Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы и приемы общей дрессировкиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Прием: хождение рядом. Цель приема — выработать у собаки стойкий навык безотказного движения рядом с дрессировщиком по команде и жесту (рис. 105), Условными раздражителями данного приема будут команда «рядом» и жест — легкий удар ладонью левой руки по бедру, безусловным — рывок поводком. Поощряющий условный раздражитель — команда «хорошо»; безусловный — оглаживание и дача лакомства.
Рис. 105. Дрессировка собаки ходить рядом
Отработку приема следует начинать после того, когда собака будет достаточно «привязана» к дрессировщику, приучена к кличке, ошейнику и поводку. Методы и техника построения приема. Участок для занятий с собакой следует выбрать такой, чтобы там было как можно меньше отвлекающих раздражителей (движение людей, транспорта, скота и др.). Участок должен быть длиной не менее 100–150 м и шириной 50–100 м, не иметь высокого растительного покрова, канав, рвов и других препятствий, мешающих движению. Выгуляв собаку 10–15 минут, дрессировщик приступает к занятиям. Для этого дрессировщик, взяв собаку на короткий поводок, становится с правой стороны собаки так, чтобы левая его нога была примерно посредине корпуса собаки. Левой рукой берет поводок на расстоянии 20–30 см от ошейника, конец поводка свертывает и берет в правую руку. Назвав собаку по кличке и дав команду «рядом», делает рывок поводком вперед, одновременно начиная движение по прямой быстрым шатом, резко отличным от темпа движения при прогулках с собакой. В первые два-три занятия собака неизбежно будет отвлекаться, отставать, забегать вперед или в сторону (дрессировщик должен все время наблюдать за ее поведением и окружающей обстановкой). В этих случаях дрессировщик дает команду «рядом» и одновременно делает рывок поводком — вперед, если собака отстает, и назад, если забегает вперед. Когда собака займет правильное положение (у ноги дрессировщика), следует поощряющая команда «хорошо», дача лакомства (мяса) и оглаживание собаки (от холки до крупа). При отработке навыка «хождение рядом» поводок нельзя держать в натянутом положении, надо давать возможность собаке «ошибаться» — выходить из правильного положения у ноги дрессировщика. Правильным положением собаки при движении с дрессировщиком следует считать такое, когда отставание или забегание вперед будет не больше чем на длину туловища собаки. В первые дни занятий следует остерегаться применять сильные рывки поводком, давать излишне громкие команды в угрожающей интонации. Движение рядом с собакой в первые занятия должно проводиться по прямой на дистанцию не менее 100–150 м, без крутых и резких поворотов. Условный рефлекс на команду «рядом» обычно у большинства собак образуется уже после 5–6 занятий. Чтобы убедиться в том, что условный рефлекс образован, дрессировщик, ослабив поводок во время движения, следит за собакой, и когда собака отстает или забегает вперед, дает строгую команду «рядом». Если собака займет сразу правильное положение, значит условный рефлекс образован. После этого отработку навыка следует постепенно усложнять: движение производить в разных темпах (шаг быстрый, тихий, бегом), делать остановки и резкие повороты в движении. При изменении дрессировщиком темпа движения следует сначала дать команду «рядом», а затем сделать рывок поводком вперед, если темп движения увеличивается, и легкий рывок назад, если он уменьшается. При поворотах направо рывок поводка давать вперед, а при поворотах налево — легкий рывок назад (или сдерживание). Через несколько дней занятия следует проводить в обстановке, где имеются отвлекающие раздражители, а также в разное время суток и в различную погоду. В это же время начинают отработку навыка на жест. Занятия продолжаются на поводке. Дрессировщик берет поводок в правую руку. Перед началом движения подается команда «рядом» и жест-удар левой рукой по бедру с одновременным рывком поводком. Команда должна предшествовать жесту и рывку. Постепенно команду «рядом» и рывки дают все реже и заменяют одним жестом. Обычно после 4–5 дней занятий собака уже начинает хорошо реагировать на жест, требуется только в дальнейшем шлифовать этот навык. Далее начинается отработка навыка «хождение рядом» без поводка. Управление