Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация для подростков. Медицинские показания и противопоказания к различным видам трудовой деятельности подростков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация для подростков. Медицинские показания и противопоказания к различным видам трудовой деятельности подростков.



Под профориентацией понимается научно обоснованная система мероприятий по подготовке молодежи к сознательному и свободному выбору профессии в соответствии с призванием, способностями, образованием, состоянием здоровья, индивидуальными особенностями, а также с учетом потребностей общества.

Задача профессиональной ориентации — помочь молодым людям в выборе профессии, способствовать успешному вовлечению подрастающего поколения в общественное производство, обеспечить реальные возможности для выявления и применения способностей всех членов общества, для всестороннего развития личности. Профессиональная ориентация является одним из важнейших факторов, обеспечивающих реализацию права на труд, права на выбор профессии, которые закреплены всеми советскими законами и главным из них — Конституцией СССР.

Необходимость управления профессиональным самоопределением молодежи обусловлена значительной трудностью ориентировки школьников во множестве профессий и специальностей. Советскому школьнику предлагается на выбор около 50 000 профессий. Ежегодно перечень профессий пополняется новыми, поэтому каждый школьник может избрать для себя профессию и специальность в соответствии со своими склонностями и возможностями. Однако среди профессий и специальностей могут оказаться такие, которые противопоказаны данному лицу по состоянию здоровья и индивидуальным психофизиологическим особенностям. При выборе профессии подростки часто руководствуются только собственными желаниями, не сопоставляя их с состоянием здоровья и функциональными возможностями своего организма. Игнорировать состояние здоровья как фактор, определяющий выбор профессии, нельзя. Формирование профессиональных интересов без учета возможностей организма нередко в дальнейшем приводит к обострению имеющихся заболеваний, создает предпосылки для инвалидности.

Существует ряд профессий, освоить которые, а тем более добиться в них значительных успехов способен далеко не каждый здоровый подросток. К ним относятся не только так называемые творческие профессии, связанные с искусством, литературой, наукой, но и некоторые рабочие профессии: шлифовщик-полировщик сложнофасонных и многопрофильных деталей, аппаратчик различных производств, монтажник-высотник, профессии, связанные с внезапным возникновением сложных ситуаций, и др.

Профессиональная непригодность к профессии, не выявленная своевременно, может стать причиной неудовлетворительной деятельности работающего, а также привести к возникновению заболеваний, перенапряжению нервной системы, стрессовым состояниям, что вынуждает многих людей менять избранную профессию.

Правильный выбор профессии обеспечивает удовлетворенность своим трудом, создает высокую положительную эмоциональность повседневной жизни. Это способствует не только высокой производительности труда, но и укреплению здоровья, сохранению активного долголетия.

В задачу медицинских работников и педагогов школ входит работа по оказанию помощи школьникам правильно выбрать профессию. Школьники склонны переоценивать свои силы и возможности и не знакомы с требованиями, которые различные профессии предъявляют организму человека. Эту помощь им призваны оказать педиатры школ, врачи разных специальностей детских поликлиник и подростковых кабинетов взрослых поликлиник, а также работники СЭС (врач по гигиене детей и подростков и его помощник).

Медицинское направление профессиональной пригодности предусматривает, что медицинский работник, основываясь на интересе школьника к профессии, определяет его пригодность к ней с учетом состояния здоровья и потребностей народного хозяйства страны в кадрах. Для этого медицинский работник должен знать профессиональные требования конкретных профессий к состоянию здоровья и морфологическим и функциональным особенностям подростков, а также функциональные возможности ведущих физиологических систем организма подростков, обеспечивающих оптимальную адаптацию их к конкретным профессиональным требованиям. Особое внимание должно уделяться исследованию профессионально-производственных факторов, вызывающих неблагоприятные реакции со стороны ведущих физиологических систем

организма подростков и приводящих к срыву адаптационных механизмов.

