Раздел П
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Глава 1
Психологические основы периодизации
становления личности
Одной из актуальных проблем психологии лично-
сти является создание периодизации ее становления.
Несмотря на то что исследование проблемы перио-
дизации жизни человека имеет длительную историю,
она остается неразработанной. Во всяком случае, об-
щепризнанной дифференциации периодов станов-
ления личности в отечественной и зарубежной пси-
хологии нет.
Прежде чем рассматривать психологические
основы периодизации, определим основные понятия
и подходы. Очевидно, следует различать дифферен-
циацию и периодизацию'. Целесообразно также
разделять период и стадию. Период — это промежу-
ток времени, охватывающий какой-либо закончен-
ный процесс; стадия — определенная ступень в раз-
витии.
Дифференциация онтогенеза человека детерми-
нирована общественно-историческими условиями
его жизнедеятельности и носит конвенциональный
характер.
' Дифференциация (от лат. diferentia — различение) разделение
целого на различные формы и ступени. Периодизация (от греч.
periodos — круговращение) — деление явления на определен-
ные промежутки времени, охватывающие какой-либо закон-
ченный процесс.
56 «...
Необходимо различать периодизацию становле-
ния личности и жизни человека. В жизни человека
как биосоциального существа большое значение
имеют биологические процессы, закономерности со-
зревания организма и протекания инволюционных
процессов. Для процессов созревания и инволюции
характерны неравномерность и гетерохронность
психического развития и особенности психологиче-
ских новообразований.
Классификация возрастных периодов
Возрастной период Мужчины Женщины
13-16лет 17-21 год
22-35 лет 36-60 лет 61 —74 года
|
Новорожденные
Грудные дети
Раннее детство:
первый период
второй период
Подростковый возраст
Юношеский возраст
Средний возраст:
первый период
второй период
Пожилые люди
Старческий возраст
Долгожители
1-10 дней
10 дней-1 год
1-2 года
3—7 лет
8-12 лет 8-11 лет
12—15 лет
16-20 лет
21-35 лет
36-55 лет
56—74 года
75-90 лет
Старше 90 лет
Периодизация развития личности:
Психологические подходы
Личность является прежде всего субъектом соци-
альных отношений и сознательной деятельности, по-
этому в качестве основания периодизации становле-
60 >k
ния личности выбирается социальная ситуация раз-
вития или ведущая деятельность. Важное значение
придается культурно-исторической обусловленно-
сти развития личности. Б. Г. Ананьев писал: «Жиз-
ненный путь человека — это история формирования и
развития личности в определенном обществе, совре-
менника определенной эпохи и сверстника опреде-
ленного поколения. Вместе с тем фазы жизненного
пути датируются историческими событиями, сменой
способов воспитания, изменениями образа жизни и
системы отношений, суммой ценностей и жизнен-
ной программой - целями и смыслом жизни, кото-
рыми данная личность владеет. Фазы жизненного
пути накладываются на возрастные стадии онтогене-
за, причем в такой степени, что в настоящее время
некоторые возрастные стадии обозначаются именно
как фазы жизненного пути, например предшкольное,
дошкольное и школьное детство»'.
В зарубежной психологии широкое признание
получила эпигенетическая концепция развития лично-
сти Э. Эриксона. Центральным в ней является поло-
жение о том, что человек в течение жизни проходит
через несколько универсальных стадий. Развертыва-
ние этих стадий регулируется в соответствии с эпиге-
нетическим принципом2 созревания. Э. Эриксон вы-
делил восемь основных стадий психосоциального
развития. Каждая стадия сопровождается кризисом,
который содержит и позитивный и негативный ком-
поненты. Э. Эриксон выдвинул предположение, со-
гласно которому все кризисы в той или иной степени
' Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968. —
С. 104-105.
2 Согласно эпигенетическому принципу, личность развивается
ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен го-
товностью личности двигаться в направлении дальнейшего рос-
та, расширения осознаваемого социального кругозора и радиу-
са социального взаимодействия.
имеют место с самого начала постнатального периода
жизни человека и для каждого из них существует при-
оритетное время наступления в генетически обуслов-
ленной последовательности развития.
Стадии развития личности представлены в табл. 8'.
В первой графе таблицы перечислены стадии и указан
приблизительный возраст их наступления; во второй
обозначены позитивные и негативные компоненты
каждой стадии; в третьей графе перечислены сильные
стороны «это» или его достоинства, приобретаемые
благодаря успешному разрешению кризиса.
