Учение Аристотеля и Платона об обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение Аристотеля и Платона об обществе



2 О. Конт: становление социологии. Основные социологические теории.

3 Взаимодействие государства и общества в трудах Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо.

4 Антипозитивистское направление в социологии. (М. Вебер)

5 К. Маркс: причины и механизмы смены общественно-экономических формаций.

6 Позитивистское направление в социологии. (Э. Дюркгейм)

7 Социология как наука. Объект и предмет науки.

8 Перспективы создания глобальной социальной системы.

9 Социальная структура как соотношение ролей.

10 Влияние идеологии на общество. Три мировых идеологии.

11 Развитие социологии в России конца 19 начала 20 века. Основные направления в развитии.

12 Социологическое исследование. Этапы социологического исследования

13 Социологическое исследование. Методы социологического исследования

14 Определение генеральной совокупности и выборки.

15 Основные составляющие макросоциологии

16 Влияние на современное общество научно-технической революции.

17 Типы обществ. Первобытное общество (охотничье-собирательное хозяйство, земледельческо-скотоводческое хозяйство).

18 Теория индустриального и постиндустриального общества.

19 Социальная группа. Значение группы

20 Социальная структура общества. Составляющие социальной структуры.

21 Стратификационная система современного российского общества

22 Системы социальной стратификации или исторические типы

23 Определение социального института. Виды институтов.

24 Определение семьи как социального института. Расширенная, нуклеарная, неполная семья.

25 Современная семья. Тенденции развития семьи.

26 Взаимосвязь экономики и социологии.

27 П.А. Сорокин: учение о социальной стратификации и мобильности.

28 Этнические общности. Эволюция человеческих общностей: стадо, род, племя, народность, нация.

29 Положительное значение девиантного поведения.

30 Действие тенденции глобализации в различных сферах.

31 Теория мировой системы и ее суть.

32 Тенденция глобализации как продолжение тенденции интеграции.

33 Межнациональные отношения и геополитика.

34 Основные составляющие микросоциологии

35 Процесс социализации. Этапы социализации. Механизмы социализации.

36 Социальный контроль. Сущность и элементы

37 Конформизм и девиантность.

38 Первичная социализация (жизненные циклы)

39 Вторичная социализация (жизненные циклы)

40 Формы социализации: физическое принуждение, авторитет, манипулирование.

41 Классификация социальных групп. Значение малой группы

42 Социальная организация. Понятие и типология.

43 Формальные организации как форма социальной организации.

44 Определение социализации, воспитания, образования. Значение социализации.

45 Неформальные организации как форма социальной организации.

46 Социальная мобильность

47 Каналы вертикальной мобильности

48 Управление в организациях. Иерархическая структура управления.

49 Причины социального недовольства: апатия, аномия, депривация.

50 Типы социальных конфликтов. Значение конфликтов в обществе.

51 Социология религии

52 Социология образование

53 Социальные проблемы

54 Общество с точки зрения представителей конфликтологического направления.

55 Общее влияние культуры на общество.

56 Общемировые тенденции в сфере межнациональных отношений.

57 Определение социального прогресса. Эволюционный и революционный пути развития.

58 Национализм как идеология.

59 Фундаментальные вопросы социологии.

60 Социальная система с точки зрения теории действия Т. Парсонса.

6 Рекомендуемая литература

Основная литература

 

1 Социология: Учебник / А.А. Горелов. - М.: Эксмо, 2008. - 496 с. - (Образовательный стандарт ХХI) - ISBN 5-699-13220-1.

2 Предыстория социологии: учебно-методическое пособие / А.Н. Елсуков, А.Н. Данилов. – Минск: ТетраСистем, 2011. – 192с. – ISBN 978-985-536-136-8.

3 История западной социологии: этапы, идеи, школы: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. – 863с. (Gaudeamus).

