Упражнение «Алиса и Болванщик» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Алиса и Болванщик»



В замечательной сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» эти два состояния путает знаменитый Болванщик. Это один из самых запоминающихся образов сказки. Только не очень понятно, почему, прочитав о нем в детстве, мы помним его всю жизнь.

— Занято! Занято! Мест нет!

— Места сколько угодно! — возмутилась Алиса и уселась в боль­шое кресло во главе стола.

— Выпей вина, — бодро предложил Мартовский Заяц.

Алиса посмотрела на стол, но не увидела ни бутылки, ни рюмок.

Я что-то его не вижу, — сказала она.

Еще бы! Его здесь нет!— отвечал Мартовский Заяц.

Зачем же вы мне его предлагаете! — рассердилась Алиса. — Это не очень-то вежливо.

А зачем ты уселась без приглашения? — ответил Мартовский Заяц. — Это тоже невежливо!

Я не знала, что это стол только для вас, — сказала Алиса. — Приборов здесь гораздо больше.

Конечно, в сказке можно найти множество уровней смысла, од­нако здесь мы встречаемся с ситуацией, удивительно похожей на те, о которых мы говорили. Алиса, оказываясь за столом, неожи­данно попадает в какую-то чужую игру, в которой для нее нет ме­ста. Это чаепитие — традиционный ритуал, который в культуре викторианской Англии был почему-то крайне важным. Нам с вами несложно понять почему: чайная церемония и в традиционных куль­турах — в Китае или в Японии — служит для создания транса. Она дает возможность пьющему чай «сузить свою общественную во­ронку» и остаться наедине с самим собой. Это одна из немногих при­нятых европейской культурой форм медитации.

Недаром участники ритуала предлагают Алисе несуществующее вино — то есть погрузиться в свое собственное, отличное от транса участников застолья, измененное состояние сознания.

Мы можем вынести отсюда один важный совет: создайте свою игру. Придумайте какой-то ритуал (например, то же самое чаепи­тие), во время которого вы будете разрешать себе обдумывать то, о чем мечтаете или то, чего вы боитесь. Ритуал позволяет оста­ваться на месте, никуда не бежать хотя бы на протяжении отве­денного вами на этот ритуал короткого времени.

Главное, чтобы этот ритуал был заполнен приятным вам, не тре­бующим напряженного внимания, занятием. Кроме чаепития, это может быть шитье, перебирание марок в альбоме, разглядывание репродукций, даже просто рисование на белом листе бумаги. Важно только, чтобы ритуал был ритуалом: всегда происходил в одном и том же месте и в одно и то же время. Уважительных причин для откладывания ритуала — не бывает.

— Чем ворон похож на конторку? — спросил он наконец.

— Так-то лучше, — подумала Алиса. — Загадки — это гораздо веселее...

— По-моему, это я могу отгадать, — сказала она вслух.

— Ты хочешь сказать, что думаешь, будто знаешь ответ на эту загадку?— спросил Мартовский Заяц.

— Совершенно верно, — согласилась Алиса.

— Так бы и сказала, — заметил Мартовский Заяц. — Нужно всегда говорить то, что думаешь.

Я так и делаю, — поспешила объяснить Алиса. — По крайней мере... По крайней мере, я всегда думаю то, что говорю... а это одно и то же...

Совсем не одно и то же, — возразил Болванщик. — Так ты еще, чего доброго, скажешь, будто «Я вижу то, что ем» и «Я ем то, что вижу», — одно и то же!

Так ты еще скажешь, — проговорила, не открывая глаз, Соня, — будто «Я дышу, пока сплю», и «Я сплю, пока дышу», — одно и то же!

Загадки и парадоксы — это одна из форм медитации. Коаны дзен буддизма, суфийские истории о Хадже Насреддине, басни Эзопа и бас­ни Крылова,—всеэтоучебные истории, предназначенные для встречи человека с собственной гениальностью или смыслом жизни. Зигмунд Фрейд впервые в европейской культуре показал, что анекдот рабо­тает так же, как сновидение, вскрывая за счет содержащегося в нем парадокса истинное отношение человека к проблемам реальности.

Какие сказки вы любили в детстве?