Таблица 8
Стадии психосоциального развития (по Э. Эриксону)
Стадия
| Психосоциальный кризис
| Сильная сторона личности
|
Младенчество (рождение — 1 год)
| Доверие — недоверие
| Надежда
|
Ранний возраст (1-3 года)
| Автономия — стыд и сомнение
| Сила воли
|
Возраст игры (3-6 лет)
| Инициативность — вина
| Цель
|
Школьный возраст (6-12 лет)
| Достижение — неполноценность
| Компетентность
|
Подростковый возраст (12—19 лет)
| Идентичность2 — ролевое смешение
| Верность
|
Молодость (20-25 лет)
| Интимность — изоляция
| Любовь
|
Зрелость (26—64 года)
| Продуктивность — застой
| Забота
|
Старость (65 лет — смерть)
| Интеграция — отчаяние
| Мудрость
|
В отечественной психологии получила распро-
странение периодизация детства Д. Б. Эльконина.
' См.: Хьелл Л. Указ. соч. — С. 119.
Идентичность — понятие, близкое по значению к понятию
«самоопределение».
62»
Основываясь на разработанной им концепции разви-
тия психики ребенка, Д. Б. Эльконин разделяет дет-
ство на эпохи с последовательно чередующимися пе-
риодами, первый из которых характеризуется усвое-
нием задач и развитием мотивационно-потребност-
ной стороны деятельности, а второй — усвоением
способов деятельности. Каждому периоду соответст-
вует четко фиксированная ведущая деятельность:
• непосредственно-эмоциональное общение (от
рождения до 1 года);
• предметно-манипулятивная деятельность (от
1 года до 3 лет);
• сюжетно-ролевая игра (от 3 до 7 лет);
• учеба (от 7 до 12 лет);
• интимно-личностное общение (от 12 до 15 лет);
• учебно-профессиональная деятельность (от 15
до 17 лет)'.
Таким образом, в данной возрастной периодиза-
ции в качестве основных критериев развития высту-
пают два показателя: мотивационно-потребностная
сфера и операционно-технические возможности де-
тей. Отсутствие определенных временных границ го-
ворит о том, что автор сделал акцент не на метриче-
ской, а на типологической характеристике возраст-
ного развития.
А. В. Петровский, анализируя эту концепцию,
возражает против выбора в качестве основания пери-
одизации детства ведущей деятельности. «Всесто-
роннее и гармоничное развитие личности, — пишет
он, — не может на каждом возрастном этапе опреде-
ляться всего лишь одним ведущим типом деятельно-
сти»2. Далее А. В. Петровский уточняет свою пози-
' См.: Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического
развития в детском возрасте // Вопр. психологии. — 1971. —
^ №4.
2 Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петров-
ского. - М., 1987.-С. 5.
цию: «В качестве личностно-образующей ведущей де-
ятельности на каждом возрастном этапе необходимо
формировать комплексную, многоплановую деятель-
ность... и в этой системе нет оснований выделять «ве-
дущие» или же «ведомые» компоненты»'.
А. В. Петровский развивает альтернативную со-
циально-психологическую концепцию развития
личности и возрастной периодизации. Решающее
значение в ней отводится развитию личности в груп-
пах, иерархически расположенных на ступенях онто-
генеза.
Опираясь на это концептуальное положение,
А. В; Петровский строит обобщенную модель развития
личности в онтогенезе и разрабатывает периодиза-
цию этого процесса, имея в виду самую общую карти-
ну становления социально зрелой личности2.
Важную роль в развитии личности играют фазы
адаптации, индивидуализации и интеграции. Фаза
адаптации предполагает усвоение действующих в
общности норм и овладение соответствующими фор-
мами и средствами деятельности. Вторая фаза харак-
теризуется поиском средств и способов для обозначе-
ния своей индивидуальности. Фаза интеграции отра-
жает принятие личности коллективом, группой и
отождествление индивида с группой. Каждая из фаз
выступает как момент становления личности инди-
вида в ее важнейших проявлениях и качествах.
Какие же выводы можно сделать на основе обзора
разных видов периодизации жизни человека и разви-
тия личности?
1. Классификация осуществляется по разным
критериям: психофизиологическим, психосексуаль-
ным, психологическим и социально-психологиче-
Психология развивающейся личности. Указ. соч. — С. 51.
