Тема 6 - 7 Социальные институты, группы и общности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6 - 7 Социальные институты, группы и общности



План лекционного занятия

1 Социальные институты: виды и функции.

2 Социальные группы и общности.

3 Социальная организация. Структура управления.

4 Социальный конфликт.

Основные положения

1 Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Исходя из этого институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2) формирование общих целей;

3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5) институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Под социальным механизмом регулирования общества понимается устойчивая структура типов поведения социальных субъектов, а также взаимодействия этих субъектов между собой по поводу производства, распределения и потребления материальных благ и услуг. Регулятивные свойства социального механизма определяются, с одной стороны, правовыми, экономическими и социальными институтами общества, а с другой — социально-экономическим положением разных социальных субъектов, состоянием их экономического сознания, мышления, поведения. Специфику социального механизма составляет принцип построения структуры социальных связей и отношений, в которых социальные субъекты находятся друг к другу. Существуют механизмы внутреннег о регулирования (социализация) и механизмы внешнего регулирования, связанные с управляющим воздействием на индивида (социальную группу, сообщество). Принцип действия внешних социальных механизмов детерминирован структурой ролевых ожиданий социальной группы (сообщества) и степенью их соответствия ожиданиям индивида.

Социальная группа.

Понятия социальной группы и социальной общности являются наиболее дискуссионными в социологическом сообществе. Существуют различные взгляды на трактовку обоих этих понятий, из которых можно выделить 2 самых распространенных:

1 Общности обозначаются как синонимы социальных групп. В этом случае социологи, как правило, не рассматривают общность как таковую, ограничиваясь подробным разбором определения социальной группы.

2 Понятия социальная группа и социальная общность достаточно различаются.

Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

В этом определении можно увидеть два существенных условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой: 1) наличие взаимодействий между ее членами; 2) появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.

Социальные группы можно рассматривать как общности людей с устойчивыми взаимодействиями и наличием взаимных ожиданий, координацией действий, кооперацией и солидарностью по поводу общих целей и культурных образцов. Каждый индивид в разные моменты своей жизни входит на правах участника в несколько групп. Так, он является членом семьи, студенческой группы, спортивного общества, дружеской группы и т.д. В результате социолог, изучающий общество, сталкивается с огромным числом самых разнообразных групп, различающихся по размерам, степени организованности, характеру внутригрупповых взаимодействий, поведению членов группы и многим другим признакам. Эта пестрая картина усложняется тем, что oдни и те же люди через призму своего социального опыта и своей культуры видят по-разному эти группы. Все это говорит о необходимости начинать изучение социальных групп с классификации, позволяющей выделять и оценивать основные виды групп, а также определять степень внутригруппового и межгруппового взаимодействия.

Классификация групп.

1 Ингруппа и аутгруппа.

2 Референтные.

3 Первичные и вторичные группы.

4 Большие и малые.

Социальная общность - это совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения. Для социальных общностей характерно наличие самых общих объединительных признаков. К важнейшим исходным социальным общностям относятся национально-этнические образования, возникающие на почве общности историко-географического происхождения, культуры, и демографические, связанные с социально-биологической природой человека. С развитием общества появляются общности, связанные с дифференциацией трудовой деятельности, со спецификой социально-экономического положения, развитием поселенческих образований и др. В связи с этим можно говорить о социальных срезах или социальных подструктурах общества: национально-этнической, социально-демографической, социально-профессиональной, социально-классовой, поселенческой и других.

Социальная организация.

Термин “организация” (от франц. organisation, позднелат. оrganiso – сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях: 1) как элемент социальной структуры общества; 2) как вид деятельности какой-либо группы; 3) как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы. В этом плане социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели.

Организация - социальной группы, ориентированной на достижение взаимосвязанных специфических целей и на формирование высокоформализованных структур.

Часто к определению организации добавляют такие специфические черты, как наличие координирующего и управляющего органа и разделение труда между ее членами. Однако эти черты проявляются в основном и крупномасштабных организациях и не являются строго обязательными для всех организованных социальных групп.

