ТОП 10:

Инструменты по организации переселения



План проведения переселения

24. В отношении проектов, указанных в подпункте 17(а) выше24, условием проведения экспертизы проекта является представление проекта плана проведения переселения, соответствующего положениям настоящего документа по операционной политике (см.Приложение А, пункты 2-21). Однако если последствия планируемой деятельности для переселенцев незначительны,25 либо если переселению подлежат менее 200 человек, может быть представлен краткий план проведения переселения (см. Приложение А, пункт 22). При этом действует порядок представления информации, изложенный в пункте 22.

Стратегия переселения

25. В отношении отраслевой инвестиционной деятельности, в связи с которой может возникнуть необходимость переселения жителей, Банк требует, чтобы учреждение-исполнитель проводило отбор и оценку субпроектов, подлежащих финансированию по линии Банка, на предмет их соответствия положениям настоящего документа пооперационной политике. Для таких видов деятельности заемщик должен представить – до проведения экспертизы – стратегию переселения, соответствующую положениям настоящего документа о принципах операционной политики (см. Приложение А, пункты 23–25). В стратегии также приводятся (по возможности наиболее обоснованные) оценочные данные об общей численности переселяемых и о суммарных затратах в связи с их переселением.

26. В отношении операций финансовых посредников, в связи с которыми может возникнуть необходимость переселения жителей, Банк требует, чтобы финансовый посредник (ФП)провел отбор и оценку субпроектов, подлежащих финансированию по линии Банка с целью выявления их соответствия положениям настоящего документа по операционной политике. В отношении таких операций Банк требует, чтобы заемщик или ФП до проведения экспертизы проекта представил ему стратегию переселения, соответствующую требованиям настоящего документа по операционной политике (см. Приложение А, пункты 23–25). Кроме того, стратегией переселения предусматривается проведение оценки институциональных возможностей и процедур каждого из ФП, которые будут отвечать за финансирование субпроектов. Если, по оценке Банка, тот или иной субпроект, который будет финансироваться ФП, не предусматривает переселения жителей, представлять стратегию переселения не требуется. В случаях же, когда субпроект может вызвать необходимость переселения, в юридических договорах фиксируется обязательство со стороны ФП потребовать от потенциальных субзаемщиков представления плана проведения переселения, соответствующего положениям настоящего документа по операционной политике. По всем субпроектам, предусматривающим переселение, план проведения переселения представляется на утверждение Банку до того, как субпроект будет принят Банком для финансирования.

27. В отношении других реализуемых при содействии Банка проектов, состоящих из нескольких субпроектов26, в связи с которыми может возникнуть необходимость переселения жителей, Банк требует, чтобы до проведения экспертизы проекта ему был предоставлен проект плана проведения переселения, соответствующий положениям настоящего документа по операционной политике, за исключением тех случаев, когда в силу характера или структуры проекта или отдельного субпроекта (отдельных субпроектов):

а. невозможно определить размеры зоны воздействия субпроекта либо

б. общие размеры зоны воздействия известны, но невозможно определить точные участки размещения планируемых объектов. В таких случаях до проведения экспертизы проекта заемщик представляет стратегию переселения, которая должна соответствовать положениям настоящего документа о принципах операционной политики (см. Приложение А, пункты 23–25). В отношении субпроектов, которые не укладываются в указанные выше категории, необходимо представить план проведения переселения, соответствующий положениям настоящего документа по операционной политике, до проведения их экспертизы.

28. В отношении каждого субпроекта в рамках проекта, соответствующего критериям пунктов 26, 27 или 28, который может предусматривать переселение жителей, Банк требует, чтобы надлежащий план проведения переселения или краткий план проведения переселения, соответствующий положениям настоящего документа по операционной политике, был представлен до того, как субпроект будет принят Банком к финансированию.

