Возникновение самооценки означает начало но-
вого этапа становления ребенка и приводит к кризису
трех лет — одному из наиболее трудных моментов в
его жизни. Это разрушение уже сложившихся отно-
шений ребенка со взрослыми, возрастание его само-
стоятельности. Кризис выражается в появлении не-
гативизма, упрямства, строптивости, протеста — бун-
та, деспотизма, ревности и т. п. Все эти виды протеста
свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется от-
ношение ко взрослым и самому себе.
Социальная ситуация развития ребенка после
трех лет характеризуется новыми социальными отно-
шениями. Это связано с повышением значимости
общения со сверстниками, поступлением в детский
102»,
сад. На смену предметно-манипулятивной деятель-
ности приходит игра. В совместной деятельности со
взрослыми ребенок овладел действиями с разными
предметами и теперь может пользоваться ими само-
стоятельно. Постепенно он переходит к разным ви-
дам игр: образно-ролевым, сюжетно-ролевым, играм
по правилам. В играх воспроизводятся роли и отно-
шения взрослых, имитируется предметная деятель-
ность.
Способность к символическому замещению в про-
цессе игры реальных предметов неоформленными:
палочками, брусками, железками, стеклышками и
др. — развивает образное воображение детей, подго-
тавливая их к освоению знаковых функций реального
(предметного) мира. Следует заметить, что широкое
распространение в настоящее время игрушек, являю-
щихся точными копиями реальных вещей (самолеты,
машины, кухни, куклы), сдерживает развитие чрезвы-
чайно важной для этого возраста психической функ-
ции — воображения.
Игры дошкольников преимущественно ролевые.
В процессе сюжетно-ролевых игр осваиваются широ-
ко распространенные социально-профессиональные
роли: продавца, врача, воспитателя, летчика, солда-
та, шофера и др., что способствует формированию
первоначального представления о мире профессий.
Избирательное отношение к профессиональным ро-
лям кладет начало профессиональному самоопреде-
лению. Играя эти роли, ребенок овладевает также
трудовыми умениями и усваивает профессионально
ориентированные отношения. Можно констатиро-
вать, что в процессе сюжетно-ролевой игры возника-
ет первоначальное избирательное отношение к про-
фессиям, которое в дальнейшем будет влиять на про-
фессиональный выбор. Потенциальные возможно-
сти дошкольного детства в профессиональной социа-
лизации велики и требуют специального исследова-
ния. Анализ психобиографий педагогических работни-
ков показывает, что игры в дошкольном детстве во
многом определили их профессиональный выбор.
Игра способствует усвоению норм и правил поведе-
ния, что развивает произвольность психических про-
цессов, помогает обучению полноценному общению
детей друг с другом. Основной линией психического
развития является переход от наглядно-действенного
мышления к наглядно-образному, что соответствует
«репрезентативному интеллекту» (мышлению в пред-
ставлениях), согласно терминологии Ж. Пиаже.
Для этого периода характерна половая идентифи-
кация: ребенок осознает себя как девочку или маль-
чика. Большое значение в обогащении его самосо-
знания принадлежит играм, которые приобретают
профессионально-ролевой характер.
В дошкольном детстве ребенок переживает не-
сколько возрастных кризисов: кризисы новорож-
денное™, первого года, трех лет и семи лет. Для про-
фессионального становления личности важным яв-
ляется кризис трех лет, означающий переход от пред-
метно-манипулятивной деятельности к игре, от опе-
рационально-предметной сферы к смыслообразую-
щим отношениям.
Кризис семи лет означает переход к нормативным
учебным действиям со знаками и свидетельствует о
готовности к обучению в школе. Таким образом, до-
школьное детство завершается при возникновении у
детей психологической готовности к школьному обу-
чению. Психологическая готовность определяется
достаточно высоким уровнем развития мотивацион-
ной, интеллектуальной сфер и сферы произвольно-
сти психических процессов.
Обобщенная характеристика становления лично-
сти в дошкольном детстве приведена в табл. 12.
Таблица 12
Становление личности в дошкольном детстве
1 IPUVfl ПЛПЛ1Р— IJVilAUJIUI НЧС
|
| Стадии становле
| ния
|
ские характе- ристики
| Младенчество (0-1 год)
| Раннее детство (1-3 года)
| Дошкольный возраст (3-7 лет)
|
|
|
|
|
Основные
| Физиологи-
| Психофизио-
| Потребность в
|
потребности
| ческие по-
| логические
| психическом
|
| требности,
| потребности и
| развитии, роле-
|
| потребность в
| потребность в
| вом общении,
|
| эмоциональ-
| овладении
| любви и одобре-
|
| но-телесном
| предметным
| нии
|
| контакте с
| миром и ори-
|
|
| матерью —
| ентировке в
|
|
| первая соци-
| нем
|
|
| альная по-
|
|
|
| требность
|
|
|
Ведущая
| Общение со
| Предмет-
| Игра
|
деятельность
| взрослым и
| но-манипуля-
|
|
| манипулиро-
| тивная и изоб-
|
|
| вание пред-
| разительная
|
|
| метами
| деятельность
|
|
Кризисы
| Кризис ново-
| Кризис перво-
| Кризис трех лет
|
становления
| рожденное™
| го года жизни
|
|
Основные
| Комплекс
| Подражатель-
| Способность к
|
психологи-
| оживления,
| ность, речь,
| идентификации
|
ческие ново-
| начальная
| способность
| с другими людь-
|
образования
| форма пони-
| пользоваться
| ми, персонажа-
|
| мания речи,
| предметным
| ми сказок, поло-
|
| ориентиров-
| миром, от-
| вая идентифи-
|
| ка в окружа-
| крытие «Я» —
| кация, страх,
|
| ющем про-
| появление
| способность к
|
| странстве,
| чувства лич-
| символическо-
|
| эмоциональ-
| ности
| му замещению
|
| ность
|
| предметов, пси-
|
|
|
| хологическая
|
|
|
| готовность к
|
|
|
| школе
|
В заключение следует отметить, что наиболее
значимыми психологическими приобретениями до-
школьного детства являются становление эмоцио-
нальности в младенчестве, открытие «Я» и развитие
интеллекта в раннем детстве, развитие творческого
воображения в дошкольном возрасте. Это период
первоначального, аморфного профессионального
самоопределения, возникновения эмоционального
предвосхищения последствий своего поведения и
самосознания.
Школьный возраст