Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гигиеническое воспитание и обучение в ду

Поиск

Основной задачей гигиенического воспитания детей дошкольного возраста:

сообщение им элементарных гигиенических сведений и формирование на их основе умений, навыков и привычек, а также воспитание культуры поведения.

Детям прививают гигиенические умениями навыки (мытье рук, умывание, чистка зубов), и к 6 годам они переходят в привычку.

'К 6 годам дети должны самостоятельно, без напоминания взрослых выполнять все правила личной гигиены, уметь чистить одежду, обувь, содержать в порядке свои игрушки, рабочее место, соблюдать порядок в групповой комнате и спальне дошкольного учреждения.

Дети должны быть обучены правилам поведения за столом при приеме пищи.

Они должны уметь правильно пользоваться столовыми приборами, салфетками, правильно есть: не спеша, тщательно пережевывая пищу

В дошкольном возрасте прививаются интерес и уважение к труду, умение трудиться в коллективе. Работа в живом уголке, на участке, посадка, прополка и поливка овощей, цветов и т. д. требуют соблюдения определенных гигиенических правил, способствующих выработке у детей соответствующих гигиенических привычек.

В целях профилактики детского травматизма ребят старшего дошкольного возраста надо научить пользоваться острыми, режущими, колющими предметами, тогда при работе с ножами, ножницами, иголками и т. п. они не получат травму сами и не нанесут ее другим.

Методы и формы гигиенической подготовки детей дошкольного возраста разнообразны. Широко используются такие методы, как наглядный показ правильного выполнения гигиенических процедур, демонстрация плакатов, диапозитивов, фотографий, детских кино- и мультфильмов на различные гигиенические темы, а также различные игры детей, особенно с куклами.

Преподавание основ гигиены и правил культурного поведения в начальных классах осуществляется во время уроков и во внеучебное время.

Учителя знакомят детей с правилами поведения в обществе, быту. Дети 8—9 лет получают первоначальные сведения о строении человеческого тела, это имеет важное значение для выполнения правил посадки и сохранения правильной осанки.

Дети 9—10 лет знакомятся с правилами общественной гигиены, которые играют определенную роль в формировании у них правильных представлений о здоровье коллектива, в воспитании чувства коллективизма, товарищества и взаимопомощи.

Детям данного возраста даются элементарные понятия о вредном влиянии воздуха плохо проветриваемых или вообще не проветриваемых помещений на здоровье человека, а также приучают их к соблюдению санитарно-гигиенического режима.

Дети 10—14 лет получают знания о значении благоприятной внешней среды для поддержания высокого уровня работоспособности, о роли зеленых насаждений в оздоровлении внешней среды, влиянии пыли и загрязненного воздуха в помещениях на распространение инфекционных заболеваний. Им сообщаются сведения о полезных и вредных бактериях, ядовитых грибах и растениях. Ведущее место в гигиенической подготовке детей должна занимать профилактика детского транспортного травматизма. Вопросы безопасности уличного движения необходимо увязывать с учебным материалом по литературе, физике, математике, рисованию, физкультуре и другим дисциплинам.Программа гигиенической подготовки старшеклассников предусматривает обучение их приемам оказания первой помощи при травмах, ожогах, отморожениях, отравлениях, тепловом ударе и т. п., наложения повязок или шин из подручного материала, переноски пострадавших и др. При изучении темы о развитии человека учащиеся получают сведения об анатомо-физиологических особенностях мужского и женского организма, физиологических явлениях в период полового созревания; им кратко рассказывают о болезнях, передающихся по наследству, венерических заболеваниях.

Гигиена детской одежды

Летом одежда должна быть свободной и легкой. Это облегчает доступ к коже солнечных лучей и свежего воздуха и уменьшает потливость. В теплое время года рекомендуется носить легкий белый полотняный или парусиновый костюм. Особенно вредна одежда, мешающая глубокому дыханию: узкие воротнички, тугие пояса. Летом полезно носить также легкую обувь. Ткань одежды должна обладать малой теплопроводностью, большой пористостью, хорошей воздухопроницаемостью, достаточной эластичностью и гибкостью. Подбирайте верхнюю одежду, не стесняющую движений и не вызывающую раздражение кожи. Этим условиям отвечают шерстяные, хлопчатобумажные, льняные и некоторые шелковые ткани. Белье должно быть особенно эластичным, мягким, гибким, гигроскопичным. Хорошо впитывают влагу и легко стираются льняные ткани.

