Сфера применения операционной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сфера применения операционной политики



3. Настоящая операционная политика применяется в отношении прямых экономических и социальных последствий5, которые возникают в результате реализации инвестиционных проектов, осуществляемых при содействии Банка6, и которые вызваны такими факторами, как:

a) принудительное7 изъятие земель8, приводящее к

i) переселению на новое место жительства или потере крова;

ii) потере имущества либо лишению возможности им пользоваться; или

iii) потере источников дохода или средств к существованию независимо оттого, были ли пострадавшие лица вынуждены переехать на новое местожительства;.

4. Настоящая операционная политика применяется ко всем компонентам проекта, которые приводят к вынужденному переселению, независимо от источников финансирования проекта. Она применима и к другим видам деятельности, ведущим к вынужденному переселению, если, по мнению Банка, они:

а. непосредственно и тесно связаны с проектом, осуществляемым при содействии Банка,

б. необходимы для достижения целей проекта, изложенных в проектных документах,

в. осуществляются или намечены к осуществлению одновременно с проектом.

 

5. За информацией относительно сферы применения и сферы действия данной операционной политики следует обращаться в Комитет по вопросам вынужденного переселения (см. BP4.12, пункт 7)10.

Необходимые меры

6. В целях смягчения последствий, приведенных в пункте 3(а) настоящей операционной политики, заемщик разрабатывает план или стратегию переселения (см. пункты 25–30), где предусмотрено следующее:

а. меры, направленные на то, чтобы подлежащие переселению лица:

i) были проинформированы об имеющихся у них возможностях и правах в связи с переселением;

ii) участвовали в консультациях и имели возможность выбора различных вариантов переселения, осуществимых с технической и экономической точек зрения, а также

iii) без промедления получали компенсацию в размере полной стоимости возмещения11 убытков, связанных с утратой имущества12 по причинам, непосредственно связанным с работами в рамках проекта.

б. Если предусматривается переезд в другую местность, план или стратегия переселения включает меры, направленные на то, чтобы лица, подлежащие переселению:

i) получили помощь в процессе переезда (например, подъемные); а также

ii) получили жилье или участки для строительства жилья, либо (если требуется) участки сельскохозяйственных угодий, которые по совокупности характеристик (производственный потенциал, выгодное расположение, другие факторы) были бы, по меньшей мере, не хуже, чем изъятые участки13.

в. В случаях, когда это необходимо для достижения целей и задач, определенных в операционной политике, план или стратегия переселения также включает меры, направленные на то, чтобы подлежащие переселению лица:

i) после переселения получали помощь в течение некоторого переходного периода, продолжительность которого рассчитывается исходя из обоснованной оценки времени, необходимого для восстановления источников средств к существованию и уровня жизни14; а также

ii) помимо компенсаций, предусмотренных в пункте 6 (а) (iii), получали помощь в порядке содействия развитию, например, в виде подготовки земли к севу, доступа к кредитам и программам обучения, обеспечения возможностей трудоустройства.

7. Для достижения целей и задач настоящей операционной политики особое внимание следует уделять нуждам наиболее уязвимых категорий переселяемых лиц, особенно людям, живущим ниже уровня бедности, не имеющим земельной собственности, престарелым, женщинам и детям, представителям коренных народностей15, национальных меньшинств, а также другим категориями переселяемых лиц, интересы которых могут быть не защищены национальным законодательством в части компенсаций за подлежащие изъятию земельные участки.

8. Опыт деятельности Банка свидетельствует о том, что переселение представителей коренных народностей, традиционная хозяйственная деятельность которых связана с землей, вызывает особые трудности и может приводить к утрате самобытности и культурных традиций таких народностей. Поэтому при рассмотрении проектов Банк должен убедиться, что заемщиком рассмотрены все технически осуществимые альтернативные варианты реализации проекта, с тем, чтобы избежать переселения коренных народностей. Если такой возможности не имеется, то предпочтение отдается планам переселения, которые выработаны на основе консультаций с представителями коренных народностей и предусматривают предоставление этим группам земель (см. пункт 11), максимально соответствующих их национально-культурным предпочтениям (см. Приложение А, пункт11).

9. Осуществление мер по переселению увязывается с реализацией инвестиционного компонента проекта таким образом, чтобы изъятие земель или ограничение доступа к ним производилось только после реализации всех необходимых мер, связанных с переселением. В отношении последствий, перечисленных в пункте 3 (а) настоящей операционной политики, такие меры включают выплату компенсаций и оказание других видов помощи при переезде на новое место жительства (причем эти меры должны быть приняты до переезда), а также подготовку и предоставление участков земли под заселение, при необходимости со всеми надлежащими сооружениями. В частности, изъятие земли и другого имущества может осуществляться только после выплаты соответствующих компенсаций, и, когда это применимо, – после предоставления новых участков земли и выплаты подъемных переселяемым лицам. В целях смягчения последствий, перечисленных в пункте 3(б) настоящего документа, меры по оказанию помощи переселяемым лицам принимаются согласно плану действий в рамках проекта (см. пункт 30).

