Предмет, теория, методология государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, теория, методология государства и права



Тема 1

Предмет, теория, методология государства и права

План: 1. Понятие предмета теории государства и права. Место теории и права в системе наук, их функции.

Метафизика – при этом методе государство и право воспринимаются как институты, которые были, есть и будут независимо от воли человека.

Диалектика – при этом методе государство и право рассматриваются в их развитии.

Основными общенаучными методами являются:

Анализ – разделение теоретического материала о государстве и праве на части и исследование по частям.

Синтез – изучение государственно-правовых вопросов путём их объединения и рассмотрения как одного проекта.

Системный подход – восприятие изучаемого материала как единой системы, выявление и изучение всевозможных связей в исследуемой системе.

Функциональный подход – определение функций различных государственно-правовых явлений, механизмов их взаимовлияния.

К частнонаучным методам относятся:

формально-юридический – изучает основные понятия юриспруденции: даются определения понятиям, толкование их смысла;

сравнительно-правовой – происходит сопоставление законов, иных НПА правовых систем в целом, определение общих закономерностей и особенностей;

статистический – при исследовании государственно-правовых вопросов с точки зрения количественных показателей на основе статистической информации;

конкретно-социологический – выяснение мнения общества по вопросам государства и права; тестирование, телефонные опросы и др.;

кибернетический – изучение теории государства и права с использованием современных технических достижений, математических моделей, алгоритмов, компьютерных программ и т. д.

Данные методы не являются исчерпывающими при исследовании государства и права.

 

Тема 2

Происхождение государства и права.

Их роль в развитии общества

План: 1. Формы общественной организации при первобытном строе.

Причины происхождения государства.

Особенности возникновения.

Особенности возникновения права

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало, прежде всего, волю и интересы экономических господствующих классов.

Если обычаи содержались в сознании и поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения.

Право более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме запретов в нем используются такие способы правового воздействия, как дозволение и обязывание, создающие широкие возможности для разноуровневого упорядочения общественных отношений.

Возникновение права – следствие усложнения социальных связей, обострение противоречий, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя путями:

1. перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирования их в этой связи силой государства;

2. правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов – нормативных актов (законов, указов и т. п.);

3. прецедентное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приобретающими характер образцов, эталонов для решения других аналогичных дел).

 

Тема 3

Сущность, функции, формы государства

 

План: 1. Общее понятие государства. Содержание признаков

Государства

Тема 4

Форма правления

План: 1. Монархия

Республика

 

 

           
   
Форма правления
 
 
 
   

 


Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит от одного лица к другому по наследству.

Основные юридические свойства классической монархической формы правления:

- пожизненное пользование властью главой государства (царь, король, император, шах)

- занятие трона по наследству или по праву родства

- представительство государства монархом по своему усмотрению

- юридическая безответственность монарха.

Когда власть монарха не ограничена, форма правления называется абсолютной монархией. Для нее характерно:

- политическое бесправие народа

- отсутствие представительских учреждений

- сосредоточение всей власти в руках монарха

- воля монарха – главный источник права («государство – это Я»).

Если монарх не обладает всей полнотой власти – это ограниченная монархия и делится на дуалистическую и парламентарную.

Особенности дуалистической монархии:

- формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом

- исполнительская власть в руках монарха

- законодательная власть в руках парламента

- парламент подчиняется монарху

- монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы, что не дает возможности им вступить в силу.

- монарх обладает неограниченным правом на издание нормативных актов (указов, декретов), подменяющих собой законы.

(Примеры стран: Марокко, Иордания, Кувейт и другие страны арабского мира, Непал)

вето (лат. veto – запрещаю)

Особенности парламентской (конституционной) монархии:

- статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти;

- законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – правительству;

- правительство формируется из представителей определенной партии (партий), получившей большинство голосов на выборах в парламент. Лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства;

- правительство несёт ответственность перед парламентом, а не перед монархом;

- законодательные акты принимает парламент, а формально подписывает монарх;

- в законодательных, исполнительных и судебных ветвях власти власть монарха символична, он «царствует, но не правит».

(Примеры: Англия, Дания, Эстония, Норвегия, Швеция, Япония и Канада, Бельгия, Новая Зеландия, Голландия и др.)

 

Абсолютная монархия

Форма правления, характеризующаяся всевластием главы государства – монарха; монарх занимает свой пост, как правило, по наследству, и его власть считается непроизводной от какой-либо другой власти, ее органа или избирателей. Граждане (подданные) выступают исключительно в качестве объекта власти.

