Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания



 

Физкультурные занятия оказывают большое влияние на всестороннее развитие ребенка: формируется и развивается внутренний мир – мысли, чувства, нравственные качества, поведение. Об этом писал еще П.Ф. Лесгафт, который рассматривал двигательную деятельность как фактор развития человека. В результате двигательной деятельности дети учатся понимать некоторые явления, происходящие в окружающем мире и организме человека. Прежде всего это относится к представлениям о времени, пространстве, продолжительности движений и т.д. Простое решение двигательной задачи – как выполнить упражнение быстрее, что нужно сделать, чтобы исправить ошибку, – представляет собой цепь умственных операций, которые включают наблюдение, обобщение, сравнение. Выполняя задачи различной степени трудности, дети приобретают опыт творческой деятельности. Занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент крепкого здоровья, которое позволяет полноценно заниматься умственной деятельностью. Упражнение – многократное повторение ребенком действий заданного содержания. Под воздействием занятий физическими упражнениями, в результате положительного влияния чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения кратковременных физических нагрузок, которые оказывают положительное влияние на течение психических процессов, улучшается умственная работоспособность ребенка.

Известно, что основой всех нравственных взаимоотношений являются дружеские отношения. В двигательной деятельности они формируются путем подбора упражнений, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстниками, добиться общей цели. Наиболее распространенной формой проявления дружеских взаимоотношений является помощь товарищу, согласованные действия при выполнении общего двигательного задания, взаимоконтроль за качеством движений, ответственность перед ровесниками. Дети осознают принадлежность к коллективу и учатся управлять своим поведением. Таким образом физкультурные занятия формируют нравственное поведение ребенка.

Физкультурные занятия способствуют развитию волевых черт характера. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные игры и физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий, при выполнении которых возникает необходимость применять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Волевая активность повышается также путем словесного воздействия: объяснения, убеждения, оценочных суждений.

Занятия физическими упражнениями формируют эстетику движений, воспитывают эстетические чувства. Детям объясняют, что движения человека красивы, когда они выразительны и целесообразны. Многие упражнения выполняются коллективно, под музыкальное сопровождение, что требует особенной согласованности, синхронности, вызывает положительные эмоции. У детей формируются эстетические представления о красоте в физическом развитии человека. Красота гармонично развитого тела человека – обязательный элемент представлений об эстетических преобразованиях с помощью физического воспитания. Таким образом, в процессе обучения движениям у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические качества, сознательное отношение к своей деятельности.

Одна из задач физического воспитания – формирование системы двигательных умений и навыков. В теории физического воспитания двигательное умение определяется как степень владения двигательным действием, которая отличается необходимостью подробного, сознательного контроля за действием, невысокой быстротой, нестабильностью итогов, небольшой прочностью запоминания. Есть умения, для освоения которых не требуется повторений: достаточно объяснения воспитателя, как нужно держать мяч, обруч, палку, чтобы у детей появилось умение выполнить это сразу. Но есть более сложные умения, требующие продолжительных упражнений для их правильного выполнения (ведение мяча, прокатывание обруча и др.). Двигательные умения последовательно переходят в навык.

Двигательный навык – это степень владения техникой действия, при которой управление движениями осуществляется автоматизированно и действия отличаются высокой надежностью.

Двигательные навыки развиваются в процессе индивидуального опыта и представляют собой сложную систему условно-рефлекторных связей. Навык не исчезает даже при продолжительных перерывах и дает возможность ребенку быстро и точно выполнять действия, что содействует возникновению положительных эмоций. Сформированные ранее навыки могут облегчить или усложнить формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков – “положительный перенос” – происходит в тех случаях, когда в технике движений есть сходство, например, навыки игры в лапту помогают освоить бросание мяча вдаль. “Отрицательный перенос” может возникнуть при одновременном разучивании движений, которые имеют разные конечные фазы. Например, навык приземления в прыжках в длину с разбега может замедлить формирование навыка приземления в прыжках в высоту с разбега. Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать при планировании работы по обучению детей движениям. Если отсутствует подкрепление, двигательный навык разрушается. Разрушение происходит последовательно: вначале дети чувствуют неуверенность в своих силах, потом теряется способность к точной дифференцировке движений, исчезает индивидуальность в технике выполнения. Внешне это выражается в качественном ухудшении двигательного действия. Однако двигательный навык не исчезает полностью, сохраняется сравнительно долго, и после упражнений он быстро восстанавливается.

