Пять принципов, необходимых для успешного управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пять принципов, необходимых для успешного управления



Мы уже говорили о пяти принципах, необходимых для ус­пешного лидерства. В этой главе я хочу рассказать о пяти принципах, которые необходимы для успешного управления любым предприятием. Правильное понимание и применение этих пяти необходимых принципов - ключ к успеху. Вот эти пять принципов:1) Продукция; 2) Администрация; 3) Марке­тинг; 4) Ресурсы; 5) Выбор времени.

Если вы находитесь во главе бизнеса, церкви, армии, спортив­ной команды или находитесь в правительстве, чтобы эффек­тивно управлять любым из этих предприятий, вам необходи­мо правильно понять и объединить все вышеперечисленные пять принципов. Это поможет вам работать в гармонии и под­держивать друг друга. Их непонимание, недостаточное регу­лирование и отсутствие надлежащего равновесия между ними - обычная причина почти всех неудач в истории человечества.

Па нашем предприятии может работать четыре принципа прекрасно, а пятый неэффективно. Если это так, то всё пред­приятие может погибнуть. Например, вы можете выпускать высококачественные изделия, точно рассчитать время, когда они должны быть выпущены, у вас хорошее администрирова­ние, достаточно ресурсов. Но если у вас плохой маркетинг, он может сделать все ваши усилия бесплодными. Или, например, мы имеем качественное изделие, хорошее администрирование, правильный выбор времени, но у нас недостаточно ресурсов это может стать нашей гибелью. Если вы соединяете четыре принципа и пренебрегаете пятым, это может вас привести к неудаче.

Осознав важность значения пяти принципов, можно легко понять, почему большинство новых предприятий терпят крах в первые два года существования. Из тех, которые продержа­лись один год, только часть продержится следующие три года. Многие новые изделия не пользуются спросом на рынке, по­тому что их производство не имеет одну из важных составля­ющих. Из тех, кто выжили, большинство не могут полностью реализовать заложенный в них потенциал только потому, что они не держат под контролем эти пять принципов и не застав­ляют их работать должным образом.

Цель данного исследования - объяснить эти основные прин­ципы, которые затем можно быстро и легко применить. Как только мы поймём механизм и взаимосвязь этих пяти необхо­димых принципов, эффективность управления значительно повысится.

 

Управление для достижения результатов

Целью эффективного управления должны быть ясность и простота, благодаря которым и получаются результаты. Тяго­тение к непонятным теориям и непонятным принципам ни что иное, как покрывало для недостатков тех, кто проповедует эти теории. В основном все великие лидеры и эффективные ме­неджеры в своём деле всегда следовали основным принципам.

А именно, что к превосходству мы придём, если будем при­держиваться теории успеха. Только когда мы выполняем то, что нужно, и потому, что так надо, наша приверженность делу ста­новится достаточно глубокой для раскрытия потенциала и до­стижения прочного успеха. Поэтому следует рассмотреть как теорию, так и практическое применение этих принципов.

Только глубокое изучение этих пяти необходимых принци­пов поможет нам увидеть и вовремя принять меры, если один из принципов не учтён и не применяется на нашем предприя­тии. Также это поможет нам увидеть слабые стороны других предприятий. Мы должны применять все пять принципов так, чтобы они работали в гармонии, эффективно дополняя друг друга.

Чтобы дать краткую иллюстрацию того, как легко анализиро­вать любой проект, служение или предприятие с этими пятью принципами первой необходимости, давайте воспользуемся ими для поверхностного рассмотрения трех совсем различных предприятий: профессиональной футбольной команды, армии и бизнеса.

Управление командой

Продукция футбольной команды - игра. Если команда мо­жет хорошо играть - значит, она имеет изделие высокого каче­ства. Тренировка, пополнение - это администрация. Маркетинг - это забота о том, чтобы игры посещало больше людей, а также повышение интереса к спорту. Ресурсы - это приобретение талантливых игроков. Выбор времени - это основа, которая является жизненно важной для успеха вышеперечисленных прин­ципов.

