Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Иероним босх, тупость и смерть. Судьба Шико и упражнения памяти великого шута
«Внутренний шлемазл — это вовсе не глупость», — повторю еще раз. Шлемазл — не глупость. Шлемазл — Ее Высочество Ограниченность. Но что же такое тогда глупость? Глупость это то, к чему приводит и до чего доводит... ограниченность. Это слово приобрело воистину культовое значение в нашей жизни. Именно в глупости мы постоянно обвиняем друг друга, не говоря уже о правительстве родной страны. Это же слово и родственные ему понятия, такие как тупость, идиотизм или уродство, являются в нашем языке антонимами понятий «гениальность» или «осмысленность». На самом деле в глупости скрывается какая-то тайна. Мы считаем это качество отрицательным, однако именно к нему стремится современная культура. Именно ею мы стремимся заполнить свой досуг, а так как досуг стал целью нашего существования, то глупость становится целью и самого существования. Определить глупость очень просто. Это состояние «частичного бездумия». В сущности, это характеристика человека, который что-то недодумывает или недомысливает. Называя человеческий поступок глупостью или характеризуя человека как глупца, мы имеем в виду, что он сказал что-то или поступил как-то, не согласовав свои слова и поступки с мнением окружающих людей или с требованиями реальности. Если человек, заготавливающий дрова, сидит на ветке дерева лицом к стволу и пилит ее перед собой, он... не учитывает существования всемирного тяготения. А если он публично называет своего начальника «козлом», то он не учитывает законов общества и мстительного характера самого руководителя. Кажется, все более или менее понятно. Однако физикам давным-давно надоело учитывать закон Ньютона, да и сказать правду начальнику в глаза почему-то очень хочется. Зачем человеку нужна глупость? Он же человек разумный — Homo sapiens. Одна из главных, если не ведущая, функций разума — это анализ и учет как можно большего числа фактов и законов окружающей реальности. На этой мысли построено все наше образование. Наш разум, с первого класса школы и до защиты докторской диссертации, все время заполняют фактами и законами, которые мы должны будем учитывать в своей работе и жизни. Педагоги, как правило, забывают объяснить, как именно нужно пользоваться всеми этими фактами и законами в повседневной жизни. Правда, это — тема для отдельного разговора.
Тем не менее «человек разумный» называет начальника «козлом», с чувством выполненного долга приходит домой и, вместо того чтобы анализировать факты собственной жизни, включает телевизор и садится смотреть футбол с бутылкой пива в руке. Если спросить, зачем ему нужно это глупейшее занятие, он легко ответит: «Чтобы ни о чем не думать». Мерой удовлетворенности своей собственной жизнью он будет считать количество часов, проведенных у экрана телевизора, или количество выпитых литров пива, в зависимости от того, что для него важнее. Возможно, я утрирую. Но все это перестает быть ограниченностью шлемазла. Если человек считает целью своей жизни глупость или хотя бы временное «оглупление», то разум оказывается помехой в достижении «светлой» цели существования. Как же тогда человека можно считать разумным? Мы все радостно именуем окружающих глупцами, но каждый из нас желает той самой бездумности. Я сам люблю глупую, бездумную музыку времен твиста. Молодые люди считают целью своего существования посещение ночных клубов, где громкость музыки не позволяет разговаривать друг с другом, где можно абсолютно бездумно дергаться всю ночь в танце, а если какая-нибудь мыслишка и осталась, то и ее можно удачно преодолеть, прикупив «легкий» наркотик. Прочитав описание такого рода, читатель подумает: «Но это же и есть... прорыв в гениальность!» Получается, что стремление к глупости — это такая форма медитации: освободиться от мыслей и слиться с Океаническим Бесконечным, с Единым буддизма и Вед, то есть — с самой гениальностью. Действительно, внешне все очень похоже. Только, несмотря на массовость, даже всемирность, всех этих глупостей, результата почему-то не видно. Казалось бы, как все просто: ходит-ходит человек на танцпол — раскрывает сознание, освобождает его от ненужной обусловленности внешним миром с его традициями, обычаями и законами — того гляди, прорвется гениальность и он создаст великую симфонию или просветленное живописное полотно. Но нет! Ничего подобного не происходит!
