Действие нпа во времени, пространстве, по кругу лиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действие нпа во времени, пространстве, по кругу лиц



Действие правовых актов начинается со времени вступления их в силу. Порядок вступления НПА в силу урегулирован Законом от 10 января 2000 г. и Положением об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов, утвержденных Декретом Президента РБ от 10.12.1998 г.

 

  Вступление в силу
Акты ненормативного характера со дня их принятия
Декреты Президента, законы РБ через 10 дней после их официального опубликования
Указы Президента, Постановления Совета Министров и иные акты со дня включения их в Национальный реестр правовых актов
НПА, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан со дня официального их опубликования в таких официальных изданиях, как Национальный реестр правовых актов, газета «Советская Беларусь», «Звязда», «Народная газета» и т.д. Датой официального издания считается день выхода в свет официального издания; в самом правовом акте может быть оговорен и иной срок вступления его в силу (например, с момента подписания)

Основание прекращения действия НПА

 

(ст. 69 Закона от 10 января 2000 г.):

1. Истечение срока, на который был рассчитан временный акт (его часть).

2. Признание НПА (его части) неконституционным в установленном законом порядке.

3. Признание НПА (его части) утратившим силу.

4. Отмена НПА в случаях, предусмотренных Конституцией.

Иногда НПА издается в новой редакции с учетом внесенных изменений и дополнений, при этом дата принятия его остается первоначальной.

Пример: Закон РБ от 20.02.1991 г. «О местном управлении и самоуправлении в РБ» действует в редакции закона РБ от 10.01.2000 г.

 

 

Тема 16

Правотворчество

 

План: 1. Понятие и формирование правотворчества

2. Виды правотворчества:

- по субъекту

- юридической силе

- по содержанию

Стадии правотворчества

Стадии законодательства

Принципы правотворчества

 

Белорусская национально-правовая система относится к романо-германской семье, где источником права является НПА. Он получает свое официальное выражение в результате специальной государственной деятельности, именуемой в правоведении правотворчеством – это специальная деятельность компетентных государственных органов, непосредственно народа (при референдуме) по установлению норм права, их переработке и отмене.

Правотворческая деятельность представляет собой сложный процесс, который складывается из необходимых и последовательных стадий. В юридической литературе наряду с понятием «правотворческий процесс» употребляется понятие «законодательный процесс».

Понятие «правотворческий процесс» более широкое и относится к созданию всех видов НПА, а «законодательный процесс» относится только к процедуре принятия законов.

Законотворчество является составной частью правотворчества и обладает всеми признаками, характерными для этого процесса. В силу большей общественной значимости законов установлена особая процедура их принятия и регулируется она нормами Конституции и другими законами.

В РБ правотворческий процесс в целом регулируется Законом Республики Беларусь.

 

 

Стадии законодательного процесса в Парламенте РБ:

1. Внесение законопроекта

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не более 50 тыс. человек, и реализуется в Палате представителей.

2. Обсуждениезаконопроекта

Законопроект сначала рассматривается в соответствующих постоянных комиссиях, а по завершению работы вместе с заключением и другими материалами направляется в Совет Палаты представителей для рассмотрения вопроса о включении законопроекта в повестку дня сессии Палаты представителей. Рассмотрение проектов законов, внесенных в Палату представителей, осуществляется в 2-ух чтениях.

Принятый Палатой представителей законопроект в 5-тидневный срок передается на рассмотрение в Совет Республики, который его либо одобряет, либо отклоняет.

3. Принятие законопроекта

Законопроект, после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от состава каждой палаты, представляется в 10-тидневный срок Президенту на подпись. Законопроект, подписанный Президентом, становится законом.

4. Опубликование законопроекта

Законы подлежат немедленному опубликованию и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в самом законе не предусмотрен другой срок.

Правотворчество – деятельность государственных органов по принятию НПА, а также по их изменению и отмене.

Правотворчество представляет собой процесс, состоящий из стадий:

- выявление потребности принятия НПА;

- изучение, анализ общественных отношений, для регламентации которых необходимо принять данный акт;

- определение вида НПА и вида органа, которому необходимо принять этот акт;

- принятие решения о подготовке НПА;

- разработка концепции будущего акта;

- подготовка рабочей группой проекта НПА;

- предварительное рассмотрение проекта акта;

- общественное обсуждение проекта;

- официальное рассмотрение проекта НПА с учетом процессных требований;

- принятие правового акта, его оформление и подписание;

- опубликование акта и вступление в законную силу.

Типичные ошибки, которые допускают в процессе правотворчества:

1. неверный выбор формы акта;

2. нарушение процедур подготовки и принятия акта;

3. неверное определение предмета правового регулирования;

4. недооценка общественного мнения;

5. недостаток правовых средств для воплощения в жизнь норм данного акта.

Принципы:

- научность;

- законность (строгий учет иерархии правовых норм и актов соблюдения процессных правил принятия НПА);

- демократизм (учет общественного мнения);

- системность (учет в процессе правотворчества внутренней логики права (систем права, отраслей, института);

Виды правотворчества (в зависимости от субъектов):

1. Непосредственное правотворчество народа (участие в референдуме).

