Самовоспитание как средство профессионального развития личности учителя, основные направления самовоспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самовоспитание как средство профессионального развития личности учителя, основные направления самовоспитания



Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности, изменение совей личности в соответствии с ясно осознанными целями, идеалами, личностными смыслами (Н.Н.Толстых).

Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Самовоспитание – это сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранение отрицательных качеств.

Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов.

Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Оно находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности.

Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль.

В приемы входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.

Содержание самовоспитания раскрывается через его функции:

1. компенсаторную: реализуется в приобретении профессиональных знаний, умений, навыков, в расширении кругозора, усвоении новой информации;

2. адаптирующую: позволяет преподавателю постоянно приспосабливаться к меняющемуся миру, новым условиям профессиональной деятельности;

3. развивающую: предполагает формирование способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей педагогической деятельности, непрерывное обогащение творческого потенциала личности.

Принципы самовоспитания:

Принцип развития: раскрывает неразрывную взаимосвязь развития личности в онтогенезе и ее непрерывного самообразования, зависимость уровня зрелости личности педагога от уровня его самообразования и самовоспитания. Этот принцип раскрывается через ряд установок:

Установка на проблемность в педагогической работе, которая формирует мотивы самообразования и самовоспитания;

установка на самосознание, самооценку своей педагогической деятельности, стимулирующие ее улучшение.

Принцип самодеятельности реализуется через следующие установки:

на целеполагание и целеустремленность, дающие возможность сознательно и систематично заниматься самообразованием и воспитанием;

на планирование самообразования, позволяющее упорядочить его методы и приемы, обеспечить контроль;

на самоорганизацию, которая основывается на таких качествах личности как воля, мотивационная и познавательная сферы, и в свою очередь стимулирует их дальнейшее развитие.

Принцип самоуправления реализуется через следующие установки:

на самоконтроль;

на саморегулирование;

на индивидуализацию самообразования и самовоспитания;

на мобилизацию, способствующую преодолению трудностей самообразования и самовоспитания;

на коррекцию запланированных результатов работы над собой, изменение ранее намеченной программы в связи с уже достигнутыми успехами.

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Опыт работы над собой в плане самосовершенствования составляет предпосылку профессионального самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуально неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Однако сама эта потребность не вырастает автоматически из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и наличным уровнем его развития как личности и профессионала.

Внешние источники активности (требования и ожидания общества) либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании. В психологии известны многие компенсаторные механизмы снятия подобных противоречий: рационализация, инверсия, проекция, "бегство от реальности" и др.

В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель - значит вызвать истинную потребность в самовоспитании. Вызванная таким образом потребность учителя в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями; чувством долга, ответственности, профессиональной чести и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах учителя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самовоспитания. К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени. Учитель, особенно начинающий, попадая в педагогический коллектив, где царит атмосфера взаимной требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала. Напротив, отсутствие коллективистических начал среди педагогов, пренебрежение к творческому поиску и скептическое отношение к возможностям самовоспитания неизбежно убьют потребность в самосовершенствовании.

Если руководство школы не создает педагогам условия, при которых каждый из них имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чувствуется озабоченности успехами учителей, стремления помочь, то в такой школе у них не появляется потребности в самовоспитании. Наконец, фактор времени. Оно необходимо учителю для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения социальной, а также психолого-педагогической литературы.

Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие.

Профессиональное самопознание предполагает также выявление особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), речи и внимания как свойств личности.

Процесс самопрограммирования развития личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности. Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы "правил жизни", которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не отказывать в помощи и т.п. Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц).

Средства и способы самовоздействия бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальное сочетание. Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции.

К ним относят разного рода приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др. В последние годы благодаря широкой популяризации все шире используются методы и приемы целенаправленного самовнушения с помощью специальных словесных формул - аутотренинг.

Закончить свое выступление я бы хотела словами А.Дистервега, которые были взяты в качестве эпиграфа: «Учитель лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием», поэтому учитель должен на протяжении всей жизни заниматься своим образованием.

Особенности самовоспитания выражают его психологические предпосылки, основные условия и используемые в его процессе методы.
1. Психологические предпосылки самовоспитания. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее готовности и способности к самоизучению, самоосознанию, самооценке, к сравнению своих поступков с поступками других людей, самокритичному отношению к своей деятельности, выработку устойчивых установок на постоянное самосовершенствование.
Как самостоятельная и систематическая сознательная деятельность человека, самовоспитание направлено на преодоление всего отрицательного, негативного в сознании, в отношениях, в поведении и действиях человека. В этом случае самовоспитание выступает как внутренняя основа процесса самостоятельного перевоспитания личности.

2. Условия, способствующие самовоспитанию. Самовоспитание - сложный интеллектуальный, волевой и эмоциональный процесс. В ходе него требуется глубоко осознанное, целенаправленное и самокритичное отношение человека как к самому себе, так и к действиям окружающих людей, определенные чувства переживания того, что ему недостает воспитанности, а также большие, иногда предельные волевые усилия в достижении поставленных целей но саморазвитию.
3. Методы самовоспитания. Самовоспитание осуществляется с помощью различных общих и специфических методов, средств и приемов.
К наиболее общим методам самовоспитания относятся: самообязательства, самоорганизация личной жизни и профессиональной деятельности, самоотчет и др. Общие методы самовоспитания представлены в таблице 1.
Самоообязательства включают осознание целей и задач самосовершенствования, выработанные, продуманные, внутренне принятые решения по формированию и развитию у себя того или иного качества или группы качеств.
В соответствии с самообязательствами разрабатываются принципы и правила личного поведения как основы высокой самоорганизации личной жизни, учебной, служебной и общественно-политической деятельности человека.
В жизни неоднократно встречаются факты, когда человек формулирует для себя личные правила, которых он стремится придерживаться в целях

