Рассмотрим основные факторы ЗОЖ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассмотрим основные факторы ЗОЖ.



1. Рациональный труд и отдых. Человек проводит полжизни на работе. Высокая трудовая активность, удовлетворенность трудом и сознательное, активное участие в создании гигиенических условий труда способствуют сохранению здоровья и повышению работоспособности. Это работа по способности (не карьеризм), трудолюбие, работа с радостью, устранение вредных для здоровья влияний окружающей среды, соблюдение правил охраны труда.

А. Рациональный труд - это (а) нагрузки по возрасту и полу и (б) соблюдение перерывов в работе.

Б. Рациональный отдых – это отдых после работы: а) пребывание на свежем воздухе не менее 1 часа и б) соблюдение длительности сна не менее 7 часов (норма – 8 часов, лечебный сон – 9 часов).

Физкультура и спорт.

Цель этого направления ЗОЖ – использовать все основные функции мышц, указанные в таблице №3 (содержание таблицы целесообразно рассматривать факультативно). В организме 650 мышц – но их количество не заменяет качество, которое заключается в их функциях. Согласно научным данным мышцы выполняют в организме около 20 функций. Это, образно говоря, и наша печка, и второе сердце, и источник крепкой нервной системы и т.д. Недостаточное врожденное развитие мышц и неполное их использование, особенно в условиях гиподинамии, рано приводят к заболеваниям организма.

Сегодня дефицит двигательной активности (гиподинамия) становится все более острой проблемой. Среди населения занимаются физкультурой лишь 8-10% Без движения невозможно существование человека. Гиподинамия (гипокинезия) приводит к избыточному весу, снижению резервных адаптационных возможностей и сопротивляемости организма к простудным и сердечно-сосудистым заболеваниям, нервным срывам, увеличению числа инфарктов. На возможность развития этих болезней указывает появление у конкретного человека, так называемых, гипокинетических симптомов:

  • быстрая утомляемость при физической нагрузке;
  • избыточная масса тела за счет отложения жира;
  • снижение иммунитета;
  • развитие астенического синдрома;
  • расстройства в деятельности ЦНС и обмене веществ;
  • отставание у детей в развитии двигательных качеств;

Для поддержания нормальной жизнедеятельности человек обязан выполнять минимум

движений – суточную двигательную активность, в которую входят: 1) трудовая деятельность, 2) активность при проведении физической культуры и 3) спонтанная физическая нагрузка в свободное время. Ребенку обязателен необходимый объем движения для созревания организма.

Для детей и подростков разного возраста и пола существует гигиенический норматив суточный движений – локомоций. Например, для школьников не менее 2 часов, включая утреннюю гимнастику, физкультуру на уроках, подвижные игры на переменах, ежедневные игры или прогулки на свежем воздухе не менее 1,5 часа и спортивные занятия в секциях (не менее 2 раз в неделю). Однако, наши дошкольники движутся лишь на 50-60% от потребности, а школьники в 2-2,5 раза меньше нормы.

Физическая культура человека является элементом его общей культуры и проявляется в знании назначения физических упражнений и закаливающих процедур и следовании этим знаниям.

В соответствии с современными данными в состав компонента ЗОЖ «Физкультура и спорт» включаются три направления: А) ежедневные оздоровительные мероприятия с закаливающими процедурами, Б) система спортивных упражнений и В) туризм. Каждое направление имеет свои особенности и задачи, изложенные в таблицах.№1 и №2. Рассмотрим их более подробно.

А) Ежедневные оздоровительные мероприятия -включают 3 составных части: А-1) утреннюю гимнастику, А-2) закаливание и А-3) ежедневные оздоровительные нагрузки.

А-1) Утренняя гимнастика.

Ее задача снять остаточное торможение после сна, активизирует деятельность организма, в частности мышц и ЦНС, включает эмоциональную радость. «Снулый, холодный, безрадостный» - вот облик школьника, вышедшего утром из дому без утренней гимнастики.