«Прорывы» в психиатрическую больницу, не стану от вас скрывать, случаются, но ничего более значимого такая «досуговая» медитация не производит. Кстати, о просветленных полотнах... Давайте попробуем обратиться за ответом к гению. Никто, наверное, не проник так глубоко к корням человеческой глупости, как Иероним Босх. Одна из самых ранних его работ, сохранившаяся до нашего времени, называется «Извлечение камня глупости». Картина эта, правда, не производит впечатления просветленной или хотя бы просто светлой. В ней использован монохромный рыжеватый колорит, рисунок суховат, в глубине полотна — бедно разработанный ландшафт. Но за скромностью изобразительных средств в ней видна четко продуманная разработанная и переданная нам через время мысль художника. Картина написана в формате тондо: живописный сюжет заключен в круг. В живописи Южного Возрождения — у Боттичелли или Рафаэля — круглый формат символизирует идеал, поскольку круг на плоскости, как и шар в пространстве, согласно Платону, есть геометрическое выражение идеала. В Северном Возрождении, у Босха в том числе, круг имеет иной смысл — это знак всеобщности, всемирности. Заключая свою композицию в круг, нидерландский художник подчеркивает: перед нами не единичный случай, а аллегория всего рода человеческого. Видимо, и почти шестьсот лет назад проблема глупости ощущалась не менее остро. На картине посреди унылого, однообразного пейзажа разместилась компания из четырех человек. В центре, рядом со столиком, сидит в кресле седой простак, над которым производят какое-то действо. В Средние века и немного позже существовало поверье, согласно которому глупость связана с наличием в человеческой голове каких-то лишних камней, наростов или шишек. Если их удалить, то человек сразу же поумнеет. Спрос рождает предложение. По городам бродили шарлатаны, которые действительно проводили такие операции. Шарлатанство по Босху — неотъемлемый, обязательный спутник человеческой глупости. Образами шарлатанов наполнено все его раннее творчество. Эх! Если бы шарлатаны так и остались бы там, во временах раннего возрождения! Разве наш мир, по-прежнему, не наполнен ими? А на картине шарлатан в длинной хламиде профессионального мага делает простаку, которого, судя по надписи, зовут Любберт, надрез на коже головы, и из этой маленькой ранки вырастает цветок. Это тюльпан. В старинных европейских сонниках зафиксировано его главное символическое значение — это символ обмана. Суть хирургической операции заключалась в том, чтобы, сделав надрез на коже головы и поколдовав над ним руками, показать затем пациенту заранее спрятанный в руку твердый камень или кусок окровавленного бычьего сухожилия. Босх изображает на голове у шарлатана перевернутую воронку — предмет, используемый не по назначению, — еще один знак хитрости или обмана. Мы будем часто видеть на картинах Босха такого рода символы — вещи, которые находятся не на своем месте или используются не так, как им положено. Они всегда будут служить знаком некоей противоестественности происходящего. Эти вещи станут у художника знаками несоответствия событий промыслу о них гениального творца. На полотнах Босха небольшие, не бросающиеся в глаза зрителю детали очень часто служат ключом к разгадке основной мысли автора.
Если присмотреться, в глубине пейзажа, среди коричнево-рыжей равнины, есть изображение виселицы. Конечно, это знак отдаленной, но неизбежной расплаты за глупость. Виселицы и колеса для пыток очень часто встречаются и у Босха, и у Брейгеля на фонах картин. На голове монахини-бегинки, которая присутствует здесь как спутница шарлатана, лежит книга — еще один знак лжемудрости. Книга содержит в себе знание. Смотрите! У этой монахини знание находится не внутри, а снаружи — снова не на том месте, где ему следует находиться. Мы с вами часто поступаем так же. Мы оставляем свои знания в конспектах и шпаргалках, даже не пытаясь поместить его туда, где оно должно быть. Тут же изображен и монах, который произносит какую-то зажигательную речь, держа в руках кувшин с вином. Скорее всего, монах не пьян, он лишь собирается дурманить своими речами господина Любберта. Этот символ вина, вынесенного монахом за пределы самого себя очень любопытен. Монах — член команды шарлатана. Чем он может пьянить простака? Разумеется, он будет «дурить» ему голову религиозной верой — помощью бога в благодатном деле исцеления от глупости. Это означает, что