Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6 - 7 Социальные институты, группы и общности
План лекционного занятия 1 Социальные институты: виды и функции. 2 Социальные группы и общности. 3 Социальная организация. Структура управления. 4 Социальный конфликт. Основные положения 1 Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения. Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы. Социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Исходя из этого институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов: 1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
2) формирование общих целей; 3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок; 4) появление процедур, связанных с нормами и правилами; 5) институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение; 6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях; 7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института. Под социальным механизмом регулирования общества понимается устойчивая структура типов поведения социальных субъектов, а также взаимодействия этих субъектов между собой по поводу производства, распределения и потребления материальных благ и услуг. Регулятивные свойства социального механизма определяются, с одной стороны, правовыми, экономическими и социальными институтами общества, а с другой — социально-экономическим положением разных социальных субъектов, состоянием их экономического сознания, мышления, поведения. Специфику социального механизма составляет принцип построения структуры социальных связей и отношений, в которых социальные субъекты находятся друг к другу. Существуют механизмы внутреннег о регулирования (социализация) и механизмы внешнего регулирования, связанные с управляющим воздействием на индивида (социальную группу, сообщество). Принцип действия внешних социальных механизмов детерминирован структурой ролевых ожиданий социальной группы (сообщества) и степенью их соответствия ожиданиям индивида. Социальная группа. Понятия социальной группы и социальной общности являются наиболее дискуссионными в социологическом сообществе. Существуют различные взгляды на трактовку обоих этих понятий, из которых можно выделить 2 самых распространенных: 1 Общности обозначаются как синонимы социальных групп. В этом случае социологи, как правило, не рассматривают общность как таковую, ограничиваясь подробным разбором определения социальной группы. 2 Понятия социальная группа и социальная общность достаточно различаются.
Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. В этом определении можно увидеть два существенных условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой: 1) наличие взаимодействий между ее членами; 2) появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов. Социальные группы можно рассматривать как общности людей с устойчивыми взаимодействиями и наличием взаимных ожиданий, координацией действий, кооперацией и солидарностью по поводу общих целей и культурных образцов. Каждый индивид в разные моменты своей жизни входит на правах участника в несколько групп. Так, он является членом семьи, студенческой группы, спортивного общества, дружеской группы и т.д. В результате социолог, изучающий общество, сталкивается с огромным числом самых разнообразных групп, различающихся по размерам, степени организованности, характеру внутригрупповых взаимодействий, поведению членов группы и многим другим признакам. Эта пестрая картина усложняется тем, что oдни и те же люди через призму своего социального опыта и своей культуры видят по-разному эти группы. Все это говорит о необходимости начинать изучение социальных групп с классификации, позволяющей выделять и оценивать основные виды групп, а также определять степень внутригруппового и межгруппового взаимодействия. Классификация групп. 1 Ингруппа и аутгруппа. 2 Референтные. 3 Первичные и вторичные группы. 4 Большие и малые. Социальная общность - это совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения. Для социальных общностей характерно наличие самых общих объединительных признаков. К важнейшим исходным социальным общностям относятся национально-этнические образования, возникающие на почве общности историко-географического происхождения, культуры, и демографические, связанные с социально-биологической природой человека. С развитием общества появляются общности, связанные с дифференциацией трудовой деятельности, со спецификой социально-экономического положения, развитием поселенческих образований и др. В связи с этим можно говорить о социальных срезах или социальных подструктурах общества: национально-этнической, социально-демографической, социально-профессиональной, социально-классовой, поселенческой и других. Социальная организация. Термин “организация” (от франц. organisation, позднелат. оrganiso – сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях: 1) как элемент социальной структуры общества; 2) как вид деятельности какой-либо группы; 3) как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы. В этом плане социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели. Организация - социальной группы, ориентированной на достижение взаимосвязанных специфических целей и на формирование высокоформализованных структур. Часто к определению организации добавляют такие специфические черты, как наличие координирующего и управляющего органа и разделение труда между ее членами. Однако эти черты проявляются в основном и крупномасштабных организациях и не являются строго обязательными для всех организованных социальных групп.