29. В отношении проектов, предусмотренных пунктами 26–28, Банк может в письменной форме выразить согласие с тем, чтобы планы переселения в рамках субпроектов утверждались учреждением-исполнителем, компетентным государственным органом или финансовым посредником без предварительного рассмотрения этих планов Банком. Это возможно в том случае, если соответствующее учреждение продемонстрировало наличие необходимых институциональных возможностей для проведения экспертизы планов переселения и обеспечения их соответствия настоящему документу по операционной политике. Положения о подобной передаче полномочий, а также и о мерах судебной защиты на случай, если такое учреждение утвердит план проведения переселения, который в дальнейшем будет признан не соответствующим политике Банка, включаются в юридические договоры по проекту. Во всех указанных случаях Банк должен проводить экспертизу реализации планов проведения переселения постфактум.

Рамочный документ по обеспечению участия населения

30. В отношении проектов, предусматривающих ограничение доступа населения к тем или иным природным объектам согласно пункту 3(b) настоящего документа, заемщик представляет Банку проект рамочного документа по обеспечению участия населения, который должен отвечать соответствующим положениям настоящего документа пооперационной политике, в качестве условия проведения экспертизы проекта. Кроме того, в период реализации проекта и до момента приведения в исполнение мер по ограничению доступа заемщик разрабатывает приемлемый для Банка план действий, в котором должны быть определены конкретные меры по оказанию помощи переселяемым лицам, а также порядок их осуществления. Формат этого плана действий может быть аналогичным форма плана рационального использования природных ресурсов, подготовленного для данного проекта.

Оказание помощи заемщику

31. Для достижения целей настоящей операционной политики Банк по просьбе заемщика может оказывать заемщику и другим заинтересованным организациям содействие в виде:

а. помощи в проведении экспертизы и совершенствовании мер политики, стратегий, правовой базы и конкретных планов переселения на национальном, региональном и отраслевом уровне;

б. финансирования мер по оказанию технической помощи в укреплении возможностей учреждений-исполнителей, а также мер по обеспечению более эффективного участия самих переселяемых в осуществлении мер по переселению;

в. финансирования мер по оказанию технической помощи в разработке мер политики, стратегий и конкретных планов по проведению переселения, а также в реализации, контроле за реализацией и оценке мероприятий по переселению; и

г. финансирования инвестиционных затрат по переселение.

32. Банк может финансировать либо какой-то компонент основного инвестиционного проекта, вызывающий необходимость или требующий проведения переселения, либо самостоятельный проект по переселению с соответствующими взаимоувязанными условиями. При этом разработка и реализация последнего проходит параллельно с основным инвестиционным проектом, вызвавшим необходимость в переселении. Банк может финансировать мероприятия по переселению, даже если он не участвует в финансировании основного инвестиционного проекта, обусловившего необходимость такого переселения.

33. Банк не использует кредитные средства на выплату денежных компенсаций и других видов денежной помощи в связи с переселением жителей (в том числе на компенсацию стоимости приобретенных земельных участков). Однако Банк может финансировать мероприятия по мелиорации земель, связанные с проведением переселения.

Сноски

1 «Банк» включает МАР; понятие «займы» включает кредиты, гарантии, а также авансы и гранты из средствФонда подготовки проектов (ФПП); понятие «проекты» включает проекты, осуществляемые за счет: a)адаптивных программных займов;

b) экспериментальных и инновационных займов;

c) фонда подготовки проектов и фондов институционального развития, если они включают u1080 инвестиционную деятельность;

d) грантов по линии Глобального экологического фонда и многостороннего фонда Монреальского протокола, исполнительным органом которых является Банк, а также e) грантов или займов за счет предоставляемых другими донорами средств, которыми распоряжается Банк. Термин «проект» не включает программы структурных преобразований. Термин «заемщик» также включает понятия «гарант» и «учреждение-исполнитель», если это обусловлено контекстом.

2При выработке подходов к организации переселения жителей в рамках проектов, осуществляемых при содействии Банка, следует также при необходимости учитывать требования других документов о принципах операционной политики Банка. Это такие документы, как OP 4.01 Экологическая оценка, OP 4.04Естественные места обитания, OP 4.11 Сохранение культурного наследия при реализации проектов, осуществляемых при содействии Банка, и OD 4.20 Коренные народности.

3 Термин «переселенные лица / лица, подлежащие переселению» относится к лицам, которые подверглись воздействию в любой из форм, указанных в пункте 3 настоящего документа.

