Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8 Отраслевая социологияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План лекционного занятия. 1 Социология семьи. 2 Социология образования. 3 Социология религии. 4 Экономическая социология
Основные положения Отраслевая социология изучает отдельные институты и группы населения. Она выделяет специфику различных социальных институтов и их динамику, которая во всех социальных институтах имеет сходный характер и соответствует общим закономерностям развития социума. 1 Социология семьи. Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека. Одним из самых отличительных и самых удивительных свойств семьи является гибкость и динамичность форм ее структурной организации. Благодаря универсальной способности адаптироваться к особенностям «всех времен и народов», семья создала огромное многообразие типов семейных структур, порой видоизменяя свое лицо до неузнаваемости, но сохраняя при этом неизменной свою сущность как социального института, социальной общности и малой группы. Семьи различаются в зависимости от формы брака. Брак — это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их взаимные права и обязанности. В этой связи различают семьи полигамные и моногамные. Полигамный (групповой) брак — самая распространенная в мире форма брака, встречается в 5 раз чаще, чем моногамный брак (брак одного мужчины с одной женщиной). Полигамия бывает двух видов: полиандрия и полигиния. Полиандрия — это семья, в которой женщина имеет нескольких супругов. Имеет место во многих частях света: юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова. Полигиния — брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от способности супруга содержать большую семью и яаляется более характерным для зажиточных классов. Имеет место в Китае, Турции, Иране, странах Ближнего и Среднего Востока. В зависимости от состава различают семьи нуклеарные, сложные и большие. Нуклеарная (простая) семья может быть как полной, так и неполной. Полной нуклеарной семьей считается семья, в которой есть муж, жена и дети. Неполной — семья без одного из супругов: обычно мать с ребенком, реже отец с ребенком. Сложная семья характеризуется тем, что состоит из представителей нескольких поколений. Развитие современной семьи во многом связано с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях. Это обусловлено действием таких факторов, как переход к рыночным отношениям, правовому государству, информационным технологиям.
2 Социология образования. Социология образования — отрасль социологии, изучающая систему образования как социальный институт, ее взаимодействие с обществом, а также внутренние механизмы и закономерности образования как особого вида социокультурной деятельности. Социология образования возникла в начале XX в. У истоков ее стоят М. Вебер, Э. Дюркгейм, Дж. Дьюи, Т. Парсонс. Они заложили методологические основы названной отраслевой социологии. Исходными здесь можно выделить концепции социальной стратификации, разделения труда, социализации личности. Следует отметить и методологическую роль марксовой теории двух видов производства (производства материальных благ и производства самого человека). Исходя из трактовки образования как категории социальной, следует отметить, что его состояние и функционирование определяется системой господствующих в обществе социальных связей и отношений. Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Экономика определяет материальную базу сферы образования, обусловливает его содержание в плане структуры дисциплин, спектра специальностей и профессий. Система образования, формируя гражданина, тем самым оказывает воздействие на политическую сферу общественной жизни. Она же воспроизводит социально-профессиональную структуру общества и выступает важнейшим средством социальной мобильности и социальных перемещений. Образование через культурно-воспитательную функцию оказывает влияние и на духовную жизнь общества. Вот данные исследований, проведенных среди городских жителей Казахстана, отражающие четкую корреляцию между уровнем образования и продолжительностью жизни, зависимость числа лиц, доживающих до пенсионного возраста, от уровня образования. Система взаимосвязи Человек — Общество находит отражение в разработанной Робертом Хэнви концепции глобального образования, включающей пять основных принципов. Первый принцип предполагает воспитание широты видения мира, признание равноценными и равноправными любые точки зрения на мир, любые «образы мира». Второй принцип ставит целью воспитание внимания к глобальным проблемам. Каждый должен понимать, что в силу существующей взаимосвязи людей состояние дел на нашей планете оказывает влияние на жизнь каждого, и напротив, от каждого зависит общее положение в социуме. Третий принцип предполагает воспитание уважения к чужой культуре, умение вести диалог на равных, понимание роли взаимообогащения культур, ценности культуры в ее многообразии. Четвертым принципом концепции глобального образования является формирование системного мышления, понимания природы различных систем, в том числе политических. Наконец, пятый принцип предполагает выработку умения видеть личностный смысл в любой деятельности, вырабатывать ее стратегию и тактику.
