Возрастные классификации жизни человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные классификации жизни человека



Раздел П

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Глава 1

Психологические основы периодизации
становления личности

Одной из актуальных проблем психологии лично-
сти является создание периодизации ее становления.
Несмотря на то что исследование проблемы перио-
дизации жизни человека имеет длительную историю,
она остается неразработанной. Во всяком случае, об-
щепризнанной дифференциации периодов станов-
ления личности в отечественной и зарубежной пси-
хологии нет.

Прежде чем рассматривать психологические
основы периодизации, определим основные понятия
и подходы. Очевидно, следует различать дифферен-
циацию и периодизацию'. Целесообразно также
разделять период и стадию. Период — это промежу-
ток времени, охватывающий какой-либо закончен-
ный процесс; стадия — определенная ступень в раз-
витии.

Дифференциация онтогенеза человека детерми-
нирована общественно-историческими условиями
его жизнедеятельности и носит конвенциональный
характер.

' Дифференциация (от лат. diferentia — различение) разделение
целого на различные формы и ступени. Периодизация (от греч.
periodos — круговращение) — деление явления на определен-
ные промежутки времени, охватывающие какой-либо закон-
ченный процесс.

56 «...


Необходимо различать периодизацию становле-
ния личности и жизни человека. В жизни человека
как биосоциального существа большое значение
имеют биологические процессы, закономерности со-
зревания организма и протекания инволюционных
процессов. Для процессов созревания и инволюции
характерны неравномерность и гетерохронность
психического развития и особенности психологиче-
ских новообразований.

Классификация возрастных периодов

Возрастной период Мужчины Женщины


 


13-16лет 17-21 год 22-35 лет 36-60 лет 61 —74 года

Новорожденные
Грудные дети
Раннее детство:

первый период

второй период
Подростковый возраст
Юношеский возраст
Средний возраст:

первый период

второй период
Пожилые люди
Старческий возраст
Долгожители


 

1-10 дней
10 дней-1 год
1-2 года
3—7 лет
8-12 лет 8-11 лет

12—15 лет
16-20 лет

21-35 лет
36-55 лет
56—74 года

75-90 лет
Старше 90 лет


 


Периодизация развития личности:

Психологические подходы

Личность является прежде всего субъектом соци-
альных отношений и сознательной деятельности, по-
этому в качестве основания периодизации становле-

60 >k


ния личности выбирается социальная ситуация раз-
вития или ведущая деятельность. Важное значение
придается культурно-исторической обусловленно-
сти развития личности. Б. Г. Ананьев писал: «Жиз-
ненный путь человека — это история формирования и
развития личности в определенном обществе, совре-
менника определенной эпохи и сверстника опреде-
ленного поколения. Вместе с тем фазы жизненного
пути датируются историческими событиями, сменой
способов воспитания, изменениями образа жизни и
системы отношений, суммой ценностей и жизнен-
ной программой - целями и смыслом жизни, кото-
рыми данная личность владеет. Фазы жизненного
пути накладываются на возрастные стадии онтогене-
за, причем в такой степени, что в настоящее время
некоторые возрастные стадии обозначаются именно
как фазы жизненного пути, например предшкольное,
дошкольное и школьное детство»'.

В зарубежной психологии широкое признание
получила эпигенетическая концепция развития лично-
сти
Э. Эриксона. Центральным в ней является поло-
жение о том, что человек в течение жизни проходит
через несколько универсальных стадий. Развертыва-
ние этих стадий регулируется в соответствии с эпиге-
нетическим принципом2 созревания. Э. Эриксон вы-
делил восемь основных стадий психосоциального
развития. Каждая стадия сопровождается кризисом,
который содержит и позитивный и негативный ком-
поненты. Э. Эриксон выдвинул предположение, со-
гласно которому все кризисы в той или иной степени

' Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968. —

С. 104-105.

2 Согласно эпигенетическому принципу, личность развивается
ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен го-
товностью личности двигаться в направлении дальнейшего рос-
та, расширения осознаваемого социального кругозора и радиу-
са социального взаимодействия.


имеют место с самого начала постнатального периода
жизни человека и для каждого из них существует при-
оритетное время наступления в генетически обуслов-
ленной последовательности развития.

