Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Моцарт и переживание тойнби. Упражнение «время Тойнби»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Если гениальность — это способность, утраченная нами где-то там, в начале эволюции, или потерянная однажды в детстве, в тот страшный миг, когда родители в первый раз обозвали вас идиотом, то как страшно, что гений — этот наш величайший и бесценный дар — погребен под слоем невежества и низведен до статуса реликвии, пылящейся где-то на чердаке сознания. Мы скользим по окружающему нас миру поверхностным взглядом, даже не удосуживаясь заглянуть куда-то глубже, и тем самым иссушаем корни человеческого происхождения и призвания. Нас окружают чудеса техники и прогресса, и наше внимание сконцентрировано на них. Внутренний мир постепенно увядает от недостатка внимания и заботы. Мы искажаем природу вещей, пытаемся приобрести и удержать в своей собственности как можно больше. Нас больше всего заботит кратковременное и преходящее — сколько мы заработали, сколько приобрели, кто выиграл, кто получил награду, кому больше пирога досталось. Озабоченность суетой превращает нас в скопище — чистеньких, благоухающих, одетых с иголочки и обуреваемых иллюзией того, что, как только мы сможем преумножить свои владения, получим еще больше всего того, что почитаем за счастье и удачу: больше денег, наград, власти, — как окружающие поймут наконец, кто мы на самом деле, наше одиночество кончится и люди признают нашу значимость. Они будут нас уважать. Мы заставим их уважать себя! Единственный выход из этой иллюзии — попробовать перенести фокус нашего внимания с количества вещей на их качество, с поверхности в глубину. Тогда есть шанс, что нам откроется тайна встречи. Я не знаю названия того, с чем можно встретиться в глубине вещей. Возможно, это их экзистенция. Может быть, это Бог или Подлинное «Я» — Пуруша. Вполне вероятно, что это начало называется «Подлинный другой». Ведь каждый человек — «вещь в себе», не только в нашей короткой жизни, но и в самой истории — это точно такое же «Я», точно такая же точка встречи с бесконечностью, спрятанная где-то внутри и ждущая встречи с нами. Как правило, подобная встреча возникает в результате внутреннего прозрения или внезапного озарения. Это «прорыв». Встреча с глубинным содержанием вещей ярко проиллюстрирована Э. Людвигом в книге, посвященной жизни и творчеству Иоганна Вольфганга Гете. Речь идет о принадлежащей Гете концепции прарастения («Опыт о метаморфозе растений», 1790), в какой-то момент внезапно возникшей в его сознании: «Прогуливаясь однажды по городу, Гёте увидел веерную пальму. Остановившись, он стал разглядывать ее так любовно и вдумчиво, словно перед ним было не растение, а человеческое сердце. Он глядел на пальму, как 18 лет назад на башню Страсбургского собора, когда ему показалось, что он видит его впервые, и вдруг по отдельным частям он восстановил весь план незавершенной постройки. Вот и теперь Гете увидел, что листья переходят в стебель, что они подобны лепесткам цветка, а лепестки, в свою очередь, превращаются в тычинки». А вот как раскрывались перед исследователем тайны человеческие: «Автор настоящего исследования имел, хотя и незначительное, но подлинное переживание встречи с вечным в самом себе». Так писал Арнольд Тойнби, один из самых известных историков XX века и один из создателей наиболее популярной до сегодняшнего дня концепции «историософии» — взгляда на человеческую историю как целое. «Это случилось 23 мая 1912 года, когда автор этих строк сидел в размышлении на вершине горы, на которой была расположена крепость Мистра. На запад, насколько можно было видеть, простирались крутые склоны хребта Тайгет, а на востоке лежала обширная равнина Спарты, откуда он пришел утром. Может быть, влияние на меня оказал Моцарт, которого я слушал тем утром 23 мая, но произошло