Различие систем публичного и частного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различие систем публичного и частного права



В публичном праве В частном праве
Выражаются интересы государства Выражаются частные интересы отдельных лиц
Регулируются отношения между государственной властью и гражданами Регулируются отношения между собой
Присутствует подчинённость, неравноправие участников Участники юридически равноправны
Инициатива защиты прав исходит от государства Инициатива защиты прав исходит от заинтересованного частного лица
Конституционное право Административное право Уголовное право Финансовое право Международно-публичное право и др. Гражданское право Семейное право Трудовое право Международное частное право и др.
Публичное право – совокупность юридических норм, закрепляющих порядок деятельности органов государственной власти и управления Частное право – упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц

 

Основа подразделения системы права на отрасли – это предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это те общественные отношения, которые упорядочивают право. Так, трудовые отношения выступают предметом регулирования трудового права, семейные – семейного права и т. д.

Метод правового регулирования – совокупность юридических средств, при помощи которых регулируются качественно однородные общественные отношения.

Если предмет является материальным критерием, то метод – формально-юридический.

Различают два метода правового регулирования:

1. Императивный (авторитарный) метод.

2. Диспозитивный (автономный) метод.

Императивный – метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях. Субъект правонарушений вправе совершать только действия, которые разрешены («запрещено все, кроме прямо дозволенного»).

Пример: право избирать и быть избранным в представительские органы.

Диспозитивный метод – метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях. Субъекты вправе совершать любые действия прямо не запрещенные законом («дозволено все, кроме прямо запрещенного»).

Пример: собственник имущества вправе делать с ним все, что пожелает, за исключением тех действий, которые запрещены законом.

Также еще выделяют поощрительный ‑ метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение; рекомендательный – метод совета поступать так, как это желательно для общества и т. п.

Способы правового регулирования:

Дозволение – представление лицу права на совершение иных действий, не запрещенных законом.

Обязывание – возложение на субъекта обязанности определенного поведения, совершения тех или иных действий.

Запрещение – возложение на субъекта обязанности воздержаться от определенного поведения, от совершения тех или иных действий.

Тема 15

Источники права

 

План: 1. Понятие источника права

Виды источников права

НПА и его виды

 

В юридической науке источник права – это специальный правовой термин, который обозначает способ, внешнюю форму воплощения и закрепления юридических норм.

Источник права – это официально действующие государственные документы (закон, указ), в которых закрепляются правовые нормы. Будучи выраженными в этих актах, юридические нормы приобретают формальную определенность и общеобязательный характер, обеспечившийся мерами государственного принуждения.

Различают следующие виды источников права:

1. правовой обычай;

2. юридический прецедент;

3. нормативный правовой акт;

4. нормативный договор;

5. юридические доктрины;

6. религиозные писания.

Правовой обычай – это сложившееся исторически и вошедшее в привычку правило поведения, признанное и санкционированное государством в качестве нормы права.

Правовыми становятся лишь те обычаи, которые признаются государством в качестве обязательного правила поведения.

Система правовых норм, формирующихся на основе обычаев, получила в юридической науке название обычного права.

Исторические памятники обычного права:

Законы XII таблиц (Др. Рим), Законы Драконта (Афины), Салическая правда, Русская правда (Киевская Русь). Правовой обычай является источником права в рабовладельческих и феодальных обществах.

Юридический прецедент (судебный) – это решение суда, ставшее образцом, эталоном для всех судов при решении аналогичных дел. Применяется в англо-саксонской правовой системе.

НПА – это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. НПА содержит обязательные правила поведения, обращенные к персонально неопределенному кругу субъектов права, и действуют постоянно, до его официальной отмены. Этим он отличается от актов, не обладающих признаками нормативности.

Нормативный договор – это двустороннее или многостороннее соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права.

Применяется в настоящее время во всех национальных правовых системах мира. Широко используется в международном праве.