 

 
 

 

 


назначает издает назначает

 

 
 

 


Дуалистическая монархия

Форма правления, при которой монарх обладает большой исполнительной властью и оказывает значительное влияние на парламент; он назначает правительство, ответственное перед ним, имеет право отлагательного вето на решения парламента, может назначать членов его верхней палаты, а также распускать парламент.

 

 
 

 

 


назначает издает назначает

           
   
Указы
     
Кабинет министров
 
 
 

 


 

 
 


выбирают

 

 
 
Граждане (избиратели)


Парламентская монархия

 


Парламентская монархия

Форма правления, при которой власть монарха в той или иной мере ограничена конституцией государства; его власть не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в области управления, функция монарха носит представительный характер.

 

 

формально назначает

                       
           
 
 


вносит предложения выражает вотум доверия

 
 


Право роспуска Подотчетно

выбирают

Население, имеющее избирательное право


Президентская республика

Форма правления, при которой президент является главой государства. Президент и парламент избираются народным голосованием. Президент назначает правительство и руководит его деятельностью; в президентской республике законодательная (парламент) и исполнительная (президент) власти обладают значительной самостоятельностью.

 

 

Право вето формирует

       
 
   
 


подотчётен

 

Кабинет министров
выбирают

 


выбирают

 
 
Население, имеющее избирательное право

 


Парламентская республика

Форма правления, при которой парламент избирается гражданами страны, правительство формируется парламентом и формально ответственно перед ним; глава правительства в парламентской республике формально не является главой государства, но реально – он первое лицо в политической иерархии страны.

Формально назначает

 

избирает формирует

 
 


подотчетен

выбирают

Население, имеющее избирательное право


Тема 5

Тема 6

Политический режим

План: 1. Демократический режим

Тоталитарный режим

Авторитарный режим

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Политический режим характеризует определённый политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Признаки:

- гарантированность прав и свобод личности;

- степень участия народа в механизмах формирования политической власти;

- соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

- степень реализации политической власти народом;

- положение средств массовой информации, степень гласности в обществе;

- место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

- степень верховенства закона;

- принципы взаимоотношений общества и власти;

- характер политического лидерства;

- наличие многопартийности и др.

Различают два полярных режима: демократический и антидемократический.

Признаки демократического режима:

- население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии;

- решения принимаются большинством с участием меньшинства;

- реальное осуществление правового государства;

- выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти;

- доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сведены к минимуму методы насилия, принуждения;

- господство закона;

- действует принцип «дозволено все, что не запрещено»;

- провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

- гласность, свобода СМИ;

- принцип разделения властей.

Тоталитарный режим – абсолютный контроль государства над всеми областями общественной жизни, полное подчинение человека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки:

- принцип «дозволено то, что прямо разрешено законом»;

- глобальное господство над всеми сферами жизни;

- монопольный контроль государства над экономической областью СМИ, культурой, религией, личной жизнью;

- метод управления: насилие, террорное принуждение;

- господство одной партии, запрет оппозиции;

- общество отчуждено от политической власти;

- власть формируется бюрократическим способом, недоступна для контроля со стороны народа;

- права и свободы человека носят формальный характер, отсутствуют гарантии их реализации;

- наличие одной идеологии;

- централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;

- бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;

- государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства в противоречии с демократическими институтами.

Тоталитаризм ‑ политический режим, тяготеющий к установлению абсолютного всеобъемлющего контроля над всеми сторонами жизни общества, характеризуется прямым насилием, государственно-организованным террором.

Характерные черты:

o максимальное ущемление прав и свобод граждан, контроль за их личной жизнью; наличие единой идеологии, пронизывающей все сферы жизни;

o монополизация власти, единой массовой партии, тесно связанной с государственным аппаратом, принужденное участие граждан в официальном движении; жесткий контроль со стороны государства за экономикой; монополия государства над СМИ;

o постоянные репрессии как средство внутренней политики.

Авторитарный режим – государственное политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т. д.) при минимальном участии народа (Испания в период правления Франко, Чили – власть Пиночета).

Признаки:

§ концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от государственной власти;

§ игнорируется признак разделения властей;

§ отсутствует единая идеология;

§ нет полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни;

§ сохраняется частичная цензура (полугласность);

§ оппозиция не допускается, может существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией;

§ методы управления командные, административные, в то же время отсутствует террор, не применяются массовые репрессии;

§ роль лидера высока, но не обладает харизмой;

§ права и свободы провозглашаются, но реально не обеспечиваются;

§ личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью.