монах... атеист. Он циник, он ни во что не верит, раз держит этот кувшин вне самого себя. Но это кувшин с вином. Старинная картина скрывает главную тайну алкоголя: состояние опьянения — лишь внешняя подмена состояния божественной благодати. Опьянение — внешний заменитель состояния блаженства, известного только святым и праведникам, точно также как большая библиотека или хорошо заполненные студенческие конспекты — лишь подмена, иллюзия, знаний которыми располагает, то есть может использовать человеческая душа. Слова «вино» и «опьянение», кстати говоря, — одни из главных смысловых синонимов слова «глупость». Главная ошибка господина Любберта заключается в том же. Он понимает, что глуп, но не собирается справляться с этим прискорбным фактом самостоятельно. Главная суть глупости, по Босху, — это надежда не на себя, а на другого. На другого человека или вещь: Любберт надеется на мага, монах — на опьянение верой, монахиня — на книгу, студент, как известно, — на шпаргалку. Муж надеется, что жена станет его «умом». Член тоталитарной секты надеется, что думать за него будет «гуру»... Любберт считает, что в нем чего-то не хватает, или думает, что в его голове содержится что-то ненужное. Но сама по себе эта мысль совсем не глупа!
Глупостью является мысль о том, что «добавить» или «убрать» что-либо из мозгов может только другой человек. Глупостью всех персонажей полотна Босха является перенос свойств своей собственной души на внешние объекты или людей. Человек передоверяет ответственность за свою веру, знания или ум, соответственно, вину, книге или другому человеку. Это означает, что его поведение отныне будут контролировать они же: вино, строчки из непонятых книг, и шарлатаны... Понимание книг здесь исключено — это процесс внутренний, в мире глупцов строки книг воспринимаются, как догмы или приказы. Как только человек объявляет знания находящимися вне собственного разума, они больше не требуют понимания или анализа — они разумом управляют. Что же тогда означает пустая виселица на фоне событий? Я думаю, что она означает то же, что означала всегда — смерть. Темный фон, унылый пустынный пейзаж и... пустая виселица. Все участники сцены мертвы, зритель видит круглое окно в мир мертвецов или людей умерших при жизни. Это приговор Босха: описанная выше глупость равносильна смерти человеческой души. Человек, отказывающийся разыскивать свой ум, веру или знание в глубине себя самого, мертв. Он потому и глупец, что его физическая смерть станет окончательной и безнадежной — он убил себя еще при жизни. В одном из старинных восточных рассказов о Насреддине, Ходжа после длительных поисков находит дверь, ведущую в покои Господа Бога. Он находит ее внутри самого себя и... не открывает. Он боится открыть эту дверь и умирает от страха. Глупость и смерть в человеческом сознании всегда следовали где-то совсем рядом друг с другом. Говоря про кого-нибудь: «Он дурак!», мы имеем в виду не умственные способности человека, мы оцениваем вовсе не их. Мы сообщаем окружающим, что этого человека... не существует, то есть на его слова и поступки можно не обращать никакого внимания, высказанные им обидные слова можно просто не заметить: «Он дурак — не обращай на него внимания». Назвать дураком — значит символически убить — вычеркнуть из списка значимых в Вашем личном пространстве-времени личностей. Придворный «дурак», шут, мог говорить все, что угодно, в том числе, и от имени короля, ему прощалось все, на его слова можно было не обращать внимания, потому что маска шута — это маска мертвеца. Во время празднования Сатурналий шут становился на место короля, когда праздничная мистерия приближалась к фазе рабства и смерти, в конце мистерии шута подлинно умерщвляли. В этом было его предназначение. Глупец — сумасшедший шут — когда-то очень давно, по всей видимости, был божеством смерти. Эти люди были ближе к богам или к гениальности, и поэтому люди верили, что их смерть, возвращение к той стихии, которая их породила, сохранит жизнь роду или общине. Убивая глупцов, короли пытались совершить обмен. Они хотели обмануть богов, выдавая смерть шута за свою собственную.