2. Правотворчество государственных органов – законодательных (представительных) органов – т.е. законотворчество.

3. Правотворчество отдельных должностных лиц – т.е. подзаконное правотворчество.

4. Правотворчество органов местного самоуправления – локальное правотворчество.

5. Правотворчество общественных организаций.

6. Деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров – договорное правотворчество.

При осуществлении правотворчества его субъекты опираются на систему обеспечения правотворчества, которую составляют:

- информационное обеспечение;

- планирование правотворческой деятельности;

- поддержка со стороны народа;

- юридически-организационное обеспечение.

Тема 17

Нормы права (НП)

 

План: 1. Понятие нормы права, признаки, виды

Структура НП

Соотношение НП с НПА

 

Норма права – установленное или санкционированное государством правило поведения, регулирующее определенную разновидность общественных отношений, реализация которого обеспечивается компетентными государственными органами.

Признаки:

- исходит от государства или санкционируется им;

- имеет общий и общеобязательный характер (распространяется на персонально неопределенный круг лиц, обладающих общими признаками);

- характеризуется формальной определенностью;

- реализация обеспечивается государством;

- рассчитана не на конкретный случай, а на не ограниченное количество случаев одного рода;

- регулирует определенную разновидность общественных отношений;

- исполнение обеспечивается государственным принуждением;

- принимается субъектами правотворчества.

Виды правовых норм:

1. По функциям права:

- регулятивные;

- охранительные.

Регулятивные – устанавливают субъективное правотворчество и обязанности, условия их возникновения и действия (пример: заключение брака).

Охранительные – определяют условия применения к субъекту мер государственного принуждения действия, характер и содержание этих мер (пример: норма УК).

2. По отраслям права:

- конституционные;

- гражданско-правовые;

- уголовно-правовые;

- и т.д.

3. По форме предписания (по характеру правил поведения):

обязанность право запрет
обязывающие управомочивающие запрещающие
устанавливают обязанность совершать определенное положенное действие (пример: плата за проезд) возможность совершать положенные действия в целях удовлетворения своих законных интересов (подавать иск в суд) устанавливают запрет совершать недозволенные действия (убивать, грабить, злоупотреблять властью)

 

4. По характеру предписаний (по способу установления правил поведения):

- императивные – устанавливают запреты, обязывания или дозволения, не допускают никаких дозволений;

- диспозитивные ‑ предоставляют субъектам возможность самим определять конкретные субъективные права и обязанности;

- рекомендательные – носят характер советов, предложений компетентных органов о путях решения определенных вопросов.

5. По степени определенности элементов НП:

- абсолютно-определенные – определяют с абсолютной точностью условия своего действия, права и обязанности участников, меры юридической ответственности за нарушение этих прав и обязанностей;

- относительно-определенные ‑ не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников (пример: лишение свободы от 6 до 15 лет);

- альтернативные – предусматривают несколько вариантов условий их действий, поведение сторон или санкций за их нарушение.

6. По юридической силе:

- законодательные;

- подзаконные.

7. По кругу лиц:

- общие;

- специальные.

8. По времени действия:

- с неопределенным сроком действия;

- временные.

9. По территориальным переделам (в пространстве):

- на всей территории государства;

- на определенной территории;

- локального действия.

10. По способу изложения:

- прямого изложения – все элементы правовой нормы изложены в ст. НПА, т.е. структура юридической нормы совпадает со структурой соответствующей статьи (пример: ст. 525 ГК);

- отсылочная норма – ее структурные элементы не располагаются в одной статье НПА, в связи с чем делается ссылка на другие статьи этого же НПА (ст. 176 ГК);

- бланкетная норма – недостающие элементы содержатся в других НПА (ст. 317 УК).

11. По специализации:

- закрепительные – выражают определенные элементы регулируемых общественных отношений (пример: нормы, определяющие общие условия исполнения обязательств);

- дефиниции – содержат научно-сформулированные определения юридических понятий (пример: понятие сделки, преступления);

- нормы-принципы – устанавливают общие или отраслевые принципы и задачи определенной системы юридической нормы (принципы уголовного права).

Структура правовой нормы ‑ это ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих необходимых составных частей, элементов.

Структуру юридической нормы можно подразделить на 3 основные группы:

1. НП состоит из 3-х элементов:

гипотеза – диспозиция – санкция

 

2. НП состоит из 2-х элементов:

диспозиция

гипотеза

санкция

3. НП может состоять как из 3-х, так и из 2-х элементов.

Логическая структура – это 3-х элементная, которая не всегда обнаруживается в ст. НПА.

Гипотеза Диспозиция Санкция
если предположение это распоряжение иначе взыскание
часть нормы, указывающая при каких обстоятельствах норма вступает в действие, определяет круг субъектов, их права и обязанности, т. е. эта часть НП указывает на условие и действие. часть нормы, формирующая права и обязанности, само правило поведения часть нормы, устанавливающая меры государственного воздействия (принуждение применяется при ее нарушении)

Если продавец заключил договор купли-продажи (гипотеза), то он обязан при заключении договора предупредить покупателя обо всех правах третьих лиц (диспозиция), иначе к нему могут быть применены меры государственного воздействия, направленные на защиту прав покупателя (санкция).

