Классификация возрастных периодов
Похожие статьи вашей тематики
Возрастной период Мужчины Женщины
13-16лет 17-21 год
22-35 лет 36-60 лет 61 —74 года
| Новорожденные Грудные дети Раннее детство:
первый период
второй период Подростковый возраст Юношеский возраст Средний возраст:
первый период
второй период Пожилые люди Старческий возраст Долгожители
1-10 дней 10 дней-1 год 1-2 года 3—7 лет 8-12 лет 8-11 лет
12—15 лет 16-20 лет
21-35 лет 36-55 лет 56—74 года
75-90 лет Старше 90 лет
Периодизация развития личности:
Психологические подходы
Личность является прежде всего субъектом соци- альных отношений и сознательной деятельности, по- этому в качестве основания периодизации становле-
60 >k
ния личности выбирается социальная ситуация раз- вития или ведущая деятельность. Важное значение придается культурно-исторической обусловленно- сти развития личности. Б. Г. Ананьев писал: «Жиз- ненный путь человека — это история формирования и развития личности в определенном обществе, совре- менника определенной эпохи и сверстника опреде- ленного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизнен- ной программой - целями и смыслом жизни, кото- рыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогене- за, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например предшкольное, дошкольное и школьное детство»'.
В зарубежной психологии широкое признание получила эпигенетическая концепция развития лично- сти Э. Эриксона. Центральным в ней является поло- жение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных стадий. Развертыва- ние этих стадий регулируется в соответствии с эпиге- нетическим принципом2 созревания. Э. Эриксон вы- делил восемь основных стадий психосоциального развития. Каждая стадия сопровождается кризисом, который содержит и позитивный и негативный ком- поненты. Э. Эриксон выдвинул предположение, со- гласно которому все кризисы в той или иной степени
' Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968. —
С. 104-105.
2 Согласно эпигенетическому принципу, личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен го- товностью личности двигаться в направлении дальнейшего рос- та, расширения осознаваемого социального кругозора и радиу- са социального взаимодействия.
имеют место с самого начала постнатального периода жизни человека и для каждого из них существует при- оритетное время наступления в генетически обуслов- ленной последовательности развития.
Стадии развития личности представлены в табл. 8'. В первой графе таблицы перечислены стадии и указан приблизительный возраст их наступления; во второй обозначены позитивные и негативные компоненты каждой стадии; в третьей графе перечислены сильные стороны «это» или его достоинства, приобретаемые благодаря успешному разрешению кризиса.
Таблица 8 Стадии психосоциального развития (по Э. Эриксону)
Стадия
| Психосоциальный кризис
| Сильная сторона личности
| Младенчество (рождение — 1 год)
| Доверие — недоверие
| Надежда
| Ранний возраст (1-3 года)
| Автономия — стыд и сомнение
| Сила воли
| Возраст игры (3-6 лет)
| Инициативность — вина
| Цель
| Школьный возраст (6-12 лет)
| Достижение — неполноценность
| Компетентность
| Подростковый возраст (12—19 лет)
| Идентичность2 — ролевое смешение
| Верность
| Молодость (20-25 лет)
| Интимность — изоляция
| Любовь
| Зрелость (26—64 года)
| Продуктивность — застой
| Забота
| Старость (65 лет — смерть)
| Интеграция — отчаяние
| Мудрость
|
В отечественной психологии получила распро- странение периодизация детства Д. Б. Эльконина.
' См.: Хьелл Л. Указ. соч. — С. 119.
Идентичность — понятие, близкое по значению к понятию «самоопределение».
62»
Основываясь на разработанной им концепции разви- тия психики ребенка, Д. Б. Эльконин разделяет дет- ство на эпохи с последовательно чередующимися пе- риодами, первый из которых характеризуется усвое- нием задач и развитием мотивационно-потребност- ной стороны деятельности, а второй — усвоением способов деятельности. Каждому периоду соответст- вует четко фиксированная ведущая деятельность:
• непосредственно-эмоциональное общение (от рождения до 1 года);
• предметно-манипулятивная деятельность (от
1 года до 3 лет);
• сюжетно-ролевая игра (от 3 до 7 лет);
• учеба (от 7 до 12 лет);
• интимно-личностное общение (от 12 до 15 лет);
• учебно-профессиональная деятельность (от 15 до 17 лет)'.
Таким образом, в данной возрастной периодиза- ции в качестве основных критериев развития высту- пают два показателя: мотивационно-потребностная сфера и операционно-технические возможности де- тей. Отсутствие определенных временных границ го- ворит о том, что автор сделал акцент не на метриче- ской, а на типологической характеристике возраст- ного развития.
