Проект «строительство новой электрифицированной железнодорожной линии ангрен-пап». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проект «строительство новой электрифицированной железнодорожной линии ангрен-пап».



РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН

Проект «Строительство новой электрифицированной железнодорожной линии Ангрен-Пап».

Всемирный банк

ГАЖК «Узбекистон темир йуллари»

СТРУКТУРА ПОЛИТИКИ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ

(РАМОЧНЫЙ ПЛАН ПЕРЕСЕЛЕНИЯ)

 

Ташкент 2014

 


Аббревиатуры

ЛИЗ Лицо(а), чьи интересы затронуты
ГАЖК «УТИ» ГАЖК «Узбекистон темир йуллари»
ВРП Валовый Региональный Продукт
МФИ Международные Финансовые Институты
СУМ Узбекский сум
ДВЗП Документ по выкупу земель и переселению
ИВЗП Исследование по выкупу земель и переселению
ППЗП План по выкупу земель и переселению
НПО Неправительственная Организация
ОП Операционная процедура
КУП Консультант по Управлению Проектом
КИО Книга Информации для Общественности
ЛПВП Лица, подпадающие под воздействие проекта
ПМП План мероприятий по переселению
РУз Республика Узбекистан
ПО Полоса отвода
КАДАСТРОВАЯ СЛУЖБА Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру
ТЗ Техническое Задание
ВБ Всемирный Банк
ЗЕ-ЗК Западная Европа –Западный Китай
   

 

ГЛОССАРИЙ

Лица, подпадающие под влияние Люди, домохозяйства или юридические лица, подпадающие под влияние проекта при пользовании землей, водой, природными ресурсами, или потерей дохода.
Компенсация Выплата наличными или в том виде, по которому люди, попавшие под влияние, имеют право возместить потерянную собственность, ресурсы или доход.
Установленный срок Срок, после которого люди НЕ БУДУТ правомочны на компенсацию, т.е. они не будут включены в списки ЛПВП, как это определено переписью.
Предоставление права Предоставление права означает систему мер, включающих компенсацию наличными или в другом виде, затраты на переселение, помощь в реабилитации дохода, замена дохода, или возобновление бизнеса, на которые имеют право ЛПВП, в зависимости от типа, степени и природы их потерь, чтобы восстановить их социальную и экономическую основу.
Домохозяйство Домохозяйство означает всех лиц, проживающих и питающихся вместе, как единая семья, или же питающихся на одной и той же кухне, не имея родственных связей между собой. Перепись использует это определение, а данные, полученные при этой переписи, образуют основу для определения домохозяйства.
Возобновление дохода Возобновление дохода означает восстановление источников дохода и средств к существованию ЛПВП.
Вынужденное Переселение Любое переселение, происходящее вопреки желанию лиц, интересам которых нанесен ущерб, но которых вынуждают это сделать по закону.
Изъятие земли Изъятие земли означает процесс, при котором лицо вынуждается общественным органом отчуждать всю или часть земли, которой он/она владеет или обладает, во владение или обладание этим органом для общественных целей взамен справедливой компенсации.
Реабилитация Помощь, оказываемая лицам, подпавшим по влияние, чтобы восполнить свои убытки и улучшить или, по крайней мере, полностью восстановить средства к существованию и уровень жизни, которые были до начала проекта.
Социально уязвимое население Население, имеющее доходы ниже величины прожиточного минимума. Стоимость потребительской корзины в Узбекистане равняется 62 долл. согласно данным Госкомстата в Узбекистане[1].
Махалля Организация местного уровня общинного типа, официально признаваемая в Узбекистане, служащая интерфейсом между государством и сообществом и ответственная за обеспечение средствами социальной поддержки и культурного взаимодействия ее членов. Председатели махали избираются местными сходами.
Хокимият Орган государственной власти на местах, осуществляющий взаимодействие между местными сообществами и правительством на региональном и национальном уровнях. Обладает высшей административно-правовой властью перед местным населением, проживающим на территории в рамках юрисдикции.