Для футбольной команды необходим правильный выбор вре­мени, это подразумевает хорошую игру в нужное время и т.д., но он важен также во всех других отношениях. Выдвижения игроков наиболее эффективны ранней осенью. В это время люди начинают думать о футболе. Они малоэффективны вес­ной, когда люди думают о летнем отдыхе, и более привлека­тельными им кажутся такие игры, как бейсбол. Администра­ция должна учитывать выбор времени при решении большин­ства вопросов. Например, зная возраст и физические возмож­ности игроков, нужно определить, когда следует заняться под­бором новых игроков. Команда будет иметь непрерывающийся успех, если будет строго соблюдать все пять принципов.

Применение пяти принципов очень важны, они помогут вам определить сильные и слабые стороны противника, а это, в свою очередь, поможет вам выработать стратегию игры. Зная о том, что продукция нашего противника сильна в игре в нас и слаба в обводке, мы, тренируясь должны больше уделять внимание обводке. Так надо делать для того, чтобы использовать слабые стороны противника и не дать проявить ему свои сильные сто­роны. Если наш основной противник испытывает затруднение1 в финансах, мы сможем манипулировать ценами при покупке хороших игроков. Когда мы знаем свои слабые и сильные сто­роны, а также стороны своего противника, эго поможет нам выработать более эффективную стратегию.

 

Управление армией

Давайте теперь посмотрим на армию. Умение воевать - её продукция. Администрация - её командный состав, - главно­командующие, сержанты и т.д. Маркетинг - её умение привлечь на свою сторону общественное мнение, чтобы получить необ­ходимую помощь гражданского населения (во Второй миро­вой войне в победе союзников маркетинг сыграл такую же важ­ную роль, как и военная стратегия). Ресурсы - люди, оружие, продовольственные запасы. Выбор времени - знание, когда напасть, где напасть и сколько нужно оружия. Когда, где и как усилить оборону.

В конце Второй Мировой войны немецкая армия всё ещё име­ла продукцию высокого качества (умение воевать). Хорошее1 администрирование, эффективный маркетинг, побуждавшим население к высокой отдаче и почти безупречный расчёт вре­мени. Например, так было в ходе Арденнской операции, но имелся дефицит ресурсов (у них кончилось горючее), и это предопределило её поражение. Благодаря своей проницатель­ности союзническая армия поняла, где слабость у немецкой армии, и выработала успешную оборонительную стратегию. Немцам позволили наступать до тех пор, пока у них не закон­чилось горючее. Затем они использовали эту слабость, чтобы победить.

Из истории видно, что выбор времени является неправиль­ным, если вы вторглись в Россию и не закончили войну до зимы. Наполеон, когда вторгся в Россию с огромными силами, пре­дусмотрел всё, кроме времени. Даже притом, что французы имели все необходимые ресурсы для того, чтобы начать втор­жение, их неправильный выбор времени сделал их уязвимыми для русских. Они не могли разбить Наполеона на поле битвы, и поэтому они жгли свои города и поля, чтобы лишить его ре­сурсов, на которые он рассчитывал, чтобы пережить зиму. Бла­годаря этой стратегии ударов по слабому месту Наполеона рус­ские полностью разгромили одну из сильнейших армий в ис­тории.

 

Управление бизнесом

Продукция предприятия - это производимые им товары и предоставляемые услуги. Администрация - аппарат управле­ния от совета директоров до последнего мастера. Маркетинг занимается рекламой и сбытом. Ресурсы - это деньги, люди, машины и механизмы, фабрики, необходимые природные ре­сурсы. Всё это для того, чтобы произвести продукцию. Расчёт времени - центр, вокруг которого всё объединено. Мы можем производить самую лучшую и самую дешёвую продукцию, но если мы не выпускаем её с 1950 года, мы, возможно, упустили свой шанс.

Авиазаводы «Пайпер» и «Сесна» производили примерно одинаковую продукцию. Обе компании имели хорошую адми­нистрацию, необходимые ресурсы и правильный расчёт вре­мени. Но, несмотря на всё это, «Сесна» продаёт намного боль­ше самолётов благодаря эффективному маркетингу.

