Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дрессировщик как основной раздражитель для собакиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В настоящем разделе рассматривается вопрос о самом дрессировщике и определяется: 1) какие основные требования должен соблюдать дрессировщик при дрессировке собаки; 2) почему дрессировщик является для собаки сложным комплексным раздражителем; 3) какими способами достигают необходимую взаимосвязь и полный контакт между дрессировщиком и дрессируемой им собакой. В процессе дрессировки дрессировщик должен быть для собаки основным раздражителем среди всех других раздражителей окружающей среды. Это необходимо для того, чтобы всякое воздействие дрессировщика па собаку обеспечивало выработку таких условных рефлексов, которые необходимы для служебного использования собаки. Это может быть достигнуто только при правильном отношении дрессировщика к дрессируемой собаке. Такое правильное отношение, прежде всего, основывается на строгом соблюдении определенных требований и правил, предъявляемых к дрессировщику. Прежде чем начать дрессировку собаки, дрессировщик должен приобрести необходимый запас теоретических знаний, которые окажут ему помощь в практической работе, содействуя правильному подходу к собаке. Однако всегда следует помнить, что методические и технические навыки по дрессировке могут быть приобретены только в процессе практической работы с собакой. Поэтому каждый человек, желающий приобрести знания по дрессировке, должен стремиться лично сам выдрессировать собаку, пользуясь советами и указаниями опытных дрессировщиков или инструкторского состава. Успех работы по дрессировке собаки во многом зависит от интереса и любви к начатой работе. Дрессировщик должен стремиться развивать в себе интерес к дрессировке путем чтения литературы по вопросам дрессировки собак, а также литературы, описывающей жизнь различных животных. Чтение подобной литературы пробуждает интерес к наблюдениям за поведением животных и содействует развитию чувства любви к ним, что весыча важно для внимательного отношения к собаке при дрессировке. Это, конечно, не означает, что всю свою работу с собакой дрессировщик должен строить лишь на одной ласке. Относясь внимательно и чутко к дрессируемой им собаке, дрессировщик должен во всех тех случаях, где это необходимо, проявлять твердость и настойчивость, используя для этого необходимые средства воздействия (раздражители). Приступая к дрессировке, дрессировщик должен выявить особенности поведения дрессируемой им собаки (тип высшей нервной деятельности и преобладающие реакции) и на протяжении всей дрессировки тщательно изучать ее поведение и податливость к дрессировке. Для обеспечения этого каждому дрессировщику весьма целесообразно вести дневник дрессировки, в котором описывать как поведение собаки, так и ее способность к дрессировке. Дрессировщик должен быть последовательным в своей работе и избегать как излишней поспешности, так и нерешительности и медлительности в своих действиях, применяемых к собаке. Всю свою работу с собакой дрессировщик должен строить на строгой системе, учитывая индивидуальные особенности собаки. Для каждого практического занятия по дрессировке собак следует намечать определенную цель, которую и стремиться обязательно достигнуть. Все действия дрессировщика в отношении собаки должны быть хорошо продуманы, и в основу своих воздействий, применяемых к собаке, дрессировщик должен класть законы высшей нервной деятельности, установленные академиком И. П. Павловым. На всем протяжении практических занятий с собакой дрессировщик должен стремиться сохранить ее «заинтересованность» в работе, для чего необходимо учитывать общее состояние собаки и избегать длительного и однообразного занятия одним и тем же приемом дрессировки. Таковы основные требования, предъявляемые к дрессировщику, который воздействует на собаку, как сложный комплексный раздражитель. Академик И. П. Павлов указывал: «… природа действует на животное и совокупностью нескольких и часто очень многих элементов комплексными раздражителями. Когда мы отличаем лицо одного человека от лица другого, мы принимаем одновременно в расчет и формы, и краски, и тени, и размеры…» (Академик И. П. Павлов. Лекции о работе больших полушарий. ГИЗ, М.-Л., 1927 г) Из этого указания академика И. П. Павлова следует, что человек, а следовательно, и дрессировщик является и для собаки комплексным раздражителем (см. рис. 96).