Основные типы и разновидности:

1) тоталитаризм с левым уклоном;

‑ сталинизм;

‑ маоизм;

2) тоталитаризм с правым уклоном;

‑ итальянский фашизм;

‑ немецкий фашизм;

‑ режим Франко в Испании и др.

 

Индикатор режима Демократический режим Авторитарный режим Тоталитарный режим
1. Положение личности в обществе Широкий диапазон гарантированных прав и свобод граждан Ограниченность демократических прав и свобод граждан Максимальное ущемление прав и свобод граждан
2. Степень и характер вовлеченности граждан в политику Активная и добровольная Ограниченная и пассивная Принудительная
3. Степень развитости институтов и способов их формирования Наличие разветвленной сети государственных и общественно-политических институтов, выборность основных органов власти Ограниченность выборности органов власти; запрещение оппозиционных партий, сращивание правящей партии с госаппаратом Упразднение принципа разделения властей; формирование органов власти путем назначения; наличие одной партии; подмена общественных объединений официальным движениям
4. Метод осуществления власти Убеждение как основной метод воздействия на поведение граждан Использование мер принуждения; подавление противников режима Государственно-организованный террор, основанный на тотальном насилии

Тема 7

Механизм государства

План: 1. Понятие механизма государства

И полномочия

 

           
   
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА
 
   
 

 


- глава государства - государственные (учебные, научные, лечебные и другие учреждения)
- законодательные органы - вооруженные силы
- исполнительные органы - специальные формирования, охраны правопорядка
- судебные органы - уголовно-исполнительные учреждения
- контрольно-надзорные органы  

Государственный аппарат – это часть механизма государства, представляющая собой совокупность органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

Механизм государства – это целостное, иерархическая система государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих государственную власть, выполняющих функции государства.

Орган власти – структурно-обособленное звено государственного аппарата, осуществляющее определенную функцию и наделенного для этого необходимой компетенцией и соответствующими властными полномочиями.

Признаки:

- образуется в установленном законом порядке;

- имеет определённую структуру;

- действует в строго определенных организационно-правовых формах;

- располагает необходимыми материальными и финансовыми средствами;

- обладает определенными властными полномочиями;

- наделен правотворческой функцией;

- осуществляет правоприменительную деятельность;

- ликвидируется в установленном законом порядке.

Классификация

По признаку разделения властей:

- законодательные;

- исполнительные;

- судебные;

- контрольно-надзорные.

По характеру формирования:

- первичные (представительные);

- производные (формируемые первичными органами)

По территориальным пределам деятельности:

- высшие (президент, парламент, правительство, Верховный суд);

- центральные (министерства, ведомства);

- местные (советы, исполкомы).

По характеру компетенции:

- организации общей компетенции (парламент, правительство, исполкомы, советы);

- организации специальной компетенции (министерства, ведомства, управления, отделы исполкомов).

По способу осуществления полномочий:

- коллегиальные (парламент, правительства, исполкомы);

- единоначальные (министерства, управления, отделы).

Признаки организации и деятельности государственного аппарата:

- демократизм;

- законность;

- гласность, открытость;

- научность;

- профессионализм, компетентность;

- сочетание общегосударственных и местных интересов;

- планирование, прогнозирование.

Согласно статье 6 Конституции, государственная власть в РБ осуществляется на основе разделения ее на законодательные, исполнительные, судебные органы, государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Особое место в системе государственной власти занимает Президент, который является главой государства.

Он обеспечивает преемственность и взаимодействие государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти (ст. 79 Конституции).

Органом законодательной власти является Парламент – Национальное Собрание РБ. Он одновременно выступает в качестве представительного органа (ст. 90 Конституции). К представительным органам следует относить также Главу государства, местные Советы депутатов.

Наряду с парламентом законодательную деятельность осуществляет и Президент, который по Конституции имеет право издавать особый вид нормативных актов – декреты, занимающие тот же уровень, что и законы (ст. 101).

Органы исполнительной власти отличаются наибольшим многообразием. Общим для них является осуществление исполнительной и распорядительной деятельности, т. е. они исполняют или организуют исполнение законодательных актов, решений вышестоящих по отношению к ним государственных органов и сами осуществляют распорядительную по отношению к нижестоящим органам деятельность путем создания обязательных для исполнения правовых актов.

Органы исполнительной власти можно классифицировать по масштабу деятельности на республиканские и местные.

Правительство (Совет Министров РБ – центральный орган).