собакой при движении достигается при помощи команд или жестов. Для этого дрессировщик вначале занимается на ослабленном поводке, допускает первое время опускание поводка на землю. Если собака ка команду «рядом» и жест будет реагировать недостаточно, отставать или забегать вперед, следует наступить на поводок или, подняв его, делать сильный рывок (вперед или назад), предварительно дав в угрожающем тоне команду «рядом». После того как собака хорошо будет выполнять действия по команде и жесту, поводок снимают и пользуются только жестом. При хорошем выполнении собакой этого действия нельзя забывать поощрять ее командой «хорошо», лаской и лакомством. Совершенствуя навык, т. е. добиваясь четкости и безотказности его выполнения собакой, необходимо условные раздражители — команду и жест — периодически подкреплять непосредственным раздражителем — рывком поводка. Отработку навыка можно считать законченной, когда собака будет четко и безотказно выполнять эти действия без поводка, по первой команде или жесту дрессировщика при движении разным темпом в среднеусложненных условиях, с поворотами и остановками. Прием: свободное состояние. Цель приема — дать собаке отдых и предоставить ей свободное поведение по команде и жесту. Условные раздражители этого приема — команда «гуляй», даваемая с ласковой интонацией, и жест — выбрасывание правой руки в сторону движения. Безуслойный раздражитель — стремление собаки к свободному состоянию (рефлекс «свободы»). Этот навык отрабатывают одновременно с приемом «хождение рядом» и «подход собаки к дрессировщику». Методы и техника построения приема. Собаке, находящейся на длинном поводке около дрессировщика, дается команда «гуляй», одновременно правой рукой резким движением с наклоном корпуса указывается в сторону движения. После этого необходимо пробежать, играя с собакой, 5–10 шагов, называть ее по кличке и восклицать с ласковой интонацией: «гуляй», «гуляй», «хорошо». Поведение дрессировщика при этом должно быть энергичным и жизнерадостным (рис. 106).
Рис. 106. Жест свободного состояния собаки
Сделав пробежку, надо дать собаке свободно погулять, не снимая с нее поводка. Через 3–5 минут подозвать собаку, поласкать, дать лакомство и повторить 2–3 раза прием. Повторными приемами у собаки выработается стойкий условно-двигательный рефлекс, и она по команде дрессировщика будет четко переходить в свободное состояние, которое обычно называют выгуливанием. Выгуливать собаку следует в местах, где имеются разные отвлекающие ее раздражители (животные, люди, различные звуки, запахи и т. п.), что будет постепенно приучать собаку относиться к ним безразлично. Навык необходимо отрабатывать и при выгуливании собаки после кормления. При выгуливании собака должна быть в свободном состоянии. Не следует оставлять на ней парфорс (кроме исключительных случаев, когда собака делает попытки набрасываться на проходящих людей), стеснять ее в движении; нельзя допускать и грубых окриков и рывков. Выгуливание на длинном поводке следует проводить лишь в начале дрессировки, имея в виду, что собака может убежать, наброситься на человека, животных. Когда у собаки будет хорошо отработан навык «подход к дрессировщику», следует перейти к выгуливанию без поводка. Выгуливаемая собака должна быть все время в поле зрения дрессировщика, нельзя допускать, чтобы она удалялась на большое расстояние от дрессировщика, что зависит от степени привязанности собаки к последнему. При попытке удалиться на расстояние больше длинного поводка собаку надо подозвать и, поласкав, вновь предоставить по команде «гуляй» свободное состояние. Если собака будет делать попытки набрасываться на людей или животных, следует взять ее на поводок и при броске дать рывок с запрещающей командой «фу». Навык можно считать отработанным, если по команде «гуляй» собака быстро переходит в свободное состояние. Прием: подход к дрессировщику. Цель приема — выработать у собаки стойкий навык безотказного подхода к дрессировщику по команде и жесту с любого расстояния и положения. Условные раздражители приема — команда «ко мне» и жест — резкое опускание на бедро поднятой в сторону левой руки (рис. 107). Безусловные раздражители — пищевой и подтягивание собаки к себе. В качестве поощрения применяют команду «хорошо», лакомство, поглаживание собаки и игру с ней.
