Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9 Методика прикладных социологических исследованийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План лекционного занятия 1 Социологическое исследование: определение, предмет, объект, виды 2 Программа социологического исследования 3 Критерии научной формулировки темы социологического исследования 4 Цель и задачи исследования. Его предмет и объект. Основные положения 1 Эмпирическое социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур с целью получения точной объективной информации об обследуемом объекте. Прикладные социологические исследования ориентированы на получение конкретных эмпирических данных о социальных явлениях или социальных процессах. В зависимости от целей прикладных исследований они подразделяются на разведывательные, описательные и аналитические. Исходя из частоты проводимых исследований разделяют точечные и повторные их виды. Проведение социологического исследования требует его тщательной подготовки. В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить основные этапы: 1) Подготовительный (разработка программы исследования); 2) Основной (проведение эмпирического исследования); 3) Завершающий (обработка и анализ данных, формулирование выводов). Любое исследование начинается с постановки проблемы. Проблема исследования может быть задана извне или обусловлена познавательным процессом. Проблема - это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему значит получить новое знание или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явлений в желаемом направлении. После уточнения темы и определения вида исследования на подготовительном этапе разрабатывается программа. Программа социологического исследования состоит из двух основных частей: методологической и процедурной, которые логически связаны, подчинены общему замыслу научного поиска. 2 В программе формулируются проблемы исследования, определяются его предмет и цели, осуществляется выбор переменных, интерпретируются и операционализируются основные понятия, разрабатываются рабочие гипотезы. Программа организует и направляет в определённое русло исследовательскую деятельность, намечая пути её осуществления. В плане исследования фиксируются генеральная и выборочная совокупности, а также определяется методика сбора и анализа первичной информации. К методам прикладного социологического исследования относятся: наблюдение, анализ документов, экспертная оценка, социологический эксперимент и социологический опрос. Наиболее распространенным и применяемым в социологических исследованиях методом является социологический опрос. Существуют две разновидности опроса: анкетирование и интервьюирование. Для проведения опроса необходимо точное определение генеральной и выборочной совокупностей. Надежность и достоверность результатов исследований будет зависеть от репрезентативности выборки. Интервьюирование по сравнению с анкетированием имеет свою специфику. Главное отличие состоит в способе общения социолога и респондента. При анкетировании общение полностью опосредованно анкетой: анкетёр пассивен, а при проведении социологического интервью осуществляется непосредственный контакт: интервьюер организует интервью, задаёт вопросы, ведёт беседу, направляет её, фиксирует полученные ответы. Среди методов социологического исследования можно выделит и другие не менее важные: наблюдение, социологический эксперимент, анализ документов. Наблюдение – это метод сбора первичной социологической информации, основанный на визуальном и слуховом восприятии сведений, касающихся изучаемого объекта. Данный метод используется в комплексе с другими социологическими методами. Социологический эксперимент – это метод сбора и анализа эмпирических данных, с помощью которого путём планомерного управления условиями научно проверяются гипотезы о причинных связях явлений. Это наиболее активный и трудоёмкий метод исследования. Анализ документов - один из широко применяемых и эффективных методов сбора социологической информации. Документ – специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. В практика исследования используются два основных метода анализа документов: формализованный (контент-анализ) (количественный) и неформализованный (качественный) методы. 3 Комплекс проблем, решаемых исследователем, образует тему - более или менее отчетливо определенную область знания. Тематизация означает признание определенной области исследований значимой для научной дисциплины. Обычно признание выражается в публичном одобрении либо опровержении полученных результатов. Критика, в том числе отрицательное заключение, являет собой признание проблемы, заслуживающей экспертизы. Последующие этапы тематизации связаны с институциональной организацией исследований: утверждением темы в качестве предмета диссертационных работ, направлений деятельности лабораторий, журналов, институтов, научных школ.