Зимой одежда должна быть теплой, но не тяжелой: вместо тяжелой меховой шубы можно носить теплое (ватное или меховое), но легкое пальто.Не следует слишком тепло укрывать ребенка ночью, так как при этом становится душно и усиливается пототделение. Спортивная одежда должна быть легкой, удобной, воздухонепроницаемой и соответствовать времени года. Тренировочный костюм нужно периодически стирать или сдавать в химчистку.

Гигиена обуви

По назначению выделяют обувь бытовую, спортивную, специальную рабочую, детскую, военную, лечебную и т. д.

Обувь должна отвечать следующим гигиеническим принципам:

1) обладать низкой теплопроводностью, обеспечивать оптимальный микроклимат обувного пространства, его вентиляцию;

2) быть удобной в использовании, не нарушать кровоснабжение, рост и формирование костно-мышечных элементов стопы, не затруднять свободу движений при ходьбе, занятиях физкультурой и трудовых процессов, обеспечивать защиту стоп от неблагоприятных физических, химических и биологических воздействий;

3) не выделять в обувное пространство химические вещества в концентрациях, способных в реальных условиях эксплуатации оказывать неблагоприятное воздействие (кожно-раздражающее, резорбтивное, аллергенное и т. д.) на кожу стопы и организм в целом;

4) отвечать возрастным и другим физиологическим особенностям организма;

5) легко чиститься и высушиваться, продолжительное время сохранять первоначальную конфигурацию и гигиенические свойства.

Гигиенические свойства обуви зависят от материала, из которого она изготовлена, соответствия размеров и конфигурации стопы, конструктивных особенностей и эксплуатационных качеств. Для изготовления обуви используют различные натуральные и искусственные материалы. Показатели, по которым судят о достоинствах или недостатках того или иного материала, совпадают с теми, которые характеризуют гигиенические свойства тканей одежды – теплопроводность, влагопоглощаемость, воздухо– и паропроницаемость. Хорошими гигиеническими свойствами обладают материалы из натуральной кожи. Они эластичны, умеренно воздухопрницаемы, имеют низкую теплопроводность, не выделяют в обувное пространство вредные химические вещества. Это очень важно, так как даже при умеренной физической нагрузке стопа взрослого человека может выделять от 2 до 5 г пота в 1 ч. Стопы наиболее подвержены охлаждению. Оптимальной для сохранения баланса между теплообразованием и теплоотдачей внутри обуви считается температура 18—22 °С, относительная влажность воздуха – 40—60 %

 

145. Роль мед работников детских учреждений в гигиенич. воспитани

Медицинские работники учебно-воспитательных учреждений оказывают организационную, консультативно-методическую, а также практическую помощь учителям (педагогам) при разборе специальных тем гигиенического обучения: предупреждение инфекционных заболеваний, нравственное воспитание, последствия вредных привычек. Большое внимание уделяется закреплению знаний об уходе за зубами, телом. Контроль за чистотой и опрятностью детей, ежедневная проверка

выполнения правил личной гигиены путем осмотра и опроса ребят постепенно приучают их к самостоятельному выполнению того или иного гигиенического навыках. Медицинские работники учебно-воспитательных учреждений по согласованию с работниками СЭС, детских поликлиник и др. ежегодно составляют планы работы по гигиеническому обучению и воспитанию детей, родителей, персонала учреждений. Планы составляются на основании комплексных планов основных мероприятий по гигиеническому воспитанию и обучению населения СССР, определяющих задачи и обязанности министерств, ведомств, общественных организаций, в том числе Министерства здравоохранения СССР, Госкомитета СССР по профессионально-техническому образованию, Госкомитета СССР по физкультуре и спорту, в решении данных вопросов. Планы включают гигиеническое воспитание и обучение наиболее важных групп населения, в частности тех, которые заняты производством и реализацией продуктов питания, в сфере обслуживания, в детских и подростковых учреждениях.

В систему медико-санитарной подготовки вовлекаются дети с 11 лет. В каждой школе организуются классные, школьный санитарный пост и школьная санитарная дружина, работа которых осуществляется под руководством первичной организации Общества Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, медицинского работника школы. Санитарные посты формируются из учащихся — активных членов первичной организации общества и прошедших специальную подготовку в медико-санитарных кружках школы. Медицинские работники регулярно проводят тренировочные занятия с личным составом санитарных постов с целью повышения гигиенических знаний, а также проверки глубины закрепления и правильности их выполнения. Обучение детей в медико-санитарных кружках проводится в соответствии с тем объемом теоретических знаний и практических навыков, которые предусмотрены для каждой возрастной группы.

