Организация производственного обучения учащихся 9-10 классов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация производственного обучения учащихся 9-10 классов.



Расширенное привлечение учащихся к трудовому и профессиональному обучению, общественно полезному и производительному труду в условиях современной общеобразовательной школы следует расценивать как прогрессивное общественное явление. Это явление имеет большое значение как с точки зрения интересов государства, так и с позиций воспитательного и оздоровительного влияния на молодое поколение, поскольку в раннем объединении учебной и трудовой деятельности заключаются предпосылки для всестороннего умственного и физического развития школьников.

Для того чтобы труд действительно стал мощным фактором развития организма и оказывал оздоровительное влияние на него, он должен осуществляться только в гарантированных условиях. Это происходит лишь при условии:

если объем и специфика трудовой деятельности соответствуют возрастно-половым и функциональным особенностям и состоянию здоровья учащихся;

если трудовая деятельность школьников осуществляется в благоприятных санитарно-гигиенических условиях, безопасных для их здоровья и жизни;

если соблюдается «ступенчатость» возрастания физических и других видов нагрузок для тренирующего влияния на организм.

Благодаря физическому труду в растущем организме развиваются и совершенствуются разнообразные функции, различные органы и системы (мышечная, сердечно-сосудистая, дыхательная и др.).

Для осуществления принципа соответствия трудовых нагрузок функциональным и возрастно-половым возможностям растущего организма необходимо знание особенностей развития детей и подростков и их физических способностей: сила, выносливость, быстрота двигательных действий.

Важными показателями, характеризующими возрастное развитие двигательной функции, наряду с силой и выносливостью являются быстрота и ловкость. Эти качества развиваются до 15 лет. При этом скорость движений в мелких мышцах нарастает медленнее, чем в крупных. В 6 лет скорость движения в локтевом суставе составляет 70% от таковой 16-летних, а кисти — 64%, пальцев — 58%. Поэтому усвоение навыков, связанных с точными, быстрыми движениями предплечья, кисти, пальцев (письмо, шитье, игра на музыкальных инструментах), для детей младшего школьного возраста затруднительно.

Чрезвычайно важно, чтобы процесс общего, трудового и профессионального обучения по форме, содержанию соответствовал психическим и морфофункциональным возможностям развивающегося организма. Содержание трудового обучения учащихся 1—7-х классов строится в соответствии с учебными программами с учетом возрастно-половых особенностей детей 6— 12 лет.

Величина физических усилий, которые прилагают учащиеся на уроках труда, во многом определяется свойствами обрабатываемого материала. Поэтому материалы, которые могут быть использованы в школе на уроках труда, следующие: бумага, ткань, картон, глина, пластилин, проволока, фанера, дерево, Жесть, мягкое железо.

В младших (1—4-х) классах трудовые операции направлены на развитие тонкой координации движений и укрепление мелких мышц кисти (склеивание, выпиливание, лепка и т. п.). Положение тела при ручном труде должно способствовать развитию силы мышц, нормальному физическому развитию детей и не затруднять функционирование отдельных органов и систем и всего организма в целом. Предусмотрены также работы на пришкольном участке по выращиванию растений и уходу за ними. Эти работы имеют большое оздоровительное значение, поскольку проводятся на открытом воздухе и связаны с активными движениями.

В возрасте 10—12 лет (5—7-е классы) учащиеся получают уже основательную общетрудовую политехническую подготовку. Они приобретают навыки по обработке металла, дерева и других материалов; знакомятся с основами электротехники, металловедения. В этом возрасте они уже могут изготавливать некоторые несложные изделия для школы и по заказам других организаций.

Детям школьного возраста в процессе трудовой деятельности приходится испытывать статическое напряжение. В одних случаях нагрузку испытывает большая часть скелетных мышц, в других — нагрузка ограничивается напряжением лишь небольшой группы мышц. Однако развитие двигательной системы в этом возрасте не обеспечивает необходимой работоспособности скелетных мышц или удержание различных поз в процессе трудовой подготовки. Поэтому школьникам этого возраста необходимо предлагать работы, связанные с динамическими усилиями, которые менее утомительны для ребят, чем статические.