Стадии развития личности представлены в табл. 8'.
В первой графе таблицы перечислены стадии и указан
приблизительный возраст их наступления; во второй
обозначены позитивные и негативные компоненты
каждой стадии; в третьей графе перечислены сильные
стороны «это» или его достоинства, приобретаемые
благодаря успешному разрешению кризиса.

Таблица 8
Стадии психосоциального развития (по Э. Эриксону)

Стадия   Психосоциальный кризис   Сильная сторона личности  
Младенчество (рождение — 1 год)   Доверие — недоверие   Надежда  
Ранний возраст (1-3 года)   Автономия — стыд и сомнение   Сила воли  
Возраст игры (3-6 лет)   Инициативность — вина   Цель  
Школьный возраст (6-12 лет)   Достижение — неполноценность   Компетентность  
Подростковый возраст (12—19 лет)   Идентичность2 — ролевое смешение   Верность  
Молодость (20-25 лет)   Интимность — изоляция   Любовь  
Зрелость (26—64 года)   Продуктивность — застой   Забота  
Старость (65 лет — смерть)   Интеграция — отчаяние   Мудрость  

 

В отечественной психологии получила распро-
странение периодизация детства Д. Б. Эльконина.

' См.: Хьелл Л. Указ. соч. — С. 119.

Идентичность — понятие, близкое по значению к понятию
«самоопределение».

62»


Основываясь на разработанной им концепции разви-
тия психики ребенка, Д. Б. Эльконин разделяет дет-
ство на эпохи с последовательно чередующимися пе-
риодами, первый из которых характеризуется усвое-
нием задач и развитием мотивационно-потребност-
ной стороны деятельности, а второй — усвоением
способов деятельности. Каждому периоду соответст-
вует четко фиксированная ведущая деятельность:

• непосредственно-эмоциональное общение (от
рождения до 1 года);

• предметно-манипулятивная деятельность (от

1 года до 3 лет);

• сюжетно-ролевая игра (от 3 до 7 лет);

• учеба (от 7 до 12 лет);

• интимно-личностное общение (от 12 до 15 лет);

• учебно-профессиональная деятельность (от 15
до 17 лет)'.

Таким образом, в данной возрастной периодиза-
ции в качестве основных критериев развития высту-
пают два показателя: мотивационно-потребностная
сфера и операционно-технические возможности де-
тей. Отсутствие определенных временных границ го-
ворит о том, что автор сделал акцент не на метриче-
ской, а на типологической характеристике возраст-
ного развития.

А. В. Петровский, анализируя эту концепцию,
возражает против выбора в качестве основания пери-
одизации детства ведущей деятельности. «Всесто-
роннее и гармоничное развитие личности, — пишет
он, — не может на каждом возрастном этапе опреде-
ляться всего лишь одним ведущим типом деятельно-
сти»2. Далее А. В. Петровский уточняет свою пози-

' См.: Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического
развития в детском возрасте // Вопр. психологии. — 1971. —

^ №4.

2 Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петров-
ского. - М., 1987.-С. 5.


цию: «В качестве личностно-образующей ведущей де-
ятельности на каждом возрастном этапе необходимо
формировать комплексную, многоплановую деятель-
ность... и в этой системе нет оснований выделять «ве-
дущие» или же «ведомые» компоненты»'.

А. В. Петровский развивает альтернативную со-
циально-психологическую концепцию развития
личности и возрастной периодизации. Решающее
значение в ней отводится развитию личности в груп-
пах, иерархически расположенных на ступенях онто-
генеза.

Опираясь на это концептуальное положение,
А. В; Петровский строит обобщенную модель развития
личности
в онтогенезе и разрабатывает периодиза-
цию этого процесса, имея в виду самую общую карти-
ну становления социально зрелой личности2.

Важную роль в развитии личности играют фазы
адаптации, индивидуализации и интеграции. Фаза
адаптации предполагает усвоение действующих в
общности норм и овладение соответствующими фор-
мами и средствами деятельности. Вторая фаза харак-
теризуется поиском средств и способов для обозначе-
ния своей индивидуальности. Фаза интеграции отра-
жает принятие личности коллективом, группой и
отождествление индивида с группой. Каждая из фаз
выступает как момент становления личности инди-
вида в ее важнейших проявлениях и качествах.