Они пытались обменять смерть на жизнь, и в результате, между королем и его двойником в шутовском колпаке появлялась невидимая на первый взгляд ниточка зависимости. Такая ниточка протянулась, например, между Петром I и шутом Балакиревым. Шуты начинали жить и править вместо королей. Отдавая шуту свою смерть, властитель отдавал ему и свою жизнь. Гениальные шуты это прекрасно понимали. Имен многих из них мы никогда не узнаем, но некоторые — хорошо известны: французы помнят гения, который служил шутом при дворе последних королей династии Валуа. Его звали Шико. Простой гасконский дворянин Шико (настоящее имя — Жан-Антуан д'Анжлер, его черты есть в облике д'Артаньяна), вначале служил солдатом под началом маркиза де Вилара. Он служил королям Франциску II и Карлу IX, при которых занимал весьма важные должности. Позже он стал любимым шутом Генриха III, а потом и Генриха IV. Возлюбленная Шико была очаровательным созданием из благородного рода. Однажды ночью, когда Шико пришел ее повидать, ревнивый принц приказал окружить дом, схватить Шико и жестоко избить. Шико спасся через окно, разбив стекла и прыгнув с высоты четвертого этажа на улицу. Не убился он только чудом, и потому всякий раз, проходя мимо этого дома, Шико будет преклонять колени. От преследования принца спастись можно было только у короля. Шико пришлось искать убежища у Генриха III. Король воспользовался тем, что бедный дворянин Шико был как бы... уже мертв. Приговоренный к смерти принцем и чудом спасшийся после падения на мостовую, Шико... принадлежал стихии смерти. За покровительство, оказанное ему Генрихом, он расплатился тем, что стал шутом — надел на себя маску смерти и обязался говорить королю правду, как бы горька она ни была, что было смертельно опасным занятием во времена любого абсолютизма... впрочем, это смертельно опасно и сейчас. Чтобы избежать гнева монарха Шико, как и любой шут, поклялся высказывать ее, не расстраивая при этом своего покровителя. Должность «единственного человека, который говорит правду», автоматически ставила его на место ближайшего личного советника короля. Шико был необычным шутом. Он был единственным шутом за всю историю Франции, который носил шпагу — дворянский атрибут «благородной смерти». В марте 1584 года ему был пожалован королем аристократический титул. Шико пользовался при дворе последнего Валуа свободой, равной той, которой был удостоен за тридцать лет до него шут Трибуле при дворе Франциска I, и той, которая будет предоставлена сорок лет спустя Ланжели при дворе короля Людовика XIII. Шут обладал неограниченными возможностями. Ему было позволено абсолютно все: можно было улечься спать посередине зала во время королевской аудиенции или при людях обозвать короля дураком. Шут мог сидеть на королевском троне, мог стоять впереди короля, позади него, рядом, мог говорить от имени короля, мог передразнивать его. Основной работой шута была... глупость. Он должен был веселить и развлекать короля. Шико с этим прекрасно справлялся, его мрачноватое чувство юмора было потрясающим. Говорят, что именно с его именем связана поговорка «может мертвого рассмешить» — он на самом деле пытался это делать! Ходят слухи, что, по крайней мере, один раз у него это получилось! Связь шута со стихией смерти видна и в другом привычном обороте речи: от его лихих дурачеств «король чуть со смеху не помирал». Власть глупости над жизнью и смертью, похоже, была понятна чудом выжившему, но надевшему маску мертвеца дворянину. Шико любил пародийно распевать духовные гимны и декламировал стихотворные сатиры. Он составлял бывшие тогда в большом ходу анаграммы: находил в имени каждого дворянского повесы намеки, донельзя обидные для того, чью личность он высмеивал. Удивительная вещь! Говорят, что в каждой такой анаграмме-издевательстве над фамилией обиженный мог узнать правду о себе самом. Обратите внимание: глупость на время «убивала» фамильную гордость дворянина, обнажая при этом суть самого человека... Сам Шико при этом даже не улыбался. Он был в меру серьезен и смешон... Возможно, именно этого мы хотим от близких друзей, которым можем доверить жизнь и смерть? Шико стал самым близким другом Генриха. Король доверял своему шуту дела государственной важности, частенько просил о помощи или обращался за советом. Они стали неразлучны. Говорят, что Шико оберегал Генриха Валуа... как мать оберегает ребенка. Смерть и время неотделимы друг от друга. Мы знаем о течении времени только потому, что нам известен положенный каждому смертный предел. Мертвый умеет ждать — у него есть время. И обладающий непоседливым гасконским характером Шико научился ждать. Вот один из самых известных его советов Генриху: «Вода и время, — два могущественнейших растворителя: один точит