Характеристики психотерапевта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристики психотерапевта



Хотя исследование показывает, что пол психотерапевта не ока­зывает влияния на результаты терапии, некоторые пациенты могут выказывать предпочтение мужчине или женщине-психотерапевту. В таких случаях лучше попыта­ться приспособиться к желаниям пациентов.

Психотерапевты без специализа­ции в области сексопатологии часто испытывают неловкость, обсуждая такие вопросы с пациента­ми. Неловкость психотерапевта не ускользает от внимания пациента и нарушает терапевтический процесс. Напротив, психотерапевты, привыкшие работать с па­циентами, страдающими сексуальной дисфункцией, могут забывать о том, что па­циенты не привыкли обсуждать свою сексуальную активность в подобном кон­тексте; следовательно, терапевт может не заметить смущения или дискомфорта пациента. В идеальном случае психотерапевт свободно обсуждает сексуальные темы и проявляет чуткость к дискомфорту пациента.

При работе с сексуальной дисфункцией психотерапевтам особенно важно уметь устанавливать и поддерживать соответствующие границы дозволенного поведения. Если психотерапевт не способен оставаться в рамках своей профессиональ­ной роли или подозревает, что пациент питает к нему взаимные чувства, данного пациента следует направить к другому психотерапевту.

Наиболее эффективным оказывается поддерживающий, но директивный стиль ведения сессий. Психотерапевту также важно быть чутким и не осуждающим при обсуждении интимных аспектов жизни пациентов.

 

Глава 8. Диагностика сексуальной дисфункции

Задачи диагностики

Хотя пациенты часто выражают готовность приступить к терапии, необходимо посвятить достаточное количество времени процессу диагностики, или оценивания. Психотерапевту требуется достаточная исходная информация, сведения о природе и степени выраженности сексуальных трудностей, а также знания об этиологии и поддерживающих факторах, прежде чем разрабатывать план эффективного вмешательства. Оцениванию отводятся обычно первые три сессии.

Основная задача оценки — понять и точно охарактеризовать природу сущест­вующей проблемы. Пациентам с сексуальными проблемами в конечном итоге может быть поставлен диагноз сексуальной дисфункции, аф­фективного или тревожного расстройства, пагубного употребления психоактив­ных веществ, другого психического расстройства или супружеского дистресса.

Вместе с тем пациенты, предъявляющие жалобы на сексуальные проблемы, могут просто не иметь необходимых знаний о нормальном сексуальном функциониро­вании. В таких случаях вполне достаточно бывает психологического просвещения относительно нормативного сексуального функционирования и индивидуальной вариабельности.

При нали­чии сексуальной дисфункции психотерапевту следует выяснить ее анамнез, ча­стоту проявлений, предпосылки и последствия.

Вторая задача оценивания состоит в идентификации:

1) предрасполагающих биологических и психосоциальных факторов (например, диабета, негативных сообщений о сексе в детском возрасте);

2) непосредственных предпосылок (например, употребление алкоголя, конфликты);

3) поддерживающих факторов (например, нейропатия, тревога). Порой, чтобы прийти к правильному заключению, нужна целая команда специалистов, в том числе психолог, уролог и невропатолог.

Идентификация этих факторов часто требует интеграции сведений, полученных в результате всесторонней психосоциальной оценки и медицинского обсле­дования.

Третья задача — оценить до начала терапии сексуальное функционирование пациента. Исходные данные позволят психотерапевту измерить прогресс по ходу вмешательства.

В процессе оценивания психотерапевт будет иметь возможность приступить к психологическому просвещению и оспорить ошибочные убеждения относи­тельно сексуального функционирования. В связи с этим можно считать, что вме­шательство начинается в контексте оценивания. Предоставление базовой инфор­мации часто оказывает быстрое положительное воздействие на сексуальные от­ношения супругов. В результате еще до начала терапии партнеры уже получают некоторые преимущества от общения со специалистом.

По ходу оценивания психотерапевт помогает паре выделить обстоятельства, при которых вероятность возникновения сексуальных проблем увеличивается. Это оказывает положительное воздействие на партнеров по двум причинам. Сек­суальные проблемы начинают представляться изменчивыми и зависящими от ряда факторов; следовательно, возрастает оптимизм в отношении предстоящей терапии. Кроме того, удастся отделить пациента от проблемы и ослабить чувство вины, которое часто присутствует в начале терапии.