ISBN 978-5-8291-1187-8 (Академический Проект)

ISBN 978-5-98426- 088-6 (Гаудеамус)

4 Кувшинова, О. А. Социология [Текст]: учеб. пособие для вузов / О. А. Кувшинова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Урал. академия гос. службы", фил. в г. Оренбурге. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2010. - 132 с. - Глоссарий: с. 111-118. - Библиогр.: с. 119-123. - Прил.: с. 124-130. - ISBN 978-5-7410-1104-1.

5 Общая социология: учебное пособие/коллектив авторов; под ред. М.М. Вышегородцева. – М.: КНОРУС, 2011. – 280с. ISBN 978-5-406-00478-4.

6 Социология: Учеб. / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. - М.: Гардарики, 2009. - 432с: 0 - ISBN 5-8297-0007-7.

7 Социология / Н.В. Казаринова, О.Г. Филатова, А.Е. Хренов. - М.: NOTA BENE, 2008. - 271c - ISBN 5-8188-0008-3.

8 Социология: Учебник / С.С. Фролов.- 3-е изд., доп.. - М.: Гардарики, 2008. - 344с - ISBN 5-8297-0007-7.

 

Дополнительная литература

 

1 История социологии: Учебное пособие.- 2-е изд.,перераб. и доп.. - Минск: Высшая школа, 1997. - 381с. - ISBN 985-06-0270-8.

2 Социология: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 448 с. - (Золотой фонд российских учебников) - ISBN 5-238-00791-4.

3 Социология: Общий курс / Ж.Т. Тощенко.- 2-е изд., доп. и перераб.. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 527с - ISBN 5-94879-052-5.

4 Экономика и социология труда / И.И. Кулинцев.- 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2009. - 312с - ISBN 5-85873-076-0.

5 Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин.- 3-е изд.,перераб.и доп. - М.: Центр, 2009. - 224 с - ISBN 5-88860-055-5.

6 Социология труда: Учеб. пособие / О.В. Ромашов. - М.: Гардарики, 2009. - 320с - ISBN 5-8297-0019-0.

7 Социология образования: прикладной аспект / Ф.Э. Шереги, В.Г. Харчева, В.В. Сериков. - М.: Юристъ, 2007. - 304с.:: ил. - ISBN 5-7975-0019-1.

10 Социология для юристов: Учеб. пособие для вузов / С.И. Курганов, А.И. Кравченко. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 255с - ISBN 5-238-00078-2.

11 Социология: Учебник / С.С. Фролов.- 3-е изд., доп. - М.: Гардарики, 2008. - 344с - ISBN 5-8297-0007-7.

12 Социология: Учебник / А.И. Кравченко. - CПб.: Логос, 2009. - 432 с - ISBN 5-88782-167-1.

13 Социология = пер. с англ / Н. Смелзер. - М.: Феникс, 2008. - 688с - ISBN 5-7113-0106-3.

14 Социология: сотрудничество и конфликты: Учеб. пособие / С.Ф. Фролов. - М.: Юристъ, 2009. - 240с - ISBN 5-7357-0198-3.

15 Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, К,А. Радугин. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 192с - ISBN 5-87065-024-0.

16 Социология: Учебник / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов.- 2-е изд.,испр. и доп. - М.: Гардарики, 2008. - 512 с: ил. - ISBN 5-8997-0057-3.

17 Современная социология права: Учебник / В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук. - М.: Юристъ, 2009. - 297 с - ISBN 5-7357-0092-8.

Гаджиев, К.С.

18 Социологическое воображение = Пер. с англ / Ч. Р. Миллс. - М.: NOTA BENE, 2009. - 264с - ISBN 5-8188-0033-4.

19 Особенности российского низшего класса / Н. Е. Тихонова // Общественные науки и современность, 2010. - N 5. - С. 31-44. - Библиогр.: с. 40.