Рис. 96. Воздействие дрессировщика на собаку (комплексный раздражитель)
Действительно, дрессировщик воздействует на собаку прежде всего своим внешним видом: своей величиной и формой одежды, характером своих движений, голосом, выражением своего лица и, наконец, своим запахом, хорошо воспринимаемым собакой. Ко всем этим свойствам дрессировщика собака привыкает в процессе дрессировки. Воспитание условных рефлексов на комплексные сложные раздражители характеризуется рядом особенностей, которые необходимо учитывать при приучении собаки к дрессировщику. Комплексный раздражитель способен воздействовать одновременно на несколько анализаторов (органов чувств) собаки. Следовательно, при таком воздействии у собаки могут возникать условные рефлексы одновременно на всю сумму воздействующих раздражителей. Однако относительная сила раздражителей, входящих в комплекс, имеет весьма большое значение, а именно: в комплексе отдельные раздражители приобретают большее или меньшее значение в зависимости от их относительной силы. Наибольшее значение имеют: голос дрессировщика, его движения и его индивидуальный запах. Все характерные особенности голоса своего дрессировщика (силу, высоту, тембр) собака быстро начинает хорошо различать (диференцировать) от голоса других лиц. При наличии правильного взаимоотношения между дрессировщиком и собакой последняя выполняет команды, подаваемые голосом только своего дрессировщика. Движения дрессировщика имеют не меньшее значение. Каждый человек обладает характерными, только ему присущими особенностями движения. Один человек быстр и порывист в своих движениях, второй вял и медлителен, у третьего они резки и отрывисты. Большинство воздействий дрессировщика, применяемых к собаке, связано с его движениями — рывок поводком, удар хлыстом, оглаживание собаки, дача лакомства и др. Один из сотрудников академика И. П. Павлова сообщает: «нужно знать, что животные (речь идет о собаках) очень быстро улавливают движения экспериментатора. Эта способность животных первое время ставила нас в затруднение. Нередко трудно потом было определить, ложится ли собака в ответ на слово «ложись» или в ответ на мимолетное движение или взгляд экспериментатора на место, куда следует лечь собаке». Собака на все эти типичные движения своего дрессировщика образует также прочные условные рефлексы различного качества. Особенно следует избегать резких и отрывистых движений в период первоначального приучения собаки к дрессировщику, так как подобные движения вызывают у собаки проявление лишь рефлекса самозащиты в форме оборонительной реакции, что затрудняет приучение собаки к дрессировщику. При первоначальном обращении с собакой движения дрессировщика должны быть спокойными, четкими и плавными. Запах дрессировщика также имеет значение для установления контакта между дрессировщиком и собакой. У собаки на индивидуальный запах своего дрессировщика воспитывается прочный условный рефлекс и способность четко диференцировать его среди других запахов. Установление взаимосвязи дрессировщика с собакой. Первоначальная взаимосвязь — контакт дрессировщика с собакой устанавливается в процессе приучения собаки к своему дрессировщику. Для этого требуется несколько рабочих дней. Основным раздражителем, обеспечивающим установление первоначального контакта дрессировщика с собакой, служит пищевой раздражитель в виде корма, лакомства. Наилучший способ приучить собаку к дрессировщику — систематическое кормление собаки. В результате этого оборонительный рефлекс в активной или пассивной форме, проявляющийся у многих собак в отношении нового для нее человека, переключается в пищевой рефлекс, и собаки начинают доверчиво относиться к дрессировщику. Конечно, следует учитывать, что в зависимости от своих особенностей поведения, собака будет проявлять себя по-разному. Однако корм и лакомство всегда остаются основными безусловными раздражителями при первоначальном приучении собаки к дрессировщику. В процессе ухода дрессировщик постепенно приучает собаку к своехму внешнему виду и движениям. Значение прогулок и выгуливания для приучения собаки к дрессировщику очень важно. Каждый организм для нормального проявления своих физиологических функций нуждается в движении. Прогулки обеспечивают проявление у собаки того природного безусловного рефлекса, который академик И. П. Павлов обозначил как «рефлекс свободы». «Рефлекс свободы», — сообщает академик И. П. Павлов, — есть общее свойство, общая реакция животных, один из важнейших прирожденных рефлексов. Не будь его, всякое малейшее препятствие, которое встречалось бы животным на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни. И мы знаем хорошо, как все животные, лишенные обычной свободы, стремятся