Элементы организации. Организации - это весьма изменчивые и высокосложные социальные образования.

- социальная структура;

- цели;

- члены организации;

- технология;

- внешнее окружение.

Управление в организациях

Каждая организация имеет искусственную, созданную людьми природу. Кроме того, она всегда стремится к усложнению своей структуры и технологии. Эти два обстоятельства делают невозможным эффективно контролировать и координировать действия членов организации на неформальном уровне или на уровне самоуправления. Каждая более или менее развитая организация должна иметь в своей структуре специальный орган, основным видом деятельности которого служит выполнение некоторой совокупности функций, направленных на обеспечение участников организации целями, координацию их усилий. Такой вид деятельности называется управлением.

Управление - это функция специфического органа организации, которая обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей.

Впервые характеристики управления организации были определены Генри Файолем, одним из основателей научной теории управления. По его мнению, наиболее общими характеристиками являются: планирование общего направления действия и предвидение; организовывание человеческих и материальных ресурсов; выдача распоряжений для удержания действии работников в оптимальном режиме, координация различных действий для достижения общих целей и контролирование поведения членов организации в соответствии с существующими правилами и нормами.

Методы управленияэто комплекс социальных методов целенаправленного воздействия на работников, группы и коллективы.

На каждом уровне управление сталкивается со специфическими проблемами, а значит, и вырабатывает соответствующие методы, одни из них применимы в каждом из трех случаев, применение других ограничено каким-либо одним случаем. По отношению к отдельному работнику предприятия можно выделить разные виды воздействия (методы социального управления) на его поведение:

o прямое (приказ, задание);

o через мотивы и потребности (стимулирование);

o через систему ценностей (воспитание, образование и т.д.);

o через окружающую социальную среду (изменение условий труда, статуса в административной и неформальной организации и др.).

Бюрократия

Пока организации остаются относительно малочисленными, они зачастую достаточно успешно функционируют на основе непосредственного личного взаимодействия между их членами. Но если крупная организация заинтересована в достижении каких-то целей, она не может обойтись без утверждения формальных производственных и административных процедур. Только после того как процедуры производства и управления будут четко отлажены, организация сможет функционировать по-настоящему эффективно. Этому требованию отвечает бюрократиясоциальная структура, основанная на иерархии должностей и ролей, предписанных четкими правилами и стандартами, и на разделении функций и власти. Социологи используют этот термин в смысле, совершенно отличном от тех негативных значений, которые слово “бюрократия” приобретает в быту.

4 Современная конфликтная теория возникла как реакция на функционализм. Теоретические предпосылки конфликтологического подхода были сформулированы в трудах К. Маркса и Г. Зиммеля. Значительный вклад в теорию конфликта был сделан Р. Дарендорфом и Л. Козером. Концепция немецкого социолога положила начало конфликтному стуктурализму. Согласно ее основным положениям причинами конфликта являются неравномерное распределение власти и авторитета внутри "императивно координированных ассоциаций" и осознание их членами своих интересов. Конфликт приобретает остроту, если распределение власти в значительной степени связано с распределением ресурсов, если увеличивается относительное обнищание и уменьшается интен­сивность мобильности, если он носит неинституционализированный характер. По мнению Дарендорфа, наиболее острые кон­фликты способны вызвать серьезные структурные изменения. Концепция же американского социолога даст начало конфлик­тному функционализму. Основными причинами конфликта называются: сомнения неимущих групп в законном характере существующего порядка распределения дефицитных ресурсов, относительное обнищание групп, низкая интенсивность социальной мобильности и отсутствие каналов выражения недовольства. Острота и продолжительность конфликта обусловле­ны наличием многочисленных причин и условий его возникновения, жесткостью социальной структуры, концентрацией вок­руг ценностей, усилением эмоционального начала, отсутствием согласия между группами относительно символов побед и по­ражений и др. В отличие от Дарендорфа Козер большее внима­ние уделяет функциям конфликта. К ним он относит установ­ление четких границ для конфликтных групп, внутригрупповую интеграцию, образование новых ассоциативных коалиций, сти­мулирование социальных изменений.