19 Управление персоналом организации: Практикум: Учеб. пособие / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 296с. - (Высшее образование) - ISBN 5-16-000616

20 Классики социологии. Классические труды по теории общества (Электронный ресурс): электронный учебник/ авт-сост. К.Н. Костюк. – М.: Кнорус, 2011 – ISBN 978-5-01058-7

21 Глобальный кризис и проблемы социального обновления России / Жуков В.И., Жуков Г.В.. – М.: Изд-во РГСУ, 2009. – 272 с – ISBN 978-5-7139-0675-7.

22 Исламизм, транснациональный терроризм и ближневосточные конфликты / Г.И. Мирский. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008. – 163 с – ISBN978-5-7598-0612-7.

23 Война и безопасность России в XXI/ В.И Добреньков, П.В. Агапов. – М.: Альма-Матер: Академический Проспект, 2011. -218с –ISBN 978-5-8291-1275-2. - ISBN 978-5-904993-02-3

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Адаптация социальная приспособление личности или к социальной среде с помощью различных средств.

Анкетирование — один из наиболее распространенных способов сбора социологической информации, основанный на опосредованном анкетой контакте исследователя с респонден­том

Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение)— одно из на­правлений в психологии и социологии, имеющее своим предме­том поведение людей, понимаемое как реакция на воздействие внешней среды (стимулы).

Брак - форма социальных отношений между мужчиной и жен­щиной, посредством которой определяются их супружеские и род­ственные права и обязанности.

Бюрократия — организация, деятельность которой предус­матривает иерархическую систему власти и строгое разделение управленческих функций на основе формальных норм, правил и процедур.

Валидность — основной показатель в социологическом ис­следовании, отражающий степень надежности полученных данных.

Взаимодействие социальное — система взаимообусловлен­ных социальных действий, при которой действия одного социального объекта зависят от действий другого.

Включенное наблюдение — метод сбора первичной социо­логической информации, предполагающий включение исследо­вателя в изучаемый социальный объект.

Власть — способность, право и возможность навязывать свою волю другим, оказывать определяющее воздействие на деятель­ность и поведение людей с помощью каких-либо средств.

Выборка — часть совокупности элементов объекта социоло­гического исследования, подлежащая непосредственному изуче­нию.

Гендер — совокупность социальных характеристик пола.

Генеральная совокупность — совокупность всех социальных объектов, подлежащих социологическому изучению.

Геноцид — политика и практика массового уничтожения пред­ставителей определенной расы или национальности.

Гипотеза — предположение о взаимосвязи явлений, требую­щее подтверждения эмпирическим или логическим путем.

Глобализм — понимание мира как целостной экономической, политической и социокультурной системы,

Глобальные проблемы современности — совокупность наи­более острых, жизненно важных общечеловеческих проблем, ре­шение которых требует объединения усилий всех стран мирового сообщества.

Государство — важнейший социально-политический инсти­тут, осуществляющий политическую власть и управление обще­ством.

Группа вторичная — группа, взаимодействие в которой обус­ловлено достижением определенной цели и носит формально-де­ловой характер.

Группа малая — небольшое число непосредственно кон­тактирующих индивидов, осуществляющих совместную дея­тельность.

Группа первичная — группа, взаимодействие в которой но­сит непосредственный, межличностной характер и предполагает взаимную поддержку.

Группа референтная — реальная или условная группа, с ко­торой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы и цен­ности которой ориентируется в своем поведении.

Группа социальная — совокупность взаимодействующих людей, объединившихся ради реализации общих интересов и це­лей.

Глобализация — серия тенденций социальных изменений, приводящих к смене локальной, территориально замкнутой социальной организации социаль­ной организацией глобального типа.

Государство — социальный институт, выполняющий в обществе функ­ции осуществления власти, координации и интеграции политической деятельнос­ти, превращающий политическое взаимодействие в ролевую систему «гражданин — чиновник» и локализующий это взаимодействие в специализированных учрежде­ниях — правительстве, парламенте и т.д.

