Основные средства обучения плаванию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные средства обучения плаванию



Основными средствами обучения плаванию являются различные общеразвивающие и специальные физические упражнения; подготовительные упражнения для освоения с водой; учебные прыжки в воду; игры в водной среде; упражнения для изучения техники спортивных способов плавания и совершенствования в ней [5, 13, 12, 35].

Эти упражнения различаются по особенностям воздействия и, как следствие, применяются для решения поставленных задач соответствующего этапа обучения. Соотношение упражнений каждой группы на разных этапах обучения и в отдельно взятом уроке зависит от возраста и подготовленности занимающихся, а также от условий проведения занятий. Так, при обучении не умеющих плавать больше времени на первых уроках уделяется изучению упражнений для освоения с водой.

В связи с тем, что к средствам физического воспитания наряду с физическими упражнениями относятся естественные силы природы, гигиенические факторы, то применение физических упражнений при обучении плаванию связано с системным гигиеническим и закаливающим воздействием на занимающихся специфических свойств водной среды.

Таким образом, плавание по особенностям своего воздействия на организм человека является уникальным видом физических упражнений. Если же занятия проходят в естественном водоеме, то комплексное влияние естественных факторов природы – солнца, воздуха и воды – проявляется в значительно большей степени, что необходимо учитывать при организации и проведении уроков, дозировке физических упражнений, времени пребывания в воде.

Такие группы физических упражнений как общеразвивающие и специальные применяются с целью [11, 18, 22, 26, 33]:

- физического развития организма;

- развития основных физических качеств, которые определяют результативность обучения и тренировки в плавании (координация движений, сила, быстрота, выносливость, подвижность в суставах);

- выполнения вне водной среды движений, сходных по форме и характеру с движениями, выполняемыми в воде, что естественно содействует процессу обучения.

Для физического развития обучающихся используются различные физические упражнения, а также занятия другими видами спорта: строевые и общеразвивающие гимнастические упражнения; спортивные и подвижные игры — волейбол, футбол, баскетбол; легкоатлетические упражнения — ходьба, бег, прыжки, метания; ходьба на лыжах; бег на коньках; гребля; езда на велосипеде [7, 8, 16, 20]. Повышение уровня общего физического развития занимающихся способствует быстрому и качественному освоению навыка плавания.

Укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие мышечного корсета, формирование правильной осанки в процессе обучения плаванию происходит благодаря выполнению общеразвивающих упражнений.

Уровнем развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, подвижность в суставах, координация) обусловливаются скорость обучаемости и в конечном счёте спортивные достижения в плавании. Основным движителем пловца в способах плавания кролем на груди и на спине и дельфине являются крупные и мощные мышцы туловища, плечевого пояса и рук.

На первых этапах обучения плаванию, когда человек не в состоянии проплывать дистанции в воде, нужно совершенствовать выносливость, что необходимо для повышения уровня развития этого качества. При этом можно использовать следующие виды физических упражнений: ходьбу, бег, спортивные и подвижные игры и др., активно применяя повторный и интервальный методы выполнения гимнастических упражнений.

Для развития такого физического качества как быстрота необходимо включать в содержание занятий по обучению плаванию спортивные и подвижные игры, выполнение упражнений в максимальном темпе в течение короткого промежутка времени: прыжков, ускорений в беге, метаний, специальных гимнастических упражнений и упражнений в воде, в том числе на первых этапах обучения — упражнений в движении ног, взявшись за бортик руками, в скольжении или плавании при помощи движений ног с доской и т.д. [5, 11, 14]

Упражнений общеразвивающего характера условно избирательно направлены на совершенствование различных физических качеств.

Так А.И. Бурханов указывает, что применение различных видов физических упражнений, как правило, способствует системному развитию некоторых физических качеств. Поэтому, например, выполняя упражнения для развития силы, подвижности в суставах, быстроты и выносливости, занимающиеся параллельно совершенствуют и координацию движений. Чередование темпа выполнения движений (медленно – быстро), изменение амплитуды (малая – большая) и мышечных усилий (минимальные — максимальные), т. е. контрастные по характеру действия, направлены на совершенствование двигательной функции.

