Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздражители, применяемые при дрессировке собак

Поиск

 

В процессе дрессировки дрессировщик воздействует на нервную систему собаки безусловными и условными раздражителями.

Для правильного использования этих раздражителей необходимо знать, какие безусловные и условные раздражители применяют при дрессировке собак, знать характерные особенности этих раздражителей и порядок их применения (рис. 97).

 

Рис. 97. Схема раздражителей, используемых при дрессировке

 

Безусловным раздражителем называется раздражитель, вызывающий безусловный рефлекс (пищевой, оборонительный и другие). Условными раздражителями называются такие раздражители, на которые дрессировщик воспитывает у собаки условный рефлекс: команды «сидеть», «лежать» жесты и другие сигналы.

Безусловные раздражители. Для получения у собаки первоначального действия, желательного для дрессировщика, необходимо подобрать такой безусловный раздражитель, который бы вызвал у собаки соответствующий безусловный рефлекс. Так, например, чтобы заставить собаку совершить посадку, следует нажимать рукой на круп собаки в направлении к земле. Рука дрессировщика в этом случае будет служить безусловным раздражителем, вызывающим безусловный рефлекс посадки.

Проявление этого безусловного рефлекса под воздействием руки подобно аналогичному безусловному рефлексу отдергивания ноги, если ущемить или случайно наступить на ногу собаки. То и другое действие собаки является проявлением защитно-оборонительного рефлекса в пассивной форме.

Если дрессировщик будет нажимать рукой сверху вниз не в области крупа собаки, а в области спины, то собака не сядет, так как каждый рефлекс ее строго обусловлен. Для каждого раздражения в пределах центральной нервной системы собаки имеется как бы заранее проторенная дорога (рефлекторная дуга), по которой раздражение с определенных чувствительных нервов легче всего перебрасывается на строго определенные двигательные нервы, идущие к определенным группам мышц, сокращение которых проявляется в определенных действиях собаки. Такие части поверхности тела собаки, раздражение которых определенными раздражителями сопровождается определенными двигательными безусловными рефлексами, называются рецептивными полями (рецептор — восприниматель).

Безусловные рефлексы в дрессировке являются первоначальными действиями собаки, на основе которых дрессировщик воспитывает условные рефлексы.

Для дрессировки собаки особенно важны: мышечные рефлексы (или просто — кожные рефлексы), мышечно-сухожильные рефлексы, возникающие при искусственной придаче собаке той или иной позы, например при укладке, «рефлексы положения», возникающие в результате изменения напряжения (тонуса) в определенных группах мышц. Характерным примером рефлекса положения является посадка при показе кусочка мяса, постепенно подымаемого над головой собаки. Глядя на мясо, собака постепенно поднимает голову и садится.

В качестве основных безусловных раздражителей при дрессировке собак по общим приемам дрессировки используют раздражители механического и пищевого порядка.

В качестве механических безусловных раздражителей (физическое воздействие), вызывающих различные виды кожной чувствительности, — сухожильно-мышечные раздражения и раздражения глубокого мышечного порядка, применяют поглалшвание, давление, рывки поводком, воздействие строгим ошейником и, как исключение, удар хлыстом.

Следовательно, качество, виды и сила воздействия механического раздражителя в различных случаях будут неодинаковы, и дрессировщик должен уметь применить соответствующий раздражитель в каждом отдельном случае.

При дрессировке следует использовать механические раздражители средней силы в виде рывка поводком, давления рукой на различные части тела собаки и т. д. Однако при этом необходимо учитывать и индивидуальные особенности собак. Одни собаки имеют повышенную кожно-мышечную чувствительность и сильнее реагируют на воздействие такого порядка, чем другие собаки, у которых кожно-мышечная чувствительность понижена.

Для собак с повышенной кожно-мышечной чувствительностью сила механического раздражителя должна быть значительно слабее, чем для собак, у которых она понижена.

Частое применение при дрессировке механических раздражений большей силы может вызвать у собак явление запредельного торможения, проявляющегося в угнетенном состоянии, которое у некоторых собак сопровождается проявлением пассивно-оборонительной реакции — «боязнью» своего дрессировщика. Поэтому в процессе дрессировки, не следует злоупотреблять механическими раздражителями большой силы воздействия, а удары хлыстом следует применять только как исключение.