Группа социальная — общность людей, возникающая на основе регу­лярного взаимодействия и характеризуемая следующими признаками: 1) разде­ляемые всеми членами группы ценности и возникающие на их основе нормы вза­имодействия внутри группы; 2) определенная структура, складывающаяся из ста­тусов и ролей внутри группы; 3) внешние поведенческие и вещественные атрибуты принадлежности к группе; 4) связанные с атрибутами представления о различиях между членами группы и другими людьми — групповое сознание.

Девиантное поведение — поступки или действия, не соответствующие нормам и правилам поведения.

Действие социальное — действие индивида, которое носит осознанный характер и ориентировано на других людей, их воз­можные ответные действия.

Демократия — власть народа, народовластие, т.е. форма по­литического режима, при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти.

Дифференциация социальная — процесс подразделения общества, специализации его составных частей, появление в них
новых структур, их статусов и функций.

Документальный метод — метод сбора социологической
информации, при котором главным ее источником являются документы (статистические данные, архивные материалы, публика,
протоколы собраний и т.д.).

Единица выборки — единица отбора и анализа данных при
выборочном социологическом обследовании.

Единство общества - особое качественное состояние общественной жизни, при котором, несмотря на наличие в обществе различных социальных групп и политических сил со своими специфическими интересами и целями, удается достичь высокого уровня их доверия, согласия и сотрудничества.

Законы социальные — необходимые, существенные, повторяющиеся и устойчивые взаимосвязи между социальными явле­ниями и процессами, определяющие характер и общее направле­ние развития общества.

Идеальный тип — теоретическая, логическая конструкция, позволяющая выявить ход процессов, как если бы они протекали в идеальных условиях. Понятие введено в социологию М. Вебером.

Идеология — система идей, выражающих интересы и ценно­сти общества или его части (класса, социального слоя, группы, партии и т.д.).

Изменение социальное — переход социальных систем, их элементов из одного состояния в другое.

Измерение социальное — процесс получения и изучения со­циологической информации о социальных явлениях и процессах на основе количественных данных и оценок.

Иммиграция — въезд иностранцев вкакую-либо страну на постоянное место жительства или на длительное время.

Институт социальный — устойчивый комплекс норм, правил, принципов, регулирующих наиболее важные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему статусов и ролей.

Институционализация — процесс определения и закрепления социальных норм, статусов и ролей, приведения их всистему, способную удовлетворять общественно-значимые потребности; процесс создания социальных институтов как устойчивых форм организации деятельности людей в обществе.

Интеграция социальная — совокупность процессов, благо­даря которым происходит соединение взаимодействующих эле­ментов в целостную социальную систему.

Интенсивность мобильности — одна из характеристик со­циальной мобильности, обозначающая число индивидов, меняю­щих социальные позиции за определенный промежуток времени.

Интеракция — процесс и отдельные акты социального взаи­модействия индивидов.

Интервью социологическое — целенаправленная беседа с це­лью получения ответов на вопросы, предусмотренные програм­мой социологического исследования.

Исследование социологическое — система логически пос­ледовательных методологических, методических и организаци­онно-технических процедур, связанных единой целью — получить достоверные данные об изучаемом явлении для их последующего практического применения.

Классы социальные — крупные социальные группы, объе­диняющие людей по критериям собственности, дохода, власти, престижа, уровня образования и др.

Идентичность — определение другими и самоопределение индивида как представителя социальной общности. Основные виды/компоненты идентичнос­ти: возраст, тендер (пол), профессия, место жительства, гражданство/националь­ность, этничностъ.

Индустриальное общество — тип социальной организации, возни­кающий в условиях доминирования промышленных технологий в экономике деятельности в других сферах — политике, науке и образовании, культуре, повсед­невной жизни.

Изменение социальное — процесс трансформации общества или его отдельных структур, фиксируемый эмпирически как сдвиг параметров, определя­ющих тип социальной организации,

Институт социальный — устойчивый комплекс норм, регулирующих взаимодействие в определенной сфере жизнедеятельности и превращающих эту сферу в систему социальных ролей. На существование социального института указывают три основных признака: 1) функция или функции; 2) набор ролей; 3) пространственно-временная локализация и материальные атрибуты взаимодей­ствия.

