Упражняемся в гениальности, или как изменить свои намерения. Упражнение Сведенборга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражняемся в гениальности, или как изменить свои намерения. Упражнение Сведенборга



Пора завершать затянувшееся путешествие в смысл гениаль­ности. Закончить иногда бывает сложнее, чем начать. Наш раз­говор о гениальности — это разговор о внутренних состояниях души человека. Его можно завершить только если читатель по­лучил новый для себя душевный опыт.

Швед Эмануэль Сведенборг оставил потомкам богатое насле­дие: труды по горному делу, математике, астрономии, несколько крайне важных для горнодобывающей промышленности техни­ческих проектов.

Однако всему миру он стал известен как ярый поборник ми­стического взгляда на Вселенную. Заимствуя цитаты Сведен­борга для своих поэм, поэты-символисты XX столетия причис­ляли его то к шарлатанам, то к чудодеям и прорицателям, то к алхимикам. В рациональном XX века шведский философ ста­вился в один ряд с такими легко импровизирующими на грани гениальности авантюристами, как граф Калиостро, славный Сен-Жермен и основоположник спиритизма Мартинес Па-скуалес.

В отличие от них Сведенборг был признанным ученым, членом горнодобывающей комиссии, руководителем исследований в об­ласти геологии и анатомии, советником короля.

В один прекрасный момент он пережил «прорыв» — внезап­ное озарение. Сведенборг забросил науку и создал объемистый труд, передав в нем свои впечатления о путешествии по раю и аду, дополнив их рассказом о своих непосредственных беседах с духами.

Тогда теософ еще вращался в высшем свете, но, по его соб­ственному выражению, «существовал в потустороннем мире». Он сохранял дружелюбие и юмор, необходимые как ответ тем, кто считал его писания безумными. В результате Сведенборг стал одной из величайших загадок как для исследователей его творче­ства, так и для ученых, которые занимались проблемами гениаль­ности и сумасшествия.

Психиатр и основатель современной психопатологии Карл Ясперс избрал шведского мудреца в качестве объекта для анализа вместе со знаменитым Ван Гогом. Однако загадки так и не были разгаданы.

«В душе человека существует как бы два порядка, — писал он. — Один порядок явный, порядок реальности и науки. Вто­рой — неявный, порядок замысла творца о своем творении».

Сведенборг — один из немногих гениев, оставивших нам опи­сание момента «прорыва». Миг озарения был подобен «пере­стройке всей его души».

«В один миг все перемешалось во мне. И то, что было скрытым и неявным, стало явным. А то, что было явным и материальным, вдруг показалось незначимым и пустым».

Похоже, что Сведенборг обрел способность слышать то, что мы называли смыслом жизни, гениальностью, тихим голосом души или интуицией.

Поэтому последнее упражнение в этой книге я хочу посвятить Сведенборгу.

Озарение — это стохастический процесс. Оно бродит, где хо­чет. С помощью упражнений этой книги читатель может испы­тать сходное состояние сознания. Для того чтобы приблизиться к переживанию прорыва, нужно обнаружить направление своей энергии интереса и начать действовать во вновь открытом для себя мире.

Эта книга может вызвать желание измениться, но не само из­менение. Она может помочь человеку изменить его намерения по отношению к жизни.

Для того чтобы ощутить в себе поток нового, творческого на­мерения, нужно перенастроить сложнейшую машину наших же­ланий. Желания формируют намерения, намерения — мотивы к действию и само действие.

Это трудно. Слишком много жизненных схем мы создали из своих привычных желаний и взглядов на мир.

Так много разного ограничивает наши души, что, может быть, стоит, не разбираясь в подробностях, сразу выйти за пределы этих схем, за пределы своего суетного «Я» и, вслед за Сведенборгом, попытаться сразу изменить структуру наших намерений.

Сведенборг в XVII веке ощутил голографическую сущность Вселенной. Не удивляйтесь! Голографическая модель давным-давно известна мистикам, магам и другим людям, сумевшим вы­рваться за рамки привычной суеты.

В том же XVII столетии гениальный Лейбниц утверждал, что Вселенная состоит из монад — мельчайших единиц сознания, каждая из которых отражает целое с ее собственной точки зрения. Мы уже вспоминали монады Декарта.

В оккультизме голографическая модель нашла свое выражение в символе «алефа» — точке, которая содержит в себе все возмож­ные точки времени и пространства.