4 Переселенным лицам, согласно пункту 3(b), помощь в улучшении или восстановлении условий жизни должна оказываться таким образом, чтобы обеспечить устойчивость действующих заповедников и охраняемых территорий.

5В случае возникновения неблагоприятных косвенных последствий социально-экономического характера представляется целесообразным проведение заемщиком оценки социальных условий и принятие им мер по сокращению или смягчению социально-экономических негативных последствий, особенно для бедных и социально уязвимых групп населения. Другие экологические, социальные и экономические последствия, несвязанные с изъятием земельных участков, могут быть выявлены и учтены при проведении экологической оценки и при разработке других документов и отчетов по проекту.

6 Положения настоящего документа по операционной политике не относятся к ограничению доступа к природным ресурсам, если оно вводится в рамках проектов, инициируемых местными общинами ( т.е. если решение об ограничении доступа к природным ресурсам принято самим местным населением), при условии, что экспертиза, проведенная в соответствии с требованиями Банка, подтвердит надлежащую организацию процесса принятия решений в общине, обеспечивающего разработку необходимых мер по сокращению неблагоприятных последствий, если таковые имеются, для наименее защищенных членов общины. Настоящий документ по операционной политике не распространяется на переселенцев и беженцев из районов стихийных бедствий, боевых действий и гражданских беспорядков (см. документ OP/BP 8.50, Оказание помощи в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций).

7В контексте настоящего документа термин «вынужденный» относится к действиям, которые могут быть предприняты без получения согласия проинформированных лиц, подлежащих переселению, или при отсутствии у этих лиц возможности выбора.

8 Термины «земля, земельные участки» включает все произрастающие на этой земле растения, культуры, а также находящиеся на ней стационарные постройки и сооружения. Положения настоящей операционной политики не применяются в отношении регулирования использования природных ресурсов на общенациональном или региональном уровне, например, управления водными и земельными ресурсами водосборных бассейнов, рационализации использования подземных вод, управления рыбными промыслами ит.п. Положения настоящей операционной политики не относятся и к урегулированию споров между частными лицами при осуществлении проектов по установлению прав собственности на землю. Вместе с тем представляется целесообразным проведение заемщиком оценки социальных условий и принятие мер по сокращению или смягчению социально-экономических негативных последствий, особенно для бедных и социально уязвимых групп населения.

9В контексте настоящего документа вынужденное ограничение доступа включает ограничение пользования природными ресурсами, вводимое в отношении лиц, проживающих за пределами заповедников и охраняемых территорий, а также в отношении лиц, продолжающих проживать на территории заповедников и охраняемых территорий в период реализации и по завершении реализации проекта. Если в соответствии с проектом создаются новые заповедники или охраняемые районы, то лица, которые лишились жилья, земельных участков и иного имущества, относятся к категории лиц, отвечающих критериям, указанным в пункте 3(а). Лица, которые лишились жилья на территории действующих заповедников и охраняемых районов, также относятся к категории лиц, отвечающих критериям, указанным в пункте 3а.

10В«Справочном пособии по вопросам организации переселения» (готовится к публикации) содержатся рекомендации персоналу Банка, разработанные с учетом успешного опыта выполнения соответствующих мероприятий.

11 Термин «восстановительная стоимость / стоимость замещения» относится к методике оценки имущества, позволяющей определить сумму денежных средств, достаточную для замещения утраченного имущества с учетом стоимости сделки. При использовании данной методики амортизация сооружений и имущества в расчет не принимается (более подробное определение метода оценки стоимости замещения см. в Приложении А, сноска 1). Что касается ущерба, который трудно оценить и компенсировать в денежной форме (например, ограничение доступа к коммунальным услугам, районам рыболовства, пастбищам, лесным угодьям, нарушение связи с клиентами, поставщиками), должны быть приняты меры по обеспечению доступа к аналогичным ресурсам, соответствующим национально-культурным традициям населения, а также меры по обеспечению аналогичных источников доходов. В случае если национальное законодательство не обеспечивает соответствия стандартному требованию о компенсации в размере полной стоимости замещения, то, помимо выплаты компенсации в соответствии с национальным законодательством, принимаются дополнительные меры, обеспечивающие выполнение указанного стандартного требования. Такая дополнительная помощь оказывается помимо помощи, предоставляемой при переселении на основании пункта 6.