камень, другой подтачивает самолюбие. Подождем...» Обратите внимание — это один из традиционных советов, которые дают нам мамы! Мать — владычица жизни и смерти каждого из нас — именно она начинает отсчет отпущенного нам времени. Маленькому ребенку мать кажется всемогущей и всепроникающей... как смерть! Таким же считали Шико современники: он великолепно разбирался в делах государства, у него был красивейший аристократический почерк, он знал множество языков, латынь в том числе. Он был прирожденным наездником и прекрасным фехтовальщиком, одним из лучших — «вторая шпага» во Франции! «Первой шпагой» был головорез Граф де Бюсси (последний французский рыцарь). В фехтовании, по отзывам Шико, «имеют значение три вещи — прежде всего, голова, затем руки и ноги. Первая помогает защищаться, вторая и третья дают возможность победить, но, владея и головой, и рукой, и ногами, побеждаешь всегда». У Шико была смышленая голова, длинные руки и крепкие ноги. Кроме всего этого, Шико, по рассказам современников, был великим актером! Мало того, что он обладал всеми качествами, которыми должен обладать человек, служивший при дворе: лицемерие, наигранные улыбки, гримасы, лукавая ирония, сарказм и притворство. Его талант был всепроникающим, почти магическим! Он прекрасно умел подражать чужим голосам. Он находил общий язык с любым человеком. Даже с самым злейшим врагом короля! Он мог войти в доверие к любому: как к пьянице или монаху, так и к принцу крови. Как бесплотный дух он мог принимать любой облик. Он знал все, что происходит в королевстве и за его пределами, и мог предугадать недалекое будущее. Он просчитывал все события на несколько ходов вперед. Фактически Шико был королем Франции. В Шико, по мнению современников, была воплощена мудрость королевства. Но черты смерти все время проглядывают через этот великолепный облик: говорят, что Шико был прекрасным философом, потому что... умел ничего не принимать близко к сердцу. «Мертвый» умеет находиться где-то сверху — «над жизнью». В духовной позиции шута Шико стал недосягаем для повседневной суеты: она забавляла его, как забавляет все избранные натуры. «В этом мире одни дураки скучают и ищут развлечений на том свете», — это его собственные слова. Обратите внимание: «дураки», а не шуты. Шут — умерший заживо — это совсем другое. Он лишь посмеивался над человеческой неблагодарностью и, по своему обыкновению, почесывал себе нос и подбородок. Разумеется, очень многие его не любили. Шико в глаза называли: «назойливой мухой», «хитрой лисой», «ядовитой змеей», но чаще всего к нему обращались просто: «господин дурак»! На что он никогда не реагировал и отвечал с улыбкой: «Это моя должность!» Хотя в вопросах чести шут был весьма щепетилен и никогда не оставался в долгу: «Шико обнюхивает и лижет камни, на которые пролилась его кровь, как лиса, до тех пор, пока не размозжит об эти камни головы тех, кто ее пролил». Это, конечно, метафора, но даже в ней чувствуется опасение произносящего ее: у надевшего маску глупости — маску мертвеца — появляются свойства оборотня! Даже в его легендарном великодушии современники видели смерть. Шут часто швырял в толпу пригоршни золота, как известно, деньги не нужны только мертвым... И, разумеется, ему покровительствовала ночь. Мечтатель — он в своих ночных прогулках почти всегда выбирал прибрежную дорогу. В те времена Сена еще не была зажата между каменными стенами, ее волны лобзали широкие берега, и жители города не раз могли видеть на этих берегах высокий, вырисовывающийся в лунном сиянии силуэт Шико. Возникает переворачивание смысла — глупцом в этой ситуации оказывается король. Это его душа при жизни умирает, а шут, никогда не снимающий напяленную маску смерти, остается жить. Средневековые корабли сумасшедших того же происхождения. «Дураков» сажали на корабль и с почетом отправляли в смертельное плавание: их возвращали той переменчивой стихии, которая «породила» и их, и всю жизнь на земле, стараясь уберечь от смерти (например, от чумы) самих себя — жителей средневекового города. Но этот ритуальный акт... оказывался глупостью. Дело в том, что люди, на которых вместо шутовского колпака одели ярлык «глупцов» или «безумцев», начинали в душе «нормального» человека играть роль спасателей или, говоря привычнее, спасителей. Скорее всего, именно с этим и связан обострившийся в последние десятилетия интерес обывателя к феномену безумия. Похоже, с каких-то древних времен в