Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ультрафиолетовая часть солнечного спектра. Профилактика УФ недостаточностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ультрафиолетовая радиация. Ультрафиолетовое излучение представляет собой часть солнечной радиации с длиной волны от 10 до 400 нм. Ультрафиолетовые лучи с длинной волны от 10 до 290 нм не достигают земной поверхности. Свойства ультрафиолетового излучения с разной длинной волны неодинаковы. Наиболее короткие волны (от 10 до 200 нм) по своему действию приближаются к ионизирующему излучению. Эта область получила название озонирующей. Энергия ультрафиолетового излучения с длинной волны от 200 до 400 нм не достаточна для возбуждения атомов, здесь преобладают фотохимические реакции. Для нас наибольшее значение имеет часть спектра от 200 до 400 нм. Эту зону делят на область С - от 200 до 280 нм область В - от 280 до 320 нм область А - от 320 до 400 нм Область С называют бактерицидной. Преимущественным действием ультрафиолетового излучения в этой области является бактерицидное действие, что широко используется для обеззараживания воды, воздуха и тд. Бактерицидным действием обладают также области В и А, но в значительно меньшей степени. Область В называется эритемной, т.к. под влиянием ультрафиолетового излучения этой области возникает эритема. В области В также очень выражено витаминообразующее действие. Наиболее мощным ви-таминообразующим эффектом обладает область с длинной волны от 265 до 315 нм. Область А получила название загарной. Под воздействием ультрафиолетового излучения этой области возникает загар - образование меланина, что представляет собой защитную реакцию организма. Роль УФИ очень велика. Оно повышает тонус организма, умственную и физическую работоспособность, сопротивляемость к инфекциям, стимулирует деятельность желез внутренней секреции, кроветворение. Под действием ультрафиолетового излучения образуются витамин D, гистамин, тканевые гормоны, пигменты. Недостаток ультрафиолетового излучения отрицательно сказывается на организме и может приводить к: Рахиту у детей,Снижению общей иммунологической реактивности, Снижению умственной и физической работоспособности,Повышению заболеваемости,Нарушению обмена кальция (из-за нехватки витамина D) - остеопо-роз, остеомаляция, кариес Не следует, однако, забывать и об отрицательном действии ультрафиолетового излучения, которому в последнее время уделяется пристальное внимание. Отрицательное действие переоблучения: 1. Обострение ряда хронических заболеваний. Поэтому загорание не может быть рекомендовано при таких заболеваниях как туберкулез, ревматизм, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, сердечнососудистые заболевания, все виды опухолевых процессов 2. Доказано роль ультрафиолетового излучения в развитии рака кожи, в частности меланомы 3. Возможно возникновение дефицита некоторых ароматических аминокислот - тирозина, фенилаланина, а также витамина С и витамина РР, которые участвуют в синтезе меланина 4. Повышается количество перекисных соединений, что ведет к избыточному расходу белка и железа и образованию радиомиметиков - соединений, обладающих мутагенным действием. 5. Возможно возникновение фотохимического ожога в случае, когда не успевает образоваться защитный пигмент. Фотохимический ожог характеризуется повышением температуры, головной болью, недомоганием. 6. При избыточном действии ультрафиолетового излучения может возникать фотоофтальмия - конъюнктивит, сопровождающийся покраснением, ощущением песка в глазах, жжением, слезотечением, светобоязнью, иногда временной потерей зрения. Фотоофтальмия возможна не только при действии прямого, но также отраженного и рассеянного света и может наблюдаться у альпинистов, горнолыжников, электросварщиков, в фотариях, операционных. В производственных условиях (например, у сварщиках) при повреждении роговицы интенсивным ультрафиолетовым излучением возможно развитие катаракты. 