Все сведения о характере и условиях труда, требованиях, предъявляемых данной профессией к организму, содержатся в профессиограммах, т. е. санитарных характеристиках профессий. В их составлении принимают участие специалисты СЭС, врачи подростковых кабинетов, инженер по технике безопасности, мастер, инспектор по охране труда. При составлении профессиограмм применяются физиолого-гигиенические и санитарно-гигиенические методы. Санитарные характеристики на профессии позволяют прогнозировать влияние производственных условий и характера трудового процесса на организм работающих. Составляются санитарные характеристики по следующей схеме:

последовательное описание рабочего процесса и отдельных операций;

характеристика применяемых материалов, оборудования, инструментария;

характеристика рабочей позы (стоя, сидя, вынужденная); продолжительность работы, требующей однообразного положения тела; наличие статического напряжения и его длительность; наличие однообразных движений (в заданном или свободном темпе); примерное число операций в единицу времени;

указание о наличии работы, включающей подъем и переноску тяжестей; систематичность этих работ, их общая продолжительность и общая масса перенесенных тяжестей за рабочий день;

указание о необходимости специальной подготовки; требующиеся знания и навыки;

указание о степени напряжения отдельных органов и систем организма работающих;

указание на опасность производственного травматизма, наиболее частые травмы;

санитарно-гигиенические условия: качественная и количественная характеристика пыли (в рабочей зоне) по данным лабораторных исследований; химические вещества (характеристика и постоянство загрязнения рабочей зоны по данным лабораторных исследований); общая и местная вибрация, время ее воздействия; неблагоприятные метеорологические условия; шум, его интенсивность, постоянство действия.

Труд, соответствующий возрастным особенностям и возможностям организма подростков, является средством укрепления здоровья. Вместе с тем необходимо учитывать, что подросткам часто свойственны эмоциональная неуравновешенность, неадекватная реакция в экстремальных условиях, склонность к переоценке своих возможностей, высокая реактивность и ранняя утомляемость. Поэтому неблагоприятные производственные условия могут вызвать у них функциональные отклонения и нарушения в состоянии здоровья. В основу медицинской профессиональной ориентации должен быть положен принцип соответствия требований профессии общим возрастно-половым особенностям, индивидуальной характеристике состояния здоровья и уровню развития отдельных функциональных систем организма.

Все профессии по степени влияния их на организм условно можно разделить на 4 группы. К первой группе отнесены профессии, в которых отсутствуют неблагоприятные производственные факторы. Это профессии сферы обслуживания, работа на часовом производстве, на предприятиях приборостроения и др. Одну из многих профессий, включенных в данную группу, могут выбрать школьники, имеющие те или иные отклонения в состоянии здоровья, в частности в физическом и психическом развитии.

Профессии второй группы имеют умеренное или непостоянное воздействие неблагоприятного производственного фактора. Вследствие неблагоприятного воздействия на отдельные органы и системы организма они не могут быть рекомендованы подросткам, имеющим какое-либо заболевание.

Третья группа объединяет профессии с комплексом неблагоприятных профессионально-производственных факторов. Например, обучение и работа в ткацком цехе сопровождаются воздействием на организм интенсивного шума, запыленности, повышенной температуры воздуха. Все это является факторами риска для лиц, страдающих заболеваниями органов дыхания, сердечно-сосудистой системы. Вынужденная поза и длительное нахождение работающих на ногах служат противопоказанием для приема на обучение и работу лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Перед началом профессионального обучения и работы на производствах с постоянным воздействием комплекса неблагоприятных факторов необходим медицинский осмотр. Для обучения и работы отбирают только тех лиц, у которых отсутствуют хронические заболевания и отклонения в физическом развитии.

Медицинские осмотры обязательно сопровождаются проведением функциональных проб с целью определения уровня развития функциональных систем, на которые ожидается преимущественное воздействие неблагоприятных профессионально-производственных факторов. Для здоровых подростков, допущенных к производственному обучению или работе по профессиям с комплексом неблагоприятных факторов, создаются специальные условия, снижающие неблагоприятное воздействие их на организм: выделяются индивидуальные средства защиты, предусматривается оптимальный режим труда и отдыха, рекомендуются дополнительные занятия физкультурой и спортом и др.

В четвертую группу входят профессии) с тяжелыми и вредными условиями труда. Для исключения раннего контакта учащихся с комплексом неблагоприятных производственных факторов гигиенистами предлагается начало производственного обучения и практики на таких базовых промышленных предприятиях вводить со II курса обучения в СПТУ; на первом курсе следует проводить теоретические занятия и производственное обучение в учебных мастерских с применением тренажеров.