 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Аббревиатуры.. 2

ГЛОССАРИЙ.. 3

ОГЛАВЛЕНИЕ. 5

ВВЕДЕНИЕ. 6

ГЛАВА I ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ. 7

1.1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 7

1.2 ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.. 7

ГЛАВА II ПЛАНИРУЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ 11

ГЛАВА III Принципы и задачи политики ВЫНУЖДЕННОГО переселения.. 13

3.1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ВЫНУЖДЕННОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ 13

3.2 ЗАДАЧИ ПОЛИТИКИ ВЫНУЖДЕННОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ.. 14

4.1 ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ПОЛИТИКЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ.. 15

4.2 ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС.. 16

4.2 ПОРЯДОК ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ И ЗЕМЕЛЬ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ.. 19

4.3 ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДРУГИХ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НУЖД. 21

4.4 ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС.. 26

4.5 ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ УБЫТКОВ ГРАЖДАНАМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ В СВЯЗИ С ИЗЪЯТИЕМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ НУЖД 27

ГЛАВА VII ПРОЦЕДУРЫ РАССМОТРЕНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЖАЛОБ. 51

7.1 МЕХАНИЗМ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЖАЛОБ. 51

ГЛАВА VIII ОБЩЕСТВЕННЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ.. 53

ГЛАВА X МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА.. 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 57

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 58

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Структура политики переселения является задачей Технического задания по реализации проекта «Строительство новой электрифицированной железнодорожной линии Ангрен-Пап». Основная задача отчета Структуры Политики Переселения - дать определение принципам вынужденного переселения, организационной структуре, а также разработать критерии, которые будут применены в течение осуществления проекта.

Структура политики переселения описывает, как будут применяться основные компоненты вынужденного переселения «Строительство новой электрифицированной железнодорожной линии Ангрен-Пап». Данный отчет описывает принципы и процедуры, которые будут соблюдаться во время осуществления проекта для того чтобы соответствовать существующим законом Республики Узбекистан и основным положениям гарантий прав лиц затрагиваемых проектом, в соответствии с Операционной Политики (ОП) 4.12 Всемирного Банка (ВБ) (Приложение 1).

Настоящий отчет отражает данные и оценки Структуры Политики Переселения (СПП).


 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Президент и Правительство Республики Узбекистан отдают приоритет стратегически важному государственному проекту «Строительство новой электрифицированной железнодорожной линии Ангрен-Пап».

В соответствие с Постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-1985 от 18 июня 2013 года «О мерах по организации строительства электрифицированной железнодорожной линии «Ангрен-Пап», в целях завершения формирования единой сети железных дорог Республики Узбекистан, создания нового международного транзитного железнодорожного коридора «Китай-Центральная Азия-Европа», а также обеспечения благоприятных условий для дальнейшего комплексного экономического и социального развития областей Ферганской долины определены источники финансирования проекта:

- собственные и привлеченные средства ГАЖК «Узбекистон темир йуллари», направляемые на приобретение строительной техники, оборудования, материалов и оплату строительно-монтажных работ, а также остальных расходов, связанных с реализацией проекта;

- средства централизованных инвестиций, ежегодно предусматриваемых в параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на период 2013-2016 годы;

- льготные долгосрочные иностранные кредиты, привлекаемые для финансирования объектов электрификации железнодорожной линии, ее оснащения системами сигнализации и связи, а также приобретения машин и механизмов для эксплуатации. Для этого был приглашен Всемирный банк;

- кредиты Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан, предоставляемые ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» для финансирования оплаты импортного оборудования и комплектующих изделий, проведения экспертизы, сопровождения и технического надзора за строительством, других валютных расходов в рамках реализации проекта, а также приобретения техники для оснащения подрядных строительных организаций.