Какие же выводы можно сделать на основе обзора
разных видов периодизации жизни человека и разви-
тия личности?

1. Классификация осуществляется по разным
критериям: психофизиологическим, психосексуаль-
ным, психологическим и социально-психологиче-

Психология развивающейся личности. Указ. соч. — С. 51.
2 См.: Петровский А. В. Основы теоретической психологии /
А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М., 1998. — С. 453.

64»


ским. Анализ работ по проблеме периодизации пока-
зывает, что камнем преткновения являются именно
критерии классификации. Попытки найти единый
критерий для периодизации всего онтогенеза челове-
ка не увенчались успехом.

2. Следует различать периодизацию жизни чело-
века и периодизацию становления личности.

Период детства дифференцируется существую-
щей в стране системой дошкольного и школьного об-
разования. Закон «Об образовании» и уставы образо-
вательных учреждений определяют границы до-
школьного (3—6, 7 лет) и школьного возраста (6,
7—17 лет). Образование в школе включает в себя три
ступени: начальное общее, основное общее и среднее
общее. В настоящее время обсуждается вопрос о вве-
дении 12-летнего среднего общего образования, что,
естественно, изменит границы возрастной периоди-
зации.

Основываясь на этих положениях, можно конста-
тировать, что рассмотренные критерии периодиза-
ции детства являются скорее личностно-образующи-
ми факторами становления детей на разных ступенях
образования.

Для онтогенеза человека продуктивными пред-
ставляются классификации по психофизиологиче-
ским и психосексуальным основаниям, для развития
личности — по таким основаниям, как социальная
ситуация развития, ведущая деятельность и личност-
ные новообразования. Вся человеческая жизнь мо-
жет дифференцироваться по каким-то общим крите-
риям. Выделение же единых критериев становления
личности затруднено ввиду огромных качественных
личностных преобразований, возникающих при пе-
реходе от одной эпохи развития личности к другой.
Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин счи-
тали, что для детства оправдано использование одних


3. Заказ №3729.

 

 


критериев, а для взрослости нужны другие основа-
ния.

Исходя из этого положения в становлении лично-
сти, можно выделить пять периодов: дошкольное
детство (до 7 лет), школьное детство (до 18 лет), ран-
нюю взрослость (до 23 лет), взрослость' (до 60 лет) и
старость (после 60 лет).

Дифференциацию детского возраста целесооб-
разно осуществлять по двум основаниям: социальной
ситуации развития и ведущей деятельности
(Д. Б. Эльконин). Психологические новообразования
характеризуют своеобразие, особенность каждой ста-
дии развития. Переход от одной стадии к другой со-
провождается нормативными кризисами становления,
которые не всегда вызывают эмоциональные пере-
живания и поэтому не осознаются личностью.

Периодизация взрослости

Рассмотрим сложившиеся в возрастной психоло-
гии подходы к периодизации взрослости. Характери-
зуя взрослость, выделяют стадии, периоды. Однако
указания на критерии их выделения не приводятся.
Возрастные периоды в различных классификациях в
основном совпадают: юность (18—23 года), моло-
дость (23—30 лет), зрелость (30—60 лет). При характе-
ристике каждого периода рассматриваются личност-
но-образующие факторы: система отношений, веду-
щая деятельность, профессионализация и др.

В. Ф. Моргун и Н. Ю. Ткачева подчеркивают, что
по мере становления личности критерии периодиза-
ции, выделенные Д. Б. Элькониным, перестраивают-
ся в следующей иерархической последовательности:

' Отсутствие объективных критериев зрелости в индивидуаль-
ном развитии человека привело к тому, что в современной пси-
хологии понятие «зрелость» заменяется понятием «взрос-
лость».

66 1»,


1) личностные новообразования;

2) ведущая деятельность;

3) социальная ситуация развития'.

Э. Эриксон в качестве критериев периодизации
приводит область отношений, результаты развития и
механизмы приспособления2.

Л. Д. Столяренко рассматривает периодизацию
сквозь призму социализации личности. Критериями
выступают ведущая деятельность и ведущая сторона
социализации3.

А. В. Петровский, как уже было отмечено выше, в
качестве основного критерия периодизации приво-
дит уровень развития группы.