Рис. 107. Жест подзыва
Прием «подзыв» следует проводить одновременно с отработкой навыков «хождение рядом» и «свободное состояние». В том случае, если дрессировщик взращивает щенка сам, отработку этого навыка следует начинать с 4–5-месячного возраста. Методы и техника построения приема. Занятия по отработке навыка проводят в тех же условиях, что и навык «хождение рядом». В первые дни навык отрабатывают исходя из положения свободного состояния собаки и только на длинном поводке. Дрессировщик, выгуливая собаку и стараясь быть незамеченным ею, обходит назад на длину поводка, затем называет ее кличку и громко, с поощряющей интонацией, подает команду «ко мне», показывая ей приготовленный заранее кусочек мяса, и снова подает команду «ко мне», «хорошо». Как только собака подойдет, дрессировщик отдает ей мясо и поглаживает, произнося «хорошо». В дальнейшем, когда навык будет отработан, команда «хорошо» и дача лакомства производятся после того как собака подойдет к дрессировщику. Если собака на команду «ко мне» не будет реагировать, дрессировщик подает вторично эту команду и одновременно с легким рывком медленно натягивает поводок, подводя собаку к себе, после чего дает лакомство с командой «хорошо». Обычно после 4–5 занятий на команду «ко мне» собака сразу подходит к дрессировщику. После этого начинают отрабатывать подход на жест с посадкой собаки у левой ноги дрессировщика (рис. 108).
Рис. 108. Положение собаки рядом с дрессировщиком
Занятия проводят в тех же условиях и на длинном поводке. Дрессировщик, назвав кличку собаки, одновременно подает команду и жест «ко мне». При подходе собаки дрессировщик быстро берет в правую руку поводок на расстоянии 10–15 см от ошейника, левой рукой заносит круп собаки влево, дает команду «сидеть» и одновременно нажимает на крестец, а правой натягивает поводок вверх — назад, пока собака сядет, после чего дает команду «хорошо», «сидеть» и поощряет лакомством. Затем собаке дается команда «гуляй», и прием повторяют. Через 5–6 занятий, когда собака достаточно хорошо будет выполнять эти действия, можно постепенно переходить к отработке навыка без поводка. Первые несколько дней можно оставлять на гуляющей собаке короткий поводок. Отработку навыка следует считать законченной, когда собака будет безотказно и быстро (галопом) подбегать к дрессировщику по первой команде или жесту и садиться у его левой ноги. Прием: посадка. Цель приема — выработать у собаки стойкий навык безотказно садиться по команде и жесту. Условные раздражители данного приема — команда «сидеть» ж жест — выбрасывание правой руки вперед выше уровня плеча. Безусловные раздражители — легкий рывок поводка вверх — назад и нажим на крестец (круп). Методы и техника построения приема. К приему «посадка» следует приступать не раньше, чем на 5–6-й день занятий, параллельно с приемами «хождение рядом», «подзыв». Дрессировщик, имея стоящую собаку слева у ноги, поворачивается к ней лицом, берет поводок в правую руку в 10–15 см подает команду «сидеть» и натягивает поводок вверх-назад, одновременно нажимает на круп собаки и повторяет команду «сидеть» (рис. 109), Как только собака села, дрессировщик с командой «сидеть», «хорошо» в ласковом тоне продолжает удерживать собдку в этом положении 10–15 секунд, после чего дает лакомство, оглаживает и выгуливает собаку. Через 3–5 минут дрессировщик снова повторяет прием «посадвд». Обычно у большинства собак условный рефлекс на команду «сидеть» образуется быстро, примерно на второй-третий день занятий. Чтобы проверить, образовался ли условный рефлекс, дрессировщик после выгула, подозвав собаку, подает строгую команду «сидеть», не производя рывка поводком, и нажима на круп. Можно это проверить и при остановках, во время отработки приема «хождение рядом». Если собака выполнит команду, значит условный рефлекс уже образован.
