Коррекционные подвижные игры для детей с нарушениями в развитии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционные подвижные игры для детей с нарушениями в развитии.



Коррекционные подвижные игры для детей с нарушениями в развитии.

Методическое пособие

 

 

Тамбов

 

 

Составители: Ульянова Н.И. преподаватель спецдисциплин

ТОГОУ СПО «Педагогический колледж»

 

Рецензент: Елизарова Н.Д, заведующая отделением «Адаптивная физическая культура» ТОГОУ СПО «Педагогический колледж», «Отличник народного просвещения», преподаватель высшей категории.

 

 

Симонов С.Н., доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедры медико-биологических основ физической культуры.

 

 

В методическом пособии дано описание подвижных игр для детей инвалидов с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, умственной отсталостью и ослабленным здоровьем. Помимо подробного описания, предлагается возможные варианты и методические указания по проведению подвижных игр. Данное пособие предназначено для учителей физической культуры специальных (коррекционных) образовательных учреждений, студентов высших и средних учебных заведений, обучающихся по специальности «учитель адаптивной физической культуры»

Пособие одобрено методическим советом колледжа.

 

Предисловие

 

Одна из важнейших проблем совершенствования учебно-воспитательного процесса в настоящее время - создание системы управления процессом развития личности ребенка.

Развитие личности ребенка происходит в различных видах деятельности, в том числе и в игровых - наиболее ярко выраженных в дошкольном, младшем и среднем школьном возрасте.

 

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Большинство игр связано с двигательной деятельностью, проявляющейся в форме творческого соревнования в постоянно меняющихся условиях, ограниченных установленными правилами (или

без правил).

 

В процессе игровой деятельности ребенок учится взаимодействию с другими детьми, у него формируются социальные нормы поведения, дисциплина, обогащается опыт общения с окружающими, эмоционального контакта с другими детьми и взрослыми, возможность проявления своих чувств.

 

Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважения, сопереживание - все это является постоянно действующими стимулом и главной ценностью подвижной игры, особенно для детей-инвалидов и детей в нарушении в развитии.

 

Данное пособие предлагает конкретные подвижные игры для повышения двигательной активности детей имеющих отклонения в умственном и физическом развитии.

 

 

Подготовка, организация и руководство игрой.

Из педагогической практики известно, что хороший организатор и

педагог должен обладать способностью, до предела сокращать расстояние между собой и детьми. Игра является тем инструментом, который позволяет взрослому раскрыть свои педагогические способности, а также развивать духовный мир ребят, направляя их инициативу и творческую активность в нужное русло. От умения взрослого «подать» игру, задать нужный тон и настроение, предоставить каждому участнику возможность проявить свои лучшие качества зависит конечный результат игры.

В организации игры проявляется мастерство педагога. В

руководство игрой входят наблюдение за каждым играющим и игрой в целом, регулирование нагрузки, коррекция неправильных действий, стимулирование и эмоциональная поддержка играющих, предотвращение конфликтных ситуаций.

Подготовка к проведению подвижной игры начинается с ее выбора. При этом важно учесть состав группы, возраст, медицинские показания, количество участников, условие, место и форму проведения игры. Например, утреннюю зарядку для младших школьников можно провести под музыку в виде игровых имитационных упражнений, каждое из которых имеет свое название: «Лошадка», «Силачи», «Березка», «Пружина» и т.д. Подвижным играм на воде должны сопутствовать хорошие погодные условия и абсолютная безопасность. При проведении спортивного праздника заранее должен быть составлен его сценарий с описанием содержания и последовательностью подвижных игр, эстафет, полос препятствий, спортивных игр, включенных в программу, с назначением ответственных за проведение каждой игры.

Выбор игр и методика их проведения диктуются в первую очередь степенью ограничения подвижности ребенка, его физическими и психическими возможностями. При этом учитывается истинный возраст, соответствующий уровню развития ребенка на данный момент.

Организация детей в игре - важное условие ее успешного хода. Игры проходят интересно, если команды равны по силам. Это сложная задача для руководителя, так как в игре, как правило, принимают участие дети с разными двигательными возможностями и разного возраста. Ориентироваться следует на индивидуальные возможности каждого ребенка, учитывая при этом его личное желание, войти в ту или иную команду.

