Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Страх после октябрьского переворотаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Какой идеологии ни придерживайся, но нельзя не признать, что Октябрьская революция 1917 года означала коренной переворот не только в жизни граждан России. Один из самых проницательных русских мыслителей, С. Л. Франк, писал после высылки его большевиками из России: «Одно из могущественных государств Европы было использовано как испытательный полигон, и 120 миллионов русских безжалостно и последовательно были превращены в подопытных кроликов... С точки зрения всемирно-исторического процесса духовного развития русская революция — это последнее выражение той тенденции к автономии и секуляризации культуры, которая возникает на Западе в эпоху Ренессанса и Реформации, а в России началась с реформ Петра Великого» 10. Не локальными причинами, а общемировыми проблемами наступающей новейшей цивилизации объясняет Франк катастрофу в России. «Как таковой, коммунизм фактически не имеет никаких национально-исторических корней в русской народной жизни и в русском миропонимании. Он импортирован с Запада и может быть рассмотрен как ублюдочное порождение западного безверия, обезбоживания общественной и государственной жизни» п. Россия, только что вступившая на путь современного развития, не была подготовлена, чтобы противостоять новейшим идеологиям и технологиям их внедрения и не смогла справиться с «бесами», с революционной заразой. За это ей пришлось заплатить страшную цену — жизнью на протяже- 10 Цит. по: Новый мир. № 10. 1997. С. 230. 11 Там же. С. 231. Исторические предпосылки катастрофизма в России 43 нии семи десятилетий в условиях такой деспотии, которая убивала одних и беспощадно калечила других. Население испытало на себе за эти годы полный набор всех мыслимых и немыслимых ужасов и способов насилия. Здесь катастрофическое сознание — постоянное состояние миллионов и миллионов людей. И пожалуй, наиболее точное определение нашей страны в этот период — империя страха. А что же народ? За что ниспосланы ему такие испытания? Как мог он мириться с ростом этого чудовища? Может, правы те, кто объявляет национальными особенностями нашего народа склонность к обожествлению силы, преклонение перед властью, безграничное рабское терпение? Когда, как, почему был потерян социальный иммунитет, способность отстаивать свою жизнь, честь, достоинство, права, противостоять произволу? Все это непростые вопросы. Выдающийся генетик и этолог, член-корреспондент АН СССР Л. В. Крушинский однажды озадачил меня вопросом: «Да, да, социология, социальная психология — все это интересно. Но скажите, наши обществоведы изучают, например, такие проблемы, как генетические последствия Октябрьской революции и гражданской войны или генетические последствия коллективизации? Ведь, наверное, при социальном анализе никак нельзя игнорировать качество населения, генофонд нации, страны?» В самом деле: что же происходило с составом, численностью, качеством населения? Разумеется, эта тема требует специального историко-де-мографического анализа. Здесь мы лишь хотели просто привлечь к ней внимание и привести некоторые доступные данные. Если попытаться хотя бы с точки зрения количества посмотреть на изменения населения в нашей стране, то картина вырисовывается такая. 1914—1917 годы. Первая мировая война. По данным ставки, к лету 1917 года число убитых составило 775 тысяч человек12. Историк Ю. А. Поляков считает наиболее близкой к действительности цифру (с учетом убитых и пропавших без вести вплоть до марта 1918 года) 908 тысяч чело- 12 Поляков Ю. А. Советская страна после окончания гражданской войны: территория и население. М., 1986. С. 98. 