В учебных программах сельских школ наряду с техническим трудом (для мальчиков) и обслуживающими видами труда (для девочек) предусматривается раздел сельскохозяйственного труда.

В сельских школах профили обучения выбирают в первую очередь с учетом потребностей сельскохозяйственного производства. Особое значение придается подготовке механизаторов, животноводов, овощеводов, лесоводов. Учащиеся обучаются и работают в составе ученической производственной бригады. Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы предусматриваются организация таких бригад в каждой крупной сельской школе, создание постоянных звеньев по различным видам сельскохозяйственных работ.

В городских школах наиболее широкое развитие получила форма обучения на базе межшкольного учебно-производственного комбината трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, которая позволяет каждой школе одновременно вести подготовку по нескольким профессиям. Обязательным условием допуска учащихся к трудовому обучению в старших классах является прохождение медицинского осмотра с заключением о пригодности к- избранной профессии. Учащиеся 10—11-х классов осваивают профессиональные навыки непосредственно на рабочих местах базовых предприятий. Это обстоятельство делает необходимым согласовывать не только профиль обучения и профессию, но и конкретные рабочие места.

В Положении об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ (1985) предусматриваются четыре основных направления труда школьников: 1) труд в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания; 2) охрана природы, работы по благоустройству; 3) работы для школы; 4) сбор вторичного сырья.

Степень участия в каждом из этих направлений зависит от возраста и состояния здоровья учащихся. Учащиеся младших классов привлекаются к работам по охране природы: сбор лекарственного сырья, плодов, ягод, грибов, семян, выращивание рассады и посадка цветов, кустарников; поделка кормушек для птиц. Выполняя работы для школы, они могут ухаживать за садом, выращивать на пришкольном участке для школьной столовой некоторые овощные культуры (фасоль, горох, бобы, морковь, свеклу); убирать классные комнаты, ухаживать за растениями в школьных помещениях. Сбор вторичного сырья (бумага) разрешается с 9 лет (3—4-й класс), а металлолома — с 11 лет (5—6-й класс) при строгом ограничении мест сбора '.

Учащиеся средних (5—7-е) и старших (8—11-е) классов соответственно возрасту привлекаются к работам в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Ученики 5—7-х классов могут выполнять в мастерских школы, учебно-производственных комбинатов, учебных цехах заказы различных организаций; участвовать в уборке урожая, уходе за посевами, в выращивании молодняка сельскохозяйственных животных, домашней птицы; убирать кабинеты, мастерские, изготавливать и ремонтировать учебное оборудование и наглядные пособия, а также охранять водоемы, участвовать в разведении рыб, в борьбе с вредителями сельскохозяйственных культур и леса (без применения ядохимикатов), в работах по очистке и посадке леса и др.

С 8-го класса разрешается привлекать учащихся к работам на животноводческих фермах (кормление животных и уход за ними, дойка коров, стрижка овец), а также к работе в торговле, на предприятиях общественного питания, транспорта, связи, коммунального хозяйства, к помощи в поддержании чистоты дворов, скверов, парков.

Начиная с 9-го класса (в школе с 10-летним обучением) и 10-го класса (в школе с 11-летним обучением) разрешаются возделывание сельскохозяйственных культур с применением машин на полях колхозов и совхозов, а также труд на рабочих местах промышленных предприятий.

Есть виды работ, к которым запрещается привлекать учащихся независимо от возраста. Это в первую очередь работы, связанные с опасностью для жизни: мытье окон на любом этаже, осветительной арматуры, очистка от снега крыш и проезжих улиц, обслуживание котельной, ремонт и обслуживание электросети высокого напряжения, а также текущая дезинфекция, дезинсекция, дегазация и дератизация и все работы, связанные с применением ядохимикатов. Не разрешаются работы, опасные в эпидемиологическом отношении: уборка санузлов, умывальных комнат, мест общего пользования, уборка и вывоз отбросов. Учащиеся не должны выполнять также работы, не отвечающие их возрасту и связанные с большими физическими нагрузками (например, детям 7—12 лет — стирать белье вручную или машинами, подросткам до 14 лет — грузить и выгружать тяжелые предметы, натирать полы).

