Тренинг коммуникативных навыков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тренинг коммуникативных навыков



Практически во всех случаях секс-терапии в той или иной степени необходим тренинг коммуникативных навыков. Парам может потребоваться выработка навыков отправителя и получателя. Отправитель — человек, желающий обсудить вопрос или проблему. Получатель — человек, с которым отправитель желает вступить в разговор. На ранних этапах вмешательства паре можно предложить в качестве источника информации перечень положительных коммуникативных навыков (таблица 9.3). Пара может практиковаться в применении этих навыков в своем повседневном общении.

Таблица 9.3.Перечень положительных коммуникативных навыков

(Бах Э.К. с соавт., 2008)

Навыки отправителя Навыки получателя
1. Придерживайтесь темы дискуссии. Не привносите в обсуждение старые или не имеющие отношения к делу темы. 1. Используйте виды поведения, показывающие вашу заинтересованность (контакт глазами, кивки в знак согласия, поза).
2. Укажите виды поведения, которые вам хотелось бы изменить, избегая при этом общих утверждений. Например, не следует говорить: «Тебе надо быть более добро­желательным». Лучше скажите: «Мне хотелось бы, чтобы ты уделял больше внима­ния хорошим вещам, которые я делаю, и меньше внимания моим просчетам». 2. Следите за своим поведением, пока не подойдет ваша очередь говорить. Не сле­дует перебивать или гримасничать.
3. Будьте честным и прямым. Не заставляйте партнера гадать, что вы имеете в виду. 3. Убедитесь в том, что правильно поняли отправителя. Для этого повторите свои­ми словами то, что вам не совсем ясно.
4. Говорите о своих чувствах или мыслях без обвинений и ярлыков. 4. Читайте невербальные знаки и отвечайте на них. Речь идет о выражении лица, же­стах и других видах языка тела. Например, можно сказать: «Ты хмуришься и выгля­дишь расстроенным». Это показывает ваше чуткое и внимательное отношение к чувствам отправителя.
5. Говорите во взрослой манере, не обращайтесь к партнеру свысока, словно он ре­бенок. Будьте вежливы и разговаривайте с партнером, как с человеком, которого вы уважаете.  
6. Не употребляйте слов «никогда» или «всегда». Пытайтесь использовать слова, от­ражающие реальную ситуацию или поведение. Это придаст больше смысла вашим утверждениям, и ваш партнер с большей вероятностью вас выслушает.
7. Если вы должны сказать партнеру что-либо неприятное, старайтесь проявить го­товность помочь, а не обидеть. Отметьте некоторые хорошие виды поведения сво­его партнера, прежде чем переходить к его проступкам. В результате вы затронете лишь поведение партнера, а не его самого.

 

Улучшение общей коммуникации способствует повышению удовлетворенности отношениями. Более того, применение этих навыков поможет партнерам об­суждать свои сексуальные проблемы в конструктивной манере. Большинство пар испытывает трудности при обсуждении своих сексуальных отношений. Партнеры могут отвести для этого специальное время, когда их ничто не будет отвлекать. Хотя выбрать такое время бывает труд­но, устранение отвлекающих моментов и совместное обсуждение помогают прий­ти к конструктивным выводам. Выделение такого времени и соблюдение договоренности о встрече говорит о том, что каждый высоко ценит отношения с парт­нером.

Партнеров следует поощрять к обсуждению своих сексуальных проблем. Если они этого не делают, будут накапливаться недоразумения. Психотерапевт поощряет партнеров высказывать свои предпочтения относи­тельно различных форм стимуляции или определенной сексуальной активности. После сексуального контакта партнеры могут поделиться друг с другом своими впечатлениями о том, что понравилось, а что нет. Не следует, однако, высказы­вать критику сразу после занятий сексом. Некоторые пары отказываются от об­суждения своих занятий сексом. Они могут полагать, что «хороший любовник», не задавая вопросов, знает, что нужно партнеру. Психотерапевт помогает оспо­рить эту идею и включает предоставление обратной связи в упражнения с фоку­сированием на ощущениях.

 

Контрольные вопросы

1. В чем заключается методика терапии сексуальных расстройств с помощью концентрации на чувствах и ощущениях?

2. Что включает в себя программа терапии сексуальной дисфункции по Мастерсу и Джонсон?

3. Какие характеристики психотерапевта ока­зывают влияние на результаты терапии сексуальной дисфункции?

4. Назовите основные задачи диагностики сексуальной дисфункции.

5. В чем состоит преимущество психофизиологической оценки при сексу­альной дисфункции?