А. В. Петровский, анализируя эту концепцию, возражает против выбора в качестве основания пери- одизации детства ведущей деятельности. «Всесто- роннее и гармоничное развитие личности, — пишет он, — не может на каждом возрастном этапе опреде- ляться всего лишь одним ведущим типом деятельно- сти»2. Далее А. В. Петровский уточняет свою пози-
' См.: Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психологии. — 1971. —
^ №4.
2 Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петров- ского. - М., 1987.-С. 5.
цию: «В качестве личностно-образующей ведущей де- ятельности на каждом возрастном этапе необходимо формировать комплексную, многоплановую деятель- ность... и в этой системе нет оснований выделять «ве- дущие» или же «ведомые» компоненты»'.
А. В. Петровский развивает альтернативную со- циально-психологическую концепцию развития личности и возрастной периодизации. Решающее значение в ней отводится развитию личности в груп- пах, иерархически расположенных на ступенях онто- генеза.
Опираясь на это концептуальное положение, А. В; Петровский строит обобщенную модель развития личности в онтогенезе и разрабатывает периодиза- цию этого процесса, имея в виду самую общую карти- ну становления социально зрелой личности2.
Важную роль в развитии личности играют фазы адаптации, индивидуализации и интеграции. Фаза адаптации предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими фор- мами и средствами деятельности. Вторая фаза харак- теризуется поиском средств и способов для обозначе- ния своей индивидуальности. Фаза интеграции отра- жает принятие личности коллективом, группой и отождествление индивида с группой. Каждая из фаз выступает как момент становления личности инди- вида в ее важнейших проявлениях и качествах.
Какие же выводы можно сделать на основе обзора разных видов периодизации жизни человека и разви- тия личности?
1. Классификация осуществляется по разным критериям: психофизиологическим, психосексуаль- ным, психологическим и социально-психологиче-
Психология развивающейся личности. Указ. соч. — С. 51. 2 См.: Петровский А. В. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М., 1998. — С. 453.
64»
ским. Анализ работ по проблеме периодизации пока- зывает, что камнем преткновения являются именно критерии классификации. Попытки найти единый критерий для периодизации всего онтогенеза челове- ка не увенчались успехом.
2. Следует различать периодизацию жизни чело- века и периодизацию становления личности.
Период детства дифференцируется существую- щей в стране системой дошкольного и школьного об- разования. Закон «Об образовании» и уставы образо- вательных учреждений определяют границы до- школьного (3—6, 7 лет) и школьного возраста (6, 7—17 лет). Образование в школе включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее и среднее общее. В настоящее время обсуждается вопрос о вве- дении 12-летнего среднего общего образования, что, естественно, изменит границы возрастной периоди- зации.
Основываясь на этих положениях, можно конста- тировать, что рассмотренные критерии периодиза- ции детства являются скорее личностно-образующи- ми факторами становления детей на разных ступенях образования.
Для онтогенеза человека продуктивными пред- ставляются классификации по психофизиологиче- ским и психосексуальным основаниям, для развития личности — по таким основаниям, как социальная ситуация развития, ведущая деятельность и личност- ные новообразования. Вся человеческая жизнь мо- жет дифференцироваться по каким-то общим крите- риям. Выделение же единых критериев становления личности затруднено ввиду огромных качественных личностных преобразований, возникающих при пе- реходе от одной эпохи развития личности к другой. Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин счи- тали, что для детства оправдано использование одних
критериев, а для взрослости нужны другие основа- ния.
Исходя из этого положения в становлении лично- сти, можно выделить пять периодов: дошкольное детство (до 7 лет), школьное детство (до 18 лет), ран- нюю взрослость (до 23 лет), взрослость' (до 60 лет) и старость (после 60 лет).
Дифференциацию детского возраста целесооб- разно осуществлять по двум основаниям: социальной ситуации развития и ведущей деятельности (Д. Б. Эльконин). Психологические новообразования характеризуют своеобразие, особенность каждой ста- дии развития. Переход от одной стадии к другой со- провождается нормативными кризисами становления, которые не всегда вызывают эмоциональные пере- живания и поэтому не осознаются личностью.