нас жива тайная мысль: если нормальное, рациональное мышление завело нас в абсолютный тупик, может быть, глупцы и безумцы или их видения способны нас спасти. Мы приближаемся к тайне «священного безумия», поневоле оказываясь на «другой стороне медали глупости». Вдруг выясняется, что прижизненная смерть дурака дает ему взыскуемую и не находимую обычным человеком свободу. Каким же образом происходит это загадочное превращение? Шут был главным лицом праздника Сатурналий. А право на глупость, в смысле необремененности заботами и обязанностями повседневной жизни, является для нас чуть ли не основным содержанием феномена, который мы называем «праздником». По мнению М.М. Бахтина, празднество «дает право на глупость... Глупость — это вольная мудрость, свободная от всех норм и стеснений материального мира, а также от его забот и его серьезности — на мир разрешалось взглянуть дурацкими глазами, и это право принадлежало не только празднику глупцов, но и народно-площадной стороне всякого праздника». «Дурацкие глаза» — это взгляд на мир, не затуманенный привычным мировоззрением. Между дурацким взглядом на мир и гениальным взглядом очень сложно провести разделительную черту... Точно так же сложно, как провести ее между безумием и гениальностью. Понятия глупость и безумие в истории человечества сходны до полной неразличимости. Практически все светлые образы богов и героев классической древности проходят в своем жизнеописании фазу «глупости» или временного безумия, сочетающегося с бешенством и необузданностью. В это время с ними случаются бесконечные беды и несчастья. Неприятности заканчиваются одновременно с прекращением безумия и обретением героического статуса. Богиня Гера, постоянно преследующая Геракла, ниспослала на него безумие, в припадке которого герой убил своих детей и двух детей царя Ификла. Придя в себя, Геракл, в соответствии с судьбоносным предсказанием, был вынужден пойти в рабство к царю Еврисфею, по приказанию которого и совершил двенадцать подвигов, сделавших его бессмертным. Вот что имел в виду великий Эразм в своем «Похвальном слове Глупости», когда говорил от имени самой Глупости: «Но мало того, что во мне вы обрели рассадник и источник всяческой жизни: все, что есть в жизни приятного, — тоже мой дар... Обыщите все небо, и пусть имя мое будет покрыто позором, если вы найдете хоть одного порядочного и приятного бога, который обходился бы без моего содействия». Появление героя связано с прекращением его временного безумия. В сказаниях об Илье Муромце Илья «сидит в темном углу на печи тридцать лет и три года», до тех пор, пока пришедшие «калики перехожие» не дают ему «испить водицы из колодезя на ясном солнышке». Естественно, сидящий на печи Илья не может быть мудрым богатырем, он пребывает во тьме глупости и бездумья. В данном случае, глупость не означает болезнь в нашем смысле этого слова: это временная тьма, временное исчезновение света, скрытого под покровом ночи и смерти. Глупость или безумие — это смерть разума, которого недостаточно для того, чтобы проанализировать, «переварить» и правильно использовать всю информацию, которая поступает к человеку посредством его органов чувств. Ум или разум — это Светлый Логос. Это солнце, которое, освещая или освящая, вносит порядок в хаос ночи. В сущности, так мы чувствуем процесс рождения жизни или оживления. Умный или мудрый человек знает или ведает, как нужно правильно взаимодействовать с миром, который периодически кажется «темным» или непостижимым. Для древнего человека сами понятия ведовства, мудрости или знания тождественны свету и солнцу. Отсюда извечный поиск человеком просветления, то есть жажда познания истины, дающей жизнь и преодолевающей смерть. Но каким же образом обычный человек может просветиться? Во множестве различных верований есть ответ на этот вопрос: он должен заново родиться в духе. А как же человек может родиться заново в прямом смысле этого слова? Первобытное мышление, как и мышление ребенка, не выносит метафор. Существует один единственный ответ: для того, чтобы родиться вновь, человек должен сначала умереть. В одной из русских сказок Афанасьевского сборника рассказывается о том, что крестьянин, «как две капли воды» похожий на богатого дурака, воспользовался его смертью и стал с большим успехом выдавать себя за внезапно поумневшего богатея. Достаточно представить себе, что крестьянин и богатей вовсе не загадочные близнецы, а один и тот