В состав упражнений утренней гимнастики включают двигательные и силовые упражнения. Длительность ее у детей до 10 лет 5-6 мин. и у старших возрастных групп - до 12-15 мин. Показателем эффективности проведения утренней гимнастики является потоотделение, то есть включение мышц в обогрев организма. После зарядки целесообразно перейти к утренним закаливающим процедурам.

А-2) Закаливающие процедуры

Закаливание – важное звено в системе физического воспитания детей и подростков. Закаливание – система мероприятий, повышающих устойчивость организма к микроклиматическим факторам и сопротивляемость к инфекционным агентам и простудным заболеваниям.

При закаливании включаются – рефлекторный, гуморальный и клеточный механизмы адаптации. Внешние раздражители (термические, механические) воспринимаются нервными окончаниями кожи и передаются в ЦНС, с участием которой формируются:

1) сосудодвигательные и трофические ответные реакции, которые передают тонус внутренним органам и системам;

2) улучшаются трофика тканей и обменные процессы;

3) повышаются защитные силы организма (иммуногенез);

4) формируется устойчивость к физическим нагрузкам и микроклиматическим воздействиям окружающей среды (температуре, влажности и др.). Специфическая роль закаливания – выработать терморегуляторную реакцию: и на холод - предупредить переохлаждение организма и при замерзании не довести до простуды или ОРЗ; и на жару – не довести до перегревания.

5) увеличивается содержание гемоглобина и количество кислорода в крови.

Виды закаливания:

- водные обтирания - местные (рук/ног, туловища) и общие;

- водные обмывания - местные (рук/ног, туловища) и общие. Целесообразно водные обтирания

или обмывания холодной водой после утренней гимнастики.

- воздушные ванны. Для детей 2 – 7 лет проводятся утром и после дневного сна: раскрыть одеяло и открыть форточку на 1,5 – 2 мин., при температуре воздуха - 23оС. Взрослым воздушные ванны рекомендуются при посещении бани: чередование холодного воздуха с парилкой;

- солнечные ванны (для детей старше 1,5 лет, назначаются после 10-15 курсов воздушных ванн продолжительностью от 1,5-3 до 30 мин.);

- контрастные души, проводимые несколько раз в неделю хороший антистрессовый и закаливающий эффект к метеорологическим факторам и дают

Эффект от закаливающих процедур возникает при соблюдении принципов закаливания:

- систематичность по времени: проводится ежедневно в течение года (не забывать, что рефлексы угасают у детей через 5-7 дней, у взрослых – через 2-3 недели);

- постепенность нагрузки: в зависимости от возраста обтирание мокрым полотенцем – обрызгивание – обмывание; начинают с местных и заканчивают общими процедурами;

- комплексность в закаливании - сочетать с физическими упражнениями, подвижными играми перед закаливающими процедурами. Эффект закаливания возрастает при чередовании отдельных участков тела с холодовым воздействием.

Плохое настроение ухудшает качество закаливания. Воздушные ванные тонизируют нервную систему, тренируют аппарат терморегуляции, повышают обмен веществ, улучшают сон и аппетит.

Водные процедуры являются более крепкими после воздушных процедур и имеют как физиологическое, так и гигиеническое значение. При одной и той же температуре с воздухом вода сильнее раздражает нервную систему. Поэтому к водным процедурам надо подходить постепенно: начинать с обтирания мокрым полотенцем, затем холодной водой до пояса, потом общий душ, купание в открытом водоеме.

Солнечные ванны повышают иммунитет, принимать их рекомендуется с 9 до 12 час., постепенно увеличивая с 10 мин. до 1-1,5 час. Не рекомендуется загорать лицам с рыжими волосами, больным гипертонией, атеросклерозом, туберкулезом, в период менструации, беременным, имеющим большое количество родинок (возможность меланомы).

А-3) Ежедневные оздоровительные двигательные нагрузки должны обеспечивать оптимальную физическую нагрузку на мышцы, оздоровить организм.

От чего оздоровить? От гиподинамии.