Элементы организации. Организации - это весьма изменчивые и высокосложные социальные образования. - социальная структура; - цели; - члены организации; - технология; - внешнее окружение. Управление в организациях Каждая организация имеет искусственную, созданную людьми природу. Кроме того, она всегда стремится к усложнению своей структуры и технологии. Эти два обстоятельства делают невозможным эффективно контролировать и координировать действия членов организации на неформальном уровне или на уровне самоуправления. Каждая более или менее развитая организация должна иметь в своей структуре специальный орган, основным видом деятельности которого служит выполнение некоторой совокупности функций, направленных на обеспечение участников организации целями, координацию их усилий. Такой вид деятельности называется управлением. Управление - это функция специфического органа организации, которая обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей. Впервые характеристики управления организации были определены Генри Файолем, одним из основателей научной теории управления. По его мнению, наиболее общими характеристиками являются: планирование общего направления действия и предвидение; организовывание человеческих и материальных ресурсов; выдача распоряжений для удержания действии работников в оптимальном режиме, координация различных действий для достижения общих целей и контролирование поведения членов организации в соответствии с существующими правилами и нормами. Методы управления – это комплекс социальных методов целенаправленного воздействия на работников, группы и коллективы. На каждом уровне управление сталкивается со специфическими проблемами, а значит, и вырабатывает соответствующие методы, одни из них применимы в каждом из трех случаев, применение других ограничено каким-либо одним случаем. По отношению к отдельному работнику предприятия можно выделить разные виды воздействия (методы социального управления) на его поведение:
o прямое (приказ, задание); o через мотивы и потребности (стимулирование); o через систему ценностей (воспитание, образование и т.д.); o через окружающую социальную среду (изменение условий труда, статуса в административной и неформальной организации и др.). Бюрократия Пока организации остаются относительно малочисленными, они зачастую достаточно успешно функционируют на основе непосредственного личного взаимодействия между их членами. Но если крупная организация заинтересована в достижении каких-то целей, она не может обойтись без утверждения формальных производственных и административных процедур. Только после того как процедуры производства и управления будут четко отлажены, организация сможет функционировать по-настоящему эффективно. Этому требованию отвечает бюрократия – социальная структура, основанная на иерархии должностей и ролей, предписанных четкими правилами и стандартами, и на разделении функций и власти. Социологи используют этот термин в смысле, совершенно отличном от тех негативных значений, которые слово “бюрократия” приобретает в быту. 4 Современная конфликтная теория возникла как реакция на функционализм. Теоретические предпосылки конфликтологического подхода были сформулированы в трудах К. Маркса и Г. Зиммеля. Значительный вклад в теорию конфликта был сделан Р. Дарендорфом и Л. Козером. Концепция немецкого социолога положила начало конфликтному стуктурализму. Согласно ее основным положениям причинами конфликта являются неравномерное распределение власти и авторитета внутри "императивно координированных ассоциаций" и осознание их членами своих интересов. Конфликт приобретает остроту, если распределение власти в значительной степени связано с распределением ресурсов, если увеличивается относительное обнищание и уменьшается интенсивность мобильности, если он носит неинституционализированный характер. По мнению Дарендорфа, наиболее острые конфликты способны вызвать серьезные структурные изменения. Концепция же американского социолога даст начало конфликтному функционализму. Основными причинами конфликта называются: сомнения неимущих групп в законном характере существующего порядка распределения дефицитных ресурсов, относительное обнищание групп, низкая интенсивность социальной мобильности и отсутствие каналов выражения недовольства. Острота и продолжительность конфликта обусловлены наличием многочисленных причин и условий его возникновения, жесткостью социальной структуры, концентрацией вокруг ценностей, усилением эмоционального начала, отсутствием согласия между группами относительно символов побед и поражений и др. В отличие от Дарендорфа Козер большее внимание уделяет функциям конфликта. К ним он относит установление четких границ для конфликтных групп, внутригрупповую интеграцию, образование новых ассоциативных коалиций, стимулирование социальных изменений.