2 См.: Петровский А. В. Основы теоретической психологии /
А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М., 1998. — С. 453.
64»
ским. Анализ работ по проблеме периодизации пока-
зывает, что камнем преткновения являются именно
критерии классификации. Попытки найти единый
критерий для периодизации всего онтогенеза челове-
ка не увенчались успехом.
2. Следует различать периодизацию жизни чело-
века и периодизацию становления личности.
Период детства дифференцируется существую-
щей в стране системой дошкольного и школьного об-
разования. Закон «Об образовании» и уставы образо-
вательных учреждений определяют границы до-
школьного (3—6, 7 лет) и школьного возраста (6,
7—17 лет). Образование в школе включает в себя три
ступени: начальное общее, основное общее и среднее
общее. В настоящее время обсуждается вопрос о вве-
дении 12-летнего среднего общего образования, что,
естественно, изменит границы возрастной периоди-
зации.
Основываясь на этих положениях, можно конста-
тировать, что рассмотренные критерии периодиза-
ции детства являются скорее личностно-образующи-
ми факторами становления детей на разных ступенях
образования.
Для онтогенеза человека продуктивными пред-
ставляются классификации по психофизиологиче-
ским и психосексуальным основаниям, для развития
личности — по таким основаниям, как социальная
ситуация развития, ведущая деятельность и личност-
ные новообразования. Вся человеческая жизнь мо-
жет дифференцироваться по каким-то общим крите-
риям. Выделение же единых критериев становления
личности затруднено ввиду огромных качественных
личностных преобразований, возникающих при пе-
реходе от одной эпохи развития личности к другой.
Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин счи-
тали, что для детства оправдано использование одних
критериев, а для взрослости нужны другие основа-
ния.
Исходя из этого положения в становлении лично-
сти, можно выделить пять периодов: дошкольное
детство (до 7 лет), школьное детство (до 18 лет), ран-
нюю взрослость (до 23 лет), взрослость' (до 60 лет) и
старость (после 60 лет).
Дифференциацию детского возраста целесооб-
разно осуществлять по двум основаниям: социальной
ситуации развития и ведущей деятельности
(Д. Б. Эльконин). Психологические новообразования
характеризуют своеобразие, особенность каждой ста-
дии развития. Переход от одной стадии к другой со-
провождается нормативными кризисами становления,
которые не всегда вызывают эмоциональные пере-
живания и поэтому не осознаются личностью.
Периодизация взрослости
Рассмотрим сложившиеся в возрастной психоло-
гии подходы к периодизации взрослости. Характери-
зуя взрослость, выделяют стадии, периоды. Однако
указания на критерии их выделения не приводятся.
Возрастные периоды в различных классификациях в
основном совпадают: юность (18—23 года), моло-
дость (23—30 лет), зрелость (30—60 лет). При характе-
ристике каждого периода рассматриваются личност-
но-образующие факторы: система отношений, веду-
щая деятельность, профессионализация и др.
В. Ф. Моргун и Н. Ю. Ткачева подчеркивают, что
по мере становления личности критерии периодиза-
ции, выделенные Д. Б. Элькониным, перестраивают-
ся в следующей иерархической последовательности:
' Отсутствие объективных критериев зрелости в индивидуаль-
ном развитии человека привело к тому, что в современной пси-
хологии понятие «зрелость» заменяется понятием «взрос-
лость».
66 1»,
1) личностные новообразования;
2) ведущая деятельность;
3) социальная ситуация развития'.
Э. Эриксон в качестве критериев периодизации
приводит область отношений, результаты развития и
механизмы приспособления2.
Л. Д. Столяренко рассматривает периодизацию
сквозь призму социализации личности. Критериями
выступают ведущая деятельность и ведущая сторона
социализации3.
А. В. Петровский, как уже было отмечено выше, в
качестве основного критерия периодизации приво-
дит уровень развития группы.
Трудности определения критериев периодизации
взрослости объясняются тем, что ведущая деятель-
ность, социальная ситуация развития не изменяются.
Б. С. Братусь, анализируя развитие личности в зре-
лом возрасте, выделяет две стороны этого процесса:
• потребностно-мотивационную сферу личности;
• операционально-техническую область деятель-
ности.