Рис. 109. Дрессировка собаки садиться по команде
После образования у собаки условного рефлекса на команду «сидеть» возле дрессировщика отработку приема постепенно усложняют. Дрессировщик становится впереди собаки на один шаг и производит посадку ее впереди себя. Добившись этого, увеличивает расстояние на 2 шага и более в зависимости от успеха в выполнении безотказной посадки, постепенно доводя управление собакой с расстояния 20–25 м с выдержкой до 5–10 минут. Для выработки безотказности в выполнении этого действия рекомендуется периодически применять безусловные раздражители. При отходе от собаки необходимо внимательно следить за тем, чтобы она не срывалась с места, а при попытке к срыву подать громкую, в угрожающей интонации, команду «сидеть». Если собака все же встала и движется вперед, дрессировщик подходит к ней, повторяет команду «сидеть», усаживает ее на старом месте, применив при этом более сильный безусловный раздражитель — нажим на круп собаки и рывок поводка. Отработку навыка на жест начинают так. Дрессировщик становится на один шаг впереди лежащей собаки и, держа короткий поводок в левой руке, подает команду «сидеть» и одновременно делает жест. Если собака не садится, следуют повторная команда с угрожающей интонацией и жест в сочетании с легким ударом снизу вверх под поводок (безусловный раздражитель). Добившись от собаки четкой посадки по команде и жесту на коротком поводке, можно начинать отработку навыка на длинном поводке. При отходе от собаки необходимо остерегаться произвольных рывков поводком. Поводок надо распускать осторожно и отходить от собаки медленно, причем первые дни занятий не поворачиваться к ней спиной с тем, чтобы не допустить срыва собаки с места, предупреждая это дачей команд «сидеть», «хорошо», «сидеть». Совершенствуя выработку навыка, дрессировщик должен добиваться правильной посадки собаки (не допускать заваливания крупа в сторону) и постоянной настороженности ее к дрессировщику с тем, чтобы собака была готова выполнить посадку по первой его команде или жесту. После того как собака будет четко выполнять это действие, можно переходить к отработке посадки без поводка. Во время отработки навыка дрессировщик не должен забывать поощрять собаку за правильное выполнение не только командой «хорошо», но и оглаживанием, дачей лакомства. Усложнения в работе (работа в разное время суток, в разных местах с наличием отвлекающих раздражителей) вводятся постепенно и лишь после того как у собаки будет воспитан условный рефлекс безотказно выполнять это действие. Навык следует считать Отработанным в том случае, когда собака четко и безотказно выполняет его по первой команде или шесту дрессировщика на расстоянии до 25 м от него. Прием: подкоска предметов. Цель приема — выработать у собаки стойкие навыки поднятия и подноски легких предметов к дрессировщику по команде и самостоятельно. Условные раздражители при отработке навыка — команды «аппорт», «дай» и жест — свободное выбрасывание правой руки в направлении предмета с наклоном корпуса. Безусловные раздражители — вещь (аппортируемая собакой), лакомство и ласка. Прием носит вспомогательный характер и используется в дальнейшем для отработки таких специальных приемов, как обыск местности, работа по следу, выборка вещей. Методы и техника построения приема. К отработке навыка следует приступить не позднее 10–15 дней после начала дрессировки, когда будет установлена взаимосвязь с собакой и будут отработаны приемы: свободное состояние и подзыв. Первые дни занятий отработка навыка должна проводиться в условиях отсутствия отвлекающих раздражителей. Для обучения необходимо приготовить деревянный предмет длиной 15–18 см и диаметром 3–4 см. Навык может быть отработан двумя способами: на заинтересованности и путем принуждения. Первый способ: дрессировщик, усадив собаку у ноги, берет в правую руку предмет и, как бы играя, делает движения рукой с предметом перед ее мордой, подает команду — «аппорт» — «аппорт». Быстрое движение предмета возбуждает собаку, и она пытается схватить его. Дрессировщик, используя эту попытку собаки, вкладывает предмет в ее пасть. Как только собака зажала предмет в зубах, дрессировщик повторяет команду «аппорт» и тут же дает команду «хорошо». Чтобы не допустить выбрасывания предмета, дрессировщик держит его за один конец и слегка тянет к себе, чем заставляет собаку крепче зажимать его зубами (рис. 110).