Успешность игры во многом зависит от того, насколько хорошо дети поняли ее содержание и правила. Краткое образное объяснение сюжета, дополненное показом, ведущий дает тогда, когда играющие уже разделены на команды и находятся в стартовом положении (в круге, в колоннах и т.п.). Ведущий занимает место не в центре круга, а среди играющих или на возвышении так, чтобы всем его было видно и слышно.

 

 

Любой игре предшествует объяснение, которое дается в следующей последовательности:

1)название игры;

2)роли играющих и их расположение на игровой площадке; 3)правила и ход игры;

4)определение победителя.

Крики радости, свобода выражения чувств, подбадривание болельщиков и общий шум - естественное сопровождение подвижной игры. По окончании ее дети также эмоционально принимают свою победу или поражение. Для руководителя очень важно дать всем участникам справедливую оценку. Необъективность всегда вызывает отрицательные эмоции и даже обиду.

Заканчивать игру нужно своевременно. Ее затягивание может привести к потере интереса у детей. Внезапная остановка также нежелательна. После окончания игры объявляются победители, лучших можно назначить на роль капитана, водящего или судьи-помощника в следующей игре. При этом необходимо отметить индивидуальные успехи и тех, кто проиграл, что стимулирует их к дальнейшему участию в играх.

Одна из важных задач руководителя игры - дозирование нагрузки. Из-за высокой эмоциональной насыщенности игры дети не всегда могут контролировать свое состояние, следствием чего может явиться перевозбуждение или утомление, симптомами которых являются частое нарушение правил играющими, их невнимательность, пассивность, неточность движений, учащенное дыхание. В таких случаях необходимо либо снизить нагрузку, либо вывести ребенка из игры, а при необхо­димости - оказать первую помощь и обратиться к врачу.

Регулировать нагрузку в процессе игры можно различными способами: сокращением длительности игры, введением перерывов для отдыха, изменением количества играющих, уменьшением ноля игровой площадки, изменением правил, сменой ролей играющих, переключением на другую игру.

Таким образом, к организации и методике проведения подвижных игр можно выделить ряд последовательных этапов подготовки.

•Выбор игры. Он зависит от коррекционных задач и возрастных особенностей детей, степени их подготовленности и количества участников. При выборе игры учитываются также погодные условия, место проведения, наличие помощников и желание самих детей.

•Подготовка места для игры. В первую очередь необходимо принять меры предосторожности и очистить игровую площадку. Лучше выбирать для игры поляну или лужайку с невысокой травой. Если игры проводятся в лесу, на пересеченной местности или на воде, следует заранее ознакомиться с территорией и наметить границы.

 

• П одготовкаa инвентаря. Инвентарь необходимо продумать и заготовить заранее. Флажки, ленты, мячи следует подбирать красочные и заметные. Должны быть своевременно подготовлены какие-либо приспособления, инструменты для подачи звуковых сигналов: колокольчики, свистки, звоночки, озвученные мячи (с помещенным внутрь бубенчиком) и т.п. для слепых и слабовидящих детей. Для проведения игр и эстафет могут быть использованы даже шишки, камушки, желуди, ракушки.

Разметка площадки. Многие игры проводятся на спортивных площадках. Ясли разметка требует много времени, то лучше сделать ее до начала игры. Границы должны быть ярко очерчены, в качестве ограничителей можно использовать цветную бумагу, гирлянды, веревки. Линия границ намечается не ближе трех метров от препятствий: степ, деревьев, пней и т.д.

Расстановка играющих. Прежде чем начать тпру, необходимо указать играющим исходное положение так, чтобы они хорошо видели и слышали ведущею, который недолжен, находиться в центре круга, так как в таком случае половина играющих окажутся за его спиной. При объяснении необходимо проследить, чтобы дети не стояли лицом к солнцу они плохо будут видеть ведущего.

Объяснение правил и хода игры. Определение ролей играющих и их
местонахождения, а также содержания и правил игры должно быть
образным, понятным, логичным и последовательным. В зависимости от сюжета оно может быть изложено в увлекательной сказочной форме. В играх с детьми, имеющими дефекты зрения, слуха, интеллекта, объяснение сопровождается показом всех передвижении с предварительным пробным проигрыванием, так как недопонимание правил может отрицательно сказаться на восприятии игры.