44 _____ В. Н. шубкин _____________ век13. К ней нужно добавить еще умерших от ранений и болезней в госпиталях (по расчетам Б. Ц. Урланиса — 395 тысяч человек, по данным Е. 3. Волкова — 1126 тысяч человек). И хотя за эти годы население страны тем не менее выросло, проблема гибели миллионов тревожила многих. Например, Максим Горький в «Несвоевременных мыслях» в мае 1917 года протестовал против отправки в окопы «культурно-ценных людей», рассказывая как гибнут они: «И — с чем мы будем жить, израсходовав свой лучший мозг?»14 С осени 1917 до 1922 года численность населения сократилась почти на 13 миллионов человек15. Из них, по одним данным, 1,5—2 миллиона, по другим — больше, эмигрировало16. По подсчетам Ю. А. Полякова, общий итог людских потерь, понесенных страной с 1914 по 1922 год, с учетом несостоявшихся рождений и включая эмиграцию, «превышает, вероятно, 25 миллионов»17. (Академик С. Г. Струмилин на основе расчетов по материалам переписи 1920 года определил общий итог людских потерь цифрой свыше 21 миллиона человек18.) Эти огромные потери касались, естественно, наиболее активной части населения. Специально следует сказать несколько слов об эмиграции. Из страны уехали не только представители старого режима, но и огромное количество ученых, философов, писателей, композиторов, певцов, видных деятелей культуры. Деятели культуры и науки, ушедшие в эмиграцию, формировались на великих традициях русской культуры, особенно XIX века. Они существенно повысили интеллектуальный потенциал Европы и Америки. В то же время это был огромный, часто невосполнимый ущерб для отечественной культуры, для нашего генофонда. 13 Поляков Ю. А. Указ. соч. С. 98-99. 14 Горький М. «Несвоевременные мысли» и рассуждения о ре 15 Поляков Ю. А. Указ. соч. С. 97-98. 16 Там же. С. 118. 17 Там же. С. 128. 18 Там же. С. 127. Исторические предпосылки катастрофизма в России 45 Огромные потери самой трудолюбивой, энергичной, активной группы населения понесла наша страна в годы коллективизации. В. Данилов и Н. Тепцов называли цифру 1,1 миллиона раскулаченных хозяйств19. Но эту цифру нужно умножить еще на число членов семей, а семьи тогда были большими, да учесть хотя бы 3—4 миллиона человек, погибших от голода. За эти годы прямые и косвенные потери (гибель от голода, в ходе коллективизации, потери от снижения рождаемости) оцениваются в 10—13 миллионов человек20. Разумеется, это не очень надежные данные. По подсчетам некоторых западных исследователей, только на Украине погибло от голода 5,5 миллиона человек21. Все это затронуло не только Украину. Поэт Олжас Сулейменов писал: «Кто знает, что в конце 20-х годов казахов проживало на территории республики 6 миллионов? А после коллективизации — 3? Немного в масштабах страны, но для нас — половина нации. Безо всякой войны и безо всякой огласки. Но со всеми признаками геноцида, организованного ретивыми чиновниками» 22. «Большой террор» — так назвал Роберт Конквест свое исследование, посвященное массовым репрессиям 30-х годов 23. И здесь в оценке потерь автор столкнулся с большими трудностями, поскольку он не имел доступа к архивам и материалам переписей населения. К тому же есть серьезные основания предполагать, что даты смерти погибших в конце 30-х годов были фальсифицированы, в частности перенесены на военные годы. Тем не менее представление о потерях могут дать цифры, которые, как и при коллективизации, измеряются миллионами. «Наши оценки, — пишут, например, известные американские демографы Барбара А. Андерсон и Брайан Сильвер в работе "Демографические исследования и катастрофы населения в СССР", — наводят на мысль о воз- 19 Правда. 1988. 16 сент. 20 Новый мир. 1988. № 3. С. 18; Дружба народов. 1988. № 9. С. 93. 21 РгоЫетз оГ Соттшшт. 1985. N 3-4. Р. 132. 22 Комсомольская правда. 1988. 3 июня. 23 Конквест Р. Большой террор. Р1гепге, 1974. -л 46_____ в.н.шубкин __________^ можности сценария с дефицитом населения от 16 до 26 млн человек в период с 1926 по 1939 год». Если попытаться сделать грубую прикидку, то получится, что из-за огромных потерь после начала коллективизации до 1939 года население сократилось на 6—16 миллионов человек. Впрочем, возможно, эти цифры изменятся при получении более полных данных о потерях во время коллективизации и последовавшего за ней голода. «Таким образом, — пишет Роберт Конквест, — даже при невозможности точного подсчета нетрудно усмотреть, что все эти оценки, если их сопоставить с оценками числа арестов и расстрелов, не противоречат в высшей степени осторожной оценке примерно следующего порядка (не считая обычных уголовников, которых ведь нельзя рассматривать как жертв сталинского террора): В тюрьмах и лагерях на январь 1937 г. — около 5 млн. Арестовано между январем 1937 г. и декабрем 1938 г. — около 7 млн. Итого — около 12 млн. Из них