На быстроту образования двигательных навыков оказывают воздействие эмоции, интерес, сознательное отношение детей к двигательной деятельности.

Процесс обучения детей движениям состоит из следующих этапов: первоначальное разучивание, углубленное разучивание, закрепление навыка и усовершенствование техники.

1. Э тап первоначального разучивания физического упражнения: формирование умения выполнять новое двигательное действие в общих чертах – воспитатель показывает упражнение детям и подробно объясняет все элементы, которые входят в его состав.

2. Э тап углубленного разучивания физического упражнения: уточняется правильность выполнения деталей техники, вырабатывается умение выполнять их слитно. Простые по содержанию и структуре движения воспитатель напоминает детям, не пользуясь показом. Если движения сложные, нужен показ и объяснение. На этом этапе у детей активизируется внимание, творческое мышление и желание самостоятельно выполнить движение.

3. Этап закрепления двигательного навыка и усовершенствования техники: стимулирует детей к самостоятельному выполнению движений, создает возможности применения их в играх. Воспитатель словами регулирует движения дошкольников, предлагает им творческие задания, направленные на воспитание творческого отношения к двигательной деятельности.

Следовательно, этапы обучения физическим упражнениям – это педагогический процесс взаимной деятельности воспитателя и ребенка, направленный на освоение последним двигательного действия.

Физическая подготовленность – уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека.

Одна из важных сторон физического воспитания дошкольника – развитие физических качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости. При недостаточном развитии физических качеств обучение физическим упражнениям затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно. Физические качества проявляются через определенные умения, двигательные навыки. Двигательные навыки реально существуют при наличии определенных физических качеств.
С педагогических позиций взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия.

Среди физических качеств особое место занимает ловкость.

Ловкость – комплексная способность человека целесообразно координировать свои движения, точно выполнять их и рационально решать двигательные задачи.

Проявление ловкости в большой степени зависит от пластичности корковых нервных процессов, от способности человека отличать темп, амплитуду и направление движений, от степени напряжения и расслабления мышц, умения ориентироваться в окружающей среде, сохранять равновесие.

Показателем ловкости может служить время выполнения таких заданий, как бег с поворотами (“челночный бег”), бег с обеганием препятствий и др.

Быстрота характеризуется как способность человека осуществлять движения с определенной скоростью и проявляется в разных формах:

– быстрая реакция на сигнал к действию;

– быстрота одиночного движения;

– способность в короткое время увеличивать темп движений (по сигналу);

– частота циклических движений (бег, плавание, ходьба на лыжах и т.д.).

В практике дошкольного воспитания о быстроте движений ребенка судят по скорости бега на короткие дистанции (10–30 м), которая выражается количеством метров, преодоленных в секунду (м/с).

Сила –способность человека преодолевать внешнее сопротивление в процессе двигательной деятельности за счет мышечных напряжений. Уровень мышечной силы определяется возрастом человека и зависит от степени развития костно-мышечной системы, функционального состояния нервных центров, которые регулируют частоту, степень и объем мышечных сокращений. Существует несколько понятий силовых способностей человека: абсолютная сила – способность проявлять максимальное напряжение в относительно короткий отрезок времени. Эта способность оценивается обычно с помощью динамометра. Выражается она в килограммах.

Относительная сила – это величина силы, которая приходится на 1 кг веса тела. Относительная сила определяется делением показателя абсолютной силы на вес тела.

У детей дошкольного возраста она составляет 1,5–1,8 условных единиц (Е.Н. Вавилова). Это значит, что ребенок может поднять вес, который превышает его собственный вес.