Назначение водящих. Выполнение обязанностей водящего оказывает на ребенка серьезное воспитательное воздействие. Поэтому желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей. Назначать водящих можно разными способами: выбрать по желанию детей, по жре­бию, выявить желающих и др. Перечисленные способы следует чередовать в зависимости от поставленной задачи, внешних условий, характера игры, количества играющих и их настроения.

§ Распределение по командам. Организация командной игры или эстафеты с элементами соревнования требует деления на команды, примерно равные по ситам. Особенно важно это сделать, если в игре участвуют дети с равными двигательными дефектами. Состав команд в каждой игре может меняться, но при этом должно учитываться желание самих детей.

 

 

§ Судейство. Объективное и точное судейство имеет особое значение в играх с разделением на команды (эстафетах, переходных к спортивным и спортивных), где ярко проявляется соперничество и каждая команда заинтересована в выигрыше. Судья занимает удобное место, чтобы видеть всех участников и при этом не мешать им. При нарушениях правил игры он своевременно вмешивается. От объективности судейства зависят итоги игры. Дозировка нагрузки. В зависимости от возраста, основного дефекта, психофизического состояния детей и задач игры нагрузка в играх может быть незначительной, умеренной, тонизирующей или разнимающей (тренирующей). Индивидуальное воздействие игры легко определить по ЧСС, а регулировать нагрузку можно временем игры, снижением или увеличением общей подвижности участников, включением интервалов для отдыха, суммарным количеством игр в одном занятии, их чередованием и т.п.

§ Окончание игры. Игра прекращается, как только у игроков появляются первые признаки утомления, и снижается интерес. Ведущий должен постоянно следить за состоянием играющих, чтобы вовремя отреагировать па любые изменения. Продолжительность игры зависит также от ее характера, условии проведения и состава играющих. Так как у играющих утомление наступает неодновременно, для уставших игроков вполне возможно досрочное окончание игры.

§ Подведение итогов. Многие игры и игровые задания не носят соревновательною характера, поэтому подведение итогов представляет собой анализ как игры в целом, так и успехов каждого ребенка. При объявлении результатов игры дается ее краткий разбор, анализ ошибок. К такому анализу привлекаются и дети, это способствует развитию наблюдательности, уточнению правил игры, приучает к осмыслению действии и сознательной дисциплине.

 

Игры Игра: «Узнай фигуру»

Цель: развитие тактильной чувствительности, обучение навыкам узнавания формы и названия геометрических фигур.

Игра проводится вдвоем: взрослый (вожатый, педагог, мама) и ребенок.

Инвентарь: плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и т.п.) двух размеров (диаметром 25 30 и 3 4 сантиметра).

Инструкции. Большие фигуры выкладываются на полу, маленькие выдаются по одной в руки ребенку или надеваются ему на запястье в виде часиков. Сначала ребенок рассматривает и ощупывает маленькую фигуру на руке, затем идет искать такую же большую фигуру среди лежащих на полу. Найдя нужную, встает на нее и произносит название фигуры. Игра продолжается до тех пор. пока ребенок не найдет все фигуры.

Методические указания

•Фигуры вырезаются из картона или коврового покрытия с шероховатой поверхностью.

• «Часики» вырезаются из картона, в них проделываются два отверстия, через которые продевается резинка-«браслет».

• В игре могут принимать участие и здоровые дети, в таком случае им
завязывают глаза. Игра проводится на время: кто соберет больше
фигур и правильно их назовет.

Могут быть предложены и варианты усложнения.

 

Игра: «Найди мячик»

Цель: развитие способности ориентироваться на локализованный звук без посторонней помощи.

Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок.

Инвентарь: озвученный мяч (с бубенчиком внутри).

Инструкция. Ведущий прячет мяч или прячется вместе с мячом. После тот как мячик спрятан, ребенок отправляется на его поиски.

Методические указания

• Мяч может быть фабричного производства со вшитым внутрь
бубенчиком либо изготовлен своими руками из ткани и бубенчика.

• Пока мячик прячут, ребенок стоит, закрыв уши, чтобы не слышать
звука мяча и шагов ведущего, потом ведущий открывает ребенку
уши.

• Игра проводится до четырех раз: при локализации звука справа,
слева, спереди и сзади.

• Во время поисков у ребенка на пути не должно быть препятствий.

