V. Основные принципы, определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника доу по созданию единого пространства развития ребенка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Основные принципы, определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника доу по созданию единого пространства развития ребенка.



1. Принцип преемственности, согласованных действий. Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов заключается в том “….. как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.[4] Состояние взаимопонимания семьи и детского сада - этого единого пространства, этой объективной реальности, состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон; “выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку; распределения обязанностей и ответственности”. [5]

2. Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ. Принцип взаимоотношений семьи и ДОУ на основе гуманности, толерантности, т.е. признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого; доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.

3. Принцип открытости. Новые социальные изменения в обществе требуют от воспитателя ДОУ открытости по отношению к семье воспитанника. Истинная открытость будет в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех взрослых, живущих в едином педагогическом пространстве: самих детей, членов их семей, воспитателей, специалистов ДОУ, социальное окружение.

4. Принцип индивидуального подхода к каждой семье. Разные семьи были и всегда будут. Эта разность зависит от многих факторов; от родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого (см. Приложение №2)

5. Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ. Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологи-ческими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др. При выборе форм осмысливаются и вводятся в ткань воспитательного процесса ИММАНЕНТНЫЕ [6] человеческой жизни модусы - общение, понимание, диалог, сострадание, сопереживание, встреча, любовь и т.п., т.е. все то, что сохраняет саму жизнь.[7]

6. Принцип обратной связи. Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности ДОУ. Воспитатели хотят знать: как реагируют родители на предложения и советы со стороны воспитателей, имеют ли встречные предложения.

Этапы и способы реализации концептуальных положений.

1 ЭТАП: АДАПТАЦИОННЫЙ: “ПРЕДЛАГАЮ ПОЗНАКОМИТЬСЯ”.

Задача этого этапа: сформировать такие стереотипы поведения ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни, т.е. в условия детского сада. Первый этап включает в себя подэтапы, которые позволяют осторожно, постепенно вводить ребенка в новые условия.

  • 1 подэтап - подготовительный, который осуществляется за 1-2 месяца до прихода ребенка в детский сад. Содержание подготовительного подэтапа представлено в виде консультаций для родителей с целью оказания помощи в приведении в соответствие распорядка дня малыша дома с режимом детского сада, уделения внимания рациону питания формированию навыков самостоятельности ребенка в самообслуживании.
  • 2 подэтап включает в себя посещение на дому малыша. В непринужденной обстановке есть возможность познакомиться с ребенком, пригласить его в гости в детский сад.
  • 3 подэтап: приход малыша в детский сад с мамой, при этом малыш находится в детском саду обязательно с родным для него человеком непродолжительное время.
  • 4 подэтап завершение первого этапа. Ребенок посещает детский сад по 2 часа в день, родители следят за его самочувствием.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает, просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.

Воспитатель постоянно поддерживает личный контакт с родителями, обмениваются информацией, “привыкают” друг к другу.

2 ЭТАП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: “ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ и ПОМОГАТЬ ДРУГ ДРУГУ”.

Задача этого этапа: объединить усилия семьи и детского сада в совместных действиях по воспитанию, обучению, коррекции уровня развития; раскрыть возможности совместной работы. Опорой во взаимодействии семьи и воспитателя на данном этапе является дифференцированный подход к каждой семье, тем более к семье, где растет ребенок с патологией в развитии.

В установлении контактов важно исследовать психологическую, педагогическую грамотность родителей; отношение родителей к источникам информации; динамику в детско-родительских отношениях; а также выявить семейные ценности; знать, чего хотят родители от детского сада для себя и своего ребенка, какие формы сотрудничества предпочитают. Помощь в установлении контактов оказывает, в том числе и анкетирование, именно в начале учебного года родителей, которые впервые привели малыша в детский сад, и родителей, малыш которых продолжает посещать детский сад (см. Приложение №3). На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия с детским садом; формы организации, которые сочетаются с ценностными ориентирами в повседневной практике детского сада:

  • возможность удовлетворения потребностей семьи и ребенка в услугах детского сада;
  • готовность детского сада к сохранению здоровья ребенка, коррекции недостатков уровня его развития;
  • обеспечение благополучия ребенка в детском саду и семье;
  • выбор образовательных программ, научно-методического обеспечения, а также формы, в которых возможно более активное включение родителей в образовательный процесс детского сада (см. Приложение №4).

Тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей дает возможность целенаправленно взаимодействовать, выбирать оптимальный вариант. На первый план содержательной части второго этапа взаимодействия выступает консультационная помощь семье, просветительская направленность. Консультационная помощь семье: “Мы Вам рекомендуем” включает различные формы взаимодействия с семьей:

  • для родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии предпочтительнее индивидуальные консультации;
  • для родителей, озабоченных одной и той же проблемой воспитания малыша эффективнее подгрупповая консультация, которая наряду с советами специалиста, дает возможность поделиться опытом семейного воспитания, подружиться родителям, семьям;
  • положительно воспринимаются родителями практические семинары, позволяющие родителям научиться, решать самостоятельно проблемные ситуации, возникающие в общении с ребенком, научиться практическим умениям и навыкам аппликации, конструирования, организации игр, интересных сюрпризов. А это дает возможность в домашней обстановке интересно проводить досуг со своим ребенком.

В организации просветительской направленности во взаимодействии семьи и детского сада наряду с традиционными формами (лекции, конференции, “круглые столы”) положительно зарекомендовали себя родительские (или как их еще называют “семейные”) клубы.

Работа семейного клуба “Родительски дом - начало начал” строит общение участников клуба на принципах добровольности, демократичности; личной заинтересованности (в отличие от устаревших форм типа родительских собраний, где общение основано по схеме назидательно-поучительной). Выбор тематики заседаний подтверждает эту позицию: “Семья - убежище души”, “У свечи” (из опыта семейного воспитания); “Встреча с выпускниками детского сада прошлых лет и их родителями”, “Семейные традиции из поколения в поколение” и др. На заседании клуба поднимаются вопросы, волнующие родителей, в частности гендерного воспитания детей (см. Приложение №8, Приложение 9).

Семейные клубы - структура динамичная, они могут сливаться в один или дробиться. Все зависит от тематики, замысла устроителей. Все направлено на максимальную результативность встречи для всех участников. Родители постепенно начинают понимать меру своей ответственности, когда видят результаты своих нелегких усилий. Работа клубов способствует установлению в детском саду домашней атмосферы, отношений искренних и доброжелательных.

3 ЭТАП “Детский сад и семья – единое пространство детства”.

Этот этап заключительный, он определяет, сложилось ли родительско-педагогическое сообщество, которое направляет свою деятельность на развитие ребенка. Форма взаимодействия семьи и детского сада наполняется новым содержанием, а именно: родители становятся участниками педагогического процесса, они “введены” внутрь этого процесса. Кружки, занятия в которых ведет бабушка внука - воспитанника детского сада (художественное творчество), папа сына - воспитанника детского сада (учит мастерить для кукол мебель) и др. Таким образом, работу по развитию мелкой моторики рук ведет специалист детского сада, помогают, продолжают - родители. Создание в детском саду “Музея одной картины”, дает возможность выставлять семейные рисунки и любоваться ими.

По маршрутам, предложенным воспитателями, родители с детьми совершают пешие, автобусные экскурсии по городу, фотографируют полюбившиеся места, рисуют свои впечатления. В детском саду организуются фотовыставки, аукционы детского творчества. Зарекомендовала себя положительным образом такая форма общения с семьей, которая действует на всех трех этапах, это “Телефон доверия” “Родительская почта”. Для всех членов семьи предоставляется возможность высказать замечания, предложения, поделиться радостью или сомнением, обратиться за помощью к конкретному специалисту.

В развитии детско-родительских отношений играет роль и совместное участие детей и взрослых в фольклорном ансамбле, в создании мини-музея в групповой комнате, экспозициями которого являются семейные коллекции; объявляемый трудовой десант, в котором принимают участие и дети, и взрослые. После совместного труда показывают веселый концерт, где вместе поют частушки своего сочинения, танцуют, играют.