Оптимальный оздоровительный двигательный режим предупреждает развитие гиподинамических симптомов. Цель ежедневных физических нагрузок – оздоровить организм, поддержать стройную форму тела и отдалить старость. Они направлены на тренировку сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата и терморегуляции, создание психологического благополучия.

Выбор форм и средств физических нагрузок зависит от пола, возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Обычно ежедневные физические упражнения включают: пребывание не менее 3 часов на ногах или 10 тыс. шагов, или оздоровительную форсированную ходьбу, или пробежки рывками, или бег, или физические упражнения в спортивном зале.

Задача форсированной ходьбы, пробежек и бега на свежем воздухе – за более короткое время наверстать недополученную физическую нагрузку и снять кислородное голодание. Ходьбу надо начинать с медленного шага – 70-90 шагов/мин, убыстряя потом до 90-120 шагов/мин – продолжительностью до 1 часа.

Продолжительность оздоровительных пробежек или бега может не превышать 30 мин. Для начинающих и малотренированных целесообразно чередовать ходьбу с пробежками по 5-10 мин., ориентируясь по самочувствию, дыханию и частоте сердцебиения. Появление при этом форсированного дыхания очень важно, так как в обычной жизни человек использует лишь 25% поверхности легких. По мере тренировок пробежки можно удлинять и, однажды, вы почувствуете, что вам не надо останавливаться, чтобы отдышаться.

Достаточность физических нагрузок для профилактики гиподинамии можно обеспечить и в спортзале, занимаясь со спортивными снарядами и на станках. Но пребывание на свежем воздухе предпочтительнее, поскольку кроме нагрузок человек получает дополнительную порцию кислорода.

Б. Спорт.

Имеется в виду спорт в обычной жизни, а не для побития рекордов - как элемент ЗОЖ

Цель спортивных мероприятий - развивающая, укрепляющая, поддерживающая мышечную деятельность и снабжение организма кислородом (оксигенация).

Но для различных возрастных групп эти цели различны. Спортивные упражнения развивают и укрепляют мышцы детей и подростков. У взрослых их роль сводится к поддержанию физического тонуса и нормальному функционированию внутренних органов.

Нормальные, в смысле достаточные для данного человека, спортивные нагрузки укрепляют мускулатуру, сохраняют подвижность суставов и прочность связок, уменьшают жировые отложения; предохраняют сосуды и сердце от разрывов, снижают кровяное давление; стимулируют обмен веществ, придают прилив сил, успокаивают нервную систему, помогают справляться со стрессами, повышают работоспособность, улучшают состав крови, пожилым дают биологическую молодость - кураж и удовольствие

Ежедневных оздоровительных упражнений в принципе отличаются спортивных (табл. №2).

Вот бегут или едут на велосипеде два человека. Тот, кто бежит по принципу оздоровительных упражнений не напрягается, всегда может прервать упражнения, отдохнуть и продолжать их или закончить. При спортивном беге молодой человек расширяет свои возможности, а взрослый сохраняет форму через преодоление психологического барьера: «не могу – надо!». Именно в этот период расширяются возможности человека – легких, сердечно-сосудистой системы, идет прирост мышц и укрепляется воля. Вторая особенность спортивных упражнений в их большей продолжительности - до 2-3 часов, в связи с чем организм подвергается большей оксигенации. Это дает больший заряд бодрости и запас кислорода на несколько последующих дней. Поэтому спортивные упражнения целесообразно проводить на открытом воздухе.

Человеку, не занятому физической работой, необходима «аэробная физическая тренировка» - способ снабжения тканей кислородом и повышения его потребления. Должны работать группы крупных мышц, но без перенапряжения. В группе людей, которые применяли спортивные упражнения на открытом воздухе, снизилась смертность на 23%, инсультов на 36%, гипертоний - на 48%, повысилась продолжительность жизни.