Выносливость – способность человека длительное время выполнять мышечную работу без снижения ее интенсивности.

Физиологическая сущность качества выносливости заключается в способности организма ребенка противостоять утомлению. В теории и практике физического воспитания широко распространено деление выносливости на общую и специальную. Общая выносливость больше всего свойственна детям дошкольного возраста. Она проявляется при выполнении продолжительной, малоинтенсивной работы, которая включает действие большей части мышечной системы ребенка. Если двигательная деятельность ограничена каким-либо видом (плавание, ходьба на лыжах), то говорят о специальной выносливости. Она зависит от техники владения движениями, уровня развития силы, быстроты и т.д.

 

 

1.2Задачи и средства физического воспитания детей

Содержание физического воспитания – это деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, организацию благоприятной материальной среды, обеспечивающей ребенку безопасность жизнедеятельности, питание и способствующей его двигательной активности. Физическое воспитание – организованный педагогический процесс, направленный на разностороннее морфологическое и функциональное совершенствование организма в соответствии с требованиями общества.

Именно поэтому в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется физической культуре, организации оздоровительной работы с детьми.

Для осуществления физического воспитания детей воспитателю необходимо:

• уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей;

• формулировать задачи физического воспитания на определенный период (например на учебный год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей;

• проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к достижению цели;

• организовывать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях;

• уметь сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами;

• владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.

Воспитатель также должен:

– иметь четкие позиции в отношении к собственному здоровью, искать действенные способы своего оздоровления;

– быть убежденным в значимости физической культуры как одной из задач и важнейшего средства разностороннего развития личности;

– систематически заниматься оздоровительными видами физических упражнений, вести здоровый образ жизни.

Физическая подготовка – это профессиональная подготовленность воспитателя к осуществлению физического воспитания. Воспитатель детского сада как специалист по физической культуре должен обладать определенным уровнем двигательных умений и физических качеств, необходимых в работе с детьми.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая, помимо указанных компонентов, включает также учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Цель физического воспитания – формирование у детей здорового образа жизни. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Оздоровительными задачами физического воспитания являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Учитывая специфику возраста, задачи определяются в более конкретной форме:

• помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата;

• способствовать развитию всех групп мышц, особо – мышц-разгибателей, правильному соотношению частей тела;

• способствовать совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

• способствовать правильному функционированию внутренних органов, развитию функции терморегуляции, центральной нервной системы (тренировать процессы возбуждения и торможения, их подвижность), органов чувств, двигательного анализатора.

Образовательные задачи физического воспитания – формирование представлений о своем организме, навыков выполнения основных движений, представлений о режиме, об активности и отдыхе.

Воспитательные задачи физического воспитания направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

В системе физического воспитания используются психогигиенические, эколого-природные факторы, а также движения и физические упражнения, выступающие в форме целостного двигательного режима.

Психогигиенические факторы физического воспитания – это общий режим труда и отдыха, питание, гигиена одежды, обуви, физкультурного оборудования и т.д. Эти факторы способствуют осуществлению цели и задач физвоспитания лишь при условии полного физиологического и психологического комфорта ребенка. Поэтому при оценке эффективности этих факторов учитывается, насколько каждый из детей их принимает, понимает и старается им следовать.

Эколого-природные факторы физического воспитания – это необходимость больше времени проводить в естественной среде – на воздухе, чаще соприкасаясь с природой; больше двигаться, используя все разнообразие способов движений в естественной природной среде. Природа – среда обитания человека, источник его здоровья, физического и двигательного развития. Солнце, воздух, земля, вода могут щедро одарить ребенка здоровьем, если научить его с благодарностью принимать этот дар. Детям нужно ступать босыми ногами на землю, подставлять под лучи жаркого солнца и свежего ветра свое тело, использовать любую возможность, чтобы побродить по воде, знать и выполнять специальные упражнения, развивающие зрение, слух, обоняние, осязание.