Игра: «Паровозик»

Цель: развитие внимания, координации движений, умения обращаться с предметом, освоение симметричных и асимметричных движений.

Игра проводится с группой детей из 5 6 человек.

Инвентарь: две гимнастические палки пли гладкие рейки.

Инструкция. Все участники выстраиваются в колонну, хватом сверху берут рейки в правую и левую руки. Впереди и/или сзади встает ведущий. По команде начинаются синхронные движения руками вверх-вниз, вперед-назад, обеими руками или порознь. Во время движений дети имитируют звук паровоза «чух-чух-чух».

Методические указания

• Игра может проводиться в положении сидя на гимнастической
скамейке.

• Если игра проводится в положении стоя, продвигаться
следует вперед или назад.

- Смена движений происходит по команде ведущего.

 

Игра: «Попади в мишень»

Цель: развитие слуховой памяти и меткости.

Игра проводится с труппой из четырех и более детей.

Инвентарь: мишень, издающая при попадании характерный звук, корзина с мячами.

Инструкция. Дети выстраиваются в колонну. На линии старта стоит корзина с мячами небольшого размера. Перед броском каждого игрока водящий издает кратковременные звуковые сигналы мишенью (или постукиванием рядом с ней). Затем ребенок бросает мяч в цель по памяти. При

попадании в цель раздастся звук, а ребенок получает один балл. Если бросок был неудачным, следует подвести ребенка к самой мишени и дать потрогать ее. После этого право броска переходит к следующему игроку. Побеждает тот, кто быстрее всех наберет 5 баллов.

Методические указания

•Мишень можно изготовить, выпилив круг из куска фанеры и прикрепив бубен с тыльной стороны при помощи гвоздя или других подручных материалов (липкой ленты, пластыря).

• Высота, на которой помещается мишень, должна соответствовать
уровню глаз ребенка.

Игра: «Догони меня»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве на движущийся звук.

Игра проводи ген вдвоем: взрослый и ребенок.

Инвентарь: площадка без препятствий размером 5x5 метров, колокольчик.

Инструкция. Взрослый берет на себя роль ведущего. С помощью колокольчика, озвученного мяча или бубна он издает постоянный звук и убегает от ребенка, а тот в свою очередь догоняет ведущего, ориентируясь на звук.

Методические указания

•Теми игры медленный, ведущий скорее уходит, чем убегает от ребенка.

• Можно помогать ребенку указаниями, например: «немного правее,
левее» и т.д.

Игра: «Горячий мяч»

Цель: развитие внимания, быстроты, двигательной реакции и ловкости рук.

Игра проводится с группой детей (около 10 человек) как с патологией зрения, так и без зрительных нарушений.

Инвентарь: озвученный мяч.

Инструкция дети встают в круг на расстоянии 10 сантиметров друг от друга. Озвученный мяч находится в руках одною из игроков. Но кочки! к- вступим о мяч с максимальной скоростью передается из рук в руки.

Методические указания

• Если в игре принимают участие слабовидящие или здоровые дети,
при построении игроков в круг незрячего ребенка следует поставить
рядом со слабовидящим или здоровым, объяснив им, что незрячему
участнику игры мяч нужно давать прямо в руки.

•Незрячему ребенку необходимо объяснять, как держать, руки

наготове (ладонями вверх, мизинцы касаются друг друга, ладони раскрыты, локти прижаты к туловищу).

• Уронивший мяч выбывает из игры. Игра длится до тех пор, пока не
останутся двое, которые и становятся победителями.

 

Игра: «Чем играем?»

Цель: развитие слухового восприятия, умения различать звуки.

В игре участвуют от 4 до 15 человек.

Инвентарь: предметы, издающие различные звуки: колокольчик, бубен, метроном, погремушка, свисток, деревянные или металлические ложки, озвученные мячи, другие озвученные игрушки, бумага и т.д.

Инструкция. Игра проводится на поляне или игровой площадке. Из числа играющих выбирают водящею, который становится спиной к трокам па расстоянии 2 3 метров. Несколько игроков (3 4) по сигналу водящего подходят к нему поближе и со словами «Чем играем?» начинают производить звуки (звенеть колокольчиком, шелестеть бумагой, отит, в бубен и т.д.). Водящий должен определить, каким предметом издается звук (колокольчиком, бумагой, бубном). Если он угадал верно, то может перейти в группу играющих, а игроки выбирают новою водящего. Если же нет, то он продолжает водить до тех пор, пока не даст верный ответ.