оно вне музыки, а здесь, на вершине. Зрелище было потрясающим, поскольку в этом уничтоженном огнем городе с той весны 1821 года, когда Мистра была опустошена, время остановилось. Однажды ясным апрельским утром лавина диких горцев Мани поглотила этот город. Жители Мистры вынуждены были бежать, спасая свои жизни, но захватчики настигли их, ограбили и устроили резню. Дома были разграблены, а развалины города с тех пор обезлюдели». Арнольда Тойнби поразила не столько жестокая загадка преступлений и безрассудства человечества, сколько реалистичность сцены, которая вдруг захватила его воображение. Он сам называет открывшееся ему ощущение галлюцинацией. Такие исторические галлюцинации посещали Тойнби в течение жизни несколько раз. Он посчитал, что таких встреч было около 11. «В каждом из описанных случаев автор был на короткий момент захвачен полным единением с лицами, участвующими в каком-то историческом событии, вследствие того, что его воображение ненадолго полностью сосредоточивалось на происходящей сцене. Но был однажды и другой случай, когда автор удостоился гораздо более сильного и необычного переживания. Однажды в Лондоне, вскоре после Первой мировой войны, во время прогулки в южном направлении по Бэкингем Палас Роуд у восточной стены вокзала Виктория автор неожиданно почувствовал свое единение, но не с тем или иным эпизодом истории, а со всем, что происходит и происходило, что было и что будет. В одно мгновение он твердо узнал о каждом проносящемся через него в стремительном потоке эпизоде истории, и его собственная жизнь казалась ему одной из волн этого единого потока. Переживание накатило неожиданно и длилось довольно долго, так что при этом он еще смог разглядеть красные кирпичи и белые камни облицовки стены вокзала, который оставлял с левой стороны, и удивиться. Наполовину изумляясь, наполовину развлекаясь, каким именно образом этот нелепый прозаический вид мог привести его к такому озарению сознания. Вместе с окончанием протяженности стены вокзала чувство единения с историей исчезло, и мечтатель вновь вернулся в мир повседневности кокни, в свою родную социальную среду». Я не знаю, случайно ли переживания Моцарта, которые мы вспоминали в прошлой беседе, так схожи с первым неожиданным чувственным восприятием исторического эпизода великим историком. Вы, конечно, обратили внимание, насколько творческие переживания композитора, музыка которого стала стимулом для «прорыва» историка, и пережитое Тойнби видение близки друг другу. Близки они и к переживаниям Петера Хуркоса, и к видению прарастения Гете. Их объединяет изменившееся чувство времени. Все они ощущали время не как линейную протяженность, а как непостижимый четырехмерный миг. Хуркос смог испытать это переживание благодаря черепно-мозговой травме. В случае Арнольда Тойнби катализатором послужила напряженная работа и устремленность всех его жизненных интересов к истории человечества... но не только. Не мог ли Моцарт, которого Тойнби «слушал утром», через музыку, которая способна «заразить» своей гениальностью, передать информацию о нужном для прорыва состоянии духа... Не передал ли он сигнал, включивший инстинкт единства вселенной? Можем ли мы с вами научиться структурировать подобные сигналы? Можно ли создать психическую модель подобных переживаний, почувствовать время гения, время, упакованное в единый миг, время, не имеющее протяженности? Ведь если не каждый из нас согласится пойти «путем Хуркоса» и обрести способности в результате болезни, то каждый из нас способен пойти путем Тойнби, сосредоточившись на том, что нам действительно интересно, на внутреннем. Моцарта мы теперь слушать умеем. Эдгар По как-то однажды сказал: «Творчество — это моя способность». И все. Точка. Больше никакой информации. Главное — инстинкт гениальности появляется только тогда, когда сознание по разным причинам больше не