- Также, подписано заемное соглашение с Экспортно-импортным банком Китая на софинансирование контракта по строительству железнодорожного тоннеля в рамках строительства линии.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Всемирный банк оказывает поддержку Республике Узбекистан в подготовке и реализации стратегически важного проекта «Строительство новой электрифицированной железнодорожной линии «Ангрен-Пап». Цель данного проекта достигается путем строительства и электрификации железной дороги между Ферганской долиной и центральной частью Узбекистана. Проектом предусматривается ввод в эксплуатацию электрифицированной железной дороги через территорию Ташкентской и Наманганской областей. Регион Ферганской долины играет важную роль в экономической, социальной, внешнеполитической жизни всего Узбекистана.

Реализация данного проекта повысит не только эффективность кооперации хозяйственных субъектов национальной экономики, но также и внешнеэкономическую роль нашего государства. Новая железнодорожная линия послужит кратчайшим рельсовым путем (минуя другие государства), соединяя неисчерпаемые экономические ресурсы Ферганской долины с основными промышленными и хозяйственными центрами Республики Узбекистан. Это строительство принесет огромную пользу для этого региона. Увеличение мобильности людей, товаров и услуг приведет к увеличению пропускной способности для достижения быстрого экономического развития. Для сельских поселений в стороне от дороги это создаст новые возможности для трудоустройства, быстрый доступ к региональным учреждениям.

Трасса железнодорожной линии пролегает по территориям различных землевладений и землепользователей, частично затрагивая территории населенных пунктов. Населенные пункты расположены в основном на притоках р. Ахангаран. Наиболее крупные из них Чинар, Теркакырилды, Тангатапды, Четсу, Коксарай, Машинатоп, Бешкул, Сардала. Наличие автомобильной дороги А-373 и населенных пунктов, вызывает определенные трудности расположения трассы железнодорожной линии в довольно узкой долине р. Ахангаран, с соблюдением нормативного санитарного разрыва до жилой застройки. При таких условиях, строительство новой линии в 124 км дороги влечет за собой денежные затраты от тестирования почвы и новых геодезических работ до подготовки подробных разработок и экологических; определение потребностей для отчуждения земли и перемещения; консультирование местных должностных и других заинтересованных лиц по оказанию поддержки; а также планирование и осуществление логистики доставки рабочих, техники и материалов во многие отдаленные места.

В отношении вынужденного переселения трасса проектируемой железной дороги условно разделяется на два участка: Ташкентская область и Наманганская область:

Ташкентская область (Ахангаранский район) На территории Ташкентской области от станции Ангрен трасса проходит вдоль угольного разреза «Ангренский» протяженностью 8,4 км по прочим неиспользуемых в сельском хозяйстве землям (84 га). Далее трасса на протяжении 7 км проходит по территории Ахангаранского лесхоза (70 га), из которых 20 га составляют лесные посадки и 50 га – прочие не используемые в сельском хозяйстве земли. Далее трасса на протяжении 19.8 км походит по территории массива «Чаткал» (198 га), из которых 190 га занимают выгоны-пастбища 8 га – прочие не используемые в сельском хозяйстве земли.
Наманганская область (Папский район) На территории Наманганской области трасса проходит по территории массива Абу Али Ибн Сино (5 км). Земли представлены выгонными пастбищами (50 га). Далее трасса на протяжении 23.5 км проходит по территории массива «Чадак». Земли представлены выгонами-пастбищами (212 га) и прочими не используемыми в сельском хозяйстве землям (23 га). Затем трасса проходит по территории массива «Водий» (20.5 км). Земли представлены орошаемыми сельскохозяйственными землями - 18.8 га, выгоны-пастбища – 168 га, дороги, оросители – 0.4 га, приусадебные земли – 0.8 га, прочие не используемые в сельском хозяйстве земли – 17 га. Далее трасса проходит по территории массива «Мъашал» (9 км). Земли представлены орошаемыми сельскохозяйственными землями – 84.21 га, дороги, оросители – 2.6 га, приусадебные земли – 3.45 га. Далее трасса проходит по территории массива «Мирсултанова» (4.2 км). Земли представлены орошаемыми сельскохозяйственными землями – 41.5 га, дороги, оросители – 0.9 га. Далее трасса проходит по территории массива «Дустлик» (1.0 км). Земли представлены орошаемыми сельскохозяйственными землями – 10.23 га, дороги, оросители – 0.27 га.

