Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сбор и обработка аналитической информации для написания аналитической справки
Аналитическая справка - итоговый документ, отражающий результаты аналитической деятельности управленца. Она содержит систематизированные, обобщенные и критически оцениваемые сведения по отдельным аспектам состояния образовательного процесса (системы). Для грамотного написания аналитической справки необходимо знать: Зачем мы анализируем?
Чтобы найти лучшее состояние для управляемого объекта и перевести его в это состояние. Предмет, цель, задачи, состав и структура функции анализа Педагогическим анализом называется функция управления школой (образовательной системой), направленная на изучение состояния, тенденций развития, объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы и переводу её в более высокое качественное состояние. 1. Предмет педагогического анализа – педагогический процесс 2. Цель педагогического анализа – обеспечение широты и глубины познавательной стороны управления школой (образовательной системой) как важнейшего фактора эффективности процесса управления. 3. Признаки, определяющие основания для классификации видов анали за: · объект (что?); · субъект (кем?); · цели (для чего?); · содержание (характер); · повторяемость (как часто?) В общем плане педагогический анализ должен преследовать чисто практическую цель – содействовать улучшению работы образовательного подразделения (ОУ), служить основой для планового (перспективного) и оперативного управления деятельностью, стимулировать повышение качества образования. Педагогический анализ как функцию управления: § как и любой анализ, педагогический анализ как управленческая функция обеспечивает познавательную сторону процесса управления. Целью познания здесь является вскрытие причин положительных или отрицательных явлений учебно-воспитательного процесса для того, чтобы их развить или нейтрализовать, подготовив данные для принятия соответствующего управленческого решения; § на результат педагогического анализа необходима моментальная управленческая реакция, т.е. он сразу используется практикой; § в педагогическом анализе сроки его проведения ограничены ритмом и развитием учебно-воспитательного процесса, результаты не требуют такой тщательности и многогранной проверки как при научном исследовании.
При написании аналитической справки важно учитывать вид педагогического анализа, который Вы осуществляли. Существует классификация педагогического анализа по ряду признаков (Ю.Конаржевский): - - Методологические принципы При сборе аналитической информации необходимо помнить об основных принципах, которой она должна соответствовать принципам: 1. Принцип объективности – аналитику необходимо знать объективное содержание научного знания, чтобы определить истинное положение дел. Принцип объективности предусматривает: § отчленение существенных черт анализируемого объекта от несущественных, обусловленных временными, преходящими факторами развития педагогического явления, фиксацию внутренне и внешне присущих черт данному явлению, установление закономерностей в педагогическом процессе, учет как количественных, так и качественных характеристик для более полного понимания явления; § признание всей сложности и противоречий в развитии педагогических явлений и процессов; § исследование источника противоречий, логики их движения, учет их связи с противоречиями, обусловленными общими социальными закономерностями, с конкретными обстоятельствами возникновения и развития данного педагогического явления; § выявление причинно-следственных связей, являющихся основой для распознания наиболее существенных сторон педагогического процесса; § изучение руководителем школы каждого отдельного явления; признание субъектом анализа диалектического единства объективного и субъективного при первичности объективного. 2. Принцип детерминизма – утверждает причинную обусловленность всех педагогических явлений, является основой построения причинно-следственных связей 3. Принцип развития Принцип развития можно сформулировать следующим образом: предметом анализа является ряд последовательных качественных и количественных изменений (предмета, явления), обладающих единой, общей и внутренней для них тенденцией к достижению определенного конечного результата. Иными словами, рассматривать предмет анализа следует в процессе возникновения, становления, изменения и развития.
Таким образом, принцип развития как методологический предъявляет к построению процесса педагогического анализа определенные требования. Они заключаются в необходимости: § рассматривать предмет анализа в становлении и развитии; § вскрывать его противоречивый характер; § учитывать количественные и качественные изменения, переходы из одного состояния в другое; § определять связь между прошлым, настоящим и будущим предмета анализа. 4. Принцип системного подхода – видение объекта как целостного образования, как системы, с ее компонентами и связями между ними. Для этого принципа характерно стремление рассматривать школу как:
§ определенное целостное образование, имеющее многообразие связей, относительно сложную структуру; § выявление в этой системе элементов, ее составляющих, их качественную и количественную характеристики; § вычленение элементов системы с целью установления и классификации связей данного множества; § учет влияния внешней среды на учебно-воспитательный процесс; § выделение среди огромного количества внутренних связей таких, которые обеспечивают жизнедеятельность анализируемого объекта или процесса как системы, устанавливая, сохраняя и поддерживая определенную упорядоченность ее элементов, понимание школы как иерархической системы (конкретной формой реализации взаимосвязи между различными уровнями системы как раз и является управление); § представление о сложной системе как целостном действующем образовании, в котором наблюдаются «порождения свойств целого из свойств элементов и, наоборот, порождения свойств элементов из характеристики целого». Таким образом, принцип системного подхода в педагогическом анализе предусматривает исследование школы как динамичной, целостной системы, взаимодействующей со средой, характеризующейся целесообразностью своей деятельности и наличием совокупности внутренних и внешних связей, среди которых управленческие играют основную роль. 5. Принцип главного звена – не фиксировать все увиденное, а найти главное, что существенно влияет на анализируемое явление. Определив его, можно нейтрализовать действие других факторов Изучение главного воздействующего фактора, причин его возникновения дает возможность управленцу выработать меры по регулированию процесса и тем самым нейтрализовать действие других факторов, менее существенных или случайных. Поэтому любая программа анализа должна строиться на основе главного звена, или, как его ещё называют, принцип исключения. Чтобы выделить основное звено, нужно знать его признаки, которые заключаются в следующем: § главному звену сопутствуют такие условия, максимальное использование которых превращает возможность в действительность (использование этих условий дает возможность достичь цели кратчайшим путём); § главное звено – это тот элемент системы, на который можно эффективно воздействовать (влиять надо на него в первую очередь, ибо без этого невозможно достичь цели, так как главное звено связано с другими звеньями необходимыми связями). В процессе управления главные звенья могут меняться местами по мере разрешения тех или иных проблем. В том и состоит искусство управления, чтобы всегда находить такое звено и организовывать работу по разрешению основной для данного момента задачи.