цепляется за повседневность. Отвлечь читателей от повседневности и ненадолго переключить внимание на самих себя и есть главная задача наших бесед. «Сконцентрировать внимание ни на чем» — это сконцентрировать внимание на чем-то смутном, не имеющем имени, зреющем внутри человеческой души. Мы снова начинаем описывать две воронки Розанова. Все остальное приложится. Зажгите свечу и попробуйте сконцентрировать внимание ни на чем... Упражнение «Время Тойнби» Сейчас мы попробуем создать модель времени гениев — времени вдохновения. Вдохните их свет и тепло... и выдохните накопившиеся тьму, суету и усталость. Как только вы начинаете дыхание свечой, вам становится удобно сидеть на ваших стульях и диванах, креслах и пуфиках... Сейчас мы будем путешествовать во времени... превращаясь в различные его отрезки. Вы попробуете увидеть мир глазами человека, который состоит из различных отрезков времени. Держите глаза открытыми или закрытыми, как вам удобно... Теперь попробуйте пожужжать. Произносите главный психотерапевтический звук «з-з-з-з-з»... И пусть этот звук, как в упражнении с мелодиями, наполнит вас целиком. Продолжая сидеть... позвольте вашему телу войти в резонанс с этим звуком и... возникшим неожиданно новым пониманием Моцарта, под музыку которого лучше всего делать и это упражнение. Во время звучания мелодии попробуйте почувствовать... как она заставляет нас путешествовать по определенным временным отрезкам, бросая то в прошлое... куда-то к Моцарту... то возвращая в современность... то удлиняя продолжительность музыкальной фразы, то резко укорачивая ее. Мы будем учиться останавливаться на маленьких или больших, современных или древних периодах времени. Будем учиться становиться... самим временем и пытаться смотреть на мир не нашими, а... его глазами. Звучит музыка, и вы продолжаете «жужжать»... Говорите «з-з-з-з-з»... Сейчас вы превратились в... секунду. Посмотрите на мир глазами секунды. Вы это можете... Секунда — это очень короткий отрезок времени... миг. Вы — секунда... Как она видит пространство вокруг вас? Как она себя чувствует? Как ведет себя тело секунды? Она напряжена? Расслаблена? Как секунда управляет своим зрением? Вы — секунда... «З-з-з-з-з»... «З-з-з-з-з»... Теперь вы стали минутой. Посмотрите на окружающий мир глазами минуты... Она медленнее, чем секунда? Как бьется сердце у минуты, как вы видите свою комнату с ее точки зрения? Как минута воспринимает фотографии, которые висят у вас на стенах? Какое у вас теперь тело? Как чувствует себя тело минуты? Может быть, у нее какое-то особое обоняние? А может быть, у нее какой-то особый слух? Как минута слышит тиканье часов? Продолжайте произносить «з-з-з-з-з-з»... и ощущайте себя минутой. Временные отрезки все увеличиваются... «З-з-з-з-з»... Ивы стали часом. Что изменилось в теле часа? Как он видит окружающий мир? Что он слышит? Как вы ощущаете себя в пространстве вашей комнаты, когда становитесь часом? Он нам так хорошо знаком. Мы все время отмечаем его на часах. Так давайте почувствуем себя им... «З-з-з-з-з»... У вас очень хорошо получилось.... «З-з-з-з-з»... Давайте станем днем. Откройте глаза и посмотрите на мир глазами суток. Что для вас главное — светлое время дня или темное? Как чувствует себя тело суток? Оно большое или маленькое, уверенное или нет? Что успевают почувствовать сутки? О чем они успевают подумать? Как сутки общаются друг с другом? «З-з-з-з-з»... «З-з-з-з-з»... Вы превратились в неделю. Посмотрите на мир ее глазами. Как чувствует себя неделя? Как ощущает себя ваше тело, как оно меняется? Что видит в мире неделя, что она успевает?.. «З-з-з-з-з»... «З-з-з-з-з»... Теперь вы стали месяцем. Посмотрите на мир глазами месяца. Как он рождается на свет? Как он умирает? Какое тело у месяца? Тяжелое или воздушное, сильное или слабое? Что он успевает понять в своей жизни, когда восходит на