Министерства, государственные комитеты – республиканские.

Исполкомы, местная администрация – местные органы.

Судебная власть принадлежит судам. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только закону. Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и другими судами.

Согласно Кодексу «О судоустройстве и статусе судей в РБ», к общим судам относятся:

- Верховный суд РБ;

- Областные, Минский городской, районные (городские);

- Военные суды.

К хозяйственным судам – Высший Хозяйственный суд РБ, хозяйственные суды областей, г. Минска.

 

 

 
 
Президент РБ


1. Парламент – Национальное

Собрание РБ

2. Областные советы депутатов

3. Районные советы депутатов

4. Городские советы депутатов

5. Поселковые советы депутатов

Органы законодательной (представительной) власти
Органы судебной власти
6. Сельские советы депутатов

 
 

 

 


Эти органы избираются непосредствен- 1. Конституционный суд РБ

но народом (кроме Совета Республики 2. Хозяйственный суд

Национального Собрания). (Высший Хозяйственный суд,

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РБ
областной Хозяйственный суд,

Хозяйственный суд г. Минска)

3. Общие суды (Верховный суд РБ,

областные, районные, городские,

военные суды

       
 
Органы исполнительной власти
 
Контрольно-надзорные инстанции

 

 


1. Совет Министров (Правительство РБ) 2. Министерства, Госкомитеты, Ведомства 3. Облисполкомы, горисполкомы 4. Райисполкомы 5. Поселковые исполкомы 6. Сельские исполкомы Эти органы осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Исполнительный – так как непосредственно исполняет нормативные акты вышестоящих органов. Распорядительный – в свою очередь во исполнение вышестоящих органов издают собственные акты, которые обязательны к исполнению нижестоящими органами исполнительной власти. 1. Прокуратура 2. Комитет государственного контроля

СТРУКТУРА ПАРЛАМЕНТА

 

 


110 депутатов избираются гражданами Задачи: - организация законодательной работы; - предварительное рассмотрение и подготовка вопросов, относящихся к ведению Палаты Представителей; - организация работы постоянных комиссий и иных органов Палаты представителей Является палатой территориального представительства. От каждой области и г.Минска по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом РБ. Компетенция: - одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов; - избирает 6 судей Конституции; - избирает 6 членов Центризбиркома; - дает согласие на назначение Президентом: а) председателя Конституционного Суда; б) председателей и судей Верховного суда; - отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующих законодательству

Тема 8

Тема 9

План: 1. Общее понятие правового государства

Тема 10

Гражданское общество

План: 1. Понятие гражданского общества

2. Признаки и их содержание

Тема 11

План: 1. Основные направления (школы) в современном правопонимании

Признаки права

Функции права

Принципы права

Происхождение права в истории общества обусловлено общественными потребностями перехода от первобытнообщинного строя к новой ступени развития человечества – цивилизации.

Потребностями, породившими право, являются:

1. Необходимость установления единого порядка отношений новой общности людей – народа, населяющего определенную территорию.

2. Необходимость поддержания единого порядка в условиях расслоения общества на социальные слои.

3. Необходимость ограничения и смягчения враждебного военного противостояния народов, нуждающихся в защите своих интересов мирными средствами.

Средствами удовлетворения этих потребностей и стало право.

Право – это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.

Основные подходы к пониманию права:

- теория естественного права

- историческая школа права

- нормативистская теория права

- психологическая теория права

- социологическая теория права

- марксистская теория права

Теория естественного права: Г.Гроций, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ш.‑Л.Монтескье, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо, А.Н.Радищев.

 

 

Суть:

- право и закон – не одно и то же;

- право существует само по себе, имеет естественный характер;

- право – совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость);

- право и мораль едины;

- права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.

Историческая школа права: Г.Гуго, Ф.К.Савиньи ‑ австрийские и немецкие юристы.

Суть:

- право возникает само по себе и формируется постепенно (подобно языку и правам);

- основу права составляют правовые обычаи;

- законы являются юридическим оформлением (оболочкой) уже сложившихся обычаев.

Нормативистская теория: Х. Кельзен, Штаммер – немецкий юрист, Новгородцев – русский ученый правовед.

Суть:

- право является пирамидой норм;

- во главе «пирамиды» стоит Конституция;

- сила права зависит от разумности построения всей иерархической правовой системы;

- право живет «только в кодифицированных юридических нормах»;

- право необходимо изучать и воспринимать вне всякой связи с религией, философией, моралью.

Психологическая теория: Л.Петражицкий, Г.Тард, Рейснер.