Совместные спортивные праздники детей и взрослых вызывают азарт, соперничество, радость победы, горечь поражений; пережитые совместно с детьми вызывают у родителей теплые чувства к ребенку, желание помочь, поддержать, защитить.

Именно чувство общности порождает новые формы общения взрослых и детей: по предложению родителей родилась “Именинная гостиная”, в которой день рождения ребенка приходит отмечать вся семья (см. Приложение №5).

Дети в физиологических детских садах находятся 3-4 года, поэтому период каждого этапа растянут во времени. В детских садах компенсирующего вида временные рамки сжаты, поэтому так важно продумать формы взаимодействия семьи и детского сада. Самой первой эффективной формой вовлечения родителей, дети которых впервые пришли в детский сад, это встреча - конференция с использованием метода эмпатии (см. Приложение №6).

Поле деятельности, на котором взаимодействует семья и детский сад постоянно увеличивается за счет вовлечения в это поле окружения, как-то музеев, выставочных залов, театра, детской библиотеки, и др. Подобное взаимодействие стало традиционным. Оттенок новизны имели новые отношения в системе семья- детский сад- театр (см. Приложение №7)

VI. Управление.

Упорядоченность всех компонентов взаимодействия семьи и детского сада, ее целостность обеспечивает устойчивое структурирование процесса.

Главным органом управления взаимодействия семьи и детского сада является общее собрание родителей и воспитателей детского сада, регламент которого определен в Положении о собрании. Все участники собрания имеют решающий голос, проводится оно не реже 2-х раз в год. В перерыве действует актив родителей и воспитателей, который решает все вопросы от имени родительской общественности, воспитателей и называется “Объединение родителей, дети которых посещают группу детского сада “СОЛНЫШКО” и воспитателей”. Выше названные структуры действуют постоянно (см. Приложение №10).

На практике часто имеет место возникновение временных структур, которые по мере выполнения своих функций самораспускаются. Пример: создан совет старейшин (бабушки, дедушки, прабабушки), которые занимаются подготовкой и проведением заседания семейного клуба на тему “Семья и семейные традиции”, “Союз мастеровых людей” (папы, дедушки) по подготовке спортивной площадки на участке детского сада и др.

Перспективу развития взаимоотношений ДОУ и семьи мы выстраиваем в соответствии с направлением коррекционно-воспитательной работы важным направлением которой является психолого-педагогическая помощь специалистов в формировании у родителей навыков сотрудничества со своим ребенком, при этом основным условием является установление полного взаимопонимания между всеми взрослыми, призванными воспитывать ребенка. На основании данных комплексного диагностического обследования ребенку предъявляются единые требования в семье и ДОУ. На это положение мы, педагоги ДОУ компенсирующего вида, обращаем особое внимание, т.к. при анализе социальных условий развития ребенка уровень требований родителей, уровень их ожидания, с одной стороны, и уровень возможностей, которыми располагает ребенок – с другой, не всегда совпадают.

Особое внимание в технологии организации контакта педагогов с родителями воспитанников мы предлагаем строить на основе широкого вовлечения родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность: разработки критерия оценки эффективности работы детского сада с семьей для воспитателя, логопеда, психолога, старшего воспитателя. Продолжать организовывать коррекционную работу с семьей в соответствии с типом семьи, семейным укладом, традициями.

Приложение 11

Список используемой литературы

1. [1] [2] Е.А. Гребенщикова История дошкольной педагогики в России,

2. Хрестоматия А.С.Симонович. “Кто может быть воспитателем”, М, Просвещение, 1976г.

3. [3] [5] Л.Ю.Орлова. Ст. Семья и детский сад. Газета Детский сад. Управление №6/2003г.

4. [4] В.А.Сухомлинский “О воспитании”. М., 1973г.

5. [6] [7] Е.Н.Степанов, Л.М.Лузина. Педагогу о современных подходах и концепциях в воспитании. М., 2002г.