Существует много видов двигательной активности. Современные ученые рекомендуют 5 основных видов спортивной аэробики: ходьба, бег, плавание, велосипед и лыжи. Спортивные мероприятия, в отличие от оздоровительных, выполняются с учетом определенного времени и протяженности. Поэтому рекомендуя вид спортивных упражнений, необходимо указывать их продолжительность и километраж. Естественно, рекомендации определяются с учетом возраста, пола и физической подготовленности. Так, например для хорошо физически развитого юноши, продолжительность бега, лыжных прогулок или езды на велосипеде должна быть не менее 1-2 часов, а протяженность дистанции – соответственно 5, 10 и 40 км. Спортивные упражнения должны выполняться не реже 2-3 раз в неделю. Интенсивность нагрузок должна достигать 50-85% от максимального дыхания.

При выполненииспортивных физических нагрузок должны соблюдаться следующие принципы:

- постепенность - в увеличении нагрузки по возрастанию ассортимента упражнений и числа

их повторений; соблюдение периодов занятий – разогрев, нагрузка, остывание;

- систематичность - регулярность занятий по дням и часам, формируя навык; нарушение

систематичности или перерыв в течение 2 недель приводит к потери уровня

достигнутых результатов;

- комплексность – разнообразность в наборе физических упражнений;

- расширение - своих возможностей через их преодоление; руководящий лозунг - «не могу

- надо» – приводит к развитию, укреплению мышц и воспитывает волю.

В) Туризм.

Туризм реализуется при смене обстановки. Цель туризма – снизить стрессовое состояние, укрепить мышечную и нервную системы. При путешествии мы получаем новые положительные эмоциональные ощущения. Особое значение имеют летние оздоровительные физические нагрузки – на свежем воздухе, солнце и на воде, содержащие положительные эмоции, закаливающие процедуры и физическое напряжение. Пребывание на свежем воздухе повышает сопротивляемость организма к нагрузкам, Подтянутость, стройность, жизнерадостность, загар, желание работать – итог туризма. Это достигается при туризме протяженностью не менее 2 недель в году.

3. Рациональное питание (см. лекцию № 10).

4. Борьба с вредными привычками - преодоление тяги к курению, пьянству, ограничение

употребления соли и еды на ночь и др.

5. Личная гигиена (см. лекцию № 18).

6. Профилактика стресса включает.

А) Рекомендации по предупреждению стресса: аутотренинг - занятия, снижающие психическое напряжение. Этому способствует активная жизненная позиция, оптимизм, высокий культурный уровень.

Б) Снижение уровня профессионального и социального стресса: повышение профессионального мастерства, формирование отношений людей с взаимным уважением, поддержкой, вниманием – в трудовом коллективе, в семьях, между молодыми и пожилыми, с больными и инвалидами. Бережное отношение к окружающей природе, культура поведения в обществе, на работе, общественном транспорте, общественных местах. Создание нормальных семейных условий.

7. Медицинская активность - это активная деятельность человека по предупреждению заболеваний, когда человек сам активно обследуется с профилактической целью и принимает меры по недоразвитию заболеваний. Она включает в себя:

А) профилактические ежегодные осмотры (у стоматолога, гинеколога, терапевта; лабораторные

обследования крови и др.) и диспансеризацию;

Б) своевременное обращение за медицинской помощью при заболевании;

В) выполнение лечебных предписаний;

Г) отказ от самолечения (но уметь оказывать первую медицинскую помощь и самопомощь, уметь ухаживать за больными дома).

К сведению: Обследование населения показывает, что 60% несвоевременно обращается к врачу при заболеваниях, 40% не знает, что у них гипертония, а 20% знавших не лечатся. Лишь 20% здоровых считают, что надо заниматься своим здоровьем, а среди больных – лишь 10%.

40% рабочих не проходят ежегодные профосмотры, хотя среди них треть хронических больных. Низкая медицинская активность отмечается среди родителей: 95% уверены, что знают достаточно о профилактике детских заболеваний, но при проверке таких оказывается лишь 40%. Эти трудности в воспитании населения являются проблемами санологии.

  1. Методы и формы гигиенического воспитания. К ним относятся: собственный пример, ролевые игры, беседы, листовки (памятки), санитарные бюллетени, вечера вопросов и ответов, выставки.