Гениальный Борхес создал маленькое чудо литературы, когда попытался описать содержимое алефа. Его описание тоже мо­жет стать для вас маленьким упражнением. Герой его рассказа обнаруживает алеф на девятнадцатой ступеньке подвальной лестницы в Буэнос-Айресе: «В грандиозный этот миг, подобный мигу Сведенборга, я увидел миллионы явлений, радующих глаз и ужасающих. Ни одно из них не удивило меня так, как тот факт, что все они происходили в одном месте, не накладываясь одно на другое и не будучи прозрачными. То, что видели мои глаза, совершалось одновременно, но в моем описании предстанет в последовательности, таков закон языка человеческого. Кое-что я все-таки могу вспомнить. На нижней поверхности ступеньки, с правой стороны я увидел маленький, радужно отсвечивающий шарик ослепительной яркости. Сперва мне показалось, что он вращается, но потом я понял, что эта иллюзия движения вызва­на заключенными в нем поразительными, умопомрачительными сценами. В диаметре алеф имел 2—3 сантиметра, но было в нем все пространство Вселенной, причем ничуть не уменьшенное. Каждый предмет, например стеклянное зеркало, был бесконеч­ным множеством предметов, потому что я его ясно видел со всех точек Вселенной одновременно. Я видел густонаселенное море, видел рассвет и закат, видел толпы жителей Америки, видел се­ребристую паутину внутри черной пирамиды, видел разрушен­ный лабиринт, видел бесконечное множество глаз рядом с собою, которые вглядывались в меня, как в зеркало, видел все зеркала нашей планеты, и ни одно из них не отражало меня. Видел лозы, снег, табак, рудные жилы, испарение воды, видел выпуклые пу­стыни и каждую их песчинку. Видел ночь и тут же день. Видел мою пустую спальню, видел лошадей с развевающимися гривами на берегу Каспийского моря на заре. Видел косые тени папорот­ников в зимнем саду. Видел тигров, тромбы, бизонов, морские бури и армии, видел всех муравьев, сколько их есть на земле. Видел циркуляцию моей темной крови, видел слияния любви и изменения, производимые смертью. Видел алеф. Видел со всех точек в алефе земной шар и в земном шаре опять алеф и в алефе земной шар. Видел свое лицо и свои внутренности. Видел твое лицо. Потом у меня закружилась голова, и я заплакал, потому что глаза мои увидели это таинственное предполагаемое нечто, чьим именем завладели люди, хотя ни один человек его не видел. Я видел саму непостижимую Вселенную».

Вот оно. Непостижимая Вселенная непостижима лишь оттого, что зеркало нашего воображения слишком мало, чтобы вместить ее. И еще, по словам Борхеса, «последовательность и законы языка (как и последовательность наших бесед о гениальности. — А.Д.) не в силах описать бесконечность одновременно происходя­щих событий».

Но это ключ! Человек все-таки может если не описать, то по­чувствовать что-то схожее с тем, что испытал однажды герой Бор­хеса на девятнадцатой ступеньке лестницы в подвал.

Анри Бергсон, замечательный философ начала XX века, го­ворил, что «высшая реальность — это бесконечная сеть связей, обычно не воспринимаемых нашим мозгом».

Он ввел замечательный термин «умственная заслонка» для описания преграды, отделяющей нас от мира интуиции. А дальше были теория поля, квантовая физика, теория Белла, доказываю­щая связь событий, удаленных друг от друга.

Все это было, и все это уже не вместится в последнюю беседу о гениальности. Попробуем вместить все это в одно лишь упражне­ние — своеобразную «точку алеф» этой книги.

В этом упражнении мы будем с вами учиться воспринимать одновременно явный и неявный порядки Сведенборга. Попробу­ем установить новые связи между ними, отпустить наше сознание навстречу творчеству.

В творческом процессе, который в большей или меньшей сте­пени знаком каждому из нас, все аспекты бытия, все клетки и молекулы нашего тела входят в резонанс, наполняются любовью и расцветают. Остается только внести движущий импульс творче­ского намерения.

Упражнение Сведенборга

В тексте довольно часто будет встречаться звук «м-м-м», то есть просто мычание. Этот звук указывает на паузу в 3—4 секунды, которые необходимы для того, чтобы сосредоточиться на ощущени­ях. Глубокая вибрация этого звука помогает погрузиться в глубину ваших переживаний.

Зажгите свечу и расслабьтесь. Когда вы будете готовы, начните напевать любимую мелодию... лучше «мычите» ее без слов...

Напевайте, ощущая легкую вибрацию в теле...

Поднимите руки, словно ветви дерева... шелестящего и качаю­щегося на ветру... Если вам захочется встать и пройтись во время упражнения, сделайте это...

Но не прекращайте напевать, сохраняя вибрацию во время движе­ния... Начните вибрировать, не бойтесь и напевайте «м-м-м-м-м».