Исходя из рассмотренной классификации, определяется степень необходимости медицинской профессиональной консультации для любой из существующих профессий, а также для тех, которые могут возникнуть в будущем.

Другим элементом медицинского направления профессиональной пригодности является определение соответствия состояния здоровья и анатомо-физиологических особенностей организма требованиям, которые будут предъявляться к нему во время обучения и работы по профессии. Профессиональная пригодность в определенной степени формируется в процессе овладения профессией: развиваются профессионально значимые функции, происходит адаптация отдельных функциональных систем организма к производственным условиям, -вырабатываются рабочие динамические стереотипы. Данный процесс не должен быть вредным для здоровья учащихся. Работа в избранной профессии должна обеспечивать полное сохранение трудоспособности подростков на протяжении всей их последующей жизни.

Особое внимание обращают на подростков с различными функциональными и патологическими отклонениями в состоянии здоровья. Основной формой практической работы в этом направлении является врачебная профессиональная консультация. Она является необходимой частью всей работы по профессиональной консультации и профессиональному отбору. Задача состоит в том, чтобы по состоянию здоровья определить профессиональную пригодность подростков для обучения избранной профессии в учебно-производственных комбинатах и СПТУ.

Противопоказания к выбору профессии определяются прежде всего характером и тяжестью заболевания. В нашей стране широко изучены вопросы профессиональной пригодности подростков с различными функциональными нарушениями и заболеваниями: при функциональных заболеваниях ЦНС, артериальной гипертонии, ревматизме, компенсированном пороке сердца, функциональных нарушениях сердечно-сосудистой системы, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, органа зрения, эндокринных заболеваниях. Например, установлено, что при действии физических нагрузок у подростков с компенсированным пороком сердца появляются начальные признаки нарушения механизмов компенсации сердечно-сосудистой системы. У подростков, имеющих заболевания желчевыводящих путей, при обучении и работе под влиянием физических нагрузок, вибрации и вынужденной рабочей позы наступало обострение, что препятствовало их дальнейшей профессиональной деятельности.

Врачебная профессиональная консультация (ВПК) — это оказание помощи подрастающему поколению в выборе профессии в соответствии с желанием, состоянием здоровья и индивидуальными особенностями. Один из главных принципов ВПК — рекомендация той профессии, которая не ухудшала бы имеющиеся отклонения в состоянии здоровья, а содействовала их компенсации и повышению неспецифической резистентности организма.

Первичная ВПК проводится в 5-м классе для детей с необратимыми дефектами развития и отклонениями в состоянии здоровья. Результаты медицинского освидетельствования и рекомендации о выборе будущей профессии должны быть сообщены родителям, а не детям. Это предупредит нанесение детям психической травмы, а в дальнейшем облегчит выбор профессии, соответствующей состоянию здоровья. Повторная ВПК проводится для всех учащихся 7>—10-х классов и предваряет выбор ими профиля трудового обучения в межшкольном учебно-производственном комбинате, а также окончательный выбор будущей профессии или специальности перед окончанием школы.

ВПК школьников осуществляется не только на основе данных состояния здоровья, но и с учетом психофизиологических свойств их организма. Известно, что некоторые характерные психофизиологические особенности человека способствуют быстрому овладению одними профессиями и препятствуют успешной деятельности в других областях. Это особенно подчеркивает необходимость определения пригодности школьников по психофизиологическим критериям к избираемой профессии.

Основой определения профессиональной пригодности является теория индивидуальных различий, предложенная И. П. Павловым и разрабатываемая советскими учеными. Свойства высшей нервной деятельности, являясь генетически обусловленными, во многом определяют вероятность успешного освоения подростками профессии. В основе любой профессиональной деятельности лежит динамический рабочий стереотип, представляющий собой систему сложных условных и безусловных рефлексов. Поэтому изучение свойств и особенностей высшей нервной деятельности подростков позволяет строить долгосрочный прогноз вероятности успешного освоения подростками конкретных профессий народного хозяйства.

В настоящее время профессионально пригодным с физиологической точки зрения принято считать подростка, который быстро и без больших затрат энергии овладевает профессией и совершенствуется в ней при сохранении состояния здоровья.