Если водящий не может определить, чем вызван звук с трех попыток, играющие меняют предметы до тех пор, пока водящий не определит правильно.

Методические указания

• Водящие с остатком зрения или нормально видящие должны закрыть
глаза.

• Звуки необходимо периодически менять, включая новые предметы.

•Начинать следует с самых простых звуков, хорошо знакомых

игрокам, а заканчивать более сложными по силе и характеру.

§ С незнакомым звуком играющих необходимо ознакомить предварительно.

 

Игра: «Узнай по голосу»

Цель: развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков — 5—20.

Инструкция. Игра проводится в спортзале или на игровой площадке. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево), приговаривая:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай

Кто назвал тебя, узнай.

С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет ею по имени измененным голосом, так. чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить.

Вариант: водящий должен узнать голос своей мамы.

Методические указания

• Во время игры следует соблюдать полную тишину.

• Водящий с остатком зрения или нормально видящий должен закрыть
глаза или надеть повязку.

 

Игра: «Догоняй мяч»

Цель: развитие внимания, точности и согласованности движений. Количество игроков - 10-12.

Инвентарь: два озвученных мяча.

Инструкция. Игра проводится на игровой площадке. Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3—4 игрока друг от друга, выдается по мячу. Но сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передавать мячи игроку справа, с тем, чтобы один мяч догнал другой. Когда это произойдет, игра начинается снова.

Методические указания

• Мячи можно только передавать, но не бросать.

• Количество мячей можно увеличивать.

• Передача мяча осуществляется на уровне пояса или груди.

 

 

 

Игра: «Между двух огней»

Цель: совершенствование техники метания мяча, повышение мобильности, ловкости, улучшение координации движений.

Методические указании

• Игроки, находящиеся в коридоре, имеют право свободно передвигаться
и нем.

• Игроки, находящиеся вне коридора, могут передвигаться в пределах
своей площадки и катить мяч с любого места.

• Мячи можно только перекатывать, бросать их нельзя.

• Мячи должны быть хорошо накачаны и озвучены.

• 1хлп мяч застрял в коридоре, водящий или его помощник берет его и
передает любой команде.

• Судья объявляет счет после каждою попадания.

 

Игра: «Удочка»

Цель: развитие слуха, ловкости, быстроты реакции. Количество игроков - 5 - 20.

Инвентарь: веревка, на конце которой прикреплен мешочек с песком, металлическая цепочка (для озвучивания) или озвученный мяч среднего размера «удочка».

Инструкции. Все играющие «рыбы» выстраиваются в круг, ведущий - «рыбак» становится в центре круга с веревкой в руках. Он крутит веревку так. чтобы мешочек проходил под ногами стоящих в

кругу; играющие, стараясь не задеть «удочку», подпрыгивают, когда она приближается к их ногам, ориентируясь на звук. Задевшие «удочку» получают штрафное очко. Выигрывают тс игроки, которые не «попа­дутся на удочку».

Варианты:

1. Когда играющие научились своевременно прыгать, не задевая «удочку», можно крутить веревку, то замедляя, то ускоряя.

2. Игру молено проводить и с противоположной задачей: игроки должны прыгнуть так, чтобы попасть ногами «на удочку». В этом варианте игры к веревке нужно привязать что-либо мягкое (старая волейбольная покрышка win т.п.).

Методические указания

• Веревку следует брать такой длины, чтобы цепочка проходила не
точно под ногами игроков, а за ними, не ударяя по ногам.

• Начало игры нужно обозначить словами: «Приготовились...
начали!»

• Необходимо следить, чтобы играющие прыгали на носках, тихо и не
слишком высоко.

Время от времени следует менять направление движения веревки, тем
самым создавая паузу /тля отдыха.

Игра: «Догони колокольчик»

Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

Игра: «Коршун и наседка»

Цель: развитие быстроты, координации движений и умения ориентироваться в пространстве.

Методические указания

• «Цыплятам» нельзя отнимать руку от каната.

• По заранее оговоренному сигналу игроки прекращают игру.