Суть:

- причины права находятся в психике людей;

- право делится на интуитивное (исходящее из личных переживаний) и позитивное (установленное государством);

Социологическая теория права: Г.Канторович, Муромцев.

Суть:

- право и закон нетождественные между собой;

- закон – писаное право;

- право – реализация закона (т. е. правопорядок, юридическая практика, правоприменение).

Марксистская теория: К.Маркс, Ф.Энгельс, Ленин.

Суть:

- в основе теории лежит классовый подход;

- право – возведенная в закон воля правящего класса;

- право отражает существующие производственные отношения;

- право устанавливается и охраняется государством.

Признаки права:

1. Система норм – не просто совокупность норм, а именно система норм, характеризующаяся иерархичностью, взаимодействием, согласованностью и непротиворечивостью.

2. Исходит от государства – т. е. принимается, санкционируется либо признается им.

3. Охраняется государством – нарушение норм права обеспечивается государственным принуждением.

4. Общеобязательность – нормы права распространяют свое действие на все субъекты, находящиеся в сфере деятельности данной нормы (общий характер), а также требования нормы обязательны для всех субъектов, независимо от их отношения к данной норме (обязательный характер).

5. Формальная определенность – право содержится в определенных формах (НПА, договорах нормативного содержания, судебных и административных актах, правовых обычаях).

6. Выступает государственным регулятором общественных отношений.

7. Возведенная в закон воля той социальной группы, которая находится у власти.

Таким образом, даем определение:

Право – это система общеобязательных правил поведения (норм), формально-определенных, исходящих от государства, им охраняемых и регулирующих общественные отношения.

Сущность права ‑ это реальные общественные отношения, которые складываются в социально неоднородном обществе.

Сущность права – это возведенная в закон воля той социальной группы, которая обладает реальной государственной властью.

Сущность права выражается в принципе: «каждый свободен настолько, насколько его свобода не ограничивает свободу других лиц».

Функции права – это обусловленные социальным назначением права, направления правового воздействия на общественные отношения.

Виды функций права:

1)общеотраслевые:

а) юридические:

‑ регулятивные

‑ охранительные

б) социальные:

‑ экономические

‑ политические

‑ воспитательные

2) межотраслевые

3) отраслевые

4) правовых институтов

5) норм права.

 

Принципы права – основополагающие начала, идеи, характеризующие сущность права, его содержание и назначение в обществе. Принципы права делятся на:

1) общеправовые

‑ демократизм (ст. 3 Конституции Республики Беларусь)

‑ справедливость

‑ законность

‑ равенство граждан перед законом

‑ принцип единства прав и обязанностей

‑ принцип юридической ответственности

2) межотраслевые

‑ принцип состязательности (в гражданском праве)

‑ принцип материальной ответственности (в трудовой, гражданской, финансовой и других отраслях)

3) отраслевые

‑ нет преступления без указания на то в законе (уголовное право)

‑ оплата по количеству и качеству труда (трудовое право)

4) принципы правовых институтов

‑ равенство всех форм собственности (институт собственности)

‑ неотвратимость ответственности (институт юридической ответственности).

Тема 12

План: 1. Англосаксонская правовая семья

Тема 13

План: 1. Понятие и виды социальных норм

Признаки социальных норм

Отличительные черты

Право Мораль
Возникает вместе с государством Возникает раньше государства
Состоит из норм Имеет более сложную структуру
Характеризуется конкретностью и определенностью Характеризуется более широким содержанием
Обеспечивается государственной принужденностью Обеспечивается привычкой или силой общественного мнения
Заранее регламентирована мера и форма принужденности Формы и меры принуждения заранее не регламентируются
Предписывает всестороннюю оценку поведения только право нарушителя Оценивается всесторонне любое поведение человека  
Отмирает вместе с государством Остается в любом обществе

 

Тема 14

Система права

 

План: 1. Понятие системы права. Основные признаки системы права

Законодательства

Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по объему и включает в себя, помимо системы права, юридическую практику и, главное, господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

Система права:

1. отрасли права;

2. подотрасли права;

3. институт права;

4. норма права.

Система права – его внутреннее строение, которое делится на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования.

 

 

Правовая система:

1. система права;

2. система законодательства;

3. правовые институты и правовые учреждения (правотворческие и правоприменительные);

4. правовые принципы, понятия;

5. правовая политика, идеология, культура;

6. юридическая практика.

Правовая система – совокупность взаимодействующих и взаимодополняющих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

 

Основные признаки системы права:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.156 (0.268 с.)