К общественно полезному труду в полном объеме привлекаются только здоровые дети. Школьники с отклонениями в состоянии здоровья либо имеют ограничения (в соответствии с рекомендациями педиатра, либо освобождаются совсем. Очень важно, чтобы эти рекомендации отражались в листках здоровья классных журналов, а медицинский персонал школы осуществлял регулярный контроль за их выполнением.

При осуществлении предупредительного и текущего санитарного надзора особое внимание уделяется контролю за видами работ школьников и условиями их проведения. Учащиеся не должны привлекаться к работам, связанным с тяжелыми условиями труда и опасными для жизни, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет. Например, в сельском хозяйстве нельзя привлекать учащихся к работам на прицепных комбайнекопнителях, на плантациях опийного мака, по уходу за больными животными, к купанию животных, обслуживанию дробилок, мельниц, мясорубок, транспортировке кислот, разравниванию силосной массы внутри башен, в ямах, траншеях, буртах и др.

Длительность труда. Основной формой трудового обучения в школе является урок труда. Количество годовых и недельных уроков (учебных часов) по классам регламентируется учебными планами. В соответствии с Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы разработан новый учебный план для 11-летней школы. По этому плану на трудовое обучение выделяется в 1—7-х классах 2 ч в неделю, в 8—9-х — 3 ч, в 10— 11-х — 4 ч. Кроме того, предусматривается обязательный общественно полезный труд: во 2—4-х классах — 1 ч, в 5—7-х —2 ч, в 8—9-х —3 ч, в 10—11-х —4 ч в неделю.

Длительность ежегодной трудовой практики для учащихся 5—7-х классов планируется в течение 10 дней по 3 ч в день, 8—9-х — 16 дней по 4 ч в день и 10-х — 20 дней по 6 ч. В период летних каникул длительность труда регламентируется Положением об организации общественно полезного производительного труда учащихся общеобразовательных школ (1985).

Организационной формой труда подростков во время каникул являются различные трудовые объединения школьников: ученическая производственная бригада в колхозе, совхозе, лесном хозяйстве, а в городе — трудовой отряд старшеклассников в разных отраслях народного хозяйства (легкая, металлообрабатывающая промышленность, и др.). Деятельность трудовых объединений регламентируется специальными положениями. Продолжительность работы школьников 5—7-х классов — до 3 ч, 8—9-х — до 4 ч, 10—11-х классов — до 6 ч в день. У подростков, осваивающих профессию механизаторов, рабочий день равен 4 ч. В оставшееся время их можно привлекать к техническому обслуживанию тракторов и других сельскохозяйственных машин, а также к различным производственным и опытническим работам в ученической бригаде. Учащимся, успешно прошедшим полный курс обучения и сдавшим квалификационные экзамены при районном управлении сельского хозяйства, выдается удостоверение тракториста-машиниста III класса.

Общая продолжительность пребывания учащихся в составе трудовых объединений не должна превышать 3—4 нед; для учеников 5—7-х классов, работающих в составе самостоятельных звеньев ученической производственной бригады,— не более 2 нед.

В связи с тем что переход на новые учебные планы планируется осуществлять постепенно, по мере создания необходимых условий, в процессе текущего санитарного надзора за трудовым обучением следует учитывать, что в течение нескольких лет в школах наряду с новым учебным планом будет действовать и старый, с меньшим числом часов, выделяемых на трудовое обучение.

Место труда в режиме и построение трудовой деятельности. Место урока труда в режиме учебных занятий 1—7-х классов определяется особенностью его влияния на организм. Обеспечивая смену характера деятельности и повышая функциональное состояние организма, урок труда предупреждает снижение работоспособности учащихся в процессе всего учебного дня. Его эффективность проявляется в большей степени, если он проводится в начальный период развивающегося утомления, т. е. на 3—4-м уроке (1-я смена) и на 1—2-м уроке (2-я смена), а в режиме учебной недели — в среду и четверг. Поскольку эта рекомендация не может быть выполнена в отношении учащихся всех классов вследствие ограниченной пропускной способности мастерских, следует в первую очередь создать оптимальный режим для учащихся тех классов, которые по разным причинам поставлены в наиболее сложные условия работы (переход к предметному методу обучения, выпускные экзамены и др.).