Периодизация взрослости
Рассмотрим сложившиеся в возрастной психоло- гии подходы к периодизации взрослости. Характери- зуя взрослость, выделяют стадии, периоды. Однако указания на критерии их выделения не приводятся. Возрастные периоды в различных классификациях в основном совпадают: юность (18—23 года), моло- дость (23—30 лет), зрелость (30—60 лет). При характе- ристике каждого периода рассматриваются личност- но-образующие факторы: система отношений, веду- щая деятельность, профессионализация и др.
В. Ф. Моргун и Н. Ю. Ткачева подчеркивают, что по мере становления личности критерии периодиза- ции, выделенные Д. Б. Элькониным, перестраивают- ся в следующей иерархической последовательности:
' Отсутствие объективных критериев зрелости в индивидуаль- ном развитии человека привело к тому, что в современной пси- хологии понятие «зрелость» заменяется понятием «взрос- лость».
66 1»,
1) личностные новообразования;
2) ведущая деятельность;
3) социальная ситуация развития'.
Э. Эриксон в качестве критериев периодизации приводит область отношений, результаты развития и механизмы приспособления2.
Л. Д. Столяренко рассматривает периодизацию сквозь призму социализации личности. Критериями выступают ведущая деятельность и ведущая сторона социализации3.
А. В. Петровский, как уже было отмечено выше, в качестве основного критерия периодизации приво- дит уровень развития группы.
Трудности определения критериев периодизации взрослости объясняются тем, что ведущая деятель- ность, социальная ситуация развития не изменяются. Б. С. Братусь, анализируя развитие личности в зре- лом возрасте, выделяет две стороны этого процесса:
• потребностно-мотивационную сферу личности;
• операционально-техническую область деятель- ности.
Изменение равновесия между этими сторонами приводит к перестройке и личности и деятельности, тем самым инициируя личностные сдвиги, которые и дифференцируют эволюционное становление лич- ности. Периоды личностных сдвигов (28—34 года, 40—45 лет, 50—55 лет) оформляются в виде возраст- ных кризисов4.
Взрослость — это еще и период определения свое- го места в мире профессий. Психологи, изучающие
' См.: Моргун В. Ф. Проблема периодизации развития личности впсихологии/ В. Ф. Моргун, Н. Ю. Ткачева. — М., 1981. — С. 39.
2 См.: Хьелл Л. Указ. соч. — С. 219-220.
3 См.: Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов н/Д, 1996. - С. 93-94.
См.: Братусь Б. С. К проблеме развития личности в зрелом воз- расте // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1980. — №2.-С. 3-12.
профессионализацию личности, выделяют стадии этого процесса.
Е. А. Климов предлагает следующую профессио- нально ориентированную периодизацию:
• оптация (12-17 лет) - период выбора профес- сии и учебно-профессионального заведения;
• профессиональная подготовка (15—23 года) — овладение профессиональными знаниями, умения- ми и навыками;
• адаптация (16-18 лет) - вхождение в профес- сию и привыкание к ней;
• фаза интернала (18-23 года) - приобретение профессионального опыта;
• мастерство (23—35 лет) — квалифицированное выполнение трудовой деятельности;
• фаза авторитета (35—55 лет) — достижение про- фессионалом высокой квалификации;
• наставничество (55—60 лет) — передача профес- сионалом своего опыта.
Не претендуя на строгую научную дифференциа- цию профессиональной жизни человека, Е. А. Кли- мов предлагает эту периодизацию для критического размышления'.
А. К. Маркова в качестве критерия выделения эта- пов становления профессионала избрала уровни про- фессионализма личности. Она выделяет 5 уровней.
1. Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией.
2. Профессионализм состоит из трех этапов: адап- тации к профессии, самоактуализации в ней и сво- бодного владения профессией в форме мастерства.
3. Суперпрофессионализм также включает три этапа: свободное владение профессией в форме твор-
' См.: Климов Е. А. Психология профессионального самоопреде- ления. - М., 1996. - С. 418-425.
>s
чества, овладение рядом смежных профессий, твор- ческое самопроектирование себя как личности.
4. Непрофессионализм — выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне де- формации личности.
5. Послепрофессионализм — завершение профес- сиональной деятельности1.
За рубежом широкое признание получила перио- дизация Дж. Сьюпера, выделившего пять основных этапов профессиональной зрелости:
1) рост — развитие интересов, способностей (0-14 лет);
2) исследование — апробация своих сил (14-25 лет);
3) утверждение — профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25—44 года);
4) поддерживание — создание устойчивого про- фессионального положения (45—64 года);
5) спад — уменьшение профессиональной актив- ности (65 лет и более)2.