Механические раздражители, употребляемые при дрессировке собак для специального назначения (розыскной, караульной, сторожевой и другим службам), используются для вызова у собаки оборонительной реакции в активной форме (развитие злобы). Для этой цели лучше всего иметь обшитый материей соломенный жгут или гибкий прут, которым удобно наносить собаке удары без чрезмерно сильных раздражений, наличие которых может вызвать у нее пассивно-оборонительную реакцию и явления торможения.

Большое значение при дрессировке имеет пищевой раздражитель. В качестве пищевого безусловного раздражителя — лакомства — при дрессировке используют мелко нарезанное вареное мясо, хлеб, хлебные сухари, специально изготовленные галеты и т. п.

Лакомство может действовать на собаку, как безусловный и как условный раздражитель. Безусловным раздражителем лакомство будет в том случае, если оно непосредственно действует на слизистую ротовой полости собаки, раздражает окончания чувствительных вкусовых нервов и вызывает проявление секреторных (выделение слюны) и двигательных (жевание, захватывание пищи) безусловных рефлексов. Действуя на собаку с расстояния своим, видом и запахом, лакомство является условным пищевым раздражителем, так как к виду и запаху лакомства собаку приучают постепенно; у нее на вид и запах лакомства устанавливается натуральный условный рефлекс.

Дачу лакомства собаке должны проводить так, чтобы собака была «заинтересована» в получении его, т. е. чтобы на лакомство у собаки проявлялось пищевое возбуждение. Этого достигают двумя способами: во-первых, необходимая пищевая возбудимость собаки при дрессировке обеспечивается тем, что практическое занятие с собакой проводят до кормления или же через 4 часа после кормления собаки; во-вторых, заинтересованности собаки в получении лакомства достигают тем, что лакомство дают собаке небольшими кусочками, показывая его и не сразу отдавая, а как бы поддразнивая собаку видом лакомства.

В результате этого пищевая возбудимость («заинтересованность») у собаки еще более повышается и сила воздействия лакомства на собаку возрастает.

Давать лакомство собаке следует лишь в том случае, если она выполнила требуемое действие.

Условные раздражители. Основными условными раздражителями, на которые в процессе дрессировки воспитывают определенные условные рефлексы, служат команды и жесты.

Команды, как определенные словесные звуковые раздражители, должны быть строго однообразны и постоянны (см. рис. 98). Совершенно недопустимо какую-либо команду, например команду «рядом», заменять словами «равняйсь», «иди рядом», «к ноге», и т. п. Этого нельзя делать потому, что каждая команда является комплексным звуковым раздражителем, состоящим из определенного сочетания звуков, на который в процессе дрессировки устанавливается определенный условный рефлекс.

 

Рис. 98. Схема составных элементов команды

 

Кроме того, при использовании команд большое значение имеет интонация.

В дрессировке различают три вида интонации: приказания или обычную интонацию, ласки, или поощрения, и угрозы.

Команду в обычной или приказной интонации произносят достаточно громко, с оттенком требовательности. Команду в угрожающей интонации произносят резко, строго и в повышенном тоне.

Значение интонации в дрессировке весьма велико и определяется следующим: собаки имеют тонко развитый слуховой анализатор, благодаря которому они могут различать малейшие изменения в звуковых раздражителях и соответственно этому образовывать условные рефлексы на различные интонации голоса в одной и той же команде. Это обеспечивает дрессировщику возможность качественно изменять значение команды для собаки, как определенного условного раздражителя. Для этого надо приучить собаку хорошо различать, диференцировать различные интонации следующим методом: для выработки условного рефлекса на команду «рядом», подаваемую в приказной интонации, дрессировщик произносит команду в обычном тоне и подкрепляет ее рывком поводка средней силы.

В результате повторения подобного сочетания у собаки устанавливается двигательный условный рефлекс — по команде «рядом» — итти у ноги дрессировщика. Но если после установления условного рефлекса на команду «рядом» собака действия не выполняет, то команду «рядом» следует произносить в угрожающей интонации, сопровождая действием более сильного рывка. В результате подобного подкрепления одной и той же команды, но произносимой в разной интонации, собака приучается четко различать значение интонации. Ласковая, ободряющая интонация, в которой всегда следует произносить восклицание «хорошо», закрепляется на основе пищевого и тактильно-кожного раздражителей (оглаживания).

Постоянство и однообразие в произношении команд имеет большое значение при передаче подготовленной собаки от одного дрессировщика к другому. В этом случае от нового дрессировщика требуется только приучить собаку к себе и затем правильно использовать команды, к которым собака уже была ранее приучена. Каждую команду надо произносить точно, четко, достаточно громким голосом, с правильным ударением.