Построение урока труда в учебных мастерских основывается на учете анатомо-физиологических особенностей детей школьного возраста. Эти особенности выражаются в преобладании возбудительного процесса над тормозным, что определяет стремление работать в ускоренном темпе и приводит к относительно быстрому развитию утомления; в повышенном обмене веществ, следствием чего являются значительно большие, чем у взрослых, энергозатраты при выполнении физической работы; относительно небольшой мышечной выносливости, что не позволяет детям долго выдерживать нагрузки, связанные с однообразной или вынужденной рабочей позой, выполнением операций или трудовых процессов с выраженным статическим компонентом.

Основные гигиенические требования, которые следует предъявлять к уроку труда в столярных и слесарных мастерских, следующие:

практические задания, которые даются школьникам, должны содержать 3—5 операций, а не сводиться к выполнению только 1—2 операций;

между операциями следует предусмотреть небольшие (1—3 мин) паузы для дополнительного инструктажа, смены инструментов и других организационных моментов, что является отдыхом во время работы;

физкультминутки при сдвоенных уроках труда целесообразно проводить не в середине каждого урока, а в конце 1-го или в начале 2-го урока, чтобы не нарушать рабочий динамический стереотип. В классах начальной школы сдвоенные уроки труда недопустимы. Учитывая, что работа детей в этих классах связана с относительной неподвижностью (положение сидя), физкультминутку следует проводить на 15—20-й минуте урока;

при сдвоенных уроках труда обязательна организованная перемена длительностью не менее 10 мин с выходом в рекреацию и проветриванием помещения;

объяснения преподавателя не должны занимать более 25% времени урока (10—12 мин);

время на организацию рабочего места, уборку помещения и т. п. должно быть сведено до минимума, •чтобы обеспечить оптимальную плотность урока;

плотность (время выполнения всех рабочих операций по отношению к длительности урока) должна составлять от 60 до 85%. При плотности менее 60% учащиеся теряют интерес к работе, у них рассеивается внимание, не формируется рабочий стереотип;

к учащимся с отклонениями в состоянии здоровья требуется на уроках труда индивидуальный подход, поскольку для них работа в мастерских более утомительна, чем для здоровых школьников, и может вызывать значительное учащение пульса, повышение артериального давления и температуры тела, обильное потоотделение, жалобы на усталость. Преподавателям труда следует подбирать для них более простые задания, с меньшим числом трудоемких операций и повторяемостью движений, оказывать больше внимания и индивидуальную помощь, разрешать дополнительные паузы для отдыха;

рекомендации медицинских работников по индивидуальному режиму работы учащихся своевременно должны быть отражены в листке здоровья классного журнала и учтены преподавателем труда.

В 8—11-х классах на трудовое обучение в структуре учебной недели выделяется один день — 6— 7 учебных часов, из них 3—4 ч предусмотрены учебным планом, а 2—3 ч — за счет обязательного общественно полезного труда. Такой режим удобен школе, поскольку позволяет избежать дробления учебного дня, освобождает учащихся от лишних переездов в учебно-производственный комбинат, на базовое предприятие и обратно в школу. Однако выделение целиком одного дня на труд, как показал опыт работы школ, может привести к увеличению продолжительности учебных занятий в остальные дни недели. Чтобы избежать этого, необходимо тщательно продумывать расписание занятий, обеспечивая равномерную нагрузку в течение недели и года и используя все возможные для данной школы варианты.

Построение занятий в дни трудового обучения аналогично структуре учебного дня в школе: через каждые 45 мин — перемена длительностью не менее 10 мин; в середине рабочего дня — большая перемена (30 мин) для приема пищи. Расписанием предусматривается 1—2 теоретических урока по специальным предметам и 3—5 уроков практической работы, в процессе которой учащиеся овладевают первоначальными профессиональными навыками, а затем переходят к производительному труду.

