Характеристика моральных принципов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика моральных принципов



 

Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. В этических явлениях присутствуют два момента: личный (автономия индивида и самосознательная мотивация им правил морального поведения и моральных оценок) и объективный, внеличностный (сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности нравственные воззрения, ценности, нравы, формы и нормы человеческих отношений).

Отличительная особенность морали состоит в том, что она выражает автономную позицию индивидов, их свободное и самосознательное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках, взаимоотношениях и делах. Когда говорят о морали социальных групп, общностей и общества в целом, речь по существу идет о нравственности (о групповых и общесоциальных нравах, ценностях, воззрениях, отношениях, нормах и установлениях).

Специфика морали – в её фундаментальности: она делает возможными все прочие отношения между людьми, она заключается в особой нацеленности людей друг на друга, на сотрудничество.

В этом смысле следует согласиться с Конфуцием, который говорил, что основой всякой добродетели является человеколюбие. Если есть человеколюбие, то все остальные качества производны, и наоборот, если нет человеколюбия, то все поступки и отношения обесцениваются. Необходимо различать три измерения морали.

Универсальное измерение. Согласно этому измерению, мораль стремится выделить фундаментальные принципы, постоянные ценности, которые должны управлять действиями человека: например, уважение к другим людям, любовь к ближнему, как к самому себе, и т.д.

Эти предписания действительны для любого общества, любого времени, любого места. Однако они недостаточны для того, чтобы конкретно определить путь, по которому следует идти.

Частное измерение. В этом измерении мораль стремится перевести фундаментальные ценности в конкретные нормы, которые их уточняют (например, нерасторжимость брака). Эти нормы, разработанные людьми, не универсальны и могут изменяться, но при этом всегда стремятся выразить фундаментальные ценности.

Особое измерение. Мораль учитывает уникальность каждой личности, каждой ситуации. Здесь она стремится найти то, что окажется действительно возможным в конкретной ситуации. На этом уровне мораль разрешает конфликты между такими нормами и ценностями, которые нельзя соблюсти одновременно; учитывая это, она стремится к компромиссу.

Моральные принципы дают человеку oбщee напpaвлeниe дeятeльнocти и oбычнo cлyжaт ocнoвaниeм для бoлee чacтныx нopм пoвeдeния. Пoмимo принципов морали, pacкpывaющиx coдepжaниe тoй или иной нpaвcтвeннocти, нaпpимер, индивидyaлизм и aльтpyизм, кoллeктивизм и гyмaнизм, cyщecтвyют тaкжe фopмaльныe принципы, pacкpывaющиe ocoбeннocти cпocoбa выпoлнeния мopaльныx тpeбoвaний (нaпpимер, coзнaтeльнocть и ee пpoтивoпoлoжнocти – фeтишизм, фopмaлизм, дoгмaтизм, aвтopитapизм, фaнaтизм, фaтaлизм). Хотя эти принципы и не обосновывают никаких конкретных норм поведения, они тем не менее тесно связаны c природой той или иной нравственности, показывают, насколько oнa дoпycкaeт сознaтeльнoe oтнoшeниe чeлoвeкa к пpeдъявляeмым eмy тpeбoвaниям. Нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т.е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать).

В результате воспитания и самовоспитания у людей вырабатываются установки, заставляющие их – иногда даже как бы против воли – совершать поступки, которые должно совершать в соответствии с нормами морали, и не идти ни на какие действия, которые не должно делать, поскольку они противоречат этим нормам. Честный человек просто не может, скажем, украсть что-нибудь: у него не поднимется рука на это. Даже под гипнозом люди отказываются совершать действия, которые они считают для себя нравственно недопустимыми.

Таким образом, нравственные принципы, в отличие от прочих норм и правил мышления и поведения, укореняются в психике и входят в саму структуру личности как ее собственные, внутренние мотивационные факторы. Принципы нравственности являются высшими, главенствующими над всеми другими формами регуляции поведения людей. Хотя они в повседневной практике обычно выступают как неписаные правила поведения, их значение в жизни общества можно сравнить со значением конституции – основного закона жизни государства, которому должны подчиняться все действия и правовые акты граждан и организаций. Всякий раз, когда какие-либо ценности или регулятивы вступают в противоречие с нравственными, выбор необходимо делать в пользу последних. Приоритетность нравственных принципов перед всеми другими распространяется на любые человеческие взаимоотношения и действия. В этом смысле нравственным принципам подчинены все сферы человеческой жизни и деятельности.

Безнравственность недопустима ни в быту, ни в производстве; ни дома, ни в школе; ни в спорте, ни в науке; ни в экономике, ни в политике. Мораль в силу приоритетности своих принципов обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Уверенность в том, что оказавшийся рядом человек придерживается тех же нравственных принципов, позволяет предвидеть общую направленность его действий, полагаться на него и доверять ему. Даже не зная ни характера человека, ни его привычек, навыков, умений, можно заранее определить, что от него следует и чего не следует ожидать. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым.

3 КАТЕГОРИИ ЭТИКИ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ

Понятие категорий этики

 

Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали. Категории этики объединяются в определенную целостную систему с единым принципом построения. Конкретное содержание категорий этики, их логическая форма и место каждой из них в общей системе понятий менялись в истории этической мысли в зависимости от понимания природы нравственности. В истории этики основными категориями обычно считались понятия добра и долга, а также понятия добродетели, совести и некоторые другие. Сторонники рационализма в этике стремились к построению строго упорядоченной, обычно дедуктивной системы понятий, в которой каждая категория этики определялась бы через другие, более общие. При этом одни философы считали основополагающим понятие добра (блага) (Платон) и выводили из него все остальные, другие – понятие долга (Кант). Но в результате того, что при построении таких систем встречались большие трудности, некоторые мыслители приходили к выводу, что между категориями этики не существует единства. Сторонники деонтологического интуитивизма, например, утверждают, что между понятиями добра и долга не может быть логической связи.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.93 (0.006 с.)