Изменение равновесия между этими сторонами
приводит к перестройке и личности и деятельности,
тем самым инициируя личностные сдвиги, которые и
дифференцируют эволюционное становление лич-
ности. Периоды личностных сдвигов (28—34 года,
40—45 лет, 50—55 лет) оформляются в виде возраст-
ных кризисов4.
Взрослость — это еще и период определения свое-
го места в мире профессий. Психологи, изучающие
' См.: Моргун В. Ф. Проблема периодизации развития личности
впсихологии/ В. Ф. Моргун, Н. Ю. Ткачева. — М., 1981. — С. 39.
2 См.: Хьелл Л. Указ. соч. — С. 219-220.
3 См.: Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов н/Д,
1996. - С. 93-94.
См.: Братусь Б. С. К проблеме развития личности в зрелом воз-
расте // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1980. —
№2.-С. 3-12.
профессионализацию личности, выделяют стадии
этого процесса.
Е. А. Климов предлагает следующую профессио-
нально ориентированную периодизацию:
• оптация (12-17 лет) - период выбора профес-
сии и учебно-профессионального заведения;
• профессиональная подготовка (15—23 года) —
овладение профессиональными знаниями, умения-
ми и навыками;
• адаптация (16-18 лет) - вхождение в профес-
сию и привыкание к ней;
• фаза интернала (18-23 года) - приобретение
профессионального опыта;
• мастерство (23—35 лет) — квалифицированное
выполнение трудовой деятельности;
• фаза авторитета (35—55 лет) — достижение про-
фессионалом высокой квалификации;
• наставничество (55—60 лет) — передача профес-
сионалом своего опыта.
Не претендуя на строгую научную дифференциа-
цию профессиональной жизни человека, Е. А. Кли-
мов предлагает эту периодизацию для критического
размышления'.
А. К. Маркова в качестве критерия выделения эта-
пов становления профессионала избрала уровни про-
фессионализма личности. Она выделяет 5 уровней.
1. Допрофессионализм включает этап первичного
ознакомления с профессией.
2. Профессионализм состоит из трех этапов: адап-
тации к профессии, самоактуализации в ней и сво-
бодного владения профессией в форме мастерства.
3. Суперпрофессионализм также включает три
этапа: свободное владение профессией в форме твор-
' См.: Климов Е. А. Психология профессионального самоопреде-
ления. - М., 1996. - С. 418-425.
>s
чества, овладение рядом смежных профессий, твор-
ческое самопроектирование себя как личности.
4. Непрофессионализм — выполнение труда по
профессионально искаженным нормам на фоне де-
формации личности.
5. Послепрофессионализм — завершение профес-
сиональной деятельности1.
За рубежом широкое признание получила перио-
дизация Дж. Сьюпера, выделившего пять основных
этапов профессиональной зрелости:
1) рост — развитие интересов, способностей
(0-14 лет);
2) исследование — апробация своих сил
(14-25 лет);
3) утверждение — профессиональное образование
и упрочение своих позиций в обществе (25—44 года);
4) поддерживание — создание устойчивого про-
фессионального положения (45—64 года);
5) спад — уменьшение профессиональной актив-
ности (65 лет и более)2.
Весьма продуктивной, на наш взгляд, является
периодизация профессионализации, разработанная
Ю. П. Поваренковым. В качестве ведущих критериев
профессионализации он выделяет профессиональ-
ную продуктивность, профессиональную идентич-
ность и профессиональную зрелость.
Профессиональная продуктивность характеризует
эффективность профессионального развития лично-
сти и степень соответствия результатов ее деятельно-
сти социально-профессиональным требованиям.
Профессиональная продуктивность оценивается на
основе показателей производительности, качества и
надежности.
' См.: Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.,
1996. - С. 56-57.
См.: Михайлов И. В. Проблема профессиональной зрелости в
трудах Д. Е. Сьюпера // Вопр. психологии. — 1975. — № 5.
Профессиональная идентичность характеризует
значимость для индивида профессии и профессиона-
лизации в целом как средства удовлетворения своих
потребностей и реализации, развития потенциала.
Профессиональная идентичность оценивается на
основе субъективных показателей, включающих
удовлетворенность трудом, профессией, карьерой,
собой, профессиональную самооценку, индексы са-
мореализации и самоактуализации личности.