Специально проведенные опыты в лаборатории акад. И. П. Павлова показали, что если разбить словесный условный раздражитель (команду) на отдельные слоги, то только тот слог вызывает действие собаки, который наиболее отчетливо слышен при произношении слова. Так, слог «ту» вызывает такое же действие у собаки, как и слова «на стул» (собака вскакивает на стул). Слог «жи» вызывал такое же действие у собаки, как слово «ложись» (собака ложилась). Следовательно, значение ударного слога при образовании у собаки условного рефлекса на определенную команду имеет всегда большое значение, и дрессировщик должен это правильно использовать путем четкого произношения соответствующих слогов команды.

Если собака команду не выполняет, команду следует повторить в интонации «угрожающей», а вторичное повторение команды с угрожающей интонацией должно сопровождаться действием безусловного механического раздражителя (принуждения).

Многократное повторение одной и той же команды (если собака ее не выполняет) без подкрепления соответствующим безусловным раздражителем ведет к угашению условного рефлекса на эту команду.

Каждое действие собаки, выполненное по команде своего дрессировщика, должно быть закреплено посредством лакомства, оглаживания или восклицаний «хорошо».

В качестве звуковых условных раздражителей, кроме словесных команд, могут быть использованы разные звуковые сигналы, например свистки, и проч. Подобные сигналы обычно с успехом можно применять для управления действиями собаки на расстоянии, напрршер подзыв собаки к дрессировщику по свистку, остановка в движении и т. п.

В качестве зрительных условных раздражителей при дрессировке собак используют жесты.

Жест есть определенное движение руки дрессировщика, и так же как и звуковая команда, закрепляется за каждым определенным действием собаки, например опускание вытянутой вперед руки означает жест укладки; сгибание поднятой на уровне плеча руки в локтевом суставе означает жест посадки и т. д.

Жесты могут быть использованы для управления собакой на расстоянии; в большинстве это условные раздражители 2-го порядка (см. рис. 99).

 

Рис. 99. Схема отработки условных рефлексов 1-го и 2-го порядка

 

Значение соотношения сил раздражителей. Большое практическое значение при дрессировке имеет вопрос о соотношении силы условных и безусловных раздражителей. При выработке условного рефлекса на тот или иной условный раздражитель сила действия безусловного раздражителя должна быть больше, чем сила действия условного. В этом случае условные рефлексы образуются более легко и быстро. Когда сила условного раздражителя больше, чем сила безусловного, выработка условного рефлекса в большинстве случаев затрудняется. Например, подача команды при первоначальной дрессировке чрезмерно громким, резким и крикливым голосом может вызвать у собаки проявление оборонительной реакции в пассивной форме или явления последовательного торможения, что затрудняет выработку необходимых условных рефлексов.

 

Основные методы дрессировки

 

Методы дрессировки — это способы воздействия на собаку определенными раздражителями. Принято различать четыре основных метода дрессировки: механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный.

Механический метод. Механический метод дрессировки состоит в том, что в качестве безусловного раздражителя используют механический раздражитель в различных видах, вызывающий у собаки защитный оборонительный рефлекс (см. рис. 100), например рефлекс посадки при нажатии рукой на круп собаки. При этом «механический» раздражитель не только вызывает первоначальное действие у собаки (безусловный рефлекс), но используется для подкрепления условного рефлекса. Примером этого может явиться один из способов приучения собаки к ношению предметов. Для отработки данного действия дрессировщик, посадив собаку, правой рукой подносит к ее морде легкий предмет и, подавая соответствующую команду, оказывает на собаку определенное физическое воздействие. Он приподымает собаку за ошейник. Под давлением ошейника (действие механического раздражителя) собака раскрывает пасть, в которую дрессировщик быстро вкладывает предмет и отпускает ошейник. Правая рука дрессировщика в этот момент находится под нижней челюстью собаки, и при попытке собаки выбросить предмет, дрессировщик наносит легкий удар ладонью под челюсть. Этот удар, как механический раздражитель, повторяют во всех случаях, когда собака пытается выбросить поноску из пасти, и он является раздражителем, закрепляющим действие. Характерная особенность механического метода дрессировки состоит в том, что собака при этом выполняет пассивные действия по «принуждению».

 

Рис. 100. Схема анализа «механического» раздражителя

 

Механический метод дрессировки имеет следующие положительные стороны.

1. Все действия, выработанные у собаки этим способом, закрепляются прочно и в привычных условиях выполняются безотказно.

2. Механическим методом дрессировки можно легко достигнуть безотказного выполнения отработанных действий.