Трудности определения критериев периодизации
взрослости объясняются тем, что ведущая деятель-
ность, социальная ситуация развития не изменяются.
Б. С. Братусь, анализируя развитие личности в зре-
лом возрасте, выделяет две стороны этого процесса:

• потребностно-мотивационную сферу личности;

• операционально-техническую область деятель-
ности.

Изменение равновесия между этими сторонами
приводит к перестройке и личности и деятельности,
тем самым инициируя личностные сдвиги, которые и
дифференцируют эволюционное становление лич-
ности. Периоды личностных сдвигов (28—34 года,
40—45 лет, 50—55 лет) оформляются в виде возраст-
ных кризисов4.

Взрослость — это еще и период определения свое-
го места в мире профессий. Психологи, изучающие

' См.: Моргун В. Ф. Проблема периодизации развития личности
впсихологии/ В. Ф. Моргун, Н. Ю. Ткачева. — М., 1981. — С. 39.

2 См.: Хьелл Л. Указ. соч. — С. 219-220.

3 См.: Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов н/Д,
1996. - С. 93-94.

См.: Братусь Б. С. К проблеме развития личности в зрелом воз-
расте // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1980. —
№2.-С. 3-12.


профессионализацию личности, выделяют стадии
этого процесса.

Е. А. Климов предлагает следующую профессио-
нально ориентированную периодизацию:

• оптация (12-17 лет) - период выбора профес-
сии и учебно-профессионального заведения;

• профессиональная подготовка (15—23 года) —
овладение профессиональными знаниями, умения-
ми и навыками;

• адаптация (16-18 лет) - вхождение в профес-
сию и привыкание к ней;

• фаза интернала (18-23 года) - приобретение
профессионального опыта;

• мастерство (23—35 лет) — квалифицированное
выполнение трудовой деятельности;

• фаза авторитета (35—55 лет) — достижение про-
фессионалом высокой квалификации;

• наставничество (55—60 лет) — передача профес-
сионалом своего опыта.

Не претендуя на строгую научную дифференциа-
цию профессиональной жизни человека, Е. А. Кли-
мов предлагает эту периодизацию для критического
размышления'.

А. К. Маркова в качестве критерия выделения эта-
пов становления профессионала избрала уровни про-
фессионализма личности. Она выделяет 5 уровней.

1. Допрофессионализм включает этап первичного
ознакомления с профессией.

2. Профессионализм состоит из трех этапов: адап-
тации к профессии, самоактуализации в ней и сво-
бодного владения профессией в форме мастерства.

3. Суперпрофессионализм также включает три
этапа: свободное владение профессией в форме твор-

' См.: Климов Е. А. Психология профессионального самоопреде-
ления. - М., 1996. - С. 418-425.

>s


чества, овладение рядом смежных профессий, твор-
ческое самопроектирование себя как личности.

4. Непрофессионализм — выполнение труда по
профессионально искаженным нормам на фоне де-
формации личности.

5. Послепрофессионализм — завершение профес-
сиональной деятельности1.

За рубежом широкое признание получила перио-
дизация Дж. Сьюпера, выделившего пять основных
этапов профессиональной зрелости:

1) рост — развитие интересов, способностей
(0-14 лет);

2) исследование — апробация своих сил
(14-25 лет);

3) утверждение — профессиональное образование
и упрочение своих позиций в обществе (25—44 года);

4) поддерживание — создание устойчивого про-
фессионального положения (45—64 года);

5) спад — уменьшение профессиональной актив-
ности (65 лет и более)2.

Весьма продуктивной, на наш взгляд, является
периодизация профессионализации, разработанная
Ю. П. Поваренковым. В качестве ведущих критериев
профессионализации он выделяет профессиональ-
ную продуктивность, профессиональную идентич-
ность и профессиональную зрелость.

Профессиональная продуктивность характеризует
эффективность профессионального развития лично-
сти и степень соответствия результатов ее деятельно-
сти социально-профессиональным требованиям.
Профессиональная продуктивность оценивается на
основе показателей производительности, качества и
надежности.

' См.: Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.,
1996. - С. 56-57.