Кроме общих рекомендаций здоровым лицам, существуют специальные рекомендации ВОЗ по преодолению факторов риска к заболеваниям. Например, программа по профилактике ИБС и других хронических заболеваний включает: рациональное питание (мало жиров животного происхождения, много овощей и фруктов для снижения уровня холестерина в крови и предупреждения тучности, сокращение потребления соли); отказ от курения и алкоголя; раннее выявление повышения кровяного давления и свертываемости крови и борьба с ними; поддержание нормального веса тела и регулярные ежедневные физические упражнения (бег, ходьба); снижение уровня социального и профессионального стресса. Выполнение этой программы позволило снизить среди участников смертность от ИБС за 8 лет в Москве на 25%, в Японии на 36%, в США на 32%, в Англии на 16%. И эти меры оказались эффективнее лекарств.

Контрольные вопросы

  1. Определение понятия «здоровье человека» по ВОЗ и основные определяющие его факторы.
  2. Составляющие группы риска для здоровья в понятии «образ жизни».
  3. Что такое валеология и санология?
  4. Определение ЗОЖ и два направления его формирования.
  5. Мотивы и девизы, необходимые для выполнения рекомендаций ЗОЖ.
  6. Основные компоненты ЗОЖ.
  7. Методы и формы гигиенического воспитания ЗОЖ.
  8. Что такое «рациональный труд и отдых».
  9. Основные принципы рационального питания.
  10. Основные направления компонента ЗОЖ «физкультура и спорт».
  11. Система оздоровительных мероприятий и их роль в укреплении здоровья.
  12. Задачи и виды ежедневных оздоровительный двигательных нагрузок.
  13. Основные принципы выполнения спортивных упражнений.
  14. Принципы и виды закаливания организма.
  15. Медицинская активность.

Таблица №1. Компоненты и рекомендации по формированию здорового образа жизни.

1- е направление – (а) создание, построение программы и (б) развитие, усиление, активизация

положительных для здоровья мотивов, условий, факторов, обстоятельств;

2-е направление - исполнение: (а) преодоление, уменьшение факторов риска и (б)

формирование ЗОЖ (кто хочет – тот добивается; кто не хочет – ищет оправдание).

Компоненты ЗОЖ Рекомендации по выполнению ЗОЖ
1. Рациональный труд и отдых А. Рациональный труд: Нагрузки по возрасту и полу. Перерывы в работе (по возрасту и профессии). Б. Рациональный отдых (режим дня): Пребывание не свежем воздухе не менее 1 часа. 2. Длительность сна – не менее 7- 9 час.
2.Физкультура и спорт А. Оздоровительные мероприятия: А-1. Утренняя гимнастика – до 10 мин. (бодрость, включение мышц и ЦНС в функционирование). А-2.Закаливающие процедуры(повышение иммунитета и устойчивости к микроклиматическим факторам): Водные обтирания (местные, общие). Водные обмывания (местные, общие). Воздушные ванны. Солнечные ванны. А-3. Регулярные физические упражнения – ежедневные (профилактика гиподинамии): !)3 часа на ногах. 2) ходьба - 1 час с частотой от 70-90 до 90-120 шагов/мин. 3) пробежки рывками – 30 мин. или бег Б. Спортивные мероприятия- физические нагрузки на открытом воздухе - 1-2 раза в неделю (развитие, укрепление и поддержание мышечного тонуса, оксигенация): быстрая ходьба или бег 5-20 км; езда на велосипеде или лыжные прогулки до 1 час.; плавание, спортивные игры и др. не менее 1-1,5 час. В) Туризм. – 2 недели - 1 месяц в году (общее оздоровление).
3. Рациональное питание 1.Достаточность пищи по качеству и количеству в соответствии с полом, возрастом и физическими нагрузками. 2. Сбалансированность по Б,Ж,У, микроэлементам, витаминам. 3.Соблюдение режима питания (по времени и рациону). 4. Пищевые добавки.
4. Борьба с вредными привычками Курение, пьянство, пересаливание пищи, еда на ночь, жевание жвачки натощак и др.
5. Личная гигиена Уход за кожей, волосами, полостью рта, одеждой, обувью, рациональный распорядок дня.
6. Профилактика стресса А) Мероприятия по предупреждению стресса (аутотренинг). Б) Снижение уровня профессионального и социального стресса.
7.Медицинская активность Профилактическая активная деятельность человека по предупреждению заболеваний: А) Профилактические осмотры. Б) Ежегодная диспансеризация. Б) Своевременное обращение за медпомощью при заболевании. В) Выполнение лечебных предписаний.