Пропустите вибрацию внутрь тела и почувствуйте ее...

Теперь пусть все тело дрожит и пульсирует...

В этой дрожи вы начинаете ощущать неявное творческое наме­рение...

Оно есть в каждой клеточке вашего существа... Напевайте. «М-м-м-м-м»...

Очень нежно, «м-м-м-м-м»... еле слышно, «м-м-м-м-м»...

Пусть легкие колебания этого напева проникают через все ваше существо, «м-м-м-м-м»... ваше тело... структуры вашего белка... ваши клетки... ваши атомы... ваш разум... силовое поле вокруг вас.

Творческое намерение движется... подобно волне, словно световые волны, идущие от вашей свечи и накладывающиеся друг на друга. «М-м-м-м-м»...

Свет свечи резонирует с вашим творческим намерением...

Резонанс проникает в каждую частицу вашего существа... соз­давая колебания явных желаний и скрытых, спрятанных от вас на­мерений...

Помня, что это ваше намерение... роман... который вы пишете своей жизнью, записан в каждой вашей клетке...

Продолжайте слегка вибрировать и напевать, тихонько, еле слыш­но, «м-м-м-м-м»... и чувствовать ваше желание каждым атомом...

Ощутите, как вы распадаетесь на атомы... Почувствуйте, что атом не может существовать отдельно...

Почувствуйте страстное желание и намерение атома стать молекулой. «М-м-м-м-м»... И как будто вся вселенная, вся мысль устремлена навстречу этому желанию атома. «М-м-м-м-м»...

Почувствуйте движущую силу желания, творческого намерения каждого атома. «М-м-м-м-м»...

Попробуйте позволить этому стремлению обрести форму, найти то, чего желают атомы. «М-м-м-м-м»...

Вы стали молекулой, образованной атомами...

Продолжайте напевать и вибрировать всем телом, всеми ато­мами. «М-м-м-м-м»... Почувствуйте устремленность желания, ис­кания мира молекул во всех его проявлениях...

Ощутите устремленность Бога навстречу молекуле... навстречу ее стремлению к большей целостности...

Почувствуйте это взаимное желание Бога и молекулы. Почув­ствуйте их обоих и притяжение между ними...

И как они движутся навстречу друг другу, проникая друг в друга... Почувствуйте единое стремление всех молекул, их мощный импульс, рожденный импульсом атомов. «М-м-м-м-м»...

И молекулы, пронизанные силой жизни, становятся клетками...

Ивы станьте клеткой. Полностью станьте клеткой...

Клеткой абсолютно здоровой... Клеткой, полной устремленно­сти...

Ощутите силу неявного порядка... Силу вселенной, которая суще­ствует внутри клетки. Силу, которая создала ее...

И станьте силой этого стремления и желания клетки, поддер­живаемого стремлением ее молекул и атомов. «М-м-м-м-м»...

Клетка вовлекается во все более сложную систему. Она все боль­ше связана с другими системами... Она образует органы...

Все органы тела полны желания, устремленности и страстной жажды завершенности и полноты... Они исполнены творческого на­мерения. «М-м-м-м-м»...

Бытие неявного порядка наполняет устремленностью все систе­мы тела...

Вы становитесь этой устремленностью. Станьте этой движу­щей силой и позвольте ей раскрыть все свои возможности...

А теперь станьте телом, целым человеческим телом. Станьте устремленностью тела. «М-м-м-м-м»... станьте устремленностью неявного порядка...

Мостом между телом и бытием мира, которым стал Сведен­борг...

Станьте устремленностью и осознанием всех заложенных в ней возможностей, которые поддерживаются и вдохновляются им­пульсами атомов и молекул, клеток и органов, и систем органов, настраивающих тело. «М-м-м-м-м»...

Это тело — зародыш в материнской утробе, жаждущий рожде­ния. Станьте же этой жаждой. «М-м-м-м-м»...

Чувствуйте творческое намерение зародыша, наполненное стра­стью атомов, молекул, клеток, органов и тела. «М-м-м-м-м»... Ощутите, как проявляется устремление Бога навстречу этому за­родышу...

Как оно расцветает, давая ему рождение, «м-м-м-м-м»... рожде­ние и душу. «М-м-м-м-м»...

Теперь вы младенец. Ребенок. И станьте страстью ребенка, творческим намерением, его жаждой роста, которая поддержива­ется стремлением атомов, молекул, клеток, органов и всего тела. Страстью, которая все сильнее, полнее, все истиннее, все многомер­нее... «М-м-м-м-м»... Вы сейчас увидите образ, выражающий эту страсть. Образ, который ищет вас. «М-м-м-м-м»...