См.: Михайлов И. В. Проблема профессиональной зрелости в
трудах Д. Е. Сьюпера // Вопр. психологии. — 1975. — № 5.


Профессиональная идентичность характеризует
значимость для индивида профессии и профессиона-
лизации в целом как средства удовлетворения своих
потребностей и реализации, развития потенциала.
Профессиональная идентичность оценивается на
основе субъективных показателей, включающих
удовлетворенность трудом, профессией, карьерой,
собой, профессиональную самооценку, индексы са-
мореализации и самоактуализации личности.

Наиболее сложным является критерий профессио-
нальной зрелости. Профессиональная зрелость свиде-
тельствует о сформированности личностного конту-
ра регулирования в процессе профессионального
развития, о степени осознания личностью своих воз-
можностей и потребностей, требований, которые ей
предъявляются. Для профессионально зрелой лично-
сти характерно умение соотносить свои возможно-
сти, потребности и профессиональные требования,
выбирать оптимальную стратегию профессиональ-
ного становления, в том числе и сознательно идти на
риск или снижать уровень притязаний. Профессио-
нальная зрелость является ведущим показателем ста-
новления субъекта профессионализации.

В качестве хронологического основания периоди-
зации Ю. П. Поваренков рассматривает «профессио-
нальный возраст» индивида, т. е. длительность про-
фессионализации, трудовой стаж и т. д. Однако воз-
растные границы профессионализации Ю. П. Пова-
ренков не указывает'.

Анализ работ по проблеме периодизации становле-
ния личности позволяет сделать следующее заключение.

1. Разнообразие траекторий индивидуального
развития личности во взрослом периоде жизни иск-

' См.: Поваренков Ю. П. Диалектика становления профессиона-
ла: психологические основы периодизации профессионализа-
ции // Ярославский психологический вестник. — М.; Ярославль,
1999. — Вып. 1 / Под ред. Ю. К. Корнилова.

70 *,•


лючает выделение универсальных критериев перио-
дизации взрослости: для одной группы людей опре-
деляющим фактором является социальная ситуация
развития (система общественных, семейных и про-
фессиональных отношений), для другой — профессио-
нальная деятельность и уровни интеграции в профес-
сиональные сообщества, для третьей — психологиче-
ские новообразования. В течение жизни эти факторы
могут меняться, порождая огромное количество ва-
риантов становления личности.

2. Периодизация становления личности в онтоге-
незе по единому психологическому критерию не
оправдана. Онтогенез личности целесообразно диф-
ференцировать в зависимости от общественных ин-
ститутов организации жизнедеятельности людей в
конкретных социально-экономических условиях.
Система доминирующих социальных отношений,
связей в относительно стабильной социальной среде
определяет периоды становления личности. В онто-
генезе можно выделить пять таких периодов, объеди-
ненных общей социальной ситуацией развития:

• дошкольное детство (0—6 лет);

• школьный возраст (7—17 лет);

• ранняя взрослость (18—23 года);

• взрослость (24—60 лет);

• старость (60 лет и более).

Своеобразие периода определяют личност-
но-образующие факторы развития, к которым от-
носятся:

• природная среда;

• биогенетические особенности;

• социо генетические условия;

• собственная активность личности;

• судьбоносные, знаковые события.
Для дошкольного детства определяющими факто-
рами являются биогенетические особенности и при-


родная среда; для школьного возраста — социальные
условия и биогенетические особенности; для ранней
взрослости — социогенетические условия и собствен-
ная активность личности, а также знаковые, судьбо-
носные события; в период взрослости на первый
план выходят социально-экономические условия и
собственная активность личности; в старости вновь
большое значение приобретают биологические фак-
торы, природная среда и социально-экономические
условия жизни.

3. Периоды делятся на стадии становления — от-
носительно самостоятельные ступени развития лич-
ности. Стадии отличаются личностно-образующими
потребностями и ведущей деятельностью. Переход от
одной стадии к другой сопровождается изменениями
в структуре потребностей, сменой или перестройкой
ведущей деятельности, что порождает нормативные
кризисы становления личности.

Основываясь на этих положениях, а также на при-
нятой в отечественной психологии возрастной пери-
одизации, приведем дифференциацию становления
личности в онтогенезе (табл. 9).

