе состоит из чередующихся шагов правой и левой ногой. Последовательность этих движений таков: перенос вперед одной ноги, в то время как другая опирается на почву; опора о почву обеими ногами; перенос вперед другой ноги; опора о почву обеими ногами. Затем начинается новый цикл в той же последовательности. При этом сокращение мышц чередуется с относительно продолжительным их расслаблением. Это позволяет ходить относительно длительное время без утомления.

Движения плечевого пояса и рук способствуют сохранению равновесия при ходьбе. Движения эти ритмичны и согласуются с движениями ног; при выносе правой ноги вперед правая рука отводится назад и, наоборот, при выносе левой ноги вперед левая рука отводится назад.

Амплитуда движения рук зависит от высоты подъема колена, ширины шага, темпа ходьбы.

Существует большое количество видов ходьбы, каждый из которых по-разному влияет на организм человека:

– ходьба с высоким подниманием колена, широким шагом, полуприседе и полном приседе способствует развитию всех основных групп мышц, связок, суставов, а также усиливает работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

– ходьба на носках, пятках, краях стоп укрепляет мышцы, связки стопы и предупреждает развитие плоскостопия;

– ходьба в различных построениях (в колонну по одному, по два, четыре) и в различных направлениях (змейкой, по кругу) развивает у детей глазомер, помогает воспитывать у них умение согласовывать свои движения с движениями других детей, действовать в коллективе;

– при выполнении ходьбы в различных темпах у детей развивается быстрота двигательных реакций. Обычная ходьба не связана с большой физиологической нагрузкой на организм и используется для успокоения организма.

Ребенок начинает овладевать ходьбой в конце первого или начале второго года жизни. В этом возрасте организм располагает способностью к осуществлению лишь разрозненных движений, подобных рефлексам сгибания, разгибания, хватания и т.п. Затем эти разрозненные двигательные реакции интегрируются в акты локомоции. На этом этапе развитие циклических движений происходит в связи с формированием нервных подкорковых интегрирующих центров локомоции.

Обучение ходьбе осуществляется в определённой последовательности. Начинается оно с обычной ходьбы.

Обычная ходьба

Детей надо учить обычной ходьбе!!! Если этого не делать, то неправильные навыки могут прочно закрепиться и превратиться в походку, изменить которую у взрослых представляет большие трудности. Ребенок на первом году жизни овладевает ходьбой. Этому помогают подготовительные упражнения, которые укрепляют все основные группы мышц: ползание, переворачивание с живота на бок, спину, со спины на бок, живот, поднимание головы, приподнимание, ритмические подпрыгивания, переступание, держась за предметы. Первые попытки переступать вдоль барьера, ходить при поддержке взрослого проявляются у ребенка в возрасте 7–9 месяцев. С этого времени ребенок учится ходить. Навык ходьбы формируется постепенно.

Необходимо учить детей следующему:

– голову и корпус держать прямо, но не напряженно, плечи слегка отвести назад, живот подобрать, рот закрыть, дышать через нос. Идти ровным шагом, поднимая ноги от земли не слишком высоко, но и не шаркая ими, с перекатом с пятки на носок;

– согласовывать движения ног и рук: правая нога выносится вперед одновременно с левой рукой, а левая нога – одновременно с правой рукой;

– ходить по прямой, не отклоняясь в стороны, сохраняя направление.

При ходьбе взгляд ребенка направляется вперед на пол, землю (на расстоянии 2–3 м), и он сам выбирает себе дорогу. В процессе жизненного опыта человек приобрел способность одновременно распределять свое внимание еще и на другие объекты, смотреть налево, направо и разговаривать с рядом идущим. У ребенка еще не развита способность распределять внимание: дети смотрят себе под ноги, контролируя их положение зрением, так как у них еще не сформировались мышечные ощущения.