Успешное овладение подростком той или иной профессией в широком смысле является результатом успешного приспособления подростка к особенностям профессиональной деятельности. Выявление биологических факторов, определяющих успешность этого процесса, и разработка физиологических критериев успешности овладения профессией и составляют основу физиологических элементов профессиональной пригодности.

 

127. Виды закаливания В качестве средств закаливания широко используются естественные факторы: воздух, вода и солнце. Устойчивость организма следует вырабатывать ко всем природным факторам. Закаливание холодом. Является наиболее актуальным, особенно в условиях нашей страны, так как переохлаждение часто играет главную роль в возникновении различных заболеваний дыхательных путей. У незакаленного человека при воздействии холодного воздуха происходит расширение сосудов слизистой оболочки носа, что приводит к появлению насморка. У закаленного человека наблюдается иной тип рефлекторной реакции сосудов на холод. В его организме процессы теплорегуляции происходят более интенсивно, что улучшает общий кровоток и обеспечивает повышенную устойчивость организма к различным заболеваниям. При регулярном закаливании происходит некоторое утолщение рогового слоя кожи, что также способствует лучшей теплоизоляции. Закаливание организма к холоду можно проводить с помощью воздействия воздуха и солнца (солнечных и воздушных ванн), а также воды (к водным процедурам относятся купание, обливание, душ, обтирание и т.д.), причем закаливание с помощью водных процедур считается наиболее эффективным. Закаливание теплом. Имеет значение для людей, вынужденных жить в жарком климате, а также для рабочих горячих цехов и др. Длительное воздействие тепла на незакаленный организм может вызвать его перегрев. При закаливании к теплу усиливается отделение пота, что увеличивает теплоотдачу и обеспечивает нормальную работоспособность человека в условиях повышенной температуры окружающей среды. Принципы и средства закаливания: Для правильного закаливания и оздоровления необходимо не только разбираться в тонкостях того или иного метода, но и иметь представление о физиологических процессах, протекающих в организме. Принципы закаливания были разработаны с учетом научных исследований, имевших своей целью изучение процессов воздействия высоких и низких температур, а также атмосферного давления на функции человеческого организма. Они заключаются в следующем: 1) закаливание надо проводить сознательно. Успех закаливающих процедур во многом зависит от наличия интереса к ним, положительного психологического настроя. Человек должен быть убежден, что закаливание проводить так же необходимо, как, например, каждый день ходить на работу;2) закаливание надо проводить систематически. Ни в коем случае не рекомендуется делать перерыв в проведении закаливающих процедур, так как появившиеся в результате постоянной тренировки организма условные рефлексы без подкрепления постепенно угасают;3) закаливание должно быть постепенным. Все проводимые человеком закаливающие процедуры будут гораздо эффективнее, если сила воздействия закаливающего фактора будет увеличиваться не вдруг, а постепенно. При этом состояние организма и его реакция на конкретную процедуру будут определять время перехода от более слабых воздействий к более сильным. Как правило, при закаливании возникает определенная ответная реакция сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Если одни и те же процедуры (например, обливания водой одинаковой температуры) систематически повторять, эта реакция ослабевает и в итоге совсем угасает. При повышении силы раздражителя (обливание более холодной водой) та же самая реакция организма возникнет вновь. Во время проведения закаливающих процедур необходимо помнить, что с целью предотвращения переохлаждения нельзя очень резко снижать температуру воды, но в то же время она не должна быть индифферентной; 4) закаливание надо проводить обязательно в хорошем настроении. Положительные эмоции даже при очень сильном охлаждении почти полностью перекрывают негативный эффект, что было подтверждено учеными в ходе многочисленных экспериментов; 5) закаливание надо проводить с использованием разнообразных вспомогательных средств. Физические упражнения, игры и спорт прекрасно сочетаются с различными видами закаливания. Все это повышает сопротивляемость организма и не создает условий для привыкания к одному и тому же раздражителю. Средства закаливания К основным средствам и методам закаливания (по увеличению степени воздействия на организм) относятся: 1) закаливание воздухом;2) солнечные ванны;3) водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание в естественных водоемах, бассейнах или в морской воде);4) обтирание снегом;5) хождение босиком;6) баня или сауна с купанием в холодной воде;7) моржевание. Комплексное закаливание Это повышение устойчивости организма человека с помощью применения нагрузок разного вида в различное время года. Необходимо учитывать как возраст и пол, так и состояние здоровья. Для этого используются следующие методы:1) закаливание холодом или теплом. С этими процедурами прекрасно сочетаются различные виды физкультуры, такие как гимнастика, ходьба, массаж, бег и плавание;2) закаливание с помощью солнечного излучения (гелиотерапия);3) закаливание снегом, посещение бани, моржевание;4) некоторые элементы аутогенной тренировки.