Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Два «я» и Леонардо да Винчи. Упражнения гурджиева и ЛеонардоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Если многие считают картины Пабло Пикассо холодными и производящими пугающее впечатление вследствие парадоксального искажения реальности, то произведения великого Леонардо вызывают чувство радости и удивительного спокойствия. Отрицая традиции «мейнстрима» в разные времена, оба мастера жили и творили, руководствуясь лишь своими собственными принципами. Леонардо да Винчи был человеком, который творил, во всем следуя принципу собственного удовольствия. Точнее говоря, не принципу собственного удовольствия — это понятие очень обесценилось в наше время. Леонардо как раз и был одним из тех уникальных людей, которые умеют слышать голос радости, звучащий в сердце, и следовать за ним. Можем ли мы — мрачные прагматики — как-то прикоснуться к его дару? Приписывая гений знаменитого флорентийца воздействию сверхъестественных сил, Джорджо Вазари писал: «Художник с переизбытком наделен красотой, обаянием и талантом, вступившими друг с другом в такое сочетание, что, куда бы он ни обращался, каждое его действие было божественно настолько, что, оставляя позади себя всех прочих людей, мастер являет собой нечто дарованное нам Богом, а не приобретенное человеческим искусством». Помимо красоты облика, современники видели в Леонардо безграничное обаяние, легкость и силу, восхищались благородством его поступков. Сын тосканского сеньора Антонио де Пьера де Андреа де Джованни Бути из Винчи обладал обширными знаниями. Он знал несколько языков, владел основами многих наук, как изящных, так и точных. Непостоянство натуры помешало ему добиваться успеха в какой-то одной области. Одновременно принимаясь за изучение нескольких предметов, он с легкостью бросал начатое и месяцами проводил время в праздности. Занимаясь математикой, он постоянно создавал для самого себя непреодолимые трудности, ставя учителя в тупик. Небольшие усилия, потраченные на овладение музыкальной грамотой, увенчались, как считал Вазари, лишь невысоким искусством игры на лире. Наши современники сказали бы, что Мастер... был ленив, увы. Его лень не была секретом для окружающих. Но рисование и скульптуру как главные радости своей жизни благородный сибарит Леонардо не оставлял никогда. Что поражало в его личности? Разумеется, он был прекрасным оратором, умел красиво рассуждать, непременно побеждая в спорах... Однако и Вазари, и многие окружающие Леонардо люди выделяли удивительное сродство, единство Леонардо с вещами, к которым он прикасался и которые его окружали. Он умел оживлять вещи, среди которых находился. В числе его естественно-научных работ встречались труды, где отмечались свойства растений. В области астрономии мастер анализировал вращение неба, бег Луны и движение Солнца. Но все описания и даже математические выкладки гения пронизаны любовью к тем неодушевленным явлениям, которые он изучал. Не слишком утруждая себя занятиями, которые во все времена было принято считать «полезными», Леонардо мог потратить целый день на размышления... а размышлял он чаще всего, задумчиво крутя или, как писал Вазари, «любовно лаская» какой-нибудь предмет в руке. В периоды подобной задумчивости он мог отвлечься и от дорогостоящего заказа... Говорят, что больше всего он любил лошадей, предпочитая их остальным существам на Земле. Рассказывают, что однажды* проходя по птичьему рынку, Леонардо заплатил продавцам, но не забрал птиц, а открыл клетки и выпустил их всех на волю, чем изумил присутствующих. Говорят, что однажды, когда герцог Людовик Сфорца услышал игру Леонардо на лире, он пригласил художника к себе во дворец, чтобы в сравнении с другими музыкантами оценить дар знаменитого соотечественника. Не изменяя своей эксцентричности, мастер взял с собой собственноручно изготовленный серебряный инструмент в виде лошадиного черепа. Странная с виду вещь благодаря особому устройству имела, как пишет Вазари, «полногласие большой трубы и мощное звучание». Поэтому он и победил всех музыкантов, съехавшихся к герцогу на состязание. Торжество исполнителя дополнилось званием лучшего импровизатора стихов на конкурсе. Рассказывают также, что как-то однажды отец Леонардо, сеньор Пьеро, попросил сына расписать круглый щит, грубо вырубленный из фигового дерева. Заказ поступил от крестьянина их поместья. Будущий мастер, ощупав щит своими удивительными пальцами, запустил в комнату ящериц, сверчков, змей, бабочек, кузнечиков и летучих мышей. Художник трудился так долго, что заказчик уже забыл о своей просьбе и даже купил другой щит, не надеясь получить обещанное. «Через несколько недель, — рассказывает Вазари,— в комнате, заполненной дохлыми зверями, стоял невыносимый смрад, которого живописец не замечал из-за радости, которую ему приносила работа». Закончив щит, Леонардо торжественно представил зрителям свой шедевр. Когда сеньор Пьеро в сопровождении домашних вошел в комнату, его глазам предстало удивительное зрелище, о неповторимости которого Вазари пишет: «Он изобразил чудовище, настолько отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух, выползая из щита, как из темной расселины скалы. Оно испускало яд из разверзнутой пасти, пламя из глаз и дым из ноздрей, причем настолько необычно, что казалось на самом деле чем-то реальным, чем-то чудовищным и устрашающим». Вещь эта показалась заказчику чем-то магическим, более