расстреляно — около 1 млн. Умерло в заключении в 1937—1938 гг. - около 2 млн. Итого погибших — около 3 млн. В заключении на конец 1938 г. — около 9 млн. В тюрьмах — около 1 млн. В лагерях — около 8 млн»24. В ряде лагерей третья часть заключенных погибала в течение первого года. По оценкам Конквеста, в 1933 году смертность среди заключенных составляла 10%, а в 1938 году возросла до 20%. В период с 1938 по 1950 год погибло 12 миллионов человек, и к ним нужно прибавить еще по крайней мере миллион расстрелянных. Террор в основном коснулся мужчин в возрасте от тридцати до пятидесяти пяти лет, и в большинстве случаев это были наиболее активные, лучшая часть популяции. 40-е годы, годы войны, до сих пор вызывают споры среди демографов и историков. Сталин привел цифру 7 миллионов погибших, разумеется никак ее не обосновывая. Хрущев на- 24 Конквест Р. Большой террор. С. 962. Исторические предпосылки катастрофизма в России 47 звал 20 миллионов человек. Ее единственным обоснованием, как говорят специалисты, послужила разница между численностью мужчин и женщин соответствующих возрастов. Цифра 20 миллионов погибших уж очень кругла, чтобы быть точной и достоверной. Цифру 26 миллионов человек погибших советских людей назвал Б. Н. Ельцин в мае 1995 года. «Мне до сих пор неясно, — писал академик А. М. Самсонов, — откуда взялись эти 20 миллионов погибших советских людей. Простое арифметическое вычитание из данных 1939 г. о количестве населения данных 1946 г. уже дает значительно больше — 27 миллионов человек. Некоторые исследователи, учитывая потери естественного прироста населения, показывают цифру в 50 миллионов»25. Вот и приходится не из архивов, не из публикаций Госкомстата или Министерства обороны СССР, а из работ западных исследователей получать эти данные. Стефан Розефилд в одной из своих работ утверждает, что Советский Союз пережил 37 миллионов насильственных смертей в течение 40-х годов26. Уж если с такими оговорками и с такой «вилкой» мы вынуждены давать количественную оценку наших людских потерь, то еще труднее оценить качество погибших людей. Впрочем, мы, наверное, не ошибемся, если скажем, что во время массовой эмиграции вышвырнули выдающихся представителей интеллигенции, что в годы коллективизации погибли самые работящие мужики, их семьи, а в конце 30-х годов — наиболее активные интеллигенты, рабочие, да и крестьяне тоже. Что касается войны, то здесь погиб цвет нашего народа — самые молодые, жизнеспособные его представители. Не принимали участие в войне либо получившие бронь, связанные с аппаратом или с военной промышленностью, либо негодные по тем или иным медицинским показателям люди. Эти потери отрицательно сказались на генофонде страны. Когда на протяжении сравнительно короткого исторического периода из различных форм (аллелей) разных генов у населения систематически уничтожаются самые здоровые, ак- 25 Вечерняя Москва. 1988. 21 июня. 26 Известия. 1997.30 окт. 48_____|______ в.н.шубкин _____________ тивные, жизнестойкие — это не может не отразиться на качественном составе популяции, на распространении разного рода наследственных болезней и уродств, не может не влиять на социальные характеристики общества, в частности на его духовный потенциал и на социальный иммунитет к разного рода злоупотреблениям власти. С другой стороны, сама власть в этот период пополнилась в значительной мере выходцами из города и деревни типа Игнашки Сопронова (один из персонажей романа В. Белова «Кануны»), которые придавали ей свой специфический колорит. Характеристика генофонда населения страны могла бы быть более конкретной и детальной, если бы материалы социальной статистики были открыты. Но даже и на уровне предварительного анализа видно, что пережитые после Октябрьского переворота народом испытания повлекли за собой не только демографическую, но и генетическую катастрофу. С ее последствиями мы и наши потомки вынуждены будем считаться еще многие десятки, а может быть, и сотни лет. Война и голод — вот реалии жизни Советской России, которым посвящает свои последние статьи, написанные в России, Питирим Сорокин. За рубежом в 1922 году он публикует работу «О современном положении в России», где научно и в то же время ярко описывает страшные картины жизни в стране. Из его