Таблица №2. ДЕВИЗЫ, МОТИВЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НЕКОТОРЫХ КОМПОНЕНТОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (на примере ежедневных физических оздоровительных упражнений и спорта)

ЕЖЕДНЕВНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ СПОРТ
ДЕВИЗЫ
ПРЕОДОЛЕЙ СЕБЯ! (общий)
НЕ ХОЧУ – НАДО! НЕ МОГУ – НАДО!
Преобладающие МОТИВЫ (ориентировочные возраста)
1.Нравиться юношам (девушкам) (12-25 лет). 2. Соответствовать занимаемому социальному статусу (20-40 лет). 3. Быть здоровым (35-60 лет). 4. Быть долгожителем (старше 60 лет). БЫТЬ СИЛЬНЫМ, МУСКУЛИСТЫМ, ВОЛЕВЫМ, ВЫНОСЛИВЫМ! (для юношей и девушек) СОХРАНИТЬ ФОРМУ, ОЗДОРОВИТЬ СЕБЯ, ПРОДЛИТЬ МОЛОДОСТЬ, УКРЕПИТЬ СЕРДЦЕ! (для взрослых)
ЧТО ДАЕТ В ИТОГЕ?
ПРОФИЛАКТИКА ГИПОДИНАМИИ РАЗВИВАЕТ, УКРЕПЛЯЕТ и ПОДДЕРЖИВАЕТ мышечный тонус; обеспечивает ОКСИГЕНАЦИЮ (снабжение организма необходимым объемом и запасом кислорода)
ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ
Ежедневно, не менее: - 3 часа НА НОГАХ; - 10 ТЫСЯЧ ШАГОВ; - 0,5 часа ПРОБЕЖКИ рывками; -1 час. БЫСТРОЙ ХОДЬБЫ (120 шагов в мин) Не реже1-2 раза в неделю, систематически: - 1 час БЕГА, ПРОБЕЖЕК или - 5-10 км бега - езда на велосипеде - 40 км; , пробежек на лыжах и т.д.
     

Таблица №3. Двадцать основных функций мышц для здоровья человека.