7. Фотосенсибилизация - повышенная чувствительность к действию ультрафиолетового излучения, которая проявляется в фотоаллергических реакциях типа крапивницы, дерматитов, экземы. Для возникновения фотосенсибилизации, как правило, необходимо наличие как экзогенных, так и эндогенных факторов. К эндогенным факторам относятся заболевание щитовидной, поджелудочной железы, печени, энзи-мопатии, ведущие к накоплению порфиринов, жирных кислот, билирубина. Экзогенные факторы - различные химические агенты - гудрон, асфальт, креозотовое масло, горюче-смазочные материалы, красители (акридин, креозот). Инфракрасное излучение. Инфракрасное излучение представляет собой часть солнечной радиации в диапозоне длин волн от 670 до 3400 нм. Инфракрасное изучение оказывает прежде всего тепловое действие. Кроме того, в настоящее время установлен целый ряд биологических эффектов. Тепловой эффект определяется прежде всего длинной волны. Длинноволновая часть инфракрасного излучения (более 1400 нм) задерживается поверхностными слоями кожи, благодаря чему происходит их разогрев, появляется чувство жжения. Вследствие такого эффекта длинноволновая часть излучения называется «палящими лучами». При достаточной интенсивности излучения возможна эритема и ожог. Коротковолновая часть излучения проникает в ткани на глубину около 3 см, в результате чего может вызывать разогрев тканей, в том числе мозговых оболочек. Именно воздействием коротковолнового инфракрасного излучения обусловлено такое явление как солнечный удар. Кроме того, оно вызывает перегрев и помутнение хрусталика, что ведет к развитию катаракты. Общие реакции в ответ на действие инфракрасного излучения характеризуются гиперемией, повышением газообмена, усилением выделительной функции почек, изменением функционального состояния нервной системы. При профилактике УФ-недостаточности могут быть использованы различные методы. Использование солнечной радиации как естественного источника УФ- лучей достаточно эффективно, если время пребывания на улице достаточное. В детской практике используются солнечно-воздушные ванны, как элемент не только закаливания, но и проведения профилактики УФ-недостаточности. Однако нужно помнить, что чувствительность к ультрафиолетовым лучам тем выше, чем меньше возраст ребенка. Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны. Крайне осторожно они назначаются детям от 1 года до 3 лет, и только в более старшем возрасте их проводят достаточно широко, но после предварительного недельного курса ежедневных световоздушных ванн. В рассеянных солнечных лучах достаточно много ультрафиолетовых и сравнительно мало, в отличие от прямого солнечного излучения, инфракрасных лучей, которые вызывают перегревание организма ребенка, что особенно опасно для детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. В осенне-зимний и весенний периоды прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребенка не только допустимо, но и необходимо. Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 22°С и выше для грудных детей и при 20°С для детей 1 - 3 лет, лучше в безветренную погоду. Поведение ребенка в момент проведения ванны должно быть активным. В средней полосе России ванны лучше начинать с 9 до 12 ч дня, в более жарком климате с 8 до 10 ч утра. Продолжительность первой ванны у грудных детей 3 мин, у более старших Прямые солнечные ванны (после тренировки световоздушными) у детей более старшего возраста проводятся не более 15 - 20 мин, всего за лето не более 20 - 30 ванн. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30°С. После солнечных ванн, а не до них, детям назначают водные процедуры, причем обязательно нужно вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая, так как при влажной коже происходит переохлаждение детского организма. Кроме того используют прогулки, игры, экскурсии на свежем воздухе. Так для детей первого года жизни достаточно того, чтобы в зимнее время во время получасовых прогулок два раза в день, были открыты кисти рук и лицо, чтобы предупредить возникновение рахита. Но при использовании солнечной радиации необходимо соблюдать меры предосторожности, например, температура воздуха не должна быть слишком высокой, чтобы не было теплового удара, а также слишком низкой, чтобы не возникло переохлаждение и т.д. Этого вполне достаточно, чтобы предотвратить возникновение УФ- недостаточности у здоровых детей, в районах с благоприятным климатом, но в некоторых регионах погодные условия не позволяют выполнять данные требования, кроме того детям с различными заболеваниями необходима дополнительное УФ-облучение. Искусственное ультрафиолетовое излучение, которое еще несколько лет назад широко применяли не только на Севере, но и в средней полосе в первую очередь с целью профилактики рахита, в настоящее время многие авторы либо не рекомендуют вообще назначать детям раннего возраста, либо использовать крайне осторожно, учитывая его возможное канцерогенное действие. В случаях необходимости используют искусственные источники УФ- радиации. Вне зависимости от конструкции прибора прежде всего необходимо определить биодозу облучения. Для этого используется метод индивидуальной чувствительности и прибор- биодозиметр. За одну биодозу принимают ту дозу
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.170 (0.009 с.) |