Теперь, в становлении и устремленности страсти и творческом намерении ребенка, позвольте образам, которые пришли к вам, раз­вернуться и расцвести. Позвольте образоваться связям, соединяю­щим стремления ребенка, зародыша, тела, органа, клетки, молеку­лы и атома. «М-м-м-м-м»...

Чувствуете, как желание и страсть становятся все согласован­нее, все полнее? И так же гармонична полнота духа, жаждущего исполнить мечту ребенка...

Можете прижать ладони к ушам и немного попеть. «М-м-м-м-м»... Пусть эта страсть расцветает в душе ребенка, которым вы стали...

А теперь вы становитесь устремлением подростка, обретающим новую форму и сложность...

Жаром юности, поддерживаемым страстью ребенка, зародыша, тела, органов, клеток, молекул и атомов. И движением неявного порядка внутри каждого атома. «М-м-м-м-м»... Все эти системы становятся все сложнее и полнее. Юношеское стремление стано­вится все больше и глубже. «М-м-м-м-м»...

Теперь станьте страстью зрелых лет, желанием и устремлен­ностью, творческим намерением. Любовью, достигшей зрелости и полноты, воплощенной в новых формах и новых творческих дости­жениях. «М-м-м-м-м»...

А теперь станьте страстью мудреца, страстью старца, стремящегося к бытию, матрицей, создающей все его формы. «М-м-м-м-м»...

А теперь станьте смертью, ее стремлением преобразовать итог жизни в иную форму. «М-м-м-м-м»...

Но и после смерти вы можете стать... страстью мужского и женского начала. Страстью ян и инь, стремящихся к единению. «М-м-м-м-м»...

Пусть все эти силы движутся, превращаясь в движущий им­пульс страсти планеты, природы, стремления формы к воплощению. Станьте этой страстью. Тат тва маси (ты есть То)...

Наполнитесь этой страстью, поддерживаемой всеми иными стремлениями, которые стали сейчас еще более полными, связными и логичными...

Почувствуйте и станьте стремлением явного порядка к неявно­му... духа к природе и природы к духу. «М-м-м-м-м»...

Вашим стремлением к Богу и стремлением Бога к вам... «М-м-м-м-м»...

Позвольте всему этому вырасти внутри вас. Обретайте все большую полноту. Погрузитесь глубоко в это чувство и позвольте страсти неявного к явному и явного к неявному войти в резонанс. «М-м-м-м-м»...

А теперь вы можете спеть песнь всеобщей гармонии. Пусть этот напев станет гимном вашей гениальности. Пусть гармония пронизы­вает и наполняет каждую частицу вашего бытия. «М-м-м-м-м»...

Каждая частица вашего бытия — все бытие. Вы — воплощение бодхисатвы. Вы — образ божий. «М-м-м-м-м»...

Звучите, продолжайте петь. Позвольте алефу познать алефа. Пусть голограмма познает голограмму. Позвольте себе объединить­ся с источником и почувствовать, что он есть. Пойте вашу песнь всем вашим существом. «М-м-м-м-м»...

А теперь, окруженные пронизывающей вас песней, выразите, вы­скажите свое творческое намерение и станьте им...

Направьте его через все бытие, как волны, которые распростра­няются в пространстве...

Направьте ваше творческое намерение и позвольте миру возро­диться и расцвести в лучах источника, который вы почувствова­ли... Продолжайте петь и звучать. «М-м-м-м-м»...

Импульс, энергия и страсть, обретенные вами в этом опыте, на­полняют и заряжают энергией творческое намерение и направляют его во Вселенную. Может быть, так они и создаются, эти вселенные?

Станьте намерением. И пусть ваши руки направляют его к целостности. Станьте направляющей и принимающей силой...

 

Станьте всеми силами сразу и позвольте вашему намерению подниматься внутри вас, пока вы продолжаете петь песню устремлен­ности и единения...

Сейчас у вас есть вся необходимая помощь и поддержка. Позволь­те Богу найти вас и одарить изобилием и благом. Осознайте и по­чувствуйте, как ваше намерение обретает форму и воплощение...

Теперь станьте безмолвным, остановитесь, погрузитесь вглубь своего существа.

Оставайтесь безмолвным и спокойным.

Пусть горчичное зерно истины станет алефом, точкой вашей гениальности.

Сегодня вы почувствуете, что полны сил, что вся вселенная ни­когда и не покидала вас — она всегда с нами, только мы почему-то не доверяем ей.

И помните: у этой беседы не бывает конца.

 

 

Беседа двадцать девятая

 

(вместо послесловия)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.28.246 (0.055 с.)