исследования мы узнаем новые подробности, связанные с деятельностью ЧК, особенно с кровавыми расправами над верующими, в попытках захватить управление церковью. Религия вызывала особую ненависть у большевиков, ибо они сами были провозвестниками новой религии обоготворения пролетариата. «В коммунизме есть эсхатологический момент, — писал Бердяев в 1931 году. — Апокалипсис означает не только откровение конца истории. Существует также апокалипсис внутри истории. Конец всегда близок, время всегда соприкасается с вечностью. Мир нашего времени совсем не есть абсолютно замкнутый мир. Но бывают времена, когда это стояние времени перед вечностью острее чувствуется. Эсхатологический момент означает не только суд над Исторические предпосылки катастрофизма в России 49 историей, но и суд внутри истории. Коммунизм есть такой суд. Правда, которая не хотела себя осуществлять в красоте, в Божьей красоте, осуществляется в уродстве»27. Сорокин в связи с этим напоминает только один факт: большевикам мешал патриарх Тихон, он был арестован. Но ареста было мало, нужно было его отстранить. Тогда был пущен в ход отвратительный шантаж человеческой кровью: посланы были к нему несколько ренегатов-священников с требованием, чтобы он отказался от своей власти: если он не откажется — 11 приговоренных к расстрелу московских священников будут казнены, если откажется, будут помилованы... Кошмары из «Бесов» Достоевского менее ужасны, чем этот ультиматум. Тихон не отказался...28 Но и Питирим Сорокин не мог вообразить, на какие чудовищные преступления может пойти тирания, состоящая, по его словам, из беспринципных интеллигентов, деклассированных рабочих, уголовных преступников и разного рода авантюристов. В последующие годы в России в результате репрессий погибли десятки миллионов человек. Если к ним прибавить около трех десятков миллионов погибших во время Второй мировой войны, то общее число погибших насильственной смертью за годы советской власти приближается к 100 миллионам человек. В таких условиях в постреволюционной России страх и ужас от полного беззакония, от массовых репрессий и расстрелов в подвалах ЧК-ГПУ-НКВД-КГБ принимают фантастические размеры. Можно сказать, что этот страх становится одним из главных мотивов поведения населения Советской России. Разумеется тогда, когда отступал чисто биологический мотив — голод, который в отдельные периоды (например, в 1921—1922 годах или в начале тридцатых) оттеснял все другие страхи и ужасы. Голод влиял на социально-экономическую организацию общества и, в свою очередь, стимулировал насилие. Этому была посвящена одна из последних работ П. Сорокина, опубликованная в России в 1922 году. Исследуя последствия 27 Христианство, атеизм и современность. Париж, 1969. С. 99. 28 Новый мир. 1992. № 5. С. 182. 50 ----ч-^ в.н.шубкин _________ массового голода для изменения экономической и социально-политической структуры, он устанавливает, что это изменение состоит: 1) в усилении правительственного вмешательства в экономико-продовольственные отношения граждан, а через это нередко и в другие области социальных отношений последних; 2) в усилении централизации и бюрократизации общества; 3) в соответствии с этим — в падении и уменьшении объема хозяйственной автономии и самоопределения членов общества, прежде всего в сфере производственно-экономической, а через это нередко — и других взаимоотношений; 4) в падении централизованного, независимого от власти регулирования экономико-производственных нужд и потребностей 29. Однако по мере того, как голод отступал, все сильнее проявлялся страх от полного беззакония со стороны государства и его репрессивных органов. До Второй мировой войны и во время нее эти факторы (голод и репрессии) как бы состязались между собой: в разные периоды на первое место в сознании советских людей выходило то одно, то другое. Но к концу тридцатых начинает все отчетливее проявляться новый тип страха: угроза нападения со стороны Германии и Японии. Хотя благодаря довольно эффективной пропаганде этот страх усиленно подавлялся. «Мы войны не хотим, но себя защитим, оборону крепим мы недаром, и на вражьей земле мы врага разгромим», — как пелось в популярной тогда песне. Конечно, страх и тревога в предвоенный период были весьма дифференцированы по социальным слоям. Крестьянство, лишенное всяких прав и пережившее коллективизацию и голод тридцатых годов, боялось новых волн террора и насилия, неурожая, природных бедствий, войны. Рабочие — дальнейшего снижения жизненного уровня, обнищания, войны и т. п. Интеллигенция — продолжения беззакония, массовых репрессий, неумолимо надвигающейся войны. 