Рис. 110. Приучение собаки держать предмет
Если собака хорошо держит предмет, то можно пробежать с ней метров 10–15, затем перейти на шаг и на ходу, подав команду «дай», взять его от собаки, затем погладить ее, дать лакомство, поиграть с ней и выгулять. После выгула начать занятия по другим приемам и периодически повторять прием «подноска вещей». Злоупотреблять слишком частым повторением этого приема не следует, так как это может послужить причиной образования отрицательного условного рефлекса — нежелательной связи. Добившись хватки предмета из рук, дрессировщик, бросая предмет впереди себя на 2–3 м, подает команду «аппорт» и быстро вместе с собакой двигается к предмету, повторяя команду (рис. 111). Как только собака взяла предмет, дрессировщик дает команды: «хорошо», «аппорт», и отбегает от собаки. Пробежав 10–15 м, дрессировщик быстро поворачивается к собаке и как только она подбежала к нему, так же как и в первом случае, по команде «дай» отбирает у собаки предмет и поощряет ее.
Рис. 111. Посыл за предметом
Нельзя допускать, чтобы собака при подходе к дрессировщику бросала вещь. Дрессировщик должен успеть взять ее. У большинства собак условный рефлекс на команду «аппорт» образуется обычно после 3–5 занятий. В дальнейшем при более сложной обстановке начинают отработку образования условного рефлекса и на жест. Занятия проводят без поводка. Дрессировщик, бросая предмет и произнося команду «аппорт», одновременно делает жест — движение правой руки в направлении предмета и двигается вперед к предмету, активизируя этим движение собаки за брошенным предметом. Если собака, подняв предмет, будет быстро подбегать к дрессировщику, то он должен подпустить собаку к себе на 2–3 шага и подать команду «сидеть». После того как собака села, подается команда «хорошо», а затем следует команда «дай». Предмет у собаки отбирают, собаку обязательно поощряют и по команде «рядом» усаживают у левой ноги дрессировщика (см. рис. 108). Если собака, подняв предмет, идет к дрессировщику медленно или остается на месте, а иногда, играя с предметом, уходит в сторону от дрессировщика, — необходимо быстро убегать от собаки, подавая команду «ко мне». Когда собака подбежит, усадить ее и взять предмет. В таких случаях заниматься следует на длинном поводке, больше играть с собакой, давать ей лакомство при подносе, добиваясь «привязанности» к себе и быстрого (на галопе) подхода с предметом (рис. 112).
Рис. 112. Подноска предмета
Достигнув безотказной подноски брошенного предмета с расстояния 10–15 м и посадки собаки перед собою, можно приступить к отработке подноски предмета с поиском его, увеличив расстояние броска предмета до 15–20 м. Для этого дрессировщик, усадив собаку у левой ноги, бросает на глазах собаки какой-либо предмет в траву, кювет, на пашню и т. п., так, чтобы он был с места невидим, и через 10–15 секунд пускает ее на отыскание предмета. Возможно, что во время броска собака будет срываться с места, поэтому, бросая предмет и давая команду «сидеть», необходимо держать собаку левой рукой за ошейник или же взять ее на короткий поводок, держа его в левой руке. В этом случае сорвавшаяся с места собака получает сильный рывок, дрессировщик подает вторично команду «сидеть» и после небольшой выдержки, дав команду «аппорт» и жест в направлении брошенного предмета, посылает собаку за аппортировочным предметом. Первое время собака, находясь в возбужденном состоянии, при поиске предмета отклоняется в разные стороны. Дрессировщик должен оказывать ей помощь, направляя собаку в сторону лежащего предмета, подавая команду «аппорт». Одновременно вводится дополнительная команда «ищи» («аппорт — ищи»), что в будущем явится одним из элементов в отработке приема «обыск местности». В дальнейшем отрабатывают навык в подноске разных предметов, независимо от материала, из которого они сделаны. В тех случаях, когда у собаки не удается добиться заинтересованной аппортировки предмета, можно применять следующий метод. Усадив собаку и дав ей обнюхать лакомство, дрессировщик на глазах у нее бросает лакомство на 10–15 м в траву, после чего по команде «аппорт» посылает собаку за брошенным лакомством. Когда собака найдет лакомство (самостоятельно или с помощью дрессировщика), дается команда «хорошо» и собаке разрешается схватить лакомство. Затем лакомство завязывают в тряпку и прием повторяют. Когда собака схватит найденную тряпку, дрессировщик по команде «дай» отбирает ее и командой «хорошо» с дачей лакомства поощряет собаку. Затем в тряпку завертывают твердый предмет (например, кость) и прием повторяют. После этого переходят к подносу предмета с усадкой перед дрессировщиком, а затем в обычном порядке (рис. 112). Метод «принуждения». В этом случае дрессировщик раскрывает пасть собаки руками, вкладывает аппортируемый предмет и, придерживая ее челюсти руками, чтобы собака не выбросила предмет, произносит команды «аппорт», «хорошо». Спустя 3–5 секунд берет от собаки предмет л поощряет ее (рис. 113).