Под конфликтом в современной социологии понимается противостояние или противоборство, по меньшей мере, двух сторон по поводу распределения ценностей, ресурсов и власти. Выделяются два способа завершения конфликта: регулирование и разрешение. Первый из них предполагает разработку и применение ряда мер, направленных на ограничение масштабности конфликта и снижение степени его остроты. Второй — направлен на устранение причин, вызвавших конфликт.
Вопросы семинара 6 1 Общественное мнение как институт социального контроля. 2 Объекты, структура и функции общественного мнения. 3 Публика и толпа. Вопросы семинара 7 1 Организация и коллектив.
9 Этнические общности. 10 Малые группы.
Задания к теме 1 Под социальным институтом понимают: 1)объединение людей, создаваемое ими для удовлетворения определенной совокупности личных и общественных потребностей; 2)организационную форму той или иной социальной системы, упорядочивающую совокупность отношений между людьми, образующими ее; 3)учебно-воспитательную организацию, в которой члены общества проходят процесс вторичной социализации и приобщаются к предстоящей в будущем деятельности в рамках формальных организаций; 4)устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере общественной жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов.
2 Важнейшей предпосылкой институционализации является: 1)объединение воли и желания всех индивидов, составляющих данный социум; 2)успешное прохождение большинством индивидов процесса социализации; 3)интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей и формирование на этой основе новых систем потребностей личности, ценностных ориентации и ожиданий; 4)стремление членов общества к консенсусу.
3 Выберите из указанных ниже систем те, которые относятся к самоорганизующимся: 1)армейское подразделение; 2)внеформальная группа; 3)школьный класс; 4)конструкторское бюро.
4 Понятие «институционализация» означает: 1)признание достигнутого социального статуса индивида; 2)учреждение социального института определенной группой лиц; 3)проверку степени соответствия поведения индивида тому, что считается общепринятым; 4)закрепление общественной практики или какой-то области общественных отношений в виде закона, социальной нормы или общепринятого порядка.
5 Репродуктивные функции в обществе осуществляют: 1)политические институты; 2)экономические институты; 3)правовые институты; 4)брачно-семейные институты.
6 Брачно-семейные институты включают в себя: 1)только аскриптивные статусы; 2)только достигаемые статусы; 3)и те и другие; 4)ни те ни другие.
7 Выберите из приведенного списка имена социологов, являющихся основоположниками конфликтного подхода а) К. Маркс б) Т.Парсонс в) М.Вебер г) Г.Зиммель д)Р. Дарендорф е)Л.Козер ж) П.Блау
8 Какие из указанных видов конфликтов легче разрешаются: а) конфликты ценностей б) конфликты интересов в) институционализированные г) неинституционализированные
9 Возникает тогда, когда одна сторона стремиться к реализации своих интересов в ущерб интересам другой: а) организация б) конфликт в) институционализация г) социализация
10 Конфликтная ситуация, когда 16-летней дочери родители запрещают приходить домой позже 22 часов, а она настаивает до 24, описывает: а) статусный конфликт; б) культурный конфликт; в) конфликт между поколениями; г) ролевой конфликт и ролевое бесправие тинэйджеров.
11 Понятие «первичная группа» ввел: A. Дж. Хоманс. B. Ч. Кули.
12 Автором техники измерения социопсихологических отношений в малых группах является: A. Э. Мэйо. Б. А. Этциони. B. Д. Морено.
13 Концепцию лидерства в малых группах создал: A. К. Левин. Б. Дж. Хоманс. B. Э. Мэйо.