В режиме дня школьников практика проводится в часы наиболее высокой их работоспособности, т. е. в первую половину дня. Работы на открытом воздухе включаются в режим с учетом местных климатических условий с таким расчетом, чтобы работа проходила при благоприятных температурных режимах и в часы наименьшей инсоляции. Практика на рабочих местах базовых предприятий также должна проводиться в 1-ю смену; проведение ее во 2-ю смену крайне нежелательно, в ночную запрещается Законом о труде подростков.

Построение трудовой деятельности во время практики зависит от характера работы. Если труд связан с вынужденной рабочей позой (во время прополки и др.) или с физической нагрузкой (вскапывание, окучивание), то через каждые 45—60 мин обязательны 10-минутные перерывы. Желательно в течение рабочего дня не занимать школьников одними и теми же видами работ, а предусмотреть их смену. Это требование в первую очередь касается учащихся младших классов.

Особое внимание надо обращать на инвентарь: он должен быть исправлен и соответствовать по размеру возрасту учащихся.

Общественно полезный производительный труд в' период летних каникул является только одним из элементов режима дня учащихся. В целом режим должен носить оздоровительный характер и обеспечивать полноценный отдых. Поэтому обязательным и непременным условием работы всех трудовых объединений школьников является органическое сочетание труда с культурно-массовой, идейно-воспитательной, спортивной и оздоровительной работой.

Режим дня членов ученической производственной бригады в летний период устанавливается школой совместно с правлением колхозов, дирекцией совхозов, лесничеств и работниками СЭС. При составлении режима учитывают возраст и пол учащихся, климатические и другие местные условия, а также длительность пребывания их в бригаде (круглосуточное, только в дневное время).

 

