Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игры и игровые упражнения, используемые для развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей.

Поиск

Ч/з формир-ние и обогащение игровой деят-ти можно влиять на все стороны развития неслыш-го реб. Огромное знач. придается разв-ю слух-го воспр-я. Пров-тся упраж-ния на различение речи и неречевых звуков. В проц.занятий у реб. склад-ся опред-ные представления о мире звуков, что хорошо сказ-тся на кач-ве устной речи. Разв-ть слух-е вним-е, восприятие на слух звуков, кот. издают различ-е сыпучие мат-лы, различ-е предметы, звуков природы, голосов животных и птиц. Вид упраж-ний и игр выбир-тся в завис-ти от поставл-ной задачи, цели, от сост-ния слуха и речевого разв-я реб.

Разв-е слух-го воспр-я (РСВ) начин-т с выраб-ки недифференцир-го и дифференцир-го восприятия звуков.

На 1-х зан-ях по недифференцир-му восприятию неречевых звуков (восприятие звука без точного опред-ния его источ-ка звучания, т.е. реб д. услышать звук, но не опред-ть чем он вызван) использ-ся нереч-е звуки, кот. соотв-ют частотному и динамич-му диапазону слуха реб. Для этого подбир-ся звуки по интенсив-ти и частотной хар-ке достат-й мощ-ти, чтобы слабослыш-е дети могли их воспринять на слух с пом. звукоусил-щей апп-ры. Задача реб–поднять руку, если он действ-но услышит предъявл-ый звук. Для закрепления мат-ла можно использ-ть след-щие игры:

Издай такой же звук!» Реб дают любые звучащие игрушки. Взрослый издает звук инструментом, ребенок издает звук на своем инструменте.

«Найди картинку!» Реб получ-т картинки с изобр-ем инструм-та (барабан, бубен) и таблички с надпис: есть звук, нет звука (написать печат-ми буквами на бумаге). Если звук издан на инструм-те уч-ля и реб его услышал, то подним-т картинку с изображ-ем инструм-та или табл-ку «есть звук».

Под дифференцир-ным воспр-тием подразум-ся воспр-тие звука с точным опред-ем источ-ка звука, т.е. реб на слух д. опред-ть какой звук он слышит– барабана,бубна,т.д. Тогда целесообр-но использ-ть звукоусилив-щую апп-ру.

Сначала подбир-ся источ-ки звука, резко различающ-ся м/д соб по звучанию, напр-р барабан и дудка. Постеп-но к изуч-ным нереч-м звукам добавл-ся новые звуки. Рекоменд-ся использ-ть не > 3-4 звуков за 1 игру-занятие, из них только 2 м.б. новыми. Большое кол-во будет мешать детям ориентир-ся в них. Затем переходят к различ-ю > близких по звуч-ю звуков

«Слушай и называй». Реб.дают разные звучащие игр-ки. Реб закрыв-т глаза. Взрослый издает звук игр-кой. Реб опред-т на слух, какой звук он слышал.

«Дождь и солнце». Реб объясняют, что услышав звук одного инстр-та, он изображ-т капли дождя (пальчиками по столу или прыгает), а услышав звук бубна – изображ-т птичку. Упражнения на слуховое восприятие предложений, в которых каждый раз меняется один элемент, а ребёнок в начале восприятия и распознавания предложений смотрит на педагога и картинку, или на картинку. Игры: Шаг-бег-стоп, слушай и выполняй, шумящие коробочки, кто позвал? Слушай и выполняй, далеко-близко, снежно-звуковой ком и др..

 

 

Планирование работы по развитию слухового восприятия.

Выбор формы плана зависит от учителя. Наряду с календарными планами существуют поурочные планы. В плане индивид-х занятий на четверть планир-ся занятия с каждым учащ-ся, определ-ся речевой материал, формы работы с каждым уч-ком, апп-тура, с кот. работает уч-к, расстояние от микрофона, сроки отраб-ки речевого мат-ла с каждым уч-ся отдельно с уч-м его успехов или отставания в реч-м развитии.

Глав-ми направл-ми при планир-нии индивид-ной работы по развитию речи и слух-го восприятия явл-ся:

1. Постановка звуков

2. Исправление дефектов

3. Предупреждение недостатков произношения

4. Восприятие речи на слух

5. Понимание речи, контекста, ситуации

6. Использ-ние слуха по мере речевого разв-я и накопления словар-го запаса

План-ние включ-т обяз-е компон-ты: 1) тема занятия, 2) задачи (формулир-ся с учетом того, как уч-к подготовлен к усвоению темы. Формулир-ка задач д.включать: - этап формир-ния слух-х представл-й, - хар-р использ-го мат-ла, - способ восприятия мат-ла; 3) структура занятия (д.б. обозначены структурные элем-ты занятия и используемые виды работ – таблички, картинки).

При формулир-ке задач разв-я слух-го воспр-тия обяз-но указ-тся:

*этап формирования слуховых представлений (восприятие, различение, опознавание, распознавание);

* способ восприятия (слухо-зрительный, слуховой);

* речевой материал, подлежащий отработке.

Напр-р: «формир-ть умение восприн-ть на слух материал разговорно-обиходного хар-ра», «развивать умение различать 3-хсложные слова с опорой на слух-е воспр-тие», «разв-ть умение опознавать на слух фразы из текста по теме занятия».

Формулир-ка задач корр-ции звукопроиз-ния также явл-ся составной и должна включать:

- этап формир-ния произносит-го навыка (постан-ка, автомат-ция, дифф-ция);

- название звука(ов), подлежащего(их) отработке;

- фонетич-ю позицию (для гласных – начало, середина, конец слова, слога; для согласных – прямая, обратная (только для глухих звуков), интервокаль-ная, сочетание с другими согласными);

- речевой материал (звук – слог – слово – словосочетание – фраза).

примеры: «автоматиз-ть зв.Л в сочет. с гласными на мат-ле слов, словосоч-ний и фраз», «дифференц-ть звуки С и З в интервокальной позиции в слогах, словах и фразах».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.239.65 (0.006 с.)