  1. Функция движения. Благодаря мышцам человек передвигается, осуществляет задуманное.
  2. Функция поддержки. Мышцы поддерживают наш скелет. Особенно важна поддержка позвоночника. – «осанка». Через позвоночник проходят нервы и сосуды, пережатие которых от сдавливании позвонков друг другом из-за слабости мышц (сколиоз) нарушает нормальное функционирование внутренних органов.
  3. Мышцы – это наша печка. От сгорания глюкозы в мышцах образуется тепло, которое согревает тело. Мало мышц у нетренированного человека или они не включились в работу – тепло не вырабатывается, наступает озноб, что приводит к частым ангинам и ОРЗ. Во время сна мышцы переходят на анаэробное питание гликогеном, при котором выделяется согревающее тепло: мало мышц – спать холодно.
  4. Мышцы – второе сердце. Сердце выбрасывает кровь в артерии. Обратно с нижних конечностей она поступает по венам с помощью мышц ног и клапанов вен. При слабости мышц образуется застой крови в венах нижних конечностей и развивается тромбофлебит и геморрой. Без физических тренировок снижается тонус мышц и сосудов, понижается давление (гипотония) у одних и повышается у других (гипертония).
  5. Мышцы – вторые легкие: место усвоения кислорода. Именно здесь усваивается основная часть вдохнутого нами кислорода. При гиподинамии снижается снабжение организма кислородом, что отражается в первую очередь на работе мозга: ухудшается память, снижается тем развития молодого организма, его самосовершенствование, а у взрослых ускоряются процессы старения.
  6. Мышцы – место переработки глюкозы. При работе мышц глюкоза окисляется, создавая АТФ и энергию. Без нагрузки мышц (гиподинамии) уровень глюкозы в крови повышается и она переходит в гликоген, который скапливается в печени, а затем в виде жировых отложений, для этого повышается расход инсулина, перенапрягается поджелудочная железа, что приводит к диабету. Запас гликогена в мышцах обеспечивает спринтерский бег – тренированные мышцы, имея больший его запас, обеспечивают большую продолжительность пробежки без форсированного дыхания.
  7. Без движения снижается иммунитет, что приводит к частому возникновению острых простудных и обострению хронических заболеваний верхних дыхательный путей, гнойничковых заболеваний кожи.
  8. Малоподвижность снижает уровень кальция в крови, что проявляется в ухудшении свертываемости крови, появлением судорог мышц ног по утрам, ломкостью ногтей и костей
  9. Мышцы – источник эмоциональной радости Систематическое занятие физическими упражнениями или спортом вызывает прилив сил, улучшается настроение, снижается вероятность возникновения стрессов.
  10. Слабые мышцы – почва для частых срывов нервной системы (стрессов). При слабости мышц человек делается «истеричным», «взрывчатым» по пустякам, часты головная боль, чувство тяжести в теле, сонливость днем, бессонница ночью. Легкость возникновения стрессов подготавливает организм к спазмам коронарных сосудов или сосудов головного мозга, что приводит к стенокардии (ИБС) и заканчивается инфарктом или инсультом.
  11. Мышцы тренируют сердце У физически неактивного человека сердце бьется чаще на 20-30% (80-90 уд/мин), объем сердца уменьшается, снижается активность механизмов регуляции сердца: при небольшой нагрузке сердце «заходится» - частота сердечных сокращений увеличивается, минутный объем крови не достигает 20 л/мин (у тренированных – 40 л/мин), возникают боли и перебои – аритмии, что ускоряет приход болезней сердца.
  12. Гиподинамия снижает перистальтику желудочно-кишечного тракта, приводит к запорам, в результате чего возникает дисбактериоз, трещины заднего прохода, воспаляется геморрой.
  13. При гиподинамии жиры в организме не сгорают, увеличивается в крови количество холестерина, который откладывается в стенках сосудах, способствуя возникновению атеросклероза.
  14. Люди с нетренированными мышцами метеозависимы, плохо переносят снижение кислорода в воздухе (в жаркий период, в метро, в автобусе), возникает слабость, головокружение. Уменьшение способности легких усваивать кислород приводит к перенапряжению сердца, которое вынуждено чаще сокращаться для доставки кислорода к органам, особенно к мозгу, страдающего от недостатка кислорода.
  15. Зрение при малоподвижности ухудшается, что вызывается ухудшением снабжения глаз кислородом (в начальных классах детей с плохим зрением – 4%, в старших – 50%). Особенно этот процесс ускоряется у пожилых людей.
  16. Узкогрудость, малая экскурсия легких – из-за малоподвижности легкие не развиваются, уменьшается рабочая поверхность легких, уменьшается захват эритроцитами кислорода, чаще работает сердце, органы недополучают кислород, развивается ацидоз (закисление) организма, что ускоряет старость. Оксигенация организма при физических нагрузках на открытом воздухе является профилактикой ацидоза.
  17. Функции печени и поджелудочной железы при физической нагрузке (бег, ходьба) улучшаются, очищается ткань легких (у курильщиков), уходят недуги: бессонница, стрессы, депрессия, улучшается настроение, «хочется жить».