125. Учреждения начального профессионального образования (далее - учреждения НПО) размещаются на самостоятельном земельном участке.2.1.2. Размещение учреждений НПО, в том числе включая зоны отдыха, спортивные площадки и спортивные сооружения для подростков, на территориях санитарно-защитных зон не допускается.2.1.3. Земельный участок следует отводить с учетом розы ветров, с наветренной стороны от источников шума, загрязнений атмосферного воздуха и соблюдения необходимых санитарно-защитных зон. 2.1.5. Через территории учреждений НПО не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения).2.1.7. На земельном участке следует предусматривать следующие зоны: учебную, производственную, спортивную, хозяйственную, а при наличии общежития для обучающихся - жилую. Общежитие целесообразно размещать на едином участке с учебным корпусом. 2.1.9. Хозяйственная зона должна быть изолирована от других зон участка, размещаться со стороны входа в производственные помещения и иметь самостоятельный выезд на улицу 2.1.12. Площадь озеленения земельного участка должна составлять не менее 50% площади участка. Во избежание затенения деревья следует высаживать на расстоянии не менее 15 м, а кустарники - не менее 5 м от окон учебных помещений. 2.1.13. Учебные здания размещают с отступом от красной линии не менее 25 м в городах и 10 м - в сельских поселках. 2.1.14. Все подъезды и подходы к зданию в пределах участка, территории хозяйственного двора асфальтируют или обеспечивают другое твердое покрытие. 2.1.15. Участок имеет ограждение высотой не менее 1,2 м. В вечернее время на территории участка обеспечивается искусственное освещение 10 люкс на земле. Количество обучающихся в учреждениях начального профессионального образования не должно превышать вместимости, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Максимальная вместимость допускается не более 1000 обучающихся. В соответствии с гигиеническими требованиями к условиям обучения наполняемость учебной группы не должна превышать 25 человек. Учебные здания предусматривают высоту не более 4-х этажей и имеют следующие группы помещений: общеобразовательного цикла (учебные кабинеты, лаборатории химии, физики, биологии и др.), профессиональной подготовки, спортивные и актовые залы, библиотеку, административно-служебные, складские и вспомогательные, общежитие и столовую. Учебно-производственные помещения, спортзал и столовую следует выделять в отдельные блоки, связанные переходом с основным корпусом. Учебные помещения, лаборатории, мастерские, столовые, буфеты и медицинские кабинеты не следует размещать в подвальных и цокольных этажа. Учебные кабинеты общеобразовательного цикла 2,5м2 на 1 человека. 2.2.1.3. Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение учебных столов для учащихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО). В зоне обучающихся устанавливают двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее); с подводкой электроэнергии (лаборатория физики); подводкой воды, сжатого воздуха и газа (лаборатория химии) с учетом требований организации учебного процесса. Лабораторию химии оборудуют вытяжными шкафами, которые располагают у торцевой стены возле стола преподавателя. Помещения профессионального цикла включают помещения, предназначенные для изучения специальных предметов по выбранному профилю подготовки, учебные лаборатории, кабинеты-лаборатории, учебно-производственные мастерские. В зависимости от вместимости училища предусматривают лекционные поточные аудитории на 2-4 группы, площадь которых принимается из расчета 1,2 м2 на 1 место. Поточные аудитории не должны иметь длину более 10 м. Высота учебных помещений теоретического цикла от пола до потолка составляет не менее 3,3 м, лабораторий с крупным оборудованием - 4,2 м. Кабинеты профессионального цикла имеют дополнительную площадь для экспозиции громоздкого оборудования (узлы, макеты, модели, тренажеры, миниатюр-полигоны, образцы и пр.). Лаборатории и кабинеты по специальным предметам (испытания материалов, спецтехнологии и материаловедения, подземно-транспортного оборудования, электроники и полупроводниковых приборов, строительных машин и др.) должны иметь площадь 83-88 м2, а для кабинетов с крупным оборудованием - 98-108 м2. Площади учебно-производственных мастерских принимают из расчета на 1 место в зависимости от их вместимости (на 15 и 25 человек): слесарная - соответственно 5,4 и 4,5 м2, слесарно-инструментальная - 7,2 и 6,0 м2, слесарно-сборочная - 8,0 и 7,2 м2, токарная, фрезерная, механическая - 12,0 и 10,8 м2, электрогазосварочная - 12,0 и 9,6 м2, электросварочная - 9,0 и 7,5 м2, электромонтажная - 6,0 и 4,0 м2, механическая по обработке дерева - 12,0 и 10,0 м2, слесарей-монтажников крупногабаритного оборудования и трубопроводов - 10,0 и 8,0 м2.. Монтажные учебные мастерские имеют монтажные кабины размером 1,5х1,5 м; мастерские, где проводится электро- и газосварка, кабины площадью 4 м2 каждая с передвижными боковыми перегородками высотой 2 м. Мастерские для сварочных работ, монтажные мастерские, в которых проводится рубка и резка металла, а также мастерские и лаборатории с крупногабаритным и тяжелым оборудованием, с крупногабаритными материалоемкими объектами работ изолируют от других мастерских, располагают на 1-м этаже. При сварочной мастерской организуют лабораторию для контроля и механических испытаний сварочных швов. В зависимости от профиля учреждений НПО учебно-производственные мастерские имеют склады или помещения для хранения инструментов, инвентаря, заготовок, сырья и готовой продукции. Инструментально-раздаточная кладовая имеет площадь из расчета 0,05 м2 на 1 обучающегося, но не менее 15 м2. Отдел технического контроля имеет площадь 0,04 м2 на 1 обучающегося Складские помещения следует принимать длиной не менее 6 м и площадью из расчета 0,2-0,3 м2 на 1 станочное место.2.2.3.1. Рабочее место обучающегося в классах, кабинетах и лабораториях оборудуют столами и стульями с учетом длины тела (в обуви) в зависимости от назначения учебного помещения. Не следует в учебных кабинетах и лабораториях использовать скамейки, табуретки, стулья без спинок.

Расстановку учебной мебели следует проводить с соблюдением угла видимости не менее 35° (угол, образованный поверхностью доски и крайними рабочими местами на первых столах).