Наиболее сложным является критерий профессио-
нальной зрелости. Профессиональная зрелость свиде-
тельствует о сформированности личностного конту-
ра регулирования в процессе профессионального
развития, о степени осознания личностью своих воз-
можностей и потребностей, требований, которые ей
предъявляются. Для профессионально зрелой лично-
сти характерно умение соотносить свои возможно-
сти, потребности и профессиональные требования,
выбирать оптимальную стратегию профессиональ-
ного становления, в том числе и сознательно идти на
риск или снижать уровень притязаний. Профессио-
нальная зрелость является ведущим показателем ста-
новления субъекта профессионализации.
В качестве хронологического основания периоди-
зации Ю. П. Поваренков рассматривает «профессио-
нальный возраст» индивида, т. е. длительность про-
фессионализации, трудовой стаж и т. д. Однако воз-
растные границы профессионализации Ю. П. Пова-
ренков не указывает'.
Анализ работ по проблеме периодизации становле-
ния личности позволяет сделать следующее заключение.
1. Разнообразие траекторий индивидуального
развития личности во взрослом периоде жизни иск-
' См.: Поваренков Ю. П. Диалектика становления профессиона-
ла: психологические основы периодизации профессионализа-
ции // Ярославский психологический вестник. — М.; Ярославль,
1999. — Вып. 1 / Под ред. Ю. К. Корнилова.
70 *,•
лючает выделение универсальных критериев перио-
дизации взрослости: для одной группы людей опре-
деляющим фактором является социальная ситуация
развития (система общественных, семейных и про-
фессиональных отношений), для другой — профессио-
нальная деятельность и уровни интеграции в профес-
сиональные сообщества, для третьей — психологиче-
ские новообразования. В течение жизни эти факторы
могут меняться, порождая огромное количество ва-
риантов становления личности.
2. Периодизация становления личности в онтоге-
незе по единому психологическому критерию не
оправдана. Онтогенез личности целесообразно диф-
ференцировать в зависимости от общественных ин-
ститутов организации жизнедеятельности людей в
конкретных социально-экономических условиях.
Система доминирующих социальных отношений,
связей в относительно стабильной социальной среде
определяет периоды становления личности. В онто-
генезе можно выделить пять таких периодов, объеди-
ненных общей социальной ситуацией развития:
• дошкольное детство (0—6 лет);
• школьный возраст (7—17 лет);
• ранняя взрослость (18—23 года);
• взрослость (24—60 лет);
• старость (60 лет и более).
Своеобразие периода определяют личност-
но-образующие факторы развития, к которым от-
носятся:
• природная среда;
• биогенетические особенности;
• социо генетические условия;
• собственная активность личности;
• судьбоносные, знаковые события.
Для дошкольного детства определяющими факто-
рами являются биогенетические особенности и при-
родная среда; для школьного возраста — социальные
условия и биогенетические особенности; для ранней
взрослости — социогенетические условия и собствен-
ная активность личности, а также знаковые, судьбо-
носные события; в период взрослости на первый
план выходят социально-экономические условия и
собственная активность личности; в старости вновь
большое значение приобретают биологические фак-
торы, природная среда и социально-экономические
условия жизни.
3. Периоды делятся на стадии становления — от-
носительно самостоятельные ступени развития лич-
ности. Стадии отличаются личностно-образующими
потребностями и ведущей деятельностью. Переход от
одной стадии к другой сопровождается изменениями
в структуре потребностей, сменой или перестройкой
ведущей деятельности, что порождает нормативные
кризисы становления личности.
Основываясь на этих положениях, а также на при-
нятой в отечественной психологии возрастной пери-
одизации, приведем дифференциацию становления
личности в онтогенезе (табл. 9).
