Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребности и мотивы. Понятие опредмечивания потребностей. Виды и функции мотивов в деятельности. Полимотивация в деятельности.

Поиск

"Теперь обратимся к связи потребностей с деятельностью. Здесь сразу же необходимо выделить два этапа в жизни каждой потребности. Первый этап - период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность; второй этап - после этой встречи. На первом этапе потребность, как правило, не представлена субъекту, не "расшифрована" для него. Он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это состояние вызвано. Со стороны же поведения потребностное состояние в этот период выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап в "жизни" потребности. Эта встреча часто протекает очень драматично. Вспомним слова пушкинской Татьяны: Ты чуть вошел, я в миг узнала, Вся обомлела, запылала И в мыслях молвила: вот он! Процесс "узнавания" потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности.

В процессе опредмечивания обнаруживаются две важные черты потребности. Первая заключается в первоначально очень широком спектре предметов, способных удовлетворить данную потребность. Вторая черта - в быстрой фиксации потребности на первом удовлетворившем ее предмете.
Итак, в момент встречи потребности с предметом происходит опредмечивание потребности. Это очень важное событие. Оно важно тем, что в акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Если посмотреть на то же событие со стороны потребности, то можно сказать, что через опредмечивание потребность получает свою конкретизацию. В связи с этим мотив определяется еще иначе - как опредмеченная потребность. Важно осознать, что самим актом опредмечивания потребность меняется, преобразуется. Она становится уже другой, определенной, потребностью, потребностью именно в данном предмете. Именно множество, или "гнездо", действий, которые собираются вокруг одного предмета, - типичный признак мотива. Ведь согласно еще одному определению, мотив - это то, ради чего совершается действие. "Ради" чего-то человек, как правило, производит много разных действий. И вот эта совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее, особенной деятельностью или особенным видом деятельности."

Мотивация – это внутренне состояние человека, связанное с его потребностями. Мотивы являются движущей силой, которая активизирует физические и психические функции, побуждая человека к действию и достижению поставленной цели. Мотивация и различные виды мотивов делают человека целеустремленным, поскольку цель в большинстве случаев удовлетворяет возникшую в чем-либо потребность.

Различные виды мотивов в психологии рассматриваются как явления, которые становятся поводом для действия. Мотив дает человеку массу переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями, связанными с ожиданиями, либо отрицательными эмоциями из-за неудовлетворения сложившимся положением. Некоторые виды мотивов личности характеризуются наличием материального или идеального предмета, достижение которого является смыслом деятельности. Помимо мотивов существует и такое понятие как стимулы. Это те рычаги, с помощью которых вызываются мотивы. Например, стимулом для человека может являться премия, надбавка к зарплате, а для ребенка стимул это хорошая оценка в школе, за которую родители обещали что-то купить.

Виды мотивов человека делятся на два уровня: мотивы сохранения и мотивы достижения. Чаще всего в своей жизни человек использует мотивы сохранения, где сила эмоций действует незначительное время, а активность направлена в основном на то, чтобы не потерять то, что уже создано. Мотивы достижения требуют от человека постоянной активности, для того чтобы получить желаемое. Для полноты картины рассмотрим существующие функции и виды мотивов.

Функции и виды мотивов

Основные виды мотивов человека содержат шесть составляющих:

  1. Внешние мотивы. Они обусловлены внешними составляющими. Например, если ваш знакомый приобрел новую вещь, и вы её увидели, то у вас появится мотивация заработать деньги и тоже приобрести подобную вещь.
  2. Внутренние мотивы. Возникают внутри самого человека. Например, она может выражаться в желании куда-либо уехать и сменить обстановку. Причем если вы поделитесь этой мыслью с окружающими, то для кого-то это может стать внешним мотивом.
  3. Положительные мотивы. Основаны на положительных подкреплениях. Например, такой мотив содержится в установке – буду много работать, получу больше денег.
  4. Отрицательные мотивы. Являются факторами, отталкивающими человека от совершения ошибки. Например – не встану вовремя, опоздаю на важную встречу.
  5. Устойчивые мотивы. Основаны на нуждах человека и не требуют дополнительного подкрепления со стороны.
  6. Неустойчивые мотивы. Требуют постоянного подкрепления со стороны.