К отрицательным сторонам механического метода дрессировки относятся:

1) Частое пользование этим способом у некоторых собак вызывает угнетенное тормозное состояние с проявлением недоверчивого отношения к своему дрессировщику: у собак с наличием пассивно-оборонительной реакции в виде боязни и трусости, а у злобных — в виде стремления кусать своего дрессировщика;

2) невозможность отработки этим методом всех необходимых действий.

Механический метод имеет большое значение при дрессировке по некоторым специальным службам. Так, дрессировка собаки по караульной службе, а также частично розыскной, сторожевой и др. в основном строится на использовании механических раздражителей (движения помощника при дразнений собаки, нанесение ударов и т. д.). В этом случае применение этого метода рассчитано на возбуждение у собаки оборонительной реакции в активно-защитной форме.

Вкусопоощрительный метод. Вкусопоощрительный метод дрессировки состоит в том, что раздражителем, побуждающим собаку к выполнению желаемого действия для дрессировщика, является пищевой раздражитель, а дача лакомства используется для подкрепления условного раздражителя (команды — жеста).

Вкусопоощрительным методом дрессировки могут быть отработаны и закреплены многие действия у собаки, например подход к дрессировщику, посадка, укладка, преодоление препятствий и т. д.

Вкусопоощрительный метод дрессировки имеет ряд положительных сторон:

1) быстрое образование у собаки большинства условных рефлексов при использовании пищевого подкрепления;

2) большая «заинтересованность» собаки в выполнении всех действий, выработанных этим способом;

3) сохранение и укрепление необходимого контакта между дрессировщиком и собакой.

Однако этот метод имеет недостатки:

1) не обеспечивает безотказного выполнения приемов, в особенности при наличии отвлекающих раздражителей;

2) в состоянии сытости выполнение действия может ослабнуть или исчезнуть;

3) невозможность отработать этим методом все необходимые действия.

Контрастный метод. Основным и главным методом дрессировки служебных собак является контрастный метод. Сущность этого метода состоит в определенном сочетании механического и «поощрительного» воздействия в различных видах (лакомство, оглаживание, команда «хорошо»). При этом механические раздражители используют, как побуждение собаки к выполнению желательных действий, а «поощрительные» раздражители — для закрепления этих действий. Так, для того чтобы приучить собаку к выполнению посадки контрастным методом, дрессировщик пользуется следующим порядком воздействия на собаку. Имея собаку у левой ноги, на коротком поводке, в положении стоя, дрессировщик подает команду «сидеть», после чего левой рукой нажимает на круп собаки, прижимая ее книзу, а правой рукой производит рывок поводком вверх. В результате такого воздействия на собаку безусловным механическим раздражителем, собака совершает действие посадки. Это действие посадки дрессировщик закрепляет дачей лакомства и оглаживанием, в результате чего у собаки устанавливается условный рефлекс на команду «сидеть».

Анализ этого действия показывает, что в данном случае условный рефлекс образовался на основе последовательного сочетания условного звукового раздражителя команды «сидеть» с вынужденным движением собаки, сопровождаемым пищевым подкреплением (кожно-мышечный рефлекс посадки). В результате такого сочетания образуется определенная условная связь; действие звукового условного раздражителя (команда «сидеть») вызывает посадку собаки, а последняя сопровождается проявлением условного пищевого рефлекса (собака в положении посадки ожидает получения лакомства).

Контрастный метод дрессировки обобщает в себе положительные стороны вкусопоощрительного и механического методов, а поэтому и имеет ряд преимуществ.

Преимущества эти состоят в следующем:

1) в быстром и стойком закреплении условных рефлексов на определенные команды,

2) в наличии у собаки заинтересованности (условного пищевого рефлекса), в результате которой собака быстро и охотно выполняет все действия, отработанные этим методом;

3) в сохранении и упрочении контакта между дрессировщиком и собакой;

4) в возможности достигнуть безотказного выполнения собакой отработанных действий в усложненных условиях (при наличии отвлечения и т. п.).

Практический опыт дрессировки показал, что контрастный метод ускоряет отработку дрессировки и обеспечивает безотказность работы собаки в разнообразных условиях окружающей среды. В этом — основная ценность контрастного метода.

Подражательный метод. Подражательный метод дрессировки основного значения не имеет, но может быть использован, как вспомогательный способ: при отработке у собаки условного рефлекса на подачу голоса по команде «голос», при отработке преодоления препятствий и широко может быть применим при воспитании щенков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.112 (0.009 с.)