же человек, разделенный сказкой на две отдельные биографии, чтобы понять, о чем я говорю. Дурак в период глупости своей был мертв для всех. Рождение умного и было подлинным рождением или рождением просветленного сознания. Глупость и в этой сказке, и в легенде об Илье Муромце, и в мифах о Геракле становится необходимым этапом на пути к обновлению. Это смерть индивидуального сознания, необходимая для того, чтобы в душу человеческую проникло солнце мудрости или свет гениальности. Знания и опыт, сформировавшие человека как личность, не подходят для того, чтобы справиться с окружающей реальностью? Это означает, что человеку нужны не знания, а гениальность: нужен прорыв к неведомой его сознанию истине. В старинной как мир суфийской притче рассказывается о том, как ученик пришел к учителю с просьбой научить его знанию. Учитель предложил ему попить чаю и стал наливать кипяток в чашку. Чашка наполнилась, а учитель все лил и лил горячую воду. Когда горячая вода полилась на колени ученика, тот воскликнул: «Учитель! Что вы делаете, ведь чашка давно уже полная!» «Вот видишь, — сказал учитель, — ты понял главное: бессмысленно и даже опасно пытаться налить воды в чашку, заполненную до краев. Я смогу тебя научить, если ты сможешь вылить из чашки ту воду, с которой пришел ко мне». Для того чтобы принять свет гениальности, индивидуальное сознание должно превратиться в пустой сосуд, что для внешнего наблюдателя будет точно соответствовать глупости или безумию — фактической смерти личности. Отсюда берет свои корни нарочитое религиозное безумие, которое принимают на себя последователи богов. Юродивые и «глупцы Христа ради» — это люди, принявшие обет безумия. Добровольное безумие, как и добровольное рабство Геракла у царя Эврисфея, считается делом, угодным богам. Но все это — несомненная смерть социального лица. Человек принимает на себя глупость и становится «эйроном» — носителем священной иронии и священного самоуничижения. Человек, говорящий с юродивым, говорит не с личностью, а с опустошенной чашей. Он беседует с самим богом — с «голосом, доносящимся из глубин пустоты». Последняя цитата принадлежит, правда, не текстам религиозных житий, и не описаниям разговоров с юродивымы, а все тому же Никола Тесла, описывающему источник своих знаний. Я думаю, что поиск безумия в гениальности, который вел Ломброзо, относится именно к тем периодам «временного помрачения сознания», которые окружающие считали «глупостями», странностями гениев и которые были им необходимы, чтобы слышать «голос пустоты». Как социальные личности, они в это время были мертвы. В православном же христианстве такие периоды именовались «блаженством». Юродивый — это блаженный. Греческий корень слова «блаженный» представляет собой эпитет, долгое время применявшийся только по отношению к мертвецам и богам. Во всяком случае, Гомер использует его только таким образом. «Блаженные мертвецы» — это не просто умершие в нашем смысле люди, это души, продолжающие жить —- обитатели преисподней. Они полностью оторваны от мира. Боги недостижимы на своем Олимпе, мертвецы — в царстве Аида. Одиссей, спускаясь в царство мертвых, становится блаженным вслед за ними. Позже, это слово сохраняет то же значение в переносном и метафорическом смысле: когда мы говорим «блаженный идиот» или просто называем кого-то блаженным, то имеем в виду человека «не от мира сего» — человека, который абсолютно не понимает или не способен понять наших повседневных забот или проблем. В этом смысле слово «блаженный» — синоним понятий «глупец» или «дурак». «Благо» здесь понимается как глупое добро, добро с налетом «блажи» или «дури». При сближении «блаженненького» и юродивого или шута с пирамидой власти его функцией становится передача царю «божественной правды». И самые деспотичные из тиранов вынуждены выслушивать брань дурака. Произнесение этой брани постепенно начинает пониматься как обязанность шута при дворе, а по мере возрастания его роли «спасителя» тирана от его же собственной гордыни, все больше понимается как его право. В религиозной обрядности появляются и фиксируются «праздники дураков» и «праздники сумасшедших». Право «рубить правду-матку» от имени самой смерти постепенно оказывается способным приносить власть самим шутам. Они объединяются в священные союзы, которые находятся при храмах и хранятся в тайне, ведь шут или скоморох — это маска смерти, которая должна появляться внезапно и только во время