Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение «Как слышал Бетховен?»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Послушаем музыку так, как ее слушают маленькие дети, которые еще не до конца различают музыку и нашу с вами речь. Как мог слышать оркестр оглохший Бетховен? Он улавливал вибрацию инструментов руками и телом. Мы с вами попробуем ощутить новизну музыкального языка, слушая музыку так же — поверхностью всего тела. Это не метафора, а реальный конкретный опыт. Когда звучит музыка из любого источника, находящегося рядом, звуковые волны пронизывают все наше тело целиком, тонко воздействуя на поверхность кожи и корни волос. Эти участки особенно чувствительны, они входят в резонанс со звуками музыки. Вам хорошо знакомо это чувство: по реакции тела и волос на скрип мела по доске или на звук, который издает стекло, когда по нему проводишь жирным пальцем. Можете воспроизвести похожий звук прямо сейчас... Волосы «встают дыбом», не правда ли? Нужно грубое воспоминание о звуке для того, чтобы мы вспомнили, как дети слушают музыку всем телом. Мы попробуем даже сделать чуть больше — поэкспериментировать с синестезией, или соединением ощущений. Они позволяют видеть звук или пробовать на вкус цвет. У Бальмонта: «Флейты звук зорево-голубой, звук литавр торжествующе-алый». У Горького: «Тонкий режущий свист, как ослепительно-белая нить». Скрябин признавался, что для него «тональность до-мажор—красного цвета». Кандинский окрашивал, как и Бальмонт, тембры музыкальных инструментов... Всех не перечислишь: Римский-Корсаков, Блок, Бодлер, Гофман и многие другие видели цвета звуков. Подобный опыт, хорошо знакомый поэтам, актерам и музыкантам, очень часто объявлялся учеными или бессмысленным и бесполезным, или даже болезненным, несмотря на то, что многие дети, пугая просвещенных родителей, таким же образом «окрашивают» и чувствуют звуки спонтанно и естественно. Интересно отметить, что долгое время наука считала синестезию (так правильно называется эта способность)... атавизмом, доставшимся нам от животных, — «рецидивом первобытного сенсорного синкретизма», то есть остатком... неизвестного инстинкта. Сейчас мало кто интересуется происхождением этой бесполезной с точки зрения суетного «Я» способности. Остаются также непонятыми увлеченность человечества цветомузыкой с ее лазерными эффектами или появление видеоклипов как отдельной формы музыкальной культуры... Может быть, все это свидетельствует о желании человека вспомнить свой основной инстинкт — инстинкт гениальности? Любые прорывы к нему позволяли гениям ощутить взаимосвязанность феноменов вселенной, их внутреннее единство. Для нашего упражнения идеально подходят фортепьянные дуэты Моцарта. Было бы хорошо, если бы вы немножко подготовились, чтобы одежда, которая на вас сейчас надета, была легкой и удобной. Желательно, чтобы вы сняли обувь и носки, потому что... ступни очень хорошо воспринимают музыку. А потом включите музыку и ложитесь, лучше всего даже просто на пол или на диван. Нужно сделать так, чтобы ваше тело чувствовало себя свободно и было открыто для восприятия музыки. Вы лежите удобно? Замечательно. Расслабьтесь и сконцентрируйте внимание на дыхании. Почувствуйте, как с каждым звуком, который доносится до вас, ваше тело тает... растворяется... С каждым раскатом музыки тело превращается в музыкальную волну... Вы как будто сливаетесь с диваном или полом... Зоны напряжений и внутренних зажимов исчезают под влиянием доносящихся до вас звуков... Это и есть музыкальная волна... Когда в музыке возникнет пауза... попробуйте поиграть... так приятно растворяющей... музыкальной волной. Позвольте ей протекать поверх вас... А теперь пусть она течет от ступней к голове, протекая при этом сквозь вас... Теперь она будет течь сквозь вас и вокруг вас... Втекая и вытекая... Маленьким ребенком играет волна у вас внутри... Мы будем слушать Моцарта снова и снова... Мы поучимся слушать всем телом несколько различных его композиций, и во время звучания следующей мелодии вы почувствуете, что музыка стала естественной вашей частью... Два фортепьяно как будто играют на вас, как на музыкальном инструменте... и вы издаете какой-то неведомый звук в ответ... Вы могли заметить, что под музыку Моцарта делали какие-то спонтанные движения, возможно, мышцы рук или ног непривычно сокращались... Ни в коем случае не пытайтесь гасить подобные ощущения. Это музыка движет вами, убирая привычные зажимы, проблемы внешнего мира. Отпустите себя, позвольте ребенку Моцарту поиграть вами... Теперь можно попробовать почувствовать цвет и фактуру музыки. Вы уже ощутили, что звук материален. Попробуйте почувствовать, какова музыка Моцарта на ощупь?.. Как она касается ваших рук? А может быть, у нее есть вкус? Чем она пахнет? Сколько разлито в ней прохлады... или тепла? В какой пропорции они смешаны?.. А как смешаны в этих нотах свет и темнота?.. Вы слышите игру инструментов в динамике... но всегда существует отвечающий им оркестр вашего восприятия... Почувствуйте его целиком. Почувствуйте, как музыка способна уносить нас за наши собственные пределы... Просто послушайте еще один фрагмент. Когда музыка закончится, некоторое время полежите спокойно, наслаждаясь вашим телом и новым опытом. Если вам захочется что-то сделать, например написать стихи, что-то нарисовать, промычать какую-то вечную песню, которую я иногда вспоминаю... в ответ на музыку Моцарта... может быть, захочется станцевать танец людоедов — пойте, рисуйте, танцуйте, делайте это прямо сейчас, не обращая ни на кого никакого внимания. Ощущения, которые вы вспомнили, важнее, гораздо важнее любых рассуждений. Можно использовать любую музыку для того, чтобы делать это упражнение. Если вам нужна способность к пониманию других людей — делайте его под музыку Бетховена. Если вам нужна мудрость седьмого контура Роберта Уилсона — то слушайте телом музыку Баха. Если вам нужна сила и энергия для действия, то делайте это упражнение под музыку композиторов барокко. Вам нужен прорыв к собственному творчеству и осознанию гениальности — тогда вам нужен именно Моцарт. Дети очень любят выполнять это упражнение. Однако у взрослых при работе с детьми очень часто возникает соблазн поставить простенькую или какую-то хорошо знакомую музыку. Но так же, как детей обогащает, гениальная поэзия, даже если они не до конца понимают ее, их обогащает и великая музыка. После того как дети послушают музыку, попросите их порисовать. Они часто создают живые и яркие рисунки, где изображен их опыт. Не выбрасывайте их. Очень многое из нарисованного они поймут позже.
Беседа пятнадцатая
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.6.122 (0.006 с.) |