Под конфликтом в современной социологии понимается противостояние или противоборство, по меньшей мере, двух сторон по поводу распределения ценностей, ресурсов и власти.

Выделяются два способа завершения конфликта: регулирование и разрешение. Первый из них предполагает разработку и применение ряда мер, направленных на ограничение масштабности конфликта и снижение степени его остроты. Второй — направлен на устранение причин, вызвавших конфликт.

 

Вопросы семинара 6

1 Общественное мнение как институт социального контроля.

2 Объекты, структура и функции общественного мнения.

3 Публика и толпа.

Вопросы семинара 7

1 Организация и коллектив.

  • Руководство и лидерство.
  • Бюрократия.

9 Этнические общности.

10 Малые группы.

 

Задания к теме

1 Под социальным институтом понимают:

1)объединение людей, создаваемое ими для удовлетворения определенной совокупности личных и общественных потребностей;

2)организационную форму той или иной социальной системы, упорядочивающую совокупность отношений между людьми, образующими ее;

3)учебно-воспитательную организацию, в которой члены общества проходят процесс вторичной социализации и приобщаются к предстоящей в будущем деятельности в рамках формальных

организаций;

4)устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере общественной жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов.

 

2 Важнейшей предпосылкой институционализации является:

1)объединение воли и желания всех индивидов, составляющих

данный социум;

2)успешное прохождение большинством индивидов процесса социализации;

3)интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей и формирование на этой основе новых систем потребностей личности, ценностных ориентации и ожиданий;

4)стремление членов общества к консенсусу.

 

3 Выберите из указанных ниже систем те, которые относятся к самоорганизующимся:

1)армейское подразделение;

2)внеформальная группа;

3)школьный класс;

4)конструкторское бюро.

 

4 Понятие «институционализация» означает:

1)признание достигнутого социального статуса индивида;

2)учреждение социального института определенной группой лиц;

3)проверку степени соответствия поведения индивида тому, что считается общепринятым;

4)закрепление общественной практики или какой-то области общественных отношений в виде закона, социальной нормы или общепринятого порядка.

 

5 Репродуктивные функции в обществе осуществляют:

1)политические институты;

2)экономические институты;

3)правовые институты;

4)брачно-семейные институты.

 

6 Брачно-семейные институты включают в себя:

1)только аскриптивные статусы;

2)только достигаемые статусы;

3)и те и другие;

4)ни те ни другие.

 

7 Выберите из приведенного списка имена социологов, являющихся основоположниками конфликтного подхода

а) К. Маркс

б) Т.Парсонс

в) М.Вебер

г) Г.Зиммель

д)Р. Дарендорф

е)Л.Козер

ж) П.Блау

 

8 Какие из указанных видов конфликтов легче разрешаются:

а) конфликты ценностей

б) конфликты интересов

в) институционализированные

г) неинституционализированные

 

9 Возникает тогда, когда одна сторона стремиться к реализации своих интересов в ущерб интересам другой:

а) организация

б) конфликт

в) институционализация

г) социализация

 

10 Конфликтная ситуация, когда 16-летней дочери родители запрещают приходить домой позже 22 часов, а она настаивает до 24, описывает:

а) статусный конфликт;

б) культурный конфликт;

в) конфликт между поколениями;

г) ролевой конфликт и ролевое бесправие тинэйджеров.

 

 

11 Понятие «первичная группа» ввел:

A. Дж. Хоманс.
Б. К. Левин.

B. Ч. Кули.

 

12 Автором техники измерения социопсихологических отношений в малых группах является:

A. Э. Мэйо.

Б. А. Этциони.

B. Д. Морено.

 

13 Концепцию лидерства в малых группах создал:

A. К. Левин.

Б. Дж. Хоманс.