чем произведением искусства, а сеньор Пьеро втайне от сына продал щит флорентийским купцам, взяв за него 100 дукатов. Известно, что вскоре этот предмет оказался у герцога, который заплатил за него 300 дукатов... Дальнейшая судьба щита неизвестна. Не хочется, но придется вспомнить о «темных» сторонах натуры Леонардо. Многим известно, что его считают гомосексуалистом, так как он выбирал учеников исключительно по внешним данным, не обращая никакого внимания на степень одаренности. В мастерской Леонардо работали только красивые подростки, отличавшиеся капризным нравом. Мальчики, вслед за Мастером, не особенно утруждали себя работой, но получали хорошую еду, дорогую одежду и подарки. Леонардо их баловал. Вероятно, поэтому среди его учеников никогда не было крупных живописцев... Но можно ведь предположить, что дело было вовсе не в сексуальных склонностях мэтра? Достаточно вспомнить любовь Леонардо к предметам неодушевленным и невероятную одухотворенность человеческих образов на его картинах, чтобы понять: Леонардо верил (или знал), что любой человек может стать гением. Внешняя красота была для него признаком особого замысла Творца по отношению к конкретному человеку. Мастер был убежден, что человек, прекрасный внешне, легко сможет найти красоту внутри самого себя... и не только найти, но и передать ее людям. Достаточно обеспечить материальные условия для человека, красивого внешне, и по закону гармонии Творения в нем проснется гений. Леонардо ошибался, как ошибаются очень многие из нас, считая, что красивой женщине нужно только создать соответствующие материальные условия для того, чтобы в ней проснулась женская гениальность... Я до сих пор думаю, что в своей инстинктивной вере в красоту, в то, что в красивом человеке спит гений, мы не ошибаемся. Мы, следом за Леонардо, совершаем другую ошибку. Красота и гений не всегда сочетаются в одном человеке. Для того чтобы гений проснулся, нужен напряженный интерес — к Богу, природе, людям... или хотя бы к тому конкретному человеку, который обеспечивает красавице «соответствующие материальные условия». Но интерес — это усилие, а усилие порождает страдание. Страдание Тесла, Наполеона и всех остальных. Но красавцы времен Леонардо, как и красавицы нашего времени, не хотят страдать. Зачем, если одна только внешность приносит им успех? Зачем учиться работать, как Мастер, когда можно сразу начать «лениться», как он? О чем-то похожем думал и Фрейд. Для него Леонардо был примером сознательного отказа от секса. В один из мрачных периодов своей жизни тот решил не отягощать свое состояние утомительными связями и стал работой заменять плотские утехи. Известны слова Мастера относительно плотской любви: «Кто не может держать свои распутные желания в рамках, тот уподобляется животным». Вполне возможно, что Леонардо пережил страдание тяжкой неразделенной любви к загадочной женщине, которое было связано с разочарованием и душевной болью. Кроме того, с начала XVI века в средневековой Италии стремительно распространялся сифилис. Для брезгливого и впечатлительного Леонардо достаточно было один раз увидеть, как эта болезнь уродует человека, чтобы испытать чувство отвращения к традиционным взаимоотношениям мужчины и женщины. Я упоминаю об этом лишь потому, что говорить о психической патологии да Винчи достаточно легко, только подтвердить ее нечем. А вот почувствовать его гениальность, по крайней мере некоторые ее стороны, мы с вами можем попробовать, опираясь на сказанное выше, — по той простой причине, что нежность к вещам и людям, способность понять суть эстетики, которая прячется внутри грубо вырубленной доски, принадлежит не только одному Леонардо. Мнения о гениальности Георгия Гурджиева, мистического «гуру» многих европейцев первой половины XX века, расходятся. Но, думается мне, не найдется ни одного человека, который не считал бы его человеком необыкновенных способностей. Гурджиев писал в своем «Вельзевуле», что часть своих способностей он обрел в путешествиях по таинственным местам Востока (то же самое рассказывали о себе многие «гуру» прошедшего века — гениальные и не очень). Но большую часть того, что составило сущность его школы, он постиг не от людей, а от... священных предметов разных культур. Он мог часами «разговаривать» с ритуальными предметами и, задавая вопросы, научился слышать их ответы. Гурджиев был убежден: научиться этому может каждый. Для того чтобы понять, как это происходит, я предлагаю воспользоваться одним из немногих символов отечественной культуры, который за последний век стал народной игрушкой, традиционным знаком русской культуры. Я имею в виду матрешку. Ее изобретатель — токарь В.П. Звездочкин, в девяностых годах XIX века рассказывал, что форма матрешки ему приснилась. А русский художник СВ. Малютин — автор первой росписи, говорил, что «с первого взгляда влюбился в эту форму». Игрушка как бы сама собой возникла из гениальности. Правда существует мнение о том, что Звездочкин подражал японским игрушкам Дарума. Дарума — один из символизирующих вечность богов пантеона синто. Но из воспоминаний Звездочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точеных игрушек. Я верю Звездочкину, мне думается, что формы Дарума и матрешки пришли к нам из одного и того же сновидения. Точнее говоря, они пришли из того уровня психического мира, на котором находятся смыслы бытия человеческой души.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.253 (0.01 с.) |