Младший школьный возраст (7—10 лет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Младший школьный возраст (7—10 лет)



Поступление ребенка в школу ведет к возникно-
вению кризиса семи лет. Изменение социальной си-
туации развития, новая система отношений приводят
к рождению социального «Я» ребенка. Перестройка
всего жизненного уклада, смена ведущей деятельно-
сти вызывают у него глубокие переживания по пово-
ду своей новой социальной роли. Оценки учителей и
родителей определяют самооценки детей. Неудачи
или успехи приводят к формированию устойчивого
аффективного комплекса — чувства неполноценно-
сти или чувства собственной значимости и компе-
тентности. Эти аффективные образования, подкреп-
ляясь соответствующими событиями и оценками, бу-
дут фиксироваться в структуре личности и влиять на
развитие самооценки школьника.

Принципиально новая социальная ситуация раз-
вития ребенка возникает с поступлением его в школу.
Впервые ребенок начинает выполнять общественно
важную деятельность, что ставит его в объективно
новую позицию по отношению к взрослым и сверст-
никам, меняет его самооценку, определенным обра-
зом перестраивает взаимоотношения в семье.

106 „


Значимость учебной деятельности в дальнейшем
становлении личности обусловливает ее ведущий ха-
рактер. В процессе ее выполнения происходит разви-
тие основных психологических новообразований
этого возраста: усиливается произвольность психиче-
ских процессов,
возникает внутренний план действий,
формируется рефлексия.

Учитывая значимость учебной деятельности в
психическом развитии младшего школьника, рас-
смотрим ее структуру в соответствии с представлени-
ями Д. Б. Эльконина:

1) учебно-познавательные мотивы, в основе кото-
рых лежат познавательная потребность и потреб-
ность в саморазвитии;

2) учебная задача, т. е. система заданий, при вы-
полнении которых школьник осваивает наиболее об-
щие способы выполнения учебных действий;

3) учебные операции, входящие в состав обобщен-
ных способов выполнения действий;

4) контроль процесса учебной деятельности, глав-
ным образом обобщенных способов ее выполнения;

5) оценка способов решения учебной задачи. При
этом важна не столько отметка как таковая, сколько
содержательная оценка процесса и результата учеб-
ной деятельности'.

Учебная деятельность строится таким образом,
что в младшем школьном возрасте развивается преи-
мущественно словесно-логическое мышление.

В конце этого возрастного периода уже проявля-
ются индивидуальные различия: выделяются группы
«теоретиков», «практиков» и «художников» в зависи-
мости от преобладающего типа мышления. Эти раз-
личия обнаруживаются в избирательном отношении
к учебным предметам и инициируют развитие инте-

' См.: ЭльконинД. Б. Психология обучения младших школьни-
ков.—М., 1974.


реса к определенным профессиям и видам трудовой

деятельности.

Важным по своим последствиям в будущем про-
фессиональном самоопределении становится разви-
тие чувства компетентности (Э. Эриксон). Формиру-
ется это психологическое новообразование на основе
переживания ребенком своих успехов в учебной дея-
тельности.

Мотивации достижения успеха и избегания неуда-
чи
складываются в процессе переживания детьми
своей успеваемости. У отдельных неуспевающих
школьников возникает особая компенсаторная моти-
вация
к другим, неучебным видам деятельности: ри-
сованию, музыке, спорту, обслуживающему и техни-
ческому труду. Можно допустить, что неудачи в учебе
побуждают детей самоутверждаться в других обще-
ственно полезных видах деятельности. Эти поиски
инициируют профессиональное самоопределение
личности в младшем школьном возрасте.

Таким образом, ведущая (учебная) деятельность
определяет характер основных психологических но-
вообразований этого возраста, влияет на самовоспри-
ятие. Если чувство компетентности у младшего школь-
ника не формируется, то возникает чувство неполно-
ценности, которое отрицательно сказывается на его
психологическом самочувствии в школе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.004 с.)