Интервью — вторая (после анкетирования) разновидность метода опроса, сбор данных в форме устных ответов на вопросы, задаваемые исследователем рес­понденту при личном общении.

Интерсубьективность — способ существования социальных феноме­нов, возникающих в процессе интерпретации индивидами ситуации взаимодей­ствия. Интерсубъективность с точки зрения феноменологической социологии — это фундаментальная характеристика социальных феноменов.

Качественные методы социологии - методы получения инфор­мации в виде неформализованных описаний объекта, которые интерпретируются с точки зрения смысла высказываний и поступков людей, созданных ими текстов, изображений и т.д. Качественные методы считаются «мягкими» по отношению к объекту, поскольку, применяя их, исследователи не навязывают объекту заранее разработанных жестких схем в виде закрытых вопросов или наборов признаков, подлежащих фиксированию при наблюдении.

Класс социальный — группа статусов, выделяемая по критерию места в системе разделения труда и способа получения дохода. В современном обществе можно выделить шесть основных социально-экономических классов: политичес­кая элита, капиталисты — собственники предприятий и ресурсов, свободные про­фессионалы — обладатели специфических навыков, приносящих доход в виде го­нораров, фермеры — собственники земли и работники на собственной земле, на­емные работники, разделяемые на две категории: «белые воротнички» - служащие и «синие воротнички» — рабочие, получатели социальной помощи, занимающие маргинальное положение в классовой структуре.

Классическая социология - совокупность исследований, создан­ных в конце XIX — начале XX в. и предопределивших развитие социологии как научной дисциплины, имеющей собственную предметную область и собственные методы исследовательской работы.

Количественные методы в социологии - методы получения информации о распределении в изучаемой совокупности некоторого числового признака, рассматриваемого как переменная. Полученные количественными ме­тодами данные можно подвергать статистическому анализу, выясняя, существует ли корреляция — статистически значимая связь между переменными.

Контент-анализ — метод сбора и анализа данных, заключающийся в создании статистической модели большого массива стандартных документов, от­ражающих исследуемые социальные явления и процессы. В качестве массовых стандартных документов в современной социологии рассматриваются в первую очередь сообщения масс-медиа: газетные и журнальные публикации, теле- и ра­диопередачи.

Конфликт социальный — столкновение между индивидами и соци­альными группами, обусловленное неодинаковым распределением между различ­ными социальными общностями социально значимых ресурсов.

Кризис социологии — ситуация, сложившаяся в социологии во вто­рой половине XX в. как следствие критики господствующих парадигм. В ходе кри­зиса вновь приобрела актуальность проблематика предметной области и методов социологии и развернулись дискуссии о том, что и как должны изучать социоло­ги, сложилась ситуация множественности парадигм.

Критическая теория общества - неомарксистский подход, опира­ющийся на концепцию общества как системы тотального, всепроникающего конт­роля. В критической теории господство и контроль в обществе связываются с неза­метной для людей, происходящей исподволь трансформацией естественных для человека влечений в «ложные» потребности, удовлетворение которых ведет не к свободному развитию личности, а к укреплению сложившегося социального порядка.

Культура — совокупность ценностей, символов, ритуалов и обычаев, фор­мирующих образ жизни людей. Культура определяет то, что люди знают и во что верят, как они понимают и оценивают окружающий мир, создают вещи и форму­лируют идеи.

Контркультура — субкультура, которая противостоит господ­ствующей в обществе культуре, находится с ней в конфликте.

Контроль социальный система социальной регуляции по­ведения людей с целью укрепления порядка и стабильности в об­ществе.

Конформизм — принятие господствующих в обществе идей, ценностей, норм и приспособление к существующему обществен­ному порядку.

Корреляция — функциональная зависимость между двумя пе­ременными величинами, при которой каждому значению одной из них соответствует вполне определенное значение другой.