 

Общая протяжённость трассы (без тоннеля) составляет 98.4 км, общая площадь отводимых земель – 985.2 га, из них 154.74 га орошаемые сельскохозяйственные земли, 20 га леса и лесопосадки, 620 га выгоны-пастбища, 4.17 га дороги, оросители, 4.25 га приусадебные земли и 182 га прочие неиспользуемые в сельском хозяйстве земли. 161 домохозяйств подвергаются полному изъятию земель.

Принимая во внимание выполняемые задачи и логику реализации проекта, а также действующее законодательство, определены основные стадии проекта и их длительность:

I. Фаза 1: Пред инвестиционные исследования и затраты.

Эта стадия проекта состоит из:

(i) -Стадия ПТЭО или предварительное технико-экономическое обоснование или предварительный технико-экономический расчет (ПТЭО) - предпроектный документ, обосновывающий выбор рационального размещения и наиболее эффективного технического, организационного и экономического решения реализации, предельную стоимость проекта в целом, включая стоимость технологического оборудования, на основе рассмотрения вариантов и определяющий объем потребности в финансировании с учетом вариантов по возможным источникам его финансирования;

(ii) -Организация и проведение Тендера, подписание контрактов;

(iii) -Стадия ТЭО или окончательное технико-экономическое обоснование или технико-экономический расчет ТЭО) - предпроектный документ, устанавливающий окончательные, наиболее эффективные технические, организационные и финансово-экономические решения реализации инвестиционного проекта, определенные на основе конкурсных торгов и с учетом условий финансирования проектов;

(iv) -Стадия РД состоит из утверждения основных технико-экономических показателей с предельной стоимостью и рабочей документацией;

Общая длительность пред инвестиционной фазы составляет до 12 месяцев - от стадии ПТЭО до стадии ТЭО. Стадия РД, в связи с достаточно большой длительностью инвестиционной фазы, задана в течение всего срока реализации проекта.

На стадии тендера предполагается воспользоваться услугами международной консалтинговой компанией для проведения тендера на привлечения генподрядчика. Тендера на строительство, а также приобретение импортного и местного сырья и оборудования будут проводиться по мере реализации проекта.

II. Фаза 2: Основные инвестиционные затраты.

На данной стадии предполагается выполнение основных инвестиционных затрат в виде:

(i) - Строительно-монтажных работ.

(ii) -Приобретение, установку и ПНР оборудования.

Общая длительность второй фазы составляет до 20 месяцев.

Проект имеет пять компонентов, первые два из которых оказывают наибольшее влияние на социальную и окружающую среду. Дополнительная фаза проекта включает в себя институциональное развитие. Этот компонент включает оказание консультационных услуг, технического обучения, обеспечение оборудованием, а также обучения для усиления внутреннего управления и действий Комитета, в частности, улучшения планирования железнодорожного сектора, программирования, финансирования из бюджета, выполнения охранных действий и улучшения эффективности практики содержания дороги. Техническая помощь будет предусмотрена для подготовки Плана по улучшению дорожной безопасности и Плана действий по развитию дорожных служб вдоль Коридора.

 


 