Наконец, оценивание дает пациенту и партнеру возможность научиться обсуждать свои сексуальные отношения с психотерапевтом. Открыто и свободно об­суждая сексуальное функционирование, психотерапевт демонстрирует эффектив­ный подход к решению проблем, давая партнерам негласное разрешение говорить об интимных аспектах своей жизни.

Психосоциальная оценка сексуальной дисфункции обычно предполагает прове­дение личного интервью. Кроме того, используются самоотчеты или психо­физиологическая оценка. Необходимо также провести полное медицинское обследование пациента, чтобы выявить возможные биологические факторы, влияющие на сексуальные проблемы.

Клиническое интервью

В начале первой сессии желательно провести краткую беседу с пациентом и его партнером одно­временно. Беседа с парой подкрепляет идею о том, что, несмотря на идентификацию «паци­ента», партнеры будут проходить диагностику и вмешательство как пара. Кроме того, за эту короткую встречу, психотерапевт может составить представление о взаимодействии и общении партнеров.

Оставшаяся часть первой сессии посвящается индивидуальному со­беседованию с пациентом и его партнером. Психотерапевт должен объяснить паре, что индивидуальные интервью способствуют более точному пониманию сексуальных трудностей, позволяя получить как можно боль­ше информации от каждого индивида.

К задачам интервью с пациентом относятся установление раппорта, сбор де­мографических сведений, получение описания существующей проблемы, оценка общего психологического функционирования, сбор психосексуального анамнеза. Хотя иногда имеет смысл воспользоваться планом проведения интервью, психо­терапевт должен быть готов отклониться от стандартного набора вопросов, чтобы сфокусироваться на основных проблемах и важной исходной информации.

В связи с тем, что пациенты сначала часто ощущают неловкость и диском­форт, имеет смысл начинать с не угрожающей информации, например демогра­фических сведений. Психотерапевт может затем начать задавать открытые во­просы типа: «Расскажите немного о тех трудностях, с которыми вам довелось недавно столкнуться». Тут же станет ясно, насколько свободно и открыто готов говорить пациент о своих сексуальных проблемах. При явном смущении или за­щитной позиции пациента имеет смысл вернуться к сбору другой необходимой информации, прежде чем переходить к обсуждению сексуальных трудностей. Это даст пациенту время расслабиться и привыкнуть к психотерапевту.

Как правило, имеет смысл собирать психосексуальный и психосоциальный анамнез. Так, можно расспросить пациента о его детстве. Важно узнать подробно­сти структуры родительской семьи, взаимоотношений родителей между собой и с пациентом (включая проявления любви), случаи сексуального или физиче­ского жестокого обращения в детстве, ранние сообщения о сексе и впечатления от него, ранние сексуальные переживания (приятные или неприятные).

Консультант собирает информацию о семейной истории, отношении к сексу, привитом в детстве, религиозных влияниях, раннем сексуальном образовании, первом сексуальном опыте и нынешнем отношении к различным сексуальным практикам. Обследование включает в себя выводы о предыдущих сексуальных проблемах, также как и о текущих трудностях и попытках их разрешить.

Подрост­ковый период имеет большое значение в психосексуальном анамнезе; таким об­разом, информация о подростковой сексуальности пациента может оказаться весьма полезной.

Важно выяснить подробности отношения пациента со сверстниками (напри­мер, насмешки по поводу внешних проявлений, например, угрей, веса и черт ли­ца), свиданий, отношения к своему физическому облику, злоупотребления алко­голем или другими психоактивными веществами в прошлом.

Далее психотера­певт приступает к сбору информации относительно личной истории пациента и его взрослых переживаний. Необходимо затронуть следующие важные сферы:

· История взаимоотношений с окружающими в возрасте старше 20 лет. Сюда относится история сексуальных отношений, длительных привязанностей и предыдущих браков.

· Медицинский анамнез. Психотерапевт должен расспросить его о заболеваниях, хирургических вмешательствах, пребывании в больнице и других значительных медицинских проблемах. Информация относительно медицинского анамнеза пациента в возрасте старше 20 лет особенно важна. Наконец, психотерапевт должен выяс­нить, принимает ли он в на­стоящее время медикаменты, лечится ли от какого-либо заболевания. Можно провести исследование гормонального уровня, чтобы установить недостаток эстрогена или тестостерона в крови.