Те басни, которые вы помните, не заглядывая в книжку, те исто­рии про Насреддина, которые вам запомнились, те анекдоты, кото­рые вы рассказываете особенно часто — по случаю или без него, — имеют для вас какой-то особенный смысл. Этот смысл ускользает от вас. Обдумывание анекдотов, сказок, любимых стихов или ба­сен — это занятие, которому вы можете предаваться во время ва­шего ежедневного ритуала.

Какие смешные часы!— заметила она. — Они показывают чис­ло, а не час!

А что тут такого?— пробормотал Болванщик. — Разве твои часы показывают год?

Конечно, нет, — отвечала с готовностью Алиса. — Ведь год тянется очень долго!

— Ну и у меня то же самое! — сказал Болванщик.

Алиса растерялась. В словах Болванщика как будто не было смыс­ла, хоть каждое слово в отдельности и было понятно.

— Я не совсем вас понимаю, — сказала она учтиво.

Болванщик имеет в виду ощущение вечной повторяемости собы­тий — главное ощущение вечности. Когда человек начинает прово­дить ритуал всегда, его жизнь оказывается имеющей отношение к этому самому «всегда».

— Отгадала загадку?— спросил Болванщик, снова поворачиваясь к Алисе.

Нет, — ответила Алиса. — Сдаюсь. Какой же ответ?

Понятия не имею, — сказал Болванщик.

— И я тоже, — подхватил Мартовский Заяц. Алиса вздохнула.

Если вам нечего делать, — сказала она с досадой, — придумали бы что-нибудь получше загадок без ответа. А так только попусту теряете время!

Если бы ты знала Время так же хорошо, как я, — сказал Бол­ванщик, — ты бы этого не сказала. Его не потеряешь! Не на такого напали!

— Не понимаю, — сказала Алиса.

Еще бы!— презрительно встряхнул головой Болванщик. — Ты с ним небось никогда и не разговаривала!

Может, и не разговаривала, — осторожно отвечала Алиса. — Зато не раз думала о том, как бы убить время!

А-а! тогда все понятно, — сказал Болванщик. — Убить Время! Разве такое ему может понравиться! Если б ты с ним не ссорилась, могла бы просить у него все, что хочешь. Допустим, сейчас девять часов утра — пора идти на занятия. А ты шепнула ему словечко и — р-раз!— стрелка побежала вперед! Половина второго — обед!

Убийство времени — только иллюзия вечности. Убей его — и жизнь спрессуется в один стремительно пролетевший миг. За­полни его усилиями души — и время исчезнет, потеряет власть над твоим существованием.

— Только я кончил первый куплет, как кто-то сказал: «Конечно, лучше б он помолчал, но надо же как-то убить время!»

Королева как закричит: «Убить Время! Он хочет убить Время! Рубите ему голову!»

Какая жестокость!— воскликнула Аписа.

С тех пор, — продолжал грустно Болванщик, — Время для меня палец о палец не ударит! И на часах все шесть...

Тут Алису осенило.

— Поэтому здесь и накрыто к чаю? — спросила она.

—Да, — отвечал Болванщик со вздохом. — Здесь всегда пора пить чай. Мы не успеваем даже посуду вымыть!

И просто пересаживаетесь, да?— догадалась Алиса.

Совершенно верно, — сказал Болванщик. — Выпьем чашку и пересядем к следующей.

А когда дойдете до конца, тогда что? — рискнула спросить Алиса.

Раздумья потрачены бессмысленно, остановленное время превра­тилось в духовное пьянство. Болванщик увяз в нем как в болоте, по­грузился в вату.

Так они и жили, — продолжала Соня сонным голосом, зевая и протирая глаза, — как рыбы в киселе. А еще они рисовали... всякую всячину... все, что начинается на М.

Почему на М? — спросила Алиса.

— А почему бы и нет? — спросил Мартовский Заяц. Алиса промолчала.

— Мне бы тоже хотелось порисовать, — сказала она наконец. — У колодца.

— Порисовать и уколоться? — переспросил Заяц.

Соня меж тем закрыла глаза и задремала. Но тут Болванщик ее ущипнул, она взвизгнула и проснулась.

—...начинается на М, — продолжала она. — Они рисовали мыше­ловки, месяц, математику, множество... Ты когда-нибудь видела, как рисуют множество?