Культура социальная — система социально значимых зна­ний, ценностей, норм, традиций, организующих жизнедеятель­ность людей в обществе.

Личность — устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих индивиду как члену общества. Сознательный субъект целенаправленной деятельности, кото­рый формируется в результате индивидуального, определяемого своеобразием жизненного опыта, усвоения и использования лишь части из тех способов мыс­лить и действовать, которые даны как возможности в рамках данной социальной организации.

Люмпены — деклассированные элементы, находящиеся «на дне» общества и утратившие общепринятые ценности, нормы, правила поведения (нищие, бродяги, бомжи, уголов­ники и т.п.).

Легитимность — правомочность в представлении людей инстанций вла­сти и распоряжений, исходящих от носителей власти.

Макросоциология — совокупность исследований, основывающихся на «реалистической» онтологической ориентации и сфокусированных на надинди-видуальных структурах. К предмету макросоциологии можно отнести устройство общества, взаимовлияние его частей, например, политических и экономических институтов, социальную эволюцию, например, изменение на протяжении десяти­летий и даже столетий роли семьи в определении социального статуса индивидов, структуру общественного мнения, например, соотношение долей избирателей, поддерживающих различные политические партии, и т.п.

Методология — система представлений об исходных принципах и эффек­тивных способах познания, положенная в основу исследовательской работы.

Микросоциология — совокупность исследований, основывающихся на «номиналистической» онтологической ориентации и сфокусированных взаимо­действиях индивидов. К предмету микросоциологии можно отнести поведение внутри малых групп, например в семье, взаимосвязь между осознанием индиви­дами своего социального статуса и исполнением ими социальных ролей, ситуа­ции, в которых индивиды социализируются, т.е. усваивают ценности и социальные нормы, и т.д.

Маргиналы (от лат. marginalis — находящийся на краю) — люди, находящиеся в промежуточном положении между разны­ми социальными группами.

Миграция — территориальное перемещение каких-либо групп населения.

Мобильность социальная — изменение индивидом или груп­пой своей позиции в социальном пространстве. Различают вер­тикальную и горизонтальную мобильность. Первая сопровожда­ется повышением или понижением социального статуса, вторая не предполагает изменения статуса.

Модернизация — совокупность технологических, экономи­ческих, социальных, политических, культурных перемен, направ­ленных на совершенствование общества, его адаптацию к требо­ваниям современности.

Народность — одна из форм социально-этнической общно­сти, характерная для аграрного, доиндустриального общества и складывающаяся прежде всего на этиотерриториальной основе.

Нация — исторически высший тип социально-этнической общности, для которого характерны единство территории, эконо­мической жизни, культуры и национального самосознания.

Неравенство социальное — социальное положение, при ко­тором люди ие имеют равного доступа к общественным благам.

Нормы социальные — правила поведения, ожидания и стан­дарты, регулирующие социальные взаимодействия между людьми.

Наблюдение - метод сбора данных в виде регистрации (записи результатов) целенаправленного и непосредственного восприятия событий, явлений. По степени контакта с объектом исследования можно выделить два вида наблюде­ния: включенное и невключенное.

Неравенство социальное — неодинаковый доступ к ресурсам в со­ответствии с социальным статусом. Социально значимые ресурсы разнообразны и варьируются от культуры к культуре, от эпохи к эпохе, но все разнообразие мо­жет быть сведено к трем категориям: богатство, власть, престиж.

Нормы социальные — служащие регулятивами социального взаимо­
действия ожидания поведения, обусловленные ненце -«ми как представлениями
о должном.

Нуклеарная семья — форма семьи, для которой характерно наличие ядра — супружеской или партнерской пары, живущей вместе с детьми и бли­жайшими родственниками.

Обмен социальный — разработанная американским социологом Дж. Хомансом модель социального взаимодействия, рассматриваемого как процесс обмена, каждый участник которого получает выгоду в результате действий других участников и в свою очередь совершает действия, приносящие им выгоду. В каче­стве выгод рассматриваются как материальные блага, так и нематериальные, сим­волические блага — знаки уважения, престижа, положительные эмоции и т.п.