Психолого-педагогический анализ самовоспитания учителя дает основания рассматривать его как систему, характеризующуюся целостностью, взаимосвязями всех частей Структура воспитания охватывает:

1)цели самовоспитания регулируют общественные цели, которые имеют такой же направление - нравственный, эстетический, физический и др.;

2)содержание и задачи самовоспитания. Предполагается такое поведение и деятельность, которые способствуют достижению цели самовоспитания, существенно зависит от психических качеств личности, ее интеллектуальной, эмоций и волевой сфер;

3)средства самовоспитания. Они являются своеобразными способами воздействия на самого себя.Среди них - ознакомление с различными видами искусства, чтение научной и художественной литературы, собственная педагогическая деятельность и т д д.;

4) результаты самовоспитания. Это те изменения, которые произошли в личности вследствие самовоспитания

Чтобы получить желаемый результат и приблизить свой реальный образ к идеалу, следует уметь управлять собственным развитием. Это означает прежде всего умение взять на себя ответственность за собственную жизнь. Переводя и эту ответственность на других, человек попадает в зависимость от них, и ее развитие замедляется.

Профессиональное самовоспитание предполагает следующую последовательность действий:

1. выбор личностно значимых целей и задач самовоспитания,

2. планирование деятельности и создания программы самовоспитания,

3. выбор методов и приемов в самовоспитание;

4. сопоставление достигнутых результатов с ожидаемыми;

5. коррекция программы самовоспитания с учетом результатов самоконтроля и самооценки.

Выбор личностно значимых целей и задач. Это важный шаг профессионального самовоспитания, ведь от выбора цели зависит эффективность работы. Чем шире и значимым цель, тем вероятнее она может стать перспективою в жизни человека. Целью должны быть не единичные цели (стремление получить высшее, чем сосед по парте, оценку за контрольную; успешно сдать коллоквиум с определенной темы и т.д.), а общие, благоприятный им путь развития собственной индивидуальности. Если они будут достигнуты, то человек сможет достичь жизненно важных целей.

Среди целей самовоспитания выделяют:

1) достижение согласия с самим собой. Для этого следует научиться принимать себя таким, какой есть на самом деле, признать собственные недостатки;

2) достижение гармонии с ближайшим окружением. Чтобы достичь свободы и гармонии с ближайшим окружением, нужно контролировать собственные эмоции, т.е. осознать те умственные операции, в результате которых они возникают;

3) устранение вредных привычек. Необходимо стараться избавиться от них как можно быстрее, ведь некоторые из них могут блокировать достижение определенной жизненной цели;

4) развитие педагогических способностей и умений. Задача будущего педагога состоит в том, чтобы развивать в себе специальные способности, необходимые для успешного овладения профессией, достижение высоких результатов.

Основной задачей учителя является совершенствование профессионально значимых качеств личности:

1. расширение мировоззрения,

2. сохранения и укрепления профессиональных качеств,

3. повышения уровня методической подготовки,

4. формирования своей духовной культуры, педагогического мышления, творчества и т.п.

Планирование деятельности и создания программы самовоспитания. После определения цели личностного развития человек должен спланировать свою деятельность и создать программу самовоспитания.

Программа профессионального самовоспитания - программа действий по достижению конкретных целей самовоспитания с учетом требований педагогической профессии

 

1.3.2. Самообразование как путь совершенствования учителя.

Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности,

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:

«Самообразование», целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.»

Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, воспитательному мероприятию, соревнованию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации

Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие

Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой(в век компьютерных технологии не гоже пользоваться мелом и тряпкой)

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»

Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Направления самообразования педагога

Основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:

Профессиональное (предмет преподавания)психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);

психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);

методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);

правовое;

эстетическое (гуманитарное);

историческое;

иностранные языки;

политическое;

информационно-компьютерные технологии.

Источники самообразования

Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

Интернет.

Платные курсы.

Семинары и конференции.

Мастер-классы.

Мероприятия по обмену опытом.

Экскурсии, театры, выставки, музеи.

Курсы повышения квалификации.

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту.

Формы самообразования педагога

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая.

В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.

Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и, к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию педагога.

Составляющие процесса самообразования педагога

Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения:

Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры

Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);

повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования

разработка новых форм, методов и приемов обучения

доклады, выступления

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии

разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

создание комплектов педагогических разработок

проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.

Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Организация процесса самообразования

Участниками административного процесса контроля за самообразованием являются: директор, завучи по учебно-воспитательныму процессу, методист, руководители школ молодого педагога, педагогический коллектив школы и конечно, самое главное лицо – сам педагог. Администрация школы и методисты контролируют своевременный выбор темы работы, личного плана самообразования учителя, наблюдают за этапами их выполнения. Они же организовывают отчетные работы в форме обобщения опыта, докладов, сбор и анализ отчетной документации, презентации результатов работ перед педагогическим коллективом. Педагогический коллектив может рекомендовать методистам города показать лучшие результаты самообразования учителей за рамками педагогического коллектива школы. На основании гласного обсуждения работы педагога будут решаться вопросы повышения категории, надбавок, премий и других способов поощрения творческих педагогов.

Темы над которыми работает учитель должны быть направлены на повышение эффективности обучения предмету, решению воспитательных целей, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.

Личный план самообразования педагога

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

• название темы

• цели

• задачи

• предполагаемый результат

• этапы работы

• сроки выполнения каждого этапа

• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

• способ демонстрации результата проделанной работы

• форма отчета по проделанной работе

По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 3028; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.76.7 (0.07 с.)