Пример: Конвенция о правовой помощи и правовых отношений по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.93 г., заключенная между странами СНГ.

Юридические доктрины – это учения, обобщенные научные выводы и положения, содержащиеся в трудах ученых-правоведов.

В настоящее время не являются источником права, но являются источником юридических знаний правовой культуры.

Религиозные писания – церковные нормы. В настоящее время являются источником права в ряде мусульманских стран, где источником права являются тексты священных религиозных мусульманских книг (Коран).

 

Нормативно-правовой акт (НПА) и его виды

Это изданный в установленном порядке уполномоченным на то государственным органом акт правотворчества, устанавливающий, измеряющий или отменяющий правовые нормы.

НПА обладает определенными отличительными признаками:

1. имеет письменную форму;

2. действует в течение определенного срока;

3. НПА содержит в себе нормы права. Необходимо отличать его от индивидуального акта применения права, который рассчитан на однородное применение;

4. НПА – официальный государственный документ, имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, постановление), наименование органа, принявшего акт;

5. юридические нормы группируются в нормативные акты по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям;

6. охватывает своим действием определенную территорию;

7. входит в единую иерархию НПА, занимает в ней свое место.

Статья НПА – это форма воплощения, способ изложения правовой нормы.

Норма права (НП) – это логически завершенное правило поведения, установленное государством и обеспеченное его принудительной силой.

НПА

Статья Статья Статья

 

НП НП НП НП НП НП

В статье закона может содержаться одна НП, две и более, а может быть часть нормы права.

РБ относится к странам романо-германской системы права, основным источником является НПА. (ч. 2 ст. 1 Закона РБ от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах РБ»). В соответствии с указанным законом НПА, составляющие законодательство РБ, именуются актами законодательства, следовательно, акт законодательства и НПА могут использоваться как тождественные понятия.

Все НПА по юридической силе подразделяются на:

- Конституция РБ;

- Решение референдума;

- Программный закон;

- Кодекс РБ;

- Закон РБ;

- Декрет Президента;

- Указ Президента;

- Директива Президента РБ;

- Постановление палат Парламента РБ;

- Постановление Совета Министров РБ;

- Акты

1) Конституционного Суда РБ;

2) Верховного Суда РБ;

3) Высшего Хозяйственного Суда РБ;

4) Генерального Прокурора.

- Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка РБ;

- Регламенты;

- Инструкции;

- Правила;

- Уставы (положения);

- Приказы;

- Решения.

Конституция – Основной Закон РБ, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Конституция была принята 15.03.94 г., на Республиканском референдуме 17.10.2004 г. были внесены изменения и дополнения.

Закон ‑ НПА, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. Закон принимается референдумом (народным голосованием) или высшим представительным органом (парламентом) в особом процессуальном порядке.

Закон – это НПА высшей юридической силы (по отношению к др. НПА) и является (наряду с Конституцией РБ) основным источником права.

От остальных актов закон отличается тем, что: принимается специально уполномоченными органами; строгое соблюдение процессуального порядка; регулирует наиболее значимые, важнейшие общественные отношения; общеобязателен; стабилен;

обладает высшей юридической силой.

Закон как НПА высшей юридической силы имеет особую структуру, которая состоит из следующих элементов (реквизитов): наименование органа, принявшего закон; название закона;

номер и дата его принятия; преамбула (содержит мотивы принятия закона, его цели и задачи); нормативно-правовое содержание; последствия несоблюдения закона; отмена законом иных НПА (правовых норм); опубликование закона и вступление его в силу; подписание закона (последним элементом структуры закона обязательно должна являться подпись соответствующего должностного лица (Президента РБ)).

Конституционные законы – это законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции (п. 1 ч. 1 ст. 97 Конституции).

Программные законы – это законы, принимаемые в установленном Конституцией порядке и по определенным вопросам (ст. 97 Конституции).

Все остальные законы являются обычными.