6. Назовите основные обстоятельства, которые могут затруднять терапию сексу­альной дисфункции.

7. Назовите основные методы вмешательства при сексу­альной дисфункции.

8. Назовите наиболее распространенные мифы о мужской и женской сексуаль­ности.

9. Назовите позитивные и негативные психологические факторы, влияющие на сексуальное функционирование.

10. Назовите позитивные и негативные физические факторы, влияющие на сексуальное функционирование.

11. В чем заключается методика когнитивного реструктурирования при сексу­альной дисфункции?

12. К решению каких задач побуждают своих пациентов поведенческие терапевты?

13. Опишите типичную последовательность упражнений на самостимуляцию при оргазмических расстройствах.

14. Опишите стратегии проработки факторов, которые могут снижать половое влечение.

15. Назовите положительные коммуникативные навыки отправителя и получателя, которые нужно развивать в процессе тренинга коммуникативных навыков при сексу­альной дисфункции.

Тестовый контроль

Вопрос 1. Какие из связанных с сексуальностью расстройства встречается чаще всего:

1) Парафилии

2) Расстройства половой идентичности

3) Сексуальные дисфункции

4) Аноргазмия

5) Эректильная дисфункция

 

Вопрос 2. Какой признак НЕ входит в картину психогенной импотенции:

1) Внезапное начало

2) Отмечается с одними партнерами и не отмечается с другими

3) Отсутствие ночных эрекций

4) Хорошая эрекция при мастурбации и недостаточная при половом акте

5) Тревожный характер

Вопрос 3. Как называется расстройство у женщины, при котором она не способна достичь в половом акте разрядки:

1) Оргазмическая дисфункция

2) Диспареуния

3) Вагинизм

4) Утрата полового влечения

5) Дисфория

 

Вопрос 4. Виргогамия — это:

1) Форма проявления фригидности

2) Девственный брак

3) Тип дисгамии, связанный с органичностью диапазона сексуальной приемлемости у одного из партнеров

4) Фетишизация девственности

5) Фетишистский трансвестизм

 

Вопрос 5. Что из перечисленного часто становится причиной виргогамии:

1) Мужская аноргазмия

2) Женская аноргазмия

3) Вагинизм

4) Преждевременная эйякуляция

5) Депрессия

 

Вопрос 6. Хотя чаще всего сексуальные дисфункции имеют психогенную природу, всегда следует до начала лечения убедиться в отсутствии у пациента/пациентки:

1) Когнитивных причин

2) Средовых причин

3) Органических причин

4) Эмоциональных причин

5) ВИЧ-инфекции

Вопрос 7. Психогенная импотенция предполагает следующее, кроме:

1) внезапного начала

2) отсутствия утренней эрекции

3) улучшения половой функции с одними партнерами по сравнению с другими

4) обсессий, связанных с половым членом

5) хорошей потенции при мастурбации, но не при сношении.

 

Вопрос 8. Какое из следующих утверждений по поводу вагинизма верно:

1) он затрагивает наружную треть влагалища
2) он проявляется только при попытке сношения
3) он провоцируется эротическим возбуждением
4) он делает невозможной мастурбацию у женщин
5) он доступен произвольному контролю.

 

Вопрос 9. Женщина с аноргазмией проходит курс сексуальной терапии, впервые описанной У. Мастерсом и В. Джонсон. Правильные утверждения по поводу ее лечения включают следующие, кроме:

1) лечение должно включать чтение литературы и объяснения по поводу сексуальности
2) женщину следует поощрять для достижения оргазма при мастурбации
3) мужу не следует разрешать присутствовать на терапевтических сеансах до завершающих этапов лечения

4) пациентке следует указать на нежелательность половых контактов на ранних этапах лечения
5) эта методика по своей ориентации в значительной степени является поведенческой.

Вопрос 10. В цикле сексуальной реакции выделяются следующие этапы, за исключением:

1) влечение (желание)

2) прелюдия

3) возбуждение

4) пенетрация

5) оргазм

 

 

Вопрос 11. Частыми причинами подавления сексуального желания являются следующие факторы, за исключением:

1) страхи, касающиеся интимной близости

2) проблемные взаимоотношения

3) маниакальное состояние

4) отклонение уровня гормонов

5) продолжительное заболевание

 

 

Вопрос 12. Сексуальное отвращение часто встречается:

1) у жертв изнасилований

2) у мужчин

3) у женщин

4) у подростков

5) у лиц умственного труда

 