Кроме институционального, научная тема обладает еще и этнологическим содержанием - она заключает в себе глубинные, часто невысказанные предубеждения ученого, порождающие «проблемное поле» науки. Дж. Холтон считает задачу идентификации и упорядочивания тематических элементов научных дискуссий, аналогичной подходим фольклориста или антрополога, выслушивающих эпические предания с целью выявления глубинных структур и повторов. Выбор определенного способа построения и верификации теорий Холтон связывает с латентной переменной - тематическим понятием, обычно не выражаемым открыто, но объясняющим существо многих научных споров. Подход, методологическая установка, картины мира - корреляты тематического понятия. Тема исследования находит выражение в совокупности вопросов к изучаемому фрагменту действительности. Исследовательские вопросы - это гипотезы, построенные на основе сформулированных научных проблем. Как влияет социальный статус родителей на социальное положение детей? Чем обусловлена дифференциация уровня самоубийств в европейских и азиатских странах? и т.д.. 4 Цель - общая направленность социологического исследования, определяющая его характер и ориентацию (теоретическую или прикладную). Программа исследования должна чётко отвечать на вопрос: на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование? Если цели недостаточно ясны учёным и представителям организаций, которые обратились к ним с социальным заказом, то могут возникнуть разногласия по итогам исследования. В связи с этим важно, чтобы социологическое исследование имело комплексный характер, для чего в программе разрабатывается система основных и неосновных задач. Задачи- совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Основные задачи соответствуют цели исследования. В теоретически ориентированном исследовании приоритет отдаётся научным задачам, в практически ориентированном- прикладным. Неосновные задачи ставятся для подготовки будущих исследований, решения методических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой. При теоретической или прикладной ориентации социологического исследования неосновные задачи целесообразно решать на основе материала, полученного для поиска ответа на центральный вопрос, анализировать те же данные, но под другим углом зрения. Возможно, что неосновные задачи не получат законченного решения, но они могут помочь в постановке научной проблемы при подготовке нового исследования по новой программе. Вопросы семинара. 1 Классификация методов сбора первичной социологической информации. 2 Метод анализа документов и его разновидность 3 Социологическое наблюдение и его виды. 4 Интервью и его формы. Эксперимент социальный. 5 Опрос как метод сбора социальной информации.
Основная литература. 1 Основы прикладной социологии: Учебник для ВУЗов под ред. Ф.Э. Шерли, М.К. Горикова. М., 2008 2 Социология: Учебник / Авт. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. - 2-е изд. - М.: Гардарика, 2009 3 Фролов С.С. Социология: Учебник. - М.: Гардарики, 2009 4 Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник. - М.: Гардарики, 2008. 5 Общая социология: учебное пособие/коллектив авторов; под ред. М.М. Вышегородцева. – М.: КНОРУС, 2011. – 280с. ISBN 978-5-406-00478-4.
Дополнительная литература 1 М.С. Сваффорд, М.С. Косолапов, П.М. Козырева Международные стандарты оценки качества социологических обследований.// Мир России. 2009. N1-2. 2 Федотова Л.Н. Методика конкретных социологических исследований и международная журналистика – М.: Научный мир, 2011. 3 Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. – М.: Научный мир, 2011. 4 Федотова Л.Н. ТАСС и РИА в средствах массовой информации // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10, Журналистика. 1992. №3 5 Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Издательство “Добросвет”, 2008 6 НПИЦ “МикроСистемы” // http://www.analyst.ru/ 7 Будущее. Доверие. Безопасность. http://www.yabloko.ru/Union/Program/prog-99.html 7 Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных: методология, дескриптивная статистика, изучение связи между номинальными признаками. М.: Научный мир, 2008 8 Всероссийский институт изучения общественного мнения // Режим доступа http://www.wciom.ru 9 Институт социологии РАН // Режим доступа http://www.isras.rssi.ru 10 Журнал социологии и социальной антропологии // Режим доступа http://www.soc. pu.ru: 8101 /publications/j ssa. 11 Журнал «Социологические исследования» // Режим доступа http://www.isras.rssi. ra/RJSocis.ntm.
Задания к теме.
1 Задача социологического исследования – это: А. определение планируемого результата; Б. конкретная целевая установка, определяющая основное направление решения поставленной проблемы. В. конструирование инструментария эмпирического исследования. 2 Процедура прикладного социологического исследования включает: А. определение этапов исследования; Б. выбор методики проведения исследования; В. конструирование техники исследования; Г. определение выборки. 3 Назовите два способа организации социальных данных: А. ………………………………………. Б. ……………………………………….