 

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА: ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ИОБРАЗЕЦ

http://passus.ru/oformlenie-dokumentov/analiticheskaya-spravka-obrazec-i-primer-napisaniya.html

 

Аналитическая справка представляет собой документ, в котором указываются данные исследований, проведенных в той или иной области. Ее создают для формулирования возникших проблем. Сюда вносятся несколько вариантов для выхода из сложившейся ситуации. За основу берется доступная всем информация.

Структура

Объем справки, а также ее форма жестко не регламентируется. В качестве основы служат следующие элементы:

· аннотация;

· содержание;

· введение;

· основанная часть;

· заключение;

· подписи;

· приложение.

В аннотации кратко излагается суть основного документа. Это в первую очередь причины и обстоятельства, а также цели и задачи определенного объекта. Не менее важным фактором в данном случае являются методы и результаты работы.

Содержание документа

В содержании излагаются структурные дополнения, даются рекомендации. Обязательным является наличие введения. В некоторых случаях его не выделяют как отдельный заголовок.

Все данные вносятся с соблюдением логической последовательности и точной подачей информации. Докладчики опираются на дополнительную литературу, а также собственные источники. Сообщение и анализ данных проводится в несколько этапов. Все гипотезы обязательно должны иметь обоснование.

Аналитическая справка содержит прогнозы и выводы, в ней излагаются определенные рекомендации.

В качестве основы при этом берется изложенная информация. В приложении составляются таблицы со схемами, графиками и дополнительной информацией.

Цели документа

Одной из важнейших задач аналитической справки является проведение исследования в какой-либо области, например, анализ деятельности предприятия за год. Для объективности запрашивается информация с разных учреждений. Научные термины в большинстве случаев понимаются только специалистами, их следует заменять выражениями, которые будут понятны большинству.

Каждый раздел принято делать с новой страницы. В виде брошюры документ оформляется только после утверждения руководителем. Такая документация широко применяется для визуализации опыта в педагогической практике, на предприятиях и в бизнес-сфере.

Требования

Среди основных требований к документу следует выделить такие особенности:

· четкое построение;

· последовательность при изложении материала;

· наличие аргументов;

· точная оценка.

Общие рекомендации

При составлении аналитической записки следует придерживаться определенных рекомендаций:

· Весь текст должен направляться на достижение конкретной цели (в большинстве случаев она одна).

· Нужно сделать предварительный запрос дополнительной информации, который повысит объективность записки.

· При подготовке используются имеющиеся методики, сопоставляются факты.

· Факты не должны рассматриваться в сочетании с посторонней информацией.

· Текст должен быть написан так, чтобы он был понят однозначно. Применение выражений и научных терминов приветствуется.

· Подробное раскрытие излагаемого материала.

· Размер записки должен составлять не менее 7 страниц.

· Презентация проводится после утверждения.

Аналитическая записка всегда заверяется ответственным лицом, передается на проверку и коррекцию в компетентное подразделение. Документ тщательно изучается, в него могут вноситься определенные изменения и дополнения.

Сфера применения

Такие документы широко применяются в качестве подтверждения изученной литературы или информации. Их используют учителя и студенты высших учебных заведений. Основываясь на данных производства, например, объемах выпущенной или реализованной продукции, можно сделать анализ эффективности деятельности отдельного предприятия. Прогнозирование на будущее проводится с помощью данных, собранных за несколько лет. В конечном итоге делается вывод относительно экономической деятельности предприятия.

Если компания только выходит на рынок и нужна оценка перспектив её развития в отрасли, для неё составляется аналитическая справка.

Это будет своего рода информационная работа для проведения анализа проблемы. Такой документ позволяет определить суть тех или иных вопросов, их масштаб в данном случае не имеет значения. Для этого предоставляется полная информация о состоянии в отрасли, а также всевозможные тенденции. Кроме того, это могут быть и данные определенного рыночного сегмента, сведения о компании.

Объектом исследования могут быть конкурирующие предприятия, а также потенциальные партнеры. Для ведения бизнеса следует всегда проявлять осторожность, выяснять обстановку, изучать методы работы. Именно с этой целью и составляется аналитическая правка с прогнозами на будущее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.054 с.)