Дошкольный возраст (3—7 лет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дошкольный возраст (3—7 лет)



Возникновение самооценки означает начало но-
вого этапа становления ребенка и приводит к кризису
трех лет — одному из наиболее трудных моментов в
его жизни. Это разрушение уже сложившихся отно-
шений ребенка со взрослыми, возрастание его само-
стоятельности. Кризис выражается в появлении не-
гативизма, упрямства, строптивости, протеста — бун-
та, деспотизма, ревности и т. п. Все эти виды протеста
свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется от-
ношение ко взрослым и самому себе.

Социальная ситуация развития ребенка после
трех лет характеризуется новыми социальными отно-
шениями. Это связано с повышением значимости
общения со сверстниками, поступлением в детский

102»,


сад. На смену предметно-манипулятивной деятель-
ности приходит игра. В совместной деятельности со
взрослыми ребенок овладел действиями с разными
предметами и теперь может пользоваться ими само-
стоятельно. Постепенно он переходит к разным ви-
дам игр: образно-ролевым, сюжетно-ролевым, играм
по правилам. В играх воспроизводятся роли и отно-
шения взрослых, имитируется предметная деятель-
ность.

Способность к символическому замещению в про-
цессе игры реальных предметов неоформленными:

палочками, брусками, железками, стеклышками и
др. — развивает образное воображение детей, подго-
тавливая их к освоению знаковых функций реального
(предметного) мира. Следует заметить, что широкое
распространение в настоящее время игрушек, являю-
щихся точными копиями реальных вещей (самолеты,
машины, кухни, куклы), сдерживает развитие чрезвы-
чайно важной для этого возраста психической функ-
ции — воображения.

Игры дошкольников преимущественно ролевые.
В процессе сюжетно-ролевых игр осваиваются широ-
ко распространенные социально-профессиональные
роли: продавца, врача, воспитателя, летчика, солда-
та, шофера и др., что способствует формированию
первоначального представления о мире профессий.
Избирательное отношение к профессиональным ро-
лям кладет начало профессиональному самоопреде-
лению. Играя эти роли, ребенок овладевает также
трудовыми умениями и усваивает профессионально
ориентированные отношения. Можно констатиро-
вать, что в процессе сюжетно-ролевой игры возника-
ет первоначальное избирательное отношение к про-
фессиям, которое в дальнейшем будет влиять на про-
фессиональный выбор. Потенциальные возможно-
сти дошкольного детства в профессиональной социа-


лизации велики и требуют специального исследова-
ния. Анализ психобиографий педагогических работни-
ков показывает, что игры в дошкольном детстве во
многом определили их профессиональный выбор.

Игра способствует усвоению норм и правил поведе-
ния, что развивает произвольность психических про-
цессов, помогает обучению полноценному общению
детей друг с другом. Основной линией психического
развития является переход от наглядно-действенного
мышления к наглядно-образному, что соответствует
«репрезентативному интеллекту» (мышлению в пред-
ставлениях), согласно терминологии Ж. Пиаже.

Для этого периода характерна половая идентифи-
кация:
ребенок осознает себя как девочку или маль-
чика. Большое значение в обогащении его самосо-
знания принадлежит играм, которые приобретают
профессионально-ролевой характер.

В дошкольном детстве ребенок переживает не-
сколько возрастных кризисов: кризисы новорож-
денное™, первого года, трех лет и семи лет. Для про-
фессионального становления личности важным яв-
ляется кризис трех лет, означающий переход от пред-
метно-манипулятивной деятельности к игре, от опе-
рационально-предметной сферы к смыслообразую-
щим отношениям.

Кризис семи лет означает переход к нормативным
учебным действиям со знаками и свидетельствует о
готовности к обучению в школе. Таким образом, до-
школьное детство завершается при возникновении у
детей психологической готовности к школьному обу-
чению. Психологическая готовность определяется
достаточно высоким уровнем развития мотивацион-
ной, интеллектуальной сфер и сферы произвольно-
сти психических процессов.

Обобщенная характеристика становления лично-
сти в дошкольном детстве приведена в табл. 12.


Таблица 12
Становление личности в дошкольном детстве

1 IPUVfl ПЛПЛ1Р— IJVilAUJIUI НЧС       Стадии становле   ния  
ские характе- ристики   Младенчество (0-1 год)   Раннее детство (1-3 года)   Дошкольный возраст (3-7 лет)  
       
Основные   Физиологи-   Психофизио-   Потребность в  
потребности   ческие по-   логические   психическом  
    требности,   потребности и   развитии, роле-  
    потребность в   потребность в   вом общении,  
    эмоциональ-   овладении   любви и одобре-  
    но-телесном   предметным   нии  
    контакте с   миром и ори-      
    матерью —   ентировке в      
    первая соци-   нем      
    альная по-          
    требность          
Ведущая   Общение со   Предмет-   Игра  
деятельность   взрослым и   но-манипуля-      
    манипулиро-   тивная и изоб-      
    вание пред-   разительная      
    метами   деятельность      
Кризисы   Кризис ново-   Кризис перво-   Кризис трех лет  
становления   рожденное™   го года жизни      
Основные   Комплекс   Подражатель-   Способность к  
психологи-   оживления,   ность, речь,   идентификации  
ческие ново-   начальная   способность   с другими людь-  
образования   форма пони-   пользоваться   ми, персонажа-  
    мания речи,   предметным   ми сказок, поло-  
    ориентиров-   миром, от-   вая идентифи-  
    ка в окружа-   крытие «Я» —   кация, страх,  
    ющем про-   появление   способность к  
    странстве,   чувства лич-   символическо-  
    эмоциональ-   ности   му замещению  
    ность       предметов, пси-  
            хологическая  
            готовность к  
            школе  

 


В заключение следует отметить, что наиболее
значимыми психологическими приобретениями до-
школьного детства являются становление эмоцио-
нальности в младенчестве, открытие «Я» и развитие
интеллекта в раннем детстве, развитие творческого
воображения в дошкольном возрасте. Это период
первоначального, аморфного профессионального
самоопределения, возникновения эмоционального
предвосхищения последствий своего поведения и
самосознания.

Школьный возраст



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.005 с.)