12В случае, если оставшаяся после изъятия часть имущества не обеспечивает экономически эффективного ведения хозяйства, компенсация и другие виды помощи при переселении предоставляются, как если бы было изъято все имущество целиком.

13При предоставлении нового имущества должны быть оформлены надлежащие права пользования и владения. Стоимость предоставления нового жилья, участков под строительство жилья, служебных помещений, сельскохозяйственных угодий может вычитаться из части или всей суммы компенсации за потерю соответствующего имущества.

14Такая помощь может оказываться в виде кратковременного трудоустройства, выплаты пособий на обеспечение прожиточного минимума, выплаты разницы в оплате труда в случае сокращения ее размера или в виде других мер аналогичного характера.

15 См. OD 4.20, Коренные народности.

16 См. OP 4.04, Естественные места обитания.

17Как правило, данное положение применяется, если изымаемый участок земли составляет менее 20% общей

площади продуктивных угодий.

18 Положения пунктов 13-15 не действуют в отношении последствий, предусмотренных пунктом 3 (b)настоящего документа. Критерии для определения права на получение помощи для переселенных лиц, указанных в пункте 3 (b), устанавливаются в рамочном документе о принципах обеспечения участия населения(см. пункты 7 и 30).

19Такие претензии могут возникать: в связи с владением на основе правового титула вопреки притязаниям другого лица; в связи с незаконным владением землей, принадлежащей государству, в течение длительного времени при отсутствии каких-либо действий со стороны государства по выселению незаконного владельца (то есть с молчаливого согласия государства); а также в связи с правами владения u1080 и пользования, основанными на обычае и традиции, и т.п.

20 Помощь при переселении может быть оказана в виде предоставления земельных участков и другого имущества, выплаты денежных пособий и компенсаций, трудоустройства и т.п. – в зависимости от конкретных условий.

21Как правило, этой конечной датой является день начала переписи. Конечной датой может также быть дата определения границ территории проекта, если эти границы были определены до начала переписи, при условии, что информация о предстоящем определении границ территории была надлежащим образом доведена до сведения местного населения, а после определения границ проекта было обеспечено постоянное и систематическое распространение соответствующей информации в целях недопущения притока новых жителей на эту территорию.

22При подготовке проектов, связанных с высоким риском или вызывающих большие споры, либо предусматривающих осуществление масштабных и сложных мер по переселению жителей, заемщику следует привлечь к работе группу независимых специалистов в области организации переселения, пользующихся международным признанием, для предоставления консультаций по всем аспектам проекта, связанным с переселением. Число привлекаемых специалистов, роль группы и регулярность проведения совещаний должны определяться исходя из сложности задач, связанных с переселением. Если для подготовки проекта создаются комиссии независимых технических экспертов в соответствии с документом OP 4.01, Экологическая оценка, то группа консультантов по вопросам организации переселения может входить в состав группы специалистов по экологии.

23 Порядок раскрытия информации подробно изложен в документе BP 17.50, Порядок раскрытия информации о деятельности (готовится к публикации).

24 Исключение из данного требования может быть сделано лишь при наличии особых обстоятельств (например, при принятии мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций) по согласованию с руководством Банка(см. документ ВР 4.12, пункт 8). В этих случаях в утвержденном руководством Банка документе устанавливаются сроки и выделяются средства на подготовку плана проведения переселения.

25 Последствия считаются незначительными, если население, оказавшееся в зоне воздействия проекта, не подлежит фактическому переселению на новое место жительства, а изъятию подлежит менее 10% от их производственных фондов.

26В контексте данного пункта термин «субпроекты» означает компоненты и субкомпоненты проектов.


[1]Согласно Постановлению Кабинета Министров РУз №165 от 07.06.2012социально уязвимое население имеет доход в 1.5 минимальной заработной платы на человека в семье, что составляет порядка 144.158 сум(приблизительноUS$2.07на человека в день). Обменный курс Центрального Банка Республики Узбекистан на 15июля 2014 US$ 1 =2324.10сум.

[2] Бюджет и общие затраты являются предварительными.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.168 (0.011 с.)