Все эти виды мотивов выполняют три основных функции:

  • побуждение к действию. То есть выявление тех мотивов, которые заставляют человека действовать;
  • направление деятельности. Функция, с помощью которой человек определяет, за счет чего он сможет добиться цели и удовлетворить свою потребность;
  • контроль и поддержание поведения направленного на достижение. Помня о своей конечной цели, человек будет корректировать свою деятельность с учетом её достижения.

Кстати, что касается деятельности, то и здесь существует свой набор мотивов. Он зависит не только от внутренних потребностей человека, но и от его взаимодействия с социальной средой.

Виды мотивов деятельности и взаимодействия с социумом

Деятельность человека является важнейшей жизненной функцией. Мотивы деятельности формируются на основе потребностей человека к достижению определенных жизненных целей. Поведение человека формируется в зависимости от того, какой конечный итог своих действий он видит. Поскольку нашим основным видом деятельности является работа, то и мотивы здесь ориентированы на сам процесс работы и на ее результат. В первом случае мотивы будут обусловлены определенных условий труда, содержанием работы, качеством взаимоотношений между сотрудниками и возможностью развития способностей. Во втором случае, результат труда будет зависеть от трех основных мотивов:

  • материальное вознаграждение – это, прежде всего, денежные доходы и уверенность человека в обеспеченности работой и социальной защищенности;
  • значимость работы - здесь учитывается мнение о работе семьи, друзей и средств массовой информации, проще говоря, престижность профессии;
  • свободное время – важный мотив для творческих людей, а также для тех, кто имеет маленьких детей или совмещает работу с учебой.

Поскольку любая деятельность неразделима с социумом, то не стоит забывать, что существуют и различные виды мотивов взаимодействия. Иными словами, своей деятельностью каждый человек преследует цель каким-либо образом повлиять на поведение других людей, объединенных в социум. Виды социальных мотивов могут быть различны. Наиболее важным из них является феномен, называемый социальной сопоставимостью. Это попытка человека анализировать и оценивать свои способности сравнивая их с другими людьми. Отсюда проистекают такие виды социальных мотивов взаимодействия как симпатия к другому человеку или влечение к нему.

Однако превыше всех видов мотивов, формирующих поведение человека, стоит «самомотивация». Это внутреннее самоощущение человека, которым он руководствуется в каждом поступке. Для успешной деятельности человеку необходимо контролировать себя, обеспечить режим, в котором любая деятельность будет плодотворной. Именно из самомотивации рождаются другие виды мотивов, способствующих достижению поставленных целей.

Специфическое предметное содержание деятельности.

Предмет может быть идеальным и материальным.

Независимо от своего предметного содержания любая деятельность характеризуется своей уровневой структурой. Эти уровни используются как уровни анализа этой деятельности.

Уровневая структура:

  1. Первый уровень анализа – деятельность в целом, деятельность, которая характеризуется предметом. Предмет деятельности есть ее мотив.
  2. Второй уровень анализа – уровень действий. Действие – основная структурная единица анализа любой деятельности.
  3. Третий уровень – уровень операций. Операции – средства и способы деятельности.
  4. Четвертый уровень - уровень психофизиологических функций. Самый глубокий уровень, находится на стыке интересов двух наук – психологии и физиологии. Это средства и способы деятельности. В отличие от операций они врожденные, природные особенности человека.

Эти уровни могут быть объединены в более крупные слои:

  1. Верхний слой – объединяет первые 1 и 3 уровни деятельности. Отвечает на вопрос «кто осуществляет деятельность?». Субъектный слой (уровень). Анализ этого слоя позволяет ответить на вопрос «ради чего человек ввязывается в деятельность?», это вопрос к мотиву. Потребностно-мотивационный слой деятельности.
  2. Нижний слой. Объединяет 2, 3 и 4 уровни деятельности. Отвечает на вопрос «как?». Как реализовать мотив. Операционально-технический слой.

Чиксент-Михай flew theory

Потребностно-мотивационный слой.

По Леонтьеву: потребность – состояние объективной необходимости (нужды) в каком-то внешнем благе. Благо – предмет потребности. Напряженное состояние, когда субъект испытывает дефицит благ. Объем –кол-во благ, которое необходимо, чтобы снять напряженность. Нужда может быть постоянной и актуальной.