Таблица 9
Дифференциация становления личности в онтогенезе

Период   Стадии   Основные потребности   Ведущая дея- тельность   Кризисы становления  
         
До-   Младенче-   Физиологи-   Общение со   Кризис  
школь- ное детство   ство (0-1 год)   ческие по- требности, потреб-   взрослыми   новорож- денное™  
        ность в эмо-          
        циональ-          
        но-телесном          
        контакте          

 


Период   Стадии   Основные потребности   Ведущая дея- тельность   Кризисы становления  
         
    Раннее   Потребность   Предмет-   Кризис  
    детство   в овладении   но-манипу-   первого  
    (1-3 года)   предметным   лятивная де-   года жиз-  
        миром и   ятельность   ни  
        ориентиров-          
        ке в нем          
    Дошколь-   Потребность   Игра   Кризис  
    ный возраст   в ролевом       трех лет  
    (3-6 лет)   общении          
                   
Школь-   Младший   Познаватель-   Учение   Кризис  
ный   школьный   ная потреб-       семи лет  
возраст   возраст   ность, по-          
    (7-10 лет)   требность в          
        поощрении          
        со стороны          
        учителя          
    Подростни-   Потребность   Дифферен-   Подрост-  
    чество   стать взрос-   цированная   ковый  
    (11-14 лет)   лым, потреб-   учеба   кризис  
        ность в нрав-          
        ственном са-          
        моопределе-          
        нии          
    Ранняя   Потребность   Учеб-   Кризис  
    юность   в самоут-   но-профес-   юноше-  
    (15-18 лет)   верждении,   сиональная   ских ожи-  
        профессио-   деятель-   даний,  
        нальном са-   ность   кризис  
        моопределе-       идентич-  
        нии, в обще-       ности  
        нии с лица-          
        ми противо-          
        положного          
        пола          

 


Период   Стадии   Основные потребности   Ведущая дея- тельность   Кризисы становления  
      -, 1    
————— Ранняя взрос- лость   Юность (18-23 года)   Потребность в социальном и профессио-   Профессио- нально-тру- довая дея-   Кризис профес- сиональ-  
        нальном са-   тельность   ных экс-  
        моопределе-       пектаций  
        нии, в само-          
        стоятельно-          
        сти          
Взрос- лость   Молодость (24-27 лет)   Потребность в социаль- ной и про- фессиональ-   Нормативно одобряемая профессио- нальная дея-   Кризис юноше- ских на- дежд  
        ной актив-   тельность      
        ности          
    Зрелость (28-60 лет)   Потребность в самореали-   Индивиду- альная и   Кризис нереали-  
        зации   творческая профессио-   зованных возмож-  
            нальная дея-   ностей  
            тельность   .  
Ста- рость   Пожилой возраст (60-75 лет)   Потребно- сти в при- знании, в бессмертии, психофизио-   Социально одобряемая деятель- ность   Кризис осозна- ния смыс- ла жизни  
        логические          
        потребно-          
        сти          
    Старчество (76-90 лет)   Потреб- ность в об-   Домоводст- во, личная   Кризис ухода из  
        щении, за-   гигиена   жизни  
        боте, психо- физиологи- ческие по- требности          

 


Период   Стадии   Основные потребности   Ведущая дея- тельность   Кризисы становления  
         
    Долгожи- тельство (более 90 лет)   Психофизио- логические потребности   Домоводст- во, личная гигиена   —  

 

Глава 2
Становление личности в онтогенезе

Дошкольное детство

Дошкольное детство включает следующие стадии
становления: новорожденность (до 2 месяцев), мла-
денчество (до 1 года), раннее детство (до 3 лет) и до-
школьный возраст(до 7 лет).