2.2.3.3. При продольной конфигурации учебного помещения столы обучающихся расставляют в 2-3 ряда перпендикулярно стене с оконными проемами для того, чтобы основной световой поток падал слева от обучающихся. Ширина проходов, начиная от стены со светопроемами, составляет для первого, второго и третьего рядов - 0,6 м для последнего ряда между внутренней продольной стеной и вторым-третьим рядами столов - 0,5-0,7 м. От последних столов до задней стены (перегородки) - не менее 0,65 м*. В 1 климатическом районе расстояние от стены с окнами до первого ряда столов составляет не менее 1 м. Расстояние между первыми столами и доской составляет 2,4-2,7 м. Наибольшая удаленность последнего места от учебной доски - 8,6 м.. В лабораториях столы ставят в два ряда. Расстояние между рядами столов составляет 1,0 м, а в кабинетах черчения и рисования - 0,7 м. Оборудование в мастерских расставляют перпендикулярно или под углом 30-45° к светонесущей стене (при расстоянии между рядами станков 1,2 м, а между станками в рядах - не менее 0,8 м.) В лабораториях, кабинетах спецтехнологии столы преподавателя устанавливаются на подиуме высотой 15-30 см. Лаборатории химии оборудуют вытяжными шкафами в соответствии с требованиями к шкафам демонстрационным и лабораторным вытяжным. Все оборудование, в том числе и механической обработки, являющееся источником пылегазовыделений, обязательно оснащают местной вытяжной вентиляцией. Каждую мастерскую оборудуют шкафами для хранения спецодежды и умывальниками с подачей горячей и холодной воды (не менее 2-х умывальников на мастерскую). Размеры шкафов и их количество следует принимать в соответствии с требованиями, предъявляемыми к административным и бытовым зданиям. Рабочие места для газовой сварки располагают в изолированных кабинах, оборудованных сварочным столом, стулом и емкостью с водой для охлаждения горелки. Актовый зал в учреждениях НПО рассчитывают на одновременное пребывание не менее 60% общего количества обучающихся. Площадь актового зала следует принимать из расчета не менее 0,65 м2 на 1 место. Учебно-спортивные залы следует размещать на первом этаже. Количество и типы спортивных залов предусматривают в зависимости от вида учреждения, его вместимости. Площади спортивных залов приняты 9х18 м, 12х24 м, 18х30 м при высоте не менее 6 м. При залах предусматривают снарядные, кабинет инструктора физического воспитания, бытовые помещения: раздевальные мужские и женские площадью не менее 10,5 м2 каждая; раздельные душевые площадью по 9 м2 каждая; уборные площадью по 8 м2. Вход в спортивный зал из гардеробных (раздевальных) следует предусматривать непосредственно или через обособленный коридор. Помещения библиотеки состоят из читального зала и книгохранилища. Общую площадь библиотеки следует принимать из расчета 0,6 м2 на 1 обучающегося. Медицинский пункт учреждения включает - кабинет врача площадью не менее 21 м2, (длина кабинета - не менее 7 м для возможности определения остроты зрения и слуха);- процедурный кабинет площадью не менее 12 м2; - кабинет зубного врача площадью 12 м2. При медицинском пункте должен быть туалет на 1 унитаз с умывальником в шлюзе. В здании учебного корпуса предусматривают уборные и умывальные для обучающихся на каждом этаже и по отдельным блокам здания. На каждом этаже размещают санитарные узлы для подростков обоего пола, оборудованные кабинами с дверями без запоров. Количество санитарных приборов устанавливается из расчета: 1 унитаз на 20 девушек, 1 умывальник на 30 девушек; 1 унитаз, 0,5 лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 юношей. Для девушек организуют комнаты личной гигиены из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3 м2. Помещения столовой выделяются в отдельный блок на 1-ом этаже с оборудованием выхода на хозяйственный двор. Пищеблоки независимо от вместимости учреждения должны иметь полный набор производственных цехов, обеспечивающих поточность технологического процесса. Количество мест в обеденных залах следует принимать из расчета одновременного обслуживания не менее одной трети численного состава учащихся. Площадь обеденного зала (без раздаточной) следует рассчитывать исходя из 0,8 м2 на 1 место. При входе в обеденные залы следует предусматривать умывальные из расчета 1 умывальник на 20 мест, электрополотенце и санитарные узлы раздельно из расчета 1 унитаз на 50 