Потребности различаются по содержанию. Некоторые потребности имеют особое значение, принципиально важное значение для развития человеческой психики:

  1. Потребность в познании;
  2. Потребность в общении.

Потребность в социальных контактах с себе подобными, прежде всего со взрослыми индивидами проявляется у ребенка очень рано, на первом этапе его жизни (Д. Б. Эльконин выявил концепцию развития ребенка). Ведущая деятельность (ВД):

От 0 до 1 года - непосредственно-эмоционально общение ребенка со взрослым.

1.5-2 месяца – первая социальная реакция ребенка на ухаживающего за ним взрослого (маму) – «комплекс оживления». Он включает: двигательные, речевые и положительные эмоциональные реакции в ответ на прикосновение, голос, лицо взрослого. От этого зависит психическое развитие ребенка. Дети в детских домах вследствие отсутствия достаточного внимания и непосредственного общения отстают в развитии, позже начинают говорить и т.п.

У подростков ведущая деятельность – интимно-личностное общение в референтной группе сверстников.

Ведущая деятельность пожилых людей – общение. (корень проблем найден)

Потребность в познании – потребность в новых впечатлениях. Проявляется очень рано, в первые часы жизни ребенка. Ребенок активно добывает информацию из окружающего мира. Впоследствии эта потребность меняет свои формы – это могут быть перцептивные манипуляции (исследования) (ребенок зрительно отслеживает передвижения объекта), практические манипуляции (ребенок бросает панамку из коляски).

С 3 до 5 лет проявляется возраст интеллектуальных познавательных потребностей. «Почемучки».

Потребности в общении и познании 1. ненасыщаемы.

2.взаимосвязаны

Рубинштейн: потребности имеют субъективную психическую представленность (они могут быть представлены в сознании, в эмоциях). Наличие потребности проявляется в отрицательных эмоциях. Получение блага вызывает положительную эмоциональную реакцию.

Потребности человека могут быть амбивалентными, и тогда их представленность в сознании и эмоциях не может быть прямой.

Некоторые потребности могут быть осознанны, но не адекватно. Это не подлинные потребности.

Нужда имеет определенный объем и психическую представленность.

Потребность – объективная необходимость (нужда) во внешнем благе имеющая определенный объем (постоянный или актуальный) и представленная психически (прямо или косвенно).

Специфика человеческих потребностей.

Потребности низшие + высшие потребности (духовные).

Потребности человека отличаются от потребностей остальных живых существ тем, что они удовлетворяются с помощью специальных культурных средств. Все потребности человека опосредованы культурой.

Потребность может распредметиться (например, от вида). Главный признак потребностиопосредованность, использование культурных средств.

От рождения человеку не задан способ удовлетворения его потребностей, формирование потребностей происходит при жизни человека, в процессе присвоения культурных средств с помощью психологического взрослого. Так, в процессе присвоения культурных средств происходит овладение и управление своими потребностями, то есть их очеловечивание. Человек может управлять своими потребностями и подавлять их.

2 этапа развития потребности. Конечная цель потребности – снять потребность. Путь поиска можно разделить на 2 этапа:

Первый этап.

  1. Общая ненаправленная активность потребности.
  2. Имеется широкий диапазон благ.
  3. Негативные эмоции (печаль, депрессия).
  4. Потребность вызывает активность.

Второй этап:

  1. Встреча потребности с предметом. Происходит драматично, эмоционально окрашено.
  2. Опредмечивание потребности.
  3. Предметонаправленная направленность активности.
  4. Резкое сужение диапазона благ, которые могут снять потребность.
  5. Бурный всплеск положительных эмоций.

Акт встречи потребности со своим предметом является границей между двумя этапами в развитии потребности. В этот момент рождается мотив соответствующей деятельности. Деятельность становится направленной именно на этот предмет. Появляется предмет – появляется содержание.

В акте опредмечивания потребности рождается мотив соответствующей деятельности. Мотив – предмет деятельности, то содержание, которое определяет деятельность. Мотив – предмет потребности.

Потребность вызывает активность, активность находит свой предмет и появляется деятельность.