Рис. 113. Взятие предмета
В практике такие собаки обычно на 4–5 день занятий по команде «аппорт» хватают предмет, т. е. у них образовывается условный рефлекс. Дальнейшая отработка навыка производится в той же последовательности, как и в первом способе. В подготовке собаки к выборке предметов с помощью чутья рекомендуется бросать вещи к вещам других дрессировщиков и требовать от собаки выбирать и цодносить только «свой» аппортировочный предмет. Аппортировочные предметы необходимо разнообразить. При отработке навыка «подноска вещей» надо остерегаться ошибок, заключающихся в несвоевременной даче лакомства. Часто неопытные дрессировщики спешат и готовят лакомство к даче до выполнения приема. Поэтому некоторые собаки, возбуждаясь на лакомство и стремясь получить быстрее его, бросают предмет, что отрицательно сказывается на отработке навыка. «Подноска вещей» считается отработанной тогда, когда собака будет безотказно отыскивать и подносить различные предметы по первой команде или жесту дрессировщика с посадкой перед ним, держа предмет в зубах. Прием: укладка. Цель приема — выработать у собаки стойкие навыки ложиться по сигналу дрессировщика и оставаться в таком положении и в отсутствие дрессировщика до сигнала, разрешающего ей встать. Условные раздражители при отработке приема: команда «лежать» и жест — резкое опускание правой руки, вытянутой вперед на уровень плеча. Безусловные раздражители — нажим на холку собаки, «отвод вперед передних конечностей», «рывок поводка». Прием «укладка» следует начать на 3–4-й день после ввода приема «посадка» и отрабатывать его параллельно со всеми приемами общей дрессировки. Методы и техника построения приема. Первые 3–4 дня, до образования условного рефлекса на команду «лежать», прием надо строить из положения, когда собака сидит у ноги дрессировщика. Дав команду сидеть и повернувшись к собаке, дрессировщик подает команду «лежать», после чего ладонью левой руки нажимает на холку собаки, а правой одновременно отводит передние конечности вперед или, взяв правой рукой поводок, (10–15 см от ошейника) производит затяжной рывок вниз и несколько вперед (рис. 114 и 115).
Рис. 114. Дрессировка собаки ложиться по команде (первый способ)
Под действием этого комплекса раздражителей собака проявляет безусловный рефлекс положения и вынуждена лечь, вытянув вперед передние конечности и подобрав под себя задние. Как только собака легла, дрессировщик в ласковом тоне подает команды: «лежать», «хорошо», удерживая собаку в лежачем положении не больше 15–20 секунд, после чего оглаживает, произнося команду «хорошо», дает лакомство, а затем по команде «гуляй» предоставляет собаке свободное состояние.
Рис. 115. Дрессировка собаки ложиться по команде (второй способ)
Выгуляв собаку (2–3 минуты), дрессировщик вновь приступает к занятиям, отрабатывая другие приемы и периодически повторяя «укладку». Условный рефлекс на команду «лежать» у большинства собак образуется относительно быстро, обычно после 4–5 занятий. Добившись от собаки четкого выполнения навыка по команде «лежать» в непосредственной близости от дрессировщика с выдержкой в 1–2 минуты, следует переходить к отработке приема на жест. Для этого дрессировщик, усадив собаку, становится впереди ее в 1–2 шагах (в дальнейшем это расстояние увеличивается сначала на длину короткого, а затем и длинного поводка), подает команду «лежать» и одновременно жест (рис. 116).