праздника. Меня не покидает ощущение, что именно из этих профессиональных союзов шутов в средневековой Европе на свет божий появились «тайные общества» розенкрейцеров и масонов. Уж больно одеяния магов и членов тайных лож похожи на наряд шута-короля в Сатурналиях. Похоже, что поверх шутовского колпака они, чтобы никто не догадался, напялили на себя и маску... абсолютной серьезности. Картина Иеронима Босха именно об этом. Разве не так?.. Второй по значимости ее персонаж — это «маг», удаляющий «камень глупости». Он жулик — у Босха это несомненно. Круг нашей главы замкнулся, как символизирующее весь мир тондо картины Босха. Так и кажется, что блаженство невозможно отличить от глупости. Все мертвы... Однако это не совсем так. С помощью гениальной картины или с помощью «Похвального слова Глупости» Эразма Роттердамского мы можем понять, что происходит. Современная психотерапия называет состояние «шутовства» — «трансом». Транс — это краткосрочное помрачение сознания, вызванное сосредоточенностью человека на своих внутренних переживаниях. Когда прожектор нашего внимания сосредоточен на какой-то внутренней мысли, например, на случившемся несчастье или на решении сложной математической задачи, внешний мир как будто погружается в туман: мы не слышим обращенных к нам вопросов и не замечаем происходящих вокруг событий. В таких ситуациях даже близкие говорят нам: «ты выглядишь как дурак», «ты в себе?» или «ты, случайно, с ума не сошел?» Так выглядит длительное пребывание в «точке Розанова». У людей, которых мы в этой книге называем гениальными, такие приступы рассеянности по отношению к внешнему миру случаются спонтанно, они сами крайне редко могут контролировать этот процесс. Однако их трансы остаются трансами. В периоды «глупости» их посещают образы, приносящие свет всему человечеству. Тесла принес нам свет в самом прямом смысле этого слова. Все это — вещи, достаточно очевидные, и я еще раз сформулирую их, чтобы еще раз задумались мои коллеги-психиатры. Спонтанный транс очень похож на то, что мы называем психозом. На самом деле отличить одно от другого можно только по результатам. Транс продуктивен — он приносит решение проблемы. Психоз — состояние с противоположным знаком — приводит к слабоумию. Но для того чтобы понять результат, нужно время. Психическая болезнь это приговор, приводящий человека к пожизненной «искусственной глупости». Современные психотропные лекарства способны создавать и формировать «пожизненную рассеянность». Умеем ли мы и хотим ли задумываться о внутреннем содержании того, что считаем «психозом». Что было бы с человечеством, если бы Тесла, страдавший «кататонически-ми ступорами» и интерпретировавший свои переживания таким образом, что современный психиатр назвал бы их «параноидными приступами», был бы пролечен современными психотропными препаратами? Получили бы мы сегодня все то, что дает нам переменный ток: свет, компьютеры, связь, телевидение и т. д. и т. п.? Давайте признаемся честно: психиатрия нашей страны не делает никакой паузы на раздумье перед вынесением приговора. Мы даже не пытаемся помочь нашим пациентам как-то осмыслить переживания психоза и совместить их с разумом. Мы не умеем думать об улучшении метаболизма нервной ткани у наших больных, для того чтобы облегчить им остроту и неожиданность возникающих ощущений. Мы с вами лечим, пользуясь, в конечном итоге, приемами «мага» с картины Иеронима Босха. Надев шутовской халат, мы обещаем «извлечь» или, по крайней мере, «растворить камень глупости», природа которого нам доселе неведома. Ох, недаром, наверное, на голову Глупца с картины Босха надета перевернутая воронка — символ переливания жидкости «из пустого в порожнее». Но давайте только задумаемся: эта воронка — символ подмены, издевательство над «точкой Розанова». Маг, извлекающий камень глупости, является заменой точки концентрации, он находится там, где у человека должен находиться его собственный транс. Вот вам и символ столь современного страха «власти гипнотизеров». Эта власть — глупость, а воронка показывает, как человек «переливает» собственные душевные силы от себя... к шарлатану. Мы, по-прежнему, как маг с той же картины, стремимся сделать так, чтобы «ответственность за ум» нашего пациента лежала на нас, сообщая обескураженным родителям, что отныне без нас и наших лекарств пациент не сможет обойтись до конца жизни.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.107 с.) |