Деятельность порождается мотивом. Потребностью порождает активность. Результатом активности является опредмечивание.

Любая деятельность мотивирована.

АКТИВНОСТЬ и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ не являются синонимами.

Мотив может не осознаваться, может осознаваться, цель действия осознается всегда.

Цель – осознаваемый образ желаемого результата.

Функции мотива в деятельности:

  1. Направляющая. Направляет деятельность человека.
  2. Побуждающая.

Любая деятельность полимотивированна. Есть главные мотивы, ведущие, смыслообразующие.

Мотивы-стимулы выполняют только побуждающую функцию. Они подталкивают, когда уже «нет сил».


Главный, ведущий, смыслообразующий мотив

 

 


Мотивы-стимулы

 

 

Любое действие побуждается одним и тем же мотивом. Но при этом каждое действие направлено на достижение особой, своей цели.

Цель, заданная в определенных условиях – задача. Мы получаем возможность различать действие идеальное. Реальное действие требует учета условий, в которые погружены действия.

От условий зависит выбор средств для достижения цели. Операции – это и есть те самые условия. Психофизиологические функции – первичные операции.

Динамика уровней: один и тот же мотив определяет реализацию сразу многих действий.

Уровень деятельности отличается от уровня действий.

Если мотив верно осознается – он называется мотив-цель.

Сдвиг мотива на цель.

Превращение цели действия в мотив новой, самостоятельной деятельности. Пример: учебное действие, имевшее цель научиться чему-либо.

 

38. Понятие действия: основные определения и их обсуждение. Идеальное и реальное действие.

Действие – это основная единица анализа деятельности. Это процесс, направленный на реализацию цели (цель – образ желаемого результата).

Характеризуя понятие «действие», можно выделить 4 момента:

1. Действие содержит в себе акт сознания. Действие направлено на достижение цели, цель всегда сознательна, образ результата удерживается в сознании, пока осуществляется действие.

2. Действие – это акт поведения. Внешние движения рассматриваются в неразрывном единстве с сознанием.

3. Через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Эти принципы различаются по тому, где согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма.

4. Понятие действия выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Цель может быть любой, не только биологической (получение пищи, избегание опасности), но и производством какого-то материального продукта, установление социального контакта, получение знаний.

Развитие всех психических функций в их взаимодействии обеспечивает формирование у человека внутреннего отражения внешнего мира, в некотором смысле его модели. Направляющее влияние этой модели на поведение человека отражается им как сознание.

Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в его сознании – превращается в идеальное, а сознание как идеальное претворяется в действия, в реальное.

Сознание определяет предварительное, мысленное, построение действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способностью отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и в окружающем его мире. Использование сознания позволяет человеку в конце процесса труда получить результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеальный. В отличие от животных, человек не просто реализует заложенную видовым опытом программу поведения, определяемую чисто биологическими потребностями, а вырабатывает свою программу путем выдвижения новых целей и задач.

Осознанная, целесообразная и произвольная регуляция поведения человека возможна благодаря тому, что у него формируется внутренняя модель внешнего мира. В рамках этой модели осуществляется мысленное манипулирование, она позволяет сопоставлять текущее состояние с прошлым и не только намечать цели будущего поведения, но и отчетливо их представлять. Так реализуется предусмотрительность – представление последствий поступков до их совершения – и осуществляется поэтапный контроль за приближением к цели путем минимизации различия между реальным и желаемым положением вещей.

Преимущества внутренней модели перед необходимостью реально опробовать все намеченные действия проявляются и в том, что она допускает перенос обучения, то есть правильное решение новой задачи в неизвестной ранее сфере, где у человека нет опыта, если по некоторым критериям новая задача имеет сходные со старой черты. Такой положительный перенос исключает необходимость накопления собственного практического опыта в каждой конкретной области и тем улучшает адаптацию человека к среде. Однако обращение к мысленному эксперименту и к предсказаниям на основе учета динамических процессов и модели может давать хорошие результаты только в том случае, если внешняя среда меняется не слишком быстро: ведь любая модель инерционна, и если внешняя среда слишком изменчива, прогноз на модели может приводить к ошибкам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 3794; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.53 (0.015 с.)