100 '»


Младенчество (до 1 года)

Ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте
является эмоционально-телесное общение со взрослым
(матерью). Наблюдения психологов показывают, что
для полноценного психического развития ребенка
необходим его эмоционально-телесный контакт со
взрослым. Дефицит общения отрицательно сказыва-
ется на эмоциональном и интеллектуальном разви-
тии младенца. В этом возрасте в процессе общения со
взрослыми происходит развитие восприятия и ста-
новление моторики ребенка. На основе восприятия и
действий развиваются простейшие формы нагляд-
но-действенного мышления. К концу первого года
жизни ребенок начинает активно овладевать речью,
уже произносит 10—20 слов. Завершается этот этап
становления кризисом, отражающим переломный
момент в развитии ребенка и выражающимся во
всплеске самостоятельности, появлении аффектив-
ных реакций. Аффективные вспышки возникают,
когда взрослые начинают ограничивать активность
ребенка, не понимают его и не выполняют то, что он
хочет. Острые эмоциональные реакции проявляются
в том, что ребенок становится капризным: пронзите-
льно кричит, падает на пол, кидает игрушки и т. п.

Раннее детство (1—3 года)

Кризис первого года символизирует переход к но-
вому этапу становления — раннему детству. Ребенок
вступает в новую эпоху жизни — активного освоения
окружающего пространства и предметного мира.
Происходит интенсивное развитие речи. Помимо ре-
чи развиваются психические функции: восприятие,
память, мышление, внимание.

В раннем детстве ведущей деятельностью стано-
вится предметно-манипулятивная. Ребенок учится
пользоваться окружающими бытовыми предметами,


манипулирует игрушками. Все это способствует раз-
витию сенсорно-моторной сферы, что положительно
сказывается на формировании в дальнейшем трудо-
вых умений и навыков. Предметно-манипулятивная
деятельность обогащает психику и тем самым благо-
приятствует развитию наглядно-действенного мыш-
ления, «сенсомоторного интеллекта» (Ж. Пиаже).

В общении с близкими взрослыми преобладают
мотивы сотрудничества, побуждающие к совмест-
ным действиям при освоении окружающих бытовых
предметов и модульных элементов игрушек. Эмоцио-
нальное общение сохраняет свое важное значение.

Развитие эмоционально-потребностной сферы
тесно связано с зарождающимся в это время самосо-
знанием.
Вначале ребенок начинает узнавать себя в
зеркале, на фотографии, затем он начинает называть
себя по имени, и, наконец, к трем годам он делает ве-
личайшее открытие в своей жизни — осознание свое-
го «Я». Открытие «Я» приводит к появлению первич-
ной самооценки («я хороший», «я молодец»).

Школьный возраст

Ранняя юность (15—18 лет)

Особенность социальной ситуации развития за-
ключается в том, что это возраст, завершающий дет-
ство. Общество, казалось бы, уже признает взрос-
лость девушек и юношей: в 14—16 лет им вручаются

116»,


паспорта, в 18 лет предоставляется избирательное
право и возможность вступать в брак, они становятся
ответственными за уголовные преступления. Часть
девушек и юношей в этом возрасте учатся в профес-
сиональных учебных заведениях, а некоторые уже ра-
ботают. Однако пока они сохраняют статус зависи-
мых от родителей детей. Тем не менее пройдет не-
много времени и детство останется позади, юноши и
девушки станут полноправными взрослыми. Поэто-
му свое пребывание в этом возрасте они рассматрива-
ют как временное. Отсюда их устремленность в буду-
щее. Рефлексия настоящего осуществляется сквозь
призму этого желанного будущего. Все важнейшие за-
дачи ранней юности обусловлены будущим: оконча-
ние общеобразовательной школы, выбор формы
профессионального образования и профессии, тру-
доустройство, подготовка к вступлению в брак.

Поиск своего места в мире становится весьма ак-
туальным. Ведущие потребности данного возраста
обусловлены неопределенной, проблемной ситуа-
цией. Это потребности в личном, социальном и профес-
сиональном самоопределении.
Старшеклассники реша-
ют важные задачи: кем быть и каким быть. Можно
сказать, это судьбоносный возраст, в котором цена
ошибки — неудовлетворенность всей своей последу-
ющей жизнью.

Ведущей деятельностью в ранней юности должна
стать учебно-профессиональная. Почему должна стать?
И что такое учебно-профессиональная деятельность?
Это деятельность, составляющая базу для психологи-
чески обоснованного и компетентного выбора буду-
щей профессии. Для того чтобы стать личностно-об-
разующей и профессионально ориентированной, ве-
дущая деятельность должна быть вариативной и диф-
ференцированной. Избирательное отношение стар-
шеклассников к учебным предметам обусловливает



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.081 с.)