Вопрос 13. Самой частой причиной эректильного расстройства у пожилых считается:

1) сосудистая патология

2) депрессия

3) болезнь Паркинсона

4) бедность

5) алкоголизм

 

Вопрос 14. В отсутствие вмешательства расстройство полового возбуждения у женщин может привести:

1) к болезненности полового сношения

2) к раку шейки матки

3) к виргогамии

4) к незапланированной беременномти

5) к депрессии

 

Вопрос 15. К возможным причинам расстройства полового возбуждения у женщин относят следующие, за исключением:

1) раннюю сексуальную травматизацию

2) реак­цию на искаженную информацию о пагубности секса

3) неприязнь или отвращение к непосредственному партнеру

4) промискуитет

5) усталость

 

Вопрос 16. Лечение вагинизма обыч­но подразумевает следующие меры, за исключением:

1) запрет на половой акт

2) тренинг напряжения и расслабления влагалищной мускулатуры для предотвращения рефлекторного напряжения влагалищных мышц

3) ступенчатое, самостоятельное осторожное введение женщиной себе во влагалище вагинальных расширителей все большего размера с применением смазочных средств на ежедневных занятиях

4) антидепрессанты

5) транквилизаторы

 

Вопрос 17. Болезненный коитус, или диспареуния чаще наблюдается:

1) у женщин

2) у мужчин

3) у молодых людей

4) у лиц с излишним весом

5) у пожилых людей

 

Вопрос 18. Вероятность преждевременной эякуляции возрастает:

1) после длительного воздержания

2) после физической нагрузки

3) после приема алкоголя

4) в результате приема обезболивающих средств

5) после экзамена

 

Вопрос 19. Регулярно испытывают оргазм по время половых сношений:

1) 50% женщин

2) 10% женщин

3) 90% женщин

4) 95% женщин

5) 5% женщин

 

Вопрос 20. К наиболее распространенным биологическим риск-факторам сек­суальной дисфункции, обладающим прямым действием, относятся следующие, за исключением:

1) сосу­дистые заболевания

2) диабет

3) алкоголь

4) лекарства

5) возраст.

 

Вопрос 21. Метод фокусирования на ощущениях был разрабо­тан:

1) Мастерсом и Джонсон

2) Келли

3) Воннегутом

4) Барлоу

5) Фрейдом

 

 

Библиография

Бах Э.К., Уинц Д.П., Барлоу Д.Х. Сексуальная дисфункция. В кн.: Клиническое руководство по психическим расстройствам / Под ред. Д. Барлоу. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. – С. 808-874.

Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. – 11-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 1167.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

Келли Г. Основы современной сексологии. – СПб: Издательство «Питер», 2010. – 896 с.

Мартин Х.П. Сексуальные расстройства и сексуальность. В кн.: Джекобсон Дж.Л., Джекобсон А.М. Секреты психиатрии. Пер. с англ.; - М.; МЕДпресс-информ, 2015.- С.165-175.

Ревеншторф Д., Фрейденвельд Э. Расстройства отношений и сексуальные расстройства: интервенция. В кн.: Клиническая психология. Под ред. М. Перре, У. Бауманна. Пер. с нем. «Питер». 2012. С.1231-1256.

Angst J. Sexual problems in healthy and depressed persons. International Clinical Psychopharmacology, 13 (Sappl. 6). 2008.- P.1-4.

Barlow D.H. Causes of sexual dysfunction. Journal of Consalting and Clinical Psychology, 54. 2006. - P. 140-148.

Kaplan H.S. Anxiety and sexual dysfunction. Journal of Clinical Psychiatry, 49. 2008. – P. 21-25.

Feldman H.A., Goldstein L., Hatzichriston D.G., Krane R.J., McKinlay J.B. Impotence and its medical and psychosocial correlates: Resalts of the Massachusetts Male Aging Study, Journal of Urology, 151. 2014. - P. 54-61.

Laumann E.O., Palk A., Rosen R.C. Sexual dysfunction in the United States. Journal of the American Medical Association, 281. 2009. - P. 537-544.

Masters W.H., Johnson V.E. Human sexual inadequacy. Boston: Little, Brown. 2010. – 168 p.

Montejo-Gonzalez A.L., Liorca G., Izquierdo J.A. et all. SSRI-induced sexual dysfunction. Journal of Sex and Marital Therapy, 23. 2007. – P. 176-194.

www.medpsy.ru

www.psyinst.ru

www.psychologies.ru

psyfactor.org/partners



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.141.44 (0.052 с.)