девушек, 1 унитаз и 1 писсуар на 75 юношей. Для персонала столовой следует предусмотреть 1 санитарный узел, оборудованный 1 унитазом и 1 умывальником, душевую, оборудованную 1 душевой сеткой. Учебные, учебно-производственные, рекреационные, жилые и др. помещения с постоянным пребыванием обучающихся имеют естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей); радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезсредств. Основной системой естественного освещения учебных помещений является боковое левостороннее. Направление основного светового потока не должно быть спереди и сзади от обучающихся. При глубине учебных помещений более 6 метров обязательно устройство правостороннего подсвета. В учебных помещениях коэффициент естественного освещения (КЕО) должен быть 1,5% на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам, кабинетах технического черчения - 2,0%, в спортивном зале при боковом освещении - 1,0%, при верхнем и комбинированном - 3,0%. В помещениях, специально предназначенных для работы или производственного обучения подростков, нормированное значение КЕО повышается на один разряд и должно быть не менее 1,0% В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности составляют: на рабочих столах - 300-500 лк; на классной доске - 500 лк; в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк; в помещениях с ВДТ и ПЭВМ на столах - 300-500 лк; в спортивных залах на полу - 200 лк; в рекреациях на полу - 150 лк В кабинетах технических средств обучения при использовании телевидения и графопроекции при необходимости сочетания восприятия информации с экрана с ведением записи освещенность на рабочем столе должна быть не ниже 300 лк. Рабочее искусственное освещение в учебно-производственных мастерских и на предприятиях проектируют двух систем: общее (равномерное и локализованное) и комбинированное (к общему добавляется местное). Освещенность рабочей поверхности, создаваемая светильниками общего освещения в системе комбинированного, должна составлять не менее 10% в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.Удаление воздуха из классов и кабинетов проводится через систему вытяжной вентиляции с естественным побуждением. Через открытые форточки (фрамуги, створки окон) осуществляется проветривание учебного помещения перед занятиями, в каждую перемену, после уроков, а также по окончании учебных занятий. Наибольшая эффективность достигается сквозным проветриванием. Длительность сквозного проветривания определяют погодными условиями. Во время учебных занятий проветриваются рекреационные помещении. Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях составляет не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.В сварочных мастерских рабочие столы оборудуют местными отсосами со всасыванием воздуха в габаритном сечении со скоростью 5-6 м/с. Удаление воздуха должно компенсироваться притоком воздуха в полном объеме. Приток воздуха должен осуществляться рассредоточено. При электросварке на нефиксированных рабочих местах помещение оборудуют общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией из расчета воздухообмена по наиболее токсичному компоненту в зависимости от применяемых электродов. Электромонтажные столы оборудуют местными отсосами на поворотном шарнирном соединении со скоростью в габаритном сечении 5-6 м/с. Температура воздуха в учебных кабинетах, лабораториях должна составлять 18-20°С при обычном остеклении, 19-21°С при ленточном остеклении;- в учебных мастерских - 15-17°С;- в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и музыки, клубной комнате - 18-20°С;- в дисплейных классах должна соблюдаться оптимальная температура воздуха в пределах 19-21°С, допустимая 18-22°С, при относительной влажности соответственно 62-55% и 39-31%,- в спортивном зале и комнатах для проведения секционных занятий - 15-17°С, в раздевалке при спортивном зале - 19-23°С, в медицинских кабинетах - 21-23°С,- в библиотеке, в помещениях абонемента, в комнате обработки и комплектования книг - 17-21°С, Спортивный зал, мастерские следует выделять в отдельный блок или пристройки к учебно-теоретическому корпусу. Учебные кабинеты не проектируют над и под спортивным залом, над и под мастерскими, если процесс производственного обучения сопровождается шумом и вибрацией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.238.160 (0.1 с.)