Компания «Форд» производит автомобили. Компания сразу стала выпускать очень хорошую продукцию, имела правиль­ный расчёт времени, необходимые ресурсы и отличный марке­тинг. Но слабым местом компании было администрирование. Компания «Дженерал моторс» имела сильную администрацию, но уступала по другим показателям. Вначале они просто копи­ровали продукцию компании «Форд» и терпеливо ждали, ког­да же «Форд» совершит ошибку. Вскоре фирма «Форд» начала отставать в усовершенствовании продукции, а также непра­вильно делать расчёт времени. Они год за годом продолжали выпускать всё ту же модель «Т», в то время как «Дженерал мо­торе» с каждым годом вносила усовершенствования в свою продукцию и предусматривала время её выпуска. Благодаря хорошей рекламе и маркетингу «Дженерал моторс» сделала новый автомобиль предметом мечтаний, а продукцию компа­нии «Форд» устаревшей. Действуя таким образом, они пере­хватили инициативу в автомобильной промышленности и не упускали её несколько десятилетий. Если бы компания «Форд» держала под контролем все пять принципов па своих предпри­ятиях и на предприятиях своего конкурента, она бы не отстала от компании «Дженерал моторе». Если бы «Дженерал моторе» держала бы под контролем все пять принципов на своих пред­приятиях и на предприятиях своих конкурентов, компания не уступила бы лидерство японцам, которые уловили тенденцию к спросу на автомобили маленького размера и более высокого качества задолго до того, как это поняли в Детройте.

Это только небольшие примеры, как можно разложить пред­приятие на пять составляющих частей для того, чтобы быстро и эффективно проанализировать его сильные и слабые сторо­ны. Конечно, на разных предприятиях у пяти принципов мо­гут быть свои особенности. Однако, в общем, эти принципы можно эффективно применить для развития и управления любого предприятия.

 

Жонглирование тарелками

У процветающих предприятий постоянно наблюдаются тен­денции к укреплению одной или нескольких составляющих для поддержания общего баланса. Например, когда меняется ис­полнительный директор, совет директоров чаще всего исполь­зует это изменение для укрепления той составляющей, в кото­рой проявляется небольшая слабость. Если слаб маркетинг, приглашают кого-то сильного в этой области. Но специалист по маркетингу, мало, что понимает в технических и производ­ственных вопросах, поэтому если уделять основное внимание маркетингу, то от этого может пострадать качество продукции.

Тогда следующим они введут кого-то, чтобы улучшилось ка­чество изготавливаемой продукции. При таких изменениях можно улучшить качество продукции, но ухудшится маркетинг. Редко какое-то предприятие поддерживает постоянную гармо­нию во всех областях. Это происходит подобно тому, как у жон­глёров в цирке одни тарелки, которые они бросают, взлетают вверх, а другие падают вниз.

Понимание основных правил даёт возможность поддержи­вать одновременно хороший уровень всех принципов, необ­ходимых для успеха. В следующих главах мы приведём приме­ры работы множества различных предприятий. Мы сделаем это для развития творческого начала в применении этих принци­пов, чтобы вы могли легко использовать их в своей собствен­ной ситуации.

 

Простота в разнообразии

Если мы имеем воображение, мы можем представить, как пла­ны сражения Наполеона смогут помочь нам в любой нашей работе. Работа на фабрике или в юридической консультации иногда может потребовать от нас столько лее храбрости, такой лее решительности и такого лее вдохновения, как от самого зна­менитого тренера, конечно, если мы хотим преуспевать. Основ­ные принципы для всех нас одинаковые. Их можно применить в крупной корпорации, правительстве или в частном предпри­нимательстве.

Наполеон использовал все пять принципов во всех своих военных планах. Он пересмотрел стратегию сражения своей армии и улучшил её (продукция). Он обучил своих офицеров думать стратегически и мотивировал их своим ведением (ад­министрация). Он умел найти необходимые капиталы, наби­рал войска и обеспечивал их всем необходимым (ресурсы). Его ведение и лидерство вдохновляло Францию и даже граждан противостоящих ему стран (маркетинг). Он, как правило, пра­вильно выбирал время, и это было его мощным оружием. Ког­да он вторгся в Россию, он потерпел поражение, в битве при Ватерлоо из-за того, что выбрал неправильное время для сра­жения. Это наиболее важный момент, который мы игнориру­ем, если становимся высокомерными и самонадеянными.