ГЛАВА II ПЛАНИРУЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ

В рамках проекта «Строительство электрифицированной железнодорожной линии Ангрен-Пап» предусматривается строительство новой железнодорожной линии «Ангрен-Пап». На основании дизайна проекта, предоставленных Группой Реализации Проекта (ГРП «Ангрен-Пап»), Социально-Экономическое Исследование, проведенное институтом «Уздаверлойиха», местными органами власти (хокимиятами) совместно с причастными службами, а также аудита, проведенного ГРП «Ангрен-Пап» в апреле месяце 2014 года, результатов поездок на участки, обсуждения с лицами, попавшими под влияние, других заинтересованных сторон, а также встречи с соответствующими должностными лицами, был подготовлен полный список затрагиваемых ДХ и построек (коммерческих структур). ГРП были проведены социально-экономические исследования и опросы хозяйств проектной зоны, а специально нанятая в рамках проекта оценочная компания осуществила оценку домохозяйств, земли которых подлежат отводу. В результате, все домохозяйства уведомлены о предстоящем Проекте и об ожидаемом отводе земель. Также, для этого сегмента Проекта была подготовлена структура политики переселения (СПП) с целью обеспечить правомерность проведения политики переселения, а также защиту прав и интересов лиц, затрагиваемых проектом.

Структура политики переселения охватывает следующие элементы, последовательные с положениями описанными в OП 4.12:

а. Краткое описание проекта и компонентов, для которых требуется отвод земель и вынужденное переселение, и объяснение, почему план переселения или сокращенный план не могут быть подготовлены оценкой проекта;

б. Принципы и цели, управляющие подготовкой и реализацией вынужденного переселения;

в. Описание процесса для подготовки и утверждения планов по вынужденному переселению;

г. Расчетное перемещение населения и возможные категории перемещенных персон, до выполнимой степени;

д. Критерии правомочности для определения различных категорий перемещенных персон;

е. Юридическая структура, производящая обзор соответствия между законами и положениями Заемщика и требованиями и мерами политики Банка, предлагаемая для сведения любых пробелов между ними;

ж. Методы оценки поврежденных активов;

з. Организационные процедуры для представления установленных норм, включая, для проектов, включающих посредников частного сектора, ответственность финансового посредника, правительства и частного разработчика;

и. Описание процесса реализации, привязка реализации вынужденного переселения к строительным работам;

к. Описание механизмов удовлетворения жалоб;

л. Описание мероприятий по финансированию переселения, включая подготовку и обзор сметных стоимостей, потока средств и мероприятий по непредвиденным расходам;

м. Описание механизмов для консультаций и участием, перемещенных персон в планировании, реализации и мониторинге; и

н. Мероприятия для мониторинга реализующим агентством и, если требуется, независимыми наблюдающими контролерами.

Таким образом, реализация Проекта потребует вынужденного физического переселения, которое создаст потенциальные проблемы, связанные с социальной и окружающей средой. Эти проблемы будут улаживаться в соответствии с государственными мерами безопасности, в том числе ситуации, где частная собственность (дома, сады, участки хозяйства, структуры и постройки) может быть потеряна в результате строительства железнодорожной линии. Однако, большая часть людей, живущих в проектной зоне, получат очевидную пользу от реализации проекта.

ГЛАВА IV ПРАВОВАЯ БАЗА

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС

В соответствии с Земельным Кодексом РУз вся земля в Республике Узбекистан является государственной собственностью, и разрешения на использование земли выдаются и контролируются государством посредством районных и областных администраций.

Законодательством предусматривается передача земельных участков:

i. юридическим лицам – в пользование, аренду и собственность (только вместе с объектами сферы услуг и торговли);

ii. физическим лицам – в пожизненное наследуемое владение (вместе с жильем), пользование или аренду.

Ни в одном из случаев земля как отдельный ресурс не может быть объектом купли-продажи. В случае частных лиц земля переходит в пожизненное владение новому собственнику только при продаже дома и не может быть продана отдельно, без строений на ней. То же самое касается земли, находящейся в собственности у юридических лиц – собственников объектов торговли и сферы услуг. В Узбекистане право частной собственности на землю не распространяется на земли сельскохозяйственного назначения.

Вся земля, занимаемая под постоянные строения и сооружения, необходимая в рамках проекта, а именно: для временной организации строительных площадок и карьеров, рабочих поселков, помещений для хранения и подсобных помещений, участков обработки материалов и транспортных перевозок, а также других участков, предоставляется Государством через местные органы управления и после окончания Проекта останется в собственности Государства.