Имитация вне водоёма движений, которые по форме и характеру сходны с выполняемыми в воде, помогает скорейшему и качественному освоению техники спортивного плавания. С формой гребковых движений руками, как при плавании кролем на груди и на спине, новички знакомятся, выполняя на суше различные круговые движения плечами и руками типа «мельница» в положении стоя и согнувшись.

С необходимостью преодолевать механическое сопротивление воды при выполнении гребков руками новички предварительно знакомятся на суше, используя упражнения с резиновыми амортизаторами или бинтами. При этом сопротивление не должно превышать величины 40-50% от максимальной для обучающегося величины, которая определяется при единовременном выполнении этого упражнения. Наряду с динамическими используются статические упражнения с изометрическим характером напряжения работающих мышц. Они даются, например, для ознакомления с мышечным чувством, возникающим при имитации «скольжения» (принять положение «скольжения» у стены и несколько раз напрячь мышцы туловища, рук и ног).

По мнению Н.Ж. Булгаковой, развитие и совершенствование физических качеств начинающего пловца быстрее и эффективнее осуществляется вследствие применения общеразвивающих и специальных физических упражнений, чем только средствами плавания. Именно поэтому в подготовительную часть каждого занятия по плаванию обязательно включается комплекс общеразвивающих и специальных физических упражнений на суше, содержание которого определяется задачами, которые поставлены в уроке.

Поскольку выполнение такой системы готовит начинающего пловца к успешному освоению учебного материала в непривычных для него условиях водной среды, то специалисты рекомендуют начинать его примерно за два месяца до начала обучения плаванию.

В течение всего периода обучения плаванию комплекс упражнений должен выполняться ежедневно дома во время утренней гигиенической гимнастики. При составлении комплексов следует учитывать условия для проведения занятий, а также возраст и физическую подготовленность занимающихся. Как правило, в комплекс включается 10-15 упражнений, которые могут частично или полностью заменяться другими упражнениями (в зависимости от задач, которые ставятся на очередном этапе обучения, и уровня подготовленности занимающихся).

При разработке комплекса упражнений руководствуются следующими принципами. В самом начале выполняются разогревающие и дыхательные упражнения: ходьба в разном темпе с различными положениями и движениями рук, бег с прыжками и движениями рук, прыжки со скакалкой, спортивная или подвижная игра, после них — упражнения комплексного воздействия, в которых задействованы большие группы мышц: приседания, наклоны, выпады с наклонами и др. Далее будут следовать упражнения на развитие различных групп мышц: плечевого пояса, рук, брюшного пресса, спины, ног.

Упражнения силового характера должны предшествовать упражнениям на развитие гибкости, так как без предварительного разогревания мышц могут произойти растяжения и наблюдаться боли в мышцах и суставах. После упражнений силового характера выполняются упражнения на расслабление. Система упражнений завершается имитацией техники плавания или упражнений, которые выполняются в воде, т.к они являются связующим звеном между двумя частями занятия, проводимыми на суше и в воде. Каждое упражнение комплекса повторяется 6-20 раз. Упражнения для развития силовой выносливости повторяются сериями до появления чувства усталости тех групп мышц, которые выполняют основную работу при плавании. Упражнения, направленные на развитие гибкости выполняются до появления чувства лёгкой боли.

Подготовительные упражнения для освоения с водой помогают решить следующие задачи: формирование кинестетических, слуховых, зрительных, тактильных, дыхательных и вестибулярных рефлексов, которые являются основой целесообразного поведения в водной среде; освоение позы пловца и воспитание так называемого чувства опоры о воду и техники правильного дыхания в воде, что является важной частью подготовки к освоению навыка плавания.

Применение подготовительных упражнений помогает обучающемуся ознакомиться с физическими свойствами воды: плотностью, вязкостью, температурой, а также ощутить действие архимедовой силы воды и чувства опоры о воду. В результате устраняется естественный страх перед водой, формируется умение ориентироваться и уверенность поведения в непривычных условиях водной среды.

Упражнения для освоения с водой необходимо выполнять при задержке дыхания. Это позволяет увеличить плавучесть тела обучающихся и помогает им быстрее и лучше почувствовать, что их тело легче воды и может без особых усилий держаться на её поверхности.