Множество чего? — спросила Алиса.

Ничего, — отвечала Соня. — Просто множество!

Не знаю, — начала Алиса, — может...

А не знаешь — молчи, — оборвал ее Болванщик.

Состояние Сони — «рыбы в киселе» — это состояние, когда ты отдохнул так, что не можешь выбраться из отдыха, никак не мо­жешь преобразовать накопленного в действие. Соня предлагает еще одно замечательное упражнение: рисовать то, что приходит в голо­ву — множество и математику...

Преобразование чего-то отвлеченного во что-то конкретное, важное для человека, позволяет понять проблему, которая его муча­ет, уловить смысл этих проблем. Попробуйте во время вашего ритуа­ла нарисовать то, что предлагает Соня — и вы почувствуете то, о чем я говорю. Вся беда и Сони, и Башмачника заключается в том, что они — духовные пьяницы, результаты их чаепития предназначены только для себя. Они же не хотят пускать за стол никого другого — это и погружает в «кисель», из которого невозможно выпрыгнуть.

«Кисель» — это особое состояние жизненной энергии, своего рода парабиоз В. Введенского. Энергии хоть отбавляй. Потребность дей­ствовать вроде тоже есть. Однако все усилия кажутся «липкими» — равнозначно бессмысленными: все бесполезно — из колодца все равно не выбраться. В действительности, выход всегда есть, но он требу­ет усилия, затраченного на преобразования энергии. Киселя вокруг полным-полно, зачем еще сипы тратить? Можно, конечно, рассчи­тать, с какой скоростью крутить хвостом и спинным хребтом, чтобы попробовать из него выпрыгнуть. Но для этого нужно сформулировать цель, а это опасно: мало ли какая опасность ждет рыбу вне колодца. Выбирать приходится между этой опасностью и протуханием в ки­селе заживо. В самом прыжке рыбы из колодца — преобразовании по­тенциальной энергии в кинетическую — всегда есть риск и всегда есть противостояние реальности, которая, казалось бы, определила твое место в киселе или за столом Болванщика. Однако если вам хочется думать и творить, вы в любом случае противопоставляете себя миру, в котором эти свойства считаются опасными, поскольку нарушают равновесие не только киселя, но и самого колодца.

В качестве альтернативы, вспомните хотя бы чаепитие мисс Марту Агаты Кристи. Она предпочитала обдумывать преступле­ния за чаем, для того чтобы затем превратить обдумывание в дей­ствие по обнаружению преступника.

Существуют ли «упражнения за чаем», которые позволяют чув­ствовать и обдумывать варианты действия?

Да. Точнее говоря, это даже не упражнение, а одно магическое слово. Этого слова очень не любят в обществе развлечений. Ста­тистические опросы говорят о том, что это слово является врагом близких отношений между людьми.

Это слово «зачем». Человека опасно спрашивать, зачем он совершил тот или иной поступок, поскольку чаще всего, как мы уже говорили, наши действия лишены какой-либо доступной рассудку мотивации.

Именно это и происходит в отношениях между Алисой и компа­нией Болванщика. Она ведь все время пытается выяснить, зачем они совершают эту бесконечную церемонию, пересаживаясь с места на место. Но ответа так и не находится.

Зато мы можем, по крайней мере, во время ритуала, задать этот вопрос себе и постараться честно на него ответить.

 

Беседа двадцать первая

 

Зачем мы участвуем в развлечениях?

Для того чтобы исполнить свои желания.

Но развлечения доставляют лишь мимолетную радость, стало быть, мы как всегда сталкиваемся с подменой. Нас убеждают в том, что мы стремимся к развлечениям, но в глубине души мы знаем, что хотим чего-то гораздо большего.

Остается только одно: понять, чего же мы хотим на самом деле.

Для этого и имеет смысл задавать себе вечный вопрос Алисы: «За­чем вы все это делаете?»

Делается это очень просто. Допустим, вы мечтаете о полете на Луну. Это самый «крутой» аттракцион, который только можно себе представить. Дальше вы задаете себе вопросы так, как показано ниже.

Схема выявления подлинных желаний на самом деле необыкновен­но проста и эффективна. Например:

Я хочу полететь на Луну

 

 

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?

 

Хочу увидеть, как красива Земля из космоса

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?

