Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действие и деятельность: границы и взаимопереходы. Представление о развитии мотивационной сферы. Механизм «сдвига мотива на цель».

Поиск

Развитие мотивационной сферы:

В истории отечественной психологии формирование и развитие мотивационной сферы у человека подробно изучалась А. Н. Леонтьевым и его последователями в рамках психологической теории деятельности. Леонтьев выявил и описал механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель (другое название - механизм превращения цели в мотив). Механизм заключается в том, что в процессе деятельности цель, к которой стремится человек, со временем сама становится самостоятельной побудительной силой, т. е. мотивом.

Мотив, из-за которого человек стремится к достижению цели, связан с удовлетворением определённых потребностей. Со временем цель, которую человек стремился достичь, может превратиться в насущную потребность. Часто родители, чтобы стимулировать интерес ребёнка к чтению книг, обещают ему купить какую-нибудь игрушку, если он прочитает книгу. В процессе чтения у ребёнка может возникнуть интерес к самой книге, постепенно чтение книг тогда может стать одной из основных его потребностей.

Таким реализуется механизм развития мотивационной сферы человека за счёт расширения количества потребностей. Существенным является то, что расширение количества потребностей происходит непосредственно в процессе его деятельности, в процессе контакта с окружающей средой.

Мотивация человека тесно связана с его интересами. Интерес - в большей степени познавательное явление, отражающее тягу человека к получению информации определённого рода. Поэтому мотивацию сложно рассматривать в отрыве от интересов и вообще познавательной сферы.

Эксперименты показали, что первые проявления интереса наблюдаются у детей уже па первом году жизни, как только ребёнок начинает ориентироваться в окружающем мире. На этом этапе развития ребёнка чаще всего интересуют яркие, красочные предметы, незнакомые вещи, издаваемые предметами звуки. Ребёнок не только испытывает удовольствие, воспринимая всё это, но и требует, чтобы ему вновь и вновь показывали заинтересовавший его предмет, снова дали услышать вызвавшие у него интерес звуки. Он плачет и негодует, если его лишают возможности продолжать воспринимать то, что вызвало интерес.

Первые интересы - крайне неустойчивы и тесно связаны с наличным восприятием. Если ребёнок несколько дней не видит заинтересовавший объект, он быстро теряет к нему интерес. Интерес ребёнка легко перевести на другой объект.

С развитием деятельности, речи и общения с окружающими, с расширением круга предметов и действий, с которыми знакомится подрастающий человек, значительно расширяются познавательные интересы. Проявлением этого являются самые разнообразные вопросы, задаваемые детьми взрослым:

- Что это такое?

- Почему у коровы рога?

- Почему луна не падает на землю?

- Почему трава зелёная?

- Куда девается молоко, когда мы его пьём?

- Откуда ветер прилетает?

- Почему птицы поют?

Период трёх-пяти лет можно назвать периодом вопросов: так много их задаёт ребёнок.
В конце преддошкольного и начале дошкольного возраста развивается интерес к игре, все более и более расширяющегося в течение всего дошкольного детства. Игра является ведущей деятельностью ребёнка в этом возрасте, в ней развиваются разнообразные стороны его психической жизни, формируются многие важнейшие психологические качества его личности.

Игра — это именно деятельность, наиболее привлекающая к себе ребёнка, наиболее захватывающая его. Игра стоит в центре его интересов, сама по себе интересует его. В игре развивается разум подрастающего человека, способность анализировать ситуацию с разных сторон, способность генерировать собственные умозаключения и даже придумывать новые понятия. Все, что интересует детей в окружающем их мире, в развёртывающейся вокруг них жизни, обычно находит то или иное отражение в их играх.

Познавательные интересы дошкольников, направленные на познание реальной действительности, весьма широки. Дошкольник подолгу наблюдает за тем, что привлекло его внимание из окружающего мира, много расспрашивает о том, что замечает вокруг себя. Однако его продолжает интересовать все яркое, красочное, звучное. Живой интерес вызывает всё динамичное, движущееся, действующее, обнаруживающее заметные, ясно выраженные и в особенности неожиданные изменения.

