Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На постсоветском пространстве
Здесь мы скажем несколько слов о том, в какой степени страх перед лицом той или иной угрозы побуждает российских, украинских и литовских респондентов к действиям, направленным против нее. Для этого обратимся к следующим вопросам анкеты. 164 ______ В. Н. шубкин, В. А. иванова ________ На вопрос: «В какой мере Вы лично готовы предпринять или уже предпринимаете какие-то действия, чтобы обезопасить себя от преступности?» ответы распределились следующим образом. 1. «Я делаю все возможное, чтобы предотвратить эту опасность для своих близких», ответили 26,9% российских, 28,1% украинских и 31,8% литовских респондентов. 2. «Это не для меня: делать что-либо чтобы предотвратить эту опасность для нашего народа», ответили 72,1% российских, 74,5% украинских и 60,8% литовских респондентов. На вопрос: «В какой мере Вы лично готовы предпринять или уже предпринимаете какие-то действия, чтобы обезопасить себя от загрязнения окружающей среды?» ответы распределились следующим образом. 1. «Я делаю все возможное, чтобы предотвратить эту опасность для своих близких», ответили 31,3% российских, 25,7% украинских и 47,6% литовских респондентов. 2. «Это не для меня: делать что-либо чтобы предотвратить эту опасность для нашего народа», ответили 57,1% российских, 64,4% украинских и 37,6% литовских респондентов. Интересно сравнить полученные данные с ответами болгарских респондентов. Напомним, исследование в Болгарии проводилось в 1997 году по аналогичной анкете. Преступность. 56,7% болгарских респондентов уже делают все от них зависящее, чтобы обезопасить своих близких. 20,6% болгарских респондентов делают все возможное, чтобы предотвратить эту опасность для всего народа. Экология. 50,2% болгарских респондентов делают в настоящее время все от них зависящее, чтобы обезопасить своих близких от последствий загрязнения окружающей среды. 25,5% болгарских респондентов делают все возможное, чтобы предотвратить эту опасность для своего народа. В Болгарии, как и в Литве, катастрофы, поставившие народ на грань выживания, как это ни парадоксально, стимулируют своеобразный микроколлективизм. Сплачиваются семьи для коллективного выживания, улучшаются отноше- Страх на постсоветском пространстве 165 ния между родителями и детьми, то есть все-таки на этом уровне происходит своеобразное объединение людей.
Все эти оценки достаточно субъективны. Россия не сопоставима по площади своей территории и по численности населения с Литвой и Болгарией. Длительный и жесткий период тоталитаризма и военного режима приучил российских граждан к социальной пассивности. Болгария и Литва не испытали такого страшного отчуждения граждан друг от друга, как Россия в период массовых репрессий. Тем не менее получается, что около 1/2 литовских и 1/2 болгарских респондентов предпринимают определенные действия для борьбы с разного рода опасностями. Среди российских респондентов таких — уз, среди украинских — 1/4. ПОДВЕДЕМ НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ Прежде всего, анализ результатов исследования свидетельствует о том, что о страхах нельзя говорить в прошедшем времени. СССР распался, а страх царит на постсоветском пространстве. Формы страха, разумеется, модифицировались в зависимости от обстоятельств места и времени. Сравнительный анализ показал, что чемпионом по страху, буквально по всем показателям, является не Россия, а Украина. Ситуация на этой многострадальной земле граничит с паникой. Напротив, в Литве интенсивность страха заметно ниже, чем в России, не говоря уже об Украине. Оценки литовцев очень близки к показателям российских эмигрантов, осевших в США (Бостон) два года назад. Этот феномен заслуживает специального анализа, но пока мы предварительно могли бы указать, что резкому снижению уровня страха и тревоги в Литве, возможно, способствовали такие факторы, как осознание общей угрозы, общего врага и католицизм — вера, которая не была дискредитирована и разгромлена в такой мере, как православие в России, и обусловленное этим сохранение общественной морали. 166 ______ В. Н. шубкин, В. А. иванова ________ Характерно, что высокая интенсивность страха в России и на Украине сочетается с крайне низким уровнем способности населения к самоорганизации для противостояния вероятной опасности. В советское время под всеобщие заклинания о верности коллективизму происходила чудовищная атомизация общества, оказалось, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих».