• «Наседка» не имеет права хватать «коршуна» за руки.

• Следует напоминать игрокам, чтобы они крепко держались за канат или за пояс впереди стоящего игрока и соблюдали тишину.

•Игра отличается большой интенсивностью, поэтому она не должна быть продолжительной.

Игра: «Золотая рыбка»

Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

Методические указания

• Нельзя ловить «разорванным неводом», то есть расцеплять руки.

• «Рыбаки» не должны хватать «рыбок» за руки или за одежду.

• «Рыбки», спасаясь от «рыбаков», могут обегать «невод» или
подлезать под руки «рыбаков».

• Разорвавший «невод» считается пойманным.

• Наиболее сильные игроки стоят в неводе крайними (с браслетом на
руке), более слабых игроков следует ставить в середине невода.

• Игра характеризуется большой интенсивностью, поэтому
непродолжительна.

 

Игра: «На ощупь»

Цель: развитие мелкой моторики рук, осязания, тактильной

чувствительности.

Количество игроков - 5 - 10.

Инвентарь: мешок из плотной ткани, 8-10 небольших предметов разной формы.

Инструкция. В темный мешок из ткани складывается 8-10 небольших предметов: ножницы, авторучка, пробка от бутылки, наперсток, катушка ниток, ложка, теннисный шарик и т.п. Ребенок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нем лежит. Выигрывает тот, кто за 20 30 секунд определит больше предметов.

Методические указания

• Ткань мешка не должна быть слишком грубой или слишком тонкой.

• Игроков следует заранее ознакомить с предметами, помещенными в мешок.

 

 

Игра: «Лучший нос»

Цель: развитие обоняния.

Игра: «Рука все помнит»

Цель: развитие сенсорной памяти.

Игра: «Где стереть?»

Цель: развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости.

Игра: «Секретное донесение»

Цель: развитие ловкости, быстроты, точности движений, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков — 20.

Инвентарь: десять обручей, два пакета, две стойки.

Инструкция. Играют две команды по 10 человек. Пять игроков

встают в шеренгу на одной линии и вертикально держат обручи, поставив их на землю и образовав таким образом «тоннель». Остальные 5 участников команды становятся перед «тоннелем» в колонну по одному. У первого игрока в руках «пакет с секретным донесением».

По сигналу ведущего первый игрок с пакетом пролезает через «тоннель», бежит к стойке, огибает ее и возвращается назад к своей команде, минуя «тоннель». Он передает пакет следующему игроку своей команды, а сам становится в конец колонны. Очередной игрок проделывает то же самое. Замыкающий колонну, получив пакет, преодолевает «тоннель» и передает пакет ведущему. Выигрывает команда, раньше выполнившая задание.

Вариант: игра может проводиться в два тура. Сначала обручи держат незрячие, а задание выполняют игроки с остаточным зрением, затем они меняются ролями. Зачет результатов раздельный. Методические указания

• Незрячие игроки вначале ориентируются по обручам, за тем
помощники ведущего подают звуковой сигнал, сопровождая
незрячего до стойки и обратно.

• Замыкающим колонны нужно ставить ребенка с остаточным

зрением.

 

 

Методические указания

• Место расположения обручей звуковым сигналом
звуковым сигналом.

• Корзину или мешок следует передавать точно в руки.
•Каждый игрок должен точно знать, в какой по счету обруч он

должен класть мяч.

Игра: «Паук»

Цель: развитие ловкости, способности к коллективным действиям, чувства сплоченности команды.

Методические указания

• «Пауки» не бегут, а еле ползут, чтобы не упасть.

• Нее играющие должны быть в тапочках.

• Желательно, чтобы в каждой команде был кто то взрослых.

 

Игра: «Знатоки спорта»

 

Цель: развитие быстроты движений и мышления, проверка теоретических знаний о спорте.

В игре участвуют 2-3 команды по 6-8 человек в каждой.