Особенно важно правильно использовать природные факторы в качестве закаливающих процедур, их следует органически включать в режимные процессы. Например, облегчить одежду, обувь во время физкультурных мероприятий, использовать холодную воду при умывании и полоскании горла и рта после еды и т.д.

Физические упражнения – движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания. В результате глубокого изучения возможностей детского организма учеными были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения. Эти данные используются при разработке программ для дошкольных учреждений.

Двигательная деятельность – деятельность, направленная на физическое и двигательное развитие ребенка, основным компонентом которой является движение. Двигательная деятельность является также средством разностороннего развития детей.

1.3 Принципы физического воспитания в системе физического воспитания
в дошкольном учреждении

Система физического воспитания в дошкольном учреждении строится на определенных принципах:

1. Принцип оздоровительной направленности. Воспитатель детского сада несет ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка, он обязан обеспечить рациональный общий и двигательный режим в дошкольном учреждении, создать оптимальные условия для игр и занятий детей. При введении новшеств в педагогический процесс следует помнить главное правило – “не навреди здоровью”. В дошкольном учреждении обязательна организация медицинского контроля.

2. Принцип разностороннего развития личности. При решении специфических физкультурных задач решаются также задачи умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. На любом физкультурном мероприятии воспитателю необходимо стремиться активизировать мыслительную деятельность, создавать условия, в которых ребенок самостоятельно ищет наиболее рациональный способ поведения, упражняется в трудовых действиях, фиксирует внимание на красках, формах окружающей обстановки и оборудования, эмоционально воспринимает ритм, музыку.

3. Принцип гуманизации и демократизации. Независимо от избранной системы воспитания в целом или его отдельных направлений (авторские программы или методики, тип учреждения) в основе любого педагогического процесса лежит физическое, психическое и социальное благополучие каждого из детей. Вся физкультурная работа строится на основе комфортности – ребенку нужны приятные эмоции от общения со сверстниками, физические упражнения (чувство “мышечной радости”), победа над своим неумением, понимание, что он делает что-то очень важное для своего здоровья, ощущение результата. Недопустим авторитарный стиль отношений с детьми. Воспитатель не должен быть безразличным к тому, что отдельные дети не любят зарядку, ленивы в движениях. Для каждого нужен свой “волшебный ключик” – то средство, которое заставит “неумейку” научиться, вовлечет малоподвижного в интересную двигательную деятельность.

Демократизация физического воспитания предполагает предоставление воспитателю права свободного выбора форм, средств и методов работы с детьми. Однако такое право должно гарантировать действительно высокие конечные результаты: здоровье, физическое развитие, двигательную подготовленность детей – по сравнению с исходными данными. Это обязывает воспитателя: уметь определять ближайшую зону физического и двигательного развития; находить наиболее результативные средства, формы и методы воспитания, объединяя их в систему; уметь оценивать эффективность используемых методик.

4. Принцип индивидуализации. Планируя работу с дошкольниками, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Коллективные формы работы по физкультуре целесообразны лишь тогда, когда они интересны для всех детей, обеспечивают для каждого оптимальную физическую нагрузку, индивидуальный темп двигательной активности и не допускают заорганизованности, командного стиля отношений.

Идея индивидуализации заложена и в режиме дня: он должен быть гибким для детей, удобным для родителей и воспитателей. Так, если кто-то из детей быстро утомляется, ему следует пообедать и идти спать. Выспавшийся ребенок не лежит в постели и не ждет, пока проснутся все остальные. Нецелесообразно также будить кого-то только потому, что все остальные уже проснулись.

Особой осторожности требует проведение закаливания, которое не может быть одинаковым для всех детей группы, так как здоровье у всех разное. Дети, часто болеющие, с отклонениями в физическом развитии, малоподвижные, не умеющие красиво и ритмично двигаться, имеют право на дополнительное внимание воспитателя, врача. Талантливые, опережающие в развитии сверстников ребята – на особые формы занятий, условия для развития способностей.

5. Принцип единства с семьей. Правильно воспитать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических навыков, развития двигательных навыков. Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях – физкультурных досугах и праздниках, походах.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.043 с.)