  18. Мышцы – наши санитары. Мышцы связаны с одной стороны с пищеварительной системой, усваивая необходимые вещества, с другой – с мочевыделительной системой, выделяя переработанные продукты обмена. Работающие мышцы чистят кровь, поглощая излишки питательных веществ, и тем самым оздоравливают организм, подымают тонус, заряжают энергией, дают здоровье.
  19. В здоровом теле – здоровый дух! Занятие спортом укрепляет силу воли. Один из принципов занятия спортом – постоянное повышение результатов – дается через преодоление себя: не могу – надо! Спортивный человек – волевой. Сильный дух – сильна жажда жизни - крепко здоровье.
  20. Занятия спортом и физкультурой продлевают половую активность, сохраняя молодость души, свежесть эмоций, молодость духа.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция Российской Федерации, 1993 (изм.№1-ФКЗ от 2004 г.).
  2. Водный кодекс Российской Федерации, 1995.
  3. Земельный кодекс Российской Федерации, 1997.
  4. Закон №5487-1 «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», 1993.
  5. Федеральный закон №125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», 1998.
  6. Федеральный закон №181 «Об основах охраны труда в Российской Федерации»,1999.
  7. Федеральный закон №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,1999.
  8. Федеральный закон №29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов»,2000.
  9. Федеральный закон №197 «Трудовой Кодекс Российской Федерации»,2001.
  10. Постановление Правительства РФ №426 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге», 2000.
  11. СанПиН 42-123-4147-86 «Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов».
  12. СанПиН 50-86 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты».
  13. СанПиН 2.08.01-89 «Жилые здания».
  14. СанПиН 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных поселений».
  15. СанПиН 2.3.2.560-96 «Гигиенические требования к качеству и безопасности пищевых продуктов. Санитарные нормы и правила».
  16. СанПиН 2.1.4.554-96 «Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».
  17. СанПиН 2.1.4-1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
  18. СанПиН 2.1.6.1032.01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».
  19. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений».
  20. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификации предприятий, сооружений и иных объектов».
  21. СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров».
  22. СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы».
  23. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».
  24. СП 3.1.1.1117-02 «Профилактика острых кишечных инфекций».
  25. Приказ Минздрава России № 621 «О комплексной оценке здоровья детей», приложение «Алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно (по результатам профилактических медицинских осмотров»; 2003.
  26. Приказ Минздрава России № 60 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических медицинских осмотров детей дошкольных и школьных возрастов на основе медико-экономических нормативов»,1995.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Дубровский В.И. Здоровый образ жизни. М.: Изд-во «RETORIKA-A», 2000, - 559 с.
  2. Королева А.А. (под ред.) Медицинская экология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. М.: Изд-во «АСАDEMA»,2003,-189 с.
  3. Лисицын Ю.П.(под ред.). Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения. Казань: Изд-во НПО «Медикосервис», 1999, - 697 с.
  4. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней, М., Изд-во «АСАДЕМА»,2001,-319 с.
  5. Королёв А.А. Гигиена пимания.М.,2005,205 с.
  6. Кучма В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения – среда обитания».- М.,2003.
  7. Кучма В.Г., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М., 2009,240 с.
  8. Натарова Н.А. Биологически активные добавки к пище». Изд-во «Полная энциклопедия». СПБ. 2001,-250 с.
  9. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. Учебник для вузов. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс»,2002, - 511 с.
  10. Рахманин Ю.А. (под ред.). «Современные проблемы гигиены города,методология и пути решения». Материалы пленума Научного совета по экологии человека и гигиене окружвающей среды РАМН и Минздравсоцразвития РФ 21-22 декабря 2006 г. М.,2006,- 394 с.
  11. Румянцев Г.И. (под ред.). Гигиена. Учеб для вузов. М.: Изд-во «ГЭОТАР-МЕД», 2002,- 607 с..
  12. Сахно И.И., Сахно В.И. Медицина катастроф (учебник). - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, «Защита», 2002 г.
  13. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова П.М. Общая гигиена с основами экологии человека. Учебник для мед училищ. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс»,2001,- 414 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 889; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.66.188 (0.039 с.)