Освоение с водой проходит параллельно с изучением простейших упражнений техники спортивных способов плавания.

Пристальное внимание уделяется упражнениям в скольжениях, которые содействуют постановке равновесия, горизонтального положения тела, улучшению обтекаемости при плавании, тренируют умение напрягать мышцы туловища и вытягиваться вперед, увеличивая длину скольжения. Скольжение фактически является основным упражнением для выработки наиболее эффективной рабочей позы и оптимальных усилий мышц, которые направлены на сохранение горизонтального положения тела.

Чувство воды помогают выработать элементарные гребковые движения руками и ногами: «Полоскание белья», «Лодочка», «Футбол», «Пишем восьмерки». Чувство воды способствует формированию умения опираться о воду, чувствовать ее ладонью, предплечьем, стопой, голенью, что является основой для постановки рационального гребка.

Умения правильно дышать и смотреть в воде, формируются на первых занятиях и являются необходимыми компонентами правильного перемещения в воде. Навыки погружения под воду с головой облегчают овладение такими элементами прикладного плавания, как ныряние в длину и глубину. Некоторые упражнения для освоения с водой (например, «Поплавок», «Медуза», «Погружения в воду с головой») после того, как обучаемые научатся погружаться с головой в воду, всплывать, лежать на воде и т. д., становятся ненужными и не включаются больше в уроки.

По мнению А.В. Козлова упражнения для освоения с водой обязательны для занимающихся любого возраста, любой подготовленности — от не умеющих держаться на поверхности воды, до хорошо плавающих. Эти упражнения являются основным учебным материалом первых уроков плавания, а также игр и других мероприятий на воде.

Эти упражнения выполняются при глубине воды – до пояса или груди занимающегося.

Упражнения для освоения с водой разделяют на пять подгрупп: 1) упражнения для ознакомления со спецификой воды, 2) погружения в воду с головой и открывание глаз в воде, 3) всплывания и лежания на воде, выдохи в воду и скольжения.

Прыжки в воду при обучении плаванию помогают устранить страх перед водой, быстрее освоиться в новой среде, а также подготовиться к освоению стартового прыжка и элементов прикладного плавания.

В процессе обучения плаванию в детских бассейнах-лягушатниках, где глубина воды доходит до уровня пояса или груди занимающихся, прыжки в воду применяются как одно из средств освоения с водой. Такие прыжки воспитывают смелость и уверенность, а длительные погружения под воду с головой после выполнения прыжка совершенствуют ориентировку под водой и умение выполнять гребковые движения руками в противоположном направлении по отношению к поверхности воды.

Начинающие пловцы могут начинать прыгать в воду раньше, чем научатся плавать, но только при условии, что педагог находится в воде. При этом необходимо выбирать прыжки таким образом, чтобы при их выполнении исключить возможность удара о дно. Это в основном спады в воду из положения сидя или в упоре присев на бортике, при выполнении которых обучаемый практически почти плашмя падает с высоты 30-50 см в воду. Перед выполнением занимающимися соскоков вниз ногами с шага или с прыжка нужно предупредить их о том, что они должны сгибать ноги в коленных суставах (это предохраняет от удара о дно).

Прыжки в воду выполняются обучающимися разных возрастов и с большим желанием, внося оживление в занятие. Это учитывается при обучении плаванию в бассейнах, глубина которых не позволяет проводить игры и развлечения на воде, и обязательно включать в уроки плавания выполнение прыжков в воду и игр с элементами прыжков.

Прыжки в воду проводятся, в начале основной или заключительной части урока плавания. Вход в воду в начале занятие допускается начинать прыжком по команде педагога, но только в случае если занимающиеся уже освоили один или несколько прыжков.