Основывая свою деятельность на принципе главного звена, нельзя забывать о его связи с другими. В целом принцип главного звена помогает лучше ориентироваться в переплетении разнообразных проблем и задач, учит классифицировать, отделять главное от несущественного. 6. Принцип единства анализа и синтеза – анализ предполагает не только расчленение и дифференциацию содержания изучения объектов, но и их синтез и обобщение, показав единство и взаимную обусловленность Последовательность действий, осуществляемая аналитиком при анализе (эта же логика сохраняется и при изложении материала в справке) можно представить в виде следующей таблицы: Последовательность действий при анализе:
Это – общая схема анализа. Ее необходимо придерживаться как при сборе информации, так и при подготовке итогового доклада (справки).
Упрощенно можно определить следующую логику изложения имеющегося материала: - вы определяете тезис (через цели и задачи анализа) - раскрываете содержательный аспект этого тезиса - находите положительное и отрицательное в разрешении данного вопроса - выявляете проблемы - определяете задачи Рекомендации к составлению аналитической справки
Структура справки 1 часть – вводная (опорные вопросы: Что? Кем? Когда? Зачем?) 2 часть – аналитическая (Что и по каким причинам?) 3 часть – заключительная (Что рекомендуется?) Содержание справки 1. Вводная часть: · предмет изучения · сроки изучения · тема проверки · цель и программа проверки · кто проверяет · объем проделанной работы 2. Аналитическая часть: · общая характеристика изучаемого вопроса в ходе проверки; · достоинства и недостатки его решения; · факторы или условия, а также причины появления положительных или отрицательных сторон анализируемого объекта или явления. Установление причинно-следственных связей, обеспечивающих получение результатов. Т.о., в этой части справки необходимо ответить на каждый вопрос программы проверки, дать оценку достоинств в решении каждого из вопросов программы. 3.Заключительная часть: · обобщить результаты анализа, сделать выводы; · определить конкретные рекомендации с указанием сроков исполнения; · указать сроки и формы подведения итогов. 4.Подпись составителя справки, дата составления справки. Справка может содержать приложение:
Более правильному написанию справки поможет программа проверки, которая должна содержать:
- цели проверки; - предмет проверки; - характеристику предмета проверки. Справка заслушивается, обсуждается, по ней готовится приказ. Справка должна быть представлена в двухнедельный срок после проведения проверки. Справка предварительно зачитывается руководителям проверяемых ОУ с целью уточнения выводов, а затем представляется на коллектив. · алгоритм проведения педагогического анализа, т.к. на его основе строится алгоритм написания справки
· основные положения и характеристики педагогического анализа как функции управления; Анализ по объектам - анализ системы в целом; - отдельного ОУ; - отдельной подсистемы образовательного про- цесса. АНАЛИЗ ПО СУБЪЕКТАМ - анализ деятельности администрации; - анализ структурных под- разделений ОУ Анализ по объёму - анализ полный, итоговый (анализ итогов семестра, года); - тематический или локаль- ный; - параметрический, анализи рующий основные пара- метры УВП Анализ по цели - с целью объективной оценки деятельности; - с целью подведения ито- гов работы, формулиров- ки задач деятельности коллектива; - с целью выявления опре- делённых педагогических резервов; -с целью обобщения пере- дового педагогического опыта и т.д. Точность оценок, исключающая возможность их субъективного толкования Аргументированность Логическая последовательность изложения материала. Чёткость построения Основные требования к Справке Принцип Детерминизма Принцип Развития Принцип единства Анализа и Синтеза Принцип Главного Звена Принцип Системного Подхода Принцип Объективности Методологические Принципы
http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/04/17/algoritm-sostavleniya-analiticheskoy-spravki
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.08 с.) |