Комплексное закаливание способствует предупреждению и лечению заболеваний дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта. Водные процедуры Водные процедуры включают в себя душ, купание (ванны), обмывание, обливание, обтирание и влажное укутывание.Закаливающий эффект этих процедур обусловлен раздражением водой нервных окончаний кожи. В ответ на это рефлекторно возникает ответная реакция организма.Температурное воздействие является основным фактором водных процедур. Для закаливания используется вода различных температур — от теплой (+37—39 °С) до холодной (менее +20 °С).Воздействие холодной воды на организм проходит три фазы. В первую фазу при воздействии на кожу холодной или прохладной воды возникает рефлекторное сужение мелких поверхностных сосудов, за счет чего потеря тепла организмом уменьшается. При этом из-за появившегося сосудистого сопротивления несколько усиливаются сердечные сокращения и слегка повышается кровяное давление. Кожа становится бледной и холодной на ощупь. В результате происходит возбуждение центральной нервной системы.Во вторую фазу спазмированные кожные сосуды расширяются, ток крови по ним ускоряется; организм начинает терять тепло. В результате этого повышается обмен веществ, сердечно-сосудистая и дыхательная системы начинают работать в усиленном режиме. Кожа розовеет, становится теплой на ощупь.Если холодная вода будет воздействовать на организм в течение длительного времени, то наступает третья фаза, которая выражается в том, что при остающихся расширенными кровеносных сосудах кровоток замедляется. Возникает застой крови в венах, в результате чего кожа становится синюшного цвета и холодеет. Человек чувствует озноб, слабость.При проведении закаливания необходимо следить, чтобы третья фаза воздействия холода на организм не наступала. Ее возникновение говорит о том, что процедура слишком затянулась, была проведена неправильно или не соответствует состоянию организма.В процессе изменения температуры воды и времени воздействия процедуры в организме человека возникают различные реакции. Это и положено в основу закаливания, при котором чаще всего температуру воды постепенно снижают от процедуры к процедуре, доводя до максимально переносимой. Кроме того, можно проводить чередование воды различной температуры — от холодной до горячей, и наоборот (контрастный душ). При этом организм привыкает к такому воздействию температур и с каждым разом отвечает все менее выраженной реакцией.Перед проведением закаливания необходимо посоветоваться с лечащим врачом и постараться вылечить хронические воспалительные заболевания. Водные процедуры никогда нельзя проводить в период острого инфекционного или воспалительного процесса и при обострении хронических заболеваний. Необходимо подождать 2—3 недели после выздоровления.Если человек плохо переносит процедуры, ощущает мышечную дрожь, головную боль, боль в суставах или иные нежелательные симптомы, процедуры придется прервать и обратиться к врачу.Критериями эффективности закаливания являются появление бодрости, прилив энергии, хорошее самочувствие, повышение работоспособности. При систематическом закаливании частота простудных и острых инфекционных заболеваний значительно снижается, повышается работоспособность, улучшается настроение. Обтирание. Ежедневные обтирания повышают иммунитет, способствуют выработке устойчивости организма к простудным заболеваниям. Обтирания могут быть общими и частичными. Они могут выступать в качестве самостоятельной процедуры, а могут сочетаться с другими методами водных процедур, например с душами или обливаниями.Для проведения обтирания потребуется таз с водой, махровое полотенце небольшого размера (или резиновая губка), которое необходимо намочить в чистой воде температурой +36—37 °С, после чего хорошо отжать. Затем надо быстро растереть все тело или только конечности (руки и ноги) в течение 5—10 мин. При этом сначала растирается одна рука, после чего ее надо вытереть насухо чистым махровым полотенцем; затем точно так же — вторая рука, шея, живот, грудь, ноги. Каждую неделю температуру воды снижают на 1 °С и доводят до максимально переносимой.Для закаливания рекомендуется проводить обтирание по утрам в одно и то же время, после зарядки. При этом необходимо следить, чтобы температура воздуха в помещении, где проводится процедура, была в пределах +18—20 °С. После процедуры рекомендуется надевать теплую одежду.Такой способ закаливания достаточно прост в исполнении, поэтому может рекомендоваться пожилым людям и маленьким детям Обливание. Первоначально вода для обливаний должна иметь температуру +37—38 °С. В конце каждой недели температуру воды снижают на 1 °С. Длительность процедур первоначально составляет 1 мин и постепенно увеличивается до 2—3 мин.После обливания рекомендуется растереть все тело махровым полотенцем. Очень полезно проводить контрастные процедуры, т.е. чередование обливаний горячей и прохладной водой. Это эффективно стимулирует активность кожных рецепторов, способствует укреплению сосудов, оказывает общеукрепляющее воздействие на организм.