Капитан «Карпатии» Рострон продемонстрировал свои ли­дерские качества и свою подготовленность во время трагедии на «Титанике» благодаря тому, что он знал и понимал пять не­обходимых принципов. Он хорошо знал свою продукцию (суд­но). Он блестяще использовал администрацию и ресурсы. Он мастерски выбрал время и правильно изложил свой план (мар­кетинг), поэтому пассажиры и команда были полностью гото­вы выполнить поставленные перед ними задачи. Он знал свое судно и свой экипаж достаточно хорошо, что позволило ему быстро и эффективно проанализировать недостатки и возмож­ности в возникшей кризисной ситуации.

Генерал Ли использовал пять принципов, когда командовал армией Северной Виржинии. Этот пример относится к этой теме. Он полностью использовал пять принципов, чтобы ком­пенсировать слабые моменты. Он хорошо понимал принцип, что своих противников надо знать лучше, чем они знают себя сами. Такая проницательность - дар, но этот дар надо разви­вать. «Нельзя вложить то, что Бог не дал», но надо развивать то, что Бог вложил в вас, иначе вы «зароете свои таланты», как он и предупреждал.

Каждому из этих принципов можно посвятить целую книгу, по, чтобы быть кратким, я посвящу только одну главу каждому Я не стремлюсь объяснить всё до мелочей, я просто хочу дать представление об этих лёгких в применении принципах.

 

«УДИВИТЕЛЬНО, КАК МНОГО ВЫ МОЖЕТЕ СОВЕРШИТЬ, ЕСЛИ ВАМ ВСЁ РАВНО, КОМУ ДОСТАНУТСЯ ПОЧЕСТИ».

А. Линкольн.

 

Глава 16

Продукция

Продукция - смысл существования предприятия. Это может быть товар, услуги, идеи, но это всё должно все­гда оставаться смыслом существования предприятия. Если продукцию что-нибудь вытеснит на второй план, начнётся упа­док предприятия.

Чаще всего продукцию вытесняет прибыль. Нельзя сказать, что прибыль не нужна для предприятия. Но она не должна ста­новиться для предприятия единственной целью. Детройт уп­равлял автомобильным миром только тогда, когда был движим любовью к автомобилям. Когда финансисты получили конт­роль над Детройтом и поставили главной задачей получение прибыли, началось падение американского лидерства в этой отрасли. Эти люди были необходимы промышленности для того, чтобы увеличить эффективность, но ошибкой было по­зволить им взять её полностью под их контроль. Они низвели большое искусство до простого ремесленничества, что проти­воречит душе Америки.

Душа Америки тесно связана с завоеваниями и приключени­ями. Это не империалистический тин завоевания, это большое желание достигнуть новых границ. Без ведения и достижений новых границ у нас падают показатели. Американцы превос­ходят других в производственной деятельности только в том случае, если этот процесс, так или иначе, отождествляется с выходом к новым границам, а не просто к набиванию карма­нов деньгами. Прибыль сама по себе поверхностная и не вдох­новляющая цель для производителей, которые представляют собой одну из важнейших слагаемых успеха.

 

Верность первой любви

Генри Форд как никто в истории оказал влияние на мир. Он усовершенствовал производство до такой степени, что стала возможной модернизация, которая пронеслась по всему миру Его ведение поддерживалось любовью к автомобилям и стремлением сделать их дешёвыми и доступными для большинства людей. Но Генри Форд отпал от благодати и его больше стал занимать процесс изготовления автомобиля, а не сам автомобиль. Он всё время модернизировал сборочный конвейер, де­лая его более быстрым и эффективным. Все получили пользу от этого, но при этом он перестал модернизировать автомо­биль.

«Дженерал моторе» копировал автомобили «Форд», но в то лее время стремился производить усовершенствованные авто­мобили. Неизвестная фирма «Дженерал моторе» быстро пре­взошла «Форд» и в течение долгого времени доминировала на рынке. Они не забывали, зачем они производят автомобили, во всяком случае, до тех пор, пока контроль не перешёл к фи­нансистам. Когда вы теряете вашу первую любовь, останавли­вается процесс роста и начинается процесс умирания.

