Общее представление о деятельности. Строение индивидуальной деятельности человека как уровни ее анализа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее представление о деятельности. Строение индивидуальной деятельности человека как уровни ее анализа.



Выготский, КИП (культурно-исторический подход).

Ученики Выготского:

А. Н. Леонтьев («ПРП». «ДСЛ»).

А. Р. Лурия (основатель нейропсихологии).

Д. Б. Эльконин.

А. В. Запорожец.

Деятельность – такие активные процессы взаимодействия человека с окружающим миром, которые имеют специфическое предметное содержание.

Из житейского опыта вам известно, что человек постоянно подвергается воздействиям окружающей среды.

Среди них важно выделить:

а) прямые воздействия со стороны окружающих людей, коллектива (передача сведений или предметов, предъявление тех или иных требований);

б) воздействия со стороны предметного окружения (свет, звук, тепло, окружающие вещи, явления природы).

В свою очередь человек сам воздействует на окружающий мир, так или иначе изменяя в нем что-то в соответствии со своими потребностями, намерениями. Таким образом, можно говорить о взаимодействии человека с окружающей средой (социальной и предметной).

Каков смысл этого взаимодействия? Ради чего человек взаимодействует со средой? Не проще ли отгородиться от всего окружающего?

Без окружающей среды человек не может существовать; без природной среды он не может выжить как организм, без социальной – не может развиться как разумное, мыслящее существо. Это, впрочем, не следует понимать так, что человек должен как можно больше толкаться среди людей и искать все новые явления в мире предметов. Общение с людьми может быть сколь угодно опосредствованным (через книги, предметы труда). Взаимодействие с природой тоже может быть не внешним, не ежеминутным, не непосредственным.

Животные хорошо приспосабливаются к среде, но сознательно не преобразуют ее. Человек отличается тем, что преднамеренно и инициативно изменяет среду, вплоть до того что создает себе искусственную среду обитания и новые средства существования, перемещения, воздействия на природу, хранения и передачи энергии и информации (сведений).

В обиходной речи слово «деятельность» употребляется часто в смысле «работа», иногда даже применительно к стихийным силам («вулканическая деятельность»), отдельным органам тела («деятельность сердца»). Мы будем вкладывать в это слово особый психологический смысл и выделим следующие признаки деятельности.

Признаки понятия «деятельность»:

1) процесс действий;

2) Сознательная направленность на приспособление к требованиям среды и преобразование ее;

3) значимость для существования и развития человека и общества.

Основные виды деятельности – труд, учение, игра.Отличия же их состоят в следующем.

Труд – это деятельность по обязательному заданию, результаты которой представляют непосредственную ценность для других людей, общества.

Эти результаты могут быть четырех видов:

а) вещи, предметы (пища, одежда, жилище, средства и орудия труда), виды энергии;

б) информация (новые знания о природе, обществе, художественные образы действительности);

в) обслуживание людей (торговое, бытовое, медицинское обслуживание, защита общества);

г) руководство, управление людьми, обучение их.

Учение – это средство подготовки человека к общественно-трудовой деятельности, развитие у него способностей, знаний, умений и навыков.

Результаты учения могут быть двух видов:

а) усвоенные элементы опыта человечества (знания, приемы практической и умственной работы, приемы обращения с людьми);

б) развитые мотивы и способности, делающие человека пригодным к реальному участию в жизни общества.

Игра (имеется в виду прежде всего деятельность детей, возникающая в дошкольном
возрасте) – это подражательно-выразительная деятельность не по обязательному заданию, пред-ставляющая перспективную ценность для общества как средство подготовки ребенка к учению и труду.В игре дошкольника развиваются его ум, навыки общения с людьми, отношение к коллективу, умелость в действиях с окружающими предметами, способность регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе правилами.

Следует оговориться, что уже в деятельности 5–6-летнего дошкольника появляются элементы учения и труда. Если взрослый поручает ему отнести и положить в почтовый ящик письмо, то это уже не игровое действие, а трудовое. Когда играют «в почту», то письмом может считаться любая бумажка или лист дерева, а почтовым ящиком – щелка в заборе, стене и т.п. Когда же взрослый дает ребенку настоящее письмо, то имеется в виду, что его можно опустить не в любую щелку, а в настоящий почтовый ящик, независимо от настроения и желаний исполняющего. Таким образом, здесь есть элемент обязательности, делающий действие учебно-трудовым.