Я.У.Астафьев КАТАСТРОФИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ Современную жизнь невозможно представить без утренних и вечерних газет, без ежедневного телевидения: спортивных и информационных программ, сериалов и художественных фильмов, концертов и лотерей; без радио, которое слушают за завтраком или в машине по пути на работу. Иными словами, наше существование немыслимо без средств массовой коммуникации. Влияние их невозможно переоценить, поскольку это не просто способ донесения какого-либо сообщения до его адресата и предоставления ему практически круглосуточных информационных услуг, сегодня это важнейший механизм формирования неких стереотипов поведения и социальных установок и утверждения соответствующих ценностей, за которыми стоят и которые поддерживают вполне определенные группы. Однако при всей нынешней распространенности средств массовой информации в России, при всем их влиянии на повседневность, на сознание россиян, никакой последовательной аналитической работы по их освоению в образованном сообществе, в среде отечественных гуманитариев, практически не ведется1. Если что и осуществляется, то в основном это критика. В образе средств массовой коммуникации стремятся выделять лишь негативные аспекты. Идут непрекращающиеся дискуссии по поводу отрицательного воздействия 1 Дубин Б. В. Слово — письмо — литература: очерки по социологии современной культуры. М., 2001. С. 339. Катастрофическое сознание и массовые коммуникации 171 масс-медиа. Обсуждается количество сцен насилия на телеэкране и сообщений о всевозможных катастрофах в информационных передачах и ежедневной публицистике. Социологи и социальные психологи отмечают, что большинство людей на постсоветском пространстве ощущают тревогу не только благодаря своему непосредственному жизненному опыту, но и вследствие нагнетания обстановки средствами массовой коммуникации, что масс-медиа широко используют катастрофическую лексику, из всех видов сообщений и «событий» отдавая предпочтение скандальным, криминальным или, по крайней мере, негативным, и что это, в свою очередь, приводит к нарушению процесса социальной адаптации и эскапизму перед лицом общественных перемен. Данные о снижении уровня рождаемости россиян, повышении уровня смертности и прочее, казалось бы, подтверждают эти положения. Однако их связь с воздействием средств массовой коммуникации носит косвенный характер и нуждается в эмпирической проверке. И хотя нам не удалось обнаружить отечественных исследований, специально посвященных вопросам формирования катастрофического сознания посредством влияния масс-медиа, в целом российские ученые периодически предпринимают попытки исследования негативного воздействия средств массовой коммуникации на аудиторию. Так, следует отметить социологический опрос, проведенный Российской академией образования под руководством исследователя подросткового поведения В. С. Соб-кина. Согласно его данным, примерно каждые 15 минут зритель российского телевидения видит на экране акт насилия или эротическую сцену. При этом длительность ежедневных телепросмотров у подростков в среднем составляет 2,3 часа. Ученые провели специальный анализ того, кто на экране совершает насилие и на кого оно направлено. Как отмечается, на современном экране высок процент сцен насилия, в которых агрессия осуществляется в ситуациях табуированных, запрещенных традицией, скажем, положительного героя, «настоящего мужчины», против женщины, девушек против особ своего пола и т. п. Тем самым тонкий процесс становления личности, касающейся мужской и женской социализации, нормативного регулирования полоролевых отношений
172 Я. У астафьев _____________ оказывается жестко деформирован телевизионным экраном2. В исследованиях масс-медиа тема формирования страха отчасти получила свою разработку. Например, следует отметить проведенный болгарскими учеными Д. Градевым и Л. Андреевой в 1997 году пилотажный контент-анализ пяти самых массовых местных газет на предмет использования ими негативной лексики. Основной результат этих исследований формулируется авторами следующим образом: большинство людей ощущают тревогу не только благодаря своему непосредственному жизненному опыту, но и из-за нагнетания обстановки средствами массовой информации, причем самые крупные по тиражу болгарские издания отличаются нигилизмом, сарказмом и широко эксплуатируют катастрофический комплекс нации3. Подобная точка зрения имеет целый ряд сторонников среди пишущих о средствах массовой коммуникации. Однако даже многочисленные косвенные данные еще не являются доказательством прямой ответственности масс-медиа за формирование катастрофического сознания и соответствующих стереотипов и установок. На наш взгляд, здесь необходимо изучение более общего контекста взаимосвязи средств массовой коммуникации и их потребителя как естественного компонента и органической части современного общества, его культуры.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.146 (0.008 с.) |