Юный санитарный инструктор — это учащийся, знающий и образцово выполняющий все правила личной и общественной гигиены, имеющий отличные теоретические знания и прочные навыки оказания первой помощи при травмах, несчастных случаях, острых заболеваниях, всегда аккуратный и подтянутый. Эти учащиеся оказывают большую помощь медицинским работникам и персоналу учреждений в организаций и проведении санитарно-просветительной работы среди учащихся: подготовка и проведение оздоровительных мероприятий, оформление уголков здоровья, санбюллетеней, стенной печати по вопросам охраны здоровья подрастающего поколения и т. д.

Врач и медицинская сестра учреждения в соответствии с планом работы проводят санитарно-просветительную работу среди персонала, родителей и детей. Медицинские работники не реже 2—3 раз в году выступают на педсоветах, перед родителями и знакомят их с показателями здоровья детей и теми лечебно-оздоровительными и профилактическими мероприятиями, которые планируется провести в течение года.

 

 

146.Содержание работы врача школьных учреждений

Врач-педиатр, оказывающий лечебно-профилактическую помощь детям в школах, обязан:

- своевременно организовывать и проводить медицинские осмотры школьников, давать

заключение о состоянии здоровья каждого школьника (с учетом данных других врачей-

специалистов), определять медицинскую группу для занятий физической культурой и назначать

лечебно-оздоровительные мероприятия;

- проводить анализ результатов медицинского осмотра школьников, на основании которого

разрабатывать план мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьников;

- осуществлять медицинский контроль за проведением физического воспитания в школе, а

также за режимом учебной работы, трудовым обучением, организацией питания учащихся, за

проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

- проводить работу по профессиональной ориентации школьников с учетом их состояния

здоровья;

- выявлять учащихся, нуждающихся в освобождении от переводных и выпускных экзаменов,

и материалы на них представлять на рассмотрение соответствующих комиссий;

- проводить амбулаторный прием в школе и оказывать медицинскую помощь

нуждающимся;

- проводить санитарно-просветительную работу среди персонала школы, родителей и

учащихся;

- обеспечивать регулярное наблюдение за диспансерной группой больных и проводить их

оздоровление, в том числе непосредственно в школе;

- докладывать заведующему отделением по подчиненности и доводить до сведения

руководства школы результаты данных о состоянии здоровья учащихся, их заболеваемости и

мероприятиях, направленных на укрепление здоровья школьников;

- проводить работу по профилактике травматизма, учету и анализу всех случаев травм;

- повышать свою профессиональную квалификацию, а также квалификацию подчиненного

среднего медицинского персонала.

2. Врач-педиатр, оказывающий медицинскую помощь детям в детских яслях, яслях-садах,

детских садах, обязан:

- проводить осмотр всех вновь поступивших в учреждение детей с назначением им

комплекса медико-педагогических мероприятий, направленных на благоприятное течение

периода адаптации;

- проводить плановые профилактические осмотры и осмотры детей перед прививками, контролировать проведение профилактических прививок;

- назначать детям необходимые диагностические пробы, лабораторные исследования и

лечение;

- вести наблюдение за диспансерной группой больных детей;

- осматривать детей при подозрении на острое заболевание и находящихся в изоляторе (в

часы работы в дошкольном учреждении);

- давать рекомендации по организации питания детей, назначать индивидуальное питание

детям в возрасте до 1 года с необходимым проведением коррекции питания;

- осуществлять медицинский контроль за организацией физического воспитания и

закаливания детей;

- проводить работу по профилактике травматизма, учету и анализу всех случаев травм;

- вести установленную Министерством здравоохранения СССР медицинскую документацию;

- докладывать заведующему отделением, по подчиненности, о состоянии здоровья детей,

их заболеваемости и принимаемых мерах по ее предупреждению;

- постоянно работать над повышением своей квалификации и среднего медицинского

персонала, проводить занятия с медицинским и педагогическим персоналом по вопросам

организации питания, оздоровительных мероприятий, диагностики заболеваний, санитарно-

гигиенического и противоэпидемического режима;

- проводить санитарно-просветительную работу с родителями и персоналом дошкольного

учреждения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.167.189 (0.011 с.)