Ребёнок с большим интересом следит за изменениями в природе, охотно наблюдает за ростом растений, за переменами, связанными со сменой времён года или изменениями в погоде. Немалый интерес вызывают животные, особенно те, с которыми можно играть (котята, щенки) или за поведением которых можно наблюдать в течение длительного времени. Дети дошкольного возраста обнаруживают большой интерес к фантастическим рассказам, сказкам. Одну и ту же сказку дошкольник готов слушать по много раз.

В школьный период возникают новые интересы: к учению, к школе. Сначала этот интерес "вообще", потом он конкретизируется. Первоклассника интересует сам процесс учения, возможность новой деятельности (упорядоченной и структурированной), которой ему предстоит заниматься, правила школьной жизни, обязанности и права, одноклассники и школьные учителя.

Первоначальный интерес к школе ещё носит недифференцированный, общий характер. Где-то это может быть даже наивный интерес: многих первоклассников интересует сначала не величина получаемых отметок, а общее их количество (чем больше, тем лучше).

Довольно быстро интерес к школе начинает дифференцироваться. Выделяются те или иные отдельные учебные предметы. Каким-то детям больше интереса доставляет чтение, каким-то рисование. Каких-то детей школьные дела почти перестают интересовать: они могут сосредоточить своё внимание на внешкольных занятиях, например компьютерных играх.

В младшем школьном возрасте значительно вырастает интерес к "бытовой" литературе, отражающей знание конкретной жизни, к рассказам из жизни сверстников. Интерес к сказкам постепенно угасает, часть этого интереса переходит на фантастику (и фэнтези, и научную фантастику), часть - на страшилки и страшные истории. Довольно долго сохраняется интерес к неволшебным нефольклорным сказкам (сказкам на современные мотивы, с небольшим количеством фантастических обстоятельств). В дальнейшем интересы всё более дифференцируются. Если речь идёт про литературу, то постепенно дети начинают осваивать новые жанры: детективы, приключения и пр.

Интерес к игре всё время остаётся у ребёнка, только он претерпевает серьёзные изменения. "Ролевые игры" (например в "дочки-матери") отходят на задний план и постепенно вовсе исчезают. Школьников всё больше привлекают компьютерные игры, а также настольные (которые на самом деле являются прародителями компьютерных игр).

С другой стороны - у многих развивается интерес к подвижным играм. В этих подвижных играх со временем включается всё больше элементов соревновательности. Спортивный мир для многих детей становится именно миром, то есть некоторым пространством со своими правилами, обычаями, тенденциями.

Важно понимать, что игра с одной стороны помогает человеку осваиваться в окружающем мире (в игре моделируется этот мир). Но с другой стороны сама игра постепенно сближается с миром, становится как бы частью его.

Подростковый и юношеский возраст - время дальнейшего развития интересов. Интенсивность интереса может быть столь высокой, что молодой человек своими познаниями, опытом, способностями может посоперничать с многими взрослыми профессионалами.

Формирование и развитие интересов и мотивов поведения ребёнка не должно проходить спонтанно, вне контроля родителей или педагогов. Негативные и пагубные интересы и привычки могут возникнуть и развиться очень легко. Ранний интерес к таким темам как алкоголь, наркотики, секс, преступность, может травмировать неокрепшую детскую психику. Родители и педагоги должны тотально следить за деятельностью подопечных, потому что именно в деятельности происходит формирование и развитие мотивации. В случаях, когда такая деятельность подозрительна, лучше попробовать переключить ребёнка на другую деятельность. В любом возрасте подрастающего человека интересует всё новое, им неизведанное. Поэтому не составляет очень большого педагогического труда переключить его на что-то иное.

Сдвиг мотива на цель — механизм формирования новых мотивов, автор А.Н. Леонтьев. Те действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому–то определенному мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации. При этом вспомогательные цели, на которые данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 1128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.29 (0.007 с.)