небосвод и сходит с него? «З-з-з-з-з»... «З-з-з-з-з»... И тут, наконец, вы стали годом. Какой он, большой или маленький? У него тело русского Деда Мороза или западного Санта-Клауса? Какой он, год, — игривый или ленивый? Спокойный или возбужденный? Что успевает пронестись в его сознании, такое разное?.. Целый год... Он противоречив или гармоничен? «З-з-з-з-з»... У вас получилось? Браво! Вы смогли стать годом. «З-з-з-з-з»... Давайте теперь попробуем посмотреть на мир глазами века. Какой он — могучий, как дуб, или дряхлый, как вяз? Чем пахнет столетие? Каково оно на вкус? Какое столетие вы выбрали?Глазами какого века вы смотрите сейчас на мир? Как чувствует себя ваше тело? Что изменилось в вашем восприятии мира? «З-з-з-з-з»... «З-з-з-з-з»... Ивы превратились в тысячелетие. Посмотрите на мир с позиции тысячи лет. Что проносится перед вашими глазами, как перед глазами Тойнби? Что поднимается откуда-то из глубин и заставляет задуматься? А на что ваше тысячелетие не обращает никакого внимания? Может быть, ваш взгляд сейчас станет стробоскопическим и вы сможете приближать и удалять какие-то события, которые захотите выделить? Чем пахнет тысяча лет?Как она себя ведет, как ходит? Что прибавилось в вашем теле, что ушло? «З-з-з-з-з»... «З-з-з-з-з»... И вот вы стали десятком тысяч лет... Как он себя чувствует, этот десяток, этот юбилей нашего воображения? Что всплывает в его сознании? Какое у него тело?Из чего он состоит? Можетбыть, из людей? Может быть, из камней сгинувших городов? Может быть, из ветров, которые дуют над Землей? А может быть, из воды, которая точит камень? Что такое десять тысяч лет? Как их можно осязать? Что они меняют в нашем теле? «З-з-з-з-з»... «З-з-з-з-з»... Вы стали сотней тысяч лет. Не бойтесь! Откройте глаза и посмотрите на мир глазами сотни тысяч лет... Как ни странно, у вас это замечательно получается... нужно только уловить подробности этого ощущения. Сотня тысяч лет... Она что-то меняет. Где — в спине или плечах? В области таза или во взгляде? В запахах или в чувстве тяжести? Куда-то исчезает все мелкое... Что вы можете рассмотреть с высоты времени? Как вы двигаетесь?.. «З-з-з-з-з»... Rom вы превратились в миллион лет. Вы сможете открыть веки миллиона лет? Из чего состоит ваше тело? Может быть, из движения континентов? А может быть, из галактик и звезд?
Что произошло с ними за тот миллион лет, с позиций которого вы смотрите сейчас на мир? Как это время ощущает себя? Какова его поступь, как несет себя миллион лет? Что он видит? Побудьте им хотя бы несколько минут, пока звучит музыка... А теперь откройте глаза и внимательно посмотрите вокруг. Что вы осознаете? На что это похоже — быть миллионом лет? Запишите свои ощущения. Постарайтесь поделиться своим опытом с другими участниками, опишите в дневнике или нарисуйте. Описания этого путешествия так же разнообразны и бесконечны, как и само время, хотя большинство людей говорит о мистическом или вселенском ощущении, которое они испытали, став миллионом лет. Кажется, что с увеличением отрезка времени расширяется и пространство. Одна из участниц упражнения описывала, что, когда она была секундой, она чувствовала себя уколом иголки, укусом пчелы, световым бликом. Когда она стала десятью тысячами лет, она вдруг почувствовала в себе моря и горы, ручьи и леса, пустыни и тропические джунгли. Все это существовало в ней, было у нее внутри. В нашем мире люди делятся на тех, кто «знает» цену времени, и тех, у кого нет времени сказать другу ни «здравствуй», ни «до свидания». В таком мире это упражнение помогает восстановить ощущение плавного и естественного развития событий. Если на любую проблему, которую вам нужно решить или которая вас беспокоит, вы посмотрите глазами тысячелетия, то увидите ее абсолютно по-другому.
Беседа шестнадцатая
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.87.151 (0.009 с.) |