 

Группа роста (в мм) Цвет маркировки

1450-1600 Красный

1600-1750 Зеленый

Свыше 1750 Голубой

 

 

128. Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие. В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится на старший школьный возраст, основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в школьном возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко всем физическим качествам человека. Позднее развить те или иные качества удается с трудом.Кроме того, школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программный материал теоретических учебных дисциплин и физкультурных программ обучения.Национальное использование досуга, в котором элементы физической культуры являются эффективным средством против пассивного времяпрепровождения, позволяет исключить негативные проявления ряда антисоциальных поступков (хулиганство, употребление наркотиков, алкоголя и т.п.).И наконец, физкультурная активность в период бурного развития организма существенно облегчает решение общевоспитательных задач (нравственных, трудовых, эстетических).Направленное использование физической культуры в воспитании детей и молодежи школьного возраста предусматривает решение следующих задач. Оздоровительные задачи 1. Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию: формирование правильной осанки, развитие различных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие всех систем организма и их функций, укрепление нервной системы, активизация обменных процессов.2. Обеспечение оптимального для каждого возраста и пола гармоничного развития физических качеств. В младшем школьном возрасте необходимо обращать внимание на всестороннее развитие физических качеств, однако акценты делаются на воспитание координационных способностей, а также быстроты движений. В среднем школьном возрасте большое внимание уделяется воспитанию скоростных способностей во всех ее формах, а также добавляется скоростно-силовая подготовка, не связанная с предельными напряжениями силового компонента. В старшем школьном возрасте целесообразно проводить работу по воспитанию скоростно-силовых и собственно силовых качеств, а также общей и анаэробной выносливости.3. Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды. При любой возможности физкультурные занятия, в том числе и уроки физкультуры, целесообразно проводить на свежем воздухе, а не в зале.4. Повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков. Эти задачи требуют, чтобы школьники ежедневно выполняли физические упражнения, принимали водные, воздушные, солнечные процедуры, соблюдали режимы учебы и отдыха, сна, полноценного питания. Особенно это относится к младшему и среднему школьному возрасту, так как именно в этот период осуществляется наиболее интенсивное развитие всех систем и функций организма.

Средства Ф.В. – физические упражнения, природные, массаж, естественные локомоции, личная гигиена.

Виды Ф.В. – основное, дополнительное, факультативное, самостоятельное.

 

129. Гигиенические требования к физкультурно-спортивной зоне общеобразовательных учреждений и спортивным залам

Физкультурно-споргивная зона размещается на расстоянии не менее 25 метров от здания учреждения за полосой зеленых насаждений. Не следует располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортив­ной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физичес­кому воспитанию, а также проведение секционных спортивных занятий и оз­доровительных мероприятий. Спортивно-игровые площадки имеют твердое покрытие, футбольное поле — травяной покров. Занятия на сырых площад­ках, имеющих неровности и выбоины, не проводятся. В состав помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать помещение (зону) оборудованное тренажерными устройствами, а также, по возможнос­ти, бассейн.

Спортивный зал следует размещать на 1 этаже школьного здания и удален от учебных помещений, учительской и кабинета врача или в пристройке. При спортивном зале устраиваются раздевальные и душевые для мальчиков и де­вочек оборудованные вешалками для одежды.

