Методы контроля и самоконтроля методической работы учителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы контроля и самоконтроля методической работы учителя



В последние годы все более значимой становится проблема оптимизации обучения, возрастает роль управления учебно-воспитательным процессом, умственной деятельностью учащихся. Проблема качества обучения приобретает международное значение, так как от профессионализма и компетентности педагога зависит уровень обученности обучающихся,их успешность и востребованность, постепенное движение научно-технического прогресса.

Неотъемлимой частью управления методической работой является организация и проведение диагностики педагогической деятельности ее оценки.Важным компонентом диагностирования является контроль для установления обратной связи, т.е.получения информации о результатах учебной деятельности обучаемых.

Обучающий устанавливает, какие, в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к восприятию новых знаний. Учитель получает сведения о характере самостоятельной учебной деятельности обучаемого.

Именно контроль позволяет увидеть,насколько учитель компетентен и насколько его собственная работа была плодотворной, удачно ли он использовал возможности педагогического процесса в образовательных целях.

Контроль-это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений, и навыков. Он имеет образовательное, воспитательное и развивающее значение.

Содержание контроля определяется дидактическими задачами, спецификой учебных предметов, уровнем подготовки и развития учащихся.

Так как контроль знаний, успеваемости учащихся имеет большое значение, он должен осуществляться по следующим принципам:

а) систематичность (регулярность) учета и контроля. Каждая тема, каждый урок должен происходить в прямом и обратном связях. Учитель должен систематически выявлять знания учащихся. (В. Ф. Шаталов опрашивал на каждом уроке всех учеников и по всему материалу, для чего в его арсенале было почти 1000 методов и методических приемов);

б) всеохватность (всесторонность, полнота) учета и контроля. Этому способствует накопительность оценок, периодичность контрольных работ, тщательная проверка усвоения сложных тем, проведения специальных уроков проверки знаний вконце полугодия, учебного года;

в) дифференцированность (попредметность) и индивидуальность (по стилю и формами контроля). Нужно учитывать не только дифференциацию знаний, но и индивидуально подходить к оценке знаний ученика по каждому предмету;

г) объективность оценки - это выставление справедливой оценки, которую заслуживает конкретный ученик;

д) разнообразие различных видов и форм контроля в деятельности учителя. Творческий учитель использует игровой, тестовый, ситуационный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль и другие виды деятельности, чтобы превратить учет успеваемости из скучной в интересную процедуру;

е) единство требований к контролю со стороны всего педагогического коллектива. Все учителя должны придерживаться общепризнанных критериев, содержащихся в каждой предметной программе.

Методы контроля – это способы, система действий и операций с помощью которых определяется результативность педагогической работы учителя.

Метод самоконтроля - самостоятельное наблюдение за результатами своей профессиональной деятельности, самостоятельное нахождение ошибок, неточностей и их исправление.

Методы контроля и самоконтроля позволяют установить соответствие между результатами деятельности и намеченными целями, а также протеканием данного процесса, который во многом зависит от профессионального мастерства педагога и постановки методической работы в образовательной организации.

 

1.4.2. Подходы к анализу эффективности методической работы:

Цель анализа методической работы: определить уровень продуктивности методической работы учителей в школе и ее роль в процессе включения педагогического коллектива в режим развития.

Анализ проводится по направлениям

1. Оценка диагностического характера методической работы в школе.

2. Эффективность и действенность работы предметных (или методических комиссий) по повышению профессионального (теоретического, методического, общекультурного) уровня педагогов.

3. Эффективность деятельности предметных (методических комиссий) по организации и проведению открытых уроков, предметных недель, научно-методических конференций, олимпиад по предмету, педагогических чтений…

4. Эффективность деятельности предметных комиссий по обобщению и освоению передового педагогического опыта.

5. Состояние и действенность самообразовательной работы учителей…

6. Работа предметных комиссий по совершенствованию урока и повышению качества преподавания учителей.

7. Эффективность и действенность работы школ передового опыта, творческих групп учителей.

Определение критериев требует оценка труда методиста, который непосредственно организует повышение квалификации учителей школы, в первую очередь касается его квалификации, которая отражает совокупность профессиональных качеств, определяющих специфику таких видов деятельности, как:

1. Педагогическая - оказание практической помощи педагогическим работникам в совершенствовании педагогического мастерства, в повышении квалификации, развитии творческой инициативы и самообразования. 2. Собственно методическая - критериальный анализ педагогической деятельности педагогических работников профессионального образовательного учреждения, оказание помощи в решении затруднений организации и проведения уроков, работа по изучению, обобщению и трансляции передового педагогического опыта.

3. Управленческая - создание педагогического коллектива инновационного типа; создание информационного банка данных учебной, учебно-методической, методической литературы; разработка и организация комплекса методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, подготовка педагогических чтений, постоянно действующих семинаров, конкурсов профессионального мастерства; участие в оформлении и организации педагогического кабинета; проведение экспериментальной работы.

4. Научная - создание информационного банка данных по научным исследованиям в области педагогики, психологии, новых технологий в процессе обучения; анализ ситуации педагогического образовательного учреждения организации экспериментальной работы по апробации новых моделей, идей, концепций; помощь администрации в разработке стратегии развития образовательного учреждения.

5. Экспертная - проведение диагностики (анализ) деятельности педагогических работников с целью аттестации: сбор документов, «создание» имиджа педагогического работника, подготовка его к аттестации, создание доброжелательной и доверительной атмосферы, оформление заключения аттестационной комиссии по результатам работы педагога.

Основными критериями, определяющими эффективность деятельности методиста и учителей являются направленность, профессионализм, педагогическое мастерство, организаторские способности и коммуникативность педагогов, уровень организации учебно-воспитательного процесса и качество обученности, успешности выпускников Критерии оценки деятельности образовательного учреждения вычленяются из анализа вышеуказанных показателей, составляющих специфику деятельности образовательного учреждении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.252 (0.005 с.)