Право состоит из таких логических норм (причем не очень много случаев), когда эти три элемента находятся рядом, т.е. в одной статье нормативного акта. Обычно разные элементы логической нормы права содержатся в разных статьях нормативного акта или даже в разных нормативных актах, либо же нигде не выражены (как правило, относится к гипотезам и санкциям), а предполагаются, и их необходимо формировать самому.

Структура типичной нормы права

Типичные правовые нормы построены по схеме «если… то…». В них можно выделить два элемента.

Первый элемент (соответствует «если…») представляет собой описание условий, при которых данная правовая норма начинает действовать. Этот элемент называется гипотезой.

Второй элемент (соответствует «то…») является самим правилом поведения, которым следует руководствоваться при наступлении определенных условий. Он называется диспозицией или санкцией.

Гипотеза – часть правовой нормы, в которой содержится описание условий действий данной правовой нормы. Гипотеза указывает на те фактические обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться правилом, содержащимся далее. Сама правовая норма может начинаться со слов «если», «в случае», либо подобные выражения подразумеваются. Их отсутствие не означает отсутствие гипотезы: данный элемент в типичной правовой норме есть всегда.

Вторым структурным элементом является диспозиция, либо санкция, в зависимости от вида нормы права. Если правовая норма является регулятивной, то вторым элементом выступает диспозиция – само правило поведения, которым следует руководствоваться при наступлении условий, предусмотренных гипотезой.

Диспозиция указывает на конкретные права и обязанности участников.

При формировании правовых норм гипотеза может стоять и перед, и позади диспозиции (ст. 38 ГК).

«Гражданин может быть, по заявлению заинтересованных лиц, безвестно отсутствующим (диспозиция), если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания (гипотеза)».

«В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим (гипотеза), суд отменяет решение о признании его… (диспозиция)».

Если правовая норма является правоохранительной, то ее вторым элементом будет санкция – указание на меры государственного принуждения.

Следует сказать о том, что существует логическая норма права.

Гипотезы, диспозиции и санкции имеют виды.

Гипотеза

§ простая – указывает на одно конкретное обстоятельство;

§ сложная – указывает комплекс обстоятельств, при которых реализуется норма права;

§ альтернативная – несколько обстоятельств, при наступлении хотя бы одного из которых правовая норма начинает действовать.

Диспозиция

§ простая – содержит один абсолютноопределенный вариант поведения;

§ альтернативная ‑ возможные варианты поведения, которые могут выбрать участники правоотношений;

§ бланкетная – отсылает субъектов правоотношений к другим нормам.

Санкция

§ абсолютно определенная ‑ конкретный вид наказания в случае нарушения правовых норм;

§ относительно определенная – указывает пределы размера наказания (min либо max);

§ альтернативная ‑ различные виды наказаний, из которых правонарушитель должен выбрать необходимое.

Юридическая норма, включающая в себя гипотезу, диспозицию и санкцию, может по- разному излагаться в статьях НПА.

Различают следующие варианты изложения норм в статьях актов.

1. Статья НПА содержит одну норму, включающую все элементы. Эта конструкция встречается довольно редко. (Пример ст. 525 ГК).

2. Статья НПА состоит из 2-ух или более правовых норм (пример ст. 158 ГК).

3. Правовая норма распространяется в разных статьях одного нормативного акта или даже в разных НПА (пример: ст. 197 ГК, ссылка на п. 2 ст. 168 ГК). Таким образом, норма права содержится не в одной, а в двух статьях (пример: ст. 137 УК РБ, отправляет к другому акту «правила дорожного движения»).

4. В статьях НПА гипотеза или диспозиция могут опускаться. Это допустимо, когда из общего текста нормы права ясен смысл опущенного элемента. Пример: в ст. УК опускается диспозиция, т.к. содержащиеся в тексте запреты делают ее очевидной. (Ч. 1 ст. 205 УК: тайное похищение имущества (кража) – наказывается штрафом или арестом на срок до 6-ти месяцев, или исправительными работами на срок до 2-ух лет, или ограничением свободы на срок до 3-ех лет, или лишением свободы на тот же срок). Здесь диспозиция понятна – нельзя совершать кражи.

Такое изложение характерно и для ТК (ст. 111 ТК).

Упомянутые выше разновидности норм выполняют разные функции в правовом регулировании (регулятивные и охранительные), имеют и различные структурные элементы.

Нормы позитивного регулирования состоят из 2-ух частей: гипотеза и диспозиция.

Пример: ч. 2 ст. 581. Для этой статьи не нужны санкции, и не следует их искать в других статьях, т.к. стороны диспозитивно устанавливают свои права и обязанности.

Структура правоохранительной нормы состоит из 2-ух элементов: гипотеза и санкция. Гипотеза в данном случае определяет состав правонарушения, т.е. его признаки, а санкция предусматривает меры юридической ответственности.

Пример: ч. 1. ст. 364 ГК «Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства».

Здесь гипотеза текстуально изложена после санкции.

Тема 18



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.072 с.)