Площади спортивных залов приняты: 9x18 м, 12x24 м и 18x30 м при высоте не менее 6 метров. Размеры и количество спортивных залов рекомендуется устанавливать из числа параллелей в школе: при наличии 2 параллелей 2 зала 9x18 ми 12x24 м; 3 и более параллелей — 2 зала 12x24 и, начиная с 4, — дополнительно зал 18x30 м. Общую площадь спортивных залов в общеобра­зовательных школах принимают из расчета не менее 0,9 м2 на 1 учащегося. При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные площадью 16-32 м- в зависимости от площади спортзала; раздевальные для мальчиков и девочек площадью 10,5 м2 каждая; душевые площадью 9 м2 каждая; уборные для девочек и мальчиков площадью 8 м2 каждая; комната для инструктора. Учащиеся допускаются в спортивный зал только в спортивных костюмах, спортивной обуви. В ходе реализации учебно-воспитательного процесса дол­жен быть обеспечен необходимый объем (не менее б часов в неделю) двига­тельной активности детей, позволяющий удовлетворить их естественную по­требность в движении

Гигиенические требования к микроклимату и освещению спортивных залов

Температурный режим зависит от климатических условий и составляет в спортивных залах и комнатах для проведения секционных занятий 15-17°С, в раздевалке спортивного зала — 19-23°С, а в душевых — 25°С при относитель­ной влажности воздуха в пределах 40-60%.

Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно-два окна с подвет­ренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5°С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание — во время перемен при отсутствии обучающихся. При достижении в поме­щении температуры воздуха в 15-14°С проветривание зала следует прекращать.

В туалетных комнатах и душевых при спортивных залах оборудуется вы­тяжная вентиляция. Вытяжные вентиляционные решетки следует ежемесяч­но очищать от пыли.

Помещения, предназначенные для проведения уроков физической культу­ры должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения до­пускается проектировать снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале, душевые и уборные персонала, кладовые и складские помещения.

В спортивных залах обеспечиваются нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению, предусматривается преиму­щественно люминесцентное освещение с использованием ламп ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенно­сти снижаются на 2 ступени шкалы освещенности). Наименьший уровень освещенности должен соответствовать в спортивных залах (на полу): при лю­минесцентных лампах — 200 лк (13 Вт/кв.м), при лампах накаливания — 100 лк (32 Вт/кв.м).

Не следует использовать одновременно в спортивном зале люминесцент­ные лампы и лампы накаливания.

Требования к санитарному состоянию и содержанию спортивного зала

Спортивный зал перед началом занятий, после каждого урока и в конце рабочего дня должен тщательно проветриваться.

Влажная уборка спортивного зала должна проводиться не менее двух раз в день. Уборочный инвентарь (ведра, тряпки, щетки) должен выделяться в соот­ветствии с назначением помещений: спортивный зал, душевая и т.д., и хра­ниться в специально отведенном месте. Инвентарь для мытья туалетов должен иметь сигнальную мар­кировку (ярким красным цветом) и храниться отдельно. Инвентарь для мы­тья санитарных узлов промывают с использованием моющих и дезинфици­рующих средств. Дезинфицирующие моющие средства, а также приготовленные рабочие растворы, хранятся в специально отведенном ме­сте, недоступном для детей.

Наличие защитного ограждения окон и светильников от ударов мячом. Стекла окон и светильники должны быть защищены от ударов мячом сеткой.

Наличие ограждения батарей и трубопроводов отопительной системы сеткой или деревянными щитами, а также ограждения выступающих частей конструкций здания по периметру зала деревянными панелями на высоту не менее 1,8 метров. Пол спортивного зала должен быть упругим, без щелей и застругов, иметь ровную, горизонтальную и нескольз­кую поверхность, окрашенную эмульсионной или силикатной краской. Состояние раздевальных комнат. Раздевальные комнаты должны быть оборудованы шкафами или крючками для одежды и скамейками. Раздеваль­ные комнаты для девочек и мальчиков должны быть оборудованы туалетны­ми комнатами и душевыми кабинами, оснащенными индивидуальными сме­сителями холодной и горячей воды, деревянными решетками для мытья, а также полочками для туалетных принадлежностей. Полы душевых, туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической или мозаичной шлифованной плиткой. Не должны использоваться цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.

2.2. Гигиеническая оценка организация уроков физической культуры



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.31 (0.046 с.)