Рис. 116. Укладка по жесту
В том случае, если собака по сигналу не ложится, дрессировщик подает вторично команду «лежать» с угрожающей интонацией и делает жест уже в сочетании с легким ударом по поводку сверху вниз и несколько назад (подобие рывка, как это делалось первоначально). При этом не следует забывать, что перед отработкой навыка этим способом следует ошейник на собаке повернуть кольцом вниз. В противном случае при ударе по поводку собаке может быть причинено раздражение в виде удара поводком по морде, ушам или глазам. После того, когда собака будет ложиться по команде и жесту на расстоянии длинного поводка, начинается отработка навыка без поводка. Устраняются недоработки отдельных элементов, как-то: срыв собаки с места, попытка подхода к дрессировщику без команды, заваливание крупа при укладке и т. п. Сила даваемых условных и безусловных раздражителей постепенно уменьшается. Команды даются реже, жесты чаще. Время нахождения собаки в положении лежа доводится до 5–10 минут. Каждое выполнение собакой навыка должно подкрепляться дачей лакомства или лаской с командой «хорошо». Ввод различных усложнений и шлифовка данного навыка производятся так же, как и навык «посадка». Отработка навыка считается законченной, когда собака четко и безотказно выполняет навык по первой команде или жесту дрессировщика на дистанцию 20–25 метров в среднеусложненных условиях с выдержкой в положении лежа до 10 минут. Прием: вызов лая. Назначение приема — выработать у собаки стойкий навык оповещать лаем о приближении посторонних людей (при окарауливании), об обнаружении укрывшегося человека, тяжелых или подвешенных вещей (при работе по обыску местности и следовой работе). Лай имеет и вспомогательное значение для ряда специальных приемов дрессировки. В качестве условных раздражителей применяют команду «голос» и жест — помахивание в стороны правой рукой, согнутой в локте, ладонью вперед (рис. 117), Прием вводят цосле отработки навыка «подноска предметов».
Рис. 117. Вызов голоса
Методы и техника построения приема. Способов для искусственного вызова у собаки лая (голоса) имеется несколько: лай можно вызвать посредством дразнения собаки помощником; показом собаке мяса; уходом дрессировщика от привязанной собаки (когда она находится в незнакомой для нее обстановке); мощно использовать для этой цели метод подражания и др. При возбуждении собаки дразнением прием проводят так: собаку держат на коротком поводке возле дрессировщика. Помощник, медленно приближаясь к собаке, движениями туловища, взмахами рук возбуждает собаку и вызывает у нее лай. Как только собака залает, дрессировщик применяет жест, произносит команду «голос» и дает лакомство с командой «хорошо». Помощник в это время скрывается. Всякий раз вызванный лай подкрепляют лакомством и командами «голос«2 «хорошо» с применением жеста. В дальнейшем роль помощника отпадает. Для вызова лая применяют только команду и жест дрессировщика. Этот Метод применим для собак возбудимых и злобных. Вызов лая на лакомство. Дрессировщик, усадив собаку, опускает поводок на землю, встает на него ногой так, чтобы собака не смогла подпрыгивать. Взяв в правую руку кусочек мяса и помахивая им перед собакой, дрессировщик возбуждает ее и одновременно произносит команду «голос» (рис. 118).
Рис. 118. Вызов голоса
Вначале собака пытается схватить мясо, но поскольку не может его достать, — возбуждается и проявляет лай, после чего собаке дают лакомство. При сочетаниях команды «голос» и жеста с непосредственными раздражителями у собаки вырабатывается стойкий условный рефлекс как на жест, так и на команду «голос». Вызов лая на привязи. Собаку привязывают в незнакомой для нее обстановке. Дрессировщик, возбудив собаку игрой, уходит от собаки. При отходе называет кличку, дает жесты и произносит команду «голос», собака, видя уход от нее дрессировщика, возбуждается и проявляет лай. Дрессировщик, произнося команду и давая жест правой рукой, быстро подбегает к собаке, ласкает ее и дает лакомство. Этот метод дает хорошие результаты при наличии хорошей взаимосвязи с собакой. Вызов лая подражанием. Собак, трудно проявляющих лай, приближают к собакам, которые хорошо проявляют лай. Вызывают у подготовленных собак на команду и жест проявление лая, поощряя их на это. Одновременно дрессировщик старается одним из перечисленных методов вызвать лай и у собаки, трудно проявляющей лай на команду «голос». В равной степени у собак, заинтересованных в подноске предметов, можно вызвать лай на аппортировочный