Я хочу рассказывать об этом девушкам

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?

Я хочу выглядеть таинственно и романтично

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?

Я хочу соблазнить как можно больше девушек

 

Понятно, что требуемого эффекта можно добиться гораздо бо­лее простыми и действенными способами.

Другой вопрос, что предложенную схему, разумеется, нужно продолжать. Скорее всего, выяснится, что добиться внимания как мож­но большего количества девушек вам нужно для того, чтобы повысить уверенность в себе. Тогда нарисованную пирамиду нужно начинать сначала, поскольку вы и сами поймете, что «петушиный» вид, привлекаю­щий внимание большого числа девушек, сам по себе искусственный и не придаст вам уверенности. Зато, возможно, вам поможет понимание слова «уверенность» и целый ряд упражнений, изложенных в этой книге.

Можно пользоваться и другими приемами.

Д. Гриндер, один из создателей нейролингвистического программирования, обычно начинал с одного простого, но очень интересного вопроса: «Что вы любите делать настолько сильно, что даже за­платили бы за возможность делать это?»

Мы обычно добавляем к нему еще один вопрос, сформулированный Р. Шуллером: «Чем бы вы решили заняться, если бы знали заранее, что успех вам гарантирован?»

Возьмите бумагу и ручку и попробуйте честно ответить на лю­бой из этих вопросов.

Я, например, люблю копаться в старых книгах, пластинках, а за это всегда приходится платить деньги.

Наверное, во мне умер архивариус. Но, судя по моей сегодняшней профессии, моя Миссия состоит в сохранении и передаче древних человеческих знаний.

Но эта миссия, с точки зрения нужд человеческих, отнюдь не бо­лее важная и романтическая, чем миссия под названием «готовить вкусную еду». Ведь за это тоже всегда приходится платить деньги, а сам процесс требует таланта и интуиции, ничуть не меньше, чем раскопки в архивах древних психологических практик.

Я не говорю уже о миссии «воспитывать детей или внуков». На свете, наверное, нет человека, который не понимает, что мис­сии более сложной и творческой просто-напросто не существует. И платить за это приходится всегда...

Ваши дети выросли и не обращают на вас достаточно внимания, и вы не знаете, куда девать свой воспитательный резерв?

Дети в детских домах будут счастливы, найдя в вас маму или дедушку. Правда, для этого нужно выздороветь!

Но теперь становится понятно, зачем.

Вы задумались? И что начинает вырисовываться? Нечто стран­ное и не очень связанное с вашей повседневной деятельностью? И бо­лее того — не столь уж и возвышенное? Ну и что?

Смысл жизни не выбирают. Скорее, она сама выбирает человека. И если вам больше всего, например, нравится готовить, то очень может быть, что ваша миссия и заключается в том, чтобы быть Гениальным Поваром, а не посредственным инженером, которым вы стали под влиянием семьи.

Этот мир представляет собой гигантский котел, в котором пла­вятся наши возможности. Все возможности одинаково важны. Мис­сия Стивена Спилберга — делать фильмы, являясь, как он сам говорил, «земным рассказчиком» — ничуть не лучше миссии какой-нибудь «про­стой» домохозяйки, которая создает атмосферу уюта, тепла и люб­ви и является «центром сборки», цементирующим началом большой семьи. Поэтому вовсе не надо в поисках своей миссии рваться в космос.

Для большинства из нас она на Земле, совсем рядом с повседнев­ными делами. Возможно, наша миссия заключалась в том, что мы когда-то радостно делали, а потом забросили и забыли. Или в том, что мы урывками, в свободное от работы время, делаем сейчас (ваше хобби вполне может оказаться миссией).

Возможно, что для того чтобы обрести свою миссию, вам до­статочно просто чуть-чуть поменять смысл всего того, что вы и так делаете.

Есть старинная притча о трех камнетесах. Первый из них на вопрос о том, чем он занимается, раздраженно буркнул: «Что? не видишь? — дроблю эти проклятые камни!». Второй прагматически ответил: «Зарабатываю деньги себе на жизнь». Ну а третий, уте­рев пот со лба и глубоко вздохнув, гордо сказал: «Я строю храм!».