В случае отчуждения земель сельскохозяйственного назначения помимо возмещения убытков законодательством предусмотрено возмещение потерь сельскохозяйственного производства.

Основными статьями Земельного Кодекса, имеющими отношение к процессу переселения являются:

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС

Право собственности, согласно Гражданскому кодексу РУз,представляет собой право лица владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своих интересах, а также требовать устранения всяких нарушений его права собственности, от кого бы они ни исходили. Право собственности бессрочно.

Основными статьями Гражданского Кодекса, имеющими отношение к процессу переселения, являются:

ГЛАВА IX РАСХОДЫ И БЮДЖЕТ

В ходе реализации проекта будет необходимо рассчитать стоимость затрагиваемого имущества вдоль полосы строительства железнодорожной линии и выплатить компенсацию лицам, затрагиваемым проектом, до начала строительных работ.

На данный момент возможно подсчитать приблизительную стоимость изымаемого имущества, так как на данном этапе нет окончательного принятого варианта ТЭО проекта. Уточненный стоимостной показатель будет доступен лишь на этапе подготовки окончательного варианта проектирования в августе 2014 года.

Ниже представлены предварительные расчеты, которые будут пересмотрены и детализированы в ходе реализации проекта и проведения оценки.

Так, согласно предположительной оценке, бюджет включает ориентировочные стоимости по компенсации за землю, перемещение, восстановление дохода, оказание помощи в получении прав ЛПВП, административные затраты (2,5 процента от всего бюджета), непредвиденные расходы (10 процентов от всего бюджета).

Общие затраты составляют 726 085 долл. США, из расчета среднего курса по состоянию на 1 квартал 2014 года 1 долл. США - 2 221,09 долл. США. Бюджет включает все расходы, касающиеся приобретения земли, перемещения, реабилитации, восстановления дохода, административные расходы, внешний контроль, а также непредвиденные расходы.[2]

Окончательный расход будет представлен после подготовки окончательного варианта проектирования.

ГЛАВА X МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА

Эффективный мониторинг и оценка как в ходе реализации проекта, так и в долгосрочной перспективе после завершения проекта, является важной частью общего цикла проекта. Без МиО выводы, необходимые для обеспечения постоянного совершенствования в производительности, не будут получены и применены.

При махаллинских комитетах также будет созданы инициативные группы, состоящие из представителей фермерских хозяйств и домохозяйств, которые будут принимать активное участие в рассмотрении вопросов переселения и компенсаций в рамках проекта, позволяющий осуществлять внешний мониторинг.

МиО попадает под компонент проекта Управление проектом и предлагается, что он осуществляется Международным консультантом и Национальным консультантом в совместном предприятии, в сотрудничестве со специалистами ГРП.

Таким образом, будет назначен специалист для внутреннего контроля переселения, который будет работать в тесном сотрудничестве со специалистами ГРП. Это позволит достичь цели подготовки национальных консультантов и персонала по требованиям МиО большого международно финансируемого проекта, и внедрению точных методов МиО в структуру ГРП.

Основными целями компонент-мониторинга и оценки (МиО) проекта являются:

· Обеспечение независимой и непрерывной обратной связи с реализующими агентствами по выполнению проекта и прогресса осуществления

· Мониторинг и обеспечение обратной связи об успехе в достижении целей проекта, а также оценка его физического, сельскохозяйственного, социального, финансового/ фискального и экономического воздействия.

В начале своего участия, консультанты по МиО будут разрабатывать, и согласовать с ГРП программу регулярного сбора данных и изысканий. Это необходимо, чтобы получить представительные данные, а также дополнения, и обеспечить независимую проверку любых соответствующих текущих изыскательских мероприятий.