Дети раннего возраста в исходном положении держат ноги согнутыми, туловище у них недостаточно выпрямляется. Опорная нога, согнутая в колене, создает невыгодное условие для размаха переносной ноги и поэтому недостаточно выносится вперед, что укорачивает шаг. Недостаточная гибкость стопы препятствует полному ее «перекату» с пятки на носок и отталкиванию носком от почвы.

Ребенок, начинающий ходить, вначале не поднимает носок перед опусканием столы на землю, не умеет перекатывать стопу с пятки на носок – он опускает всю стопу сразу, как бы «шлепая» ею о почву. Носки ног его часто обращены внутрь. Ноги он не поднимает высоко, поэтому шаркает ими.

Чтобы научить детей повыше поднимать ноги, используются зрительные ориентиры – перешагивание через предметы. Выполняя это задание, ребенок старается повыше поднимать ноги, ставить ноги перекатом с пятки на носок и идти в определенном направлении. В связи с выпрямлением ног в коленях, при переносе их через предмет увеличивается амплитуда взмаха переносной ноги и длина шага.

При зрительном контроле за постановкой стопы на почву у детей воспитывается глазомер и мышечное ощущение. В дальнейшем дети ставят ногу на почву, не проверяя ее положения зрением.

При обучении детей правильной постановке ног наряду с показом, объяснением, зрительными ориентирами в дальнейшем используются имитации: дети, подражая, например, лошадкам, стараются ходить, поднимая ноги повыше.

Характерная особенность ходьбы детей – параллельная постановка стопы; носки ног при этом обращены внутрь. У взрослых же, при правильной ходьбе, стопы развернуты кнаружи под углом в 12–35°. Чтобы научить детей развертывать стопы несколько кнаружи, используются зрительные ориентиры. Для этого рисуют на дорожке стопы, слегка развернутые кнаружи, и дети ставят ноги точно по рисункам.

Высота предметов для перешагивания, ширина шага и угол развернутости стопы от группы к группе увеличиваются, и дети постепенно приучаются к правильной ходьбе.

Чтобы помочь детям при ходьбе соблюдать равномерную длину шага, им дают задание ходить через линии, нарисованные на одинаковом расстоянии, перешагивать через предметы, разложенные на полу (обручи, кубики, шнуры). При этом учитывается средняя длина шага у детей разных возрастных групп, и предметы кладутся на соответствующую ширину.

У детей наблюдается неравномерный темп ходьбы (неустойчивость темпа). Они идут то быстро, почти бегом, то замедляют шаг. Для регулирования темпа используются звуковые раздражители: удары в бубен, хлопки, музыкальное сопровождение. Темп ходьбы в процессе обучения с возрастом становится медленнее. У взрослых темп ходьбы равен 110–120 шагов в минуту. При скорости 160–170 шагов в минуту шаг делается короче, и ходьба переходит в бег. При темпе 200 шагов в минуту ходьба становится невозможной. Средняя скорость ходьбы у взрослого 4,5–5 км в час.

В дальнейшем при обучении ходьбе обращается внимание детей на положение корпуса и головы. Для этого необходимо наряду с показом и объяснением использовать зрительные ориентиры. Детям дают задание идти и смотреть на воспитателя (в младшей группе) или на предметы, подвешенные на стене выше головы ребенка. Кроме того, используются и кожно-мышечные ориентиры (ходьба с предметом на голове и др.).

Согласование движений ног и рук не требует особого обучения: детям можно дать задание – размахивать руками, как маятник часов, как деревья во время сильного ветра. Дети научатся размахивать руками с большой амплитудой. А затем ее можно регулировать увеличением темпа ходьбы, шириной шага и заданием повыше поднимать колени. Если ребенок идет обычным шагом (не широким), не поднимает высоко ноги, идет в среднем темпе, то амплитуда взмаха рук будет небольшая. Амплитуду взмаха рук можно увеличить, если детям дать задание повыше поднимать ноги или шире делать шаг, идти в быстром темпе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 3815; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.014 с.)