Общество — исторически сложившийся тин социальной организации, то есть социальной обусловленности явлений и процессов. Эта социальная органи­зация явлений и процессов возникает вследствие совместной жизни, взаимодей­ствий людей, оказывает влияние на их мышление и поведение, проявляется в по­ступках, идеях, вещах, созданных людьми во всех сферах их жизнедеятельности.

Операционализация — процедура перевода теоретических понятий в переменные и эмпирические индикаторы.

Отношения социальные — форма взаимодействия, для которой ха­рактерна координация поступков на основе соотнесения их с общественным по­ложением участников взаимодействия. Поскольку поступки каждого индивида ориентированы не на ситуацию или содержание действий других участников вза­имодействия, а на их принадлежность к тон или ивой статусной категории, взаи­модействие приобретает характер устойчивых, то есть повторяющихся от ситуа­ции к ситуации связей взаимно ориентированных поступков — отношений сотруд­ничества, конкуренции, конфликта и т.д.

Общественное мнение — совокупность суждений, представ­лений, оценок, отражающих отношение общества или его части к событиям, фактам, явлениям общественной жизни.

Общность социальная — реально существующая, эмпири­чески фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся от­носительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Обычай — воспринятая из прошлого форма социальной ре­гуляции повеления людей, которая постоянно воспроизводится в обществе или социальной группе.

Опрос социологический — один иа основных способов по­лучения первичной социальной информации путем обращения с вопросами (в устной или письменной форме) к представителям определенной социальной группы.

Организация социальная — объединение людей, совместно реализующих общие цели и действующих на основе определен­ных правил и процедур.

Парадигма в социологии — система наиболее важных прин­ципов и основ теории, определяющая ее концептуально-методоло­гический подход к постановке и решению социальных проблем.

Пилотажные исследовании — предварительные, пробные ис­следования преимущественно методической направленности, цель которых — проверка качества социологического инструментария.

Прогнозирование социальное — изучение конкретных пер­спектив развития социальных явлений и процессов в целях опти­мизации и управления в этой области.

Прогресс социальный — направление общественного разви­тия, при котором происходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более слож­ным и высоким; совершенствование социального устройства об­щества и улучшение условий жизни человека.

Программа исследования — изложение целей, общей кон­цепции, исходных гипотез социологического исследования, а так­же конкретизация плана его проведения.

Процесс социальный — совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, выделяемых из множе­ства других; последовательная смена состояний общества или его отдельных систем.

Постиндустриальное общество - тин социальной организации, возникающий па основе замещения промышленных технологий информационно-коммуникационными технологиями.

Постмодернизм — эстетическое и идейное течение, в основе которого лежит скептическое и даже ироническое отношение к ценностям, господствовав­шим на протяжении XIX и больше» части XX в. Отправной пункт постмодерниз­ма — сомнение в том, что научный и технический прогресс, подчинение природ­ных процессов и управление процессами социальными есть безусловное благо, что все это избавляет человечество от материальных проблем, страхов и предрас­судков; сомнение в том, что политическая и индивидуальная свобода избавляет от несправедливости неравенства и угнетения. Постмодернизм предполагает устра­нение традиционных бинарных оппозиций и уравнивание значения «нового» и «старого», «архаичного» и «современного», «рационального» и «иррационально­го», «объективного» и «субъективного», «научного» и «ненаучного» и т.д.

Предмет социологии — социальная обусловленность явлений, прояв­ляющаяся в обусловленности связями, складывающимися между различными видами деятельности, событиями и ситуациями в ходе совместной жизни людей. и в обусловленности тем, что люди следуют ценностям, моральным нормам, обы­чаям, привычкам, связанным с принадлежностью к общности -- этнической, ре­лигиозной, профессиональной и т.п.