10. При переселении людей, для которых земля является основным источником средств к существованию, предпочтение следует отдавать планам переселения с предоставлением людям земельных участков. Эти планы могут включать переселение на земли, принадлежащие государству (см. сноску 1 выше), либо на территории, приобретенные (выкупленные) в этих целях у частных владельцев. При предоставлении новых земельных участков переселяемые должны обеспечиваться землей, которая по совокупности характеристик (производственный потенциал, выгодное расположение, другие факторы) должна быть, по меньшей мере, равноценна изымаемым земельным участкам. Если для переселяемых лиц предоставление земельных участков не является необходимым предпочтением при выборе варианта переселения, или если предоставление земельных участков может иметь негативные последствия для заповедников или охраняемых территорий16, или если не существует возможности предоставить достаточные площади по разумно обоснованной цене, следует предлагать варианты переселения, не связанные с предоставлением земельных участков. К ним могут относиться варианты, предусматривающие возможность трудоустройства или ведения индивидуальной трудовой деятельности наряду с выплатой переселяемым лицам компенсаций за изъятые земельные участки и иное имущество. При этом Банку должны быть представлены убедительные доказательства и документы, свидетельствующие о невозможности предоставления подходящих земельных участков.

11. Выплату денежных компенсаций за изъятое имущество целесообразно производить в следующих случаях: а) когда земля является основным источником средств к существованию, но для нужд проекта изымается лишь небольшая часть общей площади земельных угодий17, при этом хозяйственная деятельность на остальной части угодий экономически эффективна; б) когда существуют активно работающие рынки земли, жилья и трудовых ресурсов, и переселяемые имеют доступ к этим рынкам при наличии достаточного предложения земельных участков и жилья; в) когда земля не является для переселяемых основным источником средств к существованию. Суммы денежных компенсаций, произведенных на основе возмещения полной стоимости изъятой земли и другого имущества, должны быть достаточными для приобретения новых земельных участков и другого имущества на основе рыночных цен в данной местности.

12. В отношении последствий, указанных в пункте 3(а) настоящего документа, Банк выдвигает следующие требования:

а. Переселяемые лица и общины, а также жители принимающих их населенных пунктов должны получать своевременную и полную информацию, принимать участие в консультациях по различным вариантам переселения, а также иметь возможность участвовать в планировании, реализации и контроле за реализацией мероприятий по переселению. В интересах переселяемых должны быть созданы необходимые и доступные механизмы рассмотрения и удовлетворения их жалоб.

б. На новых участках, предназначенных для переселения, или в населенных пунктах, куда производится переселение, должны быть созданы необходимые объекты инфраструктуры и коммунального обслуживания, обеспечивающие повышение, восстановление или поддержание доступности и качества обслуживания для переселяемых лиц и местного населения. Должны быть предоставлены альтернативные или аналогичные ресурсы в целях компенсации утраченного доступа к объектам общего пользования (таким, как рыболовные угодья, пастбища, топливо, корма).

в. Модель организации жизни переселяемых лиц, соответствующая новым условиям, должна строиться на основе их пожеланий и предпочтений. По возможности необходимо обеспечивать сохранение социальных и культурных обычаев переселенцев и местного населения, а также учитывать пожелания переселенцев относительно сохранения на новом месте сложившихся общин и групп.

Право на получение компенсаций и помощи при переселении18

13. Установив необходимость вынужденного переселения в рамках проекта, заемщик должен провести перепись населения, чтобы выявить всех тех, кто может пострадать при реализации проекта (см. Приложение А, пункт 6(а)), и определить список лиц, имеющих право на получение помощи, не допустив при этом обращения за помощью тех, кто не имеет права на ее получение. Кроме того, заемщик разрабатывает приемлемый для Банка порядок установления критериев для определения категорий лиц, которые будут иметь право на получение компенсаций и другой помощи при переселении. Такой порядок должен предусматривать проведение консультаций по существенным вопросам с отдельными лицами и жителями населенных пунктов, которые окажутся в зоне воздействия проекта, с представителями местных властей, а при необходимости – и с представителями неправительственных организаций (НПО); должен предусматриваться и механизм рассмотрения и удовлетворения жалоб.

14. Критерии для определения права на получение компенсаций и помощи. Переселяемые лица могут быть отнесены к одной из трех следующих категорий:

а. лица, имеющие официальные юридические права на земельные участки (в том числе права, основанные на обычаях и традициях, которые признаны законодательством данной страны);

б. лица, не имеющие официальных юридических прав на земельные участки на момент начала проведения переписи, но заявившие свои права на такие участки или имущество, –при условии, что такие претензии признаются законодательством данной страны или получают признание в порядке, определенном планом проведения переселения (см. Приложение А, пункт 7(f)); а также19

в. лица, не имеющие подлежащих признанию юридических прав и претензий в отношении занимаемых ими земельных участков.