4 Установите характер данных, которые могут быть получены при применении точечных и лонгитюдных исследований. 5 Определите содержание понятий, употребляемых при приведении социологических исследований: А. Метод - ……………………….. Б. Методика - ……………………. В. Техника - ……………………… Г. Процедура - …………………… 6 Программа социологического исследования, как правило, состоит из двух разделов: методологического и методического. Определите, какие задачи подготовки социологического исследования относятся к каждому из разделов: А. формулировка проблемы исследования; Б. выбор переменных; В. определение обследуемой совокупности; Г. методика сбора и анализа информации; Д. операционализация основных понятий; Е. определение объекта исследования; Ж. стратегический план исследования; З. разработка рабочих гипотез; И. определение предмета и цели исследования; К. интерпретация основных понятий 7 Закрытые вопросы в анкете это: А. вопросы с подсказками; Б. вопросы – меню; В. вопросы без подсказки. 8 Заполните таблицу.
9 Какие ошибки допущены при составлении данной анкеты? Какие требования к анкете и принципы её построения нарушены? Анкета 1 Ф.И.О. 2 Укажите свой возраст. 3 Пол а) м; б) ж. Укажите средний доход вашей семьи. Являетесь ли вы клиентом страховой компании? Имеете ли вы контакты со страховыми фирмами?
3 ЗАДАНИЯ И ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1 Первым определил социологию как учение об обществе: а) О.Конт; б) Э.Дюркгейм; в) Г.Спенсер; г) М.Вебер. 2 В какой исторический период социология оформилась как самостоятельная научная дисциплина: а) в первой половине ХХ в; б) в первой трети Х1Х в; в) в последней трети Х1Х в; г) в эпоху Просвещения. 3 Кто из социологов Х1Х века стоял у истоков социологии конфликта: а) Г.Зиммель; б) Э. Дюркгейм; в) К. Маркс; г) Ф. Ратцель. 4 Кто ввел в социологию понятие идеального типа: а) К. Маркс; в) М. Вебер; б) Р. Мертон; г) Ф. Теннис? 5 Какие виды исследований ориентированы на достижение следующих целей: а) получение предварительных данных о том или ином событии, явлении, а также для апробирования методики для более всестороннего исследования; б) выявление истинных причин тех или иных событий или явлений, установление зависимости между различными социальными объектами или их характеристиками; в) получение данных, позволяющих сформировать целостное представление об изучаемом явлении? Виды исследований: а) аналитическое; б) разведывательное; в) описательное. 6 Какие из перечисленных ниже групп образуют субкультуру: а) заключенные в тюрьме; б) подростки; в) студенты технических вузов; г) русскоязычные в прибалтийских странах; д) все указанные группы? 7 Какое понятие является основным в теории структурно-функционального анализа: а) социальная система; б) социальная общность; в) общество; г) культура? 8 Какие объекты исследования являются основными для символического интеракционизма: а) общество в целом; в) власть; б) межличностное г) социальные взаимодействие; институты. 9 Согласно парсонсовской модели социальная система образуется: а) общими культурными образцами; б) состоянием и процессами организованного социального взаимодействия между действующими субъектами; в) организованным распределением ролей; г) процессами коммуникации.
10 Анимизм – это: Анимизм-это: нескольких племен. А. Мифологизированная автобиография этноса. Б. Проторелигиозное миросозерцание первобытных людей. B. Вера в то, что люди произошли от разных тотемов. производимые ими.
11 Назовите три мировые религии: культурных обычаев A. _________________________________________________________________ Б. _________________________________________________________________ В. _________________________________________________________________ 12 Выделяют три пары типов социальных отношений. Впишите недостающую составляющую пары: A.___________________________________ Паритетность — __________________________________________________ Б. Сотрудничество — ________________________________________________ B. Симпатия — ______________________________________________________
13 ______________________________ конкуренция – это когда __________ ____________ субъекты обладают __________________________________ информацией об объекте, за доступ к которому они стремятся; обладают ___________________________ ресурсами в борьбе с конкурентами.
14 Впишите в свободные места соответствующие термины: А. ______________________________ - это соперничество многих в борьбе за доступ к тому или иному объекту. Б. ______________________________ - доступ немногих к одному и тому же объекту. В. ______________________________ - доступ одного субъекта к объекту, интересующему многих. Г. ______________________________ - процесс сотрудничества субъектов ради достижения общей цели.