Мы можем производить простые, незначительные вещи, но мы никогда не должны думать о них, как о простых. Если мы что-то производим, мы должны гордиться этим, и таким обра­зом мы будем вдохновлять наших рабочих. Вспомните слова Мартина Лютера Кинга: «Вы всё должны делать так, как будто это самая важная работа на земле. Если вы подметаете улицы, вы должны подметать их так, как рисовал Микеланджело. Если вы лучший в том, что делаете, даже если вы просто подметаете улицы, тогда люди протопчут дорожку к вашим дверям, чтобы посмотреть, здесь ли живёт лучший в мире дворник». Как ска­зал царь Соломон: «Квалифицированный мастер не будет сто­ять перед простыми людьми, но будет сидеть в присутствии королей». Не имеет значения, что вы делаете, если вы делаете это всем вашим сердцем день за днём - вы вдохновите людей, которые находятся вокруг вас. При этом мало что может поме­шать вам достичь вершины.

Независимо от того, насколько замечательная ваша продук­ция, и каким спросом она пользуется на рынке, если вы посто­янно ищете возможность её усовершенствовать, вы тем самым посылаете мощное послание по всем закоулкам вашего пред­приятия. Такое отношение подействует на людей больше, чем большие премии.

Работа любого человека - его собственная продукция. Вся­кая продукция должна считаться важной. И это для человека самая большая награда. Если важна любая индивидуальная продукция, тем более важна продукция всего предприятия. Независимо от нашего положения на предприятии верность этому принципу гарантирует вам успех и делает вас настоя­щим лидером. Если вы лидер и ваше предприятие составлено из лидеров, то ваша продукция будет ведущей в своей области.

 

Два великих лидера

После того, как я оставил службу, в течение двух лет я учился на плотника. Мне посчастливилось работать с большим масте­ром, которого мы называли «Старый Джо». Страна тогда пере­живала экономический спад. Однажды я заметил, что это мо­жет отразиться и на нашей работе. Джо возразил, сказав: «Хо­рошего плотника спад не касается». Он рассматривал спад, как здоровое очищение и сокращение торговли, возможность про­извести сокращение менее квалифицированных работни-

Этот человек пережил депрессию и множество спадов, но почти не заметил их, поскольку он строил дома так, как Мике­ланджело рисовал картины. Он взял трёх учеников и привил такую любовь к плотницкому делу, что каждый день, когда на­ступало пять часов, мы огорчались, потому что пора было оста­новиться. Мы не могли дождаться утра, чтобы опять начать работу. Мы делали работу хорошо, но всё равно стремились сделать её ещё лучше.

Я знал многих известных лидеров, но немногие впечатлили меня так, как тот старый плотник. Я буду всегда помнить его как великого человека и великого лидера. Великим его сделала его продукция. Каждый человек, в конечном счёте, определя­ется по его продукции. Разве не это имел ввиду Иисус, когда сказал: «По плодам их узнаете их»? Каждый человек, в конеч­ном счёте, становится известным тем, что он производит и ос­тавляет после себя.

Несколькими годами позже я стал инструктором полётов. Я считал себя одним из лучших американских пилотов. В то вре­мя я встретил пилота по имени Джо Логан. Он был владельцем компании «Североамериканские воздушные доставки» и пи­лотом транспортной авиации с мировым именем. За свою жизнь он летал более чем на ста маленьких одномоторных са­молётах через Атлантический океан, в такие места, как Сау­довская Аравия и Южная Африка. Израиль, который как счи­тается, располагает лучшими военными пилотами в мире, од­нажды пригласил его, чтобы он тренировал лучших лётчиков.

Во время нашего первого совместного рейса я решил, что пре­подам Джо несколько уроков о полёте. Не успели мы оторвать­ся от земли, как он закричал, что я недостаточно ровно веду самолёт, и взял на себя управление. После того, как я подавил свой гнев, я начал наблюдать за ним. Через некоторое время я решил, что не заслуживаю звания даже частного пилота. Я не говорю уже о квалификации пилота коммерческой авиации или инструктора по полётам. Я никогда не видел такую точность и знание воздуха и самолёта. Позднее я тренировал пилотов, что­бы им присвоили определённый класс, работал с лётчиками, которые считались первоклассными истребителями, но никог­да не встречал такого, как Джо. Однажды он поделился секре­том своего умения.