Прикладная социология — совокупность исследований, целью кото­рых является получение практически полезного знания. Основным результатом прикладного исследования является выработка с помощью научных средств — теоретических моделей — и эмпирических методик — решения конкретной про блемы за пределами сферы поиска научной истины. Исследования прикладного характера ведутся главным образом специализированными организациями, дей­ствующими на коммерческой основе и образующими своего рода индустрию ис­следований на заказ.

Пространство социальное - в теории П. Бурдье комплекс отноше­ний, объединяющих и разделяющих агентов символически и физически. Симво­лическое разделение — это разделение индивидов на категории, представители которых больше или меньше стремятся взаимодействовать друг с другом, больше или меньше похожи но образу жизни. Соответственно эти категории «ближе» или «дальше» друг от друга в социальном пространстве. Символическое разделение приводит к разделению физическому, когда жизнь представителей различных об­щностей (этнических, религиозных, профессиональных и т.д.) концентрируется в разных регионах, районах, кварталах, зданиях и т.н.

Протосоциология — совокупность созданных в середине — конце XIX в. проектов науки об обществе, заложивших концептуальные основы развития со­циологии, но остававшихся органичной 'частью философских и мировоззренчес­ких доктрин.

Рациональный выбор — центральное понятие научного подхода, осно­вывающегося на рассмотрении социального взаимодействия как процесса коорди­нации действий людей, стремящихся к достижению индивидуальных целей. Рацио­нальность выбора определяется оптимальностью стратегии поведения. Индивид выбирает из альтернатив — фиксированного набора возможных вариантов дей­ствий — тот вариант, который даст наилучший результат.

Развитие социальное — социальное изменение, ведущее к по­явлению новых общественных отношений, новых социальных ценностей, норм, институтов и т.д.

Разделение труда — дифференциация видов трудовой дея­тельности, складывающаяся в обществе и служащая одним да ис­точников общественного развития.

Революция социальная — коренной, качественный перево­рот в развитии общества, способ смены одной социально-эконо­мической и политической системы другой.

Репрезентативность — способность выборочного исследо­вания (выборки) отражать, представлять основные параметры и характеристики генеральной совокупности, т.е. совокупности всех изучаемых социальных объектов.

Респондент — лицо, опрашиваемое в процессе анкетирова­ния или проведения социологического интервью.

Реформа социальная — проведение различных мероприя­тий по преобразованию тех или иных сторон общественной жиз­ни; изменение отдельных частей и структурных элементов соци­альной системы общества.

Роль социальная — динамический аспект социального ста­туса; поведение, которое ожидается от индивида, имеющего оп­ределенный социальный статус.

Санкции социальные — социальные наказания и поощре­ния, стимулирующие людей соблюдать общепринятые нормы и правила поведения.

Секуляризация — процесс освобождения различных сфер общественной жизни (политики, права, науки, культуры, образо­вания, семьи) от влияния и воздействия религии и церкви.

Семья — основанное на кровном родстве, браке или опекун­стве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Система социальная — целостное структурированное об­разование, основными элементами которого являются индиви­ды, их группы и общности, социальные институты, организации и др.

Социализация личности — процесс включения личности в общество, усвоения ею общественного опыта, культурных цен­ностей, социальных ролей, норм и правил поведения. На основе социализации происходит формирование социально значимых качеств личности, позволяющих ей принимать полноценное уча­стие в жизни общества.

Социология — наука о законах функционирования и разви­тия общества и его структурных элементов, о механизмах и фор­мах проявления социальных процессов и отношений, о законо­мерностях социального Поведения людей, групп и общностей.

Социометрия — изучение структуры межличностных отно­шений в малых группах.

Среда социальная — совокупность социальных условий жиз­недеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение.

Статус социальный — позиция индивида в обществе, пред­полагающая определенные права и обязанности.

Статус предписанный — статус, который индивид получает от рождения независимо от своей воли и своего желания.

Статус достигнутый — статус, который индивид приобрета­ет благодаря собственным усилиям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.150.98 (0.104 с.)