Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общее представление о деятельности. Строение индивидуальной деятельности человека как уровни ее анализа.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Выготский, КИП (культурно-исторический подход). Ученики Выготского: А. Н. Леонтьев («ПРП». «ДСЛ»). А. Р. Лурия (основатель нейропсихологии). Д. Б. Эльконин. А. В. Запорожец. Деятельность – такие активные процессы взаимодействия человека с окружающим миром, которые имеют специфическое предметное содержание. Из житейского опыта вам известно, что человек постоянно подвергается воздействиям окружающей среды. Среди них важно выделить: а) прямые воздействия со стороны окружающих людей, коллектива (передача сведений или предметов, предъявление тех или иных требований); б) воздействия со стороны предметного окружения (свет, звук, тепло, окружающие вещи, явления природы). В свою очередь человек сам воздействует на окружающий мир, так или иначе изменяя в нем что-то в соответствии со своими потребностями, намерениями. Таким образом, можно говорить о взаимодействии человека с окружающей средой (социальной и предметной). Каков смысл этого взаимодействия? Ради чего человек взаимодействует со средой? Не проще ли отгородиться от всего окружающего? Без окружающей среды человек не может существовать; без природной среды он не может выжить как организм, без социальной – не может развиться как разумное, мыслящее существо. Это, впрочем, не следует понимать так, что человек должен как можно больше толкаться среди людей и искать все новые явления в мире предметов. Общение с людьми может быть сколь угодно опосредствованным (через книги, предметы труда). Взаимодействие с природой тоже может быть не внешним, не ежеминутным, не непосредственным. Животные хорошо приспосабливаются к среде, но сознательно не преобразуют ее. Человек отличается тем, что преднамеренно и инициативно изменяет среду, вплоть до того что создает себе искусственную среду обитания и новые средства существования, перемещения, воздействия на природу, хранения и передачи энергии и информации (сведений). В обиходной речи слово «деятельность» употребляется часто в смысле «работа», иногда даже применительно к стихийным силам («вулканическая деятельность»), отдельным органам тела («деятельность сердца»). Мы будем вкладывать в это слово особый психологический смысл и выделим следующие признаки деятельности. Признаки понятия «деятельность»: 1) процесс действий; 2) Сознательная направленность на приспособление к требованиям среды и преобразование ее; 3) значимость для существования и развития человека и общества. Основные виды деятельности – труд, учение, игра.Отличия же их состоят в следующем. Труд – это деятельность по обязательному заданию, результаты которой представляют непосредственную ценность для других людей, общества. Эти результаты могут быть четырех видов: а) вещи, предметы (пища, одежда, жилище, средства и орудия труда), виды энергии; б) информация (новые знания о природе, обществе, художественные образы действительности); в) обслуживание людей (торговое, бытовое, медицинское обслуживание, защита общества); г) руководство, управление людьми, обучение их. Учение – это средство подготовки человека к общественно-трудовой деятельности, развитие у него способностей, знаний, умений и навыков. Результаты учения могут быть двух видов: а) усвоенные элементы опыта человечества (знания, приемы практической и умственной работы, приемы обращения с людьми); б) развитые мотивы и способности, делающие человека пригодным к реальному участию в жизни общества. Игра (имеется в виду прежде всего деятельность детей, возникающая в дошкольном Следует оговориться, что уже в деятельности 5–6-летнего дошкольника появляются элементы учения и труда. Если взрослый поручает ему отнести и положить в почтовый ящик письмо, то это уже не игровое действие, а трудовое. Когда играют «в почту», то письмом может считаться любая бумажка или лист дерева, а почтовым ящиком – щелка в заборе, стене и т.п. Когда же взрослый дает ребенку настоящее письмо, то имеется в виду, что его можно опустить не в любую щелку, а в настоящий почтовый ящик, независимо от настроения и желаний исполняющего. Таким образом, здесь есть элемент обязательности, делающий действие учебно-трудовым. Строение деятельности. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — МОТИВ ДЕЙСТВИЕ — ЦЕЛЬ Действие — составляющая деятельности. Деятельность — молярная единица жизнедеятельности. Действие — процесс, цель и мотив которого не совпадают. Действие — процесс, подчиненный представления о результате, который должен быть достигнут. Задача — это цель в объективных условиях (субъективная цель в объективных условиях). Действие — процесс решения задач, который включает в себя процессы поиска операций (способы совершения действия в конкретных условиях), целеобразования. Процессы целеобразования: 1. Принятие задачи. 2. Постановка промежуточных целей. 3. Постановка надситуативных целей. Резервом новых мотивов является сама деятельность, цели, содержащиеся в ней. Сила мотива может передаваться цели — явление сдвига мотива на цель. 2. Действие и деятельность. Представление о развитии потребностно-мотивационной сферы. Потребность — необходимость субъекта во внешнем благе, имеющая постоянный и актуальный объем, и отражаемая прямо или косвенно психически. Мотив — благо, на достижение которого направлена деятельность. Источник развития мотивационной сферы — в самой деятельности. Функции мотива: 1) направляющая; 2) побудительная; 3) смыслообразующая (смысл — отношение мотива к цели). Все, с человек встречается наделяется смыслом. Смыслы представлены в форме эмоций. Эмоция — это психический представитель потребности, это отражение смысла, результата, его условий. Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл — это смыслообразующие мотивы. Другие, сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) — порой остро эмоциональных, аффективных, — лишены смыслообразующей функции; мы называем такие мотивы мотивами-стимулами. (Иерархия мотивов). 3. Понятие операции. Взаимопереходы действий и операций. Виды операций. Психофизиологические функции. Операции — способ выполнения действия, зависящий от конкретных условий. Два вида операций: 1. Если формируются с помощью сознания. 2. Формируются без участия сознания. Совокупность операций — это сформированный навык. При изменении условий (возникновении препятствий) операция переходит в действие. Цели осознаются всегда. Операции — никогда. Мотивы могут осознаваться в виде мотива-цели, если осознается неправильно, то в виде мотивировки. Если мотивы не осознаются, то они проявляют себя в сознании в виде смыслов, эмоций, желаний. Психофизиологические функции — физиологические обеспечения психических процессов. К ним относится ряд способностей нашего организма (способность к ощущению, моторная способность, образование и фиксация следов прошлых воздействий и др.) Соответственно говорят о сенсорной, мнемической и моторной функциях. К этому уровню относятся также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни. Границы между операциями-автоматизмами и психофизиологическими функциями достаточно условна, но, тем не менее, вторые выделяются в самостоятельный уровень по причине их “организменного” характера. Психофизиологические функции составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства деятельности.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.012 с.) |