14 Назовите три основных типа лидерства: А. ________________________________________________________________ Б. ________________________________________________________________ В. ________________________________________________________________
15 Социальная самоорганизация как процесс – это ____________________ ______________ поведение __________________________, преследующих _________________________ интересы и цели, соблюдая принятые в данном обществе нормы.
16 Управление — это ________________________________________________ ________________________ органа управления, функциями которого являются: обеспечение ____________________________________________________, балансирование функций объекта управления, профилактика и разрешение различных ______________________________.
17 Назовите одно из трех отличий социального управления от социальной самоорганизации: А. _________________________________________________________________ Б.____________________________________________________________
18 Выделяют различные позиции человека в деловой организации. Назовите любые четыре из них: А. ……………………………. Б. ……………………………. В. …………………………… Г. …………………………….
19 Конкуренция – это процесс …………………………..социальных……………………….за…………………в достижении одних и тех же ………………………………………., за доступ к идентичным или сходным……………………………в рамках одобряемых и контролируемых правил либо вне таких правил.
20 Маркс, Дюркгейм и Парк выделяют четыре стадии конкуренции. Назовите любые две из них: А. …………………………………………… Б. ……………………………………………
21 …………………………………….конкуренция предполагает существование полностью………………………….выбора, полностью………………….действий, а также…………………………возможностей…………………………..информированности каждого субъекта, участвующего в процессе конкуренции.
22 ………………………………….конкуренция – это когда…………………..субъекты обладают……………………..информацией об объекте, за доступ к которому они стремятся; обладают…………………….ресурсами в борьбе с конкурентами.
23 Управление – это………………………………………………..органа управления, функциями которого являются обеспечение…………………………, балансирование функций объекта управления, профилактика и разрешение различных……………………..
Основная литература 1 Кувшинова, О. А. Социология [Текст]: учеб. пособие для вузов / О. А. Кувшинова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Урал. академия гос. службы", фил. в г. Оренбурге. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2010. - 132 с. - Глоссарий: с. 111-118. - Библиогр.: с. 119-123. - Прил.: с. 124-130. - ISBN 978-5-7410-1104-1. 2 Общая социология: учебное пособие/коллектив авторов; под ред. М.М. Вышегородцева. – М.: КНОРУС, 2011. – 280с. ISBN 978-5-406-00478-4.
Дополнительная литература 1 Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин.- 3-е изд.,перераб.и доп. - М.: Центр, 2009. - 224 с - ISBN 5-88860-055-5. 2 Социология: Учебник / А.И. Кравченко. - CПб.: Логос, 2009. - 432 с - ISBN 5-88782-167-1. 3 Социология: Учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. - М.: Гардарики, 2009. - 432с - ISBN 5-7762-0041-5. 4 Социология = пер. с англ / Н. Смелзер. - М.: Феникс, 2008. - 688с - ISBN 5-7113-0106-3. 5 Социология: Учебник / С.С. Фролов.- 3-е изд., доп.. - М.: Гардарики, 2008. - 344с - ISBN 5-8297-0007-7. 6 Сафонов, А. Л. Концептуальные проблемы теории этноса в контексте глобализации / А. Л. Сафонов, А. Д. Орлов // Alma mater: Вестник высшей школы, 2012. - № 2. - С. 17-21. - Библиогр.: с. 21. 7 Ишкова, А. В. Портрет идеального руководителя / Ишкова А. В., Черная Л. Е. // Менеджмент в России и за рубежом,2010. - № 6. - С. 128-135. - Библиогр.: с. 134-135 8 Всероссийский институт изучения общественного мнения // Режим доступа http://www.wciom.ru 9 Институт социологии РАН // Режим доступа http://www.isras.rssi.ru 10 Журнал социологии и социальной антропологии // Режим доступа http://www.soc. pu.ru: 8101 /publications/j ssa. 11 Журнал «Социологические исследования» // Режим доступа http://www.isras.rssi. ra/RJSocis.ntm.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.099 с.) |