Таблица 9
Дифференциация становления личности в онтогенезе
Период
| Стадии
| Основные потребности
| Ведущая дея- тельность
| Кризисы становления
|
|
|
|
|
|
До-
| Младенче-
| Физиологи-
| Общение со
| Кризис
|
школь- ное детство
| ство (0-1 год)
| ческие по- требности, потреб-
| взрослыми
| новорож- денное™
|
|
| ность в эмо-
|
|
|
|
| циональ-
|
|
|
|
| но-телесном
|
|
|
|
| контакте
|
|
|
Период
| Стадии
| Основные потребности
| Ведущая дея- тельность
| Кризисы становления
|
|
|
|
|
|
| Раннее
| Потребность
| Предмет-
| Кризис
|
| детство
| в овладении
| но-манипу-
| первого
|
| (1-3 года)
| предметным
| лятивная де-
| года жиз-
|
|
| миром и
| ятельность
| ни
|
|
| ориентиров-
|
|
|
|
| ке в нем
|
|
|
| Дошколь-
| Потребность
| Игра
| Кризис
|
| ный возраст
| в ролевом
|
| трех лет
|
| (3-6 лет)
| общении
|
|
|
|
|
|
|
|
Школь-
| Младший
| Познаватель-
| Учение
| Кризис
|
ный
| школьный
| ная потреб-
|
| семи лет
|
возраст
| возраст
| ность, по-
|
|
|
| (7-10 лет)
| требность в
|
|
|
|
| поощрении
|
|
|
|
| со стороны
|
|
|
|
| учителя
|
|
|
| Подростни-
| Потребность
| Дифферен-
| Подрост-
|
| чество
| стать взрос-
| цированная
| ковый
|
| (11-14 лет)
| лым, потреб-
| учеба
| кризис
|
|
| ность в нрав-
|
|
|
|
| ственном са-
|
|
|
|
| моопределе-
|
|
|
|
| нии
|
|
|
| Ранняя
| Потребность
| Учеб-
| Кризис
|
| юность
| в самоут-
| но-профес-
| юноше-
|
| (15-18 лет)
| верждении,
| сиональная
| ских ожи-
|
|
| профессио-
| деятель-
| даний,
|
|
| нальном са-
| ность
| кризис
|
|
| моопределе-
|
| идентич-
|
|
| нии, в обще-
|
| ности
|
|
| нии с лица-
|
|
|
|
| ми противо-
|
|
|
|
| положного
|
|
|
|
| пола
|
|
|
Период
| Стадии
| Основные потребности
| Ведущая дея- тельность
| Кризисы становления
|
|
|
| -, 1
|
|
—————
Ранняя взрос- лость
| Юность
(18-23 года)
| Потребность в социальном и профессио-
| Профессио- нально-тру- довая дея-
| Кризис профес- сиональ-
|
|
| нальном са-
| тельность
| ных экс-
|
|
| моопределе-
|
| пектаций
|
|
| нии, в само-
|
|
|
|
| стоятельно-
|
|
|
|
| сти
|
|
|
Взрос- лость
| Молодость
(24-27 лет)
| Потребность в социаль- ной и про- фессиональ-
| Нормативно одобряемая профессио- нальная дея-
| Кризис юноше- ских на- дежд
|
|
| ной актив-
| тельность
|
|
|
| ности
|
|
|
| Зрелость (28-60 лет)
| Потребность в самореали-
| Индивиду- альная и
| Кризис нереали-
|
|
| зации
| творческая профессио-
| зованных возмож-
|
|
|
| нальная дея-
| ностей
|
|
|
| тельность
| .
|
Ста- рость
| Пожилой возраст (60-75 лет)
| Потребно- сти в при- знании, в бессмертии, психофизио-
| Социально одобряемая деятель- ность
| Кризис осозна- ния смыс- ла жизни
|
|
| логические
|
|
|
|
| потребно-
|
|
|
|
| сти
|
|
|
| Старчество (76-90 лет)
| Потреб- ность в об-
| Домоводст- во, личная
| Кризис ухода из
|
|
| щении, за-
| гигиена
| жизни
|
|
| боте, психо- физиологи- ческие по- требности
|
|
|
Период
| Стадии
| Основные потребности
| Ведущая дея- тельность
| Кризисы становления
|
|
|
|
|
|
| Долгожи- тельство (более 90 лет)
| Психофизио- логические потребности
| Домоводст- во, личная гигиена
| —
|
Глава 2
Становление личности в онтогенезе
Дошкольное детство
Дошкольное детство включает следующие стадии
становления: новорожденность (до 2 месяцев), мла-
денчество (до 1 года), раннее детство (до 3 лет) и до-
школьный возраст(до 7 лет).