B. Э. Мэйо.

 

14 Назовите три основных типа лидерства:

А. ________________________________________________________________

Б. ________________________________________________________________

В. ________________________________________________________________

 

15 Социальная самоорганизация как процесс – это ____________________

______________ поведение __________________________, преследующих

_________________________ интересы и цели, соблюдая принятые в данном обществе нормы.

 

16 Управление — это ________________________________________________

________________________ органа управления, функциями которого являются: обеспечение ____________________________________________________, балансирование функций объекта управления, профилактика и разрешение различных ______________________________.

 

17 Назовите одно из трех отличий социального управления от социальной самоорганизации:

А. _________________________________________________________________

Б.____________________________________________________________

 

18 Выделяют различные позиции человека в деловой организации. Назовите любые четыре из них:

А. …………………………….

Б. …………………………….

В. ……………………………

Г. …………………………….

 

19 Конкуренция – это процесс …………………………..социальных……………………….за…………………в достижении одних и тех же ………………………………………., за доступ к идентичным или сходным……………………………в рамках одобряемых и контролируемых правил либо вне таких правил.

 

 

20 Маркс, Дюркгейм и Парк выделяют четыре стадии конкуренции. Назовите любые две из них:

А. ……………………………………………

Б. ……………………………………………

 

21 …………………………………….конкуренция предполагает существование полностью………………………….выбора, полностью………………….действий, а также…………………………возможностей…………………………..информированности каждого субъекта, участвующего в процессе конкуренции.

 

22 ………………………………….конкуренция – это когда…………………..субъекты обладают……………………..информацией об объекте, за доступ к которому они стремятся; обладают…………………….ресурсами в борьбе с конкурентами.

 

23 Управление – это………………………………………………..органа управления, функциями которого являются обеспечение…………………………, балансирование функций объекта управления, профилактика и разрешение различных……………………..

 

Основная литература

1 Кувшинова, О. А. Социология [Текст]: учеб. пособие для вузов / О. А. Кувшинова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Урал. академия гос. службы", фил. в г. Оренбурге. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2010. - 132 с. - Глоссарий: с. 111-118. - Библиогр.: с. 119-123. - Прил.: с. 124-130. - ISBN 978-5-7410-1104-1.

2 Общая социология: учебное пособие/коллектив авторов; под ред. М.М. Вышегородцева. – М.: КНОРУС, 2011. – 280с. ISBN 978-5-406-00478-4.

 

Дополнительная литература

1 Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин.- 3-е изд.,перераб.и доп. - М.: Центр, 2009. - 224 с - ISBN 5-88860-055-5.

2 Социология: Учебник / А.И. Кравченко. - CПб.: Логос, 2009. - 432 с - ISBN 5-88782-167-1.

3 Социология: Учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. - М.: Гардарики, 2009. - 432с - ISBN 5-7762-0041-5.

4 Социология = пер. с англ / Н. Смелзер. - М.: Феникс, 2008. - 688с - ISBN 5-7113-0106-3.

5 Социология: Учебник / С.С. Фролов.- 3-е изд., доп.. - М.: Гардарики, 2008. - 344с - ISBN 5-8297-0007-7.

6 Сафонов, А. Л. Концептуальные проблемы теории этноса в контексте глобализации / А. Л. Сафонов, А. Д. Орлов // Alma mater: Вестник высшей школы,

2012. - № 2. - С. 17-21. - Библиогр.: с. 21.

7 Ишкова, А. В. Портрет идеального руководителя / Ишкова А. В., Черная Л. Е. // Менеджмент в России и за рубежом,2010. - № 6. - С. 128-135. - Библиогр.: с. 134-135

8 Всероссийский институт изучения общественного мнения // Режим доступа http://www.wciom.ru

9 Институт социологии РАН // Режим доступа http://www.isras.rssi.ru

10 Журнал социологии и социальной антропологии // Режим доступа http://www.soc. pu.ru: 8101 /publications/j ssa.

11 Журнал «Социологические исследования» // Режим доступа http://www.isras.rssi. ra/RJSocis.ntm.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.099 с.)