освободиться, особенно, конечно, дикие, впервые плененные человеком» (Академик И. П. Павлов. «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности». Изд. ГИЗ, 1925 г). Безусловный «рефлекс свободы» собаки является основой для приучения ее к дрессировщику. В процессе выгуливания у собаки воспитывается на дрессировщика условный рефлекс, как на условный раздражитель, сигнализирующий собаке о «возможном свободном состоянии» (выходе из выгула — клетки). Наиболее быстро приучаются собаки с преобладающей пищевой реакцией. Собаки с преобладающей оборонительной реакцией, как в активной, так и в пассивной форме, приучаются медленней, но проявляют затем большую привязанность. Особо осторожно следует приучать собак уравновешенного, спокойного типа, с преобладающей активно-оборонительной реакцией. При первом общении с такими собаками можно составить неправильное мнение об их доверчивости, так как, будучи мало возбудимыми, они свободно подпускают к себе приближающегося человека, а затем набрасываются на него. Поэтому при первоначальном общении с собакой следует быть наблюдательным и смелым, но вместе с тем и осторожным, готовым к неожиданностям в поведении собаки. В процессе дрессировки значение дрессировщика для собаки постепенно возрастает. Дрессировщик путем воспитания различных условных рефлексов у собаки на выполнение желаемых действий все более укрепляет взаимосвязь с собакой. Следовательно, дрессировщик достигает необходимого контакта с собакой на основе совокупности всех воздействий на собаку, применяемых в процессе дрессировки. Помощник и его значение при дрессировке. При дрессировке собак в целом ряде случаев необходимо участие помощника, например для развития злобы и для установления условного оборонительного рефлекса на охрану вещи. Помощник, так же как и дрессировщик, является для собаки сложным комплексным раздражителем, способным оказывать на собаку воздействие как положительного, так и отрицательного — тормозного порядка. Так, при развитии злобы и недоверия к посторонним помощник возбуждает у собаки проявление активно-оборонительного рефлекса, но одновременно с этим вызывает условное торможение в виде отказа собаки брать пищу из рук постороннего для нее человека. В качестве помощников подбирают вполне подходящих для этого людей. Они не должны бояться собак, должны быть ловкими, настойчивыми, смелыми и умело выполнять свою роль. Значение и роль помощника особенно велики при дрессировке собак для розыскной, караульной, сторожевой, связной служб. Проанализируем более подробно значение и роль помощника при дрессировке собак для розыскной службы. Основная задача помощника заключается в содействии дрессировщику приучить собаку к работе по следу человека. Вначале помощник является для собаки индиферентным (безразличным) раздражителем. Унося и пряча вещь с запахом дрессировщика, на которую у собаки уже был установлен стойкий условный рефлекс и выработана «заинтересованность» в поиске этой вещи, помощник побуждает собаку разыскивать вещь, по своему следу. В результате этого у собаки образуется условный рефлекс на поиск вещи своего дрессировщика по запаху следа помощника. В дальнейшем, возбуждая у собаки проявление активно-оборонительного рефлекса и стремления к преследованию, помощник полностью переключает собаку с поиска вещи своего дрессировщика на поиск самого себя по своему индивидуальному запаху, оставленному на своем следу. Таким образом, у собаки образуется стойкий условный рефлекс на поиск человека. В дальнейшем помощника надо как можно чаще менять для того, чтобы у собаки установить условную связь на проработку следа с индивидуальным запахом любого отыскиваемого человека. Роль помощника при дрессировке собак караульной и сторожевой службы более ограничена и состоит в том, чтобы выработать у собаки стойкий условный рефлекс оборонительного порядка на всех приближающихся посторонних лиц, которых караульная собака должна облаивать, а сторожевая собака — предупреждать об их приближении без всякого лая. Следовательно, роль помощника здесь состоит в том, чтобы развить и закрепить у собаки защитно-оборонительный рефлекс на посторонних людей, а также активное их преследование и задержание. При дрессировке собак для связи помощник фактически выполняет роль второго дрессировщика. Это обусловливается развитием у собаки равномерной привязанности к обоим дрессировщикам и обеспечивает стремление собаки к пробежкам между двумя постами связи. В этом случае у собаки на помощника должны быть воспитаны те же самые условные рефлексы, что и на дрессировщика. Следовательно, назначение помощника при дрессировке в зависимости от целей дрессировки будет весьма различное.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.142.210 (0.012 с.) |