Использование зондов в процессе постановки и коррекции произношения звуков (по Ф.А. Рау). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование зондов в процессе постановки и коррекции произношения звуков (по Ф.А. Рау).



Формирование у глухих детей произносительных навыков связано с необходимостью вызвать у них требуемую работу речевого аппарата. Три способа при постановке дыхания, голоса и звуков: 1. подражании. 2. механический. 3. смешанный.

Механический. Уч-ль воздействует на те или иные органы речи, которые т.обр. пассивно приводятся в движение или в определенное положение. При таком сп-бе уч-ку предлагается воспроизвести звук, в то же время учитель, пользуясь пальцами, шпателем или зондом, произвольно изменяет положение речевых органов ученика или приводит их в пассивное движение. Получается новый звук — тот, который должен быть поставлен.

Примером применения этого способа может служить постановка звука к (от т), х (от с), ш (от с или р).

Для данного способа характерным является то, что исполнение движения не соответствует намерению ученика. Ученик старается, например, произнести слог та, как этого требует учитель, но при нажиме шпателя на язык у него получается сначала кя, а затем ка.

После ряда упр-ий с такой помощью закрепляются следы кинестетических раздражений, соответствующих новому положению и движению речевых органов, что позволяет ученику в дальнейшем вполне самостоятельно воспроизводить требуемый звук, опираясь на кинестетический, а при наличии остаточного слуха и на слуховой самоконтроль.

При 2ом способе, когда на основе подражания не удается получить необходимую артикуляцию, используются палец, шпатель и зонды. Каждый из этих «инструментов» имеет свои особенности. Палец удобен тем, что он мягок и что сам ученик, пользуясь им как инструментом, одновременно может прощупывать положение языка. Но палец толст. Если его ввести в рот, то нельзя сжать зубы, в то время как это необходимо для образования ряда звуков, таких, например, как с, ш и т. п. Шпатель представляет собой металлическую лопаточку. Он удобен для тех случаев, когда требуется либо нажать на язык, либо поднять его передний край. Но иногда бывает необходимо нажать не на весь язык, а только на его часть (кончик, середину) или отодвинуть язык назад. Во всех этих спец-х случаях необходимым пособием являются проволочные зонды различных фасонов.

Зонды позволяют укладывать язык в самые различные положения и вместе с тем оставляют возможность в нужных случаях получать минимальную щель между зубами. Применение описанных средств во многих случаях значительно облегчает задачу постановки звука и дает экономию во времени. Однако не следует злоупотреблять ими и применять их тогда, когда тот же эффект может быть достигнут более естественным путем — путем подражания.

 

 

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ С УЧ-СЯ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ (КИ).

«КИ» – способ слухопротезирования, предпологающий вживление во внутр.ухо системы электродов, обесп.восприятие звук.информации посредством элект.стимуляции слух.нерва. КИ – система мероприятий по реаб-ции людей с НС, включ-я отбор,проведение хир.операции, вкл-е реч.процессора, его настройку, послеопер.слухореч.реабилитацию. Дети с КИ – очень разнор.категория детей. Степень их готовности к школьномуобучению может быть различной и зависит от возраста, в котором возникло нарушение слуха; возраста, в котором проведена операция; качества корр.работы на уровне дошк.образ-я; степени участия род-й в образ-нии реб-ка). Общие рекомендации по организации обучения ребенка с НС, компенсированным КИ, совместно со слышащими сверстниками:

1) оптимальным раб. местом считается вторая – третья парта у окна (это обесп-ет хор.слышимость, дает возможность слухо-зрительного восприятия речи учителя);

2) при организации груп.видов работ ребенок с КИ должен иметь возможность видеть всех общающихся; 3) реком-тся «опережающее обучение» по основным пред-м школ.программы. Следует обеспечивать трехкратное повторение учеб.материала. Родители разбирают с реб-ом тот или иной материал накануне изучения дома, что обеспечит адекв.понимание реб-ом на уроке используемых слов, реч.конструкций, «нивелирует» трудности, связанные с наруш-ем скорости обработки речи, минимизирует отвлечение внимания. 4) целесообразно использование опорных конспектов по основным предметам. Это повысит результативность восприятия и понимания информации на уроке; 5) прежде, чем начать говорить, рекомендуется привлечь зрит-е и слух.внимание уч-ка с КИ;

6) темп речи уч-ля на начал. этапах обучения должен быть слегка замедленным;

7) на нач.этапах школ.обучения нельзя при объясн.нов.материала одновременно делать записи на доске, так как часть матер-ла школ-ом с КИ не будет воспринята;

8) следует как можно меньше передвигаться во время объяснения учебного материала по помещению; 9) не рекомендуется использовать слишком долгое устное объяснение. 10) следует исключить объяснение материала параллельно с просмотром видеофильма или прослушиванием аудиозаписи.

Характеризуя специфику реализации методов в обучении детей с нар.слуха, компенсированным КИ, следует отметить их обязательную одновременную направленность на решение задач реч.разв-я уч-ся, а также учет своеобразия мыслит.деят-ти. Приоритет, особенно на начальных этапах обучения, отдается нагляд.методам обучения в сочетании со слов-ми. Для детей с КИ характерна недостаточная дифференциация некоторых звуков на слух. Поэтому важно, чтобы в процессе обучения были обеспечены условия для полноценного восприятия учебной информации на слух (перечисленные выше). Реб-ок с КИ может «услышать» практически все, но не всегда правильно понимает (а иногда вовсе не понимает) услышанное. Поэтому в процессе обучения следует постоянно использовать задания на выяснение понимания услышанного (прочитанного).

 

60. Соблюдение основных требований при общении с ребёнком, имеющим нарушения слуха.

· Всегда располагайтесь так, чтобы Ваше лицо было повернуто к источнику света и хорошо освещено.

· Говорите в нормальном темпе (не очень быстро и не очень медленно).

· Не кивайте головой при разговоре.

· Не размахивайте руками, не закрывайте нижнюю часть лица.

· Следите, чтобы ребенок понимал Вашу речь. Для уточнения периодически просите повторить Ваши слова.

· Будьте доброжелательны, не высказывайте раздражения и недовольства при затруднениях ученика.

Владейте способами помощи ребенку, если он затрудняется считывать с губ речевой материал:

· письмо указкой: пишется только то слово, которое он не понимает. (Пишется обратной стороной карандаша, ручки; пальцем на столе, руке, стене; палочкой на снегу, земле);

· повторите всю фразу в более медленном темпе, но без выраженной артикуляции;

· попросите более точно повторить движение ваших губ;

· сделайте перестановку слов в предложении, сделав фразу более знакомой, общепринятой;

· замените словосочетание или отдельное слово, не меняя смысла фразы;

· напишите свою фразу с последующим одновременным проговариванием.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.006 с.)