Примерная тематика реферативно-исследовательских работ 1 Личность в системе экономических отношений и модели ее экономического поведения. 2 Особенности развития социологии и социологических школ познания общественных отношений за рубежом. 3 Социальная сущность и социальные последствия развития российской экономики на различных этапах становления рыночной экономики. 4 Бизнес и предпринимательство как элементы социальной структуры и виды экономической деятельности. 5 Трансформация российского рынка труда и его социальные последствия. 6 Общие и отличительные особенности в подходах экономической социологии и институциональной экономики к изучению социальных процессов и институтов экономического развития. 7 Западные экономисты и социологи о специфике типа «экономический человек» и его поведении. 8 Программа социологического исследования как комплексный методологический и методический документ социальной технологии проведения исследований в сфере экономики, финансов, антикризисного управления. 9 Новые социальные явления экономической сферы в эпоху модернизации и их социологическое изучение. 10 Социологические исследования - инструмент социологической и социальной диагностики общественных изменений 11 Общественное мнение, методы его изучения и применение полученных результатов в социальной практике 12 Применение результатов социологических исследований в системе государственного, муниципального, регионального управления 13 Социоэкономика: сущность, направление и развитие в подготовке экономических кадров сегодня и в перспективе. 14 Структура ценностей в современном обществе. 15 Феномен коррупции в контексте социальных взаимодействий. 16 Социальные функции денег. 17 Достигаемый статус, как проявление способностей индивида. 18 Теория Ломброзо Чезаре. (исследование в группе) 19 Изоляция переживания по Э. Гидденсу. 20 Индустрия культуры. 21 Значение правил в нашей жизни. 22 Культура бедности. 23 «Идеальный тип» женщины (мужчины, врача, алкоголика) по М. Веберу. 24 Субкультурные явления 21 века: сходство и различия. Требования к выполнению реферативно-исследовательских работ 1. Структура работы: план, введение, основная часть, заключение, список источников, приложения. 2. Шрифт текста 14 Times New Roman, одинарный интервал, объём работы до 12 страниц. 3. В тексте работы обозначаются названия пунктов плана, выделяются жирным. 4. Во введение аргументируется актуальность исследуемой темы, выделяется проблемная область изучения. Заключение включает субъективные выводы и оценки по проделанной работе и изученной теме. Данные пункты в плане не нумеруются. 5. В основной части содержится логичное изложение приведённых пунктов плана на основе изученных статей периодических и научно-популярных изданий. В тексте обязательно должна присутствовать логическая и смысловая взаимосвязь элементов плана. 6. Обязательное использование статей периодических изданий, научно-популярной литературы. Примерный перечень вопросов зачёта 1 Структура социологии как науки. 2 Сущность, объект, предмет и функции социологии как науки. 3 Основные школы зарубежной социологии 19.в.. 4 Основные школы в русской социологии 19 нач. 20 вв. 5 Главные идеи современных социологических направлений. 6 Место социологии в структуре современного научного знания. 7 Основные этапы развития социологической мысли. 8 Основные направления развития социологии Х1Х – начале ХХ в. 9 Социология в ХХ в.: основные теории. 10 Развитие социологии в России. 11 Утопические учения. 12 Природа и потребности человека. 13 Социальная структура личности. Статус. Роль. 14 Развитие средств социализации личности. 15 Причины и социальная сущность девиантного поведения. 16 Соотношение процессов социализации и самоактуализации личности. 17 Социокультурное взаимодействие. 18 Типология групп. 19 Социальные институты. 20 Критерии общественного прогресса. 21 Основные концепции общечеловеческой социокультурной динамики. 22 Типы общества. 23 Социальная стратификация. 24 Социально-классовая структура общества. 25 Социальная структура российского общества. 26 Социальная мобильность. 27 Социальная сущность, структура и функции. 28 Политическая система как субъект регулирования социальной жизни. 29 Эволюция социальных общностей и концепция этногенеза. 30 Программа и методы эмпирических социологических исследований. 31 Основные социальные тенденции и закономерности. 32 Роль культуры в развитии общества. 33 Мировая система и тенденции глобализации. 7 Примерный перечень вопросов зачёта для студентов заочной формы обучения
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 828; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.152.189 (0.011 с.) |