В консультации с ГРП, консультанты по МиО будут создавать соответствующие процедуры МиО, направленные на ключевые показатели проектных ресурсов, результатов и воздействий, которые должны быть согласованы с правительством и Всемирным банком. Компонент будет включать, но не ограничиваться, следующими мероприятиями:

· Прогресс физической реализации на поле по сравнению с подготовленным графиком реализации/графиком работы в контрактах подрядчиков;

· Финансовое управление в рамках проекта, затрат, расходов, выплаты подрядчикам, и выплаты кредита;

· Работы, завершенные в рамках различных контрактов, такие, как завершение новых каналов, восстановление дорог, арыков и прочее;

· Обратная связь с реализующими агентствами, Правительством Узбекистана и Банком, о прогрессе реализации проекта

· Обратная связь с реализующими агентствами, в частности, выявление получаемых уроков;

· Разработка и использование географических и управленческих систем информаций для мониторинга осуществления проекта и оперативной деятельности;

· Обучение без отрыва от производства для сотрудников ГРП и национальных консультантов, с целью, чтобы такие сотрудники получили знания по методам изысканий и оценки.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работ по Проекту будет осуществляться временное и постоянное изъятие земель под строительство железнодорожной линии. Осуществление Проекта предусматривает выплату компенсаций частным собственникам (с/без правами собственности) и владельцам коммерческих структур за потерю дохода и имущества.

Таким образом, для наиболее эффективного проведения процесса изъятия и отвода земель вместе с собственностью субъектов, затронутых реализацией Проекта, должна применяться СПП, которая предусматривает:

· меры, направленные на то, чтобы подлежащие вынужденному переселению лица были проинформированы об имеющихся у них возможностях и правах в связи с переселением;

· мероприятия по проведению вынужденного переселения с выделением достаточных инвестиционных ресурсов, что позволит лицам, переселенным в связи с реализацией проекта, получить выгоды от его осуществления, а именно:

а) обеспечение своевременных выплат компенсаций в размере полной стоимости возмещения убытков, связанных с утратой имущества по причинам, непосредственно связанным с работами в рамках проекта;

б) предоставление жилья или участков для строительства жилья, либо (при вынужденном переселении людей, для которых земля является основным источником средств к существованию), которые по совокупности характеристик (производственный потенциал, выгодное расположение, другие факторы) были бы, по меньшей мере, не хуже, чем изъятые участки;

в) предоставление помощи в процессе переезда.

Изъятие земли и другого имущества может осуществляться только после выплаты соответствующих компенсаций, или же после предоставления новых участков земли переселяемым лицам.


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Операционная политика (OП)

OП 4.12

Настоящий документ представляет собой перевод английского варианта OP 4.12 Involuntary Resettlement, датированного декабрем 2001 г. и содержащего официальный текст, утвержденный Всемирным банком. В случае несоответствия между настоящим документом и английским вариантом OP 4.12, датированным декабрем 2001 г., последний имеет преимущественную силу.

Данные документы по операционной политике были разработаны для применения сотрудниками Всемирного банка и не претендуют на всестороннее рассмотрение вопроса.

Вынужденное переселение

___________________________________________________________________________

Примечание: ОП и BP 4.12 в совокупности заменяют OD 4.30 «Вынужденное переселение» и применяются в отношении всех проектов, по которым экспертиза концепции проекта была проведена 1 января 2002 года или после этой даты. Вопросы можно направлять в адрес Директора Департамента социального развития (ДСР).

____________________________________________________________________________

1. Опыт деятельности Банка1 свидетельствует о том, что вынужденное переселение людей в рамках реализации проектов развития, не сопровождаемое мерами по смягчению последствий, нередко влечет за собой возникновение серьезных экономических, социальных и экологических рисков, таких как: разрушение системы производства; ухудшение благосостояния населения вследствие утраты производственных фондов и иных источников дохода; переселение людей в районы, где их профессиональные навыки могут находить меньшее применение и где выше уровень конкуренции за доступ к ресурсам; ослабление местных общественных институтов и систем социальной поддержки; нарушение связей между группами родственников, ослабление и даже сведение на нет таких факторов, как осознание культурной принадлежности, сложившееся общественное положение, возможность по оказанию взаимопомощи. Настоящая операционная политика предусматривает меры по предотвращению и смягчению таких рисков, ведущих к ухудшению благосостояния населения.