При изучении и выполнении прыжков в воду необходимо соблюдать следующие обязательные правила: проводить изучение прыжков в глубоких бассейнах только после того, как обучаемые научатся плавать;

при изучении прыжков в воду обязательно учитывать, что трудность прыжка повышается с увеличением высоты. Поэтому сначала все простейшие прыжки разучиваются с бортика бассейна высотой 20-30 см над уровнем воды, затем со стартовой тумбочки, далее – с трамплина высотой 1м, 3м и т. д.; при проведении прыжков соблюдать строгую дисциплину. Прыжки выполняются только по команде педагога, в бассейне глубиной 120 см, одновременно небольшой группой обучаемых, а в глубоком бассейне – по одному человеку. Команда для очередного прыжка дается, когда занимающиеся после выполнения прыжка отплывают в безопасное место или выходят из воды.

На занятиях плаванием с детьми обязательно применяются игры и развлечения на воде.

Игры и развлечения на занятиях плавания призваны содействовать: повышению интереса детей к повторению знакомых упражнений; повышению эмоциональности и уменьшению монотонии; воспитанию смелости, самостоятельности, инициативы; укреплению коллектива, воспитанию чувства товарищества.

Методика проведения игр предполагает выполнение обязательных требований. Так перед началом игры должна быть поставлена конкретная задача; игра должна быть адекватной уровню подготовки участников и оказывать позитивное эмоциональное влияние; игра должна способствовать проявлению активности, самостоятельности и инициативы участников.

И.М. Буллах считает, что игры, которые применяются при обучении плаванию, целесообразно делить на три группы.

I группа – игры, включающие элементы соревнований и не имеющие сюжета. Эти игры проводятся с начинающими пловцами на первых занятиях плавания. Они просты и не нуждаются в предварительном объяснении. Это игры в преодолении сопротивления воды, с погружением под воду, нырянием, прыжками в воду, всплыванием, выдохом в воду и открыванием глаз в воде, со скольжением и плаванием.

К ним относятся, например, такие игры как «Кто быстрее спрячется под воду», «У кого больше пузырей», «Кто дальше проскользит» и т. д. При наличии мелкого места в этих играх принимают участие дети, не умеющие плавать.

II группу составляют игры сюжетно-образного характера. Они являются основным учебным материалом на уроках плавания для детей младшего школьного возраста. Их начинают применять после того, как дети освоятся с водой, научатся передвигаться и уверенно чувствовать себя в новой среде. Среди этих игр встречаются такие, в которых необходимо разделение коллектива на соревнующиеся группы. Если сюжетная игра имеет сложные правила и взаимодействия между играющими, ее надо предварительно объяснить, а иногда и провести на суше. К сюжетно-образным играм относятся хорошо известные в плавании «Караси и карпы», «Поезд идет через «тоннель», «Рыбы и сеть» и другие, а также большая группа игр типа «Убегай – догоняй», с бегом и плаванием. Сюжетные игры представляют собой упрощенный вариант командных игр, поэтому результат действий игрока каждой группы должен немедленно оцениваться.

В III группу входят командные игры, для которых характерно объединение участников в равные по силам команды. В ходе игр предполагается коллективное взаимодействие и борьба за победу.

Эти игры укрепляет чувство коллективизма, инициативность, скорость ориентировки и умение взаимодействовать с товарищами по команде. Такие игры требуют от членов команды проявления самостоятельности, волевых усилий, умения управлять собой, что необходимо, например, при разрешении возможных игровых конфликтов. Добровольное ограничение своих действий правилами игры воспитывает сознательную дисциплину, приучает к ответственности за свои поступки.

При проведении игры нужно соблюдать некоторые правила:

- объясняя игру, необходимо точно рассказать особенности её содержание и правила, выбрать водящего и разделить играющих на относительно равные по силам команды;

- в каждой игре должны участвовать все обучающиеся, которые находятся в воде;

- в игру можно включать только упражнения и движения, которые уже освоены всей группой;

- если вода в бассейне имеет пониженную температуру, то игру проводят в быстром темпе;

- в течение игры нужно очень тщательно следить за соблюдением правил, строго наказывая при их нарушении: грубость, нетоварищеское поведение, нарушения правил игры и др.;

- игру останавливают, если возникает потребность сделать замечание кому-либо из игроков;

- после завершения игры необходимо оглашать результаты, назвать победителей и проигравших, особо поощрить взаимную помощь и действия в интересах коллектива;

- каждую игру нужно завершить своевременно, чтобы не было эффекта утомления.

