Социо-культурная регуляция деятельности: представление о социальной позиции, социальных ожиданиях, нормах, социальной роли. Социальные роли и их присвоение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социо-культурная регуляция деятельности: представление о социальной позиции, социальных ожиданиях, нормах, социальной роли. Социальные роли и их присвоение.



Анализ общественных взаимодействий: теория социальных ролей. Суть: каждый человек – участник общественной жизни, жизни социума, и его можно сравнить с актером. Он как участник спектакля играет определенную роль – социальную роль.

Социальная позиция – это место в организации общества, которое может быть и должно быть занято человеком. Объективная характеристика общества.

1)долговременные (профессиональные СП, социальная СП, семейная СП).

2)кратковременные (пешеход-водитель, покупатель-продавец, актер-зритель). Предполагают взаимодействие.

Родственные отношения кажутся натуральными, но на самом деле вместе с тем, что они природные, это важные социальные позиции.

Социальная позиция мужчины и женщины.

Люди взаимодействуют не прямо, а через свои социальные позиции.

По отношению к каждой социальной позиции формируются социальные ожидания.

Если человек занимает в обществе определенную соц. позицию по отношению к нему формируются определенные социальные ожидания.

Социальные ожидания – коллективное (общее) представление о том, что должен знать, как должен вести себя, как должен общаться, выглядеть человек, занимающий определенную социальную позицию. Они фиксируются (пишутся уставы). Бывают фиксированными и нефиксированными.

3 вида социальных ожиданий:

1) Относится только к долговременным соц. позициям. Ожидания от человека определенных внутренних убеждений, ценностей, установок, соответствующих полному приятию им данной соц. позиции. Иногда эти позиции подтверждаются клятвой (клятва Гиппократа, клятва при женитьбе).

2) Технологические ожидания. Ожидание определенных навыков. Относятся к долговременным и кратковременным соц. позициям.

3) Знание и соблюдение правил корректного (адекватного) общения между людьми. Относятся к долговременным и кратковременным соц. позициям. Сделка общения или «игра»

Д. Мид ввел понятие социальной роли. По Миду соц. роль - соответствующий соц. ожиданиям индивидуальный способ поведения человека, занимающего определенную социальную позицию.

Соц. роль – субъективная характеристика человека, соц. позиция – объективная. Ролевое поведение индивидуально. Оно появляется, когда в социальную позицию «вдыхается жизнь» -> соц. роль.

Ролевое поведение – резерв развития социальной позиции. Социальная роль динамична, она содержит эти резервы.

Социальная роль отличается от представления «Я». Это отправление соц. позиции. Человек может отличать себя от своей соц. роли только тогда, когда он эту соц. роль хорошо освоил.

Юнг называл соц. лицо маской. Поначалу маска «охраняет» человека, по мере привыкания к соц. роли она ослабляет свое воздействие

Процесс соц. научения (Скиннер). Когда поведение отвечает соц. ожиданиям оно подкрепляется поощрением, не отвечает – поощряется наказанием.

Самокатегоризация – процесс присвоения соц. роли. Представление образа.

В психоанализе процесс присвоения соц. роли – процесс идентификации, происходит в раннем детстве. Важно, чтобы в семье был реальный образец соответствующей половой роли, из него следует подражание, копирование (движений, особенностей речевого поведения).

Белкин – медик, эндокринолог. Он описал 3 основных периода в процессе присвоения новой социальной роли:

1. Ориентировочный (установочный) этап. Связан с поиском и выбором конкретного образца для подражания, конкретного человека. Это не идеальный, не абстрактный человек. Очень часто таким образцом является ближайший психологический взрослый (учитель, психотерапевт).

2. Имитационный этап присвоения новой социальной роли. Происходит копирование образца, имитирование способов поведения, общения, реальных особенностей образца. Характеризуется полным эмоциональным слиянием с образцом. Необходимо отслеживать свое поведение, образ действий, рефлексировать себя со стороны. Важна обратная связь.

3. Трансформационный период. Уже освоены навыки поведения. Изменяется отношение к образцу. Не полное слияние с образцом, не полное поклонение образцу. Остается эмоциональная благодарность образцу. Постепенно человек обретает новую социальную роль, осваивается в ней, обретает ее. Происходит коррекция стереотипов, связанная с индивидуальными особенностями человека. Не требуется постоянного сознательного контроля над своим поведением.

Психологический процесс приобретения новой социальной роли. Мощное средство преобразования природы человека.

Социальные стереотипы позволяют преобразовать природу человека.

В процессе вхождения в общество человек обучается присваивать предметы культуры, таким образом, он может преобразовать собственную природу.

Это и есть процесс социализации природного индивида. Поведение становится регулируемым социально.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.005 с.)