Слишком часто, выполняя Миссию, мы обращаем внимание на ко­сые взгляды окружающих. Они, скорее всего, совсем не пытаются «направить на путь истинный» «Актер — это не профессия», — го­ворят нам мамы. В конце концов, все станет на свои места.

Эта книга написана для людей, которые ощущают себя «не та­кими, как все». Все упражнения в ней призваны помочь таким лю­дям думать самостоятельно. «Кисель», в котором плавают рыбы из сказки Сони — это попытка рыб гордиться своей «нетаковостью» и замкнуться в этом чувстве. Быть может, самое важное, что я хочу сказать в этой главе, заключается в том, что спрятаться в колодце из киселя недостаточно. Ваша «нетаковость» нужна еще, может быть, тысячам, а может быть, миллионам «не таких, как все», разбросанных по всему земному шару. В этом чувстве нужно разобраться, необходимо понять его иерархию и смысл. Это ста­новится возможным, если читать книги, написанные «не такими, как все» и делать упражнения, которые позволили им передать свое послание другим людям. Ищите близких! Близкими или далекими могут оказаться не только люди, но и книги, кино или музыка. Толь­ко помните, что их мало смотреть или слушать. Над ними нужно думать, отводя для этого ритуальное время. Думать и строить на основе того, что надумалось, свою собственную жизнь и деятель­ность.

Размышления — это труд, который позволяет сконцентриро­вать усилия души вокруг проблемы смысла собственной жизни. Упражнения это игра, которая позволяет «сузить общественную воронку» и ощутить «луч от Бога». Именно поэтому игра и являет­ся делом, «опасным для общества», а общество пытается прибрать к рукам игры людей, которые считают себя не такими, как все.

Среди разнообразных размышлений и упражнений, как наде­ется автор, читатель сможет найти «свою игру».

Своя игра — это игра, на которой человек может сконцентри­роваться без усилий. Это концентрация, доставляющая радость. Усилие, затрачиваемое на игру, воспринимается человеком как усилие, нужное лично ему, а следовательно, исчезает тягостный, принудительный, эмоциональный компонент, который мы обыч­но связываем со словами «работа» или «труд». Игра свободна, ра­бота и... развлечения обусловлены.

Сосредоточенность без усилий, следовательно, подлинное удовольствие — это удовольствие, связанное с игрой. С игрой, а не с развлечением, — я надеюсь, читатель уже научился не путать между собой эти понятия.

Любимая работа, в том числе, любая духовная работа, стано­вится игрой, когда усилия, направленные на концентрацию вни­мания, достигают автоматизма.

«Взгляните на канатоходца, — писал В. Томберг. — Ясно, что он полностью сосредоточен, иначе просто бы рухнул наземь. На карту поставлена сама его жизнь, и спасает его именно и только лишь предельная концентрация. Или, по-вашему, это его мыли и воображение заняты тем, что он делает? Найдется ли человек, способный предположить, что он прикидывает и размышляет, просчитывает и планирует, прежде чем сделать очередной шаг по канату? Будь это так, он бы немедля упал.

Чтобы удержаться на канате, он должен подавить всякую де­ятельность интеллекта и воображения — погасить «колебания ментальной субстанции», поскольку это единственный способ испытать свое мастерство. Вместо разума головы во время его выступления включается ритмика, т. е. — разум тела — его ды­хательная система и система кровообращения. Собственно гово­ря, с точки зрения интеллекта и воображения, это такое же чудо, как чудо св. Дионисия, апостола Галльского и первого епископа Парижского, по традиции отождествляемого с учеником св. Павла — св. Дионисием Ареопагитом. св. Дионисий «...за испове­дание Святой Троицы был перед статуей Меркурия обезглавлен мечом. И тотчас тело его восстало, и он взял в руки голову, и, ве­домый Ангелом и великим светом, шел две мили от места, назы­ваемого Монмартр, к месту, где по его воле и Промыслу Божьему покоится доныне (до места, где ныне находится храм Парижской Богородицы — Нотр Дам де Пари. — А.Д.)».

Любимое дело или любимая игра, доведенная до автоматизма, и есть концентрация без усилий. В этом состоянии человек может услышать голос собственного призвания. Он в этот миг как будто находится под чьей-то защитой.

 

 

Беседа двадцать вторая

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.049 с.)