3 Социология религии. Религию можно охарактеризовать как сложное многоуровневое социальное образование, специфика и смысл существования которого определяются потребностью общества в священном. Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с явлениями духовными, священными, а не мирскими. Священное – это те аспекты социальной реальности, которые отделены от сферы обыденного и являются запретными. Мирское (профанное) – это те аспекты социальной реальности, которые носят обычный и повседневный характер. Религиозное поведение столь многообразно, что трудно себе его представить, не прибегая к какой-либо классификации. Хотя никакие категории не в состоянии дать полной картины богатства религиозного опыта человечества, социолог Рис Макджи предлагает схему, отличающуюся глубоким проникновением в предмет и вместе с тем удобную. Он выделяет простой супранатурализм, анимизм, теизм и систему абстрактных идеалов. С точки зрения истории и социологии, религиозное сообщество связано с миром сложными, неоднозначными, иногда парадоксальными отношениями. С одной стороны, религиозные институты обычно функционируют в обществе как гармонизирующий, стабилизирующий фактор, способствующий сохранению сложившегося социального статус-кво и тем самым укрепляющий положение властных структур. Но с другой стороны, религия может выступать и дестабилизирующим фактором, поскольку в ней всегда присутствует высокий нравственный стандарт, сообщающий ей критический потенциал. Наличие у религии критического потенциала в сочетании с традиционным авторитетом устоявшихся религиозных институтов определяет ту важнейшую роль, которую церковь играет в обществе. Религия как социальный институт выполняет в обществе следующие функции: мировоззренческая, компенсаторная, адаптационная, охранительная, социально-критическая и др.. Можно выделить разрушительные для общества аспекты религии. К ним относятся религиозная нетерпимость и фанатизм, приводящие к войнам и массовым преследованиям иноверцев и атеистов, а также изуверские формы поклонения, связанные с человеческими жертвоприношениями и самоистязаниями.
11 Экономическая социология
Экономическая социология сегодня – одна из наиболее ключевых отраслей социологического знания. Экономика является фундаментом, на котором строится социальная система, поэтому социология, как наука, стремящаяся исследовать всю совокупность общественных явлений – общество как целостную систему, не может оставить вне поля зрения экономическую сферу. История западной экономической мысли — это история постепенного расширения социального фона, на котором рассматривается развитие экономики. Истоки экономической социологии относятся к трудам представителей классической политической экономии: Адама Смита, Давида Рикардо, Джона Стюарта Милля. Наиболее интересны в этом отношении труды Адама Смита. А. Смит показал, что не наличие денежных запасов определяет благосостояние государства, а труд людей и создаваемые в ходе этого труда продукты, товары и услуги. Поэтому А. Смит общественную организацию труда поставил в основу своего теоретического анализа экономики, заложил теорию трудовой стоимости, что стало новой антропоцентрической (подчеркивающей значимость человека) системой экономики. Раньше в экономических теориях человек фактически не присутствовал. К источникам формирования экономической социологии также относиться теория капитализма Карла Маркса. Так, в качестве движущей силы развития общества К. Маркс определил экономическое противоречие – противоречие производственных сил и производственных отношений. Пять общественно-экономических формаций выстраиваются благодаря отношениям между антагонистическими классами. Эти отношения, ярко проявляющиеся в экономической сфере, определяют и социальную сферу общественной жизни. В. Рошера, Г. Шмоллер, Л. Брентано - каждая культура имеет свою специфику хозяйственной организации, это определяет экономику. Соответственно, эти ученые рассматривали многие вопросы взаимосвязи экономики с религией, правом, этикой и другими сферами общественной жизни. Исторически можно выделить четыре этапа становления экономической социологии, которые совпадают с периодами становления эмпирической социологии в целом. Первый этап становления экономической социологии (к. 1890-х гг. – к. 1920-х гг.) Формируются две школы: французская и немецкая школы экономической социологии. На этом этапе были сформированы основные теории экономической социологии и методологические концепции, появилась классическая экономическая социология.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 2116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.135.226 (0.013 с.) |