29 Известия. 1997. 6 нояб. ____ Исторические предпосылки катастрофизма в России 51 При такой интенсивности политических и социальных угроз не хватало душевных сил бояться еще и экологических, внезапных, непредсказуемых природных катаклизмов, тем более что население получало тенденциозную и строго дозированную информацию о том, что происходило в стране и в мире. Но что еще вызывало постоянный страх в самых разных регионах страны, так это разгул преступности. Он начался после 1917 года и набрал силу в годы Гражданской войны, получая постоянную подпитку от массовых репрессий и безработицы. Растущий «Архипелаг ГУЛАГ» являлся главным рассадником всякого рода криминала. По сути вся страна, в которой население подвергалось угрозам и репрессиям не только со стороны государства, но и со стороны многочисленных банд, шаек разного рода воров, грабителей, становилась полублатной. Да, их сажали в тюрьмы и лагеря, но они и там оставались для властей «социально близкими», в отличие от тех, кто проходил по статье 58 УК РСФСР. Для блатных ГУЛАГ был чем-то вроде курсов усовершенствования, и они выходили на волю еще более опасными преступниками. Этот кругооборот блатных в обществе продолжался весь предвоенный период, порождая постоянный страх среди законопослушных граждан. Дело не в рабском терпении русского народа. Есть, видимо, такой уровень насилия, когда ломается позвоночник... Ту же сталинскую модель испытали на себе десятки народов и за рубежом. К сожалению, результат был тем же. Это была не только демографическая и генетическая катастрофа. Если прежде взаимосвязь биологического, социального, духовного представляла собой своеобразную пирамиду, основанием которой было биологическое, а вершиной — духовное, нравственное, то революционные преобразования не просто уничтожили ее. По существу, был как тип ликвидирован человек социальный, поскольку любая самодеятельная форма общественной жизни была запрещена. Ведь нельзя же считать формой общественной жизни тягомотину и обязаловку разного рода митингов и собраний, постыдность принудительных и подконтрольных «выборов» из одного кандидата, машину единогласного голосования, исправ- 52 _____ в.н.шубкин ___________ но поднимавшиеся сотни рук как в центре, так и на местах. В первые послереволюционные годы среди коммунистов порой раздавались отчаянные призывы: поскольку, дескать, у нас в стране нет демократии, так давайте сохраним ее хоть в партии. Но вскоре эти голоса умолкли навсегда. Человек перестал быть даже «общественным животным». Большинство людей было обречено на чисто биологическое существование. Невероятные трудности и лишения, связанные с удовлетворением элементарных потребностей в питании и жилище, потеснили у многих все мысли о правах и гражданском достоинстве. Человек биологический стал главным героем этого времени. Эту реальную жизнь никак нельзя игнорировать, если мы пытаемся что-то сказать о страхе в советском обществе. Однако далеко не все опасения людей были прямо связаны с утвердившейся в стране коммунистической диктатурой. Целый ряд страхов был связан, например, с научно-технической революцией. Всего же по времени появления можно выделить три группы страха: одна группа существует с первых лет советской власти, другая связана со Второй мировой войной и холодной войной, третья — с современным периодом жизни нашей страны. Конечно, всякая классификация типов страха внутри периода, охватывающего почти весь XX век, весьма условна. Но, вспоминая главные события истории Советского Союза, все же можно сказать, что период с октября 1917 года до начала Второй мировой войны связан с такими причинами страха, как захват власти в стране экстремистами, полным беззаконием, диктатурой и массовыми репрессиями, Гражданской войной, голодом (особенно в 1921—1922 годах, а также в начале тридцатых), массовыми эпидемиями (прежде всего тифа в Гражданскую войну), геноцидом (который сначала носил по преимуществу социальный характер), насильственное насаждение грубого материализма и преследование верующих, полная утрата русских традиций и генетическое вырождение нации, которое констатировал уже в 1922 году Питирим Сорокин. Период Второй мировой войны и последовавшей за ней войны холодной характеризуется наряду с перечисленными Исторические предпосылки катастрофизма в России 53 выше причинами страха возникновением принципиально новых угроз. Речь идет прежде всего о появлении таких средств войны, которые способны уничтожить все живое на Земле. Угроза ядерной войны стала реальностью после того, как США сбросили атомную бомбу на Хиросиму и Нагасаки. При жизни Сталина, когда в СССР были созданы атомные и водородные бомбы, вопрос о возможности такой войны обсуждался руководителями СССР и США. Да и после смерти Сталина мир не освободился от этих кошмаров и порой (например, во время Карибского кризиса 1962 года) был весьма близок к ядерной катастрофе. Распространение, расползание ядерного оружия по планете делает мир все более взрывоопасным и неустойчивым. Здесь необходим жесткий контроль со стороны Организации Объединенных Наций, но, к сожалению, она в настоящее время такими реальными полномочиями не обладает. А ведь это касается не только ядерного оружия. Многие страны имеют огромные запасы химического и бактериологического оружия. Оно также способно уничтожить сотни миллионов людей. Эти запасы — прежде всего в СССР и США — были созданы, когда третья мировая война казалась неотвратимой. Однако теперь, когда благодаря усилиям этих сверхдержав возможность войны между ними сведена к минимуму, возникла колоссальная проблема ликвидации этих гигантских запасов, что требует огромных средств для разработки технологий уничтожения, строительства сотен новых заводов и проведения практической ликвидации запасов. Период Второй мировой войны и последовавшей за ней 54___________ в.н.шубкин _____________ Во время войны без лишнего шума был осуществлен и массовый геноцид десятков народов (немцев, чеченцев, крымских татар, калмыков и др.), которые были целиком выселены в Казахстан и в Сибирь. По принципу «Война все спишет» это гигантское переселение сотен тысяч людей оправдывалось нуждами борьбы с гитлеровскими захватчиками. Последствия этих решений крайне болезненно сказываются до сих пор, вызывая конфликты, столкновения и войны. У миллионов людей был воспитан животный страх перед властью, которая может казнить и преследовать не только отдельных людей, но и целые народы. В этом плане трагические события, которые происходили во время Великой Отечественной войны и войны холодной, породили целый набор разновидностей страха, который постоянно присутствует в сознании и подсознании россиян, особенно у людей старшего поколения, испытавших на себе эту невиданную систему насилия и произвола. Если же учесть, что причина этого страха сохранились, что огромные территории отравлены радиацией, что уничтожение только химического оружия требует более 300 триллионов рублей, которых у государства нет, то описанные выше опасности и порожденный ими страх еще долго будут нас преследовать и в XXI веке. Не случайно своеобразным аккомпанементом к перестройке, начавшейся в 1985 году, была чернобыльская катастрофа, которая показала всем людям, к какому рубежу приблизилось человечество. Тем не менее перестройка и связанное с ней прекращение Исторические предпосылки катастрофизма в России 55 Дело в том, что население России, как, впрочем, и других стран, слишком захвачено мифами и околдовано фетишами, которые предлагают средства массовой информации. Мы уже не говорим о криминальной среде, которая в годы перестройки окрепла, организовалась и стала многое диктовать в жизни России. Преступность, уровень которой вырос в несколько раз, стала одной из главных примет нашего общества. Сколько грозных слов было произнесено, сколько суровых указов президента было издано, сколько ведомственных и межведомственных комиссий было создано, а уровень преступности неудержимо растет. Она — неизбежный спутник дикого капитализма. И олигархия, которая нами правит, не может не сознавать, что преступники, мошенники, комбинаторы — ее братья по крови, по образу и целям жизни. С другой