Весьма продуктивной, на наш взгляд, является периодизация профессионализации, разработанная Ю. П. Поваренковым. В качестве ведущих критериев профессионализации он выделяет профессиональ- ную продуктивность, профессиональную идентич- ность и профессиональную зрелость.
Профессиональная продуктивность характеризует эффективность профессионального развития лично- сти и степень соответствия результатов ее деятельно- сти социально-профессиональным требованиям. Профессиональная продуктивность оценивается на основе показателей производительности, качества и надежности.
' См.: Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996. - С. 56-57.
См.: Михайлов И. В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д. Е. Сьюпера // Вопр. психологии. — 1975. — № 5.
Профессиональная идентичность характеризует значимость для индивида профессии и профессиона- лизации в целом как средства удовлетворения своих потребностей и реализации, развития потенциала. Профессиональная идентичность оценивается на основе субъективных показателей, включающих удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой, профессиональную самооценку, индексы са- мореализации и самоактуализации личности.
Наиболее сложным является критерий профессио- нальной зрелости. Профессиональная зрелость свиде- тельствует о сформированности личностного конту- ра регулирования в процессе профессионального развития, о степени осознания личностью своих воз- можностей и потребностей, требований, которые ей предъявляются. Для профессионально зрелой лично- сти характерно умение соотносить свои возможно- сти, потребности и профессиональные требования, выбирать оптимальную стратегию профессиональ- ного становления, в том числе и сознательно идти на риск или снижать уровень притязаний. Профессио- нальная зрелость является ведущим показателем ста- новления субъекта профессионализации.
В качестве хронологического основания периоди- зации Ю. П. Поваренков рассматривает «профессио- нальный возраст» индивида, т. е. длительность про- фессионализации, трудовой стаж и т. д. Однако воз- растные границы профессионализации Ю. П. Пова- ренков не указывает'.
Анализ работ по проблеме периодизации становле- ния личности позволяет сделать следующее заключение.
1. Разнообразие траекторий индивидуального развития личности во взрослом периоде жизни иск-
' См.: Поваренков Ю. П. Диалектика становления профессиона- ла: психологические основы периодизации профессионализа- ции // Ярославский психологический вестник. — М.; Ярославль, 1999. — Вып. 1 / Под ред. Ю. К. Корнилова.
70 *,•
лючает выделение универсальных критериев перио- дизации взрослости: для одной группы людей опре- деляющим фактором является социальная ситуация развития (система общественных, семейных и про- фессиональных отношений), для другой — профессио- нальная деятельность и уровни интеграции в профес- сиональные сообщества, для третьей — психологиче- ские новообразования. В течение жизни эти факторы могут меняться, порождая огромное количество ва- риантов становления личности.
2. Периодизация становления личности в онтоге- незе по единому психологическому критерию не оправдана. Онтогенез личности целесообразно диф- ференцировать в зависимости от общественных ин- ститутов организации жизнедеятельности людей в конкретных социально-экономических условиях. Система доминирующих социальных отношений, связей в относительно стабильной социальной среде определяет периоды становления личности. В онто- генезе можно выделить пять таких периодов, объеди- ненных общей социальной ситуацией развития:
• дошкольное детство (0—6 лет);
• школьный возраст (7—17 лет);
• ранняя взрослость (18—23 года);
• взрослость (24—60 лет);
• старость (60 лет и более).
Своеобразие периода определяют личност- но-образующие факторы развития, к которым от- носятся:
• природная среда;
• биогенетические особенности;
• социо генетические условия;
• собственная активность личности;
• судьбоносные, знаковые события. Для дошкольного детства определяющими факто- рами являются биогенетические особенности и при-
родная среда; для школьного возраста — социальные условия и биогенетические особенности; для ранней взрослости — социогенетические условия и собствен- ная активность личности, а также знаковые, судьбо- носные события; в период взрослости на первый план выходят социально-экономические условия и собственная активность личности; в старости вновь большое значение приобретают биологические фак- торы, природная среда и социально-экономические условия жизни.
3. Периоды делятся на стадии становления — от- носительно самостоятельные ступени развития лич- ности. Стадии отличаются личностно-образующими потребностями и ведущей деятельностью. Переход от одной стадии к другой сопровождается изменениями в структуре потребностей, сменой или перестройкой ведущей деятельности, что порождает нормативные кризисы становления личности.
Основываясь на этих положениях, а также на при- нятой в отечественной психологии возрастной пери- одизации, приведем дифференциацию становления личности в онтогенезе (табл. 9).