· Текущее психологическое функционирование и психические расстройства
в анамнезе
. Оценка общего психологического функционирования проводится, чтобы определить, целесообразно ли фокусировать вмешательст­во именно на сексуальной дисфункции. Если сексуальные проблемы вто­ричны по отношению к таким расстройствам, как депрессия, тревожность, выраженный супружеский дистресс или злоупотребление психоактивны­ми веществами, вряд ли следует ожидать больших успехов, если начать с терапии по поводу сексуальной дисфункции. Напротив, лучше обратиться к первичной проблеме. После успешного ее разрешения или стабилизации можно будет уделить внимание остаточным сексуальным трудностям. Кроме того, психотерапевт должен разузнать о проводившемся и прошлом вмешательстве по поводу психических расстройств.

· Информация относительно текущих сексуальных и других взаимоотношений пациента. Речь идет об удовлетворенности текущими сексуальными и другими отношениями, готовности пациента сохранять эти отношения, взаимно приятном времяпрепровождении партнеров, сильных и слабых сторонах отношений. Когда установлены рабочие взаимоотношения, консультант может задавать прямые вопросы: «О чем вы думаете, занимаясь сексом?», «Как вы начинаете занятия сексом?», «Что бы вы хотели делать из того, чего не делаете?». Психотерапевту следует оценить влияние на отношения сексуальных проблем; реакции каждого из партнеров на эти проблемы; степень и природу сексуальной активности со времени возникновения про­блем; мысли и убеждения, связанные с сексуальной активностью.

Психотерапевт должен удостовериться в том, что получена вся необ­ходимая информация о природе, возникновении, тяжести и течении сексуальной проблемы. Психотерапевт должен четко представлять себе, в каких обстоятельст­вах эта проблема возникает, и может поинтересоваться мнением пациента о про­исхождении проблемы.

Во время оценивания психотерапевт должен проявлять чуткость к тому, что пациент желает сохранить в тайне. Как уже говорилось, психотерапевт должен выяснить у пациента, какими сведениями, если таковые имеются, не следует де­литься с партнером.

Первую сессию можно закончить открытым вопросом, позволяющим пациен­ту сообщить сведения, о которых психотерапевт не спросил. Можно задать пря­мой вопрос: «Нет ли чего-нибудь, о чем мы не поговорили, но о чем мне следова­ло бы узнать?»

Вторую сессию психотерапевт может начать с вопроса о том, изменилось ли что-либо с момента последней встречи. Психотера­певт может поинтересоваться, обсуждали ли партнеры между собой первую сес­сию. Ответ на этот вопрос может пролить свет на стереотипы взаимодействия и открытость коммуникации у данной пары. Бывают случаи, когда партнеры охотно обсуждают друг с другом волнующие их темы в офисе психотерапевта, избегая это­го дома. Таким образом, целесообразно выяснить не только, как партнеры обща­ются в присутствии психотерапевта, но также как они взаимодействуют наедине.

В некоторых случаях по завершении интервью с пациентом и партнером психотерапевт принимает решение о необходимости дополнительных диагностических процедур, прежде чем давать рекомендации по вмешательству. Речь идет о физио­логической оценке или медицинском обследовании. Психотерапевт должен объяс­нить паре причины, по которым требуется дополнительная информация, и какое она может иметь значение. Если оба партнера понимают потенциальную важ­ность дополнительных сведений, они не будут столь разочарованы отсрочкой те­рапевтических рекомендаций. Кроме того, психотерапевт должен объяснить, какое влияние окажут дополнительные сведения на окончательный план вмешательства.

В завершающей части диагностического интервью психотерапевт излагает свое видение данного случая. После перечисления факторов, способст­вующих, по мнению терапевта, сексуальной дисфункции, можно приступать к ра­боте над целями вмешательства. После обсуждения и выбора целей психотера­певт может в общих чертах описать план вмешательства и обсудить начальные этапы терапии.

Опросники - самоотчеты

Опросники, построенные по типу самоотчетов, обычно требуют мало затрат и времени, легко обрабатываются и просты в использова­нии. У таких опросников имеется ряд преимуществ. Они дают информацию, по­лучаемую в интервью, а также информацию, которую пациент не желает сооб­щать лично. Такие опросники можно применять неоднократно. Повторное заполнение помо­гает клиницисту более объективно оценить прогресс пациента на протяжении вмешательства.

Одни из опросников них посвящены исключи­тельно сексуальному функционированию, другие затрагивают психологическое функционирование в целом. Самоотчеты могут дать ценную дополнительную информацию по таким направлениям, как настроение, тревога, употребление психоактивных ве­ществ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.75.165 (0.017 с.)