Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общее представление о деятельности. Строение индивидуальной деятельности человека как уровни ее анализа.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Выготский, КИП (культурно-исторический подход). Ученики Выготского: А. Н. Леонтьев («ПРП». «ДСЛ»). А. Р. Лурия (основатель нейропсихологии). Д. Б. Эльконин. А. В. Запорожец. Деятельность – такие активные процессы взаимодействия человека с окружающим миром, которые имеют специфическое предметное содержание. Из житейского опыта вам известно, что человек постоянно подвергается воздействиям окружающей среды. Среди них важно выделить: а) прямые воздействия со стороны окружающих людей, коллектива (передача сведений или предметов, предъявление тех или иных требований); б) воздействия со стороны предметного окружения (свет, звук, тепло, окружающие вещи, явления природы). В свою очередь человек сам воздействует на окружающий мир, так или иначе изменяя в нем что-то в соответствии со своими потребностями, намерениями. Таким образом, можно говорить о взаимодействии человека с окружающей средой (социальной и предметной). Каков смысл этого взаимодействия? Ради чего человек взаимодействует со средой? Не проще ли отгородиться от всего окружающего? Без окружающей среды человек не может существовать; без природной среды он не может выжить как организм, без социальной – не может развиться как разумное, мыслящее существо. Это, впрочем, не следует понимать так, что человек должен как можно больше толкаться среди людей и искать все новые явления в мире предметов. Общение с людьми может быть сколь угодно опосредствованным (через книги, предметы труда). Взаимодействие с природой тоже может быть не внешним, не ежеминутным, не непосредственным. Животные хорошо приспосабливаются к среде, но сознательно не преобразуют ее. Человек отличается тем, что преднамеренно и инициативно изменяет среду, вплоть до того что создает себе искусственную среду обитания и новые средства существования, перемещения, воздействия на природу, хранения и передачи энергии и информации (сведений). В обиходной речи слово «деятельность» употребляется часто в смысле «работа», иногда даже применительно к стихийным силам («вулканическая деятельность»), отдельным органам тела («деятельность сердца»). Мы будем вкладывать в это слово особый психологический смысл и выделим следующие признаки деятельности. Признаки понятия «деятельность»: 1) процесс действий; 2) Сознательная направленность на приспособление к требованиям среды и преобразование ее; 3) значимость для существования и развития человека и общества. Основные виды деятельности – труд, учение, игра.Отличия же их состоят в следующем. Труд – это деятельность по обязательному заданию, результаты которой представляют непосредственную ценность для других людей, общества. Эти результаты могут быть четырех видов: а) вещи, предметы (пища, одежда, жилище, средства и орудия труда), виды энергии; б) информация (новые знания о природе, обществе, художественные образы действительности); в) обслуживание людей (торговое, бытовое, медицинское обслуживание, защита общества); г) руководство, управление людьми, обучение их. Учение – это средство подготовки человека к общественно-трудовой деятельности, развитие у него способностей, знаний, умений и навыков. Результаты учения могут быть двух видов: а) усвоенные элементы опыта человечества (знания, приемы практической и умственной работы, приемы обращения с людьми); б) развитые мотивы и способности, делающие человека пригодным к реальному участию в жизни общества. Игра (имеется в виду прежде всего деятельность детей, возникающая в дошкольном Следует оговориться, что уже в деятельности 5–6-летнего дошкольника появляются элементы учения и труда. Если взрослый поручает ему отнести и положить в почтовый ящик письмо, то это уже не игровое действие, а трудовое. Когда играют «в почту», то письмом может считаться любая бумажка или лист дерева, а почтовым ящиком – щелка в заборе, стене и т.п. Когда же взрослый дает ребенку настоящее письмо, то имеется в виду, что его можно опустить не в любую щелку, а в настоящий почтовый ящик, независимо от настроения и желаний исполняющего. Таким образом, здесь есть элемент обязательности, делающий действие учебно-трудовым. Строение деятельности. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — МОТИВ ДЕЙСТВИЕ — ЦЕЛЬ Действие — составляющая деятельности. Деятельность — молярная единица жизнедеятельности. Действие — процесс, цель и мотив которого не совпадают. Действие — процесс, подчиненный представления о результате, который должен быть достигнут. Задача — это цель в объективных условиях (субъективная цель в объективных условиях). Действие — процесс решения задач, который включает в себя процессы поиска операций (способы совершения действия в конкретных условиях), целеобразования. Процессы целеобразования: 1. Принятие задачи. 2. Постановка промежуточных целей. 3. Постановка надситуативных целей. Резервом новых мотивов является сама деятельность, цели, содержащиеся в ней. Сила мотива может передаваться цели — явление сдвига мотива на цель. 2. Действие и деятельность. Представление о развитии потребностно-мотивационной сферы. Потребность — необходимость субъекта во внешнем благе, имеющая постоянный и актуальный объем, и отражаемая прямо или косвенно психически. Мотив — благо, на достижение которого направлена деятельность. Источник развития мотивационной сферы — в самой деятельности. Функции мотива: 1) направляющая; 2) побудительная; 3) смыслообразующая (смысл — отношение мотива к цели). Все, с человек встречается наделяется смыслом. Смыслы представлены в форме эмоций. Эмоция — это психический представитель потребности, это отражение смысла, результата, его условий. Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл — это смыслообразующие мотивы. Другие, сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) — порой остро эмоциональных, аффективных, — лишены смыслообразующей функции; мы называем такие мотивы мотивами-стимулами. (Иерархия мотивов). 3. Понятие операции. Взаимопереходы действий и операций. Виды операций. Психофизиологические функции. Операции — способ выполнения действия, зависящий от конкретных условий. Два вида операций: 1. Если формируются с помощью сознания. 2. Формируются без участия сознания. Совокупность операций — это сформированный навык. При изменении условий (возникновении препятствий) операция переходит в действие. Цели осознаются всегда. Операции — никогда. Мотивы могут осознаваться в виде мотива-цели, если осознается неправильно, то в виде мотивировки. Если мотивы не осознаются, то они проявляют себя в сознании в виде смыслов, эмоций, желаний. Психофизиологические функции — физиологические обеспечения психических процессов. К ним относится ряд способностей нашего организма (способность к ощущению, моторная способность, образование и фиксация следов прошлых воздействий и др.) Соответственно говорят о сенсорной, мнемической и моторной функциях. К этому уровню относятся также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни. Границы между операциями-автоматизмами и психофизиологическими функциями достаточно условна, но, тем не менее, вторые выделяются в самостоятельный уровень по причине их “организменного” характера. Психофизиологические функции составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.80 (0.008 с.) |