Таблица 9 Дифференциация становления личности в онтогенезе
Период
| Стадии
| Основные потребности
| Ведущая дея- тельность
| Кризисы становления
|
|
|
|
|
| До-
| Младенче-
| Физиологи-
| Общение со
| Кризис
| школь- ное детство
| ство (0-1 год)
| ческие по- требности, потреб-
| взрослыми
| новорож- денное™
|
|
| ность в эмо-
|
|
|
|
| циональ-
|
|
|
|
| но-телесном
|
|
|
|
| контакте
|
|
|
Период
| Стадии
| Основные потребности
| Ведущая дея- тельность
| Кризисы становления
|
|
|
|
|
|
| Раннее
| Потребность
| Предмет-
| Кризис
|
| детство
| в овладении
| но-манипу-
| первого
|
| (1-3 года)
| предметным
| лятивная де-
| года жиз-
|
|
| миром и
| ятельность
| ни
|
|
| ориентиров-
|
|
|
|
| ке в нем
|
|
|
| Дошколь-
| Потребность
| Игра
| Кризис
|
| ный возраст
| в ролевом
|
| трех лет
|
| (3-6 лет)
| общении
|
|
|
|
|
|
|
| Школь-
| Младший
| Познаватель-
| Учение
| Кризис
| ный
| школьный
| ная потреб-
|
| семи лет
| возраст
| возраст
| ность, по-
|
|
|
| (7-10 лет)
| требность в
|
|
|
|
| поощрении
|
|
|
|
| со стороны
|
|
|
|
| учителя
|
|
|
| Подростни-
| Потребность
| Дифферен-
| Подрост-
|
| чество
| стать взрос-
| цированная
| ковый
|
| (11-14 лет)
| лым, потреб-
| учеба
| кризис
|
|
| ность в нрав-
|
|
|
|
| ственном са-
|
|
|
|
| моопределе-
|
|
|
|
| нии
|
|
|
| Ранняя
| Потребность
| Учеб-
| Кризис
|
| юность
| в самоут-
| но-профес-
| юноше-
|
| (15-18 лет)
| верждении,
| сиональная
| ских ожи-
|
|
| профессио-
| деятель-
| даний,
|
|
| нальном са-
| ность
| кризис
|
|
| моопределе-
|
| идентич-
|
|
| нии, в обще-
|
| ности
|
|
| нии с лица-
|
|
|
|
| ми противо-
|
|
|
|
| положного
|
|
|
|
| пола
|
|
|
Период
| Стадии
| Основные потребности
| Ведущая дея- тельность
| Кризисы становления
|
|
|
| -, 1
|
| —————
Ранняя взрос- лость
| Юность
(18-23 года)
| Потребность в социальном и профессио-
| Профессио- нально-тру- довая дея-
| Кризис профес- сиональ-
|
|
| нальном са-
| тельность
| ных экс-
|
|
| моопределе-
|
| пектаций
|
|
| нии, в само-
|
|
|
|
| стоятельно-
|
|
|
|
| сти
|
|
| Взрос- лость
| Молодость
(24-27 лет)
| Потребность в социаль- ной и про- фессиональ-
| Нормативно одобряемая профессио- нальная дея-
| Кризис юноше- ских на- дежд
|
|
| ной актив-
| тельность
|
|
|
| ности
|
|
|
| Зрелость (28-60 лет)
| Потребность в самореали-
| Индивиду- альная и
| Кризис нереали-
|
|
| зации
| творческая профессио-
| зованных возмож-
|
|
|
| нальная дея-
| ностей
|
|
|
| тельность
| .
| Ста- рость
| Пожилой возраст (60-75 лет)
| Потребно- сти в при- знании, в бессмертии, психофизио-
| Социально одобряемая деятель- ность
| Кризис осозна- ния смыс- ла жизни
|
|
| логические
|
|
|
|
| потребно-
|
|
|
|
| сти
|
|
|
| Старчество (76-90 лет)
| Потреб- ность в об-
| Домоводст- во, личная
| Кризис ухода из
|
|
| щении, за-
| гигиена
| жизни
|
|
| боте, психо- физиологи- ческие по- требности
|
|
|
Период
| Стадии
| Основные потребности
| Ведущая дея- тельность
| Кризисы становления
|
|
|
|
|
|
| Долгожи- тельство (более 90 лет)
| Психофизио- логические потребности
| Домоводст- во, личная гигиена
| —
|
Глава 2 Становление личности в онтогенезе
|