Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика исследования слуха речью обученных глухих и слабослышащих детей

Поиск

Исследование слуха речью имеет ряд преимуществ по сравнению с остальными методами, которые заключаются в том, что не требуется специальной аппаратуры, и в мобильности исследования. К недостаткам относится то, что звук не дозируется по интенсивности и частотному спектру, а также существует субъективизм в оценке восприятия речевого сигнала.

Исследование слуха речью проводится шепотной, разговорной и громкой речью (голосом). Однако в практике работы школы шепотная и громкая речь используются редко, т.к. разговорная речь является адекватным раздражителем.

При организации исследования слуха речью следует учесть ряд условий: собрать анамнестические данные, определить, в каком помещении проводить исследование, подготовить речевой материал.

Существует несколько точек зрения на то, где проводить исследование. Одни считают, что проводить исследование нужно в специальном помещении, где окружающий шум не превышает 20 дБ. Другие считают, что исследование следует проводить в сурдокамере, где исключены посторонние шумы. Третьи считают, что целесообразно проводить исследование в обычных условиях с целью выработки избирательного восприятия речи.

Таким образом, в условиях школы целесообразно исследовать слух в помещении, которое относительно изолировано от посторонних шумов и позволяет удлинять расстояние до 10-15 метров, особенно для исследования слуха у слабослышащих детей. Если же помещение не позволяет удлинять расстояние, то Л. В. Нейман рекомендует повернуться спиной к испытуемому, находящемуся в конце комнаты, и произносить речевой материал. Звуковая волна доходит до органа слуха испытуемого, отразившись от противоположной стены, удлиняя приблизительно вдвое расстояние до уха испытуемого.

Есть несколько точек зрения по поводу того, с какого расстояния следует начинать исследование слуха.

Одни специалисты считают, что нужно начинать исследование с наибольшего расстояния, постепенно его сокращая. Этот прием наиболее удобен для исследования слуха у взрослых людей, впервые попавших на обследование, имеющих хорошую степень сохраненности слуха.

Л. В. Нейман предлагает исследовать слух у детей с нарушенным слухом с наименьшего расстояния, постоянно его увеличивая для определения порога восприятия или оптимального восприятия речевой информации на слух.

При исследовании слуха речью весь речевой материал произносится на резервном воздухе (вдох-выдох-речь). Это способствует уравниванию громкости при предъявлении всего речевого материала у разных лиц.

Исследование слуха может проводиться с помощью элементов речи (звуки речи), слов и фраз. Наиболее целесообразны для исследования слова, т.к. в них отсутствует та абстракция, которая заложена в звуках речи, и не присутствует наличие контекста во фразах, который будет способствовать различению речи на слух.

 

Этапы. Формирование слуховых представлений у детей с нарушением слуха

Многократные упражнения по развитию слухового восприятия

Создание и закрепление в коре головного мозга ребенка слуховых эталонов речи (контрольный аппарат)

Самостоятельное воспроизведение речевых единиц

Сопоставление собственного произношения с образцом.

Стадии развития слуховых представлений.

№ п/п Стадия Характеристика
  Отсутствие представлений Отсутствие слуховых представлений
  Недифференцированные представления Нестойкие, нечеткие представления, которые выражаются в случайных или обоснованных заменах материала, предлагаемого для восприятия на слух, другим материалом.
  Адекватные представления Достаточно четкие и прочные представления, полностью соответствующие предъявляемому для восприятия на слух материалу

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.37.178 (0.01 с.)