Транспортная авиация - это десятки часов невыносимой ску­ки, изредка прерываемых короткими вспышками откровенно­го страха. В одном из первых рейсов Джо решил, что он не со­бирается просто сидеть и, сложа руки следить за приборами, предоставив всю работу автопилоту. Он решил, что использует это время, чтобы стать хорошим пилотом. Джо начал совершать эти полёты не включая автопилот. Он установил в кабине дос­ку, и когда во время полёта отклонялся от курса больше, чем на пять градусов, или от положенной высоты больше, чем на пять­десят футов, или когда гирокомпас показывал недостаточную точность манёвра, он ставил на доске отметку. После первых полётов на доске было несколько сотен отметок. Многие пило­ты сочли хорошим показателем уже то, что он вообще долетел до места назначения. Джо решил, что каждый раз, когда он вой­дёт в кабину самолёта, он не только улучшит счёт, но и станет лучшим пилотом. После одного из последних полётов он имел только две отметки, но он всё ещё не был удовлетворён. Никто об этом не знал. Никого это не волновало, кроме Джо. Он ре­шил стать самым лучшим пилотом.

 

Ваша продукция - это вы

Ваша продукция - это продолжение вашей души. Если вы управляете большой корпорацией, значит всё, что она делает - это вы. Если вы управляете маленьким магазином, ваша работа - это вы. Если вы сторож, вы можете вдохновить работников компании своим стремлением к совершенству. Если вы домо­хозяйка, то, как вы управляете свои домом, может передать ва­шим домашним целенаправленное ведение. Великая библейс­кая истина гласит: что посеешь, то и пожнёшь. Если вы неус­танно делаете добро, вы, в конечном счёте, будете вознаграж­дены.

 

Фундамент величия

Одна из основных причин, из-за которой рушится бизнес, состоит в том, что многие начинают дело просто для того, что бы стать начальником. Это не серьёзное основание для того, чтобы открыть предприятие. Такое начало редко имеет необ­ходимую мотивацию, которая поможет преодолеть препят­ствия и устранить проблемы, а тем более добиться успеха. У большинства людей есть бунтарские мысли, из-за них люди делают ошибки. Они просто не хотят оставаться середнячка­ми. Те, кто не стремятся повысить свой уровень, большинство своего свободного времени проводят в мечтаниях о больших победах. Но если мы действительно хотим сделать свою жизнь действительно значимой, надо отказаться от иллюзий, что про­стое стремление к величию сделает вас великими. Те, кто оста­вили отпечаток в истории, всё своё внимание направляли не на себя, а на продукцию.

Те, кто ищут величия - эгоцентричны. Когда эгоцентричный человек с большим самомнением берёт в свои руки власть, он становится тираном и бедствием для истории. Карьеризм и гор­дость делает человека мелким и ничтожным.

Истинное величие приходит только тогда, когда человек кон­центрирует свою любовь и внимание не на себе. Для Моисея имело большое значение освободить людей от рабства, чтобы они могли свободно поклоняться Богу. Для Сократа это было знание. Для Микеланджело это была живопись, выражающая истину. Для Льва Толстого это была литература, которая опи­сывала истину. Для Эйнштейна это была наука, которая объяс­няла «разум, самовыражающийся в природе». Для Иисуса это было искупление людей от греха, чтобы они могли примирить­ся с Богом и достичь положения и величия, для которых Он создал их. Каждый, кто оказал положительное влияние на че­ловеческую историю, придавал большое значение цели и про­дукции, а не собственному самовыражению. Сосредоточен­ность не на себе, а на чём-то, даёт силу изменить обыденность на мощный рычаг человеческого прогресса.

Всё, что мы делаем, мы должны делать хорошо. Если мы что- то делаем плохо, мы должны решить, что мы сделаем всё, чтобы начать делать хорошо. Тому, что мы делаем, надо отдавать всё своё сердце. Величие рождается не из желания быть великим, а из желания и решительности поднять что-то на более высокий уровень. Независимо от того, кем мы являемся, каким уваже­нием пользуемся и какое положение заниманием, если мы оп­ределили цель и направили на неё всё своё внимание и все свои усилия, мы добьёмся успеха. Тот, кто занимается незначитель­ной работой и поднимает её до уровня значимости, - это ху­дожник, заслуживающий всемирного признания, точно такого же, как заслуживает великий лидер.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.65.189 (0.054 с.)