15. Лица, отнесенные к категориям, определенным в подпунктах a) и b) пункта 15, получают компенсацию за изымаемые у них земельные участки, а также иную помощь, предусмотренную пунктом 6. Лицам, отнесенным к категории, определенной в подпункте 15(c), вместо компенсации за изымаемые у них земельные участки предоставляется помощь при переселении на новое место жительства20, а при необходимости и другие виды помощи, которые требуются для достижения целей, изложенных в данном документе, но при условии, что они занимали отведенные для реализации проекта участки земли до некоей конечной даты, установленной заемщиком по согласованию с Банком21. Лица, поселившиеся на данной территории после установленной конечной даты, не имеют права на получение компенсации или какого-либо иного вида помощи в связи с переселением. Всем лицам, отнесенным к категориям, указанным в подпунктах (а), (b) и (c) пункта 15, выплачивается компенсация за утрату имущества помимо земельных участков.

Планирование, реализация и контроль за реализацией мер по переселению

16. Для достижения целей, изложенных в настоящем документе по операционной политике, применяются различные методы планирования – в зависимости от типа проекта:

a. для осуществления любых видов деятельности, связанных с вынужденным переселением, необходимо разработать план проведения переселения или краткий план проведения переселения, если не предусмотрено иное (см. пункт 25 и Приложение А);

b. для осуществления видов деятельности, указанных в пунктах 26–30, если при этом предусматривается вынужденное переселение, необходимо разработать стратегию переселения, если не предусмотрено иное (см. Приложение А).

17. Заемщик несет ответственность за подготовку, реализацию и контроль за реализацией плана и стратегии переселения или рамочного документа по обеспечению участия населения(«инструменты по организации переселения») в соответствии с положениями настоящего документа по операционной политике и в зависимости от конкретных условий. К числу инструментов по организации переселения относится стратегия достижения целей данной операционной политики, в которой уточняются все аспекты предполагаемого переселения. Решимость заемщика, а также его способность успешно осуществить переселение жителей являются ключевыми факторами, на основе которого принимается решение об участии Банка в том или ином проекте.

18. Планирование мер по переселению включает предварительное рассмотрение (скрининг) и определение масштабов ключевых проблем, выбор соответствующего инструмента по организации переселения, а также сбор информации, необходимой для разработки связанного с переселением компонента или субкомпонента проекта. Сфера применения и уровень детализации инструмента по организации переселения зависят от масштабов и сложности предполагаемой операции. Заемщик привлекает к участию в разработке компонента проекта, связанного с переселением, соответствующих специалистов по социальным, техническим и юридическим вопросам, а также представителей местных общественных и неправительственных организаций22. Заемщик заранее информирует подлежащих переселению лиц об аспектах проекта, связанных с переселением, и учитывает их мнение при планировании работ по проекту.

19. Все затраты на осуществление мер по переселению жителей, которые необходимы для достижения целей проекта, включаются в общую стоимость проекта. Затраты на переселение, как и затраты на все другие виды работ в рамках проекта, рассматриваются как издержки, противопоставляемые экономическим выгодам от проекта, а вся «чистая» выгода, получаемая переселенными лицами (при сравнении с ситуацией «без проекта») учитывается при расчете суммарных экономических выгод от реализации проекта. При этом сами по себе компоненты проекта, связанные с переселением, или самостоятельные проекты по переселению могут не быть экономически эффективными, но в любом случае затраты должны быть оправданными.

20. Заемщик обеспечивает полное соответствие Плана реализации проекта инструменту по организации переселения.

21. В качестве условия проведения экспертизы проекта, предусматривающего переселение жителей, заемщик представляет Банку соответствующий проект инструмента по организации переселения, который должен соответствовать положениям настоящего документа о принципах операционной политики, а также обеспечивает доступ к этому проекту подлежащих переселению лиц и представителей местных неправительственных организаций,причем такой проект должен быть составлен в доступной форме и на понятном им языке. Если проект инструмента принимается Банком в качестве основы для проведения экспертизы предполагаемого проекта, он помещается в Информационный магазин Всемирного банка (InfoShop) и становится доступным для широкой общественности. После утверждения Банком окончательного варианта инструмента по организации переселения, Банк и заемщик повторно публикуют его в том же порядке23.

22. Обязательства заемщика в отношении реализации положений инструмента по организации переселения и регулярного информирования Банка о ходе их выполнения фиксируются в юридических договорах по проекту.

23. Заемщик несет ответственность за обеспечение надлежащего контроля за реализацией и надлежащую оценку мер по переселению, предусмотренных инструментом по организации переселения. Банк регулярно осуществляет надзор за ходом реализации мер по переселению с целью определения их соответствия положениям инструмента по организации переселения. По завершении проекта заемщик осуществляет оценку реализованных мер, чтобы определить, достигнуты ли цели, сформулированные в инструменте по организации переселения. При проведении этой оценки учитываются исходные условия и результаты контроля за осуществлением мер по переселению. Если в ходе оценки выяснится, что поставленные цели могут быть не достигнуты, заемщик должен предложить меры по устранению недостатков, на основе которых Банк сможет осуществлять дальнейший контроль за положением дел, если сочтет это целесообразным (см. также документ BP 4.12,пункт 16).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.205.166 (0.088 с.)