стороны, организованная преступность настолько усилилась, что она связывает свое будущее с дальнейшей жизнью в стране, с вхождением во власть, в управление, в законодательные органы, что делает ее «фигурой неприкасаемой» и избавляет от угрозы уголовного преследования. Вхождение криминала во власть давно уже в России перестало быть сенсацией. За власть борются преступные группировки и на Урале, и в Сибири, и в других регионах страны. Да и сама власть все более становится преступной. Если преступность, с одной стороны, срастается с бизнесом, с другой — сама идет во власть, то одновременно и власть криминализуется, идет ей навстречу. Этот чудовищный разгул обнаглевших паразитов происходит в стране, где большинство населения не сводит концы с концами. Естественно, что, по данным социологических исследований, страх и тревога россиян, связанные со снижением жизненного уровня и обнищанием, занимают одно из первых мест. На этом фоне продолжается перераспределение собственности в интересах олигархии. За прошедшие годы с начала реформ годы в стране было приватизировано около 120 тысяч предприятий. Сегодня более 70% ВВП производится в частном секторе. Результатом этого явился невиданный в истории России процесс социально-имущественной дифференциации: с одной стороны, стремительное падение реаль- 56___________ в.н.шубкин _____________ ных доходов основной массы населения, с другой — еще более быстрый процесс накопления огромных богатств в руках банкиров и «новых русских». В печати приводились многочисленные данные о социально-экономической дифференциации30. Так, децильный коэффициент заработной платы в конце 1993 года достиг 26 (в 1991 году этот показатель равнялся 14 в США, 11 — в Швеции и 3 — в Китае). За 1992 год цены выросли в 26 раз. В 1994 году свыше 50 млн. человек (35% населения России) имели доходы ниже официального прожиточного минимума, в том числе около 18% — ниже стоимости минимального продуктового набора, входящего в этот минимум. По результатам Всероссийского мониторинга «Зеркало мнений», проводимого центром оперативных исследований Института социологии РАН (руководитель д. ф. н., проф. В. А. Мансуров), были получены данные о характере социально-имущественной дифференциации. Они показали, что отношения к переменам и надежды на будущее улучшались до конца 1993 года, а потом резко ухудшились. Разница между доходами крайних групп имела тенденцию к интенсивному росту. Те, кто имел более высокий социально-экономический статус, получали большие доходы по сравнению с другими группами. Разрыв между доходами высокодоходных и низкодоходных респондентов увеличивался в основном за счет резкого подъема доходов респондентов высокодоходного уровня и за счет уменьшения процентного соотношения их в массиве респондентов. Современная демографическая ситуация в России определяется долговременными тенденциями демографических процессов: снижением рождаемости, длительной стагнацией и ростом смертности и сокращением продолжительности жизни. Социально-экономический кризис усиливает эти тенденции, приводя к откладыванию рождения желанных детей и отказу от него, повышению смертности населения, особенно трудоспособного возраста, продолжающемуся сокращению ожидаемой продолжительности жизни, прежде 30 Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. М., 1996. С. 136. Исторические предпосылки катастрофизма в России 57 всего мужского населения, ниже черты пенсионного возраста. Последнее обстоятельство наиболее опасно, так как оно в значительной мере предопределяет вымирание нации. С учетом названных долгосрочных тенденций рядом организаций были разработаны варианты прогноза демографического развития России. В частности, Институтом статистики Госкомстата России были предложены три варианта прогноза демографического развития при различных условиях будущего состояния основных факторов воспроизводства населения на период до 2017 года. По различным вариантам этого прогноза, предполагается рост суммарного коэффициента рождаемости по России в целом в пределах 1,5—1,88 на одну женщину репродуктивного возраста. По всем сценариям прогноза, увеличивается число умерших в силу старения населения, не компенсируемое соответствующим повышением ожидаемой продолжительности жизни. Существующая