Строение деятельности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — МОТИВ

ДЕЙСТВИЕ — ЦЕЛЬ

Дей­ст­вие — со­став­ляю­щая дея­тель­но­сти. Дея­тель­ность — мо­ляр­ная еди­ни­ца жиз­не­дея­тель­но­сти. Действие — процесс, цель и мотив которого не совпадают. Действие — процесс, подчиненный представления о результате, который должен быть достигнут. Задача — это цель в объективных условиях (субъективная цель в объективных условиях). Действие — процесс решения задач, который включает в себя процессы поиска операций (способы совершения действия в конкретных условиях), целеобразования.

Процессы целеобразования:

1. Принятие задачи.

2. Постановка промежуточных целей.

3. Постановка надситуативных целей.

Резервом новых мотивов является сама деятельность, цели, содержащиеся в ней. Сила мотива может передаваться цели — явление сдвига мотива на цель.

2. Дей­ст­вие и дея­тель­ность. Пред­став­ле­ние о раз­ви­тии по­треб­но­ст­но-мо­ти­ва­ци­он­ной сфе­ры.

По­треб­ность — не­об­хо­ди­мость субъ­ек­та во внеш­нем бла­ге, имею­щая по­сто­ян­ный и ак­ту­аль­ный объ­ем, и от­ра­жае­мая пря­мо или кос­вен­но пси­хи­че­ски.

Мо­тив — благо, на достижение которого на­прав­ле­на дея­тель­ность. Ис­точ­ник раз­ви­тия мо­ти­ва­ци­он­ной сфе­ры — в са­мой дея­тель­но­сти.

Функ­ции мо­ти­ва: 1) на­прав­ляю­щая; 2) по­бу­ди­тель­ная; 3) смыс­ло­об­ра­зую­щая (смысл — от­но­ше­ние мо­ти­ва к це­ли). Все, с че­ло­век встре­ча­ет­ся на­де­ля­ет­ся смыс­лом. Смыс­лы пред­став­ле­ны в фор­ме эмо­ций.

Эмо­ция — это пси­хи­че­ский пред­ста­ви­тель по­треб­но­сти, это от­ра­же­ние смыс­ла, ре­зуль­та­та, его ус­ло­вий.

Од­ни мо­ти­вы, по­бу­ж­дая дея­тель­ность, вме­сте с тем при­да­ют ей лич­но­ст­ный смысл — это смыс­ло­об­ра­зую­щие мо­ти­вы. Дру­гие, со­су­ще­ст­вую­щие с ни­ми, вы­пол­няя роль по­бу­ди­тель­ных фак­то­ров (по­ло­жи­тель­ных или от­ри­ца­тель­ных) — по­рой ост­ро эмо­цио­наль­ных, аф­фек­тив­ных, — ли­ше­ны смыс­ло­об­ра­зую­щей функ­ции; мы на­зы­ваем та­кие мотивы мотивами-стимулами. (Ие­рар­хия мо­ти­вов).

3. По­ня­тие опе­ра­ции. Взаи­мо­пе­ре­хо­ды дей­ст­вий и опе­ра­ций. Ви­ды опе­ра­ций. Пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ские функ­ции.

Операцииспособ выполнения действия, зависящий от конкретных условий.

Два вида операций:

1. Если формируются с помощью сознания.

2. Формируются без участия сознания.

Совокупность операций — это сформированный навык.

При изменении условий (возникновении препятствий) операция переходит в действие.

Це­ли осоз­на­ют­ся все­гда. Опе­ра­ции — ни­ко­гда. Мо­ти­вы мо­гут осоз­на­вать­ся в ви­де мо­ти­ва-це­ли, ес­ли осоз­на­ет­ся не­пра­виль­но, то в ви­де мо­ти­ви­ров­ки. Ес­ли мо­ти­вы не ­осоз­на­ют­ся, то они про­яв­ля­ют се­бя в соз­на­нии в виде смы­слов, эмо­ций, же­ла­ний.

Пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ские функ­ции — фи­зио­ло­ги­че­ские обес­пе­че­ния пси­хи­че­ских про­цес­сов. К ним от­но­сит­ся ряд спо­соб­но­стей на­ше­го ор­га­низ­ма (спо­со­б­ность к ощу­ще­нию, мо­тор­ная спо­соб­ность, об­ра­зо­ва­ние и фик­са­ция сле­дов про­шлых воз­дей­ст­вий и др.) Со­от­вет­ст­вен­но го­во­рят о сен­сор­ной, мне­ми­че­ской и мо­тор­ной функ­ци­ях. К этому уровню относятся также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни. Границы между операциями-автоматизмами и психофизиологическими функциями достаточно условна, но, тем не менее, вторые выделяются в самостоятельный уровень по причине их “организменного” характера. Психофизиологические функции составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.31 (0.006 с.)