100 '»
Младенчество (до 1 года)
Ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте
является эмоционально-телесное общение со взрослым
(матерью). Наблюдения психологов показывают, что
для полноценного психического развития ребенка
необходим его эмоционально-телесный контакт со
взрослым. Дефицит общения отрицательно сказыва-
ется на эмоциональном и интеллектуальном разви-
тии младенца. В этом возрасте в процессе общения со
взрослыми происходит развитие восприятия и ста-
новление моторики ребенка. На основе восприятия и
действий развиваются простейшие формы нагляд-
но-действенного мышления. К концу первого года
жизни ребенок начинает активно овладевать речью,
уже произносит 10—20 слов. Завершается этот этап
становления кризисом, отражающим переломный
момент в развитии ребенка и выражающимся во
всплеске самостоятельности, появлении аффектив-
ных реакций. Аффективные вспышки возникают,
когда взрослые начинают ограничивать активность
ребенка, не понимают его и не выполняют то, что он
хочет. Острые эмоциональные реакции проявляются
в том, что ребенок становится капризным: пронзите-
льно кричит, падает на пол, кидает игрушки и т. п.
Раннее детство (1—3 года)
Кризис первого года символизирует переход к но-
вому этапу становления — раннему детству. Ребенок
вступает в новую эпоху жизни — активного освоения
окружающего пространства и предметного мира.
Происходит интенсивное развитие речи. Помимо ре-
чи развиваются психические функции: восприятие,
память, мышление, внимание.
В раннем детстве ведущей деятельностью стано-
вится предметно-манипулятивная. Ребенок учится
пользоваться окружающими бытовыми предметами,
манипулирует игрушками. Все это способствует раз-
витию сенсорно-моторной сферы, что положительно
сказывается на формировании в дальнейшем трудо-
вых умений и навыков. Предметно-манипулятивная
деятельность обогащает психику и тем самым благо-
приятствует развитию наглядно-действенного мыш-
ления, «сенсомоторного интеллекта» (Ж. Пиаже).
В общении с близкими взрослыми преобладают
мотивы сотрудничества, побуждающие к совмест-
ным действиям при освоении окружающих бытовых
предметов и модульных элементов игрушек. Эмоцио-
нальное общение сохраняет свое важное значение.
Развитие эмоционально-потребностной сферы
тесно связано с зарождающимся в это время самосо-
знанием. Вначале ребенок начинает узнавать себя в
зеркале, на фотографии, затем он начинает называть
себя по имени, и, наконец, к трем годам он делает ве-
личайшее открытие в своей жизни — осознание свое-
го «Я». Открытие «Я» приводит к появлению первич-
ной самооценки («я хороший», «я молодец»).
Школьный возраст
Ранняя юность (15—18 лет)
Особенность социальной ситуации развития за-
ключается в том, что это возраст, завершающий дет-
ство. Общество, казалось бы, уже признает взрос-
лость девушек и юношей: в 14—16 лет им вручаются
116»,
паспорта, в 18 лет предоставляется избирательное
право и возможность вступать в брак, они становятся
ответственными за уголовные преступления. Часть
девушек и юношей в этом возрасте учатся в профес-
сиональных учебных заведениях, а некоторые уже ра-
ботают. Однако пока они сохраняют статус зависи-
мых от родителей детей. Тем не менее пройдет не-
много времени и детство останется позади, юноши и
девушки станут полноправными взрослыми. Поэто-
му свое пребывание в этом возрасте они рассматрива-
ют как временное. Отсюда их устремленность в буду-
щее. Рефлексия настоящего осуществляется сквозь
призму этого желанного будущего. Все важнейшие за-
дачи ранней юности обусловлены будущим: оконча-
ние общеобразовательной школы, выбор формы
профессионального образования и профессии, тру-
доустройство, подготовка к вступлению в брак.
Поиск своего места в мире становится весьма ак-
туальным. Ведущие потребности данного возраста
обусловлены неопределенной, проблемной ситуа-
цией. Это потребности в личном, социальном и профес-
сиональном самоопределении. Старшеклассники реша-
ют важные задачи: кем быть и каким быть. Можно
сказать, это судьбоносный возраст, в котором цена
ошибки — неудовлетворенность всей своей последу-
ющей жизнью.
Ведущей деятельностью в ранней юности должна
стать учебно-профессиональная. Почему должна стать?
И что такое учебно-профессиональная деятельность?
Это деятельность, составляющая базу для психологи-
чески обоснованного и компетентного выбора буду-
щей профессии. Для того чтобы стать личностно-об-
разующей и профессионально ориентированной, ве-
дущая деятельность должна быть вариативной и диф-
ференцированной. Избирательное отношение стар-
шеклассников к учебным предметам обусловливает