сегодня социально-экономическая ситуация и образ жизни людей предопределяют необратимость приобретаемых людьми патологий. Если здоровье людей подорвано, это значит, что продолжительность их жизни будет невелика. Следствием кризисных явлений в демографических процессах является динамика численности населения России: через 25 лет при оптимистическом варианте прогноза она составит 153,7 миллиона человек, при пессимистическом — 139,0. Реальные варианты демографического развития, как правило, находятся между этими крайними величинами. Все эти тенденции и процессы неизбежно порождают сильную тревогу и постоянный страх у населения. Скорое светопредставление, Судный день, конец человеческой истории, Апокалипсис — эти христианские пророчества на протяжении многих столетий питали страх людей в Европе. И хотя в средние века сложилось два течения, по-разному трактовавших тысячелетний период, предваряющий Страшный суд — одно с оптимизмом, поскольку ожидалось спокойное время, когда Сатана будет заключен в аду, другое было окрашено в более мрачные тона, — из веры в эти пророчества последний день человечества воспринимался как День гнева и рождалось трагическое представление 58__________ в.н.шубкин _______ ' о финальной драме человечества. В значительной мере на ожидании Второго пришествия, страхе конца света и рождения нового мира основывались всевозможные разновидности страха в средневековой Европе и в Европе нового времени31. Россия по-своему переживала этот страх. Несмотря на все интеллигентские завихрения в начале XX века, Россия оставалась христианской православной, а стало быть, и богобоязненной страной. «Пророчественная русская душа чувствует себя пронизанной мистическими токами, — писал в годы Первой мировой войны Н. Бердяев. — В народной жизни это принимает форму ужаса в ожидании антихриста. В последнее время эти подлинные народные религиозные переживания проникли и в наши культурные религиозно-философские течения, но уже в отраженной и слишком стилизованной, искусственной форме. Образовался даже эстетический культ религиозных ужасов и страхов, как верный признак мистической настроенности»32. Этот страх и ужас опирались на апокалиптическую традицию Ветхого и Нового Завета, особенно Откровения Святого Иоанна Богослова. Предреченного в Апокалипсисе конца истории еще в XIX веке ждал и Владимир Соловьев. Это отчетливо проявилось в «Краткой повести об Антихристе», которая входила в его последнее широко известное произведение «Три разговора». Он принял эстафету эсхатологического сознания, видимо, еще и от своего отца, знаменитого русского историка Сергея Соловьева. «Что современное человечество есть больной старик и что всемирная история внутренне кончилась, — вспоминал Владимир Соловьев, - это была любимая мысль моего отца, и когда я по молодости лет ее оспаривал, говоря о новых исторических силах, которые могут еще вступить на всемирную арену, то отец обыкновенно с жаром подхватывал: "Да в этом-то и дело, говорят тебе: когда умирал древний мир, было кому сменить его, было кому продолжить историю: германцы, славяне. А теперь, где ты новые народы 31 См., например: Делюмо Ж. Ужасы на Западе. М., 1994. 32 Бердяев Н. Судьба России. М., 1918. С. 25 Исторические предпосылки катастрофизма в России 59 сыщешь? Те островитяне, что ли, которые Кука съели? Так они, должно быть, уже давно от водки и дурной болезни вымерли, как и краснокожие американцы. Или негры нас обновят? Так их хотя от легального рабства можно было освободить, но переменить их тупые головы так же невыносимо, как отмыть их черноту..." Историческая драма сыграна, и остался еще один эпилог, который, впрочем, как у Ибсена, может сам растянуться на пять актов. Но содержание их в существе дела заранее известно»33. Рожденный, чтобы умереть, — таков двусмысленный статус человека. И он не может не ощущать драматичности своего бытия. Тревога и страх за себя, за своих детей, родных, близких и дальних сопровождает его в течение всего отмеренного ему времени. Христианство, приоткрывая тайны начала и конца, смысла жизни, отнюдь не примиряет верующего с этим миром. Напротив, оно как бы усиливает его эсхатологическое сознание. Тепер
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.237.228 (0.017 с.) |