Среди них выделяют кодифицированные акты (ГК, УК и т.д.), которые обеспечивают полное системное регулирование определенной области общественных отношений. Они имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам (ч. 6 ст. 10 Закона от 10 января 2000 г.).

Президент РБ уполномочен Конституцией издавать декреты и указы.

Декрет – НПА главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Указ – НПА главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий), отменяющий определенные правовые нормы.

В соответствии с ч. 2 ст. 85 Конституции РБ запрещается делегировать Президенту определенные полномочия на издание декретов, регулирующих следующие общественные отношения:

- изменение и дополнение Конституции, ее толкование;

- изменение и дополнение программных законов;

- утверждение республиканского бюджета;

- изменение порядка выбора Президента и Парламента;

- ограничение Конституцией прав и свобод граждан;

- предоставлять Президенту право принимать нормы, имеющие обратную силу.

В сложившейся ситуации равенства законов, декретов и указов с точки зрения юридической силы возникает вопрос об их соотношении в случае коллизии, т.е. противоречии (несоответствия) содержащихся в них норм, регулирующих одни и те же общественные отношения.

В случае расхождения декрета или указа с законом, закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом о делегировании Президенту законодательных полномочий (ч. 3 ст. 37 Конституции, ч. 3 ст. 10 Закон от 10 января 2000 г.).

Акты законодательства (подзаконные акты) имеют меньшую юридическую силу по отношению к законодательным актам.

Они принимаются в строгом соответствии с Конституцией, другими законами, на их основе и не должны им противоречить.

В числе подзаконных актов большей, после законов, юридической силой обладают указы Президента в тех случаях, если изданы на основе закона.

Постановления как подзаконные акты принимаются:

- палатами Парламента;

- Советом Министров РБ;

- Пленумом Верховного суда РБ и Пленумом Высшего Хозяйственного суда РБ;

- Генеральным прокурором;

- республиканскими органами государственного управления;

- Национальным банком РБ.

Регламенты принимаются (издаются) главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, органами местного управления и самоуправления и содержат совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов.

Инструкции принимаются республиканскими органами государственного управления, Национальным банком и утверждаются постановлениями или приказами. Инструкции детально определяют содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений.

Пример: порядок исчисления и уплаты налогов на недвижимость физических лиц определяется Инструкцией о порядке исчисления и уплаты налогов на недвижимость физических лиц, утвержденной Постановлением государственного налогового комитета РБ от 04.04.2001 г.

Правила принимают с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах, а также по процедурным вопросам: Совет Министров РБ, министерства, республиканские организации государственного управления, Национальный банк. Эти правила утверждаются постановлениями или приказами.

Пример: Постановлением Министерства труда РБ от 05.04.2000 г. Утверждены Типовые правила внутреннего трудового распорядка.

Уставы (положения) регулируют порядок деятельности государственных органов, предприятий, объединений, организаций, учреждений и также порядок деятельности государственных служащих иных лиц в определенных сферах деятельности.

Утверждаются постановлениями и приказами.

Пример: Устав Белорусского государственного университета, утвержденный указом Президента РБ от 16 июня 1999г.

Приказы как акты функционально-отраслевого характера издаются руководителями республиканских органов государственного управления в пределах компетенции возглавляемого ими органа в соответствующей сфере государственного управления.

Пример: Приказом Министерства финансов РБ от 20.01.2000 г. Утвержден Порядок оценки стоимости чистых активов юридических лиц, кроме банков.

Решения принимают местные исполкомы и местные администрации. Они направлены на решение вопросов местного значения и имеют обязательную силу только на соответствующей территории.

Пример: Решение Минского городского Совета депутатов от 12.12.1999 г. «Об утверждении положения о приватизации коммуникативной собственности г. Минска».

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона от 10 января 2000 г. указы, постановления, приказы, решения, могут иметь ненормативный характер в случае, если они приняты (изданы) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий, либо рассчитанных на иное однократное применение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.153 с.)