предмет. Собака, стремясь схватить предмет и не будучи в состоянии достать его, возбудится и начнет проявлять лай. Это необходимо сочетать с командой «голос» и жестом, закрепляя командой «хорошо», лаской, а также лакомством. При первоначальной отработке этого навыка дрессировщик обязан давать лакомство собаке не только тогда, когда она громко и отчетливо дает голос, но и при попытках к проявлению лая, И только постепенно следует подходить к тому, что за слабо проявленный лай не давать мяса. Когда у собаки достаточно закрепится условный рефлекс, от дачи лакомства можно отказаться, заменяя его командой «хорошо». С отработкой у собаки прочной ответной реакции на требование дрессировщика в проявлении лая навык совершенствуется, лай у собаки стремятся вызывать в разных положениях, с разных расстояний и при наличии отвлечений. Вызов лая считается отработанным, когда собака в положении лежа и сидя (без привязи) по команде и жесту дрессировщика на расстоянии 25 м будет четко проявлять лай. Прием: стояние. Прием имеет вспомогательное значение в процессе дрессировки собаки. Стояние необходимо для проведения чистки собаки, ветеринарного осмотра, правильной оценки экстерьера и при экспертизе. Условный раздражитель — команда «стоять», безусловный раздражитель — поддерживание левой рукой под живот собаки. Прием вводится после приемов посадки и укладки и отрабатывается параллельно с другими приемами общей дрессировки. Методы и техника построения приема. Отработку стояния производят в условиях, где меньше отвлечений для собаки. Дрессировщик, находясь с правой стороны у сидящей собаки, в повышенной интонации произносит команду «стоять», одновременно правой рукой делает рывок поводком вперед — вверх, а левой рукой нажимает под живот, как бы поднимая собаку, повторяя команды уже в более мягком тоне «стоять» и «хорошо». Как только собака встанет, дрессировщик поглаживает ее, дает лакомство и после небольшой выдержки предоставляет собаке свободное состояние по команде «гуляй». Затем, подозвав собаку, несколько раз повторяет упражнение. Навык «стоять» с успехом можно отработать непосредственно при чистке собаки. В дальнейшем, когда собака по команде дрессировщика будет четко выполнять навык, поощрять ее следует только в том случае, когда она будет правильно стоять, ровно и прямо держать передние и задние конечности, хорошо растягивать туловище и нормально держать голову (рис. 119).
Рис. 119. Стояние собаки около дрессировщика
Навык постепенно совершенствуется выработкой выдержки стоять около дрессировщика, а также на буме. Навык стояния считается отработанным, когда собака четко выполняет команду «стоять» с выдержкой в положении стоя до 5 минут. Прием: прекращение нежелательных действий собаки. Назначение приема — выработать у собаки навык быстрейшего прекращения по команде дрессировщика ее нежелательного поведения. Условный раздражитель приема — команда «фу» с угрожающей интонацией, безусловный — сильный рывок поводка. С похмощыо команды «фу» дрессировщик прекращает любое нежелательное поведение собаки или попытку к его совершению (набрасывание на людей, животных и т. п., хватание различных предметов, подбирание пищи, а также отвлечение на различные другие раздражители). Команда запрещения — «фу», наряду с принуждениями и поощрениями, должна применяться только в случае действительной необходимости, когда ее нельзя заменить угрожающей интонацией с командой соответствующего приема. При задержке выполнения собакой команды в результате отвлечения следует давать команду приема с угрожающей интонацией, не прибегая к применению команды «фу». Команду «фу» надо давать в тот момент, когда собака лишь приступает к выполнению нежелательного действия. Команду «фу» произносят отрывисто и всегда с угрожающей интонацией. Какими-либо жестами или другими сигналами команда «фу» не заменяется. К выполнению этой команды собаку приучают с помощью рывка поводком. В отдельных случаях допускается применение парфорса (строгого ошейника). К отработке навыка «прекращение нежелательных действий собаки» следует приступать после закрепления «связи», «контакта» с собакой и после отработки приема «подход к дрессировщику». Методы и техника построения приема. Отработку навыка производят в районе, где имеются разные отвлечения (движение людей, транспорта, наличие домашних животных, птиц, а также разные отбросы, кости, остатки пищи и пр.). Придя в такой р
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.130.127 (0.015 с.) |