Необходимые меры

6. В целях смягчения последствий, приведенных в пункте 3(а) настоящей операционной политики, заемщик разрабатывает план или стратегию переселения (см. пункты 25–30), где предусмотрено следующее:

а. меры, направленные на то, чтобы подлежащие переселению лица:

i) были проинформированы об имеющихся у них возможностях и правах в связи с переселением;

ii) участвовали в консультациях и имели возможность выбора различных вариантов переселения, осуществимых с технической и экономической точек зрения, а также

iii) без промедления получали компенсацию в размере полной стоимости возмещения11 убытков, связанных с утратой имущества12 по причинам, непосредственно связанным с работами в рамках проекта.

б. Если предусматривается переезд в другую местность, план или стратегия переселения включает меры, направленные на то, чтобы лица, подлежащие переселению:

i) получили помощь в процессе переезда (например, подъемные); а также

ii) получили жилье или участки для строительства жилья, либо (если требуется) участки сельскохозяйственных угодий, которые по совокупности характеристик (производственный потенциал, выгодное расположение, другие факторы) были бы, по меньшей мере, не хуже, чем изъятые участки13.

в. В случаях, когда это необходимо для достижения целей и задач, определенных в операционной политике, план или стратегия переселения также включает меры, направленные на то, чтобы подлежащие переселению лица:

i) после переселения получали помощь в течение некоторого переходного периода, продолжительность которого рассчитывается исходя из обоснованной оценки времени, необходимого для восстановления источников средств к существованию и уровня жизни14; а также

ii) помимо компенсаций, предусмотренных в пункте 6 (а) (iii), получали помощь в порядке содействия развитию, например, в виде подготовки земли к севу, доступа к кредитам и программам обучения, обеспечения возможностей трудоустройства.

7. Для достижения целей и задач настоящей операционной политики особое внимание следует уделять нуждам наиболее уязвимых категорий переселяемых лиц, особенно людям, живущим ниже уровня бедности, не имеющим земельной собственности, престарелым, женщинам и детям, представителям коренных народностей15, национальных меньшинств, а также другим категориями переселяемых лиц, интересы которых могут быть не защищены национальным законодательством в части компенсаций за подлежащие изъятию земельные участки.

8. Опыт деятельности Банка свидетельствует о том, что переселение представителей коренных народностей, традиционная хозяйственная деятельность которых связана с землей, вызывает особые трудности и может приводить к утрате самобытности и культурных традиций таких народностей. Поэтому при рассмотрении проектов Банк должен убедиться, что заемщиком рассмотрены все технически осуществимые альтернативные варианты реализации проекта, с тем, чтобы избежать переселения коренных народностей. Если такой возможности не имеется, то предпочтение отдается планам переселения, которые выработаны на основе консультаций с представителями коренных народностей и предусматривают предоставление этим группам земель (см. пункт 11), максимально соответствующих их национально-культурным предпочтениям (см. Приложение А, пункт11).

9. Осуществление мер по переселению увязывается с реализацией инвестиционного компонента проекта таким образом, чтобы изъятие земель или ограничение доступа к ним производилось только после реализации всех необходимых мер, связанных с переселением. В отношении последствий, перечисленных в пункте 3 (а) настоящей операционной политики, такие меры включают выплату компенсаций и оказание других видов помощи при переезде на новое место жительства (причем эти меры должны быть приняты до переезда), а также подготовку и предоставление участков земли под заселение, при необходимости со всеми надлежащими сооружениями. В частности, изъятие земли и другого имущества может осуществляться только после выплаты соответствующих компенсаций, и, когда это применимо, – после предоставления новых участков земли и выплаты подъемных переселяемым лицам. В целях смягчения последствий, перечисленных в пункте 3(б) настоящего документа, меры по оказанию помощи переселяемым лицам принимаются согласно плану действий в рамках проекта (см. пункт 30).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.21 (0.088 с.)