Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Этап формирования ОК-7. Пользоваться литературой по проблемам категории этики
Задание 1 Дайте определение понятию этика, назовите предмет этики
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2 Дайте краткую характеристику функциям морали
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3 Ответьте на следующие вопросы:
1. Каковы характерные особенности предэтики?
2. Каковы характерные особенности античной этики?
3. Каковы характерные особенности средневековой этики?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4 Перечислите основные этические категории
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5 Назовите характерные черты этических категорий
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6 Соотнесите понятия и определения
Понятие
| Определение
| Совесть
| категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения
| Справедливость
| категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием
| Ответственность
| категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемому с позиций возможностей личности
| Достоинство
| категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности
| Гуманизм
| принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества
|
ГЛОССАРИЙ
№ п/п
| Новое понятие
| Содержание
|
| Воспитательная функция морали
| функция, которая состоит в том, что мораль участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания
|
| Гуманизм
| принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества
|
| Добро
| категория этики, объединяющая все, что имеет положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу
|
| Добродетель
| понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности
|
| Долг
| одна из основных категорий этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях
|
| Достоинство
| категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности
|
| Идеал
| понятие морального сознания и категория этики, содержащая высшие моральные требования, возможная реализация которых личностью позволила бы ей обрести совершенство; образ наиболее ценного и величественного в человеке, абсолютное основание долженствования; критерий разделения добра и зла
|
| Категории этики
| основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали
|
| Моральные нормы
| социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе
|
| Моральные последствия поступка
| самооценка поступка человеком и оценка со стороны окружающих
|
| Моральные принципы
| одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе
|
| Моральный идеал
| важный ориентир, как стрелка компаса указывающий верное нравственное направление
|
| Нормы
| повеления, предписания, определенные правила поведения, мышления и переживания, которые должны быть присущи человеку
|
| Нормы общественных организаций
| правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.
|
| Нравственное сознание
| форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности.
|
| Обычаи
| общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению
|
| Ответственность
| категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемому с позиций возможностей личности
|
| Поведение
| совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях
|
| Поведение человека
| единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика
|
| Права
| правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством
|
| Принцип
| общее обоснование существующих норм и критерий выбора правил
|
| Религия
| мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного
|
| Репутация
| мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении
|
| Ритуалы
| правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности (например, ритуал посвящения в воины)
|
| Совесть
| категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения
|
| Социальные нормы
| общепринятые в рамках социальной общности (группы) правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации
|
| Справедливость
| категория этики, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием
|
| Традиции
| обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют
|
| Честь
| моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя)
|
| Этика
| учение о морали и нравственности
|
*Учебные издания, на основе которых составлен тематический обзор.
*Полужирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании.
Этапы формирования компетенций для обучающихся, изучивших юниту 1 по дисциплине 5248 «Профессиональная этика» (курс 1, для юристов).
|