Инструкция. Команды выстраиваются в колонны по одному на расстоянии 2-3 метров одна от другой.В 10 -15 метрах от стартовой линии расставляются табуретки, на каждую из которых кладется листок с вопросами на спортивную тематику (количество вопросов соответствует количеству игроков в команде). По сигналу первые игроки с карандашами в руках (это эстафетные палочки) подбегают к

табуретке, записывают ответ на первый вопрос, бегут обратно к

команде и передают эстафету (карандаш) вторым номерам. Вторые отвечают па следующий вопрос и так далее Команда, закончившая эстафету первой, получает 1 очко; команда, закончившая второй, - 2 очка и т.д. Окончательные места определяются после проверки ответов. За неправильный ответ команда получает 1 штрафное очко. Выигрывает та команда, которая набирает наименьшее количество очков.

Методические указания

• Вопросы должны быть такими, чтобы на них можно было ответить
коротко, одним - двумя словами.

• Незрячих игроков следует распределить по командам равномерно.

• Незрячим игрокам нужно подавать звуковой сигнал.

• Вопрос незрячему читает помощник ведущего, получает устный
ответ и записывает его в соответствующую строку.

 

 

 

Игры

Игра: «Печатающая машинка»

Цель: развитие словарного запаса.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Игрокам или командам предлагается слово (например, «соревнование»), участники игры должны составить новые слова из букв данного слова. Побеждает тот. кто «напечатает» больше слов.

Методические указания. Игру рекомендуется проводить в вечернее время или в плохую погоду.

Игра: «Запрещенный цвет»

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Количество игроков — 6—8.

 

Инвентарь: 30—40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, пря­моугольники).

Инструкция. Поигровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

Варианты:

1. Собрать только круги (цент не имеет точения).

2. Собрать треугольники красного цвета..

3.Собрать как можно больше любых фигур, кроме зеленых. Возможны и другие варианты.

Методические указании

•Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а за тем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).

• Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.

Игра: «Зеркало»

Цель: развитие внимания и воображения, тренировка в запоминании последовательности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания:

• Повторение одиночных движений вслед за ведущим.

• Играющие должны воспроизвести несколько движений в
заданной последовательности.

• Ведущий называет животное, пишу, насекомое или рыбу,
а игроки подражают движениям этого животного.

Методические указания. Лучший игрок определяется общим голосованием и награждается призом или призовыми очками.

Игра: «Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей. Количество игроков — 10—12. Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1.5 метра в длину.

 

Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке и дает команде задание — «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».

Игра: «Догони меня»

Цель: развитие внимания, приобретение навыков ловли и передачи мяча, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков — 10—14.

Инвентарь: два баскетбольных мяча.

Инструкция. Играющие располагаются, но кругу, причем игроки обеих команд чередуются. В игре используются два мяча. В исходном положении мячи располагаются на противоположных сторонах круга. По команде водящего игроки одновременно передают мячи вправо (или влево), стараясь, чтобы мяч одной из команд догнал мяч другой команды. Если команда догоняет другую. победительнице присуждают очко.

Методические указания

• Игра повторяется несколько раз.

• Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество
очков.

Игра: «Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его. то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Методические указания

• От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.

• Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно
представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя. а
вся группа хором его повторяет.

• Играющие могут свободно передвигаться по кругу.

 

Игра: «Цветные палочки»

Цель: распитие ловкости и ориентировки по цвету, навыков коллективных действий, фантазии и воображения.

Количество игроков произвольное.

Инвентарь: палочки — фломастеры с разнообразной гаммой цветов без стержней.

Инструкция. Играющие стоят липом друг к другу на расстоянии 3 метров. Перед ними на площадке разбросано большое количество палочек. По команде водящего дети собирают палочки синего (зеленого, красного и др. цвета) и снова выстраиваются в шеренгу.

Побеждает та шеренга, у которой больше собрано палочек и нет ошибок в выборе заданною цвета.

Методические указания. Палочки разбросаны на большой площади, играющие предупреждаются о технике безопасности.

Варианты:

1.Собираются пеночки независимо от цвета. Играющие должны сказать, палочек какого цвета у них больше (меньше).

2.Каждый играющий «рисует» из палочек заданную фигуру (елочку, лодку, домик и др.) либо придуманную им фигуру. Оценивается: кто красивее «нарисует» фигуру.

3.Командное исполнение заданного или самостоятельно при­думанного «рисунка» из палочек. Оценивается красота «рисунка» и коммуникативность в команде при выполнении задания.

Игра: «Часы»

Цель: развитие внимания, мышления, ориентировки во времени, закрепление знаний.

Количество игроков не ограничено.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 5292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.243 (0.217 с.)