Успешному проведению игр в воде с детьми младшего школьного возраста помогает активное участие педагога в игре. Это позволяет быстрее организовать обучающихся, вовлечь их в игру. Если учитель сам не участвует в игре, то он должен выбрать для себя место, которое бы позволяло хорошо следить за ходом игры.

Игры на воде должны проводиться на каждом занятии, как с начинающими, так и с хорошими пловцами. Постепенно от занятия к занятию в процессе повышения спортивной подготовленности обучающихся игры, в которых они участвуют, становятся более сложными.

Игры и развлечения на воде проводятся в конце основной и в заключительной частях занятия, продолжительность их составляет 5-20 мин, иногда и больше, в зависимости от содержания игры и от задач урока.

Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания и совершенствования в ней являются основным учебным материалом. Так, по мнению В.Ю. Давыдова изучение этих упражнений должны проводиться в строгой методической последовательности:

1. Создание зрительного представления о технике изучаемого способа плавания и доведение сведений о его спортивном, прикладном и оздоровительном значении с помощью словесных и наглядных методов. Таким образом, начинающих пловцов создается представление об изучаемом способе плавания, формируется мотивация и активное отношение к занятиям. При наличии мелкого места разрешаются попытки плавать показанным способом.

2. Предварительное практическое ознакомление с положением тела, особенностями дыхания, формой и характером гребковых движений изучаемого способа плавания. Проводится на суше, а также в воде с использованием общеразвивающих и специальных физических упражнений, которые имитируют по форме и характеру технику плавания, и упражнений для освоения с водой, которые являются элементами техники плавания.

3. Изучение элементов техники и их объединение в целостный способ плавания.

Техника способа плавания изучается раздельно в определённом порядке: положение тела; дыхание; движения ногами; движения руками; согласование движений.

При этом освоение элементов техники проводится в постоянно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном итоге выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении, являющемся рабочей позой пловца.

Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:

- ознакомление с движением на суше – проводится в общих чертах без совершенствования деталей движения, поскольку условия выполнения на суше и в воде различны;

- изучение движений в воде с опорой на месте — при изучении движений ног в качестве неподвижной опоры используют бортик бассейна, дно или берег водоема и др.; движения руками изучаются, когда занимающиеся стоят на дне по грудь или по пояс в воде;

- изучение в воде с опорой в движении – при изучении движений ног широко применяются плавательные доски; движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или в положении лежа на воде с поддержкой партнером;

- изучение в воде без опоры в движении — все упражнения этой группы выполняются в скольжении и плавании.

В связи с тем, что техника каждого способа плавания осваивается раздельно, то последовательное согласование разученных элементов техники и объединение их в целостный способ плавания проводится в определённом порядке:

1. Движения ног с дыханием;

2. Движения рук с дыханием;

3. Движения ног, рук с дыханием;

4. Плавание с полной координацией движений.

Первый и второй варианты согласования выполняются сначала с произвольным дыханием, затем с выдохами в воду, третий и четвертый варианты - сначала на задержке дыхания, затем с произвольным дыханием и выдохами в воду.

Несмотря на раздельное изучение техники плавания по частям, на этом этапе обучения необходимо стремиться к целостному выполнению способа плавания и его элементов, насколько позволяет подготовленность занимающихся.

4. Закрепление и совершенствование техники плавания. Ведущее значение здесь приобретает метод целостного выполнения техники. Поэтому в каждом занятии соотношение плавания с полной координацией движений и плавания по элементам с помощью рук и ног должно быть 1:1. Совершенствование техники плавания проводится с обязательным изменением условий выполнения техники движений. С этой целью применяются следующие варианты плавания:

- поочередное проплывание длинных и коротких отрезков (например, плавание вдоль и поперек бассейна);

- проплывание отрезков на наименьшее количество гребков в чередовании с проплыванием в заданном темпе;

- чередование плавания в облегченных и в усложненных условиях в заданном темпе (например, плавание по элементам и с полной координацией движений; плавание по элементам с поддержкой и без поддержки; плавание с задержкой дыхания и с полной координацией).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.62.119 (0.064 с.)